Названия книжных выставок по профориентации в библиотеке. Мероприятия по профориентации в библиотеках новоселовского района

Выбор профессии - один из серьезнейших шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. От того, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся дальнейшая жизнь.

Вопросам профориентации и профадаптации молодежи уделяется внимание на государственном уровне. В апреле 2015 года Министерство образования и науки, Министерство труда РФ и Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь» приступили к созданию концепции профориентации молодежи до 2025 года. В целях повышения информированности населения о реальных потребностях рынка труда, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, восстановления системной профориентационной работы многие регионы разрабатывают свои Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи (Саратовская область, Вологодская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Иркутская область, Тамбовская область).

Главной проблемой для старшеклассников при выборе профессии зачастую является плохая информированность о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии и какие требования предъявляются к специалистам разных профессий. Решить эту проблему поможет профориентационная работа специалистов разного профиля: педагогов, психологов, социологов, физиологов, врачей. Свой вклад в это дело вносят и специалисты российских библиотек.

Профориентационная работа состоит из нескольких компонентов:

  • профессиональная информация - подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
  • профессиональное просвещение - ознакомление с миром профессий, их содержанием;
  • профконсультация - помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
  • профдиагностика - изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям;
  • профессиональный отбор - установление психологических особенностей человека, его подготовленности к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  • профессиональная адаптация - активный процесс приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

Особенность библиотеки как профориентационного учреждения состоит в том, что профориентация ведется главным образом через источники информации, прежде всего книги, периодическую печать. Задача библиотек - повысить информационную культуру и грамотность молодежи, научить их умению пользоваться информацией, чтобы правильно ориентироваться в многообразии мира профессий. Сегодня многие библиотеки используют весь спектр форм и методов работы по данному направлению: беседы, лекции, информационные часы, книжные выставки, наглядные формы, компьютерное тестирование, групповое и индивидуальное консультирование, профориентационные игры, презентации профессий, диспуты, мастер-классы и т. п.

В 2013 году в Самарской областной юношеской библиотеке был открыт Центр социализации и адаптации молодежи. Одна из задач центра - оказание помощи молодежи в выборе профессии. Данное структурное подразделение библиотеки тесно сотрудничает с Центром занятости населения городского округа, школами, техникумами и вузами, центрами реабилитации для детей и подростков. На протяжении двух последних лет в библиотеке проводятся «Неделя мастер-классов» и «Недели профориентации». Так, «Неделю профориентации», проходившую в марте 2016 года, посетило около тысячи подростков. Все они прошли профориентационное тестирование, приняли участие в специальных играх, которые помогают расширить представления о различных профессиях. На площадках проекта было представлено более десятка самарских колледжей и вузов, на их мастер-классах побывали свыше восьмисот школьников. Каждый из потенциальных абитуриентов смог выбрать направление деятельности, которое через несколько лет, возможно, станет его профессией. Теодолиты и другие строительные приборы, шприцы, перевязки и медицинские муляжи, сварочные аппараты и сверхсовременные станки, кулинарные принадлежности, живописные корзины с фруктами и овощами, программы компьютерного моделирование - вот лишь некоторые предметы, благодаря которым юные участники проекта смогли наглядно визуализировать каждую из представленных профессий.

Помочь расширить представления молодежи о различных профессиях во время проведения «Недели профориентации» позволяет обсуждение «Атласа новых профессий» , составленного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.

В связи с большой востребованностью профориентационных услуг Самарская ОЮБ совместно с Центром профессионального образования Самарской области подготовили и реализуют долгосрочный проект по обучению волонетров-профориентаторов. Была создана «Школа ВРУнов». Аббревиатура расшифровывается как «Выбор. Работа. Успех». Основная цель проекта помочь подросткам с профессиональным самоопределением силами сверстников, используя принцип «равный - равному». Прошли уже два цикла занятий по 3 месяца. В Школе занимались 36 студентов колледжей, многие из них уже успели применить свои знания на практике. Практика работы «Школа ВРУнов (Выбор - Работа - Успех)» Самарской ОЮБ наглядно показывает: волонтеры способны оказать помощь подросткам в расширении представлений о самых разных профессиях, возможностях планирования своего профессионального пути.

В сентябре 2016 г. на сайте Российской государственной библиотеки для молодежи прошел вебинар «Вопросы профессионального самоопределения молодёжи «Выбор. Работа. Успех» , ведущей которого была психолог Самарская ОЮБ Галина Сорокина. С записью данного мероприятия можно ознакомиться на сайте библиотеки.

Аналогичная работа по развитию профориентационного волонтерского движения проводится в Курганской областной юношеской библиотеке . В 2011 году специалистами КОЮБ разработан проект «Профессиональное самоопределение молодежи и волонтерство: встречное движение» , уникальность которого состоит в широком привлечении студентов высших и средне-специальных учебных заведений в качестве волонтеров при оказании помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении.

На организационном этапе был разработан план основных мероприятий проекта, заключено соглашение о сотрудничестве с КОЮБ по реализации проекта, составлено и распространено письмо для руководителей образовательных учреждений с целью содействия в реализации проф-проекта, организовано совещание специалистов КОЮБ с руководителями волонтерских отрядов, агитбригад по профориентации из различных учебных заведений, определены площадки профориентационной работы волонтеров: школы г. Кургана, КОЮБ, Курганский Дом молодежи, открытые городские площадки. В КОЮБ создан профориентационный клуб «Выбор», в котором проводятся интересные встречи и тренинги для старшеклассников по профессиональному самоопределению. В разделе «Профориентация» на сайте КОЮБ постоянно обновляется информация о профессиях, учебных заведениях Курганской области, интернет-ресурсах, книгах и мероприятиях по профориентации. Статистика сайта по тематике запросов за день подтверждает их востребованность. В ежедневном рейтинге самых популярных страниц сайта эти ресурсы стабильно занимает вторую или третью позицию.

Реализация проекта началась в 2012 году. В рамках проекта были проведены собеседования с кандидатами в волонтеры, организованы обучающие семинары и тренинги по профориентации молодежи и межличностному общению для участников волонтерского движения на базе КОЮБ с привлечением штатного психолога и специалистов Центра занятости населения г. Кургана. После обучения волонтеры были готовы сами проводить мероприятия по профориентации для своих ровесников, помогая им в самоопределении и в выборе профессии .


