Главная цель педагогического менеджмента в системе образования. Сущность педагогического менеджмента, его системный характер

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ / ТИПЫ ЛИДЕРСТВА / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / EDUCATIONAL SYSTEMS / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / MANAGEMENT IN EDUCATION / LEADERSHIP TYPES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Ситаров Вячеслав Алексеевич

В статье рассматривается понятие педагогического менеджмента , содержание которого направлено на развитие культуры управленческой деятельности в сфере образования. С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью учащегося. Главные задачи педагогического менеджмента постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов. Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие. Показана роль руководителя образовательного учреждения, выступающего в качестве лидера, и выделены лидерства, которые необходимы руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной (техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное лидерство). Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства , нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Ситаров Вячеслав Алексеевич

  • Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии

    2017 / Харченко Елизавета Сергеевна
  • Педагогический менеджмент в практике управления образовательным учреждением

    2018 / Потапова Ольга Кимовна
  • Управление образованием и педагогический менеджмент: терминологический аспект

    2018 / Михеева Светлана Александровна
  • Педагогический менеджмент: воздействие или взаимодействие?

    2018 / Харченко Елизавета Сергеевна
  • Педагогический менеджмент: историографический обзор

    2016 / Косинова Оксана Анатольевна
  • Основные аспекты аналитической деятельности руководителя общеобразовательной организации

    2016 / Коваль Наталья Николаевна
  • Образовательный менеджмент: понятие и сущность

    2018 / Габышева Наталья Владимировна
  • Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации

    2019 / Бичева Ирина Борисовна, Филатова Ольга Михайловна
  • Управление инновационным развитием образовательной организации

    2016 / Базарова Елена Гармаевна, Базаров Алексей Цыренович

Pedagogical Management as a Theory and Practice of Supervising the Educational Process

The article studies the concept of pedagogical management , the point of which is to improve managerial culture in education. In terms of managing educational systems , pedagogical management is the field of study which addresses the issues of management organization at teaching institutions. Pedagogical management includes supervising the work of the faculty, individual educators’ and students’ activity. The main tasks of pedagogical management include setting goals, planning, supervising and coordinating processes, providing resources, ensuring high motivation, and analyzing the outcomes. Management in education has its specifics, such as direct and personal involvement of all participants of the teaching process, the need for differentiation and individualization of teaching services, the dependence of the institution on consumer behavior, the difficulty of defining the parameters of education quality, and the demand for perfect consumer interaction skills. The article also defines the role of the leader at a teaching institution, and states other skills (technical, human, educational, symbolic, cultural, etc.) leaders need to make the institution successful. To make the educational process comprehensive, the manager should combine different types of leadership, have experience of constructing a multifaceted educational environment, which provides ample conditions for students’ personality development and faculty’s capabilities.

Текст научной работы на тему «Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом»

Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом

В. А. Ситаров (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматривается понятие педагогического менеджмента, содержание которого направлено на развитие культуры управленческой деятельности в сфере образования.

С позиции управления образовательными системами и процессами педагогический менеджмент - это отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях.

Педагогический менеджмент включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью педагога; управление деятельностью учащегося. Главные задачи педагогического менеджмента - постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов.

Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет такие специфические особенности, как непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса; необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг; зависимость функционирования организации от поведения потребителей; сложность определения параметров качества; необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями и другие.

Показана роль руководителя образовательного учреждения, выступающего в качестве лидера, и выделены лидерства, которые необходимы руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной (техническое, человеческое, образовательное, символическое, культурное лидерство). Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

Ключевые слова: педагогический менеджмент, образовательные системы, управление образовательным процессом, менеджмент в образовании, типы лидерства.

В современном мире педагогическая деятельность выходит за границы образовательных учреждений. Она приобретает активный социальный статус и целенаправленно реализует задачи повышения образовательного уровня управленцев и руководителей, направленные на совершенствование результативности работы муниципальных и государственных служащих.

Традиционным в науке являлось мнение о том, что в основе эффективности управления в органах государственной и муниципальной власти лежит личный и практический опыт менеджера, чиновника. Вместе с тем актуальные потребности общества диктуют новые условия качественных характеристик управленческой деятельности, основной целью которой является реализация высоких гуманитарных стандартов жизни и достижение социально значимых результатов.

Одним из путей формирования культуры управления современными исследователями признана теория педагогического менеджмента, который представляет собой комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами подготовки служащих, направленными на повышение эффективности их профессиональной деятельности и развития личностных качеств (Симонов, 2009). Особое значение в педагогическом менеджменте играют искусство общения с людьми, особые управленческие умения и способность к организации.

Сегодня понятие «педагогический менеджмент» можно рассматривать и трактовать в качестве нового социального явления как организацию воспитания, развития, обучения и формирования управленческой компетенции представителей власти в системе государственного и муниципального управления.

Потребности современной социальной жизни требуют поиска новых форм деятельности, новых направлений работы, таких как педагогический менеджмент профессиональной деятельности, а также педагогический менеджмент в системе государственной и муниципальной власти. Кроме того, чиновники, муниципальные служащие, руководители, ежедневно работающие в контакте с другими людьми, должны развивать свои дидактические умения и совершенствовать личностный потенциал.

Как показывает опыт развития ведущих организаций и корпораций, формирование эффективного управления в рамках применения теории и практики педагогического менеджмента позволяет ориентировать образовательный потенциал чиновников не только на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, но также на развитие личности, способной творчески применить полученные знания в практической деятельности, совершенствовать свою профессиональную культуру.

Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать относительно недавно. Менеджмент - это умение достигать поставленные задачи, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Однако русское слово «управление» не передает всех оттенков того, что подразумевает слово «менеджмент» (Мескон и др., 1997). Менеджмент - это также и функция, вид деятельности, содержание которых составляет руководство подчиненным в пределах организации; менеджмент - это и область знаний, помогающих осуществлять функцию управления; менеджмент - это способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки (Ситаров, Смирнов, 2006).

Под педагогическим менеджментом в общем смысле понимают процесс организации человеческих, материальных, финансовых ресурсов для достижения определенных целей. Менеджмент в педагогике - это управление (планирование, регулирование, контроль), руководство педагогическим производством, его организация. Это также совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей (Симонов, 2009).

