Применение ККТ: как минимизировать риски. Кто освобожден от применения ККТ? Постановление правительства о применении ккт

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

Продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

(см. текст в предыдущей редакции)

продажа ценных бумаг;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне , утвержденном Правительством Российской Федерации;

Осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

(см. текст в предыдущей редакции)

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3 , , - , , , , , , , , - , , , 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Действие положений абзацев второго , шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Мы собрали всю полезную информацию про онлайн-кассы с 2017 года в одной публикации.

В июле 2016 года был принят 290 Федеральный закон об онлайн-кассах. Этот закон призван внести изменения в положения 54-ФЗ «О применении ККТ». По новым правилам все кассовые аппараты должны с 1 июля 2017 года передавать электронные копии чеков онлайн в налоговую.

Новшества затрагивают даже тех ритейлеров, которые раньше не работали с ККТ — ЕНВДшников и ПСНщиков. Онлайн-кассы для предпринимателей на ЕНВД и ПСН станут обязательными с 1 июля 2018 года.

Изменения 54-ФЗ — это самая глобальная реформа в ритейле за последние 10 лет.

С момента написания статьи вступили в силу несколько важных изменений закона, вышли новые разъяснения от ФНС.

Прочитайте публикацию с актуальной информацией:

Подробнее о том, что сейчас происходит:

Что такое онлайн-касса

Онлайн-касса — это кассовый аппарат, который отвечает новым требованиям:

  • печатает qr-код и ссылку на чеке,
  • отправляет электронные копии чеков в ОФД и покупателям,
  • имеет встроенный в корпус фискальный накопитель,
  • свободно взаимодействует с аккредитованными ОФД.

Все требования к онлайн-кассам описаны в новом законе и обязательны для всех кассовых аппаратов с 2017 года.

Онлайн-касса — это не обязательно совершенно новый кассовый аппарат. Многие производители дорабатывают кассы, выпущенные ранее.

Например, все кассы и фискальные регистраторы Вики возможно доработать до онлайн-кассы. Цена комплекта доработки — 7500 рублей. В сумме учтена стоимость фискального накопителя (6000 рублей), шильды и документации с новым номером ККТ (1500 рублей). Обновление ПО на всех кассах Вики происходит автоматически.

Новые кассы (доработанные и совсем новые) занесены в специальный реестр моделей ККТ и утверждены Федеральной налоговой службой.

Как работает онлайн-касса и что теперь должно быть на чеке

Процесс продажи на онлайн-кассе теперь выглядит так:


Чек онлайн-кассы содержит:



Если покупатель попросил отправить электронную копию чека, то в бумажном нужно указывать электронную почту клиента или его абонентский номер.

Адрес продажи варьируется в зависимости от вида торговли. Если касса установлена в помещении, то необходимо указать адрес магазина. Если торговля ведётся с автомобиля, то указывается номер и название модели авто. Если товары продаёт интернет-магазин, то на чеке должен быть указан адрес сайта.

Фамилию кассира не нужно указывать в чеках из интернет-магазинов.

Новые термины

Оператор Фискальных Данных (ОФД) — организация, отвечающая за приёмку и передачу фискальных данных в налоговую. Также Оператор хранит эту информацию 5 лет и обеспечивает отправку копий электронных чеков клиентам. Список аккредитованных ОФД представлен на сайте ФНС.

Реестр онлайн-касс — это перечень кассовой техники, готовой к работе по новым правилам и официально одобренной Федеральной налоговой службой России. На декабрь 2016 года реестр контрольно-кассовой техники содержит 43 модели ККТ. Список обновляется, с ним любой желающий может ознакомиться на сайте налоговой. Каждая конкретная касса также вносится в реестр экземпляров ККТ.

Фискальный накопитель шифрует и передаёт фискальные данные в ОФД. ФН пришёл на замену ЭКЛЗ.

Фискальные данные — это информация о финансовых операциях, проводимых на кассе. Технические требования к фискальному накопителю описаны в законе, сейчас на рынке доступна для покупке одна модель фискального накопителя. Каждый экземпляр ФН также внесен в специальный реестр.

Срок действия фискального накопителя для всех предпринимателей разный и зависит от применяемой системы налогообложения:

  • ОСНО - 13 месяцев
  • УСН, ПСН, ЕНВД - 36 месяцев

Началом срока службы фискального накопителя является дата его активации. Владелец ККТ обязан хранить ФН после замены 5 лет. Менять ФН предприниматель может самостоятельно. Но чтобы избежать проблем с регистрацией или заменой фискального накопителя, мы рекомендуем всё-таки обращаться в сервисные центры.

Купить фискальный накопитель вы можете в своем сервисном центре. Стоимость ФН — от 6000 рублей.

Договор с ОФД обязательный документ по требованиям нового закона. Без него не получится даже зарегистрировать онлайн-кассу. Однако поменять оператора владелец кассы может в любой момент. Стоимость услуг ОФД — от 3000 рублей в год.

Кто должен перейти на онлайн-кассы

Переход на онлайн-кассы проходит в несколько этапов и затрагивает:

  • предпринимателей, которые уже применяют ККТ,
  • торговцев акцизными товарами,
  • владельцев интернет-магазинов,
  • предпринимателей, оказывающих услуги населению и не применяющих кассы, В том числе ИП на ЕНВД, УСН и ПСН,
  • владельцы вендинговых и торговых автоматов, а также платежных терминалов.

Предприниматели, которые используют бланки строгой отчетности (БСО), тоже попадают под нововведения.

Форма бланков строгой отчетности меняется. С 1 июля 2018 года все БСО должны быть напечатаны при помощи специальной автоматизированной системы. Эта система — разновидность онлайн-кассы и она тоже передаёт данные онлайн. .

Сроки перехода на онлайн-кассы: 2017-2018 гг.

1 февраля 2017 года Владельцы вновь регистрируемых ККТ
Начинается переход на онлайн-кассы и прекращается замена ЭКЛЗ и регистрация касс по старому порядку.
31 марта 2017 года Все организации и ИП, которые продают алкоголь
! Исключение: организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН, которые торгуют слабоалкогольными напитками
Продавцы подакцизного алкоголя обязаны применять онлайн-кассы с 1 апреля 2017 года. Продавцы пива, сидра и других слабоалкогольных напитков переходят на онлайн-ККТ в зависимости от выбранной системы налогообложения.
1 июля 2017 года Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН
После этой даты нельзя использовать кассы с ЭКЛЗ, все ККТ должны работать с фискальным накопителем.
1 июля 2018 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , которые торгуют в розницу и оказывают услуги общественного питания
  • ИП на ЕНВД , если у них есть наемные работники
1 июля 2019 года
  • Организации и ИП на ЕНВД
  • ИП на ПСН , кроме розничной торговли и общественного питания
  • ИП на ЕНВД без наемных работников , которые торгуют в розницу или оказывают услуги общественного питания
  • Организации и ИП , оказывающие услуги или выполняющие работы, при условии выдачи покупателю БСО

Очень часто предприниматели задают вопрос: «Если компания работает на двух системах налогообложения УСН и ЕНВД, когда переходить на новые правила?»