Программа клуба по профориентации «В поисках будущего» предполагала изучение внутреннего мира подростка, его личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Составлена программа с учетом возрастных особенностей, расчитана на подростков образовательных учреждений города в возрасте от 12 лет до 15 лет. Реализовывалась в течение 2 лет (2014-2015 гг.). Использовались разнообразные формы занятий: беседы, встречи с представителями различных профессий и учебных заведений, экскурсии на предприятия, психодиагностические процедуры, ролевые игры. Например, одно из занятий клуба было посвящено знакомству школьников с типом профессий «Человек - Знаковая система».

Как правило, все учебные заведения имеют собственные сайты, на которых размещается информация по вопросам обучения в них. Чтобы помочь старшекласснику быстро найти эту информацию библиотеки на своих сайтах создают страницы профориентации . Так, Курская областная библиотека для детей и юношества в разделе «Молодежный квартал»дает ссылки на перечень учебных заведений г. Курска и ВУЗов России, предлагает полистать справочник профессий.

Ставрапольская краевая библиотека для молодежи разработала виртуальный проект «О профессии и карьере» , результатом которого стал электронный ресурс, состоящий из следующих разделов:

  • Виртуальная выставка «Карьерные ориентации» ;
  • Ярмарка профессий (перечень сайтов которые помогут молодежи определиться в сложном мире профессиональной деятельности);
  • Вы собираетесь поступать? (список ВУЗов, СУЗов, факультеты, дни открытых дверей, дополнительное образование, второе высшее образование, дистанционное образование);
  • Хотите удачно построить карьеру? (как составить резюме, пройти собеседование, способы повышения квалификации (мастер-классы, тренинги, вакансии для студентов);
  • Какая профессия Вам подходит? (перечень компьютерных диагностических систем);
  • Наши ресурсы (книги и периодические издания по профориентации молодежи).

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова Вологодской областной универсальной научной библиотеки ведет на своем сайте раздел «Будущему профессионалу, или Территория карьеры» . Раздел состоит из нескольких рубрик, например, в рубрике «Как стать профессионалом?» можно найти практические советы по этому вопросу; рубрика «Путешествие в профессию» на сегодняшний день представляет сведения о двух профессиях - повар/кондитер и водитель. в рубрике есть профессиограммы (описания структуры и особенностей профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку) профессий, и, что особенно ценно, - перечень профессиональных учебных заведениий, в которых можно получить профессию «повар» или специальность «повар-кондитер» и «водитель». На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Рубрика «По труду и честь: о профессиях, новые профессии» поможет узнать кто такой андеррайтер, байер, бастер, девелопер и т. д., в чем заключается суть этих и других новых профессий.

Интересную форму мероприятий придумали в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Новоуральска (Свердловская область) - информационное ток-шоу «Моя профессия» . Участниками ток-шоу стали старшеклассники, стоящие перед выбором профессии. На мероприятии они смогли узнать и о новых профессиях, их востребованности на рынке труда. Студенты вузов и техникумов, также присутствовавшие на ток-шоу, рассказывали о выбранных ими специальностях, а преподаватели вузов и техникумов познакомили со специальностями, которые можно получить в стенах их учебных заведений, требованиями, предъявляемыми к абитуриентам на вступительных экзаменах.

Немалый опыт профориентационной работы накоплен и в библиотеках Удмуртской Республики. Так, Республиканская библиотека для детей и юношества проводит цикл мероприятий «Путь к успеху» . Цель данных встреч - объективно и доступно познакомить старшеклассников с миром различных профессий, обсуждать вопросы получения профессионального образования. Прошли встречи:

  • «Властелины сцены» - профессия - артист. О своей профессии и призвании рассказали актер Государственного театра кукол Удмуртской Республики А. Г. Мустаев, композитор, музыковед Удмуртской Республики Ю. Л. Толкач, экс-министр культуры Удмуртской Республики А. Т. Христофоров;
  • «Все дороги ведут в банк» - профессия - банковский служащий;
  • «Профессия на века» - профессия - инженер-механик.

Активно в работе библиотеки по профориентации используются выставочные формы. Была организована большая книжная выставка-просмотр «Вам, будущим профи: профессии сегодняшнего дня».

В центральной городской библиотеке г. Воткинска уже традицией стали ежегодные конференции профессий, в которых принимают участие старшеклассники школ города. В 2015 году в рамках Года литературы прошла конференция профессий «Книжный творец», где были представлены будущим выпускникам такие профессии, как писатель, издатель, редактор, корректор, художник, верстальщик и печатник. С содержательными докладами о профессиях выступили учащиеся школ. Каждый доклад сопровождался видеопрезентацией. О профессии журналиста рассказал гость конференции - сотрудник газеты «Трудовая вахта» и заводского радио И. А. Гуменников. Конференция прошла в деловой и творческой обстановке. Старшеклассники получили не только представление о профессиях, но и информацию о том, какие учебные заведения готовят специалистов для данной отрасли.

Особенно значительна роль библиотек в оказании профориентационной помощи молодым в районных центрах и сельской местности. Там библиотека зачастую единственное место, где можно получить необходимые сведения. Так, Балезинская районная библиотека ежегодно составляется «План проведения мероприятий по профориентации среди обучающихся образовательных учреждений в Балезинском районе», который утверждается Главой Администрации района. В 2015 году Балезинской районной библиотекой, Центром занятости населения и Управлением образования проведен районный конкурс творческих работ «Выбор профессии - выбор пути». Большую профориентационную работу проводят и сельские библиотеки Удмуртской Республики. В Карсовайской сельской библиотеке прошла ярмарка профессий «Выбери работу по душе», для учащихся школы, с целью помочь сделать правильный выбор в жизни, определить сферу деятельности, в которой они успешно могли бы трудиться в будущем. Была подготовлена выставка-просмотр книг, буклетов и справочной литературы, призванной помочь выпускнику в выборе профессии. Специалисты рассказали учащимся о профессиях, которые в ближайшие годы будут наиболее актуальными на рынке труда. Дана информация об учебных заведениях, где можно получить упомянутые профессии. В подарок ребята получили памятки «Полезные советы будущему абитуриенту». Интересно и увлекательно прошла игра по профориентации «Детективное агентство ШЛЯПА». Старшеклассники узнали о профессии юриста, следователя и полицейского. В игровой части участникам понравилось узнавать преступников по уликам, решать различные головоломки, угадывать звуки. Были задания на внимательность и дедукцию. В Поселковой сельской библиотеке прошел профориентационный час для учащихся школы «В какой профессии бросить якорь, или Охота на работу». Была предложена игра с элементами тестирования на определение профессионального приоритета. В завершении проведено оценочное тестирование мероприятия. Сергинская сельская библиотека провела встречу для старшеклассников с участковым «Знакомьтесь - профессионал», который более 10 лет работает в органах полиции. Он рассказал о своей работе, ее особенностях, плюсах и минусах этой профессии, какими качествами - профессиональными и личными - должны обладать сотрудники полиции. Библиотекари познакомили старшеклассников с учебными заведениями, где можно получить эту профессию. Ребята задавали участковому вопросы, участвовали в обсуждении жизненных ситуаций, как бы они поступили, не нарушая закон, опираясь на права ребенка.

