Услуги по передаче электроэнергии. Термины электроэнергетики в простом изложении Услуги по передаче электрической энергии что входит

Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 22.06.2019) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по...

V. Порядок установления тарифов на услуги по передаче

электрической энергии, предусматривающий учет степени

использования мощности электрической сети

46. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.

47. Заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке:

в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил;

в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 настоящих Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

49. Стоимость услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оказанных сетевой организацией производителю электрической энергии, который является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяется исходя из величины превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды, определяемого в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за вычетом объемов электрической энергии, отпущенной потребителям электрической энергии, присоединенным к энергетическим установкам такого производителя, самостоятельно оплачивающим услуги сетевой организации. При этом указанная плата не должна превышать стоимость услуг сетевой организации, рассчитанной исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации.

Еще одним из методов снижения затрат на электроэнергию для потребителей юридических лиц, у которых есть на балансе линии электропередач или трансформаторные подстанции является получение тарифа на передачу электроэнергии по своим электрическим сетям. В основном такими объектами владеют промышленные потребители. Таким образом, после получения тарифа на передачу электроэнергии произойдет снижение стоимости электроэнергии для юридических лиц . Как произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии и что такое вообще услуги по передаче электрической энергии об этом и пойдет речь в этой статье.

Почему это может быть актуально для потребителей?

Потому что многие крупные потребители, у которых на балансе есть объекты электросетевого хозяйства (линии электропередач, трансформаторные подстанции) от которых запитаны не только сам потребитель, но и объекты других собственников (так называемые субабоненты). Получается, услуги по передаче электроэнергии собственником осуществляется, более того, он обязан содержать эти объекты электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, а использовать их будет не только указанный собственник, но также и субабоненты, подключенные к ним. Таким образом, электроэнергия для предприятий, на чьем балансе есть линии электропередач будет дороже, чем электроэнергия для предприятий, у которых нет электросетевого хозяйства. При этом, в соответствии с п.5 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, собственник объектов электросетевого хозяйства не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через его сети и требовать за это плату. Также собственник линий электропередач и трансформаторной подстанции должен оплачивать потери электроэнергии, которые возникают в элементах сети.

Возникает резонный вопрос, а кто же компенсирует указанному собственнику затраты на содержание этих объектов.

Ответ содержится в п. 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче», в котором говорится о том, что «указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии». Т.е. собственник таких объектов может произвести расчет тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям (произвести расчет НВВ - необходимой валовой выручке от оказания услуг по передаче электроэнергии), собрать определенный перечень документов и обратиться за установлением тарифа на передачу электроэнергии в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭК или комитет по тарифам). В свою очередь, РЭК оценивает и производит расчет величны НВВ сетевой организации и принимает решение об установлении тарифа на передачу электрической энергии в отношении компании. Т.е. предприятие получает статус сетевой организации.

Что это значит на практике? Собственник объектов электросетевого хозяйства заключает договор оказания услуг по передаче электроэнергии с вышестоящей сетевой организацией (либо с гарантирующим поставщиком - с кем заключать договор оказания услуг зависит от принятой в регионе схеме расчетов «котел сверху или снизу»), также он заключает договор купли - продажи электроэнергии в целях компенсации потерь в его объектах электросетевого хозяйства с гарантирующим поставщиком и обращается в местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении для него тарифа на услуги по передаче электроэнергии по его электрическим сетям. Стоит отметить, что тариф ему может быть установлен, начиная с любого месяца (например, с 15 июня, а не с 1 января следующего года, как зачастую на этом настаивает местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов). Таким образом собственник должен предпринять ряд действий, чтобы ему установили тариф на передачу электроэнергии по его электрическим сетям.

После выполнения всех мероприятий (расчета тарифа на передачу электроэнергии, расчета НВВ, подготовки документов для получения статуса сетевой организации и т.д.) указанному собственнику устанавливается индивидуальный тариф на передачу электроэнергии для взаиморасчетов с вышестоящей сетевой организаций или другим получаетелем платы за передачу электроэнеергии (так называемый "котлодержатель"). После этого, указанный собственник наделяется статусом сетевой организации и имеет право получать плату за оказанные им услуги по передаче электроэнергии по установленному тарифу за каждый кВт.ч. электроэнергии, переданной по своим сетям.
Таким образом путем получения тарифа на передачу электроэнергии по своим сетям, потребитель может снизить конечный тариф на электроэнергию для предприятий, тем самым снизив затраты на электроэнергию (стоимость электроэнергии для компаний).

