Признаки и элементы социальных институтов. Каковы основные признаки социальной группы? Образование как социальный институт

Социальными признаются любые отношения, возникающие между социальными группами, а также членами этих групп. Социальные отношения относятся практически ко всему, что окружает человека. Где бы он ни работал и где не осуществлял бы свою деятельность, он всегда будет вовлечен в те или иные социальные отношения.

Понятие социальных отношений на практике имеет сильную связь с социальными ролями. Как правило, человек, вступающий в некие социальные отношения, предстает в них в определенной своей социальной роли, будь то профессиональная, национальная или гендерная роль.

Помимо самих отношений, возникающих между людьми, социальными являются и все формы, которые принимают эти отношения. Люди вынуждены вступать в эти отношения не только в связи с потребностью в причастности, но и благодаря материальным и духовным потребностям, которые они просто не могут удовлетворить в-одиночку.

Виды социальных отношений

Социальные отношения можно разделить на виды, исходя из сфер деятельности, в которых люди себя проявляют. Это производственные, экономические, политические, эстетические, психологические, межличностные. К последним, например, можно причислить дружеские, товарищеские, любовные, родственные отношения. В межличностных отношениях человек наиболее ярко проявляет себя как личность и наиболее вовлечен в отношения.

Психологические отношения в большей мере характеризуются отношением индивида к самому себе и его реакцией на внешние раздражители или объекты. Существует также симбиоз социальных и психологических отношений, выливающихся обычно во взаимодействие членов общества с позиции их индивидуальных психологических особенностей. Например, дружба-вражда, лидерство- и другое. О ролевых отношениях имеет место говорить, когда в них четко прописаны те или иные роли участвующих, а также существует определенная функционально-организованная связь между ними.

Коммуникативные взаимоотношения позволяют членам социума обмениваться информацией и играют важную роль в жизни общества. Эмоциональные отношения людей характеризуются на основе их взаимной привлекательности или, наоборот, отчужденности. Причем эта привлекательность может быть как психологической, так и физической. Важную роль в отношениях людей играют и моральные взаимоотношения, то есть оценка поведения и действий друг друга с позиции понимания добра и зла.

У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

Один из факторов, характеризующих общество в целом - совокупность социальных институтов. Их расположение словно на поверхности, что делает их особо удачными объектами для наблюдения и управления.

В свою очередь, сложная организованная система со своими нормами и правилами и есть социальный институт. Признаки его различны, но классифицированы, и именно они подлежат рассмотрению в данной статье.

Понятие социального института

Социальный институт - это одна из форм организации Впервые это понятие было применено По мнению ученого, все многообразие социальных институтов создает так называемый каркас общества. Разделение на формы, говорил Спенсер, производится под влиянием дифференциации социума. Все общество он делил на три основных института, среди которых:

  • репродуктивный;
  • распределительный;
  • регулирующий.

Мнение Е. Дюркгейма

Е. Дюркгейм был убежден, что человек как личность может реализовать себя только при помощи социальных институтов. Они же призваны налаживать ответственность между межинституциональными формами и потребностями социума.

Карл Маркс

Автор знаменитого "Капитала" оценивал социальные институты с точки зрения производственных отношений. По его мнению, социальный институт, признаки которого присутствуют и при разделении труда, и в явлении частной собственности, сформировался именно под их влиянием.

Терминология

Термин "социальный институт" произошел от латинского слова "institution", что означает "организация" или "порядок". К этому определению, в принципе, сводятся все черты социального института.

Дефиниция включает в себя форму закрепления и форму осуществления специализированной деятельности. Предназначение социальных институтов - обеспечить стабильность функционирования коммуникаций внутри общества.

Приемлемо также такое краткое определение термина: организованная и согласованная форма общественных отношений, целенаправленная на удовлетворение потребностей, значимых для общества.

Нетрудно заметить, что все из предоставленных дефиниций (включая указанные выше мнения ученых) основываются на "трех китах":

  • общество;
  • организация;
  • потребности.