В некоторых регионах России с целью повышения профессиональной и творческой активности библиотекарей в подготовке молодых людей к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества проводятся смотры-конкурсы. Так, в 2009 году по инициативе Томской областной детско-юношеской библиотеки при поддержке Департамента по культуре Томской области был проведен областной смотр-конкурс профориентационной работы библиотек «Выбор профессии - выбор будущего». Весь год в библиотеках шла активная работа по поиску новых форм профориентационной деятельности в тесном взаимодействии с центрами занятости населения, школами, профтехучилищами, филиалами вузов и техникумов, расположенными в районных центрах и городах области. На конкурс поступили работы из всех районов, а также городов Томской области. Работы оценивались по следующим номинациям:

  • Лучшая библиотека - профориентатор
  • Лучший библиотекарь - профориентатор
  • Профориентация в библиотеке: поиск новых форм
  • Окно в мир профессий
  • Инициатива. Творчество. Поиск
  • Профориентация через призму краеведения.

Лучший опыт по профориентационной работе и профадаптации молодежи отражен в сборнике материалов «Выбор профессии-выбор будущего» .


Проанализировав профессиональную периодику и сайты российских библиотек, можно с уверенностью сказать, что сегодня процесс выбора профессии у молодежи приобрел другую направленность. Важным моментом становится объединение интересов и желаний личности с востребованностью на рынке профессий, возможностью получения образования, наличием дальнейших перспектив продвижения. Учитывая этот фактор, библиотеки используют в своей работе все новые и новые формы работы, тесно сотрудничая со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями, центрами занятости и предприятиями городов и населенных пунктов.

/ Детско-юношеская библиотека Республики Карелия; [сост.: Л. А. Васильева]. - Петрозаводск, Детско-юношеская библиотека Республики Карелия, 2011. - 13 с.

  • Иванова, Н. не с бухты-барахты готовят в Чувашии ребят к будущей профессии: помощь молодым - в тесном союзе с училищем / Н. Иванова // Библиотека. - 2014. - № 1. - С. 28-31.
  • Кашкаров, А. Мастерские среди стеллажей: моделируем и программируем сами, или что такое мейкерспейс / А. Кашкаров // Библиотека. - 2016. - № 3. - С. 14-16.
  • Кельдышева, Н. Первый шаг в будущее: помощь школьникам в профориентации / Н. Кельдышева // Библиополе. - 2015. - № 2. - С. 19-21.
  • Корешкова Л. Выбирая профессию - выбираем будущее // Библиотека. - 2010. - № 2. - С. 9-11.
  • Профориентационная работа в условиях публичной библиотеки / ГБУК РО «Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького»; научно-методический центр; сост. Н. А. Ветрова. - Рязань, 2013. - 17 с.
  • Составитель:
    гл. библиограф отдела

    информационно-
    библиографического обслуживания
    О. Н. Горева

    На пороге взрослой жизни

    Профориентационная работа в библиотеке

    Приоритетным направлением в работе ИОЦ «Кругозор» со старшеклассниками является профориентационная работа. Почему мы выбрали именно это направление? Потому что дети нуждаются в информации о профессиях. Вспомните себя, как вы были растеряны, когда необходимо было решаться на выбор профессиональной деятельности . Современных детей мучают те же вопросы, что и нас когда-то: что выбрать, как выбрать; что если я ошибаюсь; поступлю ли я в вуз, смогу ли там учиться; найду ли работу, когда закончу учебу? То, что наши дети имеют возможность выбора и большой доступ к информации, и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, есть из чего выбрать, с другой, тяжело ориентироваться в таком потоке информации.

    Подготовка к профориентационной работе включала в себя анкетирование читателей старших классов «Выбрал ли ты профессию». Анкетирование проводилось с целью выяснения степени осознанности к выбору профессии. Предполагалось, что результаты анкетирования помогут более эффективно построить работу, учесть их взгляды на профессиональный выбор, на предпочтения тех или иных профессий. Анкетирование показало, что ребята нуждаются в информации о профессиях, что они плохо знают мир профессий, что им нужна помощь в самопознании и правильности выбора профессии.

    Профориентационная работа идет по двум направлениям: профориентационная игра «Карьера» и цикл занятий «Наступает время выбора».

    «Карьера» - ежегодная профориентационная игра для старшеклассников.Проводится при поддержке:

    Управления образования и социально-правовой защиты детства Автозаводского района;

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Автозаводского района;

    Автозаводского районного центра занятости населения;

    Федеральной мобильной службы по труду и занятости Нижегородской области ;
    - Нижегородского центра профтестирования и развития «Карьера плюс».

    ИОЦ «Кругозор» здесь выступает как важное связующее звено и информационный центр поддержки данной акции.

    В игре приняло участие 390 учащихся из 17 школ Автозаводского района.

    «Карьера» - 2008 проводилась в несколько этапов.

    1 этап – групповая психологическая консультация с тестированием. Дети делились на две группы: одна оставалась в «Кругозоре», другая проходила в автобус, оснащенный ноутбуками. Каждый уходил с результатами тестирования, где были прописаны данные о способностях и подходящие профессии.

    2 этап – защита проектов «Город мастеров», где дети презентовали рабочие профессии (дворник, слесарь, электромонтер и др.).

    3 этап – социальная игра «Я – мэр». Старшеклассники придумывали несуществующий город, для которого нужно было получить финансирование в 1 млн. рублей. Каждая группа представляла свой проект и отстаивала свои интересы.

    Мы помогали ребятам в составлении проектов тем, что оперативно предоставляли информацию о профессиях и помогали использовать предложенный материал.