Важно!!! Если у потребителя есть на балансе объекты электросетевого хозяйства, но субабоненты к его сетям не присоединены (объекты электросетевого хозяйства используются только для «личных» целей), то в таком случае указанный собственник имеет право провести указанные выше мероприятия, получить тариф на передачу электроэнергии и требовать оплаты за оказанные «самому себе» услуги по передаче электроэнергии. Однако, 7 марта 2014 года подписано постановление Правительства РФ №179, в соответствии с которым, такие электросетевые компании (оказывающие услуги по передаче электроэнергии "сами себе") относятся к моносетевым компаниям при соответствии ими любому их двух критериев:

1. Максимальная мощность "основного потребителя" составляет более 80% от всей максимальной мощности всех потребителей, присоединенных к электросетям этой сетевой организации.

2. Годовой объем отпуска электроэнергии "основному потребителю" составляет более 80% от всего отпуска электроэнергии такой сетевой компании за последний год.

Если один из этих двух критериев выполняется, то оплату за оказанные услуги по передаче электроэнергии такой сетевой компании должен производить непосредственно "основной потребитель" по утвержденному для сетевой организации тарифу на передачу электроэнергии.

Т.е. просто напросто бремя содержания электросетей перекладывается на основного потребителя.

Кроме того, с 2015 году для сетевых компаний постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 утвержены критерии отнесения организации к сетевым компаниям. Вот эти критерии. Если организация не удовлетворяет указанным критериям , то не она не имеет право на получение индивидуального тарифа на передачу электрической энергии.

В случае, если указанные собственники не имеют желания или возможности проводить указанные мероприятия, то они могут заключить договор аренды и сдать находящиеся в собственности объекты электросетевого хозяйства в аренду специализированным организациям, для которых оказание услуг по передаче это основной вид деятельности. Размер арендной платы определяется индивидуально и зависит в этом случае от множества факторов: степени износа объектов, величины перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства и мн. другое.

- График ппр 2012

- FORM3.1.2012(v1.0)

- Перечень зон деятельности

Перечень зон деятельности

  1. ЗАО «ВТК» - г. Воронеж п. Придонской ул. Придонская 50.
  2. ООО фирма «Оригинал» - г. Воронеж п. Придонской ул. Придонская 57.
Главный энергетик: А. Н. Бородин

- Сведения о техническом состоянии сетей


п/п
Наименование
объекта

Инвентарный номер

Мощность трансфор
матора
Стоимость основных фондов Приме- чание
Балансовая
т.руб
Остаточная
т.руб
Износ
т.руб %
1 ТП -1 000410384 630 80 0 80 100
2 ТП - 2 000410395 1000 18 0 18 100
3 ТП - 3 000410473 630 29 1 28 98
4 ТП - 4 000410068 630 60 47 13 78
5 ТП - 5 000410193 1000 10 2 8 85
6 ТП - 7 000410392 1000 124 0 124 100
7 ТП - 7 000410394 1000 124 0 124 100
8 ТП - 9 000410955 320 57 9 48 84
9 ТП - 9 000410133 320 21 4 17 82
10 ТП - 13 000410393 1000 38 0 38 100
11 ТП - 14 000410390 1000 97 0 97 100
12 ТП - 17 000410206 400 104 54 50 48
13 ТП - 18 000410476 630 29 1 28 98
14 Кабельные линии 000300001 21,8 (км) 79 0 79 100

Бухгалтер : Е.Л.Ворошилова

- Фактический объём потерь 2011, I кв. 2012

- Тарифы на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению на 2011 год

КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости услуг по передаче электроэнергии
ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов»
№ п/п Наименование статей Ед.измер. Утверждено
УРТ
на 2010 г.
Утверждено
УРТ
на 2011 г.
1 2 3 4 5
1 тыс.руб. 565.3 609.96
2 тыс.руб. 155.4 216.5
3 тыс.руб. 750.9 824.9
3.1. тыс.руб. 50.5 50.5
3.2. Ремонт основных фондов тыс.руб. 398.8 430.3
3.3. тыс.руб. 277.8 318.4
3.4. Прочие расходы тыс.руб. 23.8 25.7
4 Итого цеховая себестоимость тыс.руб. 1471.6 1651.4
5 % 1.6 1.6
6 тыс.руб. 23.55 26.42
7 Общехозяйственные расходы тыс.руб. 12.8 13.8
8 тыс.руб. 36.35 40.22
9 Рентабельность % 10 10
10 Прибыль тыс.руб. 3.63 4.02
11 тыс.руб. 39.98 44.24
12 Присоединенная мощность МВА 9.56 9.56
13 руб./МВА 348.46 385.66
14 Плата за потери тыс.руб. 11.52 17.53
15 ты.кВтч 408.5 408.5
16 Ставка на оплату потерь руб./МВтч 28.2 42.91
17 Одноставочный тариф на услуги по передаче э/энергии руб./МВтч 126.6 151.22