С 1 июля 2017 года налогоплательщики на УСН должны применять онлайн-кассу. Параллельные режимы налогообложения не играют никакой роли. Кроме того, по каждому режиму пробивается отдельный чек.

Кто освобожден от онлайн-касс

От работы с кассами, как и раньше, освобождены: представители малого бизнеса, оказывающие услуги по ремонту обуви, продавцы на необорудованных рынках, торговцы продукции с цистерн и тележек, газетные киоски, люди, сдающие в аренду собственное жилье, организации с безналичной оплатой, кредитные организации и компании, занятые на рынке ценных бумаг, кондукторы и предприятия общественного питания в образовательных учреждениях.

Религиозные объединения, торговцы предметов народного промысла и почтовых марок тоже могут продолжить работу без ККТ.

Предприниматели в труднодоступных и отдаленных местностях могут работать без кассы. Правда, перечень таких областей определяют руководители на местах.

Как перейти на онлайн-кассу

Переход на онлайн-кассы с 2017 года — фактор, который напрямую влияет на дальнейшую работу бизнеса, подойти к нему следует ответственно.

Главное — не затягивать. Если вы планируете заняться переходом, скажем так, поздней весной, то есть все шансы запоздать с переходом на онлайн-кассу к июлю 2017 года.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.

Опыт внедрения системы ЕГАИС для торговцев алкоголем показал, что предприниматели до последнего откладывают модернизацию оборудования. Это порождает много сложностей: производители онлайн-касс не в успевают подготовить должным образом оборудование, логистические службы испытывают колоссальную нагрузку и срывают сроки, а магазины по всей стране простаивают без возможности законной торговли. Ну или торгуют с риском получить штраф.

Чтобы замена ККТ на онлайн-кассу не доставила неприятностей, рекомендуем заняться этим вопросом уже сейчас.


Выбрать онлайн-кассу для перехода на 54-ФЗ
Решения для любого бизнеса

Порядок перехода на онлайн-кассы

Итак, чтобы перейти на онлайн-кассу мягко, планируйте досконально и действуйте поэтапно:

1. Выясните, можно ли доработать имеющееся оборудование

Обратитесь к производителю вашей кассы. Если технику можно обновить, узнайте цену комплекта доработки для онлайн-кассы и, главное, включен ли в эту стоимость фискальный накопитель.

К этой сумме прибавьте работу ЦТО (или АСЦ) по доработке ККТ. Хотя регистрация кассы и накопителя на сайте ФНС технически не сложная, но даже специалисты, которые проводят регистрацию первый раз, иногда ошибаются. Если ошибётся специалист АСЦ, то ФН (6500 руб.) вам заменят за счет АСЦ. Если ошибку допустите вы, то и платить за замену накопителя придётся вам.

Если вашу кассу можно доработать, не спешите радоваться. Зачастую лучше купить новую онлайн-кассу, чем переделывать старую кассовую технику (стоимость доработки некоторых касс сопоставима со стоимостью новой кассы).

Чтобы не потратить деньги зря, проведите небольшое исследования рынка. Узнайте, сколько стоит доработка ККТ в среднем по рынку (у разных производителей), сколько стоит новая онлайн-касса. Сравните функционал старой доработанной кассы и новой онлайн-кассы. Если каждый шаг и малюсенькая доработка стоит дополнительных 100 рублей — это повод задуматься и поискать альтернативы.

2. Проверьте, есть ли рассматриваемое вами оборудование в реестре ФНС:

  • Проверка онлайн-касс - сервис ФНС для проверки экземпляров ККТ.
  • Проверка фискальных накопителей - аналогичный сервис для проверки фискальных накопителей (чтобы вам не продали сломанный или уже использованный накопитель).

3. Составьте график замены ЭКЛЗ

Чтобы не переплачивать за работу ЭКЛЗ, уточните когда заканчивается её срок службы. По окончанию работы ЭКЛЗ вам лучше сразу установить фискальный накопитель и перейти на онлайн-кассы.

4. Проведите интернет в магазин

Интернет для онлайн-кассы должен быть стабильным. Уточните, если ли у интернет-провайдеров вашего региона специальные тарифы (также вы можете проконсультироваться в вашем АСЦ). Выясните, что для вас подойдет: проводной интернет или Wi-Fi модем.

5. Уточните наличие обновлений кассовой программы

Если вы работаете с кассовым ПО, например, с товароучетной системой, обязательно выясните, будет она дорабатываться до работы по новым правилам, совместима ли она с онлайн-кассой, сколько будет стоить доработка и когда она будет проведена. Кассы Вики работают со всеми товароучётными системами бесплатно — у нас это базовый функционал.

После всей подготовительной работы определитесь, когда вам переходить на онлайн-кассу.

6. Снимите с учета ФНС старую ККТ

Обратитесь в ваш ЦТО и снимите отчет с ЭКЛЗ. Напишите заявление о снятии с учета и отправляйтесь в налоговую. На руках у вас должно остаться карта владельца ККТ с отметкой о снятии с учета.

7. Выберите ОФД и заключите с ним договор

Это обязательное условие для регистрации онлайн-кассы. Изучите возможные варианты, условия и предоставляемый сервис. Договор ОФД — это оферта в электронном виде, которую вы акцептуете при регистрации на сайте. То есть вам не нужно оформлять бумаги или ехать в отделение.

После заключения договора смело переходите к завершающей части — регистрации онлайн-кассы.

8. Зарегистрируйте онлайн-кассу

Новый закон допускает два варианта регистрации онлайн-кассы: классический и электронный.

Классический способ ничем не отличается от старого. Вы собираете документы, берете новую кассу с фискальным накопителем, идете в налоговую, заполняете заявление и ждёте. Через некоторое время вам выдают регистрационный номер.

Электронный способ регистрации онлайн-кассы позволяет сэкономить время. Чтобы установить онлайн-кассу, вам понадобится электронно-цифровая подпись. Получите её заранее в любом удостоверяющем центре.

Как зарегистрировать онлайн-кассу:

  1. На сайте nalog.ru зарегистрируйтесь в личном кабинете.
  2. Заполните заявление на сайте ФНС.
  3. Введите регистрационный номер онлайн-кассы и фискального накопителя.
  4. Заполните реквизиты ОФД.

Если вы всё сделали правильно, ФНС выдаст вам регистрационный номер ККТ. .

Новые штрафы

Штрафовать за нарушения новых правил будет ФНС. Взыскания начнутся уже с 1 февраля 2017 года. Размер взысканий: от 3000 рублей, до запрета торговли.

