Экспортная диверсификация. Проблема диверсификации российского экспорта и новая концепция внешнеэкономической политики

Экономические санкции, как введенные против России, так и самой Россией против некоторых стран, оказали существенное влияние не только на структуру российского экспорта, но и на производственный потенциал страны в целом. Вместе с изменениями в мировой торговле, связанными с позициями по международному сотрудничеству нового руководства США, это открывает для России новые перспективы на глобальных рынках

В условиях антироссийских санкций западных стран возросла актуальность задачи географической диверсификации отечественного экспорта. Какие здесь происходят изменения?

В середине 2010-х годов повысилась степень географической диверсификации российского экспорта товаров и услуг с фокусом на страны Азии, Ближнего Востока и Африки.

В целом в географической структуре отечественного товарного экспорта за 2016 г. Китай практически сравнялся по значимости с Нидерландами – крупнейшим мировым трейдером, Белоруссия впервые вышла на 4-ю позицию. Украина, наоборот, продолжила падение в рейтинге ведущих торговых партнеров России – 14-е место в 2016 г. с объемом российского экспорта в 6,3 млрд долл. (почти в 5 раз меньше, чем в пиковом для российско-украинской торговли 2011 г.).

На африканском направлении российский экспорт в 2016 г. вырос на 30% (почти на 3 млрд долл.), что резко контрастировало с общим трендом. Наибольшее увеличение экспорта пришлось на Алжир – прирост на 1975 млн долл., Анголу – на 324 млн, Эфиопию – на 177 млн, Марокко – на 177 млн, Египет – на 107 млн. Лидером роста отечественного экспорта на Ближнем Востоке был Иран (прирост на 865 млн долл.), в Азии – Малайзия (на 350 млн долл.)

Таблица подготовлена «ЭкспертОнлайн»

Географическое распределение экспорта несырьевых неэнергетических товаров существенно отличается от картины по всему товарному экспорту: в первом случае значительно выше роль СНГ (вес СНГ – 23% – больше, чем у Азии, и сопоставим с Европой), а также Ближнего Востока, Африки и Америки. На страны ЕАЭС падает около 14% совокупного экспорта несырьевых неэнергетических товаров, тогда как, для примера, на государства Восточной Азии – только 13%.

В основе любых изменений в экспорте – непосредственно компании–экспортеры. Какая здесь динамика, и в какой степени российские предприниматели вовлечены в экспортный бизнес?

В истекший период 2010-х годов отмечался стабильный рост числа организаций-экспортеров (без индивидуальных предпринимателей). Их общее количество приблизилось к 48 тыс. в 2016 г., что на 17% больше показателя 2015 г. и на 43,5% превышает уровень 2013 г. Однако, это по-прежнему очень малая часть от всех зарегистрированных в России организаций – менее 1%, что на порядок меньше, чем у большинства активных мировых трейдеров, из-за низкой вовлеченности в экспортный бизнес малых и средних предприятий.

Какие выводы, по вашему мнению, можно сделать на основе обрисованной вами ситуации в российском экспорте? Каковы наши шансы на глобальном рынке?

На мой взгляд, совокупность приведенных выше факторов и аргументов позволяет говорить о том, что при сохранении системных проблем в экспортной сфере российский экспортный комплекс, тем не менее, демонстрирует значительный мобилизационный и инновационный потенциал и принципиально способен осуществить экспансию в новые продуктовые ниши и на новые мировые рынки. Ключевые условия для такой экспансии:

  • поддержка со стороны российской промышленно-технологической революции, что необходимо для последовательной диверсификации экспорта и обеспечения его высокой конкурентоспособности;
  • реализация эффективной проэкспортной идеологии и целеполагания, что, прежде всего, необходимо для мобилизации текущих экспортных возможностей России, расширения экспортного сектора и приоритезации торговых партнеров;
  • создание конкурентоспособной национальной системы поддержки экспорта, предоставляющей механизмы и инструменты поддержки на уровне лучших мировых стандартов и обеспечивающей максимально комфортные институционально-регуляторные условия осуществления экспортной деятельности;
  • проведение проактивной торговой политики России и ЕАЭС для глубокого вскрытия внешних рынков.

Вы говорите о наличии возможностей для российской экспортной экспансии, но ведь конкуренция на мировом рынке очень острая, усиливаются протекционистские настроения, особенно исходящие от новой администрации США, сохраняются антироссийские санкции. Как быть со всем этим?

Внешние вызовы, риски и ограничения для российского экспорта, безусловно, не исчезают и даже усиливаются, но сегодня многие из таких вызовов и ограничений могут быть использованы как дополнительные стимулы для диверсификации и повышения эффективности международной коммерческой деятельности России.


График подготовлен «ЭкспертОнлайн»

Серьезный вызов для российского экспорта и его перспектив связан с быстрой индустрализацией Китая и его агрессивным заходом в те экспортные ниши, где ранее комфортно чувствовала себя Россия. Китай не только по многим позициям отказался от российского импорта в пользу собственного производства, но и теснит Россию на рынках третьих стран. Это касается, в первую очередь, базовых промышленных полуфабрикатов – химических продуктов, черных металлов, отдельных лесобумажных товаров и др. Отмеченное, хотя и в меньшей степени, характерно для других стран БРИКС.

Эффективная стратегия для России в такой ситуации предполагает диверсификацию экспорта для нахождения новых экспортных ниш, в том же Китае, и/или уход на более высокий уровень передела и сложности по конкурирующим видам продукции (так, Китай сильно потеснил Россию на рынке черных металлов Вьетнама, где страны конкурируют в продуктовых нишах низкого передела; при этом Япония сохраняет свои позиции, поскольку поставляет качественный прокат).

Не менее серьезный вызов для реализации экспортного потенциала России связан с формированием и расширением числа региональных торговых соглашений нового поколения, предоставляющих государствам–участникам значительные взаимные преимущества по доступу на рынки, по сравнению с третьими странами. Россия и ее партнеры по ЕАЭС пока очень слабо участвуют в этой деятельности. В то же время выход США из Транстихоокеанского партнерства после избрания Д. Трампа, акцент новой американской администрации на заключении «честных» двусторонних сделок с готовностью к пересмотру уже существующих договоренностей, а также заморозка проекта Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства после принятия решения о выходе Великобритании из ЕС, в целом усиливающие неопределенность в развитии международной торговой системы, для России, тем не менее, создают «окно возможностей» в плане ребалансировки своего внешнего позиционирования и перехода к проактивной торговой политике в составе ЕАЭС для вскрытия зарубежных рынков, особенно в Евразии и АТР.

Стагнация при возросшей ценовой волатильности на рынках энергоносителей, других сырьевых товаров и материалов обусловила замедление экономической динамики и сужение внутреннего спроса в развивающихся странах – экспортерах указанных товаров. А многие из этих государств – потенциальные рынки сбыта для российской промышленной и сельскохозяйственной продукции. Но одновременно падение экспортных доходов побуждает рассматриваемые страны принимать меры по диверсификации экономики на путях инфраструктурного и производственного строительства, где Россия обладает значительным опытом и конкурентными преимуществами.

Чувствительный сдерживающий фактор для российского экспорта – сохранение геополитической напряженности, продолжающееся санкционное противостояние с Западом, фактическое свертывание торговли с крупнейшим партнером – Украиной. С одной стороны, все это сильно ограничивает доступ к внешнему финансированию (российским компаниям гораздо труднее делать конкурентоспособные предложения по финансовым условиям сделок своим зарубежным партнерам) и в целом ухудшает условия ведения бизнеса на внешних рынках. А с другой стороны, такая ситуация является мощным стимулом для развития национальной системы поддержки экспорта, географической диверсификации зарубежных продаж с фокусом на азиатские страны и другие динамичные развивающиеся рынки, формирования в рамках политики импортозамещения производств, обладающих экспортным потенциалом.