Педагогический менеджмент как наука управления образовательными системами и процессами - отрасль педагогики, предметом которой являются вопросы организации управления в сфере образования и в образовательно-воспитательных учреждениях. Источниками управления и руководства образовательными системами служат современные достижения науки об управлении, законодательство, практика организации школьного дела, опыт управления в области образования, историческое наследие и т. д. Будучи отраслью педагогики и опираясь на ее достижения, педагогический менеджмент как теория и практика связан с целым рядом других наук: общей теорией управления, экономикой, социальной психологией, физиологией, школьной гигиеной и др. Актуальность исследований в этой области подтверждается многочисленными изданиями по вопросам управления в сфере образования таких ведущих специалистов, как Ю. А. Конаржевский, B. С Лазарев, A. M. Моисеев, А. А. Орлов, М. М. Поташник, П. В. Сунцов, В. А. Сластенин, П. И. Третьяков, К. М. Ушаков, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова, Е. А. Ямбург, и многих других.

В задачи управления образовательными системами как сферы компетенции педагогического менеджмента входит целая совокупность различных мероприятий, которые

направлены на обеспечение эффективного и устойчивого функционирования образовательного процесса в условиях современных учебных и воспитательных учреждений. Среди них особо выделяются такие, как организационные, методические, дидактические, воспитательные, кадровые, плановые, финансовые, снабженческие, информационные, имиджевые, контрольно-мониторинговые и пр. Весь этот комплекс дел и мероприятий составляет непосредственное содержание деятельности и феноменологию образовательной реальности, которая складывается в целостный и упорядоченный процесс благодаря специально выстроенному управлению, а именно педагогическому менеджменту.

Структура педагогического менеджмента включает следующие уровни: 1) управление деятельностью педагогического коллектива; 2) управление деятельностью педагога; 3) управление деятельностью учащегося.

Педагогическая действительность представляет собой множество иерархически увязанных между собой по вертикали и по горизонтали систем (система - совокупность элементов, между которыми появляются определенные отношения). Например, дидактическая система - это часть общей педагогической системы, которую мы обособляем и рассматриваем как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, в ней происходящих (Беспалько, 1989).

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления в основных измерениях.

По вертикали выделяются следующие системы и соответствующие им уровни управления: государственная система образования и воспитания в целом (уровень государственного менеджмента); региональные образовательно-воспитательные системы (уровень регионального менеджмента); областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений (областной и региональный уровень менеджмента); учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента; подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий уровень менеджмента.

По горизонтали отмечаются следующие уровни квалифицированного управления: учебные занятия; самостоятельная внеаудиторная работа; профессионализм преподавателя и т. д.

Отдельно выделяется управление педагогическими проектами. Педагогические проекты - это относительно обособленные направления (части) деятельности, выполняемые с определенной целью. Так, на уровне школы или вуза могут быть следующие педагогические проекты: научные исследования преподавателей; научные исследования студентов; учебные занятия; различные воспитательные мероприятия; издательские проекты; строительные проекты; обмены студентами и преподавателями; экзаменационные сессии; проведение каникул; развлекательные мероприятия.

В числе сущностных и постоянных компонентов педагогических систем выделяются следующие:

Цели (смысл) функционирования системы. Главная цель - формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;

Организация (формы и методы) процесса;

Побуждение (мотивация) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;

Продукты (результаты) функционирования системы. Важен контроль их количества и качества.

В качестве компонентов педагогического менеджмента исследователи определяют следующие составляющие:

Образовательный компонент, предполагающий организацию процесса обучения и воспитания в его взаимосвязи с принципами, методами, средствами и формами управления учебным процессом;

Мотивационный компонент, обеспечивающий постановку целей отдельных участников совместного трудового процесса;

Когнитивный компонент, отражающий интерпретацию педагогического знания в качестве методов развития корпоративного мышления;

Деятельностный компонент, применяемый в рамках использования научных педагогических подходов, образовательных концепций и человеческого фактора;

Творческий компонент, согласно которому педагогическая деятельность основывается на творческом характере работы, постановке целей и разработке способов их достижения;

Информационный (конативный) компонент, определяющий информацию в качестве предмета педагогической деятельности;

Интегративный компонент, с помощью которого осуществляется реализация функции управления учебной деятельностью путем постановки целей и способов их достижения, разрабатываемых совместно с субъектами образовательного процесса (Симонов, 2009).

Современные авторы констатируют, что педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. С позиций педагогического менеджмента Ю. А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы: принцип уважения и доверия к человеку; принцип целостного взгляда человека; принцип сотрудничества; принцип социальной справедливости; принцип индивидуального подхода в управлении; принцип обогащения работы педагога; принцип личного стимулирования; принцип консенсуса; принцип коллективного принятия решения; принцип целевой гармонизации; принцип горизонтальных связей; принцип автономизации управления; принцип постоянного обновления (Конаржевский, 2000).

Функции менеджера, обеспечивающего образовательный процесс школы или вуза, состоят в том, чтобы: 1) определить и найти нуждающихся в обучении (в большинстве стран с рыночной экономикой нет закона об обязательном образовании); 2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, владеющих высокопрофессиональным опытом; 3) сконцентрировать в одном месте (университетах, школах, аудиториях, классах) субъектов учения и обучения; 4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами; 5) стимулировать, контролировать и корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества; 6) получить ресурсы, распределить их на оплату труда и развитие производства.

Главные задачи педагогического менеджмента следующие: постановка целей и задач; планирование процесса; ресурсное обеспечение процесса; обеспечение высокой мотивации участников; контроль и координация процесса; анализ результатов.

Своеобразие сферы педагогического менеджмента обусловлено характером и природой образовательной деятельности. Обучением и воспитанием создается весьма своеобразный продукт, не похожий на продукты других производств и сфер деятельности. Продукт школы - человек, потому «педагогическое производство» отличает-

ся многими особенностями, а менеджмент в педагогических системах имеет определенную специфику. Менеджмент в сфере образования и воспитания имеет ряд следующих особенностей:

Непосредственное и личностно включенное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса;

Необходимость дифференциации и индивидуализации образовательных услуг;

Желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;

Зависимость функционирования организации от поведения потребителей;

Проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;

Сложность определения параметров качества;

Необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;

Сложность определения эффективности работы персонала;

Наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход процесса.