Процедура оформления административного нарушения стала проще. При первом нарушении в ряде случаев возможно устное предупреждение, но при повторном — приостановка торговли до 3-х месяцев, а это фактически гибель для магазина.

Чтобы избежать проблем, соблюдайте все требования нового законодательства.

Как выбрать онлайн-кассу

Прежде всего, составьте свой собственный список требований к кассе. Определиться с требованиям вам помогут ответы на простые вопросы о вашей торговой точке.

Собираетесь ли вы использовать кассу, как средство автоматизации бизнеса? Если да, то вам понадобится касса, которая умеет работать с распространенными товароучётными системами (1С и производными). Если не собираетесь — выбирайте кассу, которая, по крайней мере, умеет выгружать данные о продажах в таблицы Excel.

Продаете ли вы или собираетесь продавать алкоголь? Если ответ положительный, то касса должна быть адаптирована для ЕГАИС, то есть поддерживать работу с УТМ и иметь функции, например, списания остатков.

Есть ли у вас знакомый или штатный айти-специалист? Теперь касса — это ИТ-система, в которую входит не только кассовый аппарат, но также интернет-соединение, связь с ОФД и криптографическое средство. Если у вас в штате не предусмотрен сотрудник, который сможет провести оперативную диагностику всей системы в случае поломки, то имеет смысл заключить договор с сервисным центром.

Определившись с основными характеристиками, вы сможете принять решение.

Пример: выбрать кассу для магазина у дома

Допустим, у вас небольшой магазин «у дома»: в ассортименте есть пиво и другой некрепкий алкоголь. Торговля идёт хорошо, но вы хотите увеличить продажи, не замораживая при этом, большие суммы в товаре. В штате у вас есть 1 кассир, ему на смену выходите вы лично.

Получается, что вам нужна касса, которая поддерживает ЕГАИС, работу с товароучётными системами и вам понадобится техническая поддержка.

Вам подойдёт касса Вики Мини Ф — она полностью соответствует требованиям 54-ФЗ, имеет все функции, необходимые для работы с ЕГАИС и совместима со всеми товароучётными системами. Техническую поддержку вам окажет региональный сертифицированный партнёр, у которого вы купите кассу.

Пример: выбрать кассу для парикмахерской

Или иначе: у вас несколько парикмахерских салонов по городу. Естественно, никаким алкоголем вы не торгуете и не собираетесь. Информацию о клиентах вы собираете в общую ЦРМ-систему. В штате есть компьютерщик, который эту систему настраивает и помогает решать другие технические проблемы.

В этом случае, вам достаточно бюджетного комплекта: ККТ Вики Принт 57 Ф и системного блока Вики Микро. Все необходимые инструкции ваш технический специалист найдёт в разделе поддержки «Дримкас» и ОФД, который вы выберете.

Если у вас не обычная парикмахерская, а салон премиум-класса, то вам больше подойдёт комплект Вики Классик и Вики Принт 80 Плюс Ф — он не сильно отличается по функциям от бюджетных касс, но его дизайн разработан специально для бутиков, салонов и дорогих кафе.

Выберите свою онлайн-кассу

Требованиям 54-ФЗ и ЕГАИС полностью отвечают кассы Вики.

В этой статье вы узнаете:

  • Последние изменения применения ККТ.
  • В какую сумму обойдется переход на онлайн ККТ.
  • Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ.
  • Каковы сроки вступления в силу изменений в законе о ККТ.
  • Кто может продолжать работу без применения ККТ.
  • Какую нужно формировать отчетность при работе с ККТ.
  • Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ.

Российское законодательство модернизируется, в него вносятся изменения, улучшаются законы и правовые нормы. Коснулись эти процессы и сферы продаж: совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон 54-ФЗ о применении новой контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли и оказании услуг. Данный нормативный документ призван модернизировать процессы продажи в магазинах, упорядочить правоотношения между покупателем и продавцом, а также упростить взаимодействие между налоговой службой, торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями. Неудивительно, что в современную эпоху цифровых технологий государство решило принять новый закон о применении ККТ и вывести сферу торговли на новый информационный уровень, автоматизировав и модернизировав сбор данных при осуществлении денежных расчетов и платежей с применением электронных средств между покупателем и продавцом, а также между поставщиком и потребителем услуг.

На данный момент нормы применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями прописаны в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Закон о применении ККТ 54-ФЗ обязывает все организации и индивидуальных предпринимателей при взимании платы за товары или оказанные услуги применять контрольно-кассовую технику. В нем также прописаны исключения, при которых предприятие или ИП освобождаются от использования аппаратов.

В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, обстоятельства, при которых происходит освобождение от установки аппаратов, а также каков регламент их внедрения и санкции при нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники.

Закон о применении ККТ подразумевает постепенный переход на использование онлайн-касс, он касается как крупных розничных торговых сетей, так и небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Последние изменения применения ККТ в 2018 году

Для того чтобы улучшить контроль и сделать проще администрирование доходов налогоплательщиков, в Федеральный закон № 54-ФЗ был внесен ряд фундаментальных изменений (Федеральным законом № 290-ФЗ).

Благодаря этим поправкам стало возможным применение контрольно-кассовой техники нового поколения с функцией удаленной передачи данных сразу в фискальные органы. Это позволит Федеральной налоговой службе получать сведения в онлайн-режиме и проводить анализ поступившей информации для выявления риска правонарушений, что в целом поможет более точно проводить налоговые проверки. Для большей части торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей нововведение облегчит и упростит процесс продажи, так как проверки должны стать точечными, не затрагивающими большую массу торговых компаний.

Использование подобной автоматизированной интеллектуальной системы сбора информации о деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей через применение новой, модернизированной ККТ, несомненно, должно принести положительный результат.

Разработчики новой системы сбора информации, равно как и сотрудники федеральной налоговой службы, говорят о расширении возможностей по контролю над деятельностью фирм и предпринимателей, в том числе:

  • Наличие функции регистрации ККТ через личный кабинет на сайте ФНС, а также удаленное проведение всех юридически значимых операций по документообороту, связанному с применением ККТ, через сеть Интернет и сайт ФНС.
  • Больше не требуется заключать договор на проведение технического обслуживания ККТ.
  • При определенных условиях ККТ можно применять в автономном режиме.
  • Онлайн-торговля должна стать простой и прозрачной.
  • Глубокая интеграция ККТ с современными мобильными устройствами – телефонами, смартфонами, планшетами.
  • Уменьшение налоговых проверок.
  • Переход на новый тип ККТ и ее интеграция в единую систему сбора данных будет проходить поэтапно.

Применение новой ККТ должно позволить предпринимателю работать в более комфортных рыночных условиях, так как усовершенствованная техника минимизирует возможности конкурентов по уходу от налоговых отчислений. К тому же внедрение системы новой ККТ должно понизить расходы предпринимателей и организаций на ежегодное техническое обслуживание данного оборудования, особенно это актуально для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей на таких системах налогообложения, как УСН и ЕНДВ.