УПРАВЛЕНИЕ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ
от 3 декабря 2010 г. №38/6
г. Воронеж

Об установлении на 2011 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов»с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке», с учётом утверждённой приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 09.11.2009 № 19 - Р (в редакции приказа от 11.2010г. № 46-р) схемы расчётов между сетевыми организациями по котловому методу расчёта тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Воронежской области, Правление УРТ Решило : Установить на 2011 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов», г. Воронеж, с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго», (без НДС) согласно приложению. Председатель Правления: С.Н. Попов

Приложение
к приказу УРТ
от 03.12.2010 г. №38/6

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов», г.Воронеж, с филиалом ОАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго»

- График ппр 2011

- Приказ №55-46 от 19.12.2011

- Приложение к приказу №55-46 от 19.12.2011

- 46EP.2011(v1.0)2011

- Отчет по текущему ремонту электроцеха ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов" за 1 полугодие 2010 год

Отчет по текущему ремонту электроцеха ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов"

- Тарифы на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению на 2010 год

КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости услуг по передаче электроэнергии ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов" за 2009 год
№ п/п Наименование статей Ед.измер. 2009 год
1 2 3 4
1 Зарплата основная и дополнительная производственных рабочих тыс.руб. 565.3
2 Отчисления на социальные нужды тыс.руб. 155.4
3 Общепроизводственные расходы, в т.ч.: тыс.руб. 750.9
3.1. Амортизация производственного оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений тыс.руб. 50.5
3.2. Ремонт основных фондов тыс.руб. 398.8
3.3. Зарплата основная и дополнительная, отчисления на социальные нужды прочего производственного персонала тыс.руб. 277.8
3.4. Прочие расходы тыс.руб. 23.8
4 Итого цеховая себестоимость тыс.руб. 1471.6
5 Уд.вес объема поступления на сторону, в общем объеме поступления эл.энергии в сеть % 1.6
6 Цеховая себестоимость эл.энергии отпускаемой на сторону тыс.руб. 23.55
7 Общехозяйственные расходы тыс.руб. 12.8
8 Полная себестоимость по содержанию элктрических сетей тыс.руб. 36.35
9 Рентабельность % 10
10 Прибыль тыс.руб. 3.63
11 НВВ на содержание электрических сетей тыс.руб. 39.98
12 Присоединенная мощность МВА 9.56
13 Ставка на содержание электрических сетей руб./МВА 348.46
14 Плата за потери тыс.руб. 10.8
15 Объем полезного отпуска на сторону ты.кВтч 408.5
16 Ставка на оплату потерь руб./МВтч 26.44
Справочно:
1. Объем поступления эл.энергии в сеть т.кВтч 25700.4
2. Объем поступления эл.энергии на сторону т.кВтч 418.8
3. Потери в сетях на сторону т.кВтч 10.3
4. Потери в сетях на сторону % 2.5
5. Тариф на услуги по передаче эл.энергии руб./МВтч 124.3

Приказ Управления по государственному регулированию тарифов
Воронежской области
от 24 декабря 2009 г. N 47/47
"Об установлении на 2010 год индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов" с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго"
В соответствии с Федеральным законом РФ от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", с учетом утвержденной приказом управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 09.11.2009 г. N 19-Р схемы расчетов между сетевыми организациями по котловому методу расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Воронежской области, и на основании решения Правления УРТ от 24 декабря 2009 года N 47/47 приказываю:

1. Установить на 2010 год индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов", г. Воронеж с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго", с учетом 2-х ставок (без НДС) согласно приложению. 2. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2010 г. и действует по 31.12.2010 г. Руководитель управления : Н.Г. Решетов

Приложение
к приказу
Управления по государственному регулированию тарифов
Воронежской области
от 24 декабря 2009 г. N 47/47

Индивидуальный тариф
на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов", г. Воронеж, рег. N 3.71 с филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Воронежэнерго"

ПРИМЕЧАНИЕ: Тариф на технологическое присоединение к сетям не установлен.