Очевидно, что ведущая роль в педагогическом менеджменте как повседневной

практике отводится руководителю образовательного учреждения, а именно той философии и мотивации руководства, на основе которой он организует свою деятельность. Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен быть лидером в своей организации. Обращаясь к сложившемуся опыту управления образовательными учреждениями, можно выделить пять типов лидерства, необходимых руководителю образовательного учреждения, для того чтобы его организация считалась успешной.

Техническое лидерство: руководитель успешен и признан в планировании, организации, координации, составлении бюджета, учебного расписания. Хорошо разбирается в хозяйственных проблемах школы.

Человеческое лидерство: руководитель хорошо контактирует с людьми, может оказывать поддержку и управлять конфликтами. Оказывает влияние на формирование моральных устоев и нравственных ценностей, способствует развитию творчества. Использует тактику совместного принятия решений.

Образовательное лидерство предполагает успешность руководителя в диагностике проблем школы и учителей, оказании помощи в оценке учителей (как педагогов и как предметников). Образовательный лидер успешен в составлении учебного плана и в структурировании программы обучения. Он может участвовать в подготовке учителей школы.

Символическое лидерство: руководитель становится символом образовательного учреждения, т. е. школу (или лицей, колледж, вуз) многие знают не по названию, а по фамилии руководителя. Он председательствует на церемониях и собраниях, знает по имени сотрудников и учеников, посещает занятия и делает обходы школы. Педагогический коллектив и обучающиеся сразу понимают, что ценит их руководитель, что дает им чувство уверенности и целенаправленности в своих действиях. Они ощущают свою вовлеченность в дела школы, и их заинтересованность возрастает.

Культурное лидерство: руководитель в такой школе - это своего рода «верховный жрец», он является главным носителем и хранителем культуры школы, ее традиций и символов. Он поддерживает климат, основополагающие идеи и общие задачи, следит за передачей традиций и культуры новичкам. Люди начинают верить в школу как в идеологическую систему, понимают, что они члены сильной культуры, и это придает им чувство собственной значимости и ощущение важности их работы, что служит для них прекрасным стимулом.

Для успешного обеспечения целостного образовательного процесса руководитель должен умело сочетать в себе и своей работе различные типы лидерства, нести опыт разностороннего построения образовательной действительности как среды полноценного формирования личности обучаемых и дееспособного труда педагогического коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беспалько, В. П. (1989) Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика. 192 с.

Конаржевский, Ю. А. (2000) Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск». 222 с.

Мескон, М. Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. (1997) Основы менеджмента: пер. с англ. М. : Дело. 704 с.

Симонов, В. П. (2009) Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учеб. пособие. М. : Высшее образование; Юрайт-Издат. 357 с.

Ситаров, В. А., Смирнов, А. И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М. ; Вологда: Полиграфист. 192 с.

Дата поступления: 20.06.2014 г.

PEDAGOGICAL MANAGEMENT AS A THEORY AND PRACTICE OF SUPERVISING

THE EDUCATIONAL PROCESS V. A. Sitarov (Moscow University for the Humanities)

The article studies the concept of pedagogical management, the point of which is to improve managerial culture in education.

In terms of managing educational systems, pedagogical management is the field of study which addresses the issues of management organization at teaching institutions.

Pedagogical management includes supervising the work of the faculty, individual educators’ and students’ activity. The main tasks of pedagogical management include setting goals, planning, supervising and coordinating processes, providing resources, ensuring high motivation, and analyzing the outcomes.

Management in education has its specifics, such as direct and personal involvement of all participants of the teaching process, the need for differentiation and individualization of teaching services, the dependence of the institution on consumer behavior, the difficulty of defining the parameters of education quality, and the demand for perfect consumer interaction skills.

The article also defines the role of the leader at a teaching institution, and states other skills (technical, human, educational, symbolic, cultural, etc.) leaders need to make the institution successful. To make the educational process comprehensive, the manager should combine different types of leadership, have experience of constructing a multifaceted educational environment, which provides ample conditions for students’ personality development and faculty’s capabilities.

Современная Россия – страна с рыночной экономикой, а, как известно, в рыночной экономике система образования включается в сферу социальных услуг. Конечно, государство заботится о воспитании и образовании своих граждан, поддерживает его законодательно и экономически, укрепляет и всемерно развивает, но образовательно-воспитательная система, как и любая другая, функционирует но рыночным законам. Школы, вузы больше не являются только государственными учреждениями, какими они были раньше. В рыночной экономике система образования производит и распространяет образовательные (воспитательные) услуги, которые предоставляются учебно-воспитательными заведениями всех форм собственности. Цель рыночной деятельности современных школ, их главная рыночная функция – удовлетворять разнообразные запросы потребителей. Это новое в нашей жизни явление нужно отчетливо себе представлять, приступая к рассмотрению вопросов педагогического менеджмента.

Основная цель любого производства, присутствующего на рынке со своей продукцией (товарами или услугами), – извлечение прибыли. Услуги, в том числе и педагогические, имеют вполне реальную и, кстати, очень высокую рыночную стоимость. Их оплачивают физические лица (потребители), корпоративные заказчики (фирмы, производства и т.д.), государство. Когда говорят о бесплатном образовании, то имеют в виду лишь тот факт, что конкретный гражданин не вынимает из кармана собственные деньги, расплачиваясь за предоставленную услугу: за него это делает государство. Чем богаче государство, чем больше оно заботиться о своем будущем, тем больше денег вкладывает в воспитание и образование своих граждан. Интеллект – главное богатство любой страны. Нефть, лес и руда, конечно, важны, но без силы ума они ничего не значат. Интеллектуальные общества в избытке способны иметь все необходимое даже при самых скудных природных запасах, как, например, Япония. Нищенствуют богатые природными ресурсами государства, растерявшие свою интеллектуальную элиту.

Как управляется образование в рыночной экономике? Каковы задачи, содержание, функции педагогического менеджмента? Разобраться в этих вопросах весьма непросто, ведь законы рыночного мира постигаются путем проб и ошибок.

