3 государственное регулирование торговой деятельности. Государственное регулирование торговой деятельности в России (Харламова И.)

Правовое регулирование отношений в области торго­вой деятельности осуществляется:

    Гражданским кодексом Российской Федерации;

    Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

    Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    законами субъектов Российской Федерации, ины­ми нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Фе-1ерации» предусматривается регулирование двух групп отношений, возникающих в сфере торговли:

    отношения в связи с организацией торговой де­ятельности;

    отношения в связи с осуществлением торговой де­ятельности.

Организация торговой деятельности с использовани­ем стационарных торговых объектов как подготовитель­ный этап торгового процесса представляет собой комп­лекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних органи­заций, др.), подготовка их к эксплуатации (включая за­ключение соответствующих сервисных договоров), при­обретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов и т.д.), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений, пр.) и совершение иных дейс­твий по легализации своей деятельности (подача уведом­лений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности, др.), регистрация знака обслуживания или легализация ком­мерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, опре­деление режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов и др. При организации торговой деятельности без исполь­зования торговых объектов или с использованием неста­ционарных торговых объектов состав указанных дейс­твий изменяется, появляются новые (в частности, при организации дистанционной торговли -- регистрация интернет-ресурса (для электронной торговли), подготов­ка носителей описаний товаров (регистрация, печать, заключение договора на оказание сервисных услуг и т.д.). С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера транс­формируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и дру­гие технологические и хозяйственные операции). Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагента­ми, заключение договоров и их исполнение с исполь­зованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов, пр.), информационных (официальных сайтов в соответству­ющих информационно-телекоммуникационных сетях, пр.) и человеческих ресурсов).

Условно нормативный массив, регулирующий отно­шения в сфере торговли, можно разделить на следующие блоки:

1. Организация торговой деятельности. В этот блок входят нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности. В их чис­ле - Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие общеотраслевые федеральные законы «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей», «О страховых взносах в Пенси­онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», «О госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов», «О развитии малого и среднего пред­принимательства в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции», Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и др., и принятые в их исполнение норма­тивные правовые акты.

2. Осуществление торговой деятельности. Данный блок образуют нормативные акты, устанавливающие специальные требования к осуществлению торговой де­ятельности (требования к торговому процессу и его опе­рациям). Указанные требования преимущественно содер­жатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотрасле­вых федеральных законов, в первую очередь - Феде­рального закона «О техническом регулировании», уста­навливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах. В числе технических регламентов, устанав­ливающих требования к реализации продукции (соверше­нию реализационных торгово-технологических операций):

Технический регламент на табачную продукцию;

Технический регламент на соковую продукцию из фрук­тов и овощей;

Технический регламент на молоко и молочную продук­цию.

В соответствии с нормами статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательному применению подлежат установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и норматив­ными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственными стандартами на отдельные виды продукции, требования подлежат обяза­тельному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупрежде­ния действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Отдельную группу актов, устанавливающих требова­ния к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента РФ от 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования пен (тарифов)» и принятые в их развитие постановления Правительства РФ.

В числе актов новейшего законодательства, устанав­ливающего косвенные требования к реализации отде­льных видов товаров, следует назвать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации», предус­матривающий требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокра­щение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергети­ческой эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической доку­ментации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, др.).

3. Организация и осуществление торговой деятельнос­ ти. Этот блок наиболее обширен. Его основу составля­ют Указ Президента Российской Федерации 1992 года № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс РФ и уже называвшийся Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к органи­зации торговой деятельности и ее осуществлению.

Положения данных федеральных законов развиваются в серии постановлений Правительства РФ, образующих законодательство о защите прав потребителей («Об ут­верждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых тре­бования потребителя об их замене подлежат удовлетворе­нию в случае обнаружения в товарах существенных недо­статков», «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», др.).

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образую­щие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности федеральные законы:

- «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции»; «Об оружии»; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- «О наркотических средствах и психотропныхвеществах»;

    «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

    «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

    «Об ограничении курения табака»;

    «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

- «Об обращении лекарственных средств».

Одновременно требования к организации торговой деятельности (организации и использованию торговых объектов) и осуществлению торгового процесса (выпол­нению торгово-технологических операций) содержатся в Федеральных законах «О пожарной безопасности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения» и в принятых в их развитие подзаконных нормативных правовых актах (Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах).