- План капитального ремонта по электроцеху на 2010 год

Главный энергетик: А. Н. Бородин

- График ппр 2010

- Сведения о потерях

Фактический объём потерь за 2009 год

Наименование показателей Ед. изм. Январь Февраль Март I квартал Апрель Май Июнь II квартал 1 полугодие 2009 г.
Получено эл.энергии т.кВтч 1663,42 1630,35 2002,39 5296,163 1788,95 1044,98 1155,41 3989,333 9285,496
Отпущено эл.энергии т.кВтч 22,701 18,874 19,169 60,744 17,909 15,787 19,116 52,812 113,556
Потери т.кВтч 0,568 0,472 0,479 1,519 0,448 0,395 0,478 1,321 2,84
% 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Наименование показателей Ед. изм. Июль Август Сентябрь III квартал Октябрь Ноябрь Декабрь IV квартал за 2009 г.
Получено эл.энергии т.кВтч 1285,55 1191,94 1208,725 3686,211 1280,78 1117,26 1084,35 3482,39 16454,097
Отпущено эл.энергии т.кВтч 18,336 17,871 16,359 52,566 18,865 21,712 21,74 62,317 228,439
Потери т.кВтч 0,458 0,447 0,409 1,314 0,472 0,543 0,544 1,559 5,713
% 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5

Фактический объём потерь за 2010 год
ЗАО "Воронежский комбинат строительных материалов"

Наименование Ед.изм. Январь Февраль Март I квартал Апрель Май Июнь II квартал 1 половина 2010 г.
показателей
Получено эл.энергии т.кВтч 944.8 941.9 1132.6 3019.3 1181.4 1280.0 1279.1 3740.5 6759.8
Отпущено эл.энергии т.кВтч 20.1 20.9 18.4 59.4 15.6 14.2 16.0 45.8 105.2
Потери т.кВтч 0.5 0.5 0.5 1.5 0.4 0.3 0.4 1.1 2.6
% 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5
Главный энергетик : А. Н. Бородин

- Условия договора

На оказание услуг по передаче электрической энергии ССО заключен договор №14 от 15.12.2009 года с ОАО «МРСК Центра» «Воронежэнерго», определяющий условия отношений потребителей и ССО.

Из-за отсутствия резервных мощностей комбинат не имеет технической возможности технологического подключения энергетических установок юридических и физических лиц к собственным сетям, кроме ранее заключенных договоров.

Свет / Подключение к электросетям

Передача электрической энергии является составным элементом электроснабжения конечных потребителей электрической энергии. Для осуществления передачи потребитель должен урегулировать данные отношения с уполномоченным лицом. Одним из вариантов урегулирования является заключение договора на передачу электрической энергии.

Договор на передачу электрической энергии – нормативная база

Заключение договора на передачу электрической энергии регулируется следующими нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК);
  • Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике» (далее – « Закон об Электроэнергетике»);
  • Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 8613 (далее – Правила);
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и др.

В соответствии с пунктом 4 Правил услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Такой договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

Существенные условия договора на передачу электрической энергии установлены Правилами. Основным условием заключения договора на передачу электрической энергии является наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации (п. 10 Правил).

Однако на практике возникают случаи, когда энергопринимающее устройство заявителя присоединено к сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства другого лица.

При этом у данного лица имеется возможность влиять на заявителя, например, посредством отсоединения от своей сети, а также требованиями заключить договор на передачу электрической энергии через его объекты за плату. Возникает вопрос, возможно ли заключение такого договора? Необходимо отметить, что в со- ответствии со ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение однократно. При этом Закон не оговаривает, присоединение к каким сетям. Таким образом, если объекты заявителя присоединены к электрическим сетям третьих лиц (не являющихся сетевой организацией), повторное присоединение не требуется.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства в соответствии с п. 6 Правил вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Таким образом, законодательство допускает заключение договора на передачу электрической энергии с лицом, не являющимся сетевой организацией. Вместе с тем, установлено обязательное (императивное) условие: для такого лица должен быть определен тариф на передачу электрической энергии. В противном случае такое лицо неправомочно заключать договор на передачу электрической энергии, а заключенный договор не будет соответствовать императивным нормам законодательства.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Требования законодательства к собственнику электросетей

Необходимо отметить, что ст. 26 Закона об электроэнергетике, а также п. 6 Правил установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, не вправе препятствовать перетоку электрической энергии, а также требовать платы за транспортировку электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии же с п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, а также нарушение установленного порядка ценообразования.