Продолжение следует

Познакомиться с другими нашими публикациями о российском экспорте можно .

Спартак Андрей

Андрей Николаевич Спартак

Член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, заведующий кафедрой ВАВТ Минэкономразвития России

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА - увеличение количества видов и наименованийпродукции и услуг, предназначенных для экспорта. В результате ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКСПОРТА создаются лучшие условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, в т.ч. ухудшения "условий торгов ли". На современном этапе ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА связана с ускоренным обновлением ассортимента вывозимой продукции под влиянием НТР.

  • - - обозначает "расширение сфер деятельности, номенклатуры продукции в процессе концентрации на межотраслевом уровне"...

    Педагогический терминологический словарь

  • - поощрение национальных предприятий экспортеров...

    Большой экономический словарь

  • - расширение товарной номенклатуры экспорта...

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • - система предоставления лицензий гос-ными органами на осуществление внешнеторговых операций экспортерам...

    Большой юридический словарь

  • - См. Кредитование внешней...

    Словарь бизнес терминов

  • - увеличение количества видов и наименованийпродукции и услуг, предназначенных для экспорта...

    Финансовый словарь

  • - убывающая кривая, отражающая объем экспортной продукции, при заданном уровне мировых цен, превышающем внутренние цены на продукцию.По-английски: Export supply curveСм. также: Регулирование внешней торговли  ...

    Финансовый словарь

  • - фиксируется в момент пересечения продукцией границыстраны или предоставления услуги иностранному партнеру, что находит отражение в таможенной и внешнеторговой статистике...

    Финансовый словарь

  • Большой экономический словарь

  • - предоставление государственными органами лицензий на осуществление экспортерами внешнеторговых операций...

    Большой экономический словарь

  • - Сосредоточение экспорта на узком круге товаров и услуг или стран-импортеров...

    Экономический словарь

  • Экономический словарь

  • - 1. Правительственные меры по упрощению реализации экспортной продукции путем стимулирования экспортеров внутри страны и оказания им разнообразной практической помощи за рубежом...

    Экономический словарь

  • - ...
  • - ...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта...

    Большой юридический словарь

"ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА" в книгах

Диверсификация

Из книги автора

Диверсификация Продолжающиеся газовые споры подстегнули усилия обеих сторон по диверсификации. Это означало новый виток трубопроводной политики, поднятой на геополитический уровень. Русские были намерены обойтись без таких транзитных партнеров, как Украина и Польша,

Диверсификация деятельности компании

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Диверсификация деятельности компании Многие компании пытаются снизить уровень риска, приобретая фирмы других сфер деятельности. Phillip Morris, переименовавшись в Altria, купила компании Kraft, General Foods и Miller Brewing, так как стремилась к диверсификации. Потребление табака снижалось,

Диверсификация

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Диверсификация Вы часто слышите поговорку «Не складывайте яйца в одну корзину». Корзина может упасть, а яйца разобьются. Когда дело доходит до инвестиций, все советуют не вкладывать деньги в один актив, а поделить их между несколькими проектами. Это называется

Диверсификация в жизни и на рынках

Из книги Психология трейдинга. Инструменты и методы принятия решений автора Стинбарджер Бретт

Диверсификация в жизни и на рынках Что происходит с Кеном? Хотя детали могут различаться, он во многом похож на тех трейдеров, которые пишут мне, жалуясь на отсутствие рыночного успеха.Кен хочет окончить медицинский институт. Это бесспорно. Он так сильно хочет преуспеть,

Диверсификация против трендов

Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Реальная диверсификация портфелей

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Реальная диверсификация портфелей 1987 год научил меня многому в смысле денежного менеджмента, но главный урок, вынесенный из того кризиса, заключался в осознании значимости правильной диверсификации портфеля. В продолжение нескольких месяцев до и после октябрьского

Валютная диверсификация

автора

Страновая диверсификация

Из книги Инвестировать – это просто [Руководство по эффективному управлению капиталом] автора Савенок Владимир Степанович

Валютная диверсификация

автора Савенок Владимир Степанович

Валютная диверсификация В России возможность создать портфель в разных валютах, как правило, сводится к использованию валютных депозитов, других вариантов практически нет. Есть некая привязка к курсу евро или доллара у страховых компаний, которую уже давно грозятся

Страновая диверсификация

Из книги Ваши деньги должны работать [Руководство по разумному инвестированию капитала] автора Савенок Владимир Степанович

Страновая диверсификация Если диверсификация по валютам – понятие знакомое практически каждому и убеждать в ее необходимости практически не приходится, то со страновой сложнее. Я обычно привожу такой довод: «Поставьте себя на место глобального инвестора, который

§9. Глобальная диверсификация

Из книги Игра на бирже автора Дараган Владимир Александрович

§9. Глобальная диверсификация Мы уже много раз говорили, что для уменьшения риска при инвестировании в акции необходимо включать в инвестиционный портфель акции разных компаний, причем желательно и разных отраслей. Здесь мы обсудим вопрос, касающийся глобальной

Импортозамещение и диверсификация общественного производства на основе стимулирования экспорта готовой продукции – эффективные пути выхода из кризиса

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Импортозамещение и диверсификация общественного производства на основе стимулирования экспорта готовой продукцииэффективные пути выхода из кризиса В ходе кризиса в то же время создаются новые условия для оживления экономики. Важнейшее условие состоит в

Диверсификация рынков

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Диверсификация рынков Одним из наиболее эффективных способов повышения устойчивости трейдинговых систем является работа на нескольких различных рынках. Торгуя на многих рынках, вы увеличиваете свои шансы встретить благоприятные для вашей системы условия хотя бы на

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ

Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ Это один из способов снижения риска и обретения дополнительной уверенности, но он доступен только тем, кто обладает значительными ресурсами. Диверсификация предполагает освоение новых сфер деятельности, не характерных для данной компании. Например,

Диверсификация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Нужно ли государству помогать экспортерам? Экспортеры, как правило, лучшие компании в своих отраслях, и совсем не очевидно, что они нуждаются в помощи. Но российская ситуация отягощается тем, что основной экспорт страны формируется в добывающем секторе, что создает дополнительные риски для экономики из-за нестабильности мировых цен на сырье. Поэтому увеличение экспорта обрабатывающей промышленности – это важный приоритет структурных реформ в экономике. Для достижения этой цели одних институциональных преобразований недостаточно: работу институтов поддерживают те, кто в них заинтересован. Но в экспорте главные игроки – сырьевые производства, которые заинтересованы в сохранении текущих настроек. Чтобы преодолеть эту тенденцию, нужно вырастить крупных экспортеров в обрабатывающей промышленности, в том числе правильно используя имеющиеся у государства возможности.

В арсенале правительства много инструментов, которые влияют на внешнюю торговлю. Принято считать, что для экспортеров важен слабый рубль, поэтому бизнесмены часто критикуют Центробанк, который во главу угла поставил низкую инфляцию и отпустил курс в свободное плаванье, так что рубль вторит динамике котировок нефти. Однако эмпирические исследования не подтверждают связь успеха экспортеров и слабой национальной валюты. Для развития экспорта, его диверсификации нужны другие меры.

Глобализация производства и капитала взаимосвязаны: согласно исследованию Всемирного банка, роль иностранных инвестиций в росте экспорта очень велика. Сегодня одни детали товара производятся в одной стране, другие – в другой, а конечный продукт собирается в третьей. Транснациональные корпорации инвестируют в каждое звено своей производственной цепи, которое априори рассчитано на экспорт: в постиндустриальный век выигрывают те, кто встраивается в глобальные производственные цепочки. Помимо роста поступлений налогов в бюджет и создания рабочих мест товары, которые выдерживают конкуренцию на глобальном рынке, способствуют снижению нефтяной зависимости, делают экономику более устойчивой к скачкам цен на энергоресурсы.