В противовес этому высказываются мнения, что переход на новую систему ККТ потребует серьезных финансовых затрат на модернизацию уже существующей техники, а в ряде случаев, при невозможности усовершенствования и приведения оборудования к новому стандарту, его придется заменить на новое, что повлечет за собой серьезные финансовые расходы. К тому же затраты понесут и те, кто до этого был освобожден от применения ККТ, так как им придется покупать новую технику. Также дополнительные расходы коснутся тех, кто вынужден применять бланки строгой отчетности. БСО по новому закону положено формировать в электронном виде или на бумажном носителе в момент расчета за оказанные услуги, этот порядок также должен быть автоматизированным.

Несомненно, для хозяйствующих субъектов внедрение новой системы применения ККТ несет определенные положительные моменты, среди которых автоматизация администрирования и уменьшение количества налоговых проверок. Новая модель использует интернет-каналы связи, но ни для кого не секрет, что еще остаются территории, где стабильность работы сети оставляет желать лучшего. Это также вызывает определенные опасения у предпринимателей, так как раньше для осуществления продаж Интернет не требовался, сегодня же торговля без подключения ККТ к Сети будет невозможна.

Также для покупателей внедрение новой ККТ должно усовершенствовать систему защиты прав потребителей:

  • Покупатели смогут получить чек в электронном виде на свою почту, а также у ОФД.
  • Быстро и без особых усилий самостоятельно проверить легальность кассового чека, используя специальное мобильное приложение: данная программа бесплатная и позволяет при возникновении каких-то сомнений направить жалобу напрямую на серверы ФНС.

Для покупателей получение чека в электронном виде удобно: теперь можно не бояться, что он выгорит на солнце или потеряется. С другой стороны баррикад – предприниматели, опасающиеся, что перекладывание части надзорных функций со стороны государства на простых граждан может развязать последним руки и те начнут использовать контроль торговых операций не по назначению, а во вред порядочным бизнесменам. Делегирование гражданам полномочий проверки деятельности предпринимателей вызывает сомнения.

Подводя итоги, можно сказать, что внедрение новой системы применения ККТ позволит властям вывести из тени часть розничной торговли и вместе с этим увеличить объем налоговых поступлений в бюджет государства. В технической части должен быть упрощен механизм регистрации и администрирования ККТ, количество налоговых проверок планируется уменьшить, а органы ФНС сосредоточатся на проблемных, рисковых зонах розничной торговли. Для покупателя же внедрение онлайн-касс согласно ФЗ-54 о применении ККТ в 2017 г. позволит обрести более удобный и универсальный способ получения информации о совершенных покупках и сохранить эти данные в электронном виде.

  • Роботизация производства: сфера применения, плюсы и минусы внедрения роботов

Какие особенности имеет новое применение ККТ

Имеющийся порядок ведения торговой деятельности предполагает, что в момент оплаты товара происходит фиксация операции и суммы покупки на специальной кассовой ленте, кассовом чеке для покупателя, в памяти кассового аппарата, а также в кассовой книге, которую ведет кассир. При проведении налоговой проверки данные из кассовой книги сверяются со значениями, записанными в память кассового аппарата. Принятые поправки изменяют этот алгоритм и делают его более детализированным и точным. В используемой ранее схеме, помимо покупателя и продавца, появляются еще два действующих лица: ОФД – оператор фискальных данных и ИФНС. У каждого из этих органов свои цели и задачи.

Если ранее кассовая техника комплектовалась только фискальной памятью, то теперь такое оборудование должно в обязательном порядке иметь особый фискальный накопитель, способный не только записывать данные о торговых операциях, но и шифровать их, а также отправлять в зашифрованном виде на серверы оператора фискальных данных.

Давайте рассмотрим на простом примере новый алгоритм работы ККТ. Стандартная ситуация: покупатель пришел в супермаркет, набрал корзину продуктов и подошел к кассе. Продавец-кассир пробивает через новую ККТ все товары, после чего ККТ отправляет всю информацию в зашифрованном виде оператору фискальных данных, он, в свою очередь, на своих серверах обрабатывает этот запрос, сведения о чеке помещаются в базу данных ОФД, после чего ОФД отправляет на кассу уникальный номер, присвоенный чеку. После всего этого информация о совершенной покупке поступает на серверы налоговиков.

Покупателю, как и раньше, выдается продавцом бумажный чек, но если он выразил желание получить копию чека в электронном виде на свой почтовый адрес, то ККТ автоматически отправит данный документ на почту клиента. Заявить о такой необходимости потребитель должен заранее, до того, как чек будет пробит. Соответственно, и реквизиты (электронную почту) покупатель обязан сообщить продавцу заблаговременно.

По новым требованиям внешний вид и данные в чеке также будут изменены: документ должен содержать уникальный QR-код, по которому он может быть идентифицирован на серверах ОФД и ИФНС.

Сведения, которые должны присутствовать в чеке в обязательном порядке:

  • информация об операторе фискальных данных и его сайте;
  • место, дата и время покупки;
  • данные о продавце и его системе налогообложения;
  • тип операции (приходная или расходная);
  • сумма к уплате, включая данные о НДС;
  • сведения о форме расчета: банковские карты, электронные кошельки или наличность.

При внесении поправок в федеральный закон ФЗ-54 о применении ККТ законодатель настаивал, что новая форма применения ККТ позволит вывести из тени часть финансового рынка и повысить эффективность сбора налогов. Удобна такая система и для покупателя – например, при утере бумажного чека его наличие в электронном виде способно помочь при необходимости доказать факт сделки. К тому же законодатель таким образом пытается вывести из тени интернет-торговлю, так как по новым поправкам онлайн-магазины также обязаны выдавать чеки в электронном виде, а все операции проводить через серверы ОФД и налоговиков.

Деятельность оператора фискальных данных является новшеством на российском финансовом рынке. Согласно ФЗ 54 о применении ККТ оператором может стать любая организация, способная вести круглосуточную непрерывную обработку каждого чека в режиме реального времени, при этом оборудование компании должно соответствовать современным стандартам криптографической защиты, а сами сведения должны быть недоступны для третьих лиц. Актуальный список операторов фискальных данных можно найти на сайте налоговой службы.

В какую сумму обойдется переход на ККТ онлайн

Предполагается, что переход на новую систему применения ККТ принесет достаточно много положительных моментов, но есть и отрицательный – необходимость покупки или модернизации уже имеющейся техники, особенно актуальная при применении ККТ индивидуальными предпринимателями.

Наиболее простой способ – приобрести новую ККТ, сразу соответствующую требуемым стандартам, содержащую современный фискальный накопитель и запрограммированную производителем. Данный вариант недешев, и обойдется такая касса в сумму порядка 15–20 тысяч рублей, что для некоторых индивидуальных предпринимателей уже является существенными тратами.