Однако владелец объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется передача электрической энергии и энергоснабжение энергопринимающих устройств другого субъекта, вроде бы не осуществляет деятельности, которая относится к естественной монополии. Например, основной деятельностью такого хозяйствующего субъекта может быть заключение договоров купли-продажи, договоров аренды, договоров лизинга и т.п. Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии - на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ « О естественных монополиях» (далее – закон о естественных монополиях), естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Владелец электросетей как естественная монополии: особенности правового статуса и обязанность заключить договор на передачу электроэнергии

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку владелец объектов электросетевого хозяйства (основной деятельностью которого является, например, заключение договоров аренды) как хозяйствующий субъект не представлен на соответствующем товарном рынке энергоснабжения, т.е. не имеет статуса сетевой организации, не включен в реестр субъектов естественной монополии, не обращался в регулирующий орган за установлением тарифа, не осуществляет технологическое присоединение к своим электрическим сетям, не имеет инвестиционной программы, которая должна быть у сетевой организации, его доля на этом товарном рынке составляет 0%.

Вместе с тем, в соответствии с указанными выше нормами владелец объектов электросетевого хозяйства, фактически оказывая услуги по передаче электрической энергии и энергоснабжению потребителю, занимает доминирующее положение в границах протяженности своих сетей. См. например, практику ФАС России дело № 110/105-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Гема-инвест» ; дело № 110/97-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО « Инфоком» , Решение от 18.06.2010 по делу № А40-135438/09-122-999 Арбитражного суда г. Москвы , Постановление Федерального суда Московского округа от 28.12.2010 № КА-А41/15370-10 (1 ,2).

Чтобы иметь возможность взимать плату за передачу электрической энергии, владелец объектов электросетевого хозяйства обязан обратиться в тарифный орган для установления тарифа на передачу электрической энергии. Если такое лицо все же взимает плату за передачу электрической энергии (или плату за трансформацию, переработку и т.д.) без установления тарифа, а также препятствует перетоку электрической энергии, то данные действия нарушают п. 9, 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, договор на передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства лица, не являющегося сетевой организацией, заключенный в отсутствии тарифа, является ничтожным, так как нарушает императивные нормы законодательства.

Кроме того, действия лица, которое взимает плату за передачу электрической энергии через свои электрические сети в отсутствие тарифа, а также создает препятствия перетоку электрической энергии по своим электрическим сетям в пользу иного потребителя, являются нарушением антимонопольного законодательства (в частности, нарушением установленного порядка ценообразования и созданием препятствий доступу на товарный рынок или выходу с товарного рынка другим хозяйствующим субъектам).

Корнеев О. С., главный специалист-эксперт Управления контроля электроэнергетики ФАС России

20.01.2016

О выборе варианта тарифа услуг по передаче электроэнергии

1 января начался не только Новый год, но и новый расчетный период. C целью оптимизации расходов на электроэнергию вы можете самостоятельно выбрать для расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке вариант цены, не позднее одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (*). Выбор варианта цены производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику.

Напоминаем, что расчеты можно осуществлять по разным вариантам цен на электроэнергию и мощность.

Законодательством предусмотрено 6 ценовых категорий (ЦК) (**):
С учетом одноставочного варианта тарифа на услуги по передаче:

Первая ЦК - для покупки электроэнергии в целом за месяц;

Вторая ЦК - для покупки электроэнергии по зонам суток;

Третья ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток без почасового планирования;

Пятая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток с осуществлением почасового планирования.

С учетом двухставочного варианта тарифа на услуги по передаче:

Четвертая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток без почасового планирования;

Шестая ЦК - для покупки электроэнергии и мощности по часам суток с осуществлением почасового планирования.

Для выбора ОАО «Татэнергосбыт» советует провести сравнительный анализ затрат и предлагает вашему вниманию «Выбор варианта тарифа услуг по передаче электрической энергии ».

В случае отсутствия уведомления в расчетах будет применяться ценовая категория, выбранная вами в предыдущем периоде регулирования.
Стоит учитывать, что в течение года изменение уже выбранного на текущий период регулирования варианта тарифа на услуги по передаче электрической энергии допускается только по соглашению с сетевой организацией.

В рамках выбранного тарифа на услуги по передаче ценовую категорию вы можете менять один раз в месяц путем направления уведомления гарантирующему поставщику за 10 рабочих дней до начала расчетного периода (месяца), с которого предполагаете производить расчеты по-новому.

Более подробную информацию о ценах на электроэнергию и мощность и выборе ценовых категорий вы можете получить у специалистов нашего Контакт-центра, позвонив по бесплатному номеру 8-800-200-25-26 .

(*) Согласно п.74. Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178.

(**) Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт могут выбрать только с третьей по шестую ценовые категории. Согласно п. 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012г. №442. Потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями.

Наша миссия - сделать энергоснабжение клиентов надежным и удобным

АО «Татэнергосбыт»