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонополь­ного законодательства, основу которого составляет Фе­деральный закон «О защите конкуренции».

Запреты и ограничения, предусматриваемые вышепе­речисленными актами, обеспечиваются нормами Кодек­са РФ об административных правонарушениях.

Статья 3 Феде­рального закона «Об основах государственного регулиро­вания торговой деятельности в Российской Федерации» подтвердила право субъектов Российской Федерации на региональное нормотворчество в сфере торговли пос­редством принятия законов субъектов Российской Феде­рации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Более того, Федеральным зако­ном «Об основах государственного регулирования торго­вой деятельности в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции закреплено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения ор­ганами местного самоуправления схем размещения неста­ционарных торговых объектов (статья 10), порядок орга­низации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российс­кой Федерации площадями торговых объектов (статья 19).

За органами местного самоуправления в соответ­ствии со статьей 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» признается право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муници­пального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, законами субъектов Рос­сийской Федерации. В частности, статьей 10 названного Федерального закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размеще­ния нестационарных торговых объектов.

Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы, формы и инструменты.

Цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.

Ключевые цели государственного регулирования торговли:

Обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

Создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;

Защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;

Обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

Регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Главные задачи государственного регулирования торговой деятельности:

Установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

Создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

Проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли с соответствии с требованиями перспективного развития сферы торгового обслуживания;

Стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

Сбор информации, разработка прогнозов относительно поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

Инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг, с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основные формы государственного регулирования торговли:

Институциональная – проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ);

Программная – рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации);

Денежно-кредитная – подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа);

Налоговая – осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот;

Лицензирование – предполагает получение от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.

Государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

КВОТИРОВАНИЕ - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.

Дотации производства -денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Государственное регулирование деятельности предприятия предполагает воздействие соответствующих органов государственного управления на процесс его функционирования, направленное на успешную реализацию целей и задач предприятия в условиях согласования интересов производителя, потребителя и общества в целом, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.

Процесс государственного регулирования деятельности предприятия осуществляется посредством формирования и приведения в действие соответствующего экономико-правового механизма. Механизм государственного регулирования деятельности предприятия представляет собой функционирующую систему установленных законодательством принципов, методов и форм оказания государственного воздействия на отношения, процессы и условия хозяйственно-производственной деятельности предприятия в рыночной экономике.

Важнейшими принципами государственного регулирования деятельности предприятия выступают те исходные положения, которые служат основой (базой) организации и реализации процесса влияния государства на функционирование предприятия в рыночных условиях. Одним из таких принципов является демократизация хозяйственной деятельности предприятия, суть которого сводится к применению мер воздействия государства на деятельность предприятия, позволяющим в полной мере реализовать процесс делегирования полномочий по управлению производством на уровень предприятия. Использование данного принципа обеспечивает усиление самостоятельности предприятия, свободу выбора и принятия решений, отказ от административно-командных методов хозяйствова­ния, сокращение различных ограничений в области производствен­но-хозяйственной деятельности предприятия.

Принцип экономического стимулирования означает такую организацию и осуществление государственного регулирования деятельности предприятия, которая базируется на экономических интересах предприятия в развитии производства и повышения его эффективности. Основным побудительным мотивом деятельности предприятия является получение прибыли, что обуславливает необходимость применения государством таких приемов и инструментов регулирования, которые обеспечивали бы заинтересованность предприятия в постоянном увеличении получаемой прибыли как основного источника развития предприятия, повышения доходов работников предприятия и обеспечения наполняемости бюджетов различных уровней. Совершенствование системы экономического стимулирования как важнейшего принципа государственного регулирования деятельности предприятия должно быть направлено на согласование интересов государства, общества и всех субъектов рыночной экономики. Органы государственного управления обязаны в рамках «правового поля» создавать соответствующие условия («правила игры»), обеспечивающие усиленную реализацию этого принципа.