    «Карьера» - 2009 включала в себя профориентационное тестирование. После проведения игры ребята получили информацию о трудоустройстве на летний период, а также адреса и телефоны, по которым можно обратиться по данному вопросу.

    «Наступает время выбора» - цикл мероприятий по профориентации для старшеклассников.

    Цели программы:

    1. Дать представление подросткам о мире современных и востребованных профессий.

    2. Помочь в правильности выбора профессии.

    Участие детей в цикле не означает, однако, что каждый из них уйдет с готовым решением и списком подходящих ему профессий на руках. Выбор в конечном итоге всегда должен остаться за ребятами. Данную мысль мы пытаемся внушить с первого же занятия, чтобы дети не строили иллюзий, и чтобы не было разочарований. Но пройдя цикл занятий, дети будут знать, что искать информацию нужно (она не придет к ним сама); они будут знать, что искать, где искать и как искать нужную им профессию.

    Сами занятия проводятся в достаточно живой форме: много профориентационных игр и игровых упражнений, а информация, благодаря слайдовому сопровождению, получается яркой и запоминающейся. Само содержание занятий находится в постоянном развитии.

    Первое занятие называется «Сколько мы знаем профессий?». Основная задача данного занятия – показать ребятам их слабую ориентацию в мире профессий, подвести к мысли, что искать информацию необходимо, определить свой предмет труда. Также дается понятие о формуле профессии «хочу – могу - надо».

    Второе занятие «Узнай свои способности» посвящено второй составляющей формулы профессии «могу», дается тест на определение типа темперамента, показывается, как нужно учитывать тип темперамента при выборе профессии.

    Третье занятие «Современный рынок труда». Идет разговор о третьей составляющей формулы профессии «надо», о профессиях редких и массовых, дается обзор современных профессий, востребованных на рынке труда.

    Четвертое занятие «От мечты к действиям». Речь идет о том, как выбирать место учебы, о преимуществах среднего и высшего образования , дается тест «Готовность к выбору профессии».

    Пятое занятие «Деньги, деньги…» рассматривает денежную сторону профессии. Стартовая и максимальная заработная плата , стабильный заработок и сдельная оплата труда , дополнительный заработок и социальный пакет являются предметом разговора на данном занятии. Также здесь мы говорим об ошибках при выборе профессии и выполняем тест «Мотивы выбора профессии».

    Шестое занятие «Ищем работу» включает в себя разговор о путях поиска работы, о том, чего следует избегать при поиске работы, как составлять резюме, графический тест «Ваше отношение к карьере».

    Мы выпустили дневники, куда заносятся основные моменты занятий: результаты тестирования и игр, библиографический материал, советы по выбору профессии и т. п. Но опыт показывает, что если цикл посещает класс в полном составе (от 20 человек), то заполнение дневников теряет свою эффективность. Такая форма работы наиболее эффективно, когда занятия проходят в малой группе. Поэтому для большого количества детей мы придумали «Шпаргалки по выбору профессий: ИОЦ «Кругозор» советует». В сжатом виде в шпаргалке излагается весь теоретический материал каждого занятия. Детям нравится форма шпаргалок, они не занимают места в их рюкзаках, и при серьезном отношении к занятиям могут послужить предметом разговора о профессиях с родителями.

    В заключение хотелось бы процитировать отзывы детей о занятиях.

    Отопкова Алена, 15 лет. «Мне очень понравились занятия по профориентации, потому что я узнала много нового о профессиях, познакомилась с факторами выбора профессии. Узнала о возможных ошибках в выборе профессии, теперь я постараюсь их не совершать…»

    Лебедева Светлана, 15 лет. «Из курса профориентации я узнала много новых профессий, о которых раньше даже не слышала. Здесь много интересных игр и тестов, которые нередко помогают разобраться в себе…получила немало интересной, а главное полезной информации. Индивидуальный подход к учащимся…Все понравилось…»

    Психолог ИОЦ «Кругозор»

    Данная разработка предназначено для внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста. Она поможет сформировать у ребят интерес к проблеме выбора профессии, даст возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГООУ ЯНАО Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние» Севера»

    Открытое мероприятие

    «Все работы хороши»

    Воспитателя семьи № 1

    Константиновой

    Екатерины Николаевны

    п. Кировский, 2011 год

    Цели и задачи:

    1. Сформировать у ребят интерес к проблемам выбора профессии, выявить познавательные интересы.
    2. Нацелить ребят на серьёзное осмысление профессии.
    3. Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.

    Оборудование:

    Репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье»; высказывания великих людей; столовые приборы; набор продуктов; инструменты парикмахера; бинты медицинские; листы ватмана; фломастеры.

    I. Организационный момент:

    Здравствуйте те, кто весел сегодня,

    Здравствуйте те, кто грустит,

    Здравствуйте те, кто общается с радостью,

    Здравствуйте те, кто молчит.

    Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.… Здравствуйте!!!

    II. Вступление:

    Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно не возможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни – выбор профессии.

    Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться.

    У меня растут года,

    Будет мне семнадцать.

    Где работать мне тогда,

    Чем заниматься?!

    И на самом деле, чем…? Кем быть?

    III. Разминка:

    Сейчас мы с вами поиграем. Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, к которым больше всего эти характеристики подходят.

    • какая профессия самая детская? (воспитатель д/с; учитель н/к)
    • какая профессия самая смешная? (клоун; юморист)
    • какая профессия самая жаркая? (пожарный; металлург; повар)
    • какая профессия самая здоровая? (врач; фармацевт)
    • какая профессия самая терпеливая? (учитель; кружевница; скульптор)
    • какая профессия самая яркая? (электрик; певец; актёр)
    • какая профессия самая сладкая? (кондитер; продавец)
    • какая профессия самая волосатая? (парикмахер; ветеринар)
    • какая профессия самая высокая? (монтажник; крановщик; строитель)
    • какая профессия самая быстрая? (водитель; летчик)
    • какая профессия самая смелая? (каскадёр; милиционер; спасатель)

    Мы назвали сейчас лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие из них нам даже не известны. Как же найти среди такого количества свою профессию?

    IV. Основная часть:

    1. Ребята, как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие?… (рассуждения детей)

    Вывод : не бывает плохих и хороших профессий. Бывают профессии, которые подходят или не подходят человеку, бывают востребованные и невостребованные профессии.

    1. А сейчас давайте порассуждаем «Зачем люди работают?».

