Контрольно-кассовая техника, ккт. Новый порядок применения контрольно-кассовой техники Кто обязан устанавливать кассовые аппараты

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

По закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» торговля в стране поэтапно переходит на онлайн-ККТ. Чтобы разобраться, кому нужно ставить кассовый аппарат в этом году, читайте нашу статью.

Для перехода на новый порядок мало просто купить кассу и зарегистрировать ее в ФНС. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров - а значит, вам потребуется кассовая программа , которая это умеет. Наше приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас: это бесплатно.

Все, что связано с использованием ККТ, регулирует 54-ФЗ. Этот закон отвечает и на вопросы, кто и когда должен ставить кассу, обязан ли ИП иметь кассовый аппарат, кто вообще освобожден от установки новой техники. Все о том, должны ли вы ставить ККТ и когда - в этой статье.

Разберем для начала, зависит ли применение ККТ от формы собственности бизнеса.

Нужно ли ставить кассовый аппарат для ИП в 2020 году?

Нужен ли кассовый аппарат для ИП - раньше решали сами предприниматели: они могли выбирать, чем подтверждать покупку. Можно было использовать не только кассовые чеки, но и другие документы - например, товарный чек . После принятия поправок в 54-ФЗ порядок изменился. Теперь покупка подтверждается исключительно чеком онлайн-ККТ.

Всем ли ИП обязательно иметь кассовый аппарат сегодня? Большинству. Есть только одно исключение: до 1 июля 2021 года вправе не применять кассовую технику ИП без работников на трудовых договорах , которые:

Если вы не попадаете в эту категорию - касса для вас обязательна. Так, это касается:

  • ИП без наемных сотрудников, торгующих товарами не своего производства или торгующих через вендинговые автоматы.
  • ИП с наемными сотрудниками, которые выполняют работы или оказывают услуги.
  • ИП, которые выдают бланки строгой отчетности (сюда же относится продажа билетов в салоне транспорта кондуктором или водителем).

Отсрочек уже не будет. Техника должна быть нового образца - с подключением к интернету для онлайн-передачи данных в налоговую.

Нужен ли кассовый аппарат для ООО?

Применение ККТ не зависит от формы собственности организации, то есть ООО тоже должны использовать новые кассы. При этом срок перехода на новый порядок определяется налоговым режимом. Далее мы подробно разберем, кому и когда надо ставить кассу в зависимости от формы налогообложения.

Нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД?

Раньше отдельным категориям предпринимателей на вмененке можно было не использовать ККТ, но поправки в закон обязали их установить новую технику. Теперь при ЕНВД кассовые аппараты обязательны для всех. Различается только срок установки. Подробнее об этом - ниже.

Кассовый аппарат для ИП на ЕНВД: нужен ли, когда ставить, штрафы за отсутствие

Большинство предпринимателей на ЕНВД обязаны работать с кассой еще с прошлого года.

Последнюю отсрочку получили те ИП на вмененке без наемных работников , которые продают товары собственного производства / оказывают услуги / выполняют работы. У них есть время до 1 июля 2021 года.

Если вы не входите ни в одну из этих категорий, это значит, что онлайн-ККТ для вас обязательна.

При установке кассы надо не забыть про оснащение рабочего места продавца. Но клиентам МоегоСклада можно об этом не думать - мы предлагаем уже готовое АРМ кассира . Это альтернатива дорогим POS-системам, которая позволит потратить на автоматизацию рабочего места продавца вполовину меньше. С удобным АРМ кассира МойСклад можно вести складской учет, регистрировать продажи, пробивать чеки. Просто запустите программу на компьютере или ноутбуке, а затем подключите к нему фискальный регистратор и сканер.

Если предприниматель проигнорирует закон, его оштрафуют - до 50% выручки, прошедшей «мимо кассы» (не меньше 10 000 рублей). За повторное нарушение, если сумма расчетов в совокупности будет 1 млн рублей и более, с 1 июля 2018 года грозит штраф от 800 000 до 1 млн рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Касса для ООО на ЕНВД: когда устанавливать, какие грозят штрафы

Организации на вмененке тоже уже должны были поставить ККТ.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. С июля прошлого года, если компанию поймают повторно, а сумма расчетов составит более 1 млн рублей, налоговики смогут взыскать от 800 000 до 1 млн рублей.

Нужен ли кассовый аппарат при патенте в 2020 году?

Раньше организациям и ИП, применяющим патентную систему налогообложения, разрешалось выдавать покупателям документы, заменяющие кассовые чеки. Но теперь все они обязаны использовать онлайн-ККТ. С 1 июля 2019 касса должна быть у ИП на патенте, которые:

  • реализуют товары не своего производства или заняты в общепите, если нет наемных сотрудников,
  • оказывают услуги / выполняют работы, если есть наемные сотрудники.

Отсрочку до 1 июля 2021 получили только те ИП на патентной системе налогообложения, у которых нет наемных сотрудников и которые продают товары своего производства, или оказывают услуги, или выполняют работы. Все остальные ИП на патенте, а также организации, должны были уже поставить кассу.

Нужен ли кассовый аппарат при УСН в 2020?

