Сущность, задачи и функции внутрихозяйственного контроля. Внутрихозяйственный контроль Кто осуществляет внутрихозяйственный финансовый контроль

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, гос управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Ведомственный финансовый контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру. Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

24.Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение. ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а ФЛ, как предприниматели. Аудиторы должны пройти аттестацию и получить лицензию. Они не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности.

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве РФ,а также проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда(оплата работы аудитора производится предварительно за счет проверяемого эконом субъекта, а повторные ауд проверки производятся за счет средств федерального бюджета,

инициативная - по решению самого экономического субъекта. Государство осуществляет нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, правительством РФ утверждаются правила (стандарты), кот могут быть императивными и рекомендательными. Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и др службами.

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бух учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др. Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юр значение для всех юл и фл, органов гос власти и управления, органов мсу и судебных органов; а также уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Аудиторское заключение состоит из 3-х частей:

Вводная часть - сведения об аудиторской фирме.

Аналитическая часть явл отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бух учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговая часть - «Заключение» представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бух отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита. Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы) и заверяется печатью фирмы. Заключение составляется в трех экземплярах:
1 – в организацию, назначившую проверку; 2–директору проверяемого предприятия;
3 – остается у аудиторской фирмы. По нарушениям и замечаниям на предприятии составляется план мероприятий по их устранению.

Варианты заключений : безусловно положительное, условно полож-ое, отрицательное заключение, с отказом от выражения мнения о достоверности бух отчетности, безусловно положительное при наличии серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным.

25. Методы финансового контроля. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии. Методы проведения финансового контроля, т.е. приемы и способы его осуществления. 1)Проверка - совокупность действий органа, осущ-его контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.2) Анализ финансовой деятельности - комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.3) Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля.4)Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бух учета и финансовой отчетности. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными гос органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юр значение.

Виды : документальные (включают в себя проверку различных финансовых документов) фактические (проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей); плановые (проводятся в соотв с планом,кот составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах) и внеплановые ; фронтальные (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период) и выборочные (проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени); комплексные (проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях) и тематические (сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности). По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии -документ, имеющий важное юр значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и глав бухгалтером проверяемого юл. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц, а также замечания и возражения руководителя и гл бухгалтера. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт,а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголов дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

26. Правовое и экономическое значение бюджета. Виды бюджетов. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и мсу (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998). Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются гос. потребности в денежной форме.

Экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

Правовое значение бюджета определяет юр выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме ФЗ, бюджет субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, местный бюджет - в форме правового акта представительного органа МСУ либо в порядке, установленном уставом МО.

Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: 1)это общегос-ый фонд денежных средств, создаваемый для покрытия гос расходов; 2) это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; 3) это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и фин-ые планы предприятий, учр-й, организаций (балансы, сметы). Бюджет явл публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегос-ых интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.

Виды :

1) Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ),имеет два признака:
1) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, т. е. бюджет соответствующего государственно-территориального или муниц образования; 2)свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности. В РФ можно выделить: консолидированный бюджет всего государства , образуемый бюджетами всех уровней бюджетной системы; консолидированный бюджет субъектов РФ , складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов МО, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет МО , состоящий из местных бюджетов территорий, образующих это МО. В связи с появлением федеральных округов в качестве самостоятельного вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа , состоящий из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий ФО.

2) Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенных для финансирования функций и задач общегос значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Гос Думой, Советом Федерации, Президентом РФ.

3) Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

4) Местный бюджет (бюджет МО) – форма образования и расходования денежных средств, предназн для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мсу; утверждаемым представительным органом. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют бюджетную систему РФ.

осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному Использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен- ной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самос-
тоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отно-шении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 6.2).
Таблица 6.2
Основные формы финансового контроля Признак классификации Формы финансового контроля Время проведения контроля
Направление воздействия субъекта на объект контроля Место проведения контроля Полнота охвата проверяемого материала (информации) Характер источников контроля Периодичность проведения конт-роля
Полнота охвата проверяемых вопросов
Повторяемость изучения источников контроля Предварительный, текущий, последующий
Внешний, внутренний
Камеральный, выездной Сплошной, выборочный
Документальный, фактический Систематический, периодический, единовременный
Комплексный, тематический, встречный
Первичный, повторный, дополнительный
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:

  • государственный;
  • внутрихозяйственный;
  • финансово-кредитных органов (банковский контроль);
  • общественный;
  • независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • последующий.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля:

  1. наблюдение;
  2. проверка;
  3. обследование;

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов , служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия . Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета , инвентаризаций и визуального наблюдения.

Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.

Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической деятельности. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа.

Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров , бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег , ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой деятельности только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти , федеральными органами исполнительной власти , в том числе специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти , а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета .

Объекты контроля:

  • исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов ;
  • организация денежного обращения ;
  • использование кредитных ресурсов ;
  • состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
  • предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются:

  • Счетная палата РФ;
  • Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
  • Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
  • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти;
  • иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправе давать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций.

Федеральная налоговая служба выполняет следующие главные задачи:

  1. выработка и проведение единой государственной налоговой политики;
  2. взимание налогов и сборов;
  3. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
  4. осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей;
  5. контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

Функции Федеральной налоговой службы:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности , и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета , планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, безхозяйного имущества , перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации ;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения по разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Федеральная налоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленную управлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциями по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня. Эти структуры реализуют в процессе своей деятельности следующие функции:

  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государственные фонды;
  • обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства , а также поступление этих платежей в соответствующий бюджет;
  • контролируют своевременность представления плательщикамбухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли , дохода , иных объектов обложения и исчисления налога и других платежей в бюджет;
  • передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность ;
  • предъявляют в суд и в арбитражный суд иски;
  • приостанавливают операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Банковский контроль служит важным звеном в организации государственного финансового контроля. Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию , финансированию и расчетам.

Существует несколько главных способов банковского контроля. Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения.

Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар , произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. При этом объектом контроля является оборачиваемость платежных средств. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика .

Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций , общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

  • проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей;
  • получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения для аудиторской проверки ;
  • по письменному запросу получать необходимую для осуществления проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших проверку;
  • самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой документации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

Обязанности аудитора сводятся к следующему:

  1. неукоснительно соблюдать законность в ходе проведения проверки;
  2. квалифицированно предоставлять аудиторские услуги ;
  3. обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Существует два вида аудиторских проверок в зависимости от субъектов, инициирующих их: обязательная и инициативная. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора , суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

По результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированной государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

В аналитической части заключения излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета , составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля , а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.


В настоящее время многие хозяйствующие субъекты осуществляют внутрихозяйственный финансовый контроль, создавая для этого специализированные службы. В данном случае объектом финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность самого хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений, а предметом проверок – конкретные финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия. Современная система внутрихозяйственного финансового контроля включает в себя совокупность методик и процедур, позволяющих проверять правильность и обоснованность формирования, распределения и использования денежных фондов, доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, а также органы, осуществляющие этот контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может включать в себя:

Проверку достоверности бухгалтерской и финансовой отчётности;

Проверку исполнения приказов и распоряжений руководителей подразделений по финансовым вопросам;

Проведение анализа финансового состояния и проверку выполнения финансовых планов;

Выявление финансовых резервов;

Контроль за сохранностью денежных средств;

Проверку правильности списания затрат на производство;

Предотвращение финансовых махинаций и т.п.

Большое развитие при переходе к рыночным отношениям получило создание на предприятиях служб внутреннего аудита. Внутренние аудиторы осуществляют предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, что позволяет предприятиям выявлять тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, проверять обоснованность расходования денежных средств и эффективность их использования, выявлять резервы улучшения финансового состояния. Одной из главных задач внутренних аудиторов является осуществление предварительного финансового контроля, так как внешние независимые аудиторы осуществляют, как правило, текущий, а главным образом, последующий финансовый контроль. В процессе осуществления предварительного финансового контроля внутренние аудиторы разрабатывают схемы оптимизации налогов и налоговой нагрузки предприятия, рассматривают договоры финансовых сделок, проверяют обоснованность финансовых планов, контролируют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов на стадии их распределения.

Вопросы формирования эффективной системы финансового контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются в настоящее время наименее разработанными. Особый интерес вызывают вопросы финансового контроля деятельности акционерных обществ, так как в данном случае затрагиваются интересы всех акционеров. По законодательству проверку финансово-хозяйственной деятельности корпораций осуществляет ревизионная комиссия акционерного общества. Как правило, ревизионная комиссия осуществляет проверку: ежегодного отчёта правления, бухгалтерской и финансовой документации, кассы, состояния отчётности и делопроизводства, имущества общества.

Всё большую актуальность приобретают вопросы осуществления финансового контроля за деятельностью корпораций со стороны государства. Некоторые авторы считают, что правомочно расширить функции государственного финансового контроля и на финансово-хозяйственную деятельность корпораций, другие отмечают, что деятельность органов государственного финансового контроля должна быть ограничена теми задачами и полномочиями, которые закреплены за ними в настоящее время.

Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля

Дискуссионные вопросы сущности финансового контроля связаны с дискуссиями по поводу контрольной функции финансов. Большинство авторов считают, что финансовый контроль вытекает из существования особой контрольной функции финансов, так как финансовые процессы невозможны без осуществления контроля за формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, финансовых ресурсов, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Так, по мнению Родионовой В.М., «Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов». В учебнике «Финансы социалистического общества» д.э.н. Г. Кальтофен пишет: «Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности людей, осуществляющих финансовый контроль. Последний есть форма проявления и сознательного использования контрольной функции финансов». В учебнике под ред. проф. Г.Б. Поляка сказано: «Контрольная функция финансов реализуется через:

1. финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчёта;

2. финансово-бюджетный контроль при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3. кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчётов».

По мнению В.Е. Леонтьева и Н.П. Радковской контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности относительно категории финансов. Она реализуется в сочетании с функцией формирования денежных фондов (доходов) и средств или с функцией использования денежных фондов (доходов) и средств. Эти авторы считают, что, по сути, контрольная функция присуща управлению, в том числе государственному, а так как финансы являются категорией, тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция. В.Е. Леонтьев и Н.П. Радковская так же считают, что «Конкретное проявление содержания контрольной функции осуществляется в ходе деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства».

В учебнике «Финансы» под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти сказано, что «Финансовый контроль служит формой реализации функций финансов, он призван обеспечить интересы и права как государства, так и всех других экономических субъектов». Однако среди функций финансов авторы этого учебника не выделяют контрольную и считают, что «контроль есть функция управления». В то же время в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской авторы пишут, что финансы выполняют контрольную функцию «с известными оговорками».

Проф. В.С. Геращенко, проф. О.И. Лаврушин, проф. Б.М. Сабанти и другие авторы отрицают наличие у финансов контрольной функции, не отрицая при этом существование финансового контроля. Проф. В.С. Геращенко пишет: «Учитывая наличие многообразных финансовых отношений, государство использует финансовые органы для осуществления экономического контроля. Такой контроль сознательно организуется государством, а не возникает автоматически из самой сущности финансов». Аналогичную позицию занимает Б.М. Сабанти. О.И. Лаврушин считает, что «Контрольные моменты не являются обязательным атрибутом каждого участника финансовых отношений; к примеру, население, которое платит налоги, не контролирует министерство финансов, последнее не даёт какой-либо информации о том, куда конкретно, на какие конкретные цели пошёл финансовый платёж каждого индивидуума. Финансовый контроль – скорее роль финансового учреждения, нежели функция финансов как экономической категории».

На наш взгляд, правы те авторы, которые считают, что финансовый контроль базируется на контрольной функции финансов. Однако следует заметить, что вопрос о существовании у финансов совершенно самостоятельной контрольной функции всё ещё не решён до конца, так как в большинстве учебников и учебных пособий, а также научных публикаций разных лет в дефинициях финансов не отражаются признаки контрольной функции, всюду речь идёт о распределении. Возникает вопрос о том, не является ли контрольная функция финансов следствием их распределительной функции? Думается, что так и есть. С помощью финансов контролируются именно распределительные процессы, без процессов распределения существование финансового контроля невозможно, так как в этом случае будет отсутствовать объект контроля. Свойство финансов осуществлять контроль за процессами распределения вытекает не напрямую из сущностных характеристик этой категории, а из её способности распределять стоимость общественного продукта. Таким образом, контрольная функция финансов вытекает из их распределительной функции, однако, это не означает, что она не имеет права на существование.

В экономической литературе не существует единого мнения также и по вопросам классификации финансового контроля. Наиболее часто расходятся мнения о видах финансового контроля в зависимости от времени его проведения. В разных источниках выделяется либо два, либо три вида финансового контроля. Некоторые авторы (О.В. Врублевская, М.В. Романовский, Б.М. Сабанти, В.Е. Леонтьев, Н.П. Радковская и др.) выделяют предварительный и последующий финансовый контроль, другие (Е.П. Дедков, В.М. Родионова, Л.А. Дробозина и др.) добавляют к ним текущий. В Бюджетном кодексе эти же три вида названы формами финансового контроля. Некоторые авторы считают, что в зависимости от времени проведения следует выделять не виды или формы, а стадии финансового контроля.

Выделяются также разные виды финансового контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов. В.В. Забродина выделяет государственный (с подразделением на общегосударственный и ведомственный), внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти рассматривают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль. С.А. Андрюшин и А. З. Дадашев считают, что структура и состав национальной системы финансового контроля включает три подсистемы: общегосударственный финансовый контроль, подразделяющийся на государственный (федеральный и региональный) и муниципальный; внутрихозяйственный в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля; аудит как подсистему независимого контроля в форме общего и банковского аудита.

