Классификация социальных групп. Классификация больших социальных групп Понятие группы в социальной психологии классификация групп

В

Андреева Галина Михайловна (род. 13 июня 1924 г.) - доктор философских наук, профессор, создала и заведовала кафедрой социальной психологии МГУ до 1989. В 1980 г. Г.М.Андреевой был написан первый в России учебник по социальной психологии. Область научных интересов перемещалась от философии и социологии к проблемам социальной перцепции, когнитивной социальной психологии. Г.М.Андреевой была предложена теоретическая схема системного исследования этой области. Автором опубликовано более 160 работ. В том числе: Лекции по методике конкретного социального исследования (1972); Современная социальная психология за рубежом (в соавт.). (1978); Социальная психология. Учебник для университетов (1980, 1988,1994,1996,1997); Актуальные проблемы социальной психологии (1988); Психология социального познания (1997).

первые подход к разделению групп на виды, был предложен американским социологом Ч.Кули в началеXX века. Он предлагал подразделять группы на первичные , где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью, и вторичные, где контакты формальны, и обусловлены организационными отношениями. Принадлежность к первичным группам является ценностью для ее членов. Во вторичные группы люди вступают в стремлении получить те, или иные экономические, социальные, политические выгоды.

Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г.М.Андреевой. Он представлен в следующей схеме:

Условные Реальные

Лабораторные Естественные

Большие Малые

Большие Малые

Стихийные Устойчивые

Становящиеся Развитые

Социальная психология изучает реальные группы. Среди них выделяют лабораторные группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях и естественные, которые существуют в действительности. Другие разновидности групп, представленных в схеме мы рассмотрим далее.

Главными основаниями для классификации социальных групп в являются: способ возникновения, форма осуществления совместной деятельности, длительность существования группы, количество и характер взаимосвязи ее участников (А.И.Донцов).

В отечественной социальной психологии используют и классификацию, предложенную А.И.Донцовым. Данная классификация, по мнению автора, необходима для упорядоченного описания реальных социальных групп.

Социальные группы делятся:

    По непосредственности взаимодействия и взаимоотношений на:

первичные и вторичные.

    По способу образования, структуре на:

неофициальные (спонтанно возникшие, естественные) и формальные (официальные).

Формальные группы создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями. Неформальная группа создается на основании стремления людей стать ее участниками.

    По длительности существования на: временные и постоянные.

    По степени регламентации групповой жизни и деятельности на:

оганизованные и неорганизованные.

    По проницаемости границ на: открытые и закрытые.

    По личностной значимости для участников на: референтные группы

и группы членства.

Референтной называют значимую для индивида группы, в соответствии с которой он оценивает свое поведение или ситуацию. Группой членства принято называть группу, к которой реально принадлежит человек.

    По уровню развития на:

Группа малая социальная - ограниченная совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей.

становящиеся (вновь созданные, "диффузные" группы) и развитые (коллективы).

Становящимися являются те группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности. Развитыми называют уже сложившиеся группы, с высоким уровнем развития.

    По числу участников на: малые и большие.

Но в отечественной психологической традиции большие и малые группы выделяются не только исходя из численности их участников.

М

Группы большие социальные - это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

алой социальной группой называют ограниченную совокупность непосредственно "здесь и сейчас" взаимодействующих людей. Эти группы существуют в реальности, их можно увидеть непосредственно в действительности, сосчитать количество, входящих в нее людей. Для малой группы всегда можно выделить: конкретную цель и время существования, а также размер .

Примером малой группы может являться, например, студенческая группа, спортивная команда, сотрудники отдела той или иной организации и т.д.

Под большими социальными

группами понимают значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Обычно их объединяют признаки не психологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою (экономическому положению), нахождение в определенном месте в конкретный час.

Понятие малой группы

В первую очередь для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные (см. рис. 4.1.). Условные – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях (напр., учащиеся 9-ых классов РФ, замужние женщины города Челябинска и т.д.).