Однозначно - да. Если вы выбираете упрощенную систему налогообложения, то должны использовать ККТ.

ИП на УСН вправе не применять ККТ, только если оказывают услуги населению и выдают на бумаге бланки строгой отчетности . Также от касс пока освобождены ИП без работников.

Выдавать бумажные БСО вправе большинство ИП, которые оказывают услуги или выполняют работы для населения. Исключение - предприниматели в общепите, которые заключили трудовые договоры. Они обязаны использовать онлайн-кассы уже сейчас.

На кассе можно пробивать чеки или формировать электронные БСО. Реквизиты у чека и электронного БСО одинаковые. Оба документа касса отправит в ФНС в режиме реального времени. Бумажные бланки строгой отчетности можно выдавать только при расчетах наличными и картами через POS-терминал.

До 1 февраля 2021 года ИП на УСН вправе не указывать в кассовых чеках наименования товаров и их количество (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Но цену товаров ИП на УСН все равно обязаны отражать. Поэтому предприниматели могут в чеке указывать одной строкой товары с одинаковой ценой. В этом случае понадобится отразить товар, его цену и итоговую стоимость.

Чтобы сэкономить время, деньги и нервы, подумайте о заранее - все равно она вам понадобится. Сейчас действуют выгодные акции, а вся техника в наличии.

Нужна ли онлайн-касса самозанятым?

С 1 января 2020 предприниматели из Москвы, Подмосковья, Калужской области, Татарстана и еще 19 регионов могут перейти на экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» или, иначе говоря, зарегистрироваться в качестве самозанятого.

К самозанятым относятся те, кто не является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги без привлечения наемных сотрудников, например, няни и репетиторы. Но те, у кого годовой доход больше 2,4 млн рублей в год, или есть наемные работники, или они продают подакцизные и маркированные товары, перейти на этот режим не могут.

Что получает самозанятый:

  • не надо сдавать налоговую отчетность - достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог»,
  • налог с дохода составляет 4 % - при работе с физлицами и 6 % - с юрлицами и ИП,
  • не нужно платить страховые взносы и НДС.

Расчеты самозанятый может проводить как наличными, так и в безналичной форме. Продажа или оказание услуги фиксируется чеком, который создается в приложении «Мой налог». Таким образом, онлайн-касса самозанятым не нужна. Но без нее нельзя будет принимать платежи по картам.

Нужен ли кассовый аппарат для интернет-магазина?

Онлайн-торговля как вид деятельности не попадает в список освобожденных от использования ККТ. А это значит, что кассовый аппарат для интернет-магазина нужен.

Рекомендуем заранее просчитать все затраты. Может показаться, что одной кассы будет недостаточно. Если платеж был проведен в онлайне, нужна ККТ, зарегистрированная по url интернет-магазина. Когда оплату принимает курьер, ему может потребоваться специальная мобильная касса . У интернет-магазина есть пункт самовывоза, где можно оплатить покупку? Там тоже нужна касса, зарегистрированная по физическому адресу этой точки.

Но часто во всех этих случаях можно обойтись одной кассой. Подключите МойСклад, чтобы использовать вашу ККТ и для печати чеков по онлайн-заказам, и для розничных продаж. При регистрации кассы укажите адрес точки и url интернет-магазина. Новые поправки освобождают курьера от обязанности носить с собой кассу: достаточно просто показать покупателю QR-код для скачивания электронного чека. Все нужные возможности предусмотрены в МоемСкладе.

Больше того: в МоемСкладе можно работать на разных системах налогообложения - тоже на одной кассе. Вы сможете экономить, снижая налоги! Например, можно использовать ЕНВД для розничной торговли и ОСНО - для заказов интернет-магазина. Или продавать товары по разным системам налогообложения: на позиции по каждой СНО будет напечатан отдельный чек, как этого требует закон. Вторая касса для этого не понадобится!

П орядок применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) прописан в законе от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ).

С лета прошлого года действует новое Положение о регистрации и применении ККТ, утвержденное постановлением Правительства 23.07.2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее - Положение).

В соответствии со статьей 1 Закона № 54-ФЗ под ККТ, используемой при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт, понимаются (письмо Роспрома РФ от 26.04.2007 г. № СП-1821/11):

  • контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью;
  • электронно-вычислительные машины, в том числе персональные;
  • программно-технические комплексы.

Кто может не применять ККТ

Сначала отметим тех налогоплательщиков, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения вправе производить расчеты без применения кассовой техники.

Итак, ККТ может не применяться при осуществлении следующих видов деятельности (подп. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. В данном случае при продаже проездных билетов и жетонов для проезда в метрополитене применение бланков строгой отчетности не требуется (письмо Минфина РФ от 16.05.2006 г. № 03-01-15/3-95);
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли. Под этот пункт не попадают: находящиеся в этих местах торговли магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогичные обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговых мест, открытые прилавки внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Например, при продаже с прицепа, который приспособлен для постоянного режима торговли (помещение, имеющее стены, крышу, дверь, прилавок), кассовая техника должна применяться (письмо Минфина РФ от 24.04.2007 г. № 03-01-15/4-120);
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков. Исключением является торговля технически сложным товаром и продовольственным товаром, требующим определенных условий хранения и продажи;
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • продажи в сельской местности лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах. Под этот пункт не попадают районные центры и поселки городского типа;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых сооружениях и на их территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты.