Принцип экономической ответственности, базирующийся на основополагающих положениях Гражданского кодекса, означает, что само предприятие как субъект предпринимательской деятельности несет полную экономическую (имущественную) ответственность за результаты своей деятельности. Этот принцип предполагает, что в рыночной экономике каждое предприятие, получившее полную хозяйственную самостоятельность, берет на себя практически полную ответственность по своим обязательствам. Отказ государства в рыночных условиях от непосредственного, прямого участия в управлении производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и переход к процедуре государственного ее регулирования означает, что оно не может и не должно нести прямую ответственность по обязательствам предприятия. Реализация такого принципа обеспечивает существенное возрастание меры ответственности каждого субъекта рыночных отношений за конечные результаты его деятельности. Согласно этому принципу любое предприятие самостоятельно отвечает за выполнение договорных условий, за задолженность перед всеми кредиторами, включая государство, за нарушение действующего законодательства в области экологии, безопасности труда и производства. Однако этот принцип не означает, что государство должно оставаться абсолютно безучастным к судьбе предприятия, бросать его на произвол судьбы. Роль государственных органов заключается не просто в строгом соблюдении данного принципа государственного регулирования деятельности предприятия, а в выработке и применении конкретных процедур, формировании определенных условий, утверждении необходимых норм и нормативов, способствующих формированию правового обеспечения разрешения возникающих при этом противоречий в интересах предприятия и его контрагентов, в том числе и при помощи судебной системы государства.

Формами государственного регулирования, понимаемыми как совокупность приемов и средств влияния на какой-либо процесс и применяемыми при оказании воздействия государства на деятельность предприятия, являются следующие.

Прямое управление государственными предприятиями. В рыночной экономике любой страны функционирует так называемый государственный сектор, включающий в себя в том числе и государственные предприятия, имущество которых является собственностью государства. Такие предприятия, являясь неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса страны, действуют в рыночной среде, соблюдая общие для любого субъекта предпринимательской деятельности правила игры, соответствующие рыночным отношениям.

Однако в силу того, что собственником таких предприятий выступает государство, они являются объектами прямого и непосредственного управления соответствующих государственных органов. В отличие от государственного регулирования прямое управление государственным предприятием предполагает установление им производственных заданий в виде государственных заказов по объему и номенклатуре продукции, применение жестких административных методов управления предприятием, ответственность государства по обязательствам таких предприятий, ограничение свободы выбора в принятии большинства управленческих решений.

Прямое регулирование деятельности предприятия, как одна из форм влияния государства на функционирование субъектов предпринимательства, представляет собой совокупность таких приемов и средств, которые обеспечивают возможность прямого и непосредственного регулирования хозяйственно-производственной деятельности. К важнейшим из всего арсенала приемов и средств прямого регулирования деятельности предприятия следует отнести:

Государственную систему налогообложения;

Систему установленных государством норм и правил ведения хозяйственной деятельности предприятия, включая порядок наступления и меры ответственности за нарушение принятых договорных обязательств;

Комплекс предусмотренных законодательством мер по социальной защите работников предприятия;

Меры по контролю и регулированию цен на отдельные виды продукции и услуги, реализуемые предприятием;

Система установленных государством требований и принудительных мер по соблюдению экологической, технологической и других видов безопасности производства.

Косвенное регулирование деятельности предприятия заключается в применении комплекса приемов и средств, воздействие которых на функционирование предприятия сказывается опосредовано. К косвенным формам государственного регулирования деятельности предприятия относятся такие воздействия государства, которые обеспечивают формирование необходимых условий, способствующих развитию предприятий в определенном государством и необходимом обществу направлении. Основными приемами и средствами косвенного регулирования деятельности предприятия являются:

Формирование и исполнение бюджетов различных уровней;

Денежно-кредитная система страны;

Меры по осуществлению антимонопольной политики;

Используемые государством приемы и методы реализации инвестиционной деятельности;

Система мер по поддержке малого предпринимательства;

Применяемые государством приемы и методы прогнозирования, программирования и планирования развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей и регионов.

К основным методам государственного регулирования, под которыми следует понимать совокупность способов, используемых для решения задачи своего воздействия на деятельность предприятия, относятся правовые, экономические и административные.

Правовые методы, будучи по своей сути базовыми, служащими основой для разработки и применения других методов государственного регулирования, представляют собой весь арсенал юридических законов, подзаконных актов и других правовых норм воздействия государства на деятельность предприятий.

Именно нормативно-правовое обеспечение функционирования любого субъекта предпринимательской деятельности определяет и устанавливает:

Нормы и правила «поведения» предприятия в рыночных условиях;

Систему прав и обязанностей;

Меру участия предприятия в формировании государственного и других бюджетов;

Пределы «возможного и допустимого» (что можно делать и чего делать нельзя, что разрешено и что запрещено и т.д.);

Виды и меру ответственности предприятия за допущенные нарушения действующих правил игры.

