Зависимости от квалификации работника сложности. Повышение квалификации сотрудников

В данной статье мы постараемся ответить на следующие распространенные вопросы: "Что такое квалификация?", "Кому она присваивается?", "Можно ли повысить уровень квалификации и каким образом?"

Наверняка каждый взрослый человек имеет представление о том, что такое

квалификация. Данный термин неотрывно связан с понятием "деятельность". Любая работа, независимо от ее характера и уровня сложности, требует наличия у работника определенной подготовки, а также элементарных знаний и умений для того, чтобы качественно ее выполнять. Из вышеизложенного можно сделать определенный вывод о том, что такое квалификация. Это уровень подготовленности работника к возлагаемым на него обязанностям.
Квалификация присваивается после курса обучения и последующей проверки знаний. По окончании учебы выдается соответствующий документ - свидетельство или диплом. Распространенный вопрос: "Что такое и чем она отличается от специальности?" Ответ прост: специальность - это сфера деятельности, а квалификация - это уровень подготовленности (инженер, бакалавр).

Квалификация работника определяется таким показателем, как квалификационный разряд. Он присваивается аттестационной комиссией с учетом уровня сложности,

условий и ответственности рабочего процесса. В нашей стране для определения квалификации принята шестиразрядная сетка, в некоторых случаях применяется восьмиразрядная. Для инженеров, экономистов, работников бюджетной сферы применяется присвоение соответствующей категории. От тарифа работника зависит его оклад, он формируется путем умножения тарифного коэффициента на ставку первого разряда.

Специалисты, уже имеющие высшее или образование, имеют возможность повысить уровень своей квалификации с целью расширения и обновления своих теоретических и практических навыков, вместе с тем повысив и уровень своих доходов. Существуют следующие виды повышения квалификации:

1. Краткосрочное повышение - до 72 часов. Проводится при инициативе работодателя, область - тематические вопросы в конкретном производстве. Лекции проводят высококвалифицированные штатные сотрудники компании. После сдачи экзамена выдается документ о прохождении кратковременного курса повышения квалификации.

2. Тематические семинары и тренинги - от 72 до 100 часов. Проводятся для адаптации

Работников к новым условиям производственного процесса или при внедрении новых технологий. Данный вид повышения квалификации проводится в виде тренингов, семинаров по проблемным вопросам.

3. Длительное - от 100 до 500 часов. Проводится для сотрудников, имеющих но испытывающих дефицит практических навыков. По окончании выдается соответствующее свидетельство. По закону подобные мероприятия должны проводиться минимум один раз в 5 лет, однако на практике периодичность подобных курсов устанавливается произвольно, по желанию работодателя. Форма обучения может быть различной: без отрыва от производства, с отрывом, с частичным совмещением. Как правило, выбирается наиболее оптимальный вариант. В некоторых случаях курсы проводятся в другом городе. В этом случае за работником гарантированно сохраняется рабочее место, а также средняя заработная плата.

Этот принцип оплаты ставит уровень заработной платы в зависи­мость только от возможностей индивидуума. Использование его обусловлено существованием ряда проблем, связанных со струк­турой системы оплаты труда, созданной на основе оценки различ­ных должностей. "Вилка" оклада, соответствующая должности, ог­раничивает возможность увеличения заработной платы индивидуу­ма. Следовательно, изменение статуса и величины оплаты труда возможно только с продвижением по службе. Это приводит к стрем­лению технических специалистов занимать посты руководителей, хотя их квалификация и интересы соответствуют конкретной техни­ческой деятельности. Если продвижение невозможно, то работни­ки, испытывающие потребность в профессиональном росте, оказы­ваются неудовлетворенными. Кроме того, следует отметить, что система оценки должностей снижает гибкость в перемещении со­трудников внутри организации. Если такое перемещение связано с переводом на должность с более низким рейтингом, то страх перед понижением зарплаты и потерей статуса становится серьез­ным препятствием для перевода. Пока сохраняются границы в оп­лате труда в рамках конкретной должности, то боязнь уменьшения заработной платы будет делать переводы работников с одной дол­жности на другую практически невозможными.

Система оплаты труда в зависимости от квалификации работни­ка является ступенчатой - от наиболее низкого уровня квалифика­ции к наиболее высокому. Работники принимаются в компанию на низший уровень и постепенно с ростом мастерства продвигаются вверх, при условии, что они демонстрируют соответствующие дан­ному уровню возможности. Такая система гарантирует более вы­сокую оплату наиболее квалифицированным работникам, а также стимулирует приобретение более высокой квалификации.