Также могут осуществлять расчеты без применения кассовой техники организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

Имейте в виду, что при внесении в кассу организации наличных денежных средств, уплаченных заемщиком при возврате суммы займа и процентов за его использование, применение кассовой машины также не требуется (письма ФНС РФ от 08.09.2005 г. № 22-3-11/1695@, УФНС по г. Москве 19.03.2007 г. № 22-12/24267).

Выбираем ККТ

Закон выдвигает определенные требования к применяемой ККТ (ст. 3 и ст. 4 Закона № 54-ФЗ). В частности, кассовая техника:

  • должна быть включена в государственный реестр;
  • должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета лица в качестве налогоплательщика;
  • должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке;
  • должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Поставщик на корпус наносит знак «Государственный реестр» (п. 11 Положения). Заметим, что последние изменения в реестр ККТ были внесены приказом Роспрома РФ от 01.08.2007 г. № 321. Со списком действующей техники можно ознакомиться у поставщиков ККТ. Информацию о включенной в Государственный реестр кассовой технике можно также найти на сайте Роспрома: www.rosprom.gov.ru (п. 2 приказа Роспрома РФ от 06.03.2007 г. № 105).

Не так давно Минпромэнерго РФ приказами от 05.09.2007 г. № 351 и № 352 утвердило образцы марки-пломбы и идентификационного знака. Марка-пломба состоит из шести частей для наклеивания: в учетный талон ККТ, на ККТ, в паспорт ККТ. Идентификационный знак включает две идентичных части: одна - для наклеивания на корпус ККТ, вторая - для вклеивания в паспорт ККТ. Идентификационный знак содержит наименование модели и ее заводской номер (п. 9 Положения).

Вся кассовая техника должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Заметим, что ранее отклонение времени на ККТ не могло превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации» от 08.01.1992 г. № 23 (письмо МНС РФ от 20.07.2000 г. № ВНК-6-16/549).

Судебно-арбитражная практика

Суд постановил, что сам момент пробития кассового чека не имеет правового значения. Дело в том, что статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за неприменение ККТ, тогда как в данном случае имеет место несвоевременное пробитие кассового чека (постановление ФАС Дальневосточного округа от 01.08.2007 г. № Ф03-А51/07-2/2821).

В отдельных случаях деньги за товар получает единый кассовый центр магазина и на чеке указываются реквизиты (наименование, ИНН и т.д.) не продавца, а именно этого магазина. Однако применение одной организацией ККТ, зарегистрированной другой организацией, неправомерно (письмо Минфина РФ от 25.04.2007 г. № 03-11-04/3/132). Но магазин вправе передать ККТ в аренду другому лицу. При этом надо в установленном порядке снять указанную технику с учета с последующей ее регистрацией арендатором. В данной ситуации на кассовых чеках арендованной ККТ указываются реквизиты арендатора (письмо ФНС РФ от 20.02.2007 г. № ШТ-6-06/132@).

Устаревшие модели

В случае исключения моделей ККТ из Государственного реестра их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации (подп. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ). Причем указанная техника должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр (п. 5 Положения).

Срок полезного использования кассовых машин определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359, кассовые аппараты (средства механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда) отнесены к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации ККТ составляет от пяти до семи лет включительно (п. 2.2 определения КС РФ от 17.10.2006 № 436-О).

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Предприниматель утверждал, что используемая им ККМ, исключенная из Государственного реестра, не относится к амортизируемому имуществу, поэтому дальнейшая ее эксплуатация допускается в течение срока службы, установленного заводом-изготовителем (15 лет). Суд не согласился с доводами заявителя. Арбитры указали на то, что в случае исключения из реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации, то есть максимум 7 лет (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.11.2007 г. № А17-971/2007).

Теперь посмотрим, как поступить, если кассовый аппарат при вводе в эксплуатацию в состав амортизируемого имущества не включался. Московские налоговики считают, что в данном случае организация вправе использовать исключенную из госреестра модель ККТ до истечения нормативного срока амортизации (письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2007 г. № 22-12/065469).

Учтите, что налоговый орган вправе снять ККТ с регистрации в случае истечения по ней нормативного срока амортизации. При этом налоговики уведомляют пользователя о снятии с регистрации техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации (п. 19 Положения). Ранее этот срок составлял 30 дней до истечения срока применения ККТ.

Регистрация ККТ

В обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих кассовую технику, входит осуществление ее регистрации в налоговых органах. Вначале необходимо заключить договор с центром технического обслуживания (далее - ЦТО) на сервисное обслуживание техники.

При первичной регистрации (перерегистрации ККТ) надо ввести в фискальную память аппарата информацию (заменить накопители фискальной памяти) с участием представителей налоговых органов (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Необходимые документы

Для регистрации кассового аппарата пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) следующие документы (п. 15 Положения):

  • заявление по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти;
  • паспорт ККТ;
  • договор на техническое обслуживание;
  • журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132КМ-4. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации.