Повышая торговые барьеры и объявляя политику импортозамещения, Россия наносит удар собственной экономике. Смысл международной торговли в том, чтобы, приобретая импортные товары по более низкой (даже с учетом затрат на доставку) цене, можно было сосредоточить ресурсы на направлениях, в которых у нас есть конкурентное преимущество. Современная торговая теория подчеркивает, что либерализация торговли помогает выявить наиболее эффективные для страны отрасли и фирмы, снижает издержки производства и повышает конкурентоспособность экономики.

Дешевый импорт тем более актуален для нас, что большая часть производств использует импортное сырье, оборудование или детали. Более 60% импорта в России участвует в дальнейшем производстве внутри страны. Исследования на примерах разных стран показывают, что чем больше импортируется промежуточных товаров, тем успешнее отрасль или фирма. В ряде эмпирических работ даже установлена причинно-следственная связь: импорт промежуточных товаров способствует росту эффективности отдельных фирм и экономики в целом. И напротив, в экономике сильно «защищенной» производительность падает.

Импортозамещение же стимулировало «простые» отрасли и ударило по хайтеку. Желание диверсифицировать экономику в очередной раз споткнулось о внутреннее препятствие.

Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности. Однако 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали. Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры недостаточно полно используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнить структуры экспорта России с другими странами. Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия. Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют пять и более товаров в пять и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (один товар в одну страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.

Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а уже имеющиеся недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков. В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо для развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта. Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно. Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне, путем тиражирования успешного опыта ряда российских регионов. Однако важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, чтобы исходная ориентация была именно на экспорт продукции, а также чтобы логистика, транспорт и таможня не были непреодолимыми издержками для производств.

Чтобы узнать, какие таможенные тарифы эффективны для производителей, мы оценили, как меняется добавленная стоимость при производстве товаров при существующей структуре тарифа по сравнению со снижением этого тарифа до нуля. Анализ отраслевой структуры тарифов 2014 г. показал, что от протекционизма заметно выигрывают секторы производства мяса, молока, текстиль, обувь, металлургия и др. Но секторы с высокой добавленной стоимостью – там, где вклад российских производителей наиболее ценен, – либо проигрывают от существующих тарифов по сравнению со свободной торговлей (например, производство электрооборудования), либо выигрывают совсем немного. Такой результат говорит о несоответствии структуры тарифа задачам структурной перестройки экономики. По сути, тарифы создают антиэкспортное смещение экономики. Наш анализ также показал, что, если снизить все тарифы в 2 раза, ситуация во многих секторах станет более сбалансированной. Сверхвысокая «защита» местных производителей чуть снижается, но и негативное влияние сокращается. То есть стимулы инвестировать остаются теми же, но при этом уменьшается антиэкспортное смещение.

Другой важный фактор, который отпугивает иностранных инвесторов и вредит российским экспортерам, – затраты на пересечение границы и прохождение таможенных процедур. Их упрощение было одним из приоритетов в программе улучшения бизнес-климата, принятой в 2012 г. Однако если по другим направлениям Россия сильно продвинулась, поднявшись со 120-го места в рейтинге Doing Business до 35-го, то по простоте таможенных процедур мы занимаем 100-ю строчку из 190 стран. В 2015 г. в рамках оптимизации госуправления таможня перешла в ведение Минфина. Это верный шаг – накопленный позитивный опыт в сфере налогового администрирования станет теперь доступен и для таможенных процедур. Распространение практики риск-ориентированного регулирования на таможенные процедуры позволит ускорить прохождение таможни для значительной части бизнеса.

В экономической истории есть случаи, когда страны диверсифицировали свой экспорт за довольно короткий срок – до пяти лет. Ключевую роль в этих изменениях играли иностранные инвесторы, которые приходили в страну с целью обслужить не внутренний рынок, а внешние. Возможен ли такой путь для России? Большой внутренний рынок играет против такого развития событий. Чтобы российские площадки стали рассматриваться как промежуточные ступени в глобальных стратегиях транснациональных компаний, необходимо создавать благоприятные условия путем и снижения тарифов, и упрощения таможенного регулирования, и создания благоприятной и эффективной транспортной и логистической инфраструктуры на перспективных зарубежных направлениях.

Общеизвестно, что Россия зависит от экспорта нефти и газа. Менее известно то, насколько постоянна эта зависимость. По данным российской статистики, и в 200-м, и в 2014 году примерно три четверти экспорта составляли четыре группы сырьевых товаров: нефть и газ, металлы, древесина и драгоценные камни. При этом доля машин и оборудования снизилась с 7% в 2004 году до 4,6% в 2014 году. Экспорт сельхозтоваров и продовольствия сократился с 3,3% до 2%. Химическая промышленность все это время сохраняла свою долю экспорта на уровне около 5,5%. Вклад транспортных услуг, прежде всего в авиационной отрасли, вырос с 2% до почти 4%. Продукция IT-cектора составила лишь около 1% от общего объема экспорта в прошлом году. Эти цифры показывают, как мало диверсифицирован российский экспорт.

Между тем дискуссия о диверсификации экспорта началась более десяти лет назад.

Тогда министр экономического развития и торговли Герман Греф сетовал: «В начале 1990-х годов на высокотехнологичную продукцию приходилось более 25% общего объема российского экспорта. К 2002 году эта доля сократилась до 12%. Другими словами, мы потеряли половину нашего высокотехнологичного экспорта»*. Для решения проблемы предлагалось: увеличить налоги на сырьевой экспорт, обеспечить государственную поддержку инновационных технологий (авиапром, нанотехнологии), создание кредитных бюро, чтобы помочь новым частным предприятиям в получении доступа к финансированию. «Без решительных мер, без диверсификации экономика будет идти по инерции»,** — указывал тогда Греф.

Перенесемся на десять лет: налоги на экспорт энергоносителей остаются низкими и в последнее время были дополнительно сокращены из-за падения глобального спроса. Схемы импортозамещения, представленные Минэкономразвития в 2014 году и предназначенные для преодоления последствий западных санкций, ориентированы преимущественно на низкотехнологичные отрасли, такие как пищевая промышленность и сборка автомобилей. Высокие процентные ставки банков закрыли малым предприятиям доступ к кредитам.

Как следствие, российский экспорт все более концентрируется на сырьевых товарах, в первом полугодии 2015 года их доля достигла почти 70%. В общем, это и есть инерция.

Описанные здесь явления не новы и не специфичны для России. Экономистам известна «голландская болезнь», как правило, она является результатом отсутствия политической воли: если казна регулярно пополняется деньгами от сырьевого экспорта, то зачем утруждать себя развитием других отраслей? Другими словами, самым большим препятствием на пути диверсификации российского экспорта является неспособность правительства реализовать необходимые реформы — в том числе те, которые перечислены выше. Но есть повод для оптимизма. Слабый рубль и низкие цены на сырьевые товары являются хорошими стимулами к переменам. Слабая валюта помогает компаниям-экспортерам, особенно тем, которые используют местную рабочую силу и материалы. Низкие цены делают более выгодным производство и экспорт услуг.

Но это внешние позитивные факторы. Для диверсификации нужны активные действия правительства, например прямые инвестиции в ориентированные на экспорт несырьевые предприятия и отрасли, и при этом отказ от неэффективной политики импортозамещения.

Примерами могут послужить действия государства в Южной Корее, а позднее — в Чили.

Вместо субсидирования целых отраслей ради замены импортных товаров отечественными правительству стоит помогать отдельным компаниям, которые экспортируют большую часть своей продукции (например, более 60%). Программы могут пересматриваться раз в год, и те, кто не справится с экспортными показателями, должны лишаться поддержки.