Дискуссионными являются также вопросы толкования сферы, объекта и предмета финансового контроля. Так, например, в учебнике «Финансы СССР» под ред. М.К. Шерменёва «Сфера (область) действия - означает место финансового контроля в общей системе контроля рублём», объект контроля трактуется значительно шире его сферы. По мнению Е.П. Дедкова «Объектом финансового контроля выступают процессы формирования доходов и накоплений, создания и использования денежных фондов, выражающих распределение стоимости общественного продукта. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг отношений сфера действия финансового контроля значительно шире его объекта». Аналогичной позиции придерживаются М.Б. Сабанти, М.В. Романовский, О.В. Врублевская и др.

На наш взгляд, следует различать сферу, объект и предмет контроля. Сфера финансового контроля определяет границы его применения, а они могут быть достаточно широкими, так как финансовые показатели зависят в значительной степени от производственных показателей. В этой связи действие финансового контроля может распространяться на все стадии воспроизводственного процесса, а также на непроизводственную сферу. Под объектом финансового контроля следует понимать денежные распределительные и перераспределительные процессы при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств, доходов и накоплений. Предметом финансового контроля являются конкретные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, такие как прибыль, рентабельность, налоговые платежи и задолженность по ним, ликвидность и платежеспособность, себестоимость и т.д. При проведении проверки финансовый контролёр анализирует конкретные показатели, однако, выявляя причины их отклонений от плана, их отрицательной динамики, он может исследовать любой из аспектов деятельности предприятия, переходя от предмета к объекту или сфере финансового контроля.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте содержание и значение финансового контроля.

2. Охарактеризуйте финансовый контроль как проявление контрольной функции финансов.

3. Что представляют собой сфера, объект и предмет финансового контроля?

4. Раскройте задачи финансового контроля.

5. Дайте классификацию финансового контроля по объектам, субъектам и источникам проверяемых данных.

6. Дайте характеристику методов финансового контроля.

7. Раскройте задачи Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ в области финансового контроля.

8. Раскройте задачи Федеральной службы по финансовому мониторингу в области финансового контроля.

9. Раскройте задачи Федерального Казначейства в сфере государственного финансового контроля.

10. Дайте характеристику Счётной Палаты РФ.

11. Раскройте задачи внутрихозяйственного финансового контроля.

12. Раскройте содержание аудиторского финансового контроля.

13. Раскройте дискуссионные вопросы сущности финансового контроля.

14. Раскройте дискуссионные вопросы классификации финансового контроля.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля:

Формирование учетной политики,

Ведение бухгалтерского учета,

Составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности,

Контроль за движением имущества и выполнением обязательств,

Обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия. Обязанностью главного бухгалтера является также осуществление предварительного финансового контроля за правильностью и законностью расходования средств.



Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макро уровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Закон РФ «О страховании», Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре».

Термины: «Проверка, обследование, надзор, анализ, наблюдение(мониторинг), анализ финансовой деятельности, ревизия»

Вопрос I. Что представляет собой ревизия?

1.Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

2.постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента

3.разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности

4.предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов

Вопрос II. Деятельность «Счётной палаты», по закону, является…

1.Внегласной, т.е. результаты не должны освещаться в средствах массовой информации.

3.Общественной

4.Гласной, т.е. результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Вопрос III.Анализ финансовой деятельности есть…

1.контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента

2.как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования

3.полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

4.Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Вопрос №1.Виды ревизии?

Вопрос №2.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие?

Вопрос №3. Форма проведения Финансового контроля?

Вопрос 17.Нaлоговая проверка как форма налогового контро­ля.

В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в отношении любого налогоплательщика. Что же должен знать каждый налогоплательщик о правилах проведения налоговых проверок?

Законодатель не дает легального определения "налоговый контроль", лишь указывает, что формы и методы налогового контроля устанавливаются Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ). Одной из форм налогового контроля согласно ст. 82 НК РФ является налоговая проверка. Налоговую проверку можно определить как действия налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов).

Пункт 1 ст. 87 НК РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок - камеральной и выездной. Они различаются в зависимости от объема проверяемой документации, места проведения налоговой проверки, субъекта, объекта, периодичности, категории проверяемых налогоплательщиков, используемых мероприятий и т.д.

Согласно данной статье налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001г. =5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечается, что при толковании указанной нормы судам необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Также статья 87 предусматривает проведение встречной налоговой проверки. Она гласит, что если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, имеющимися о нем у других лиц. На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной проверки.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В п. 8 Обзора =71 ВАС РФ указал, что при применении положений статьи 87 НК РФ, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных налоговых проверок, суд правомерно не принял во внимание доводы налогового органа о том, что повторная выездная налоговая проверка носила тематический характер и касалась внешнеэкономической деятельности налогоплательщика.