Системы оплаты труда на основе квалификации индивидуума обеспечивают большую гибкость политики управления ЧР при пере­воде сотрудников с одной должности на другую, при внедрении новых технологических процессов. Меняет мировоззрение менед­жеров. Вместо того, чтобы ограничивать продвижение по службе, менеджер должен сосредотачивать свои усилия на максимально эффективном использовании возможностей своих подчиненных, поскольку каждый работник получает зарплату в зависимости от уровня своей квалификации.

Более того, наибольшее преимущество этой системы оплаты заключается в том, что она способствует развитию личности. Квалификационная система оплаты заставляет и менеджера повышать степень своей компетентности, в результате чего происходит рост его благосостояния и повышается эффективность функционирова­ния компании.

Такая система оплаты труда была испробована на техническом персонале в научно-исследовательских организациях и получила наименование "технической лестницы": Она с успехом применяет­ся и для организации оплаты труда у других видов работников, например юристов, торговых работников и др. Система оплаты труда в зависимости от квалификации работника может быть ис­пользована и в организации материального стимулирования произ­водственных работников. Целый ряд компаний разработал планы ее внедрения на своих передовых заводах. Преимущества новой системы оплаты труда были по достоинству оценены как рабочи­ми, так и руководителями.

Оплата по квалификации способствует тому, что хорошие ра­ботники остаются на своих должностях и стремятся повышать свою компетенцию, а не ищут возможностей заняться руководящей де­ятельностью. Таким образом удается избежать потерь хороших спе­циалистов, которые могут стать плохими руководителями.

Но и в рамках данной системы существует ряд проблем, требу­ющих внимания. С одной стороны, достаточно большое количе­ство работников может через несколько лет достичь высшего уров­ня квалификации и обнаружить, что их возможности исчерпаны. В этом случае необходим механизм, позволяющий таким сотрудни­кам продолжать поиск путей повышения эффективности компании, а с ней и уровня своих доходов.

С другой стороны, программы повышения квалификации ра­ботников стоят достаточно дорого. Кроме того, более квалифици­рованному работнику выплачивается более высокая заработная плата, что и стимулирует его к дальнейшему повышению уровня квалификации.

Очевидно, что, экономическая эффективность системы матери­ального стимулирования в организациях, где не требуется постоян­ный рост квалификации сотрудников, сомнительна.

В рамках данной системы трудно достичь внешнего паритета в оплате труда. Каждая компания имеет свою собственную структу­ру, собственный рейтинг должностей и систему оценки квалификации работников, и ищущие работу имеют возможность сравни­вать и выбирать организацию, где они могут получить более высо­кую зарплату, имея тот же уровень квалификации. Возможно так­же, что работники придут к мысли, что уровень их квалификации заслуживает более высокой оплаты, чем это возможно в рамках системы. И если не будет эффективной возможности сопоставле­ния уровней квалификации и заработной платы, то аппетиты работ­ников будут бесконтрольно расти.

Но самой серьезной проблемой при внедрении системы опла­ты труда в зависимости от квалификации остается администриро­вание. Для нормального функционирования этой системы необхо­димо уделять внимание росту квалификации всех и каждого, а так же разработать методы определения количественных и качествен­ных характеристик специальностей, потребностей в работниках той или иной квалификации, а также пути определения действительного соответствия конкретного работника данному уровню квалифика­ции. Последний вопрос, касающийся соответствия уровня квалифи­кации занимаемой должности, достаточно просто решается на уров­не низших звеньев, но довольно сложен - для высшего руководя­щего состава.

Внедрение системы оплаты труда в зависимости от уровня ква­лификации конкретного работника позволяет повысить эффектив­ность функционирования организации и способствует росту благо­состояния "хороших" работников, особенно сотрудников высшего управленческого звена. Однако руководство не всегда правильно может оценить знания, опыт и квалификацию работника, и в этом вопросе неизбежны ошибки. Эффективность функционирования системы может быть обеспечена только в организациях с хорошим моральным климатом и в условиях всеобщего доверия. Следует сказать, что данная система подходит лишь для тех организаций, где требования к уровню квалификации сотрудников достаточно высо­ки и постоянно изменяются. Такую систему трудно внедрить в орга­низациях, где существует традиционная система оценки различных должностей.