Также есть возможность модернизировать уже существующие кассы, но стоит сразу уточнить, что не все модели ККТ можно усовершенствовать и подключить к новой системе. Само по себе такое обновление предварительно оценивается в сумму около 5 тысяч рублей.

Обязательным, согласно закону ФЗ 54 о применении ККТ, в 2018 г. является договор с выбранным фискальным оператором данных, предварительно называется сумма около 4 тысяч рублей за годовое обслуживание.

  • Что делать, если в компанию пришла проверка УЭБиПК (ОБЭП)

Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ

Контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели, осуществляющие расчеты как наличными деньгами, так и средствами электронных систем платежей (п. 1 ст. 1.2 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Под расчетами понимаются:

  • прием денег от покупателя в виде оплаты за товары, работы или услуги;
  • выплата денег продавцу за товары, работы или услуги;
  • выплата денежных средств при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • прием ставок и выплата выигрышей при осуществлении азартных игр;
  • прием денежных средств при проведении лотерей и выплате выигрышей в них.

В перечисленных случаях применение ККТ обязательно с 15 июля 2016 года, ранее использовать кассы требовалось только при получении денег при продаже товаров, проведении работ или оказании услуг.

В местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ могут применяться в автономном режиме (п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Согласно приказу Минкомсвязи РФ № 616 от 5 декабря 2016 года, местные органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать такие населенные пункты, используя определенные критерии, список таких местностей должен быть опубликован на сайтах муниципальных образований.

Сроки применения ККТ: основные этапы вступления в силу изменений в законе

Федеральный закон № 290-ФЗ предусматривает переходный период, в течение которого индивидуальные предприниматели и организации обязаны переключиться на новый современный или модернизированный тип ККТ. Полностью все положения закона должны вступить в силу 1 февраля 2021 года.

В таблице приведены сроки начала действия определенных положений закона.

Положения

Срок действия

Примечание

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в таком заключении, представляются изготовителем ККТ в налоговый орган

Данные нужны для включения ККТ в реестр ККТ, который ведет ФНС

Дата, номер выдачи экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в указанном заключении, а также копия самого документа прилагается соискателем к заявлению на получение разрешения на обработку фискальных данных

ОФД должен иметь разрешение на обработку фискальных данных, полученное в установленном порядке

Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять регистрацию ККТ в ранее действовавшем порядке

ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 г., применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с ОФД

С указанной даты передача фискальных данных в налоговые органы в электронной форме осуществляется через ОФД, за исключением установленного случая (удаленная местность). До указанной даты эти положения применяются в добровольном порядке

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, не допускаются, за исключением установленного случая (удаленная местность)

Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляется по ранее установленным правилам

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя подтверждающего документа в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в ранее установленном порядке

БСО можно выдавать без применения автоматизированной системы

Сохраняется право организаций или индивидуальных предпринимателей не применять ККТ в соответствии с ранее действовавшим порядком

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажи с использованием торговых автоматов, могут не применять ККТ в составе таких торговых автоматов

Специалисты экспертных организаций вправе проводить экспертизу соответствия ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения) требованиям, предъявляемым к таким ККТ и оборудованию, без полученного дополнительного профессионального образования в указанной области

До утверждения типовых дополнительных профессиональных программ в области оценки

Данные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением ККТ

Экспертные организации проводят указанную экспертизу в соответствии с утверждаемой ими внутренней методикой

До утверждения методики проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения), в том числе проверки возможности взаимодействия ККТ со всеми ОФД и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, взаимодействия технических средств ОФД (соискателя разрешения) со всеми моделями ККТ, включенными в реестр ККТ, и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей

Методику утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ

Ставка НДС указывается в кассовом чеке и БСО в качестве обязательного реквизита

Отдельные группы организаций и индивидуальных предпринимателей применяют ККТ, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетных компьютерах

Порядок применения специальных устройств будет установлен Правительством РФ

На кассовом чеке и БСО указываются наименования товара (работы, услуги) и их количество. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО и УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, работающих по спецрежимам в виде ЕСХН, ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, данная норма применяется с указанной даты

Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлены виды деятельности, в отношении которых применяется спецрежим в виде ЕНВД

Кто может продолжать работу без применения ККТ

Список налогоплательщиков, освобожденных от применения ККТ, определен в федеральном законе № 290-ФЗ от 03.07.2016, также приведен перечень тех предприятий, которым до 1 июля 2018 года не вменяется в обязанность использовать кассы, хотя они и имеют такую возможность.

Без ограничения времени от применения ККТ освобождены следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  1. кредитные организации в автоматических системах расчетов;
  2. организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:
  • торговля газетами и журналами;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных документов кондукторами и водителями в салоне транспортного средства;
  • питание учащихся и работников образовательных учреждений;
  • при осуществлении торговли на ярмарках, в выставочных комплексах, на рынках;
  • разносная торговля;
  • торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив в киосках;
  • торговля молоком, квасом, растительным маслом и живой рыбой из автоцистерн;
  • прием от населения стеклотары и вторичного утильсырья;
  • ремонт и покраска обуви;
  • ремонт и изготовление ключей и металлической галантереи;
  • присмотр и уход за детьми, инвалидами, престарелыми;
  • реализация изготовителем изделий творчества и народного промысла;
  • распиловка дров и вспашка огородов;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду своих жилых помещений;
  1. организации и предприниматели, чья деятельность и расчеты осуществляются в труднодоступных и отдаленных местах;
  2. аптеки, находящиеся в сельских фельдшерско-акушерских пунктах;
  3. от применения ККТ освобождена деятельность по оказанию услуг проведения религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации религиозной литературы и предметов культа.

Полный список организаций, освобожденных от применения ККТ, представлен в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

До 1 июля 2018 года от применения ККТ согласно закону освобождены следующие виды компаний и индивидуальных предпринимателей:

  1. предприниматели и организации, ведущие свою деятельность с применением системы ЕНВД, но при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  2. индивидуальные предприниматели на патентной системе, но также при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  3. выполняющие работы или оказывающие услуги населению компании, но при условии выдачи бланков строгой отчетности

Также освобождена от применения ККТ продажа товара посредством торговых автоматов.

Подробнее об организациях, освобожденных от применения ККТ до 1 июля 2018 года, можно прочитать в частях 7, 8, 11 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ.

Отсрочка по переходу на онлайн-кассы продлена до 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ, и распространяется она на следующие субъекты:

  1. предприниматели и организации на ЕНВД, за исключением ведущих торговую деятельность и оказывающих услуги в сфере общественного питания;
  2. индивидуальные предприниматели на ЕНВД, ведущие торговлю и оказывающие услуги в общественном питании, но при условии отсутствия наемных работников;
  3. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, за исключением тех, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании;
  4. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании, но не имеет наемных работников;
  5. индивидуальные предприниматели и организации, оказывающие услуги населению (за исключением общепита с привлечением труда наемных работников) при условии выдачи ими бланков строгой отчетности;
  6. индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю через автоматы и не имеющие наемных работников.