Характерное для рыночного словаря понятие "менеджмент", которое в педагогике начали использовать совсем недавно, многозначно. Менеджмент (от англ, to manage – управлять) – это:

  • умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
  • функция, вид деятельности, содержание которой составляет руководство подчиненным в пределах организации;
  • область знаний, которая помогает осуществлять функцию управления;
  • способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки.

В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Менеджмент – это управление (планирование, регулирование, контроль, руководство, организация) педагогическим производством. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей. Педагогический менеджмент – "это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности" .

Этих определений вполне достаточно, чтобы сознательно подойти к анализу вопросов управления в образовательных и воспитательных системах, а в том, что они нуждаются в управлении, сомнений нет. Выше мы рассмотрели зависимость эффективности (продуктивности) дидактического и воспитательного процессов от качества управления и вышли на фиксацию закономерной связи: чем выше качество управления, тем выше продуктивность процесса. Следовательно, совершенствуя управление во всех областях и по всем направлениям педагогической системы, мы повышаем уровень ее функционирования и в конечном счете обеспечиваем прирост продуктивности.

Менеджмент в сфере услуг, в том числе педагогических, имеет ряд отличий от производственной сферы. Среди главных особенностей сферы услуг выделяют:

  • 1) высокий уровень взаимодействия с клиентами – персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей;
  • 2) необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг – выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов;
  • 3) желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;
  • 4) низкие барьеры поступления;
  • 5) определение мощности производства по пиковым опросам;
  • 6) зависимость функционирования от поведения потребителей;
  • 7) проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;
  • 8) сложность определения параметров качества;
  • 9) необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;
  • 10) сложность определения эффективности работы персонала;
  • 11) наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов. Каждый элемент (компонент) педагогической системы представляет собой весьма сложное образование и также может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, педагогическая действительность представляет собой множество иерархически связанных между собой по вертикали и горизонтали систем, которые могут быть выделены по разным критериям и направлениям. Ту часть системы, которую хотят исследовать досконально, выделяют и рассматривают как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, происходящих в ней.

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления. Каждой системе соответствует свой уровень менеджмента: чем больше система, тем выше уровень управления. По вертикали (подчинению), например, выделяют следующие системы и соответствующие им уровни управления:

  • государственная система образования и воспитания в целом – уровень государственного менеджмента;
  • региональные образовательно-воспитательные системы – уровень регионального менеджмента;
  • областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений – областной, районный уровень менеджмента;
  • учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента;
  • подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий им уровень менеджмента.

По горизонтали также можно выделить многие структурные части (направления), требующие квалифицированного управления, например:

  • учебные занятия;
  • самостоятельная (внеаудиторная) работа;
  • профессионализм преподавателя и т.д.

Отдельно выделим управление педагогическими проектами – относительно обособленными направлениями (частями) деятельности, которые выполняются с определенной целью. На уровне школы или вуза ими могут быть, например:

  • научные исследования преподавателей;
  • научные исследования студентов;
  • учебные занятия;
  • всевозможные воспитательные дела;
  • издательские проекты;
  • строительные проекты;
  • обмены студентами, преподавателями;
  • экзаменационные сессии;
  • проведение каникул;
  • развлекательные мероприятия и т.д.

Для управления подобными проектами сегодня все чаще назначаются специально подготовленные менеджеры, которые ведут проект от начала до конца. Должность проект-менеджера становится востребованной и в учебно-воспитательной сфере.

Известно два основных подхода к управлению педагогическими системами – системный (или научный ) и ситуационный (или ручной). При системном подходе учитывается вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, ориентированные на достижение цели в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, а наиболее эффективным признается метод, который максимально отвечает возникшей ситуации. Из этого следует, что в менеджменте присутствует значительная доля творчества, искусства руководителя.

В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. В педагогической системе такую роль выполняет коммуникационный компонент: даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. В числе других постоянных компонентов педагогических систем выделим:

  • цели (смысл) функционирования системы. Главная цель, как известно, – формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;
  • содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет присутствовать в процессе для достижения целевой функции;
  • организацию (формы и методы) процесса. Этот компонент объединяет все, относящееся к функционированию системы (протеканию процессов);
  • побуждение (мотивацию) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;
  • продукты (результаты) функционирования системы, и прежде всего контроль их количества и качества.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента заключается в том, чтобы связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта.

Содержание и функции менеджмента на уровне учебно- воспитательного заведения

От общих положений перейдем к конкретным примерам и попытаемся отчетливо представить себе содержание и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях. На рынке они продают образовательные услуги. В этих учреждениях, так же как и везде, где предоставляются услуги, потребитель желает получить именно то, что ему необходимо. Например, в вузе он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к ценностям культуры и т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть качественной и желательно недорогой. Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоит в том, чтобы:

  • 1) найти потребителей услуг (в большинстве стран рыночной ориентации нет закона об обязательном образовании);
  • 2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, способных предоставить качественную услугу;
  • 3) свести в одном месте (в университете, школе, в аудитории, классе) потребителей услуг и исполнителей заказа;
  • 4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами;
  • 5) стимулировать, контролировать и своевременно корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;
  • 6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства.

Такова упрощенная модель функций менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза). Из нее нетрудно вывести главные задачи педагогического менеджмента:

  • постановка целей, задач;
  • планирование процесса;
  • ресурсное обеспечение процесса;
  • обеспечение высокой мотивации участников;
  • контроль и коррекция процесса;
  • анализ результатов.

Данный состав задач будет повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования имеют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыдущем цикле. Если этого не сделать, качество педагогических услуг улучшаться не будет.

Показатели эффективности деятельности менеджера везде и всюду одинаковы: выполнение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно- технического и социального прогресса.

  • Симонов В. П. Педагогический менеджмент. М., 1997. С. 3.

Российская система образования — сфера, в которой активно внедряются различные инновационные концепции. В числе таковых — педагогический менеджмент. Может показаться, что это явление совместимо, главным образом, со сферой бизнеса или политикой. Однако его возможно внедрять и в педагогическую практику. Каким образом? Каковы наиболее примечательные характеристики данной концепции?