Такие программы могли бы помочь развитию сравнительных конкурентных преимуществ России в отдельных отраслях. К участию в программах поддержки должны быть допущены и государственные, и частные компании. Такой селективный подход к поддержке экспорта давал положительные результаты в других странах и, конечно, может работать в России.

* Victoria Lavrentieva, “Gref Says It"s Time to Squeeze Big Oil,” Moscow Times, February 20, 2003.

** Anna Smolchenko, “Gref Urges Diversity to Preserve Growth,” Moscow Times, July 11, 2006.

Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта

ВЛ. Селъцовский

Важным показателем эффективного развития внешней торговли является ее товарная структура, т.е. доля в экспорте и импорте отдельных товарных групп. В связи с этим изучение и анализ товарной структуры имеют важное значение и проводятся на базе сгруппированных товарных групп по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России.

Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Эта проблема остро стояла еще в советское время. Несмотря на осуществление некоторых позитивных сдвигов в структуре советского экспорта, задачи по ее совершенствованию решались медленно.

Существующая в настоящее время структура экспорта Российской Федерации имеет однобокий характер. Наш экспорт находится в большой зависимости от сравнительно узкого круга товаров - нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, лесотоваров. Причем сырьевая направленность экспорта нашей страны заметно усилилась в 1990-е и 2000-е годы, т.е. в постсоветский период, что наглядно видно из таблицы 1.

Так, в 2007 г. только удельный вес топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия) превысил 68%; около 17% всего экспорта приходится на металлы; продукция химической промышлен-

ности занимает 5% в экспорте, лесотовары -свыше 3%. Таким образом, доля топлива, сырья и полуфабрикатов составляет в настоящее время более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья.

Доля машин и оборудования в экспорте в страны дальнего зарубежья в текущих ценах значительно сократилась в 1990-е и 2000-е годы и в 2007 г. составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 3,4% (доля гражданской машинотехнической продукции -2%). Удельный вес готовых изделий не достигает даже 10%. В 1990 г. доля машин и оборудования в экспорте РФ без военно-технического сотрудничества была 17,6%, а доля готовых изделий - 33%. За период 1991-2007 гг. экспорт машин и оборудования РФ сократился на 20%. Еще более сырьевой и однобокий характер имеет структура внешней торговли РФ с отдельными торговыми партнерами из группы развитых стран.

Такой показатель удельного веса машин и оборудования недопустимо мал для развитой страны. В целом в мировом экспорте доля машин и оборудования составляет в настоящее время около 40%.

Доля экспорта машин и оборудования РФ в мировом экспорте этой продукции составила в 2007 г. лишь 0,4%, по сравнению с 2,7% доли всего российского экспорта в мировом экспорте. Отечественный экспорт машин и оборудования в 2006 г. был в 25 раз ниже аналогичного показателя США, в 10 раз Республики Корея, в 8 раз Сингапура, в 4 раза Малайзии и в 6 раз

Тайваня1.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья (вне СНГ)

в фактически действовавших(текущих) ценах

Экспорт - всего 71,1 100,0 63,7 100,0 62,2 100,0 89,2 100,0 208,8 100,0 258,9 100,0 299,9 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 12,6 17,6 5,3 8,3 6,0 9,6 6,7 7,5 7,6 3,6 10,0 3,9 10,1 3,4

Минеральные продукты 32,3 45,5 25,8 40,5 27,1 43,5 48,7 54,5 141,4 67,7 178,7 69,0 205,2 68,4

Металлы, драго -ценные камни и изделия из них 9,2 12,9 19,5 30,8 18,1 29,2 20,9 23,5 36,5 17,5 43,6 16,8 49,3 17,6

Продукция химической пр омышленности 3,3 4,6 6,3 9,9 5,1 8,2 6,0 6,7 11,4 5,5 13,0 5,1 16,1 5,4

Древесина и целлюлознобумажные изделия 3,1 4,4 3,9 6,1 3,4 5,5 4,1 4,5 7,1 3,4 8,0 3,1 10,1 3,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,7 1,0 0,8 1,2 0,6 1,0 0,5 0,6 0,4 0,2 0,4 0,1 0,3 0,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,2 0,3 0,5 0,2 0,3 0,2 0,3 0,3 0,1 0,3 0,1 0,3 0,1

Продовольственные товары и сельскохо зяйст -венное сырье 1,5 2,1 1,0 1,5 0,5 0,8 0,9 1,0 2,3 1,1 2,8 1,1 5,4 1,8

Прочие 8,4 11,8 0,8 1,2 1,2 1,9 1,2 1,4 1,8 0,9 2,1 0,8 3,1 1,0

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998, 2002, 2005 - М.: Госкомстат России 1998, 2002; Россия в цифрах, 2002, 2003 - М.: Госкомстат России, 2002, 2003; Таможенная статистика внешней торговли РФ. 2002, 2005, 2006, 2007.

Об имеющихся резервах и возможностях увеличения экспорта Российской Федерацией машин и оборудования говорит, как уже отмечалось, низкий коэффициент структурной специализации продукции машиностроения, а также тот факт, что на долю России в 2006 г. приходилось 6% мирового производства стали, тогда как доля России в мировом экспорте машин и оборудования составила лишь 0,3%. Для сравнения можно

отметить, что удельный вес Франции в мировом производстве стали 3%, доля же в мировом экспорте машин и оборудования - 5%.

Что же касается США, Японии, ФРГ, то доля этих стран в мировом производстве стали в начале 2000 г. составила (%): США - 14, Японии - 14, ФРГ - 6; доля же указанных стран в мировом экспорте машин и оборудования в

2006 г. соответственно была (%): 11, 10 и 122.

Таблица 2

Товарная структура экспорта Российской Федерации в СНГ в фактически действовавших

(текущих) ценах

Товарная группа 1990 1995 1999 2000 2005 2006 2007

млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу

Экспорт -всего 13,9 100,0 14,5 100,0 10,7 100,0 13,8 100,0 32,6 100,0 42,3 100,0 52,6 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 2,4 17,3 2,7 18,3 2,0 18,6 2,4 17,0 5,9 18,2 7,4 17,6 9,6 18,3

Минеральные родукты 7,3 52,7 7,5 51,4 5,6 52,5 6,8 4,1 15,0 46,0 19,9 47,1 23,1 43,9

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 1,2 8,7 1,4 9,5 0,9 8,3 1,4 10,4 4,1 12,6 5,4 12,7 7,4 14,0

Продукция химической промышлен- ности 1,3 9,6 1,5 10,8 1,1 10,1 1,4 10,2 2,9 9,0 3,7 8,8 4,7 9,0

Древесина и целлюлознобумажные изделия 0,5 3,2 0,5 3,3 0,3 2,7 0,4 3,0 1,2 3,5 1,5 3,6 2,1 4,0

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,4 2,9 0,3 2,3 0,2 1,8 0,3 2,0 0,5 1,5 0,6 1,4 0,6 1,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,2 0,0 0,3 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 0,5 3,7 0,4 2,8 0,5 4,3 0,7 5,3 2,2 6,8 2,7 6,3 3,7 7,1

Прочие 0,3 1,8 0,2 1,5 0,1 1,5 0,4 2,7 0,7 2,2 1,0 2,4 1,3 2,5

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998; 2002; 2005; Россия в цифрах 2002, 2005; Таможенная статистика внешней торговли РФ 2002, 2005, 2006, 2007.

Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный характер по сравнению с торговлей России со странами дальнего зарубежья (таблица 2). Вместе с тем в долгосрочном плане нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.