Расчеты с применением ККТ: какую нужно формировать отчетность

При применении кассовой техники возникает необходимость в оформлении следующих документов:

  • Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1). Данный акт оформляется при запуске нового аппарата, а также тогда, когда был проведен ремонт кассового аппарата или произведено обнуление или замена фискальной памяти.
  • Акт снятия показаний счетчика (форма КМ-2). Оформляется данный акт при передаче кассового аппарата в эксплуатацию другой организацией, а также после проведенного ремонта.
  • Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3). Он оформляется при возникновении ситуаций, когда нужно вернуть деньги покупателям по неиспользованным чекам. А также при ошибочном пробитии чека.
  • Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). Данный документ оформляется для записи всех операций по кассовому аппарату, журнал заводится на каждый отдельный кассовый аппарат, записи в нем производятся кассиром по Z-отчетам.
  • Журнал по форме КМ-5. Если организация осуществляет деятельность без кассира-операциониста.
  • Форма КМ-6, справка-отчет кассира-операциониста. В ней оформляется отчет о показаниях счетчика ККМ и выручка за день или рабочую смену. Заполняет данный отчет кассир и вместе с выручкой сдает руководителю организации по приходно-кассовому ордеру. Также кассир может сдавать деньги инкассатору банка.
  • Форма КМ-7, сведения о показаниях счетчиков в ККМ. Представляет собой сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке за день и является приложением к справке-отчету кассира.
  • Форма КМ-8, журнал, хранящийся у руководителя организации, содержит сведения о вызовах специалистов по обслуживанию ККМ, ведет данный журнал специалист ЦТО.
  • Журнал о проверке наличных средств (форма КМ-9). Данный журнал оформляется в случае внезапной, незапланированной проверки со стороны контролирующей организации с целью уточнения фактической суммы денежных средств на кассе.

При наличных денежных расчетах, помимо указанных выше отчетных документов, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо строгое соблюдение кассовой дисциплины.

Если же организация или индивидуальный предприниматель уже перешли на онлайн-кассы, то перечисленные выше документы вести не нужно, это является несомненным плюсом и аргументом к скорейшему началу использования современной ККТ и онлайн-касс.

  • Лимит кассы: расчет, установление, ответственность за превышение

Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ

Ответственность за торговлю товарами и предоставление услуг без применения контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но в связи с нововведениями, касающимися изменения норм применения ККТ, в статью были внесены поправки, которые относятся к случаям несоблюдения закона как предпринимателями, занимающимися расчетами через кассовые аппараты, так и операторами фискальных данных.

Если предприниматель применяет ККТ, не соответствующую современным стандартам, а также с нарушением сроков и порядка регистрации и перерегистрации аппаратов, то на него могут быть наложены следующие санкции:

  • предупреждение либо штраф на должностное лицо от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • штраф для юридического лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Данные нормы ответственности применяются с 1 февраля 2017 года. Также если предприниматель или организация не направили покупателю (по его заявлению) электронный чек, то выносится предупреждение либо штраф: на должностное лицо – 2 тысячи рублей, на юридическое – 10 тысяч рублей.

Таблица штрафных санкций

Правонарушение

Наказание для должностного лица

Наказание для юридического лица

Неприменение ККТ

Штраф в размере от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 руб.

Штраф в размере до ¾ одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Неприменение ККТ (повторно), если сумма расчетов без ККТ составила более 1 000 000 руб.

Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет

Приостановление деятельности на срок до 90 суток

Применение ККТ, не соответствующего требованиям, нарушение порядка регистрации и условий использования ККТ

Непредоставление организацией или ИП информации и документов по запросам ФНС или нарушение сроков их направления

Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Непредоставление организацией или ИП покупателю чека (бумажного или электронного)

Предупреждение или штраф 2 000 руб.

Предупреждение или штраф 10 000 руб.

Мнение эксперта

Последствия неправильного применения ККТ

Павел Тимохин, руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

Провести модернизацию или закупить соответствующие новому закону ФЗ-54 виды ККТ организации и предприниматели были обязаны до 1 июля 2017 года, однако при этом налоговики перестали регистрировать не подходящие современным стандартам кассы еще с 1 февраля 2017 года.

Санкции за неприменение кассы для директора составляют от ¼ до ½ от объема продаж, а для организации штраф будет от ¼ до полной суммы всех сделок без чеков. Если правонарушение совершено повторно и продажи превысят 1 миллион рублей, то директора ждет дисквалификация на срок до двух лет, а торговую деятельность организации могут приостановить на 90 дней.

При условии несоответствия кассы новым стандартам за невыдачу чека компания получит либо предупреждение, либо штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а директора при этом оштрафуют на 3 тысячи рублей.

Информация об экспертах

Павел Тимохин , руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва. Компания «Фингуру» создана в 1999 году и с 2005 года объявилась на рынке электроники. Уже до сегодняшнего дня насчитывается больше 20 тысяч клиентских организаций. Фирма ориентирована только на клиента, чтобы максимально обеспечить его новыми технологиями для работы с информацией. Компания предоставляет услуги: электронной бухгалтерии, офисные приложения в аренду, система для управления предприятиями, проверку контрагентов, система управления отношениями CRM и так далее.

История онлайн-касс началась ещё в 2014 году, когда в ходе эксперимента ФНС внедрила кассовые аппараты нового поколения, подключенные к интернету, на территории Москвы и области, в Татарстане и Калужской областях.

Эксперимент был признан удачным, поэтому 14 июня 2016 года Госдума приняла изменения в закон о кассовых аппаратах № 54-ФЗ, существенно ужесточивший требования к ККТ. Из этой статьи вы узнаете, какие кассовые аппараты в 2019 году для индивидуальных предпринимателей надо применять при расчётах с покупателями.

Кто обязан использовать новые кассы

Кассовые аппараты в 2019 году обязаны применять всё больше предпринимателей, но изменения будут постепенными. Нужен ли кассовый аппарат для ИП, работающих на ПСН и на в новом году? До какого числа нужно подключить ? Кто из плательщиков УСН и ОСНО в 2019 году все ещё может работать без ККТ?

В этой таблице мы собрали информацию по срокам и категориям налогоплательщиков, обязанных установить кассы нового образца.