Понятие педагогического менеджмента

Что такое педагогический менеджмент в образовании? Данный термин, очевидно, обозначает некие процессы, связанные с управлением. Традиционно под менеджментом принято понимать активность, осуществляемую в бизнесе или, к примеру, в политике. Но в последнее время в России начинает набирать популярность менеджмент в образовании.

Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Данная характеристика актуальна также и для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в данном случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются учебные программы. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача менеджмента соответствующего типа — совершенствование учебного процесса, повышение его эффективности, оптимизация с точки зрения трудовых и финансовых затрат деятельности учебного заведения в корреляции с требуемыми результатами.

Национальная специфика

Менеджмент в образовании может характеризоваться национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США он связан с наделением преподавателей школ значительным объемом полномочий, позволяющим планировать и оптимизировать процесс обучения. В России, в свою очередь, работники общеобразовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях, - обязаны в общем случае придерживаться программ, утверждаемых на региональном или даже федеральном уровне. Вследствие этого российский менеджмент в образовании становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, безусловно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может применяться — например, в части внеклассных занятий или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.

Системообразующие факторы педагогического менеджмента

Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых:

Специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности;

Цели управления;

Методы, задействуемые субъектами менеджмента;

Задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования;

Ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций;

Функции, характеризующие педагогический менеджмент;

Критерии качества управленческой активности.

Некоторые исследователи полагают, что к факторам педагогического менеджмента допустимо относить также результаты деятельности сотрудников школ, направленной на реализацию соответствующих управленческой активности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.

Системообразующие элементы

Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.

Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.

Цели управления

Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например в части закупки материалов, распределения рабочих часов.

Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего задействование инновационных методов педагогического менеджмента связано с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения.

Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.

Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.

Методы

Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, задействуемые его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:

Экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);

Административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);

Социально-психологические (предполагают задействование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).

Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.

Задачи

Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:

Сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;

Подготовить нужные кадры;

Получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;

Внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;

Проанализировать эффективность работы.

Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.

Принципы педагогического менеджмента

Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.

Рационализм

Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.

Социальная ориентированность

Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.

Стабильность

В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.

Последовательный подход к инновациям

В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное задействование во всех учебных программах школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.

Функции

Следующий важнейший элемент педагогического менеджмента — функции. Современные исследователи выделяют несколько таковых.

Прежде всего, это функция планирования. Она важна в части последовательного решения целей и задач, поставленных руководством школы или иного учебного заведения. Например, если цель внедрения соответствующих управленческих концепций — профессиональная переподготовка, менеджмент в образовании может быть задействован как инструмент составления алгоритма ее проведения, адаптированного к текущим учебным программам. То есть учителя, работающие в школе, могут ходить на необходимые занятия по переподготовке, в то время как их всегда кто-то сможет заменить на основном рабочем месте.

Исключительно важна мотивирующая функция педагогического менеджмента. Она заключается в формировании у учеников повышенного интереса к обучению. На практике это может выражаться, к примеру, во внедрении инновационных концепций. В числе тех, что требуют задействования широкого спектра инструментов, которые содержит в себе менеджмент в образовании — дистанционное обучение. Как мы отметили выше, соответствующий формат реализации учебных программ должен внедряться в школьную практику постепенно, с тем, чтобы эффективность его применения была устойчивой. Педагогический менеджмент в дистанционном обучении может быть полезен также и с целью адаптации учеников к новшествам учебного процесса с точки зрения их дисциплины. Рассматриваемый формат прохождения образовательных программ может предполагать нахождение учащихся не в классе, а у себя дома или, например, на территории другого учебного заведения, вследствие чего восприятие детьми учебного процесса может быть несколько иным, чем в случае, когда они осваивают материал в классе.

Другая значимая функция педагогического менеджмента — контролирующая. Ее сущность - в осуществлении субъектом управления, мониторинга активности объектов, как в процессе внедрения тех или иных решений, так и с целью проверки их исполнения по факту соответствующей модернизации учебного процесса.

Критерии качества менеджмента

Следующий элемент педагогического менеджмента — критерии качества соответствующих активностей. Исследователи приводят следующий их перечень:

Практическая эффективность, прослеживаемая на примере конкретных цифр (экономия бюджета, улучшение среднего балла успеваемости);

Уровень положительного социального восприятия внедряемых концепций (в среде субъектов и объектов педагогического менеджмента);

Наличие косвенных показателей улучшения качества образовательного процесса (например, больший процент выпускников школы, поступивших в престижные вузы).

Как мы отметили выше, в числе возможных задач, при решении которых может задействоваться менеджмент в образовании — переподготовка специалистов. В этом случае критерием эффективности соответствующих концепций может быть рост интереса к учителям, работающим в школе, со стороны других учебных заведений города.

Педагогический менеджмент как прикладная наука возникла на базе двух дисциплин – педагогики и менеджмента. Термин «педагогика» возник в Древней Греции. В переводе на русский язык он означает детовождение. Педагогами назывались наставники, воспи­тывающие детей аристократов. Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т.е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реа­лизуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие преподавателей и уча­щихся с целью передачи им социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Педагогика как гуманитарная наука представляет собой совокупность зна­ний, которые лежат в основе описания, анализа, прогнозирования, проектиро­вания и организации педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития, воспитания и подготовки человека к жизни в обществе.

Под менеджментом понимают научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений.

В современной научной литературе менеджмент рассматривается как:

Процесс постановки и достижения целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом с помощью эффективной организации работы членов предприятия;

Специальный вид управленческой деятельности, ориентированной на человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разных организациях;

Область знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Таким образом, в науке менеджмент рассматривается и в значении «вид деятельности», и в значении «область знания». В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации. В нем соединяются как бы два направления: коммерческо-экономическое, или организационно-техническое, и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, организацией коллектива для достижения конечной цели. Менеджер же является организатором профессиональной деятельности сотрудников организации.