Важность и значимость нормативно-правовой базы как важнейшего метода государственного регулирования функционирования экономики страны в целом и деятельности отдельных предприятий проявляется не только и не столько в том, что она формирует форму и содержание других методов государственного регулирования, сколько в том, что действующее в стране законодательство определяет масштаб и меру (степень) своего вмешательства в экономические процессы, происходящие в рыночных условиях. Объективная необходимость государственного вообще и правового, в частности, регулирования деятельности предприятия в рыночной экономике бесспорна, совершенно очевидна, признана и доказана мировой практикой. Проблема заключается в установлении так называемых оптимальных пределов воздействия государства на деятельность субъектов рыночной экономики. Решение этой насколько важной, настолько и сложной проблемы возможно и достижимо только путем постоянного развития и совершенствования правовой базы государственного регулирования всей системы рыночных отношений.

Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий, базирующиеся на соответствующих законодательных актах, предполагают использование всего комплекса основанных на экономических интересах способах воздействия государства на эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности. В отличие от других методов регулирования (правовых и административных), базирующихся преимущественно на принудительных способах воздействия, в основу экономических методов положены такие приемы и инструменты государственного регулирования, которые основаны на экономическом принуждении или экономической поддержке, т.е. на принципе экономического стимулирования. Стимулирование в данном случае следует понимать как воздействие государства на деятельность предприятия в двух аспектах. С одной стороны, за соблюдение установленных государством норм и нормативов, за выполнение налоговых, кредитных, договорных и иных обязательств предприятие экономически поощряется (льготные условия, условия наибольшего благоприятствования и т.д.), а с другой - за нарушение последних оно подвергается экономическим санкциям (штрафы, пени и др. меры).

К экономическим методам прямого государственного воздействия на субъекты предпринимательской деятельности следует отнести:

Способы регулирования налоговой нагрузки на предприятия;

Меры по реализации экономической ответственности за загрязнение окружающей среды и стимулированию предприятий за его сокращение;

Регулирование цен и тарифов на отдельные виды продукции и услуг;

Меры воздействия государства на работодателя по полной и своевременной оплате труда и по обязательному социальному страхованию работников предприятий.

К экономическим методам косвенного воздействия относятся:

Способы развития рыночных отношений собственности (регулирование рынка капитала в стране, процесса инвестирования, эмиссионных процессов и т.д.);

Регулирование денежно-кредитных отношений, включая сдерживание инфляционных процессов, управление процентной ставкой, развитие банковской системы и т.д.;

Разработка и реализация государственных и региональных прогнозов, программ и планов развития экономики;

Меры по регулированию межбюджетных отношений;

Расширение возможностей внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе и на основе развития международной деятельности государства.

Даже в условиях рыночной экономики государство, кроме упомянутых, достаточно эффективно, хотя и ограниченно, использует и административные методы своего воздействия на деятельность предприятия. Необходимость применения подобных методов регулирования деятельности предприятия обуславливается объективным существованием таких сфер предпринимательской деятельности, вмешательство в которые является прерогативой государства. Принимая на себя функции прямого регулирования определенных видов деятельности предприятий, государство стремится обеспечить в первую очередь безопасность граждан страны от производства и потребления недоброкачественной продукции, от техногенных катастроф, от воздействия опасных и экологически вредных производств.

К методам административного воздействия на деятельность предприятия относятся:

Разрешительные, суть которых сводится к выдаче специальных разрешений (государственных лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности предприятия;

Запретительные, в соответствии с которыми устанавливается государственный запрет на некоторые виды деятельности, являющиеся прерогативой государственных предприятий, а также приостановка (запрет) деятельности предприятий, допустивших опасные для работников предприятий и населения близлежащих территорий нарушения установленных государством требований по безопасности производства;

Меры принудительного характера, направленные на обеспечение предприятием организации и осуществления некоторых видов его деятельности, в том числе и таких, как очистка особо вредных выбросов и сбросов, утилизация токсичных отходов, обеспечение занятости инвалидов и людей с ограниченной трудоспособностью.

Важнейшим элементом всего механизма государственного воздействия на деятельность предприятия выступают предметы регулирования, каждый из которых выступает отдельным объектом непосредственного или косвенного влияния государства. К ним, в первую очередь, относится весь комплекс отношений (и прежде всего экономические отношения), в которых состоит предприятие в рыночной среде, а также осуществляемые на нем процессы (производства и реализации продукции, охраны окружающей среды и др.).