Но это еще не полноценные черты социального института, скорее, опорные моменты, которые следует учитывать.

Условия институционализации

Процесс институционализации - социального института. Оно происходит при следующих условиях:

  • социальная потребность как фактор, который будет удовлетворять будущий институт;
  • социальные связи, то есть взаимодействие людей и общностей, в результате которых формируются социальные институты;
  • целесообразная и правил;
  • материальные и организационные, трудовые и финансовые необходимые ресурсы.

Этапы институционализации

Процесс становления социального института проходит некоторые этапы:

  • возникновение и осознание потребности в институте;
  • выработка норм общественного поведения в рамках будущего института;
  • создание своей символики, то есть системы знаков, которая будет указывать на создаваемый социальный институт;
  • формирование, развитие и определение системы ролей и статусов;
  • создание материальной основы института;
  • интегрирование института в уже имеющуюся социальную систему.

Структурные признаки социального института

Признаки понятия "социальный институт" характеризуют его в современном обществе.

Структурные признаки охватывают:

  • Сферу деятельности, а также социальных отношений.
  • Учреждения, которые имеют определенные полномочия для того, чтобы организовывать деятельность людей, а также выполнять различные роли и функции. Например: общественные, организационные и выполняющие функции контроля и управления.
  • Те специфические правила и нормы, которые призваны регулировать поведение людей в определенном социальном институте.
  • Материальные средства для достижения целей института.
  • Идеологию, цели и задачи.

Виды социальных институтов

Классификация, которая систематизирует социальные институты (таблица приведена ниже), делит это понятие на четыре отдельных вида. К каждому из них относится еще как минимум четыре конкретных института.

Какие существуют социальные институты? Таблица демонстрирует их виды и примеры.

Духовные социальные институты в некоторых источниках называют институтами культуры, а сфера семьи, в свою очередь, иногда называется стратификацией и родством.

Общие признаки социального института

Общие, а одновременно с этим и основные, признаки социального института такие:

  • круг субъектов, которые в процессе своей деятельности вступают во взаимоотношения;
  • устойчивый характер этих взаимоотношений;
  • определенная (а это значит, в той или иной мере формализованная) организация;
  • поведенческие нормы и правила;
  • функции, которые обеспечивают интеграцию института в социальную систему.

Следует понимать, что эти признаки неформальны, но логически вытекают из дефиниции и функционирования различных социальных институтов. При помощи них, кроме всего прочего, удобно анализировать институционализацию.

Социальный институт: признаки на конкретных примерах

Каждый конкретный социальный институт обладает своими особенностями - признаками. Они тесно перекликаются с ролями, например: основные роли семьи как социального института. Вот почему так показательно рассмотреть примеры и соответствующие ему признаки и роли.

Семья как социальный институт

Классический пример социального института - это, конечно, семья. Как видно из вышепредставленной таблицы, она относится к четвертому виду институтов, охватывающих одноименную же сферу. Следовательно, она является базой и конечной целью для брака, отцовства и материнства. К тому же семья же их и объединяет.

Признаки этого социального института:

  • связи брачные или кровнородственные;
  • общий семейный бюджет;
  • совместное проживание на одной жилплощади.

Основные роли сводятся к известному изречению о том, что она - "ячейка общества". По существу, все именно так. Семьи - частицы, из совокупности которых складывается социум. Кроме того что она является социальным институтом, семью также называют малой социальной группой. И не случайно, ведь с рождения человек развивается под ее влиянием и испытывает его на себе на протяжении всей жизни.

Образование как социальный институт

Образование есть социальная подсистема. Оно имеет свою специфическую структуру и признаки.

Основные элементы образования:

  • социальные организации и социальные общности (учебно-воспитательные учреждение и разделение на группы педагогов и учащихся и т. д.);
  • социокультурная деятельность в виде учебного процесса.