Кроме того, там, по-видимому, надолго сократился спрос на российскую машинотехническую продукцию гражданского профиля, так как страны предпочитают иметь отношения с поставщиками из дальнего зарубежья с их более высокими технологиями и готовностью вкладывать капиталы в их экономику.

Следует отметить, что, наряду с негативным изменением структуры внешней торговли России, резко ухудшились показатели внешнеэкономической деятельности страны в целом, в результате этого значительно ослабли позиции России на мировом рынке. Доля России в мировой торговле с 1985-ого по 2007 год сократилась с 3,6 до 2,7%. По объему внешнеторгового оборота Россия в 2007 г. занимала 16-е место в мире (в 1990 г. - 10-е)3.

Основной причиной усиления топливно-сырьевой направленности и снижения индустриального характера структуры внешней торговли Российской Федерации и ее темпов роста в годы либерализации стало значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциала. Промышленное производство РФ в 2000 г. составило 57% от уровня 1990 г., т.е. сократилось почти в 2 раза; сельскохозяйственное производство за тот же период уменьшилась на 1/3. Такой спад промышленного и сельскохозяйственного производства немыслим в мирное время.

Даже в период Отечественной войны (19411945 гг.), когда в нашей стране было разрушено 31850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, промышленная продукция СССР сократилась лишь на 10% (уровень промышленного производства в 1945 г. по сравнению с 1940 г. составил 90%)4. Несмотря на устойчивый рост промышленного производства в последние годы, его уровень в 2007 г. составил 82%, по сравнению с 1990 г. В настоящее время доля России в мировом промышленном производстве немного превышает 2%. Спад промышленного произ-

водства сопровождается невиданным разгулом инфляции в стране, как видно из таблицы 3 в 1998 г., по сравнению с 1990 г., потребительские цены выросли почти в 12 тысяч раз. Хотя в последние годы уровень инфляции резко снизился, тем не менее оставался значительным (в

2007 г., по сравнению с 1998 г., потребительские цены еще выросли в 3,8 раза).

Очень неблагоприятным показателем экономического состояния страны является деградация в инвестиционном секторе. Некоторое улучшение ситуации в 1999-2007 гг. не привело к коренным изменениям: в 2007 г. объем капиталовложений составлял 55% от уровня 1990 г. (сокращение почти в 2 раза) (см.табли-цу 3).

В результате средний возраст производственного оборудования в промышленности России, составлявший в 1990 г. 10,8 года, в

2006 г. достиг 19 лет. Причем доля оборудования старше 20 лет достигает в настоящее время 40% (15% в 1990 г.).

Увеличение сроков службы оборудования сказалось на повышении износа основного капитала в промышленности, который в последние годы составлял около 50% и требует немедленной модернизации и замены.

Старение основных фондов в российской промышленности не компенсируется вводом новых. Если в 1990 г. коэффициент обновления основных фондов в промышленности достиг 7%, то в настоящее время - всего лишь 3%5.

Несомненно, что существенный физический и моральный износ машин и оборудования наиболее активной части основных фондов предопределил дальнейшее падение конкурентоспособности машинотехнической продукции, производимой Россией, и, вследствие этого, сокращение ее экспорта.

В целом в настоящее время только около 15% серийно производимой в РФ машиностроительной продукции соответствует мировому уровню.

Важной причиной усиления топливно-энергетической направленности российского экспорта в 1990-е годы и снижения его эффективности стала поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности, без научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики. В начале 1990-х годов была

действенного контроля над функционированием внешнеэкономических связей не дала ожидаемых результатов. По отдельным оценкам, в годы либерализации вывезены за рубеж от 200 до 300 млрд долл., которые обогащают западные банки, вместо того чтобы работать на восстановление российской экономики, повышение экспортного потенциала страны и совершенствование товарной структуры внешней торговли.

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели России в 1990-2007 гг.

(стоимостные показатели приведены в текущих ценах, проценты - в сопоставляемых ценах)

19911 19981 20001 20021 20041 20051 20061 20071

Валовый внутренний продукт, млрд руб. 1,4 2629,6 7305,6 10817,5 16778,8 21665,0 26882,0 32988,6

% к 1990 году2 95,0 56,2 59,8 65,9 75,1 80,5 85,9 92,9

Промышленная продукция, млрд руб. 1,2 1707,0 4763,0 6868,0 11209,0 14785,4 15758,5 19615,7

% к 1990 году2 94,8 46,0 57,1 62,1 71,1 73,9 76,8 81,6

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 0,2 407,1 1165,2 1762,0 2729,8 3431,0 4485,7 6418,7

% к 1990 году2 84,5 20,9 25,9 29,3 36,5 40,1 45,6 55,2

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 0,576 1051,5 2223,4 4360,3 6831,8 8530,0 10634,0 13518,0

к 1990 году (раз) 1,9 3470,3 7337,9 14390,4 22547,2 28151,8 35094,3 44611,0

Потребительские цены к 1990 годы (раз)2 2,603 11952,4 19610,7 26770,3 33490,7 37141,2 40743,9 45592,4

Среднегодовой курс Банка России (руб. за доллар США) 9,71 28,12 31,35 28,81 28,37 27,19 25,6

Примечания к таблице:

1. В деноминированных рублях

2. Изменения показателей к 1990 г. рассчитано автором Источник: Ю.В. Пискулов, В.Л. Сельцовский - Мировая экономика и торговля: Стат справочник. - М: 4-ый филиал Воениздата, 1998. Внешнеэкономический комплекс России. - М: ВНИКИ 2006, Федеральная служба государственной статистики; Экономика России: итоги и перспективы. - М: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2008, с. 7, 399-404.

полностью ликвидирована государственная монополия внешней торговли. При этом в стране не было выработано комплексного подхода к решению проблем эффективного управления внешнеэкономическим комплексом.

Государство практически самоустранилось от регулирования и контроля сферы внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована государственная поддержка промышленного экспорта. Попытка в дальнейшем создания

Помимо отмеченных внутренних факторов, повлиявших на состояние товарной структуры внешней торговли РФ, имеются серьезные внешние факторы. Прежде всего, это разрыв интеграционных и кооперационных связей между отраслями и предприятиями России с республиками бывшего СССР и бывшими членами СЭВ, обусловивший потерю рынков сбыта российских машин, оборудования, наукоемкой продукции в этих странах. К таким же отрицательным последствиям привел уход с рынков технико-экономического сотрудничества наших традиционных партнеров из развивающихся стран.

Все это усугубило сокращение производства, особенно в машиностроительных отраслях России.

Кроме того, при значительном увеличении открытости экономики России перед мировым рынком от западных стран не удалось добиться ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении ряда товаров российского экспорта (квотирование поставок на рынки ЕС стальной продукции, проката цветных металлов, обогащенного урана, многочисленные антидемпинговые процедуры по поставкам в США и ЕС из России). В ряде случаев оказывается политическое давление на покупателей современных российских технологий: на Индию (по контракту на поставку ракетной техники), на Иран (по строительству АЭС) и т.д.

Важно отметить, что проблема увеличения в экспорте изделий обрабатывающей промышленности не ограничивается продукцией машиностроения. Речь идет также об увеличении степени промышленной обработки природного сырья, прежде всего нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, древесины, текстильных и других видов сырья.

Вывозимые из России ресурсы во многих случаях лишены предварительной обработки, что значительно снижает эффективность нашего экспорта, поскольку цены на мировом рынке на необработанное сырье значительно ниже по сравнению с обработанными сырьевыми материалами.

Например, наш круглый лес экспортировался в 2007 г. в зарубежные страны по цене 84 долл. за кубометр, в то время как доски продавались там по 351 долл. за кубометр, фанера - 502 долл. за кубометр, плиты древесноволокнистые - свыше 600 долл. за кубометр.