Влияние государства на отношения собственности на имущество предприятия проявляется посредством разработки и введения в действие соответствующего законодательства и осуществления мер, включая и судебную систему, по его соблюдению. Помимо этого, государство осуществляет прямое управление своей собственностью, включая природные ресурсы и собственность имущества государственных предприятий, переданного в оперативное управление.

Кроме этого, контрольными функциями обладают и так называемые финансовые государственные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением требований налогового законодательства, денежного обращения и др.

Государственное регулирование торговли осуществляется с помощью системы типовых мер, законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям . Оно реализуется с помощью специальной системы мер, предусматривающей использование законодательной базы, актов, указов, а также различных нормативных документов.

Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года .

Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются :

  • 1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
  • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности .

Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующее звено между производителем и потребителем, не осталась вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли .

Механизм государственного регулирования торговли можно рассматривать как закрытую систему взаимоотношений экономических субъектов и объектов, представляющую совокупность элементов и связей между ними. При рассмотрении реализации функций регулирования необходимо использование процессного подхода, потому, что работа по достижению целей является не каким-то единовременным действием, а серией непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является само по себе процессом, очень необходимы для успешной деятельности предприятий и организаций торговли. Поэтому системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями .

Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций .

Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы . С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования.

Система государственного регулирования торговли имеет свои цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить цели стратегические и тактические. Среди стратегических целей наиболее приоритетными являются: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические (конкретные) цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.

Конкретными целями регулирования торговли являются:

  • - становление рыночных отношений в сфере торговли;
  • - формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;
  • - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,
  • - обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов . Социальная направленность рынка очень важна на современном этапе развития экономики, поскольку именно развивая потребительский рынок, можно прийти к экономической стабильности в обществе в целом.

Механизм государственного регулирования должен опираться на шесть ведущих принципов :

  • 1) Отказ от хозяйственного управления торговыми предприятиями и ориентация на управление процессами, протекающими на потребительском рынке.
  • 2) Сведение административного воздействия к нормативно-правовому регулированию.
  • 3) Обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
  • 4) Признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций.
  • 5) Четкое разграничение макро- и микро уровней в системе государственного регулирования.
  • 6) Четкое разделение функций между тремя уровнями системы государственного регулирования при сохранении на каждом из них общего подхода к проблеме государственного регулирования торговли в целом.

Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений .

Принципы механизма регулирования торговли необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. В качестве социальных приоритетов государственного регулирования торговли можно считать:

  • - формирование потребительского рынка;
  • - обеспечение устойчивости функционирования предприятий и организаций торговли как важнейшего фактора региональной экономической безопасности;
  • - изменение стратегии научно-технического, информационного развития;
  • - осуществление комплексной системы мер для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, формирование благоприятных условий для притока инвестиций путем включения рыночных механизмов регулирования .

В частности, можно отметить и разработку программ по поддержке малого предпринимательства, и ориентацию предприятий на производство товаров, пользующихся спросом у потребителей, внедрение новых технологий производства, повешение качества выпускаемой продукции, создание благоприятного экономического климата для притока инвестиций.

Непосредственно с целями и приоритетами государственного регулирования торговли связаны общие и частные функции регулирования. Цели и приоритеты реализуются посредством функций регулирования.

В системе государственного регулирования торговли среди общих функций важнейшей можно считать создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования . Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №2172 (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Предметом регулирования торгового права является торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей .

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Стратегическое планирование, как отмечал экономист В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики .

Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики .

Само понятие «механизм», происходящее от греческого mechane - машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода. Система организационно-экономических отношений охватывает отношения, складывающиеся в процессе организации интегрированного труда, отношения по обмену деятельностью и отношения управления.

В государственном регулировании рыночной экономики два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

  • - усиление государственного контроля за деятельностью организаций, особенно обеспечивающих государственный заказ;
  • - создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Организационная функция охватывает обширный комплекс вопросов, связанных с выбором организационных форм функционирования торговых организаций на базе различных форм собственности, схем и структур управления: определение функций, прав, взаимоотношений, ответственности каждого звена регулирования, совершенствование информационной базы, систему кадрового обеспечения, т.е. систему найма и оплаты труда, подготовки и расстановки кадров . В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

Функции государственного регулирования сферы торговли тесно связаны с формами (инструментами) её регулирования: программной; денежно-кредитной; налоговой; ценовой; лицензированием, квотированием и др.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»» от 19.10.2011 г., №285 ФЗ, содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа) .