Основное внимание социальная психология сосредоточивает на реальных группах, т.е. таких, которые существуют в реальной действительности. Реальные, в свою очередь, делятся на лабораторные и естественные. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Такая группа существует только во время проведения эксперимента.

Реальные естественные группы складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора, возникают и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

Рис. 4.1. Классификация групп в социальной психологии

Естественные группы подразделяются на большие и малые . Малые группы на всем протяжении развития социальной психологии являлись объектом для изучения. Большие группы представлены в социальной психологии неравноценно: одни изучаются давно (главным образом это неорганизованные, стихийно возникающие группы: толпа, масса, публика, аудитория), другие – организованные, длительно существующие группы (классы, нации) стали объектом исследования сравнительно недавно.



Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева)

Французские социальные психологи Д.Анзье и Ж.Мартен полагают, что группа характеризуется:

1. Ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них.

2. Совместным активным достижением относительно постоянной общей цели.

3. Эмоциональными взаимоотношениями.

4. Сильной взаимозависимостью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства.

5. Дифференциацией ролей между членами группы.

6. Выработкой общих норм и специфической групповой культуры.

Выдвигается несколько принципов классификации малых групп по различающимся между собой основаниям, основанным на дихотомическом принципе:

– становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся, напр., коллективы, команды;

– организованные (формальные, напр., студенческая группа, трудовой коллектив) и спонтанные (неформальные, напр, группа друзей);

– открытые и закрытые (по степени открытости для вновь вступающих в группу);

– стационарные и временные группы (исходя из фактора продолжительности существования);

– группы членства и референтные группы (по степени значимости группы для индивида). Группа членства – это место реального пребывания человека, а референтная группа – это группа, на которую он ориентируется в своем поведении, т.е. это эталонная группа, представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном (напр., той или иной вид молодежной субкультуры для подростка).

Социальных психологов в первую очередь интересует вопрос, за счет каких механизмов происходит изменение поведения человека, включенного в групповые процессы. Рассмотрим некоторые из них:

ü Социальная фасилитация.

Эффект социальной фасилитации был открыт Норманом Триплеттом в 1897 году. Это усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

В 20-х годах XX века эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Вместе с тем, эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта, при решении сложных примеров на умножение, при выполнении новых, непривычных действий.

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

– социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;

– боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;

– отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.

ü Огруппление мышления.

При принятии решений в группах отмечается определенная тенденция: подавлять инакомыслие в интересах единства группы - огруппленное мышление (groupthink). Как правило, это случается со сплоченными группами, члены которой связаны узами взаимной симпатии, особенно если группа изолирована от инакомыслящих и ею руководит авторитарный лидер, который дает понять, какое решение он (или она) мог бы приветствовать. При обсуждении проблемы критика мнения лидера либо подавляется, либо игнорируется, и группа принимает малооправданные решения.

К симптомам огруппленного мышления относятся:

– иллюзия неуязвимости: группы зачастую проявляют излишний оптимизм, а потому не могут увидеть признаки опасности;

– неподвергаемая сомнению вера в нравственность группы: члены группы настолько убеждены в собственной нравственности, что игнорируют этические аспекты обсуждаемых проблем;

– рационализация: члены группы недооценивают трудности и тратят больше времени на обоснование и оправдание своего решения, чем на размышления о других способах решения проблемы;

– стереотипные представления об оппонентах: в группе люди склонны считать своих противников либо слишком злонамеренными, чтобы с ними можно было вести переговоры, либо недостаточно сильными и умными для отпора.

– принуждение к конформизму: члены группы отвергают тех, кто выражает сомнения относительно представлений и планов группы, причем порой это делается не с помощью аргументов, а с помощью сарказма, направленного на конкретного человека, у большинства людей подобные насмешки отбивают всякую охоту возражать;

– «поглотители информации», т.е. наличие людей, сознательно защищающих группу от неприятных или неподходящих сведений;

– самоцензура: поскольку разногласия нередко становятся причиной дискомфорта, а в группе вроде бы существует консенсус, многие её члены отбрасывают свои сомнения или скрывают их.