    Утверждения были заготовлены заранее, дети с ними ознакомлены и выбрали для себя наиболее приемлемые:

    • люди работают, чтобы разбогатеть;
    • люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду;
    • люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы;
    • люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться;
    • люди работают, потому, что им нравиться работать;
    • люди работают, что видят в этом смысл жизни;
    • люди работают, чтобы чувствовать своё отличие от животных;
    • люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в само развитии.

    Каждый отстаивает своё мнение.

    Вывод: итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы_____________________________________________________________

    1. Следующий конкурс «Необитаемый остров».

    Представьте себе, что вы, современные люди XXI века, попадаете на необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена пшеницы, гороха, моркови, огурцов, подсолнечника, а так же топор, пила, молоток, маток верёвки, нож…

    Ваша задача. Вы должны составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

    Пока ребята думают над списком профессий, мы проведём конкурс для зрителей. Он называется «Подбери пословицу». Из сундучка вы достаёте по одному предмету и на данный предмет нужно назвать пословицу.

    • яблоко: яблоко от яблони не далеко падает;
    • зеркало: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива;
    • ложка: дорога ложка к обеду;
    • верёвка: сколько верёвочке не виться, а концу быть;
    • шапка: на воре шапка горит;
    • ножницы: семь раз отмерь, один раз отрежь;
    • часы: делу время, а потехе час.

    Молодцы, гости, спасибо за активное участие. А теперь проверим, как справились с заданием наши участники.

    Вы, ребята, назвали много профессий, но сами понимаете, что их гораздо больше, и все они нужны, чтобы люди могли комфортно жить. Знаете, сколько людей должны трудится, чтобы в наших домах были свет и тепло? Чтобы были учебники, ручки, компьютеры, часы? Чтобы вы были одеты и обуты?

    Есть стихотворение «Из чего сделано платье?». Его автор, поэт Овсей Дриз, отвечая на этот вопрос, даёт представление о том, как много людей различных профессий вложили свой труд в его создание.

    Если шерсти овечьей пастухи настригут,

    Если с шерстью овечьей поезда побегут,

    Если те, что у ткацкой машины стоят,

    Разноцветные ткани наткут для ребят,

    Если доменщик сварит хороший металл,

    О котором на фабрике мастер мечтал,

    Если сделает мастер иглу для портного,

    Пару ножниц, утюг электрический, новый, –

    Значит, мальчика можно поздравить с обновой! –

    Так ответил портной, надевая очки

    И иглой пришивая стальные крючки.

    Подумайте, ребята, и вы поймёте, что все люди связаны результатами своего труда. То есть, каждый человек работает, чтобы получать зарплату, кажется, что для себя, но своим трудом он производит блага для миллионов людей.

    1. Сейчас мы превратимся в артистов и попытаемся обыграть несколько профессий. Они нам знакомы, так как сталкиваемся мы с ними практически ежедневно. Итак, конкурс мастеров.
    • официант – должен накрыть стол, правильно расположить столовые приборы;
    • повар – приготовить фруктовый салат;
    • врач – наложить повязку;
    • парикмахер – сделать причёску;

    Молодцы, ребята, браво!

    Поработали на славу.

    Ребята о своих профессиях приготовили стихи, некоторые из которых загадки. Сейчас они вам их прочитают, а вы, уважаемые гости, внимательно их послушайте и, где будут стихи – загадки, попробуйте их отгадать.

    Хочешь вкусно ты поесть

    И за стол красивый сесть,

    Заходи в наш ресторан,

    Тебя обслужит… (официант)

    Чтобы дети не болели,

    Не ходили еле-еле,

    Чтоб здоровыми росли,

    Ели кашу, пироги,

    Чтоб упитанными были,

    В школу каждый день ходили,

    Чтобы слышать детский говор,

    Нужен нам конечно… (повар)

    Если ты, дружок, упал

    И может, палец поломал,

    Ты, пожалуйста, не плачь!

    Тебе в беде поможет… (врач)

    Быть парикмахером – это искусство,

    Здесь пригодится седьмое чувство,

    Ты как волшебник должен творить,

    Кому как захочется – так тому быть.

    Едва забрезжила заря –

    Поднялся хлебопёк,

    Чтоб ты румяным калачом

    Полакомиться мог.

    Маляр порадовать спешит

    Природу и людей –

    Нам пестроту весны дарит

    Весёлый чародей.

    Спроси у солнца и земли,

    Спроси у быстрых рек:

    «Кто начинает новый день?»

    Рабочий человек! (все вместе)

    1. Конкурс загадок об инструментах и орудиях труда.

    А) Доски грызла и кусала, на пол крошек набросала,

    Но не съела ни куска: знать не вкусная доска. (Пила)

    Б) Замечательный дружище: деревянная ручища,

    Да железный обушок, закалённый гребешок.

    Он у плотников в почёте – каждый день с ним на работе. (Топор)

    В) Сам худ, голова с пуд. Как ударит – крепко станет. (Молоток)

    Г) Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвёртка и шуруп)

    Д) Толстый тонкого побьёт. Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

    Е) Два братца, одно сердце. (Ножницы)

    Ж) Тонкая непила всех одела – нарядила.

    На самой бедняжке нет даже рубашки. (Иголка)

    З) У конька, у горбунка деревянные бока.

    У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

    Молодцы! Хорошо справились с заданием.

    1. Склонности и интересы в выборе профессии (методика «Карта интересов»).

    Заранее мы провели тестирование. Результатов теста ребята не знают. Мы выявляли склонности и интересы ребят по методике «Карта интересов». В дальнейшем, возможно, эта карта поможет ребятам определится с выбором профессии.

    Сейчас каждый из ребят на отдельных листах напишет, что ему нравится и чем он любит заниматься больше всего.

    Теперь возьмите каждый свою карту интересов и обратите внимание на выделенные маркером столбики:

    Жёлтый цвет (верхние две строки) – у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности;

    Зелёный цвет (средние две строки) – ты стремишься, как можно больше узнать о предмете своих интересов;

    Красный цвет (нижние две строки) – ты хотел бы работать в этой области.

    Внимательно посмотрите у кого характеристика своих интересов совпала или не совпала с «Картой интересов» теста.

    Нужно чётко определить круг своих интересов, и, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель.

    1. Сейчас проведём конкурс «Прочти правильно пословицу или поговорку о труде».