К признакам социального института относятся:

  1. Нормы и правила - в институте образования примерами можно считать: тягу к знаниям, посещаемость, уважение к преподавателям и одноклассникам/одногруппникам.
  2. Символика, то есть культурные признаки - гимны и гербы учебных заведений, животное-символ некоторых знаменитых колледжей, эмблемы.
  3. Утилитарные культурные черты, такие как учебные классы и кабиненты.
  4. Идеология - принцип равенства между учащимися, взаимоуважение, свобода слова и право голоса, а также право на собственное мнение.

Признаки социальных институтов: примеры

Подытожим изложенную здесь информацию. К признакам социального института относятся:

  • набор социальных ролей (например, отец/мать/дочь/сестра в институте семьи);
  • устойчивые модели поведения (например, определенные модели для преподавателя и учащегося в институте образования);
  • нормы (например, кодексы и Конституция государства);
  • символика (например, института брака или религиозной общины);
  • базовые ценности (то есть мораль).

Социальный институт, признаки которого были рассмотрены в данной статье, призван направлять поведение каждого конкретного человека, непосредственно являясь частью его жизни. В то же время, например, обычный страшеклассник относится как минимум к трем социальным институтам: семьи, школы и государства. Интересно, что, в зависимости от каждого из них, ему принадлежит и роль (статус), которую он имеет и согласно которой он выбирает свою модель поведения. Она, в свою очередь, задает его характеристику в обществе.

Признаки социальной общности

Общность потребностей.

Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Корпоративные общности.

В основу первой

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Реальное поведенческое Непосредственные трудовые
Средняя Сотни человек Функциональное
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта

Вторая классификация Третья классификация

Число детей в семье

· малодетные семьи - 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

· среднедетные семьи - 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

· многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. моногамная семья - состоящая из двух партнёров

2. полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

· однодетная семья;

· малодетная семья;

· среднедетная семья;

· многодетная семья.

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

· родительская - это семья, в которой человек рождается

· репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Функции семьи: 1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

4. Статусная функция . Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Б.52 Социализация личности.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи : 1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули , личность проходит следующие стадии социализации :

1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Вторичная социализация -.означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Б. 54 Образование как социальный институт.

Образование - формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности , так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

4. кодекс устный и письменный - правили учащихся

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев : систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки социальной общности

Сходство условий жизнедеятельности.

Общность потребностей.

Наличие совместной деятельности

Формирование собственной культуры.

Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые (например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

Классовые общности и слои.

Исторические формы общности.

Социально-демографические общности.

Корпоративные общности.

Этнические и территориальные общности.

Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации - это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации - это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
в-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав - меняется "лицо" организации.
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность , т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
б) безличность , т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения , т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
г) функциональность , подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
д) наличие организаторов , лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном ("ядром"), административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

26. В разработке

27Бюрократия - социальная структура основанная на иерархии должностей и ролей предписанных четкими правилами и стандартами и на разделение функций и властей.

Бюрократия присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Бюрократия является существование и рост слоя бюрократов - привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты. Явление Бюрократия привлекает особое внимание буржуазных учёных с начала 20 в., когда рост бюрократических организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологических концепций Бюрократия были заложены в работах немецкого социолога М.Вебера , который рассматривал Бюрократия как «естественную» и «необходимую» форму всякой социальной организации. Сам термин «Бюрократия» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал «идеалом» всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики «научного руководства» (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией «человеческих отношений», согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против «бюрократизма» выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция «человеческих отношений» не учитывает, что упорядочение и «очеловечение» отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Бюрократия

М. Вебер «Концепция идеальной бюрократии»

1) Всякий пост или должность имеют ясно определенные обязанности и ответственность

2) Всякая деятельность базируется на последов. Системе норм и правил, которая определяет ответственность различных должностных лиц и принцип взаимоотношений между ними

3) Все должности размещены на конкретном уровне иерархии власти, имещий форму пирамиды. Ответственность не только за свои решения, но и за подчиненных

4) Все должностные посты предполагают наличие должностных навыков

5) Должностные лица не являются владельцами своих постов. Должность – собственность организации

6) Работа равна карьере, продвижение основано на старшинстве и заслугах перед организацией, испытательный срок – должность

7) Приказы, правила, процедуры, полномочия фиксируются письменно и постоянно хранятся.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выпол­няющие общественно-значимые функции. Термин «социальный ин­ститут» употребляется, в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, институте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относи­тельно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений. Рассмот­рим же конкретно, что вызывает к жизни социальные институты и каковы их наиболее существенные характеристики.