– иллюзия единодушия. Самоцензура и давление конформизма создают иллюзию единодушия (рис. 4.2).

Рисунок 4.2. Огруппление мышления «Прошу всех, кто согласен

со мной, сказать «Да» (из книги Д. Майерса «Социальная психология»)

– быть беспристрастным, т.е. не становиться ни на чью сторону;

– поощрять критическую оценку, назначать «адвоката дьявола»;

– периодически дробить группу на подгруппы, затем вновь объединяться и обсуждать разные точки зрения;

– приветствовать критику со стороны тех, кто не входит в группу, и соратников;

– прежде чем приступить к реализации принятого решения, созвать совещание «последнего шанса» и вновь обсудить все остающиеся сомнения.

Структура малой группы

Структура – элементы и связи между ними. Элемент – член группы, его поведение, связанное с ролью. Связи – взаимодействия и взаимоотношения.

Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает систему официальных отношений . Роли здесь заданы отношениями власти и подчинения, предписаны на формальном уровне (директор, заведующий, староста). Другими словами, это официальные роли, по сути – должности. Поведение реализуется с учетом ожиданий общества и большой социальной группы (организации в целом).

Но в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Такие роли можно встретить в большинстве коллективов (критик, организатор, эрудит, генератор идей и др.) Связи между реализующими эти роли людьми образуют систему неофициальных деловых отношений . Распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей членов группы. Центральный элемент – деловой лидер, причем это не всегда назначенный руководитель. Поведение организуется с учетом ожиданий группы.

Наряду с упомянутыми системами в группе существуют отношения эмоционального типа . Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желания оказать поддержку и т.д. Центральным элементом выступает эмоциональный лидер, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе, являясь наиболее предпочитаемым участником различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Другие роли: нытик, весельчак, зануда, завистник, шут, опекающая мама и др. Поведение реализуется с учетом ожиданий конкретных людей группы.

Р. Шиндлер (1957 г.) выделяет 5 основных ролей, которые реализуются в любой группе (семья, класс, коллектив), при этом один человек может совмещать несколько ролей. Обратимся к таблице 4.1.

Таблица 4.1.

Групповые роли по Р. Шиндлеру


Окончание таблицы 4.1
Cимвол Роль Описание
Бета β эксперт имеет специальные знания, навыки и способности, которые нужны группе или которые группа уважает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно (он ставит вопросы, много рассуждает)
Гамма γ рядовой легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляет себя с лидером и поддерживают идею лидера. «Рабочие пчелки», «костяк» коллектива
Омега ω аутсайдер, отвергаемый самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных. Его роль – снятие эмоционального напряжения. Иногда он отождествляет себя с противником, чем провоцирует против себя группу
Ро ρ противник активно выступает против лидера. Являясь угрозой для лидера, он помогает развиваться ему и группе в целом

Групповая динамика

Малая группа – это не застывшее явление с раз и навсегда определенной структурой, она изменяется. Мы можем говорить не только о структуре, но и о динамике группы. Групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу. Это совокупность процессов, происходящих в группе при ее развитии (целеполагание, нормообразование, распределение ролей, развитие сплоченности, прохождение группой определенных стадий развития).

Анализ развития группы обычно происходит на основании пяти элементов, представленных на рисунке 4.1.

Рисунок 4.3. Элементы групповой динамики

Цели в группе делятся на личные и групповые. У членов группы личные цели могут преобладать над групповыми. В деятельности это маскируется разными способами – от агрессии до скрытого саботажа. Агрессия проявляется в тех случаях, когда члена группы заставляют делать то, что не соответствует его личным целям, но является целью группы, напр. компании. Так, у сотрудника может быть личная цель – материальное благополучие при минимальных усилиях на работе. Как только от него начинают требовать эффективной работы, он прибегает к разным способам ухода от этого: прибегать к сплетням, допускать ошибки в работе, подрывать сроки выполнения заданий, показывать бурную деятельность, не приводящую ни к какому результату и т.д. Результативность его отдела и компании в целом такого сотрудника мало интересует. Задача руководства – по возможности приводить в соответствие групповые и личные цели сотрудников.