Некоторые налоговые требуют и другие документы (копию свидетельства о регистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговый орган и т.д.). Поэтому прежде чем идти в инспекцию, советуем вам позвонить в отдел регистрации ККТ и уточнить список требуемых документов.

Действия налоговой инспекции

Налоговый орган в течение 5 рабочих дней с момента представления документов регистрирует кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета ККТ. Пользователю выдается карточка регистрации, а также возвращаются документы, прилагавшиеся к заявлению.

После проверки документов и работоспособности ККТ должна быть проведена фискализация. Фискальный режим - это режим, при котором кассовый аппарат функционирует в системе, обеспечивающей регистрацию фискальных данных в фискальной памяти. Фискальная память обеспечивает некорректируемую ежесменную регистрацию и долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт (ст. 1 Закона № 54-ФЗ).

Перерегистрация

Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации также осуществляются в течение 5 рабочих дней с момента представления пользователем заявления в налоговый орган. К заявлению прилагают паспорт ККТ и карточку регистрации (п. 16 Положения).

Минфин РФ в письме от 07.06.2006 г. № 03-01-15/4-124 разрешил перерегистрацию и дальнейшую эксплуатацию ККТ, исключенную из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации в следующих случаях:

  • при изменении наименования организации, фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;
  • при изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;
  • при реорганизации организации;
  • при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве индивидуального предпринимателя была ранее прекращена;
  • при внесении ККТ в уставный капитал (уставный фонд) организации;
  • при регистрации организации физическим лицом, являющимся (являвшимся) индивидуальным предпринимателем, на которого была зарегистрирована указанная ККТ.

Эксплуатационная документация

К обязанностям организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, относится обеспечение ведения и хранения документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением кассовой техники (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Указанная документация, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования (п. 14 Положения).

Применяемая ККТ должна иметь паспорт (п. 3 Положения). Паспорт содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о (п. 8 Положения):

  • регистрации;
  • перерегистрации;
  • снятии с регистрации;
  • вводе в эксплуатацию;
  • проверке исправности;
  • ремонте;
  • техническом обслуживании;
  • замене программно-аппаратных средств;
  • установке средств визуального контроля;
  • наклеивании марок-пломб;
  • выводе из эксплуатации.

Для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой ККТ организация заводит «Журнал кассира-операциониста» по форме № КМ-4, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. № 132. Журнал должен быть прошнурован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера организации и печатью данной организации. При окончании журнала кассира-операциониста организация заводит новый журнал, который по представлению организации налоговый инспектор скрепляет своей подписью (письмо ФНС РФ от 12.04.2006 г. № 06-9-10/126).

Сервисное обслуживание

Техподдержка

Техническую поддержку ККТ вправе осуществлять только поставщик или центр технического обслуживания (п. 12 Положения).

Итак, к обязанностям центра технического обслуживания относятся:

  • нанесение на ККТ знака «Сервисное обслуживание»;
  • наклеивание на ККТ марок-пломб;
  • введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации ККТ;
  • замена накопителей фискальной памяти;
  • введение в фискальную память информации и замена накопителей (производятся с участием представителей налоговых органов).

Учтите, что осуществление технической поддержки поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается. Заметим, что порядок взаимоотношений между ЦТО и органами исполнительной власти Положением не регулируется (письмо Минфина РФ от 08.10.2007 г. № 03-01-15/12-365).

На ККТ при ежегодном подтверждении осуществления технической поддержки поставщиком или центром технического обслуживания должен быть нанесен знак «Сервисное обслуживание» на сторону корпуса, обращенную к покупателю (п. 7 Положения).

После проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии корпуса ККТ (п. 10 Положения).

Расчеты с применением ККТ

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты выдавать покупателям отпечатанные кассовые чеки (ст. 5 Закона № 54-ФЗ). Данное правило относится и к случаям получения авансовых платежей (постановление ВАС РФ от 21.03.2006 г. № 13854/05).

На выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующие реквизиты (п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 г. № 745):

  • наименование организации;
  • идентификационный номер организации;
  • заводской номер ККМ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки;
  • стоимость покупки;
  • признак фискального режима.

Вместе с тем на выдаваемом клиентам чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККМ.

На практике часто возникает ситуация, когда в результате хранения кассовый чек выцветает и отраженная на нем информация уже не видна. В этом случае Минфин РФ в письме от 03.04.2007 г. № 03-03-06/1/209 посоветовал делать ксерокопии чеков и заверять их подписью должностного лица и печатью организации с приложением оригинала чека.

При печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна печатать документ, подтверждающий факт осуществления расчета с использованием карты. Для этого устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ или же обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием карты (п. 6 Положения).

Напомним, что под неприменением ККТ понимается (постановление Пленума ВАС от 31.07.2003 г. № 16):

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;
  • использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • использование ККМ, у которой отсутствует пломба либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
  • пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Суд сделал вывод о том, что работа на неисправной ККМ (в данном случае на чеке отсутствовало наименование организации) не образует состав правонарушения по статье 14.5 Кодекса об административном правонарушении (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.07.2007 г. № А31-8731/2006-7). Применение неисправной ККТ влечет ответственность по статье 14.5 КоАП только в тех случаях, когда кассовая машина используется без фискальной памяти, или с фискальной памятью в нефискальном режиме, или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (постановление ФАС Центрального округа от 20.03.2007 г. № А68-6569/06-357/10).