Однако законодатель предусматривает два исключения. В первом случае - когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Во втором случае - когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Статья 88 НК РФ полностью посвящена камеральной налоговой проверке, и по смыслу статьи камеральная налоговая проверка проводится только по месту нахождения налогового органа.

Она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Однако могут использоваться и другие документы о деятельности налогоплательщика, которые имеются у налогового органа.

Срок проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

Длительное время в судебной практике по-разному толковался вопрос о последствиях пропуска этого срока, так как НК РФ такие последствия не предусматривает. В п.9 Обзора =71 ВАС РФ разъяснил, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (пункт 3 статьи 48 НК РФ).

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Достаточно долго в судебной практике по-разному толковался вопрос о возможности привлечения к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки. Это было вызвано недостатками юридической техники изложения статей 88, 100 и 101 НК РФ в совокупности. В настоящее время этот вопрос в судебной практике решен. Суды пришли к выводу о том, что Налоговый кодекс предусматривает такую возможность.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции согласно ст. 89 НК РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки указывается полное наименование организации, в отношении которой назначается проверка (ИНН), наименование филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений (ИНН/КПП), вопросы проверки, период(ы), за который(ые) проводится проверка, Ф.И.О. уполномоченных на проведение проверки должностных лиц налогового органа по месту постановки на учет головной организации, а также по месту нахождения филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, занимаемые ими должности.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. При этом следует учитывать нормативные правовые акты о соответствующих налогах и сборах.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства (Постановления Конституционного Суда РФ =14-П от 16.07.2004г).

По окончании проверки налогоплательщика-организации составляется справка о проведенной проверке. Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должен быть составлен акт выездной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 100 НК РФ.

Акт по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверок ее филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений и изложенных в соответствующих разделах акта.

Если по результатам выездной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, за которые Налоговым кодексом установлена ответственность, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего указанную проверку, в отношении налогоплательщика.

Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась, и правонарушений не обнаружено. Поэтому при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение (постановление) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (пункт 1 статьи 101) и требование об уплате недоимки, пени и штрафов (пункт 3 статьи 101) должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований (пункт 4 статьи 100).

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Налоговый контроль - проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Нормативные акты:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)

Вопросы:

Виды налоговых проверок

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

3. обычные налоговые проверки.

4. простые налоговые проверки.

Сколько существует видов налоговых проверок

Налоговая проверка осуществляется

1. Налоговыми органами

2. Президентом

3. Муниципальными органами

4. Директорами организаций

Налоговые проверки проводятся?

Определение налогового контроля?

Камеральная налоговая проверка это?

Вопрос 18. Понятие и социально-экономическая роль бюдже­та. Бюджетная система РФ.

По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составля­ют государственную казну Российской Федерации, казну рес­публики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также другим муни­ципальным образованиям, является муниципальной собствен­ностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприяти­ями и учреждениями, составляют муниципальную казну соот­ветствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Из этого следует, что государственные бюджеты формируют­ся на уровне Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков, других административно-территориальных образований.

Независимо от уровня формирования бюджет (государствен­ный и местный) можно рассматривать в трех аспектах:

2) бюджет в матери­альном смысле;

В материальном смысле бюджет представляет собой цен­трализованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот аспект бюд­жета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансиро­вании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет как правовая категория является основным финан­совым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей терри­тории, утверждаемым соответствующими представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его показатели охватывают практиче­ски все области и сферы экономического и социального разви­тия.

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим. Координация осуществля­ется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается госбюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смене, полностью проходят по расходной части соответствующего бюд­жета (в зависимости от подчиненности).

Определение в БК РФ со­гласно которому бюджет представляет собой «форму образова­ния и расходования денежных средств для обеспечения функ­ций органов государственной власти».

С учетом изложенного бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использова­ния централизованного денежного фонда разного уровня, ут­верждаемый соответствующими представительными органа­ми государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Бюджетный кодекс РФ даёт следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят – 83 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты.

Бюджетная система РФ основана на принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

а) 2;

3. На каком уровне формируется местный бюджет?

а) Государственном;

б) На уровне предприятия;

в) Местном;

г) На уровне субъекта РФ.

Термины:

Бюджетная система, бюджетные фонды, бюджет, финансово-плановый акт, доход.

Бюджетная система РФ
Федеральный Бюджет РФ Федеральные внебюджетные фонды Территориальные бюджеты Территориаль- ные внебюд- жетные фонды