Групповые нормы – это продукт социального взаимодействия. Они формируются либо внутри группы (нерегламентированные, стихийно возникающие), либо задаются извне (регламентированные, чаще всего закрепленные в документах, напр. нормы дресс-кода, регламент телефонного общения с клиентами).

Характеристика групповых норм:

1. Нормы группы - это совокупность правил и требований, «стандартов» поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками.

2. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно.

3. Группа не устанавливает нормы для каждой ситуации, они формируются, как правило, относительно значимых ситуаций.

4. Нормы различаются по степени принятия их в группе. Некоторые одобряются всеми, другие находят поддержку меньшинства, некоторые не одобряются вовсе.

5. Нормы различаются по степени и широте допускаемых отклонений и диапазону применяемых санкций. (санкция тоже, кстати, норма – это наказательная норма)

6. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.

7. Мерой интернализации участниками групповых норм может быть усилие, прилагаемое коллективом для их сохранения и защиты.

8. Соблюдение групповых норм – необходимый признак принадлежности человека к группе.

9. Часто нормы выполняют функцию не эффективности деятельности, а ее упорядочивания.

Групповые нормы, являясь продуктом жизнедеятельности малой группы, обеспечивают:

– эффективное существование малой группы, движение к общей цели;

– предсказуемость поведения, что порождает чувство безопасности в группе;

– стабильность существования группы;

– своеобразие, самобытность конкретной группы со своими традициями и правилами поведения.

Таким образом, групповые нормы обеспечивают соблюдение и поддержание внутренней однородности и целостности группы. Другим механизмом данного процесса выступает конформное поведение.

Конформность может быть определена как изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Экспериментальное исследование конформности впервые было проведено Соломоном Ашем в 1951 г. Эксперименты С. Аша и его последователей показывают, как и насколько социальные силы ограничивают наши мнения и убеждения, а также насколько силен в нас импульс к социальному конформизму. Известный социальный психолог Дэвид Майерс пишет на этот счет: «Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других, но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности так же, как все».

Относительно следующего элемента групповой динамики – структуры группы – следует отметить, что она проявляется одновременно на формальном и неформальном уровне отношений, причем неформальная структура складывается гораздо медленнее формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли.

В группах довольно часто наблюдается тенденция к образованию подгрупп. Подгруппы возникают согласно определенному принципу (возрастному, половому, интеллектуальному и пр.), влияя на деятельность группы в целом. Негативное воздействие оказывает «закрытость» подгрупп, их нежелание обсуждать со всеми частные проблемы, включать в совместную деятельность. Поэтому немаловажным механизмом групповой динамики выступает сплоченность.

Сплоченность – это результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней (Луи Фестингер). Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, взаимное тяготение индивидов друг к другу (эмоциональная сплоченность), потребность участия в группе (мотивационная сплоченность), единое согласованное понимание целей и ценностей группы и сотрудничество при решении общих задач (сплоченность как ценностно-ориентационное единство). Следствиями групповой сплоченности являются:

1) сохранение группового членства, снижение количества уходов из группы;

2) повышение влияния, оказываемого группой, на отдельных индивидов;

3) большее проявление конформного поведения;

4) возрастание участия каждого в жизни группы (человек больше вкладывается);

5) рост индивидуальной безопасности в группе и переживание чувства личной безопасности (усиление чувства личной безопасности, снижение тревожности, повышение самооценки, уверенности).

Фазы развития группы определяются прежде всего сменой преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным типом групповых интеракций.