Контроль и ответственность

Организации и предприниматели, применяющие ККТ, должны обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей технике и предоставлять им указанную выше документацию (ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Налоговые органы при проверках (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ):

  • осуществляют контроль над соблюдением требований законодательства о ККТ;
  • осуществляют контроль над полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением организациями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • на организации и на индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования законодательства о ККТ, налагают штрафы в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Неприменение ККТ работником организации не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности (постановление ФАС Центрального округа от 24.10.2007 г. № А64-1840/07-24). Следовательно, именно организация несет ответственность за неприменение продавцами ККМ, и вина юридического лица выражается в отсутствии контроля над деятельностью своих работников (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2007 г. № Ф04-7887/2007(40109-А46-7)).

Имейте в виду, что излюбленная чиновниками «контрольная покупка» не предусмотрена статьей 27.1 Кодекса об административных правонарушениях в качестве возможной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Так что каждый факт ее осуществления должен быть рассмотрен как противоправный акт со стороны должностных лиц, свидетельствующий о превышении ими соответствующих полномочий (письмо Роспотребнадзора РФ от 07.03.2006 г. № 0100/2473-06-32). Тем не менее финансисты нашли выход из создавшейся ситуации. Минфин РФ в письме от 07.02.2006 г. № 03-01-15/1-23 сказал, что правомерно приобретение товаров (услуг) сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки. Далее проверяющие лица предъявляют руководителю или другому должностному лицу поручение налогового органа и служебные удостоверения. Затем оформляются результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.

Судебно-арбитражная практика

Арбитры постановили, что факт покупки товара непосредственно работниками инспекции при наличии у последних поручения на проверку соблюдения требований Закона № 54-ФЗ не является превышением указанными должностными лицами своих полномочий (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.06.2007 г. № Ф03-А37/07-2/2177).

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ влечет наложение административного штрафа (ст. 14.5 КоАП РФ):

  • на граждан - от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц - от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.

В данном случае предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).

Судебно-арбитражная практика

Использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствует средство визуального контроля (голограмма), не является основанием для привлечения к ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 г. № 14447/03).

Возложение ответственности на организацию (индивидуального предпринимателя) не может служить для нее препятствием в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ей по вине его работника (письмо ФНС РФ от 13.06.2006 г. № ММ-6-06/597@).

Учитываем кассовую технику

Бухгалтерский учет

Основное средство. Обычно ККТ учитывают в составе основных средств (п. 4 ПБУ 6/01«Учет основных средств»). Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью кассовой техники признается вся сумма фактических затрат организации, за исключением НДС. В данном случае к фактическим расходам относятся все затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (доставка, информационные услуги, консультационные услуги и т.д.).

Информация о затратах организации в имущество, которое впоследствии будет принято к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Сформированную первоначальную стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию, списывают в дебет счетов 01 «Основные средства». В этом случае стоимость техники погашается посредством начисления амортизации.

Пример 1

Свернуть Показать

ООО «Магазин» приобрело у ООО «Кассторг» контрольно-кассовую машину:

  • стоимость ККТ - 24 780 руб. (в т.ч. НДС 18% - 3 780 руб.);
  • расходы по вводу ККТ в эксплуатацию - 2 360 руб. (в т.ч. НДС 18% - 360 руб.).

Предполагаемый срок использования ККТ - 61 месяц.

  • Дебет 60 Кредит 51 - 27 140 руб. - отражена оплата ООО «Кассторг»;
  • Дебет 08 Кредит 60 - 21 000 руб. - отражено поступление ККТ;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 3 780 руб. - отражен НДС со стоимости ККТ;
  • Дебет 08 Кредит 60 - 2 000 руб. - отражены расходы по вводу ККТ в эксплуатацию;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 360 руб. - НДС со стоимости расходов по вводу ККТ в эксплуатацию;
  • Дебет 01 Кредит 08 - 23 000 руб. - принята к учету ККТ в составе основных средств;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 4 140 руб. - принят к вычету НДС.

Ежемесячно до истечения срока полезного использования:

  • Дебет 44 Кредит 02 - 377,04 руб. - (23 000 руб. / 61 мес.) - амортизация ККТ.

Затраты по содержанию и эксплуатации основных средств относят к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

МПЗ

Кассовую технику, которая стоит в пределах лимита, установленного учетной политикой организации, но не более 20 000 рублей за единицу, можно отражать в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае ККТ принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат организации, за исключением НДС (п. 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»). К фактическим расходам относятся все затраты, непосредственно связанные с приобретением техники.

Кассовая техника учитывается на счете 10 «Материалы». При передаче ККТ в эксплуатацию ее стоимость относят в дебет счетов затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»). Причем в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01). Это удобно осуществить посредством использования забалансового счета.

Пример 2

Свернуть Показать

ООО «Магазин» оплатило ООО «Кассторг» 590 руб. (в т.ч. НДС 18% - 90 руб.) за техническую поддержку ККТ в январе 2008 года.