Предметом менеджмента выступают управленческие процессы в организациях. Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление – целенаправленное воздействие на какую-либо социальную систему для ее упорядочения, сохранения, совершенствования и развития. Управление является одной из важнейших функций любой организованной системы, без которой эта система не может существовать – она неизбежно погибает. Социальное управление включает процессы сбора и анализа данных о функционировании, организации и деятельности коллектива, выработки и реализации решения, процессы контроля выполнения принятых решений и оценки результатов и мотивации труда сотрудников организации. Все эти процессы опираются на знания и практический опыт руководителей и реализуются с помощью мышления, памяти, восприятия, внимания, общения, речи, волевых усилий и т.д. Иными словами, управление представляет собой психический процесс взаимодействия руководителя и подчиненных по подготовке и реализации организационных решений. Конечной целью управления является оптимизация функционирования системы, получение возможно большего полезного эффекта при наименьших усилиях и затратах.

Основные этапы процесса управления: сбор и обработка информации; ее анализ, диагноз состояния объекта управления, прогноз его дальнейшего изменения (развития); установление цели; выработка решения, направленного на достижение цели; последовательная конкретизация общего решения в виде планирования, проектирования, программирования; выработка конкретных (частных) управленческих решений; организация деятельности для выполнения решений; контроль за этой деятельностью; сбор и обработка информации о результатах деятельности (далее цикл повторяется).



Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов и организационных форм управления системой образования и учебно-познавательным процессом, направленным на повышение их эффективности. Предметом педагогического менеджмента являются процессы, явления и проблемы, связанные с особенностями управленческой деятельности руководителей и преподавателей в образовательных учреждениях. Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента П. Друкер (119). Он считал, что современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, ориентированной на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей. Исходя из этого, П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

Сплачивать людей вокруг общих целей предприятия, чтобы создать коллектив;

Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять;

Ни на минуту не останавливать развитие людей;

Выстраивать производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности, поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, работающих на предприятии, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ;

Разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования предприятия.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическая академия»

Им. В.А. Дегтярёва

Кафедра Менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

по теме «Педагогическая деятельность менеджера»

Руководитель: Куликова Т.А.

Исполнитель: Калиганова Е.Е.

ст. гр. ЗМН(2)-110

Ковров 2010.

1. Введение. 3

2. Педагогический менеджмент.

2.1 Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента. 6

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента. 8

2.3. Функции педагогического менеджмента. 11

2.4. Принципы педагогического менеджмента. 14

2.5. Методы педагогического менеджмента. 15

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента 17

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента. 18

3. Заключение. 19

4. Список литературы. 20

Введение.

Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.

Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.

Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.

В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.

Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива.

Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.

Специальная структура личности руководителя включает 4 основные подструктуры:

· Профессиональную компетентность;

· Организаторские способности;

· Педагогические качества;

· Морально – этические.

Педагогические качества руководителя.

Существенными функциональными составляющими управленческой деятельности являются обучение и воспитание подчиненных. Эффективное выполнение этих функций предъявляет повышенные требования к педагогическим качествам руководителей. В литературе по психологии управления педагогические качества обычно не выделяют в отдельную подструктуру личности руководителя, а автоматически включаются в группу организаторских качеств.

Такое включение представляется недостаточно обоснованным. Нет сомнения, что организаторские способности и педагогические качества связаны между собой. Но, тем не менее, в деятельности руководителя производственного коллектива четко выделяются самостоятельные задачи по организации, обучению и воспитанию. Вполне могут сложиться такие ситуации, когда в рамках достаточно хорошо организованного производства плохо налажена воспитательная работа с подчиненными. Поэтому, идя от структурно - функциональной организации управленческой деятельности, в структуре личности руководителя необходимо выделить в специальную подструктуру педагогических качеств.

По мнению Н.В. Кузьминой, педагогические способности человека обнаруживаются в том, «насколько быстро он овладевает педагогическими навыками и умением, как он анализирует и обобщает собственную деятельность, ее достоинства и недостатки и как он умеет перестраивать ее в соответствии с целями, которые перед ним стоят». Структура педагогических способностей соответствует структуре педагогической деятельности. В педагогической науке выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные, и гностические компоненты педагогической деятельности и способностей. От их формирования и развития будет зависеть успешность руководства производственным коллективом.

2.1. Сущность и характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента.

Поиск новой философии социального управления, обусловленный происходящими в нашей стране изменениями экономических отношений, государственно-политического устройства, общественного сознания, ценностей и ориентаций, осуществляется как через переосмысление и переоценку своего управленческого опыта, так и через изучение, анализ, оценку и адаптацию к нашим условиям мирового управленческого опыта. Этот мировой опыт управления на уровне организации (завода, фирмы, компании, объединения, школы и др.) выражается в общем понятии «менеджмент».

В книге М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей», как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях» и как «область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию». Таким образом, слово менеджмент, переводимое с английского как «управление», рассматривается в значении вида деятельности, и в значении области знания. Кроме того в многочисленных источниках менеджмент рассматривается не только как наука (область знаний) управления, но и как искусство управления, основывающееся на здравом смысле и интуиции менеджера (управления), проявляющееся в нестандартности и оригинальности его решений, быстрой реакции и импровизации действий.

Педагогический менеджмент как деятельностная (в первую очередь) и суммативная система одновременно имеет свою структуру и системообразующие факторы, которые можно условно представить в следующем виде.

1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.

2. Цели педагогического менеджмента.

3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса.

4. Принципы педагогического менеджмента.

4.1. Общие принципы управления.

4.2. Принципы научной организации педагогического и управленческого труда.

4.3. Принципы аналитической деятельности менеджера образовательного процесса.

5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента.

6. Методы управления (методы педагогического менеджмента).

7. Результат деятельности субъектов менеджмента.

7.1. Эффективность как характеристика процесса совместной деятельности преподавателя и учащихся.

7.2. Качество как характеристика конечного результата.

Педагогический менеджмент как деятельностная система включает в себя следующие структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы:

· цель деятельности (планируемый, ожидаемый результат);

· субъект деятельности (директор, его заместители, преподаватели, учащиеся, студенты и т.п.);

· объект деятельности (он же второй субъект) – исполнитель распоряжений руководителя (учащийся, студент, преподаватель, заместитель директора и т.д.);

· способы деятельности (методы и стиль взаимодействия преподавателя с учащимися, руководителя с преподавателем и учащимися и т.д.).

2.2. Цели и задачи педагогического менеджмента.

Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Цель деятельности – планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель – модель результата).

Цель занятий (урока) реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т.п.).

Цель посещения занятий (урока) – вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке.

Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.И. Лейметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности.

На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания.

1. всестороннее развитие личности.

2. воспитание гражданина-патриота.

3. избежание крайностей коллективизма и индивидуализма.

4. устойчивое развитие общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы.

5. быстрая адаптация личности к реальным условиям конкретного социума.

Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров – сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков. В данном случае в задачи руководителя входят:

1. подбор кадров, их начальная оценка и расстановка;

2. подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение квалификации, организация непрерывного образования;

3. оценка персонала, которая предполагает:

а) текущую оценку работников и результатов их деятельности,

б) периодическую аттестацию руководителей, специалистов и служащих;

4. расстановка кадров, предполагающая:

а) распределение работников по рабочим местам,

б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров,

в) ориентационно-методическое обеспечение выборов и конкурсов на замещение должностей руководителей и специалистов;

5. совершенствование структуры коллектива и повышение его устойчивости, включающее:

а) изучение потребностей и интересов различных учителей и динамики изменений структуры коллектива,

б) изучение причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины, совершенствование социально-педагогического климата коллектива.

Основные задачи педагогического менеджмента :

1. отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом;

2. предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени;

3. определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени;

4. устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями);

5. определяют количество необходимой информации и ее основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности);

6. определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей.

2.3. Функции педагогического менеджмента.

Важным понятием педагогического менеджмента является понятие о его функциях, которые отражают основное содержание управленческой деятельности, а точнее – законченный цикл определенных действий в сумме и составляющих управленческую деятельность в целом. Другими словами, функция – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Исходя из теории менеджмента и анализа практики управления средними учебными заведениями можно выделить следующие основные функции педагогического менеджмента.

Функция планирования, или принятия решения (распоряжения, приказы, рекомендации, планы, решения совета, решения педсовета и т.п.). Планирование учебно-воспитательного процесса – первый основной компонент (функция) педагогического менеджмента, реализуемый через определение основных видов деятельности и мероприятий с указанием конкретных исполнителей, сроков исполнения с учетом имеющегося в распоряжении данного субъекта фактического бюджета времени. Несомненно, что всякое управленческое воздействие является итогом определенного управленческого решения, принятого менеджером конкретного уровня управления. При этом управленческое решение должно удовлетворять целому ряду требований. Анализ теории менеджмента и изучение практики показывает, что решение должно:

· иметь целевую направленность, т.е. полностью соответствовать цели педагогического менеджмента;

· быть обоснованным, адресным (кто будет претворять его в жизнь и нести ответственность за его эффективную реализацию) и правомочным;

· быть непротиворечивым, т.е. отражать единство и согласованность с общей системой принимаемых управленческих решений;

· отвечать условию конкретности по времени его реализации и предусматривать критерии эффективности его реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и времени;

· быть актуальным и современным;

· быть полным, кратко и четко изложенным.

Функция организации выполнения принятых решений и планов включает в себя:

· доведение принятого решения (плана) до исполнителя;

· материально-техническое обеспечение возможности выполнения данного решения (плана);

· согласование данного решения (плана) с установками и потребностями личности исполнителя (второго субъекта менеджмента).

Организация выполнения принятых решений и планов – второй базовый компонент (вторая функция) педагогического менеджмента, основой которой являются принципы научной организации труда (НОТ).

Функция мотивации. Члены организации должны выполнять свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации, порой да же не осознавая этого.

Функция предварительного, текущего, отсроченного и итогового контроля. Предварительный контроль предполагает проверку планов, остальные виды контроля – координирование деятельности исполнителей на основе информации, полученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и оценку ее эффективности на основании результатов этого контроля.

Исходя из функций педагогического менеджмента могут иметь место различные уровни или роли, управления, а именно:

1) роль главного руководителя, предполагающая участие в мероприятиях, когда к этому обязывает положение;

2) роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных, подбор и расстановку кадров;

3) роль связующего звена. Предполагает осуществление переписки, участие в совещаниях на стороне, т.е. заключается в установлении внешних контактов с организациями и частными лицами;

4) приемник информации. Суть работы состоит в поиске и получении необходимой информации. При этом менеджер обрабатывает всю почту, осуществляет контакты в целях получения информации;

5) распространитель информации. Менеджер передает информацию, полученную из внешних источников, членам своей организации, организует рассылку почты по организациям с целью распространения информации;

6) предприниматель. В данной роли менеджер разрабатывает и запускает «проекты к совершенствованию», приносящие изменения;

7) устраняющий нарушения. Менеджер осуществляет корректировочные действия в случаях, когда в организации назревает кризис и возникают проблемы;

8) распределитель ресурсов. Роль подразумевает ответственность за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений;

9) ведущий переговоры. Менеджер является ответственным за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

2.4. Принципы педагогического менеджмента.

Принципы педагогического менеджмента – основные правила поведения субъекта менеджмента при взаимодействии его с управляемыми субъектами (объектами). К ним относятся принципы гуманизации и оптимальности .

Принципы аналитической деятельности субъекта менеджмента – основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности.

Важнейшим принципом педагогического менеджмента является принцип конкретного целеполагания или принцип целенаправленности , как основы планирования и контроля, т.е. основы содержания всей деятельности менеджера любого уровня управления. В целом принцип целенаправленности педагогического менеджмента отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности.

Принцип кооперации и разделения труда отражает важнейшее требование к управленческой деятельности менеджера любого уровня. Недопустимо стремление руководителя все сделать самому: составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать и координировать деятельность всех исполнителей.

Четкая реализация основных идей педагогического менеджмента на практике невозможна без реализации принципа функционального подхода . Претворение в жизнь этого принципа является так же условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе постоянного обновления, уточнения и конкретизации функций исполнителей.

Принцип комплексности предполагает сочетание целевого, функционального и линейного управления. Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных субъект-субъектных управленческих воздействий, и данный принцип составляет его суть.

2.5. Методы педагогического менеджмента.