Профессия:

1) Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

2) Относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность:

1)Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии.

2) Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

3) Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

Специальность обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, кем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных специальностей. Процесс дифференцирования профессий, специальностей, должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год. Так, профессия врача объединяет десятки специальностей, к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и т.д. Например, специальность «хирург» подразделяется на специализации «нейрохирург», «кардиохирург», «хирург-офтальмолог», «хирург-стоматолог» и др. Далее можно вычленить уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимости от уровня мастерства категории.

Аналогично разделяются профессии и специальности и в других областях. Например, в профессии «машинист» выделяют специальности «машинист транспортных машин», «машинист экскаватора», «машинист двигателей», «машинист специальных машин», «машинист-крановщик», «машинист-прессовщик», «машинист подъемников», «машинист агрегатов», «машинист компрессоров», «машинист-испытатель» и др.

Иными словами, если профессия- это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то специальность - необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования специальностью называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 специальностей, объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная техника, электроприборостроение и автоматика и др.


В системе начального профессионального образования вместо специальности принято наименование рабочая профессия.

Квалификация (лат. qualis- качество):

1) Определение качества чего-либо, оценка чего-либо.

2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе высшего или среднего специального учебного заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих.

3) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 4) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе (например, квалификация управленческого решения).

Существенными признаками квалификации работника являются: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Различают ступени и уровни квалификации .

Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Уровень квалификации - ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В Российской Федерации квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем квалификации работника помимо разряда может быть категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В Российской Федерации на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где они приобретают новые профессии или совершенствуют свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.

Квалифицированный рабочий - рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для выполнения работ средней и высокой степени сложности, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в профессиональных учебных заведениях и длится от одного года до четырех лет.

К профессиям, требующим квалифицированных видов труда, относится большинство профессий, включающих автоматизированные, механизированные и ручные квалифицированные виды работ. При восьмиразрядной тарифной сетке область квалифицированных видов труда распространяется на VI-VIII разряды.

Квалификация профессиональная - система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности широкого профиля (по смежным специальностям). Определяется диапазоном общетехнических знаний, навыков и умений и выражается в профессиональной мобильности специалиста.

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Квалификация по специальности среднего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС НПО). УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧИЛИЩАХ, ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ - ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (гос НПО) - нормативный документ, определяющий основные требования к подготовке рабочих. Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования содержит в основном профессии широкого профиля.

Применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий.

Номенклатура профессий открытая. Это позволяет вводить впоследствии в Перечень новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. Для открытия в рамках профессии, уже включенной в Перечень, подготовки по новым специальностям достаточно решения региональных органов управления образованием (профобразованием).

Структура содержания НПО регламентируется моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом ГОС НПО, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенции органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии.

Согласно модели, в рамках учебной недели осуществляется обязательное обучение, включающее общеобразовательную и профессиональную подготовку и дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору, а за рамками учебной недели - факультативное обучение.

Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Содержание профессионального цикла обучения направлено на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он помимо предметов включает практическое обучение (производственное, практику и др.).

Стандарт по профессии включает два документа: профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания по профессиональному циклу обучения. Стандарт по предмету регламентирует федеральный компонент содержания образования по предмету.

Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит в качестве составной части в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом содержания предметов общетехнического и общепрофессионального (отраслевого) циклов обучения, регламентируемым соответствующими стандартами по предметам, и федеральным компонентом содержания профессионального цикла обучения, регламентируемым стандартом по данной профессии.

Федеральный компонент содержания определяет конкретный минимальный состав обязательных для изучения учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения - уровни усвоения.

Блочно-модульная структура федерального компонента содержания профессионального цикла обучения позволяет в стандарте по профессии выделять стандарты по составляющим ее специальностям.

Региональный компонент содержания НПО формируется путем дополнения и детализации федерального компонента содержания по всем элементам его структуры с учетом национально-регионального компонента стандарта и особенностей подготовки в конкретном образовательном учреждении.

Выполнение требований ГОС НПО является основанием для выдачи выпускникам образовательных учреждений документа об образовании государственного образца.