Основное предназначение социальных институтов - обеспе­чить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, ин­ститут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве челове­ческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между по­лами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из ко­торых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, соци­ализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечива­ют институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институ­том религии.

Социальные институты образуются на основе социальных свя­зей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социаль­ных групп, слоев и иных общностей. Но они, как и другие социальные системы, не могут быть связаны с суммой этих лиц, общностей и вза­имодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный ха­рактер, обладают собственным системным качеством. Следователь­но социальный институт представляет собой самостоятельное обще­ственное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназна­чение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации об­щественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс упоря­дочивания, стандартизации и формализации называется институализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Предпосылкой появления социальных институтов является возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение. Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный инсти­тут образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отно­шений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу ре­ализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят от­бор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стан­дартизированные обычаи.

Необходимым шагом на пути институционализации является закрепление этих шаблонов поведения в качестве обязательных норм сначала на основе общественного мнения, а затем и санкцио­нирования формальными органами власти. На этой основе разраба­тывается система санкций. Таким образом институционализация, прежде всего, представляет собой процесс определения и закрепления социальных ценностей, норм, образцов поведения, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения определенных жизненно важных по­требностей.

В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.

Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.

Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:

1) физиологические и сексуальные потребности;

2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;

3) социальные потребности в общении;

4) престижные потребности в признании;

5) духовные потребности в самореализации.

Используя объяснительные возможности представленной структуры потребностей, попробуем разобраться в природе и социальных функциях семьи.

Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.

Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность.

Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.

1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.

5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.

7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

В данном направлении выделяются следующие свойства социального конфликта:

1. Биполярность “как наличие и противостояние двух начал” в конфликте, их взаимосвязанность и взаимопротивоположность одновременно.Однако, данное свойство оспаривается, так как в современных социальных конфликтах часто присутствует более двух сторон. То есть, при построении определения на данном тезисе необходимо учитывать подобную особенность.

2. Активность, направленная на преодоление противоречия . Выделяя данную особенность Гришина пытается определить что является конфликтом: чувства и эмоции без действий или чувства, эмоции и действия. Она задается вопросом: “Когда же ситуация начинает развиваться как конфликтная?”.И дает на него ответ: “Если человек, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую для него, начинает что-то предпринимать для ее изменения-объясняет свою точку зрения партнеру, пытается переубедить его, идет жаловаться на него кому-то, демонстрирует свое недовольство ит.д.” то есть начинает действовать.

В рамках данной особенности, так же начинают выделять потенциальный конфликт (существование разногласий без каких-либо действий) и непосредственный конфликт (в ходе которого совершаются конкретные действия).
3. Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта . «Простейшая интерпретация этого признака означает, что конфликт-это “человеческое” явление», - утверждает Гришина.
Таким образом, опираясь на описанную специфику, дается следующее определение конфликта: «конфликт выступает как биполярное явление-противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)

Структура конфликта

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта – то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того, кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей).

В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников.

Рис.1. Структура конфликтной ситуации.

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и существенное.

Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками, составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь.

Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен). Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо учитывать.

Функции соц. конфликта

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. То есть, конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную). Поэтому, как считают многие исследователи, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общем плане возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность.

Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны – как об отрицательных.

Конфликт часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению перемен и внедрению нового. Кроме того, прослеживается повышение эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как результат, рост текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что что-то потерпели. Если же участники удовлетворены и что-то получают в результате конфликта – конфликт считается продуктивным.

социальные движения - тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.