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей. В условиях рыночных отношений, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц. Налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, является одним из обязательных элементов налога. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании .

На данный момент в России действуют следующие налоговые ставки:

  • 1) Ставка НДС - 18% и 10% - на отдельные группы товаров;
  • 2) Налог на прибыль - 20%;

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Например, для способствования развития малого бизнеса, используются разнообразные поддержки со стороны государства: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломy бизнесy - особые льготные yсловия налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Налогового кодекса налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации .

Регулирование и контроль торговой деятельности осуществляется также при помощи ценовой политики государства. Ценовая политика государства - это деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, которая направлена на оптимальное установление цен на определенные виды товаров и услуг. Данная политика направлена на достижение следующих основных целей:

  • 1) Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег в военный период, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
  • 2) Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
  • 3) Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.
  • 4) Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
  • 5) Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, предоставление людям возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

Разработка ценовой политики как неотъемлемой части общей экономической и социальной политики государства является одной из важнейших составляющих реформирования экономики. Ее внедрение содействует развитию рыночных отношений, смягчению ее негативных социально-экономических последствий, ведет к повышению качеству продукции и развития конкуренции и, в конечном итоге способствует росту эффективности рыночной экономики. Проведение государственной политики в стране обеспечивает Кабинет Министров Российской Федерации, который определяет перечень продукции, товаров и услуг, на которые утверждаются фиксированные и регулируемые цены и тарифы, а также полномочия органов государственного управления в отрасли установления контроля за ценами (тарифами).

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг. Заниматься предпринимательством, в том числе и торговлей в России можно без ограничений. Однако для того, чтобы иметь возможность торговать, мало иметь одного желания, необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке. Это касается как организаций, так и физических лиц - и те и другие должны пройти процедуру государственной регистрации.

Для получения лицензии, субъект хозяйственной деятельности, претендующий на ее получение (лицензиат), должен предоставить в лицензирующий орган необходимый комплект документов и уплатить государственную пошлину, так как лицензирование осуществляется на платной основе. Статьей 8 Закона №99-ФЗ установлено, что лицензия выдается сроком на пять лет. По окончании срока действия лицензии по заявлению лицензиата срок может быть продлен. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. Статьей 2 Закона №99-ФЗ определено, что под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии с Законом №99-ФЗ. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю:

  • - вооружением и военной техникой;
  • - оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • - патронами к оружию.

Следует иметь в виду что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции .

Важно отметить то, что лицензирование рассматривается не как ограничение прав и свобод хозяйствующего субъекта, занятого торговлей, а как инструмент государственного регулирования торговой деятельности, способной повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации .

Также на ряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляестя при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. Квотирование импорта применяется как защитная мера в случае, когда возникает угроза причинения ущерба производителям подобных конкурирующих товаров на территории РФ.

Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая административная форма государственного регулирования внешней торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования .

Сфера внутренней торговли является одной из важнейших составляющих экономики нашего государства. При этом она во многом является саморегулируемой. Однако рыночные механизмы регулирования торговли не способны полностью обеспечить соответствие интересов бизнеса и потребителей. В связи с этим возрастает роль государственного регулирования в области торговой деятельности. Справляются ли госорганы с этой задачей?

Законодательная база

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.
Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.
Особенностью нормативно-правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.
Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публично-правовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства. В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов и т.д. Федеральный закон от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля - это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.
Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.
Однако, кроме вышеперечисленных преимуществ, электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.
С одной стороны, электронная торговля - это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой - это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.
В связи с этим в Законе РФ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе "О защите прав потребителей" ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства.
В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне Союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.
Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекисного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что, помимо фальсифицированных товаров, рынки сбыта заполняют еще товары - заменители натуральных продуктов (суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, - это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.
Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.
Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" нормирует, но не определяет четкого механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.
Некачественное питание - это мина замедленного действия. Задача государства - оберегать здоровье людей.
Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.
В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема - это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.
Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О техническом регулировании", должны работать более эффективно.
Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).
Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.
Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования в торговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.