Новый закон не только установил к ККМ, но и перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые по-прежнему вправе не применять кассовый аппарат при расчётах наличностью и картой (статья 2 закона № 54-ФЗ от 22.05.03):

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в киосках при условии, что не менее половины товарооборота составляют газеты и журналы (учёт выручки по этой группе товаров надо вести отдельно);
  • реализация ценных бумаг;
  • услуги общепита в отношении работников и обучающихся общеобразовательных учреждений, если они оказываются во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением таких торговых мест, как магазины, павильоны, киоски, палатки, автомагазины, контейнеры и других, обеспечивающих сохранность товара), кроме продажи непродовольственных товаров, утверждённом Правительством РФ;
  • продажа в киосках мороженого и безалкогольных напитков в розлив;
  • торговля квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином из автоцистерн;
  • сезонная продажа овощей, фруктов, бахчевых вразвал;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, кроме тех, что требуют определённых условий хранения и продажи;
  • приём от населения стеклопосуды и утильсырья (кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней);
  • реализация изделий народных художественных промыслов самими изготовителем;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги по присмотру и уходу за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем жилья в наем, если оно является его собственностью;
  • аптечные организации, расположенные в сельских населённых пунктах;
  • ИП на ПСН по некоторым .

Не применять контрольно-кассовую технику могут также организации и ИП, ведущие расчёты в отдалённых или труднодоступных местностях (кроме городов, райцентров, посёлков городского типа), если эти населённые пункты указаны в перечне, утверждённом региональными органами власти. Кроме того, Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Но даже когда деятельность предпринимателя вписывается под эти послабления, они не действуют, если ведётся торговля подакцизными товарами или при применении автоматических устройств для расчётов (торговый автомат). Без каких-либо оговорок наличные расчёты без кассового аппарата предусмотрены только при реализации предметов религиозного культа (религиозной литературы) и оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

Получили ИП без работников, если они оказывают услуги или продают продукцию собственного производства. Работать без кассы эта категория предпринимателей вправе до 1 июля 2021 года. Однако, если ИП наймет работника до этой даты, то в течение 30 дней после заключения трудового договора надо зарегистрировать и начать применять ККТ.

Как работают онлайн-кассы

Дополнительная сложность внедрения нового порядка связана с тем, что онлайн-кассы работают совершенно по другом принципу, чем ККТ с фискальным накопителем. Кассовые аппараты с передачей данных в налоговую отправляют сведения о каждой произведённой покупке в режиме реального времени на сервер ФНС. Причём, сначала эти сведения из онлайн-кассы передаются посреднику - оператору фискальных данных (ОФД).

После их получения посредник отправляет подтверждение, что данные о продаже приняты, а чеку присвоен фискальный признак. Без подтверждения оператора чек формироваться не будет. Далее ОФД передаёт информацию о проведённых платежах в ИФНС, где она накапливается и систематизируется в специальной системе-хранилище данных.

Кроме того, по запросу покупателя, который оставит свои данные, продавец обязан выслать ему электронный чек. Если покупатель, сравнив реквизиты бумажного чека и электронного, найдёт между ними несоответствие, то он может сообщить об этом в налоговую инспекцию, и по этому факту будет проведена проверка.

Новые кассовые аппараты с подключением к интернету работают с июля 2017 года во многих торговых точках, причем, довольно успешно. Но, как показала практика, парализует работу сразу миллионов продавцов. А ведь после того, как ККТ начнут применять все плательщики ЕНВД и ПСН, количество онлайн-касс составит почти 3,5 млн единиц.

Сюда же надо добавить тех, кто сейчас оказывает услуги населению, выдавая им типографские бланки строгой отчётности (БСО). С июля 2019 года для выдачи БСО надо будет использовать новую автоматизированную систему, которая тоже признается контрольно-кассовой техникой. Смогут ли производители касс и операторы фискальных данных обеспечить бесперебойную работу этих устройств, большой вопрос.

Итого, онлайн-кассы в 2019 году в обязательном порядке должны:

  • передавать информацию о покупке в режиме реального времени своему оператору фискальных данных;
  • формировать чеки в электронном виде;
  • обеспечивать печать фискальных документов.

Во что обойдётся установка новой техники

Конечно, предпринимателей волнует вопрос - сколько стоит сама онлайн касса и ее обслуживание для ИП? Здесь будет иметь значение, насколько уже имеющаяся ККМ соответствует возможности установить новое программное обеспечение и фискальное устройство. Если модель кассового аппарата позволяет, то можно просто его модернизировать, затратив при этом от 10 до 15 тысяч рублей. Стоимость же приобретения новой техники составляет от 25 000 рублей и выше.

Обратите внимание: покупать новые аппараты надо только из перечня моделей , утверждённых Федеральной налоговой службой. Продавцы ККТ заинтересованы в её реализации, поэтому не стоит доверять им на слово, что конкретная модель включена в перечень ФНС. Убедитесь в этом сами.

Однако только расходами на приобретение или модернизацию касс дело не ограничится. Предпринимателю надо будет оплачивать услуги качественной интернет-связи по тарифам своего провайдера, а также услуги оператора фискальных данных.

Учтите, что ОФД надо тоже выбирать только из официального списка . Самые низкие тарифы операторов за первый год обслуживания составляют 3000 рублей, в последующие годы цена будет выше - до 12 000 рублей за один аппарат. Соответственно, общая стоимость будет зависеть от того, к скольким ККМ будет подключаться оператор. Кроме того, новую кассу надо зарегистрировать в ИФНС. Это можно сделать через ОФД (2 000-3 000 рублей) или бесплатно на сайте налоговой службы, если у вас есть уже электронная подпись.

*(бесплатно, если у вас уже есть ЭЦП или от 3 тысяч, если вы хотите заказать электронную подпись)

Итого, минимальные затраты на один год работы новых касс составят от 25 тысяч рублей за один аппарат, при условии, что вы не будете его покупать, а модернизовать имеющийся.

Собираетесь открыть расчётный счёт? Откройте расчётный счёт в надёжном банке - Альфа-Банке и получите бесплатно:

  • бесплатное открытие счёта
  • первый счет в иностранной валюте
  • заверение документов
  • интернет-банк
  • и многое другое

Штрафы за нарушение требований закона

Помимо всех этих ужесточений к техническим характеристикам ККМ и существенном расширении категорий предпринимателей, обязанных выдавать кассовый чек, закон поднял размер штрафов для ИП по статье 14.5 КоАП РФ:

  • неприменение ККМ - от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей;
  • повторное нарушение, если доказано, что ККМ не применялась в расчётах на сумму покупок более 1 миллиона рублей - административное приостановление деятельности ИП на срок до 90 суток;
  • применение касс старого образца или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации - предупреждение или штраф 1 500 - 3 000 рублей;
  • отказ выдать покупателю бумажный чек или отправить его в электронном виде - предупреждение или штраф 2 000 рублей.