Разработка научных основ педагогического менеджмента актуализирует вопрос методов управления, которые выступают в качестве способов достижения поставленных целей педагогического менеджмента и реализации основных его функций. Существует четыре группы методов педагогического менеджмента:

·первая группа – экономические методы, или методы экономического стимулирования;

·вторая группа – организационно-распорядительские, или административные методы;

·третья группа – методы психолого-педагогического воздействия;

·четвертая группа – методы общественного воздействия.

В зависимости от задач кадровой работы эти методы можно систематизировать следующим образом (табл. 1.1.)

Таблица 1.1.

Применение методов психолого-педагогического воздействия в зависимости от задач кадровой работы.

Задача кадровой работы Объект исследования Метод исследования
Подбор кадров 1. Направленность личности 1.Беседа, наблюдение, тесты, библиографический метод
2. Уровень развития общих и специальных способностей 2.Тесты общих и специальных способностей
3. Индивидуально-психологические и личностные особенности педагогов 3. Личностные тесты
Подготовка кадров 1. Профессионально необходимые знания, умения, навыки 1. Экспертные оценки, опросы, беседы
2. Эффективность методов психолого-педагогического воздействия на обучаемых 2. Анализ конкретных ситуаций, деловые игры, социально-психологический тренинг
3. Эффективность форм профессионального обучения 3. Различные психолого-педагогические методы
Оценка и расстановка кадров 1. Соответствие работника выполняемой работе 1. Опросники, тесты, анкеты
2. Возможность дальнейшего использования работника 2. Групповая оценка личности (ГОЛ)
3. Результаты трудовой деятельности 3. Наблюдение, беседа, анализ результатов трудовой деятельности
4. Место педагога в системе внутриколлективных отношений 4. Социометрия
Рациональное использование кадров 1. Причины текучести и нарушений трудовой дисциплины 1. Социометрия и референтометрия, тесты межличностных отношений
2. Состояние социально-психологического климата коллектива 2. Опросники, анкеты, тесты
3. Эффективность кадровой работы 3. Анализ документов, исследование стиля руководства, наблюдение

Методы педагогического менеджмента необходимо систематизировать по уровням управленческой деятельности. Можно выделить три таких уровня:

1. личностный (индивидуальный) – микроуровень, на котором решаются задачи соответствия работника конкретному рабочему месту;

2. групповой (социально-психологический) – мезоуровень, в рамках которого производится оптимальная расстановка работников в коллективе;

3. социологический – макроуровень, на котором формируются социальные механизмы создания «элитных групп» управления (руководящих работников различного уровня).

2.6. Факторы, определяющие эффективность педагогического менеджмента.

Основой эффективности организации управления педагогическими системами являются предупреждение и преодоление элементов формализма в образовательном процессе в средних учебных заведениях. Основные базовые понятия этой сферы педагогического менеджмента.

Формализм в педагогическом менеджменте – предпочтение бумаготворчества живому делу, нарушение системного, комплексного подхода к вопросам планирования, организации, наблюдения, анализа и оценки эффективности деятельности исполнителей.

Формализм в обучении – стремление фетишировать механическое, бездумное запоминание правил, законов, определений в ущерб их пониманию и осознанному применению на практике.

Формализм в воспитании – предпочтение словесной методики в воспитании (а не наглядной и практической), массовых форм работы (а не индивидуального подхода), отдельных направлений в воспитании (а не комплексного подхода), подавление инициативы и самостоятельности воспитанников (директивное воспитание).

Формализм в планировании образовательного процесса большое количество плановых мероприятий без учета фактического учета времени, реальных возможностей исполнителей, актуальности и целесообразности планируемых мероприятий.

Формализм в организации учебно-познавательной деятельности учащихся заключается прежде всего в игнорировании принципа связи обучения и воспитания с жизнью, психолого-физиологических требований к организации умственного труда.

Формализм при контроле за образовательным процессом – стремление поставить форму над содержанием деятельности, одноразовые количественные показатели – над качественными, устаревшие нормы и инструкции – над реальными и целесообразными действиями проверяемых.

2.7. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.

Результат образовательной деятельности субъектов менеджмента – чрезвычайно важная и сложная составляющая базовых понятий теории, методики и практики педагогического менеджмента. Она включает в себя целый ряд весьма актуальных понятий и определений.

Качество знаний учащихся – прочность, глубина и системность этих знаний и их осознанное применение на практике.

Степень обученности учащегося – уровень последовательных показателей усвоения материала учащимся в процессе обучения.

В целом успешное достижение целей и задач руководителя педагогического менеджмента предопределяется рядом важных факторов. Их можно разделить на четыре группы:

1) личностный фактор руководителя (степень его подготовленности и профессионализма, его целевые установки, ценностные ориентации и потребности);

2) морально-психологический климат в системе субъективных отношений (степень взаимодействия и степень заинтересованности в обучении);

3) временные характеристики как фактор рационализации и научной организации образовательного процесса;

4) пространственные характеристики как фактор эффективной деятельности взаимодействующих субъектов, в которых протекает деятельность.

Заключение.

Для профессиональной деятельности менеджера в сфере преподавания имеют значение следующие важнейшие аспекты:

· научная квалификация;

· педагогические способности;

· опыт практического руководства коллективами людей.

Следует отметить, что для успешного преподавания желательно наличие всех трех аспектов подготовки, однако решающее значение имеют научная квалификация и педагогические способности. Исторический опыт показывает, что ведущие профессора высших учебных заведений, как правило, являются лидерами научных исследований в области управления. Профессия преподавателя менеджмента имеет свои особенности по сравнению с профессиями практического руководителя (менеджера-практика) и научного работника, специализирующегося в области управления (менеджера-ученого). Эти особенности проистекают их того, что преподаватель менеджмента должен не только располагать знаниями в области управления, но и уметь передать эти знания своим студентам (слушателям), привить им практические навыки и умения в области управления организацией. В этой связи многие профессиональные знания, навыки и умения преподавателя менеджмента отвечают требованиям, предъявляемым к профессии преподавателя.

Список литературы

1. Карпов А.В.

Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 584с.: ил.

2. Авдулова Т.П.

Психология менеджмента: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

3. Пряжников Н.С.

Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 368с.

4. Гончаров М.А.

Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А.Гончаров. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008-480с.