Существует большое количество моделей группового развития: однофакторных, двухфакторных, частных, моделей коллективообразования, о чем можно подробнее прочитать в учебниках по социальной психологии. Мы рассмотрим этот вопрос на примере двухфакторной модели Б. Такмена и схеме образно-символического соответствия А.Н. Лутошкина.

Б. Такмен и другие ученые обнаружили интересный факт: жизнь группы протекает в 2-х плоскостях – инструментальной (деловой) и экспрессивной (эмоциональной). Группа в этих плоскостях функционирует неодинаково и неравномерно, что и служит толчком группового развития.

В сфере деловой активности Б. Такмен обозначает следующие стадии:

– ориентировка в задаче;

– противодействие (эмоциональный ответ на требования задачи, нарушение взаимодействия между членами группы, распределение ролей, порой конфликтное);

– открытый информационный обмен (группа определяет, кто является сильным ресурсом в исполнении задач – деловым лидером, а также, какой ресурс могут дать другие участники группы);

– конструктивное решение задач.

В сфере межличностной активности приводятся следующие стадии:

– проверка зависимости (ориентировка в характере, друг друге, поиск взаимоприемлемого поведения);

– внутренний конфликт (нарушение взаимодействия и отсутствие единства, распределение ролей, формирование подгрупп);

– развитие групповой сплоченности;

– функционально-ролевая соотнесенность (каждый член группы проявляет поведение в соответствии с групповой ролью, и его ролевое поведение работает на общую цель).

Развитие в этих сферах идет параллельно друг другу, но изменение в одной сфере вызывает изменение в другой.

Схема образно-символического соответствия группового развития А.Н. Лутошкина интересна, во-первых, метафоричностью описания стадий группового развития, а, во-вторых, своим прикладных характером (модель применима в педагогической среде, в ситуации диагностики молодежного коллектива). Каждой стадии присвоено образное название:

1. Песчаная россыпь (отсутствие групповой структуры, каждый сам по себе).

2. Мягкая глина (многое зависит от внешних, случайных факторов, однако все больше выделяется лидер, который внедряет групповые нормы).

3. Алый парус (у группы появляется есть общая цель, «капитан», все «плывут» в одном направлении к достижению общих целей, группа функционирует как сплоченная, слаженная команда).

4. Горящий факел, маяк (группа открыта для взаимодействия и помощи другим группам).

В завершение краткого обзора групповой динамики целесообразно поставить вопрос о ее механизмах: что заставляет группу меняться, развиваться, двигаться вперед, а людей, включенных в групповые процессы, проявлять себя иначе? Рассмотрим некоторые из механизмов.

ü Разрешение внутригрупповых противоречий.

Исследователи группового развития указывают на наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах, А.Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности, в групповую структуру, интеграции ее с группой. Оказывается, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.

ü Психологический обмен.

Что на что обменивается? Говоря очень кратко, вклад со стороны конкретного участника в общий групповой процесс (решение важной групповой задачи) обменивается на его признание (статусную позицию) со стороны группы. Другими словами, активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус.

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личност в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группа имеет ряд признаков:

Осознание индивидом своей принадлежности к группе;

Наличие между индивидами определенных отношений, непосредственных личных контактов, как формы реализации общественных отношений;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Изменения в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленные их включенностью в группу;

Границы малой группы, определенные в пределах 2-3 человек и до числа членов, которое будет достаточным для выполнения конкретной совместной деятельности (некоторые исследователи максимально возможным числом называют 50 человек).

К элементарным характеристикам любой группы относятся: состав группы, структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследовать Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому числу добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие.

Приведем некоторые классификации групп. Западная СП выделяла:

1. малые неформальные группы;

2. большие социальные: классы, нации, социальные организации, институты, профессиональные, организованные группы (политические партии);

3. массы и массовидные движения.

Этот подход схематичен и не учитывает промежуточные группы, градацию социальных организаций.