В бухгалтерском учете ООО «Магазин» надо сделать следующие проводки:

  • Дебет 44 Кредит 60 - 500 руб. - учтена стоимость технического обслуживания;
  • Дебет 19 Кредит 60 - 90 руб. - отражен НДС со стоимости технического обслуживания;
  • Дебет 68 Кредит 19 - 90 руб. - принят к вычету НДС;
  • Дебет 60 Кредит 51 - 590 руб. - отражена оплата за техническое обслуживание.

Налоговый учет

Амортизируемое имущество

Кассовая техника стоимостью более 20 000 рублей признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Первоначальная стоимость ККТ определяется как сумма всех расходов на ее приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором она пригодна для использования, за исключением НДС (п. 1 ст. 257 НК РФ).

В налоговом учете затраты на содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств признаются в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Материальные расходы

Затраты на ККМ стоимостью менее 20 000 рублей относят в полной сумме к материальным расходам по мере ввода техники в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Затраты на техподдержку также входят в состав материальных расходов в качестве работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Упрощенцам

Отметим, что с 2008 года законодатель разрешил лицам, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшать полученные доходы на расходы, связанные с обслуживанием ККТ (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).


Приблизился очередной этап повсеместного перехода налогоплательщиков на применение онлайн-ККТ. Этот переход продолжается уже несколько лет и охватывает все больше юридических лиц и предпринимателей.

Очередная обширная группа налогоплательщиков присоединяется к лицам, обязанным применять ККТ, с 01.07.2019. Это предусматривали законодательные акты, принятые ранее. В дополнение к ним теперь принят Федеральный закон, который на данный момент находится на подписи у президента.

В данной статье мы расскажем о том, кто должен применять онлайн-ККТ с 01.07.2019, а кто освобожден от этой обязанности (с учетом изменений, внесенных указанным законом).

Отсрочка заканчивается, но не для всех

Для некоторых категорий налогоплательщиков законодатели ранее отложили переход на онлайн-кассы. Речь идет, конечно, о налогоплательщиках, объемы доходов у которых сравнительно невелики и для которых расход на приобретение данных ККТ и постановку их на учет является существенным.

Это индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД. В соответствии с п. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ) им было разрешено до 01.07.2019 осуществлять расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016).

Иначе говоря, до указанной даты такие налогоплательщики вправе были не применять ККТ при выполнении названного условия из п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в упомянутой редакции. Эта норма предусматривала, что подтверждающий документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

    наименование документа;

    порядковый номер документа, дату его выдачи;

    наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя);

    ИНН, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

    наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

    сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

    должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Правда, в полной мере послаблением могли воспользоваться «вмененщики» и предприниматели на патенте – кроме тех, кто занимается розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания (пп. 6 – 9 п. 2 ст. 346.26, пп. 45 – 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). На юридических лиц, работающих в этих сферах деятельности, данное послабление вовсе не распространялось, а ИП могли им воспользоваться только при отсутствии работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Обратите внимание: ИП в случае заключения трудового договора с работником обязаны были в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать ККТ (п. 7.3 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ ).

Аналогичное послабление было сделано для организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы (оказывающих услуги) для населения (п. 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). Оно также не касалось организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, и оказывающих услуги общественного питания.

Это послабление позволяло при оказании услуг населению не применять ККТ при условии выдачи соответствующих БСО в порядке, установленном п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ, то есть до 15.07.2016), до 01.07.2019 (данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

Наконец, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, тоже были вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2019 (п. 11.1 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ).

С указанной даты налогоплательщики перечисленных категорий должны применять ККТ в общем порядке, – за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, независимо от режима налогообложения. Они при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021 (ст. 2 нового закона).

Эти индивидуальные предприниматели в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого договора зарегистрировать ККТ.

Новые исключения из правила обязательного применения ККТ

Пунктом 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ было предусмотрено, что с 01.07.2019 утрачивает силу абз. 4 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ. То есть при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте с этой даты стало необходимым применять ККТ. Данные услуги исключены из числа тех, при осуществлении которых разрешено было производить расчеты без применения ККТ.

Пунктом 4 ст. 4 этого же закона было установлено освобождение от применения ККТ или оформления БСО до 01.07.2019 для организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении расчетов:

    с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа);

    при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;

    при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов;

    при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг;

    при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Действие данной нормы не продлено, и при осуществлении таких расчетов придется применять ККТ. Однако в ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены возможности для неприменения ККТ в некоторых других случаях с даты опубликования нового закона.

Так, в п. 2 данной статьи указано, что может производить расчеты без применения ККТ индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Это право распространено и на жилые помещения совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах.

Разрешено не применять ККТ при розничной продаже бахил, в том числе в случае их продажи с использованием для осуществления расчетов автоматического устройства для расчетов.

Согласно новому п. 13 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ ККТ теперь может не применяться при осуществлении расчетов:

    товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ;

    образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

    физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

    домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

Обратите внимание: В перечисленных случаях все равно придется применять ККТ при расчетах наличными деньгами, а также расчетах с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем.

Кроме того, ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка (новый п. 14 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ). Однако ККТ применяется при реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.