Для выпускников учреждений НПО утверждены приказом Министерства образования РФ и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ два вида документов государственного образца об уровне образования и квалификации: диплом (при получении НПО по профессии, включенной в Перечень) и свидетельство об уровне квалификации (выдается не завершившим полный курс обучения в учреждении НПО, но прошедшим аттестацию и получившим краткосрочную подготовку сроком до одного года по отдельным специальностям), а также выписки итоговых оценок успеваемости.

Выпускникам профессиональных лицеев, освоившим программы начального и среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена, в соответствии с двумя ступенями подготовки выдается два диплома: о получении среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по рабочей профессии, а также о получении базового уровня среднего профессионального образования.

План учебный - документ, определяющий перечень учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, а также количество часов, отводимых на каждый предмет в неделю, полугодие, год и за весь курс обучения.

План учебный рабочий - план учебный, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

План учебный типовой - документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных образовательных областей, циклов и предметов минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

С точки зрения трудовых отношений понятием «квалификация» описывается уровень подготовки работника, а также степень проявления его профессиональных качеств и соответствие определенным профессиональным требованиям. Квалификационные требования могут различаться в зависимости от должности и сферы деятельности.

Что такое квалификация и кому она присваивается?

Вне зависимости от того, какие обязанности возложены на сотрудника отдельно взятого предприятия, он должен обладать определенными навыками и иметь соответствующий для выполнения своих обязанностей уровень подготовки. Это необходимо для того, чтобы максимально качественно выполнять свои функции. Таким образом, вне зависимости от деятельности предприятия, сотрудник должен обладать определенными необходимыми знаниями.

Но если на некоторых предприятиях все необходимые навыки, а соответственно и квалификацию можно получить непосредственно в процессе работы или вовсе обойтись без этого (например – для работы грузчиком), то некоторые профессиональные сферы деятельности предполагают курс обучения с последующей проверкой в виде теста или экзамена, по результатам которых и присваивается определенная квалификация.

При этом не стоит путать такие понятия, как «квалификация» и «специальность». Специальность – это именно сфера деятельности, на которую обучается сотрудник предприятия, а квалификация говорит о степени его подготовленности в данной сфере.

Показатели квалификации и способы ее повышения

В большинстве случаев квалификация сотрудника предприятия или организации определяется квалификационным разрядом (реже квалификация определяется одним из двух показателей: она может быть или может отсутствовать). Разряд квалификации присваивается членами аттестационной комиссии, при этом разряд напрямую зависит от ответственности выполняемых сотрудником процессов, уровня сложности работ. Если говорить о разрядах квалификации в российских предприятиях – в большинстве случаев используется шестиразрядная система, хотя иногда используется и восьмиразрядная сетка.

Помимо разрядов сотруднику компании могут присваиваться категории. Это характерно для работников финансовой сферы и руководящих технических работников (например, инженеров). Но квалификация помимо определенных навыков и расширения сферы деятельности работника имеет и экономический аспект. Чем выше квалификация, тем выше заработная плата. Поэтому большинство сотрудников предприятий, на которых повышение квалификации предусмотрено, охотно пользуются такой возможностью, ведь приобретая новые навыки и расширяя свою теоретическую базу, человек увеличивает и уровень своих доходов.


Виды повышения квалификации:

  • Краткосрочное повышение (72 часа и менее);
  • Семинары и тренинги (средняя продолжительность курса – 72-100 часов);
  • Длительное повышение, которое предусматривает занятия длительностью до 500 часов.

В последнем случае курсы проходят сотрудники, которые не нуждаются в получении теоретических знаний и уже имеют опыт работы в соответствующей сфере деятельности, но при этом навыки этих людей не соответствуют требованиям. Например, если человек устраивается на какое-либо производство, где оборудование и технологии более современные, чем те, с которыми работнику приходилось иметь дело. Также такой вид повышения квалификации на многих предприятиях обязателен один раз в пять лет, но на практике это не соблюдается, и работодатель отправляет сотрудников на такие курсы только по мере необходимости, иногда – с отрывом от производства. В этом случае – особенно если курсы проходят в другом городе или стране, за сотрудником сохраняется его рабочее место и ежемесячно выплачивается зарплата.