В отечественной СП группы ранжировались в ином порядке. На первом месте – массы, на последнем – малые группы. Детальный подход к классификации групп позволяет выделить более тонкий их спектр (классификация групп из «СП» сухова, деркача.):

1. с точки зрения социального положения и величины: большие, средние и малые группы;

2. с позиции объективизации: условные и реальные;

3. с точки зрения официальной регламентации: официальные и неофициальные;


5. с точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассоциации, корпорации и коллективы.

Диффузная группа – группа в которой отсутствует совместная деятельность, но присутствуют определенные МЛО между ее участниками;

Ассоциация – группа с низкой степенью опосредования МЛО совместной деятельностью.

Корпорация – группа в которой деятельность представлена на высоком уровне, а МЛО в группе развиты очень слабо.

Коллектив – высокоорганизованная группа, в которой и совместная деятельность и система МЛО развиты на высоком уровне.

Андреева привела следующую классификацию групп:

Группы она подразделяла на условные и реальные; реальные группы делятся на лабораторные и естественные; естественные группы подразделяются на большие и малые; большие делятся на стихийные(стихийные, неорганизованно возникшие) и устойчивые (организованные, длительно существующие), а малые на становящиеся и развитые.

Лабораторные – группы существующие реально, используемые для психологических исследований (они же могут быть и естественными).


Поскольку социальная жизнь организована так, что человеку мало что удается сделать в одиночку, не прибегая к участию в группах, последние изучаются в рамках системного подхода как особые социальные системы, состоящие из взаимосвязанных элементов.

Поскольку система всегда представляет собой нечто большее, чем сумма составляющих ее компонентов, то, изучая особенности социальной группы, можно понять особенности поведение человека в ней.

Согласно Шибутани, Социальная группа представляет собой важную форму объединений людей в процессе деятельности и общения.

В педагогике социальная группа рассматривается как относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Т.о. цели, общие интересы, групповые ритуалы, санкции, отношения, совместная деятельность и т.д. – это компоненты социальной группы, определяющие меру ее устойчивости.

Социальные группы обладают определенными признаками, которые выражены сильнее у групп существующих более длительное время.

Наличие интегральных психологических характеристик , к которым относятся: общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и т.д. (они формируются с возникновением и развитием группы). Так относительное единодушие членов группы в каком-то вопросе обуславливается общественным мнением, являющимся результатом обсуждения идеи, по поводу которой участники взаимодействия пришли к согласию.

· Существование основных параметров группы как единого целого : композиция, структура и т.д.

Композиция (состав группы) – совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. (численность, возрастной состав и т.д.)

Структура группы – рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Все социальные отношения бывают двух типов: формальные (конвенциональные) и неформальные (межличностные). Эти два типа отношений сочетаются в любой соц. группе. Т.о. группа имеет две структуры – формальную и неформальную.

· Способность индивидов к согласованным действиям. Согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение действий. Степень согласованных действий зависит от уровня развития группы и др. показателей.

· Осознание своей принадлежности к группе. Вне зависимости от того, как долго существует группа, ее субъекты осознают свою принадлежность к ней.

· Действие группового давления. Оно побуждает человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих.

Классификация социальных групп

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредотачивает свое внимание на реальных группах. В реальных группах есть такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях это лабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь, как отмечает автор классификации, естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Большие группы подразделяются на стихийные , т.е.неорганизованные, возникшие стихийно и их условно можно назвать группами, а также на условные , т.е. организованные и длительно существующие (нации, классы).

Точно также малые группы подразделяются на становящиеся , т.е. уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и развитые, т.е. уже сложившиеся, с более высоким уровнем развития.

Классификация Г.М.Андреевой не является единственной, т.к. в настоящее время известно около 50 различных оснований для классификаций, среди которых можно выделить следующие:

Количество человек в группе (большие, малые, микрогруппы)

По общественному статусу (формальные и неформальные)

По значимости (группы членства и референтные)

По уровню развития (ассоциации, диффузные группы, коллективы)

По отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

По количеству человек в группе

Микрогруппа включает в себя 2 или 3 человека. В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения. Основными связующими факторами данных групп являются: чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Малая группа (семья, группа друзей, класс, рабочий коллектив) является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека.