ККТ разрешено иногда применять «на расстоянии»

Законодатели впервые учли особенности некоторых видов деятельности, при которых расчеты по необходимости производятся отдаленно от места расположения ККТ.

В статью 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ включены новые п. 5.6 – 5.10. В них установлено, что с момента публикации нового закона пользователям разрешено применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов, прежде всего в следующих случаях:

    при расчетах (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») за реализуемый товар при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров;

    при расчетах по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, если эти расчеты выполняются пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях.

Что касается расчетов при разносной торговле и при дистанционном способе продажи товаров, указанное новое правило не применяется, если в соответствии с п. 5.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователь пользуется правом:

    при осуществлении расчетов не выдавать чек ККТ или БСО на бумажном носителе;

    в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять чек ККТ или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты;

    применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов.

Возможность проводить расчет отдаленно от места нахождения ККТ предоставляется пользователям при расчетах с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа. Кроме того, пользователь может так поступать при расчетах за реализуемый товар (кроме подакцизной продукции, технически сложных товаров, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с использованием автоматических устройств для расчетов, содержащих внутри своего корпуса оборудование для осуществления выдачи данного товара.

Если пользователь воспользовался правом применить ККТ, расположенную вне места совершения расчетов, то обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО) он может выполнить путем:

    направления покупателю (клиенту) в момент расчета на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведений в электронной форме, позволяющих идентифицировать такой чек ККТ (БСО) (в число этих сведений входят регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информации об адресе информационного ресурса, который размещен в сети «Интернет» и по которому такой чек ККТ (БСО) может быть бесплатно получен покупателем (клиентом);

    обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчета считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код.

Добавим, что есть еще три вида деятельности, при которых пользователи вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчетов (при выполнении некоторых условий): при оказании услуг населению, при расчетах, осуществляемых водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Оказание услуг населению

Речь идет о ситуации, когда законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство РФ предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению.

То есть такой бланк можно выдавать вне места совершения расчета. При этом обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту чека ККТ (БСО) помимо обычных способов может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами чека ККТ (БСО), позволяющими идентифицировать этот чек ККТ (БСО) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).

Расчеты в общественном транспорте

Применение ККТ, расположенной вне места осуществления расчетов, допускается по необходимости при осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.

При этом пользователю предоставляется дополнительный способ для исполнения обязанности по направлению покупателю (клиенту) чека ККТ (БСО): путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети «Интернет», чека ККТ (БСО) в электронной форме, который должен быть сформирован в день расчета.

Расчеты за жилье и коммунальные услуги

При приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги тоже можно применять ККТ вне места, где производятся расчеты. Правда, это не распространяется на расчеты наличными деньгами и расчеты с предъявлением электронного средства платежа при непосредственном взаимодействии клиента с пользователем.

В таком случае обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию чека ККТ (БСО) и передаче всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, исполняется пользователем в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на пользователя.

Для исполнения этой обязанности пользователь выдает (направляет) клиенту чек ККТ или БСО бесплатно по его письменному запросу (содержит наименование услуги, дату и сумму расчета) на бумажном носителе или в электронной форме, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.

Такой запрос должен быть передан (направлен) клиентом пользователю в течение 3 месяцев со дня формирования соответствующего чека ККТ (БСО). При отсутствии запроса по истечении указанного срока названная обязанность пользователя считается исполненной.

О требованиях к кассовому чеку и бланку строгой отчетности

В пункте 1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ перечислены обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в чеке ККТ или БСО.

Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ перечень обязательных реквизитов чека ККТ или БСО с 01.07.2019 дополнен для двух случаев.

Первый – формирование чека ККТ или БСО при расчетах между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа . В этом распространенном случае обязательны следующие дополнительные реквизиты (новый п. 6.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ):

    наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);

    ИНН покупателя (клиента);

    сведения о стране происхождения товара (при расчетах за товар);

    сумма акциза (если применимо);

    регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за товар) (если применимо).

А в новом п. 6.2 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ сказано о двух обязательных реквизитах, которые будут указываться в чеках ККТ или БСО при расчетах по выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей (Новым законом уточнено, что данная норма с 01.07.2019 в отношении лотерей действует при выплате выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей при сумме расчета, равной или превышающей 15 тыс. руб), при получении страховой премии или при страховой выплате:

    наименование клиента или страхователя (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица);

    ИНН клиента или страхователя (при отсутствии у физического лица идентификационного номера налогоплательщика – серия и номер паспорта такого физического лица).

О зачете или возврате предварительной оплаты и (или) авансов

Пунктом 2.1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ установлены особенности оформления чеков ККТ и БСО при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги:

    в сфере культурно-массовых мероприятий;

    перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа;

  • в электронной форме, определенные ст. 174.2 НК РФ;

    иные, определенные Правительством РФ.

В этом случае пользователь () может сформировать один общий чек ККТ (БСО), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных в особый срок, как указывалось до сих пор: в течение суток либо за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее первого рабочего дня, следующего за днем окончания расчетного периода), притом без выдачи (направления) чека ККТ (БСО) клиенту.