    А) Кормит, а, лень, человека, труд, портит (труд человека кормит, а лень – портит)

    Б) Рыбку, труда, без, не, пруда, и, вынешь, из (без труда не вынешь и рыбку из пруда)

    В) Семь, один, отрежь, раз, отмерь, раз (семь раз отмерь, один отрежь)

    Г) Работает, кто, тот, ест, не, не (кто не работает, тот не ест)

    Д) Лежачий, не, камень, под, вода (под лежачий камень вода не течёт)

    Е) Труд, терпение, всё, и, перетрут (терпение и труд всё перетрут)

    Ж) И, посеешь, пожнёшь, то, что (что посеешь, то и пожнёшь)

    З) Час, время, делу, а, потехе (делу время, а потехе час)

    И) И, кататься, люби, любишь, возить, и, саночки (любишь кататься, люби и саночки возить)

    К) Да, меньше, больше, слов, дела (меньше слов, да больше дела)

    Л) Дело, смело, за, берись, всякое (за всякое дело берись смело)

    М) Пила, у, мастера, плохая, и, плохого (у плохого мастера и пила плохая)

    Ребята объясняют значение каждой пословицы, как они понимают народную мудрость. Делаем вывод, что ленивого человека никто не уважает.

    1. Творческое задание. Любимая профессия помогает человеку исполнять его желания, и прежде чем выбрать профессию, человек решает для себя, чего он хочет добиться в жизни.

    Сейчас вы должны выполнить задание-рисунок «Три желания». Но прежде представьте, что вы идёте по берегу моря и находите старый кувшин. В нём живёт кто? (Дети отвечают: «Джин!»). Он готов выполнить три ваших желания. Нарисуйте их.

    А пока дети рисуют, проведём конкурс со зрителями. Конкурс называется «Что это?»:

    хурма

    фрукт

    индейка

    птица

    сазан

    рыба

    артишок

    овощ

    изюм

    ягода

    квас

    напиток

    корица

    пряность

    кефаль

    рыба

    кокос

    орех

    кольраби

    капуста

    дыня

    ягода

    кумыс

    напиток

    палтус

    рыба

    арбуз

    ягода

    рис

    крупа

    рябчик

    птица

    голубика

    ягода

    пастернак

    овощ

    баклажан

    овощ

    киви

    фрукт

    вобла

    рыба

    лавровый лист

    пряность

    фисташки

    орех

    пшено

    крупа

    виноград

    ягода

    редька

    овощ

    бычки

    рыба

    лимон

    фрукт

    брусника

    ягода

    клубника

    ягода

    бобы

    овощ

    сморчок

    гриб

    топинамбур

    овощ

    медовуха

    напиток

    Молодцы, гости, активно поработали. А сейчас посмотрим, что в своих рисунках нарисовали дети.

    V. Заключительная часть.

    Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в необычном мире – мире профессий. Рано или поздно в этом мире окажетесь и вы. И от вас зависит, каким он будет – мир вашей профессии.

    Подводя итог нашего мероприятия хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

    А сейчас послушайте стихотворения Д. Я. Лившиц «Что в руках у человека» и «Да здравствуют руки!»

    Всё, что видишь ты вокруг,

    Всё – плоды рабочих рук.

    Этот дом и этот сад

    В лёгком кружеве оград.

    Тепловоз, подъёмный кран,

    Экскаватор – великан,

    Телефон, машина, стол,

    Сумка, парта и футбол, –

    Всё, что видишь ты вокруг,

    Всё – плоды рабочих рук.

    Да здравствуют руки,

    Рабочие руки,

    Те, что не терпят

    Лени и скуки!

    Да здравствуют руки,

    Которые в полночь

    Опасно больному

    Приходят на помощь!

    Да здравствуют руки,

    Которые косят,

    Пекут, обшивают,

    И почту приносят,

    Ведут корабли

    В покорённую даль,

    И варят в мартенах

    Чудесную сталь!

    Да здравствуют руки,

    Руки простые,

    Которые к звёздам

    Подняли Россию!

    Спасибо, ребята, за хорошую, активную работу! Спасибо, гости, за ваше внимание и принятое участие! Всего вам доброго, до свидания!


    Каждый человек в определенный момент должен определиться с выбором профессии. Данный процесс является чрезвычайно ответственным шагом, от которого зависит успех всей будущей жизни. Речь идет о статусе в обществе, материальном достатке и личной удовлетворенности. Удачно совершить этот шаг - одна из главных социальных задач молодёжи.

    Легко ли молодым?

    Для большинства представителей юношества стремление обзавестись надежной профессией - в числе несомненных приоритетов. Но именно такой специфической категории населения, как молодежь, присуща максимальная социальная незащищенность по причине особенностей возраста, а именно низкой квалификации, отсутствия профессионального опыта и наличия чисто психологических проблем с самоопределением.

    В наши нелегкие времена молодое поколение еще больше рискует остаться без приличной профессии или попросту не найти достойного места работы. Именно поэтому все специалисты, которые работают с молодежью, обязаны проявить профессиональный подход в деле профориентации юношества.

    Касается это и библиотекарей. Вооруженный знаниями специалист с высоты своего опыта подтолкнет юношей и девушек к правильному выбору и снизит риск неудачи. Актуальная информация на тему профориентации остро необходима молодёжи и подросткам. Ведь мир профессий так изменчив и разнообразен! Чуть ли не ежегодно мы слышим о появлении новых специальностей и целых отраслей.

    Кто поможет?

    Всё чаще и чаще к специалистам предъявляются требования, связанные с особенным стилем мышления и способностями вникать в инновации, осваивать современные технологии труда. В этой связи роль библиотекаря как профконсультанта трудно переоценить. Ведь он имеет массу возможностей обратить внимание молодого читателя на необъятные информационные ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки.

    Помочь профессионально определиться подростку библиотекарь может благодаря массе научно-справочной, а также популярной литературы на тему самых разных направлений деятельности. Именно проведенные мероприятия по профориентации в библиотеке могут дать столь актуальную информацию о востребованности той или иной специальности на рынке труда, условиях поступления и тех учебных заведениях, где есть возможность приобретать знания по выбранному направлению.

    В чем состоит помощь

    Давайте рассмотрим, по каким основным направлениям библиотека может и должна вести свою профориентационную деятельность. План работы специалиста в этой области должен включать три основных направления, а именно: подготовка юных читателей к правильному профессиональному выбору, создавание всех необходимых условий для получения ими всеобъемлющей информации об имеющихся специальностях, а также ориентация на выбор конкретного варианта.