Подведём итоги - нужен ли кассовый аппарат для ИП и в каких ситуациях:

  1. Для ИП на УСН, ОСНО, ЕСХН требование работать только с ККТ нового образца вступило в силу с 1 июля 2017 года.
  2. ИП, работающим в сфере торговли и общепите на ПСН и на ЕНВД и не имеющим работников, с 1 июля 2019 года надо применять ККТ.
  3. Такой же срок перехода - 1 июля 2019 года - установлен и для тех ИП, которые оказывает услуги населению, и при этом имеет работников.
  4. Правом на временную отсрочку от касс (до 1 июля 2021 года) пользуются только ИП без работников, которые оказывают услуги населению или продают изделия собственного производства.
  5. Перед покупкой или модернизацией аппарата убедитесь, что модель включена в перечень ФНС.
  6. Заключайте договор на оказание услуг только с теми операторами фискальных данных, которые указаны в списке на официальном сайте налоговой службы.
  7. Перечень категорий налогоплательщиков, на которых новый порядок не распространяется, указан в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ.

У ФНС есть беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ ко всем фискальным данным (ФД), содержащимся в базе операторов ФД, а также к другой официальной информации о компаниях и ИП. Это значит, что на основании имеющихся сведений налоговый орган может провести не только контрольную закупку, но и удаленную проверку соблюдения порядка применения ККТ.

Кроме того, сотрудники ФНС не обязаны предупреждать о дате начала кассовой проверки, также не предусмотрено ограничений и по частоте проведения таких проверок. Данные нормы не предусмотрены действующим законодательством. В частности на надзор за соблюдением порядка применения ККТ не распространяются нормы Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля.

Если вы ошибочно не зарегистрировали кассу в установленный срок либо как-то иначе нарушили порядок применения ККТ (например данные с вашей онлайн-кассы поступали непостоянно), в ваших интересах устранить все нарушения в кратчайшие сроки.Илья Антоненко

Илья Антоненко , аттестованный аудитор.

Кто обязан применять ККТ после 01.07.2018

Значительная часть компаний и ИП, которые изначально получили отсрочку, должны применять ККТ с 01.07.2018. Это касается в том числе и тех, кто получает оплату от физлиц в безналичном порядке без использования платежных карт, от иностранных физлиц за товары (работы, услуги), а также от сотрудников своей компании (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). При этом применять ККТ необходимо и тогда, когда покупатель не предоставил данные о номере мобильного телефона или адресе электронной почты, то есть у компании или ИП нет никакой возможности выполнить требование закона о предоставлении чека покупателю в электронном виде.

На данный момент непонятно, в какой именно момент необходимо применять ККТ при получении безналичной оплаты. Позиция контролирующих органов по этому вопросу неоднозначна. Пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией. Как определить момент подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств кредитной организацией — не ясно. Не добавляет ясности и указание, что ККТ применяется «с момента», а не «в момент». Таким образом, на сегодня возможны разные подходы к определению момента применения ККТ при получении безналичной оплаты от физлиц и организации. Нужно самостоятельно определить удобный алгоритм применения ККТ в такой ситуации исходя из уровня риска, который организация готова принять в случае спора с проверяющими.

Отметим, что в соответствии с поправками, которые в 54-ФЗ внес Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ, организации и ИП вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 01.07.2019 в следующих случаях:

  • при осуществлении расчетов с физлицами, которые не являются ИП, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);
  • расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
  • при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;
  • при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Для того чтобы убедиться во вновь предоставленной отсрочке применения ККТ, нужно определиться с понятием «расчеты с использованием электронных средств платежа», к которым налоговики сейчас относят все формы безналичного расчета.

Что делать, если ошибочно не применяли ККТ

Штрафы за неприменение ККТ весьма суровы (см. п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), однако их можно избежать. Для этого организация или ИП, имеющая зарегистрированную ККТ, должна выполнить следующие действия до момента, когда налоговики узнали о факте неприменения ККТ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ; письмо ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899; табл. 4, 5, 30, 31 к Приказу ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@):

  • устранить причину нарушения;
  • пробить кассовый чек коррекции на каждую принятую (выплаченную) без применения ККТ сумму с указанием соответствующего признака расчета, а также реквизита документа, служащего основанием для формирования такого чека (например, служебной записки о факте неприменения ККТ при получении (выплате) средств);
  • в течение трех рабочих дней с даты оформления чека коррекции сообщить в ИФНС, например через личный кабинет ККТ, подробную информацию о произведенной корректировке расчетов, в том числе реквизиты указанных чеков коррекции.

Когда используется отсрочка применения ККТ при оказании услуг населению и в момент оплаты физлицу не был выдан бланк строгой отчетности (БСО), необходимо дополнительно выдать БСО соответствующему физлицу. По нашему мнению, в данном случае этот шаг также необходим, чтобы избежать штрафа (см. п. 20 Положения о расчетах без применения ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Если ФНС стало известно о нарушении в результате проверки, штраф все же будет выписан. ИП или компания, которая относится к малому и среднему бизнесу, может попробовать заменить штраф на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или нет угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, а также нет имущественного ущерба ( КоАП, письмо ФНС России от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@).

Виктор Владимирович Бачурин ,
начальник отдела оперативного контроля УФНС России по Свердловской области

ФНС будет проверять

Мы, безусловно, будем проводить контрольную работу: сопоставлять имеющиеся у нас сведения по зарегистрированным ККТ с информацией о том, кто должен был зарегистрировать кассу до 01.07.2018, и проверять. Поэтому не ждите, когда к вам придет налоговый инспектор. Если нарушили порядок применения ККТ, купите, зарегистрируйте кассу и сформируйте чек коррекции.

В соответствии с примечанием к ст. 14.5 КоАП лицо, которое добровольно устранит правонарушение и уведомит налоговую службу об этом в письменном виде, не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ. Данная норма распространяется на ч. 2-4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Для индивидуальных предпринимателей на ПСН и ЕНВД, которые должны начать применять ККТ с 01.07.2019, есть дополнительная мотивация не затягивать с регистрацией ККТ. Они могут получить налоговый вычет в размере 18 тыс. ₽ за каждую кассу, зарегистрированную в установленный законом срок.

Пробили неправильный чек — наша шпаргалка вам поможет: « ».

Лычагина Светлана Михайловна ,
заместитель руководителя УФНС России по Ставропольскому краю

Порядок проведения проверок

Права и обязанности налогового органа при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ прописаны в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. В приказах Минфина РФ от 17.10.2011 и № 132н и 133н отражены сроки и последовательность административных действий при контроле полноты учета выручки денежных средств, соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями и ИП.

Чтобы предотвратить нарушения и как следствие привлечение к административной ответственности, мы рекомендуем налогоплательщикам детально изучить нормы Федерального закона № 54-ФЗ, включая все изменения и дополнения.

Также напоминаем, что с 01.07.2018 необходимо осуществлять расчеты с применением ККТ при торговле такими непродовольственными товарами, как ковры и ковровые изделия, изделия из кожи и дерева, мебель, большинство видов одежды, компьютерное оборудование и др. (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р, письмо ФНС России от 28.04.2017 № ЕД-4-20/8279@).