Новым законом (с момента его предстоящей публикации) этот особый срок изменен. В качестве него теперь рассматривается расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством РФ (но не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), также без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.

Добавим, что названная поправка теперь дополнительно распространена на услуги в сфере:

    жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций);

    охраны и систем обеспечения безопасности;

    Начинающим предпринимателям сложно разобраться в юридических тонкостях, любое нарушение карается штрафами. В статье рассмотрим, что дает право работать не применяя ККТ и не бояться налоговых проверок. При обязательном его использовании дадим рекомендации по выбору и регистрации.

    Многие начинающие бизнесмены любую технику, печатающую чеки, ошибочно относят к категории ККТ.

    Фискальный регистратор (ККТ, ККМ) - разновидность оргтехники, принцип работы которой регламентируется федеральным законом 54-ФЗ от 22 мая 2003 года . С помощью этого инструмента налоговая инспекция контролирует полноту и правильность расчетов предпринимателя с клиентами.

    В технике присутствует фискальная память, доступ к которой защищен паролем. Этот код известен только сотрудникам налоговой, поэтому предприниматель не сможет удалить или изменить данные.

    Альтернативой кассовой машины служат БСО (бланки строгой отчетности) – билеты в транспорте, кинотеатрах, квитанционные книжки для оплаты ЖКХ. Такие «ручные» чеки должны иметь уникальные серию, номер, обладать рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать место выдачи (наименование юрлица и адрес торговой точки), дату, вид, сумму операции. Появились типографские БСО и аппаратные. Все большее распространение получают БСО -123, для распечатки которых достаточно принтера, компьютера и доступа к онлайн-системе.

    Обязан ли ИП иметь ККТ

    Тест: нужен ли Вам кассовый аппарат

    Техника применяется на территории Российской Федерации обязательно всеми организациями и ИП при расчетах, за исключением случаев, установленных 54-ФЗ.

    Законные основания не приобретать ККМ

    Иногда использование ККМ для предпринимателя затруднительно – торговая палатка на ярмарке, ремонтная бригада. Непостоянный доход мелких предпринимателей может не окупать даже расходы на содержание техники.

    ЕНВД и патентная система делают необязательным четкий контроль поступлений в кассу организации со стороны налоговой инспекции, так как базой доход не является.

    54-ФЗ оговаривает случаи, когда отсутствие фискальной техники законно и не повлечет за собой штрафов :

    • ИП без кассы платит налоги по ПСН (патент);
    • Организация ведет торговлю через автоматы ( , платежные терминалы);
    • ЕНВД (в некоторых регионах органы власти не позволяют использовать эту возможность);
    • ИП работает без ККТ в отдаленных районах, где нет доступа к сетям связи;
    • При расчетах электронными средствами платежа;
    • При реализации религиозных атрибутов, газет, журналов, торговле с лотков и «вразнос», в поездах, из автоцистерн, продажа сезонных продуктов (бахчевых);
    • При оказании населению услуг (вспашка, распиловка, изготовление ключей, ремонт обуви, ювелирных изделий, услуги носильщика).

    Реализация подакцизных товаров лишает предпринимателя права работать без кассовой техники: в данном случае использование ККМ обязательно.

    А если ИП на упрощенке - нужна ли касса

    УСН (упрощенная система налогообложения) популярна среди российских предпринимателей. ЕНВД и ПСН более выгодны, однако накладывают жесткие ограничения на виды деятельности ИП, размер торговой площади, численность работников.

    Не обязаны использовать ККТ только ИП, работающие по патентной схеме или на ЕНВД. Предприниматели на других системах налогообложения (ОСНО, УСН, ЕСХН) таких послаблений не имеют. Однако исключения, которые касаются видов или места деятельности, распространяются на всех, в том числе упрощенцев.

    Какую кассовую технику выбрать для ИП и как правильно ее зарегистрировать

    Чтобы избежать неприятных последствий, внимательно отнеситесь к установке ККТ:

    • Покупка аппарата. Не имеет значения, новый или подержанный, фискальный регистратор или полноценная касса с ящиком для денег. Модель обязана входить в «Государственный реестр контрольно-кассовой техники». При отсутствии вашего ККМ в этом перечне ФНС не даст разрешения на регистрацию, вы потеряете деньги. Приобретайте технику только у сертифицированных ЦТО.
    • Второй этап - регистрация в налоговых органах. Для этого потребуется паспорт устройства, заявление и договор с ЦТО. Сотрудник ФНС осмотрит аппарат, защитит его от взлома секретным кодом, поставит пломбу на корпус. Только после этого техника может считаться зарегистрированной.
    • Третий этап - правильное использование ККМ. Помимо печати чека, предприниматель обязан вести журналы, делать отчеты, открывать и закрывать смену. ЦТО должно проводить ежегодное обслуживание.

    ИП может работать без фискального аппарата, если его деятельность подходит под исключения, оговоренные в федеральном законодательстве. Однако это не позволяет предпринимателю вести расчеты произвольным образом. Организация обязана выдавать клиентам чеки, квитанции (БСО), которые подтверждают факт покупки или оплаты услуг. Кроме того, применение чекопечатающих машинок, облегчают предпринимателю контроль доходов.