Краткосрочное повышение отличается от долгосрочного тем, что в данном случае изучаются конкретные тематические вопросы в лекционной форме, при этом лекции, как правило, читают сотрудники той же компании, но уже имеющие соответствующую квалификацию. По окончании таких курсов выдается сертификат или свидетельство

Задача тематических тренингов и семинаров заключается в адаптации сотрудников компании к новым условиям работы: например – при внедрении новых технологических процессов или при обновлении оборудования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Комментарий к Ст. 129 ТК РФ

1. Понятия «заработная плата» и «оплата труда работника» ТК рассматривает как синонимы, позволяющие полнее раскрыть содержание права работника на вознаграждение за труд, что согласуется с положениями Конвенции МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.).

2. Понятийный аппарат относительно определения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы создает правовую основу для установления работникам заработной платы (см. комментарий к ст. 135 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 129 Трудового кодекса

1. Эта статья, сохранив прежнее название, претерпела существенные изменения.

В отличие от прежней редакции, где законодатель использовал понятия «оплата труда» и «заработная плата» как различные по содержанию, в новой ее редакции указанные понятия отождествлены.

Отказ от понятия оплаты труда как системы отношений полностью соответствует , законодательно закрепляющей виды общественных отношений, регулируемых Кодексом. В то же время отождествление указанных выше понятий представляется необоснованным, поскольку эти термины обозначают разные явления. Оплата труда — понятие более широкое, чем заработная плата. Оно указывает на соответствующую деятельность работодателя, обеспечивающую выполнение им обязанности по своевременной и полной выплате работнику заработной платы (см. ). Эта деятельность связана также с установлением систем, форм, размеров оплаты труда и решением иных вопросов, от которых зависит гарантированность права работника на своевременное и полное получение заработной платы.

2. Существенно изменилось и понятие заработной платы. Понимая под заработной платой, как и прежде, вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, законодатель внес определенность в термин «компенсационные выплаты», которого не было в прежней редакции. Эта определенность позволит теперь правоприменителю отграничивать компенсационные выплаты, гарантирующие работнику возмещение расходов, которые он понес в связи с выполнением своей трудовой функции, от выплат, также называемых (на наш взгляд, не совсем удачно) компенсационными, но связанными с характером и условиями труда. И хотя в новом определении заработной платы отсутствует исчерпывающий перечень оснований для получения выплат компенсационного характера, включение их в понятие заработной платы означает, что эти выплаты не тождественны тем, которые производятся работнику с целью возмещения произведенных им расходов.

3. В понятие заработной платы, как и прежде, включены стимулирующие выплаты (в прежней редакции они назывались выплатами стимулирующего характера). Новый термин «стимулирующие выплаты» расшифровывается путем указания на то, что к таким выплатам относятся не только доплаты и надбавки стимулирующего характера, но и премии, иные поощрительные выплаты, перечень которых открыт.

4. В то же время понятие заработной платы только как вознаграждения за труд в полном объеме не раскрывает прав работника и обязанностей работодателя как сторон трудового правоотношения, в содержании которого заработная плата является одним из элементов. Кроме того, это понятие не содержит всех признаков, отличающих заработную плату от иных вознаграждений за труд, выполненный, например, на основании гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и др.). С учетом закрепленного в Кодексе права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы (ст. 21) правильнее понимать заработную плату как вознаграждение за работу, выполненную работником по трудовому договору, которое работодатель обязан выплатить в соответствии с количеством и качеством затраченного труда в заранее определенных размерах и в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

Данное законодателем понятие заработной платы не приблизило его к тому, которое дано в Конвенции МОТ N 95 1949 г. «Об охране заработной платы». В соответствии с этой Конвенцией термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель выплачивает трудящемуся за труд, который выполнен либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

5. По существу не изменилось и понятие тарифной ставки, однако оно дополнено указанием на то, что в нее не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

6. Из числа других понятий, содержавшихся ранее в данной статье, исключены такие, как «тарификация работы», «тарифный разряд», «квалификационный разряд», «тарифная сетка», «тарифная система». Не даются эти понятия и в ст. 143 ТК РФ. Учитывая, что оплата труда на основе тарифной системы применяется во многих отраслях народного хозяйства, понятие ее элементов, законодательно закрепленное, значительно способствовало бы реализации общепризнанного международного принципа равной оплаты за труд равной ценности.

7. Среди понятий, закрепленных в комментируемой статье, появились и новые. К их числу относится «оклад (должностной оклад)» и «базовый оклад». По сути, понятие «оклад (должностной оклад)» воспроизводит понятие тарифной ставки как фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — данное понятие введено законодателем для применения в системах заработной платы работников государственного или муниципального учреждения.