Большая группа – изучается с точки зрения массовых явлений психики возникающих в толпе, массе, аудитории, публике и характеризуется кратковременным объединением большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Такая группа может быть кем-то организована, но чаще возникает стихийно.

К большим устойчивым социальным группам относятся представители классов, наций, профессий, возрастов.

По общественному статусу (формальные и неформальные)

В формальной группе строго распределены роли всех членов группы, в системе подчинения (в структуре власти): класс, рабочая бригада и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не представлены, где нет системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может создаваться внутри формальной.

(В классе могут возникать группировки из близких друзей)

По отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

Просоциальные характеризуются положительным отношением к социуму.

Асоциальные характеризуются негативным отношением к социуму. В таких группах наблюдается авторитарное управление и противопоставление своих узких интересов общественным (группа преступников).

По значимости (референтные и группы членства)

Референтная группа иногда понимается как группа, противостоящая группе членства, а иногда, как группа, возникающая внутри группы членства. (Во втором случае ее называют «значимый круг общения». При этом может возникнуть ситуация, когда нормы, принятые группой, становятся лично приемлемы для индивида лишь тогда, когда они приняты «значимым кругом общения») Пример – школьный класс 20 человек, а для Петрова в этой группе Иванов, Сидоров и Николаев – желаемый круг общения – они и есть для него референтная группа.

Группа членства – пример: коллектив, школьный класс.

В социальной психологии существует проблема «верхних» и «нижних» границ малой группы. В большинстве исследований число членов группы колеблется от 2 до 7. Однако ряд ученых считают нижней границей триаду, объясняя это тем, что в диаде не разрешим конфликт. Присутствие третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, добавляющего деятельностное начало для разрешения конфликта. В исследованиях можно найти верхний предел, составляющий 10, 15, 20 чел. (У Морено 40) .

Г.М.Андреева предлагает такое решение этой проблемы: Если изучаемая малая группа реально существует и рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать верхний предел, а принимать реально существующий, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Т.е. на равных исследуются семьи, состоящие из 3 человек и из 12. При анализе рабочих бригад в качестве малой группы может приниматься бригада из 5 и даже 40 человек, если именно она выступает единицей предписанной ей деятельности.



Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп, большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные - организованные.

Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Выделяют группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам. Как отмечает Г.Г. Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.)» 88 Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп / Методологические проблемы социальной психологии. -- М.: Наука, 1975. -- 198 с..

Стихийные группы возникают случайно, они, как правило, кратковременны и некоторые авторы объединяют их общим названием - толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае не разрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.

В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы (см. схему 1).

Схема 1. Классификация групп в социальной психологии

Общение в больших группах носит опосредованный (через средства массовой коммуникации) характер. К структурным явлениям психологии большой группы, которые становятся предметом изучения социальных психологов и социологов относят: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы

Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира (Г.М. Андреева). По профессиональной моралью понимают обычно систему моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.

При изучении подобных явлений социальные психологи используют методы этнографии, к анализу продуктов культуры. Полноту информации обеспечивают сравнительные, кросскультурные исследования, приемы, принятые в языкознании, а также методы традиционные для социологии.

Особую известность в связи с изучением массового сознания приобрела концепция социальных представлений С. Московичи. Социальные представления -- основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта).

Другое направление в изучении больших групп - исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений. Социальный стереотип - это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (учителя, американцы и т.д.) с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Г. Тэджфел выделяет две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две - на групповом уровне 99 Шихирев П. Современная социальная психология. -- М.: Академический проект, 1999 -- С. 269-270.. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.); 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному - 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа»).

Теджфел (1978) суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов.

  • 1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.
  • 2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.
  • 3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.
  • 4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
  • 5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
  • 6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.