    Каждое из трех направлений подразумевает решение вполне конкретных задач педагогического характера.

    Готовя читателя к выбору обязаны задуматься о путях формирования интереса к такой проблеме, как Другая цель данного пункта работы - обучение юного поколения правилам, по которым следует выбирать свою будущую деятельность.

    По второму из направлений - созданию подходящих условий для получения актуальной информации - библиотекарю следует сосредоточить усилия на помощи юным личностям в деле осознания собственной заинтересованности в определенной сфере деятельности.

    Определимся окончательно

    Следующий шаг заключается в формировании более устойчивого интереса к выбранному виду труда на базе формирующейся общественной и личностной позиции. То есть будущий абитуриент должен определиться в своих ценностных ориентациях и осознать мотив собственного выбора.

    Третий из пунктов плана является наиболее ответственным, так как основан на индивидуальной работе с теми из старшеклассников, кто практически определился с выбором. В данном случае задача мероприятия по профориентации молодежи в библиотеке - сформировать более серьезное представление о выбранной сфере деятельности.

    В качестве результатов такой библиотечной работы можно назвать интерес, проявленный школьниками к проблеме выбора, усвоение ими его базовых правил, проявление достаточно высокого уровня самосознания, включающего ответственность за собственное решение.

    Целью становится выявление социальных мотивов выбора и формирование представления о том или ином виде деятельности. А также знание специфики условий получения специальности и дальнейшей трудовой деятельности, перспектив и материальных условий. Ведь в связи со сложившейся в наши дни ситуацией на трудовом рынке имеет место зачастую серьезное несоответствие идеального представления абитуриентов о будущей работе реальным жизненным условиям.

    Что делать библиотекарю

    Для реализации поставленных задач библиотека разрабатывает модель Суть ее - в комплексном подходе к вопросу рабочей ориентации молодёжи, использование большого количества специальной литературы, разнообразие методов и форм пропаганды.

    Работа с читателями включает, кроме того, привлечение других организаций и специалистов.

    Организационная форма мероприятия в библиотеке по профориентации может быть массовой, групповой (в виде кружков постоянного или меняющегося состава), а также индивидуальной. По методике воздействия их все можно поделить на словесные (вербальные) - в виде докладов, лекций, диспутов, конференций читателей, встреч, бесед и т. п.; практические - в форме экскурсий, тренингов, кружковых занятий, конкурсов и походов; а также наглядные - в виде книжных и творческих выставок, тематических стендов и пр.

    Все формы целесообразно использовать в комплексе, так они будут друг друга дополнять.

    Мероприятия в библиотеке по профориентации могут быть следующими:

    • Просвещение в словесной (или вербальной) форме часто подается в виде организации клуба профессиональных знакомств, объединяющего юношей и девушек для расширения кругозора и развития интереса к специальностям.
    • В таком клубе выпускникам дается возможность встретиться с представителями самых разных видов труда, как массовых, так и достаточно редких, и познакомиться с особенностями их деятельности, а также психологическими, экономическими и даже медицинскими нюансами при совершении выбора.

    О конкретных формах работы

    Организовать мероприятия по профориентации в библиотеке для детей и подростков предполагается в виде диалога школьников и гостей клуба. На заседаниях возможно проведение экспресс-диагностики, профориентационных игр, подача информации об условиях поступления в то или иное учебное заведение. Также можно устроить диспут на тему востребованности определённой профессии.

    Ценность занятий в форме диспутов в том, что они заставляют задуматься на тему выбора даже того, кто по какой-то причине еще к нему не готов, и в выработке умений принимать коллегиальные решения по самым разным вопросам.

    Диспуты можно устроить на следующие темы: "Мои действия для достижения цели", "Что такое престиж профессии?", "Карьеризм - хорошо или плохо?", "Безработица - социальный тупик или ваш новый шанс?", "Достигать ли цели любой ценой?", "Каким я вижу себя через 5 лет" и т. п.

    Сценарий: познавательное мероприятие по профориентации в библиотеке

    При подготовке плана диспута следует составить примерный перечень вопросов, а именно:

    1. Равнозначны ли для вас понятия выбора профессии и обретения жизненного смысла?

    2. Что важнее - формирование профессиональных навыков или рост личности?

    3. Дело красит человека или человек дело?

    4. Правду ли говорят, что привыкают к любой профессии. Как вы считаете?

    5. Что такое свободный выбор в профессиональной сфере?

    6. Как влияют на жизненный успех оценки в аттестате?

    7. Какой информацией нужно располагать, чтобы не ошибиться в выборе?

    Другая форма мероприятия в библиотеке по профориентации - издание устного журнала, представляющего собой заранее подготовленные выступления, каждое из которых посвящено определенной теме. Чтобы заинтересовать данной идеей школьников, доклады следует чередовать с просмотром слайдов, видеороликов и выступлениями приглашённых профессионалов.

    Каждый из выпусков такого журнала может быть посвящен конкретной сфере деятельности, например медицине, строительству или педагогике.

    Другие варианты

    Такая форма мероприятия в библиотеке по профориентации, как беседа, подразумевает знакомство подростков с миром профессиональной деятельности, ориентирами в самоопределении и ситуацией с учебными заведениями в регионе. Готовя беседу, следует предусмотреть список обсуждаемых вопросов, наглядные материалы и рекомендуемую литературу. Если беседа посвящена конкретному роду деятельности, неплохо пригласить ее представителя. Совсем не лишним будет выступление студентов, обучающихся на ту или иную специальность.

    Что такое круглый стол? Это название мероприятий по профориентации в библиотеке, подразумевающих коллективную беседу на конкретную тему. Свободный обмен собственными мнениями по всем обсуждаемым вопросам может быть лишь у тех учащихся, кто обладает неплохим уровнем подготовки. Такая форма работы годится для старшеклассников с некоторым опытом. Программа каждого заседания должна быть составлена заранее, примерные вопросы проработаны.

    Как заинтересовать читателей

    Интересные мероприятия по профориентации в библиотеке можно организовать в виде вечеров-путешествий. Участники делятся на команды, в ходе "путешествия" обмениваются впечатлениями, информацией и предложениями на разные темы. Подобных вечеров можно провести целую серию. Примерная тематика их такова:

    1."Родной город" - участники "бродят" по площадям, улицам своего города, "посещают" известные места.

    2. "Наш край" - путь пролегает по рекам, городам, памятным местам своей страны.

    3. "Кругосветное путешествие" включает в себя другие страны и столицы.