Сейчас все страны мира практически прекратили экспорт круглого леса, у нас же в

2007 г. 34% всего экспорта лесотоваров прихо -дилось на круглый лес (4,1 млрд долл.). Причем эта доля в последние годы имеет тенденцию к постоянному увеличению. (В 1995 г. она составляла 27% - 1,1 млрд долл.) Аналогичная картина наблюдается и по другим природ -ным ресурсам.

Автором был произведен расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых материалов и продуктов более глубокой степени их переработки по четырем группам товаров, которые занимают основное место в российском экспорте: топливо, черные металлы, лесные товары, текстиль. Он показал, что за период (1991-2007 гг.) удельный вес полностью не обработанных и с низкой степенью обработки товаров в экспорте РФ вышеуказанных групп возрос в целом с 68 до 73%, т.е. наглядно проявляется тенденция постоянного снижения в экспорте сырьевых товаров РФ доли обработанных (облагороженных) продуктов, что свидетельствует о низкой эффективности нашего сырьевого экспорта.

Анализ структуры внешней торговли РФ в части степени обработки экспортных товаров может быть осуществлен при помощи разработанного автором статистического показателя - коэффициента физических условий товарообмена (торговли). Указанный показатель определяется как соотношение между средней ценой за тонну (единицу) импортированных товаров и ценой за тонну (единицу) экспортированных товаров и показывает, сколько тонн (единиц) товаров страна экспортирует за тонну (единицу) импортированных товаров. Соотношение равное или меньшее единицы является благоприятным. Ценность этого показателя заключается в том, что он показывает состояние материалоемкости экспорта по сравнению с импортом, а, следовательно, степень обработки и качество экспортных товаров по сравнению с импортными.

Проведенный анализ этого показателя за ряд лет показал, что физические условия товарообмена были всегда неблагоприятными, коэффициент физических условий торговли в бывшем СССР в 1990 г. составлял 4,3, т.е. за

1 т ввезенных товаров вывозилось 4,3 т6.

По данным за последние годы, указанный показатель в торговле России значительно

ухудшился, составив со странами дальнего зарубежья в среднем 5,57, что является подтверждением того, что товарная структура внешней торговли России стала еще более неэффективной. В обмен на вывоз в основном необработанного сырья страна получает обработанные готовые изделия.

В торговле же с отдельными странами этот показатель был еще более неблагоприятным. Например, во внешней торговле России с ФРГ коэффициент достиг 19, т.е. за 1 т импортируемых из ФРГ товаров наша страна вывозит в Германию 19 т.8 Это свидетельствует о том, что фактически торговля России с Германией сводится к примитивной форме - необработанное сырье в обмен на готовые изделия и продовольствие. (В настоящее время доля сырья и полуфабрикатов в экспорте РФ в Германию достигает 93%). В Германию вывозится нашей страной материалоемкое необработанное сырье со значительно более низкой ценой за тонну по сравнению с ценой за 1 т готовой импортной продукции из ФРГ.

Указанные показатели, рассчитанные по отдельным товарам, свидетельствуют о неблагополучном положении с точки зрения их экспортной эффективности: стиральные машины

5,9; нефтепродукты - 3,5; прокат черных металлов - 2,7; легковые автомобили - 2,15; грузовые автомобили - 2,0 и т.п.

Во внешней торговле РФ насчитывается более 200 товаров с коэффициентами физических условий товарообмена более единицы.

Вышеприведенные данные служат также убедительным подтверждением того, что улучшение структуры экспорта за счет повышения качества экспортируемых товаров, увеличение степени их обработки является весьма актуальной задачей для развития российской внешней торговли.

Вместе с тем совершенно очевидно, что наша страна не может рассчитывать на существенный рост экспорта, если его структура и в дальнейшем будет сырьевой и однобокой. В настоящее время исчерпаны практически все возможности экстенсивного расширения экспорта за счет топливно-сырьевых товаров. Необходимость диверсификации российского экспорта вызывается тремя моментами.

Первый момент заключается в том, что сырьевые ресурсы у нас не безграничны для экспорта. Доля экспорта в производстве основных сырьевых товаров (экспортная квота) в 1990-е годы постоянно увеличивалась и по большинству основных сырьевых товаров российского экспорта достигла предельных величин.

В 2007 г. сырая нефть поставлялась на экспорт в размере 53% от ее общей добычи против 18% в 1990 г. Больше экспортировать практически невозможно. Почти половина всех производимых в стране нефтепродуктов направлялась в 2007 г. на экспорт (в 1990 г. лишь 15%).

Увеличение добычи в стране сырья не наблюдается, наоборот, имеет место лишь ее сокращение. В серьезном упадке находится геологоразведочная отрасль. Производство геологического оборудования, техники сокращено в 1991 -2006 гг. почти в 10 раз. Износ основных фондов в этой отрасли составляет почти 75%.

Из-за резкого спада объемов геологоразведочных работ разведанные запасы по большинству полезных ископаемых, в том числе нефти, уменьшились на 17-20%.

По оценкам зарубежных экспертов, доказанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи России хватит лишь на 19 лет, газа -на 83 года.

Причем нефтедобывающая промышленность России имеет наиболее высокий износ оборудования - почти 60% при 50% в промышленности в целом. Коэффициент обновления основных фондов составляет 1%, что ниже средних показателей по промышленности. Это неизбежно ведет к снижению извлечения нефти из недр (нефтеотдачи) и снижению ее добычи. С 1970 г. по 2005 г. нефтеотдача снизилась с 51% до 30% и в настоящее время почти в 2 раза ниже мирового уровня, хотя в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых направляется 14%9 всех инвестиций в основной капитал, или 23 млрд долл., что явно недостаточно. По оценкам Всемирного банка реконструкции и развития, величина капиталовложений для развития только нефтяной промышленности России должна составить не менее 50 млрд долл.

Причина такого состояния заключается в том, что у нефтяников сейчас нет никакой мотивации для капиталовложений, основная идея их интересов - поставка сырой нефти на экспорт. Временная сверхобеспеченность многих нефтяных компаний запасами нефти позволяет им «снимать сливки», выборочно интенсифицируя, добычу из активных запасов (до 400

450 млн т в год), а потому добыча из «трудных» запасов не велика. Поэтому и методы увеличения нефтеотдачи не востребованы.

Таким образом, в основной нашей отрасли, дающей свободную валюту, реальных капиталовложений явно недостаточно. В другие сырьевые отрасли капиталовложения значительно ниже.

Ясно, что экспортные сырьевые ресурсы нашей страны на пределе. В случае же если экономика нашей страны будет все-таки развиваться, это наверняка потребует дополнительные сырьевые ресурсы для того, чтобы их использовать в стране. Несомненно, что без существенного увеличения производства сырьевых ресурсов неизбежно уменьшится сырьевой потенциал экспортных отраслей нашей страны.

Указанное обстоятельство уже находит отражение, например, по газу, наблюдаются трудности в стране - некоторые электростанции переходят на уголь, что является отнюдь неблагоприятным для экономики. Поскольку известно, что газ является более дешевым источником, чем уголь, в соответствии с этим себестоимость электроэнергии, производимой на газе, дешевле, чем на угле. Если перейти при производстве электроэнергии на уголь, это приведет к ее подорожанию, что будет сказываться на ситуации в стране, издержках в других отраслях экономики.

В настоящее время вывозится 70% производимых в стране минеральных удобрений, тем самым подрывается производственная база сельского хозяйства. Количество удобрений в нашей стране составляет 10% минимальной потребности. На огромной территории России потребляется калийных удобрений в 1,5 раза меньше, чем в Белоруссии. По расчетам специалистов, сельское хозяйство ежегодно теряет миллионы тонн зерна из-за острой нехватки минеральных удобрений. Причем подобная ситуация сохраняется уже в течение более пятнадцати лет. Это означает, что не меньший срок потребуется и на восстановление плодородия земель.

Развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики требует использования в значительных количествах черных и цветных металлов. Однако в настоящее время от 60 до 80% производимых в стране меди, никеля, алюминия, цинка, золота, платины, урана вывозится из страны. Это приводит к затягиванию на долгие годы развития собственных экспортноориентированных отраслей и производств, лишает перспектив структурных преобразований в экономике и делает еще более зависимой ее от мирового рынка.

Второй момент, указывающий на необходимость диверсификации нашего экспорта, заключается в изменении положения на внешних рынках сырьевых товаров. Западноевропейский рынок нефти - основной рынок российского нефтяного экспорта - достаточно насыщен, в частности, в связи с ростом добычи нефти в Северном море. Кроме того, западные страны проводят политику энергосбережения, и потребление энергии на единицу ВВП в этих странах постоянно снижается. Вполне ясно, что в этой связи нет оснований рассчитывать на увеличение поставок российских нефти и нефтепродуктов.

Что касается металлов, то их потребление в мире растет очень ограниченно, и российские экспортеры металлов встречаются с серьезной конкуренцией на мировых рынках. Значительные трудности в последнее время в экспорте продукции имеет и химическая промышленность, основными экспортными товарами которой являются минеральные удобрения.

И, наконец, третий момент состоит в том, что ориентация нашей страны исключительно на экспорт сырьевых товаров не может быть для нас стратегически правильной, потому что все эти товары являются исключительно неустойчивыми в плане влияния на них мировой конъюнктуры. Цены на сырьевые товары весьма изменчивы и подвержены колебаниям под влиянием самых различных факторов. Наша страна уже столкнулась с этим в 1998 г., когда цены на нефть и нефтепродукты резко упали. Это обстоятельство, а также падение цен на другие сырьевые товары, привело к сокращению экспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 16%. В результате резкого падения цен не только обострились проблемы внешней торговли, но и снизились доходы государственного бюджета нашей страны, что явилось одной из важных причин валютно-финансового кризиса в России, разразившегося в августе 1998 г.

В 2000 г. мировые цены на нефть под влиянием ряда факторов достигли достаточно высокого уровня и увеличились, по сравнению с 1998 г., в 3 раза. На протяжении последних лет они еще возросли более чем в 4 раза и в середине июля 2008 г. находились на небывало высоком уровне, что положительно влияло на экономику нашей страны. Ясно, что такой уровень цен не мог долго удерживаться. После июля

2008 г. рынок лихорадит. К середине октября

2008 г. цены на нефть упали более чем в 2 раза против пиковых июльских показателей, а к середине ноября - в 3 раза. Эти показатели говорят о том, что наша страна находится на критическом уровне.

Кроме того, как уже отмечалось, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли.

Исходя из вышеизложенного, насущной задачей становятся диверсификация нашего экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной обработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

В последнее время в России все чаще стали выдвигать различные предложения по преодолению сложившейся ситуации в российском экспорте. Некоторые из их носят концептуальный характер, некоторые направлены на решение конкретных проблем. К данной проблеме необходимо подходить комплексно, и любые практические шаги должны сочетаться с общей внешнеэкономической стратегией государства и вырабатываться на ее основе. Но конкретной реализуемой внешнеэкономической стратегии в нашей стране нет. Хорошим примером в этой области может служить Китай, где существует четкая общеэкономическая программа развития на несколько десятилетий вперед. Или Япония, где создана целая система поддержки экспорта; это выражается, например, в льготном кредитовании участников внешнеэкономической деятельности, в создании единой статистической базы важной для участников ВЭД информации, что, несомненно, облегчает их работу.

В целом задача совершенствования товарной структуры экспорта представляется крайне сложной, на наш взгляд, решать указанную задачу по совершенствованию структуры экспорта необходимо по следующим направлениям.

1. Эффективное развитие экспорта и совершенствование его товарной структуры невозможно без поддержки государства. Такую поддержку получают экспортеры в зарубежных странах. В ФРГ, например, на поддержку экспорта государство выделяет более 10 млрд долл. в год. В нашей стране предусматривается в соответствии с одобренной Правительством РФ 8 февраля 1996 г. и действовавшей Федеральной программой развития экспорта на срок до 2005 г., выделение средств на указанные цели в размере 0,3-0,35% валового внутреннего продукта в год. Это составляло в пересчете по официальному курсу рубля к доллару всреднем всего лишь около 1 млрд долл. в год. К сожалению, даже эта сумма не выделялась. Следует отметить, что в Законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности содержалось положение о ежегодной разработке программы развития внешнеторговой деятельности, включающей раздел «Меры стимулирования промышленного производства экспорта». Такие программы разрабатывались до 1998 г., после чего о них просто забыли.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрен ряд направлений поддержки экспорта. Однако не созданы механизмы поддержки экспорта и привлечения зарубежных инвестиций, под которые должны быть выделены финансовые, организационные и кадровые ресурсы.

Мерами государственной поддержки экспорта должны стать: создание финансово-промышленных групп, установление налогово-кредитных льгот для экспортеров, гарантирование государственных кредитов и страхование рисков, улучшение информации и консультации экспортеров (именно в слабости и даже отсутствии государственных информационных и консультационных услуг корень многих наших проблем), маркетинговое и техническое содействие, совершенствование транспортных тарифов.

Одной из важнейших мер государственной поддержки экспорта является увеличение капиталовложений в экономику и, прежде всего, в экспортно-ориентированные отрасли. Однако все указанные меры применяются в недостаточной степени из-за дефицита средств, выделяемых государством на поддержку экспорта.

Что касается источников финансирования, наша страна возлагала в свое время большие надежды на привлечение иностранных инвес-

тиций, рассматривая их как важный фактор создания новой технологии в промышленности, развития экспортно-ориентированных производств. Однако эти надежды не оправдались.

В настоящее время по объему привлекаемого иностранного капитала и особенно прямых иностранных инвестиций Российская Федерация занимает в международном инвестиционном сотрудничестве небольшую долю -0,5% всего мирового потока прямых иностранных инвестиций. Хотя за последние пять лет прямые иностранные инвестиции в экономику России значительно возросли и составили в 2005 г. 13 млрд долл., эта сумма явно недостаточна. Для сравнения отметим, что приток прямых инвестиций в год в США в 10 раз, в Великобританию в 7 раз, в Китай почти в 6 раз больше, чем в Россию (по данным за 2004 г.). В 2006-2007 гг. прямые инвестиции в экономику России возросли по сравнению с 2005 г. более чем в 3 раза. Однако за 8 месяцев 2008 г. они сократились более чем в 2 раза и продолжили сокращаться в 2008 г. в связи с мировым экономическим кризисом.

Причиной малой привлекательности России как импортера иностранного капитала является, прежде всего, нестабильность законодательства применительно к иностранному инвестору.

Кроме того, высокий уровень налогов, транспортных тарифов оказывает негативное воздействие на иностранных инвесторов.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что после ликвидации Российского агентства международного сотрудничества и развития -РАМСИР в стране не осталось единого органа, на который были бы возложены функции по реализации единой государственной стратегии в области привлечения иностранного капитала. Поэтому создание в стране такого органа, по мнению автора, крайне необходимо для интенсификации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

Медленный рост экономического развития страны после существенного спада производства в 1991-1998 гг., а также высокий уровень коррупции в бизнесе также существенно влияют на привлекательность инвестиций в Россию.

В этой связи необходимо повысить участие государства в создании более благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, целенаправленная государственная поддержка производства и продвижения на экспорт конкурентоспособной готовой продукции, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций должны стать важным стратегическим направлением не только внешнеэкономической, но и экономической политики страны в целом.

2. Особую актуальность приобретает повышение значения государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей. Участие государства целесообразно повысить путем более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в регулировании внешнеэкономических связей нашей страны.

На наш взгляд, одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз. Однако до 2008 г. не было такой дифференциации в установлении экспортных пошлин в зависимости от степени обработки товара. Необработанный лес вывозился в 2003 г. с экспортной пошлиной 6,5% от стоимости, целлюлоза - 10%, сырая нефть и нефтепродукты имели одинаковую экспортную пошлину - 34 долл. за 1 т.

В 2007 г. экспортная пошлина составляла 10% от стоимости как на переработанный лес, так и бумагу, и картон, не существовала дифференциация в установлении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В конце 2007 г. проведена дифференциация ставок экспортного таможенного тарифа (эскалация тарифа) по ряду товаров в зависимости от степени их переработки. Однако пока эта дифференциация не достаточно эффективна. Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации среди мер по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования не указана необходимость дифференциации (эскалации) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара, хотя эти меры особо важны для повышения эффективности российского экспорта и уже начали осуществляться.

Необходимо также дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле. В связи с тем, что огромные потери валютной

выручки нашей страной вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми (20 млрд долл. в год в настоящее время) вызывают насущную необходимость возобновления государственной экспертизы контрактных цен, отмененной Правительством в 1996 г.10

Следует также отметить, что в настоящее время в сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч фирм и компаний, многие из которых не обладают квалифицированными кадрами. На наш взгляд, введение для участников внешнеэкономических связей специальной лицензионной системы (как в банковском и страховом деле) позволило бы усилить контроль государства и повысить эффективность внешнеэкономических связей.

Серьезной проблемой повышения роли нашего государства в осуществлении внешнеэкономических связей, поставленной в последнее время некоторыми экономистами, является рассмотрение вопроса о возврате к государственной монополии внешней торговли. Обоснованное решение этого вопроса имеет огромное значение. За последние 15 лет (1993-2007 гг.) положительное сальдо торгового баланса нашей страны превысило триллион долл., в т.ч. за последние 4 года 565 млрд долл. В результате благоприятных условий торговли вследствие роста мировых цен на топливно-сырьевые товары нашей страной получена за 1999-

2007 гг. огромная сумма - 206,3 млрд долл., которая значительно превосходит аналогичные доходы в благоприятные периоды советской торговли. В то же время из-за отсутствия государственной монополии внешней торговли эти колоссальные доходы от внешней торговли только частично (за счет налогов и пошлин) получены государством. Введение монополии внешней торговли в нашей стране, хотя бы на товары, составляющие природные ресурсы, прежде всего на нефть и газ, несомненно, явилось бы важным источником финансовых средств, для подъема экономики России. Введение монополии внешней торговли не противоречит существующему нашему законодательству. Так, в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности есть специальная статья, где сказано, что государство может вводить государственную монополию на вывоз отдельных товаров.

3. Для успешного развития российского экспорта необходимо дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы международ-

ного сотрудничества с целью обеспечения доступа российских товаров на внешние рынки, отмена многих дискриминационных ограничений в торговле со стороны зарубежных партнеров. Приоритетное значение в этом вопросе приобретает присоединение России к Всемирной торговой организации. Однако главная задача на переговорах о вступлении России в ВТО - приемлемые для России условия членства.

4. На базе имеющегося экономического потенциала можно улучшить структуру экспорта. В последние годы существования СССР повысилась конкурентоспособность продукции ряда ведущих машиностроительных отраслей: авиакосмического комплекса, энергомашиностроения, в том числе атомного, и некоторых других. Поставлялись в значительных объемах российские автомобили, металлорежущие станки, комплектное оборудование, дорожностроительная техника, что показывает имеющиеся предпосылки развития экспорта машинотехнической продукции.

Советский Союз оказывал содействие в строительстве большого количества предприятий в Китае, восточноевропейских и некоторых развивающихся странах. Теперь эти предприятия нуждаются в модернизации, для чего привлекаются прежние российские поставщики. Это также является возможностью увеличения экспорта, в том числе машиностроительного.

В российском военно-промышленном комплексе по-прежнему сосредоточен мощный научно-технический потенциал, использующий в производстве самые современные технологии, продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. В связи с этим на этой базе заложены возможности создания конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения. Конечно, поддержание высокого научно-технического уровня производства ВПК и финансирование программ его конверсии также требует больших капиталовложений.

Значительные резервы имеются у России в увеличении экспорта военно-технической продукции в страны Центральной и Восточной Европы. Это связано с острой потребностью армий этих стран в модернизации и пополнении находящейся на их вооружении советской и российской боевой техники. Ряд стран Центральной и Восточной Европы вступили в НАТО. Однако переоснащение их

вооруженных сил боевой техникой НАТО обойдется крайне дорого. Поскольку их перевооружение займет, по крайней мере, не менее десяти ближайших лет и, в случае, если отношения России с НАТО будут складываться конструктивно, Россия имеет возможность в течение указанного срока поставлять свою военно-техническую продукцию в эти страны.

В настоящее время имеются большие возможности значительного повышения экономической эффективности экспорта и объема валютных поступлений на базе имеющихся экспортных ресурсов путем повышения степени переработки экспортируемого сырья и увеличения в экспорте доли полуфабрикатов и готовых изделий: концентратов, качественного проката, труб и окатышей вместо руд, чугуна, ферросплавов, нефтепродуктов и продукции нефтехимии вместо сырой нефти; фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели вместо круглого леса и пиломатериалов, одежды и белья вместо текстильного сырья и тканей и т.д.

Нельзя также не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис, который требует к себе постоянного внимания. Многие наши предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин и мало заботятся о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей в ряде случаев не дает возможности удовлетворять требования покупателей, что является тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения.

В этой связи увеличение в торговле РФ машинами и оборудованием доли комплектующих изделий и запасных частей на базе расширения их производства, улучшение технического обслуживания проданной машинотехнической продукции является важным направлением расширения ее экспорта.

Очевидно, что состояние внешней торговли страны во многом зависит от уровня развития производства. Поэтому основой для успешного решения задач по совершенствованию структуры экспорта Российской Федерации являются подъем экономики страны, рост ее производственного и научного потенциала и

преодоление колоссального спада производства в 1991-1998 гг.

Так же очевидно, что одним из важнейших условий подъема экономики нашей страны, ее научного и производственного потенциала является увеличение капиталовложений в народное хозяйство. По некоторым оценкам, необходимый объем капиталовложений для подъема экономики страны составляет 140 млрд долл. в год. Конечно, эта сумма капиталовложений значительная. Но, даже только используя резервы по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности нашей страны, о которых шла речь выше, можно получить необходимую сумму для капиталовложений в народное хозяйство. Изыскание этих резервов особенно важно в условиях финансово-экономического кризиса в стране.

Примечания:

1 Рассчитано по: International Trade Statistics WTO, 2007, р. : 209, 223, 225, 227.

4 Народное хозяйство СССР 1922 -1982 гг.: Юбилейный статистический ежегодник. - М.: Финансы и статистика, 1982. - С. 55-58.

5 Российский статистический ежегодник. 2001-2007.

6 Рассчитано по материалам Министерства внешних экономических связей СССР.

7 Рассчитано по данным таможенной статистики.

8 Рассчитано по Auss enhandel. Reihe 1. Zussamenfassende Ubersichten fur den Aussenhandel. Stat. Bundesamt, Wiesbaden, 2005.

9 Рассчитано по: «Российский статистический ежегодник», 2007

10Рассчитано по методологии, приведенной монографии: В.Л. Сельцовский. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли - М.: Финансы и статистика, 2004, сс. 236237, 242-247.