    4. "Удивительный мир" - поднимается тема природы, животных, растений и т. п.

    5. "Мир профессий".

    6. "Полет на машине времени".

    Название мероприятий по профориентации в библиотеке, проводимых в виде тренинга, может быть что-то вроде "Вечера разгаданных тайн". Здесь школьники как бы совершают "научные открытия" и фокусируют внимание на различных нерешенных проблемах.

    Участникам необходимо предварительно подготовиться. Удобнее всего разбить их на небольшие группы численностью не более 5 человек в каждой. Причём это могут быть как сверстники, так и дети разного возраста. Тематика выбирается самая разнообразная, например "Город будущего", "История старинного предмета".

    Лучше всего, если ответы на поднимаемые вопросы будут не в форме обзоров (то есть сводок цифр и фактов), а в форме дискуссий, предполагающих массовое участие.

    Подготавливая такой вечер, следует использовать любые доступные источники, от интернета до научно-популярных журналов и книг. Продолжительность его не должна превышать полутора часов. Если возраст участников не слишком велик, следует позаботиться о включении в программу вечера игровых моментов.

    Предстоит серьезная работа

    Следующий тип мероприятия в библиотеке по профориентации - конференции. Они могут быть научными, итоговыми и читательскими. Методика их проведения заключается в определении темы, оповещении участников о дате проведения, подготовке для всеобщего ознакомления программы.

    Готовясь к конференции, участники должны будут изучить множество разнообразных источников, поработать с библиотечными каталогами, энциклопедиями, библиографическими справочниками, посмотреть определённые фильмы или спектакли по обсуждаемой теме. Возможно, следует в рамках подготовки организовать поход в музей или встречу с интересным человеком.

    Проводя вместе с учащимися конференции, библиотекари совместно с учителями прививают школьникам навыки ведения конспектов, составления планов, выделения самого важного, подбора цитат, правильного оформления документов. Подростки учатся логическому мышлению, навыкам анализа и обобщения.

    Каждый из участников составляет краткий план собственного выступления. По мере необходимости проводятся консультации в группе или индивидуально. По завершении подготовительного этапа должен быть составлен развернутый план мероприятия.

    Отчет

    Мероприятий в библиотеке по профориентации может быть, конечно, много. Но после проведения каждого должны быть подведены итоги. Следует задать участникам такие, например, вопросы:

    Что именно в состоявшемся мероприятии показалось максимально полезным и интересным?

    Какие вопросы раскрыты недостаточно полно?

    Примером темы научной конференции может стать: "В каких специалистах наш регион будет нуждаться спустя десятилетие?"

    Такая воспитательная форма работы, как пресс-конференция, активизирует молодежь и подростков, способствует развитию мышления и умения вести дискуссию, а также использовать информацию из самых разных источников. Это эффективный прием школьного самообразования.

    Готовя пресс-конференцию, следует создать из участников творческие либо инициативные группы. Каждая из них получает конкретное задание, например подготовка выступления по теме, оформление наглядного пособия, составление кроссворда, подбор занимательных фактов и прочее.

    От каждой группы выбирается основной представитель, которому придется выступать от лица всех. Попутно ведется оформление книжной выставки или другого Форма проведения пресс-конференции предполагает заслушивание подготовленных заранее докладов с последующими ответами на вопросы и подведением итогов.

    Каждая из предлагаемых тем должна быть рассмотрена с противоположных позиций. В качестве темы пресс-конференции можно взять, например, такую: "Труд и здоровье". И обсудить с разных точек зрения.

    Для тех, кто помладше

    План мероприятий по профориентации в библиотеке обязательно включает в себя и практические формы профессионального просвещения. К таковым относятся самые разнообразные конкурсы и игры. Они могут планироваться в виде самостоятельных мероприятий, например конкурса лучшего по профессии, или включаться как составная часть сценария тематических вечеров.

    Игры относятся к самым активным формам просвещения. Играя, школьники примеряют на себя профессиональные обязанности, порой всерьез выполняя их отдельные элементы. В данном случае в помощь библиотекарю существуют специальные методические пособия с описанием самых разных профориентационных игр.

    Целью таких мероприятий, как конкурс, является выявление тех учащихся, кто обладает наиболее глубокими знаниями на определенную тему и имеет самый высокий уровень профессиональных навыков.

    Темой тематического вечера может быть конкретно выбранная профессия или даже целая отрасль. Данная форма интересна тем, что может включать в себя и конкурсы с играми, и художественную самодеятельность, и музыкальное оформление.

    Если проводятся мероприятия в детской библиотеке по профориентации с участием младших школьников, то тематики рекомендуются следующие: "Все профессии нужны, все профессии важны", "Кем я буду?", "Наши бабушки и мамы" и тому подобное.

    Чем младше возраст детей, тем более активными должны быть Уже в средней школе рекомендуется организовать для учащихся экскурсии на предприятия, в центры занятости и профессиональные учебные заведения. Школьники своими глазами смогут увидеть организацию производства, деятельность людей в рабочей обстановке, почувствовать атмосферу учебного заведения. После того как в библиотеке прошло мероприятие по профориентации, экскурсия закрепит полученную информацию.

    Какими они бывают

    Экскурсии могут быть обзорными, дополняющимися небольшими беседами с персоналом, работающим на каждом участке, или тематическими. Последние проводятся школой по разработанному плану согласно темам учебных предметов. Тематический цикл экскурсий может быть включен в школьную программу с целью комплексного ознакомления учащихся с имеющимися в регионе организациями и предприятиями, а также пропагандой тех или иных профессий.

    Помимо прочего, в библиотеке могут быть организованы клубы и тематические кружки. Такие формы ориентированы на то, чтобы решать воспитательные и профессиональные задачи помимо учебного процесса. У каждого клуба - свой профиль и своя программа, а также выпускные испытания.

    Мероприятия по профориентации в библиотеке для детей обязательно должны включать в себя множество викторин, состоящих из занимательных вопросов и ответов, головоломок, кроссвордов или ребусов.

    К наглядным формам просвещения относится оформление информационных стендов с перечнем сведений о специальностях и учебных заведениях региона, работодателях города и района, информация из центра занятости. На них могут помещаться описания наиболее распространенных видов деятельности, выставляться научно-популярная и справочная литература на тему мира профессий. Стенды могут представлять собой схемы или таблицы, позволяющие познакомиться с сутью тех или иных технологических процессов или принципов работы организации.