Специфика влияния общения начинающих сотрудников правохранительных органов и стажистов. Социальное взаимодействие Специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми

Рудая О.Ю., начальник отдела психологического сопровождения
развития детей и подростков и профессиональной ориентации
Центра психологического сопровождения образовательной деятельности
ГАОУ ДПО «КГИРО»

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения

Общение – специфическая форма
взаимодействия человека с
другими людьми как членами
общества; в общении реализуются
социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

- коммуникативная сторона состоит в
обмене информацией между людьми;
- интерактивная сторона заключается в
организации взаимодействия между людьми;
- перцептивная сторона включает процесс
восприятия друг друга партнёрами по
общению и установление на этой основе
взаимопонимания.

Средства общения

Язык – система слов, выражений и правил их соединения в
осмысленные высказывания, используемые для общения.
Интонация, эмоциональная выразительность, которая
способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать,
дополнять или опровергать смысл фразы.
Жесты как средства общения могут быть как
общепринятыми, то есть иметь закреплённые за ними
значения, или экспрессивными, то есть служить для
большей выразительности речи.
Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит
от культурных, национальных традиций, от степени
доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении – побуждает человека вступить в
контакт с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает
конкретные средства, фразы, которыми будет
пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника,
контроль эффективности общения на основе установления
обратной связи.
Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с лат. этот термин означает «общее, раз

Коммуникация – процесс
двустороннего обмена
информацией, ведущий к
взаимному пониманию. В переводе
с лат. этот термин означает
«общее, разделяемое со всеми».
Если не достигается
взаимопонимания, то
коммуникация
не состоялась.

Причины плохой коммуникации:

Стереотипы – упрощённые мнения относительно отдельных лиц
или ситуаций.
«Предвзятые представления» - склонность отвергать всё, что
противоречит собственным взглядам, что ново, необычно.
Плохие отношения между людьми, поскольку если отношение
человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости
вашего взгляда.
Отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес
возникает, когда человек осознаёт значение информации для
себя.
Пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводызаключения при отсутствии достаточного числа фактов.
Ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов,
сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Виды общения

«Контакт масок»
Примитивное общение
Формально-ролевое общение
Деловое общение
Духовное. Межличностное общение
Манипулятивное общение
Светское общение

Зоны дистанции в человеческом контакте

Интимная зона (15-45 см) – в эту зону допускаются лишь
близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны
характерны – доверительность, негромкий голос в
общении, тактильный контакт, прикосновение.
Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной
беседы с друзьями и коллегами предполагает только
визуально-зрительный контакт.
Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во
время официальных встреч, как правило, с теми, кого не
очень знают.
Публичная зона (более 400 см) подразумевает общение с
большой группой людей – например, в лекционной
аудитории.

10. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

Жесты-иллюстраторы
Жесты-регуляторы
Жесты-эмблемы
Жесты-адапторы
Жесты-аффекторы
Микрожесты

11. Факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать других людей

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений
Наличие уже сформированных стереотипов
Стремление сделать преждевременное заключение о
личности оцениваемого человека
Эффект «ореола»
Эффект «проецирования»
Эффект «первичности»
Отсутствие желания и привычки прислушиваться к
мнению других людей
Эффект «последней информации»

12. Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношен

Обратная связь в общении – это
сообщение, адресованное другому
человеку, о том, как я его
воспринимаю, что чувствую в связи
с нашими отношениями, какие
чувства вызывает у меня его
поведение.

13. Правила обратной связи

Говорите о том, что конкретно делает данный человек,
когда его поступки вызывают у вас те или иные чувства.
Если говорите о том, что вам не нравится в данном
человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог
бы при желании в себе изменить.
Не давайте оценок. Помните: обратная связь – это не
информация о том, что представляет собой тот или иной
человек, это в большей степени сведения о вас в связи с
этим человеком, с тем, как вы воспринимаете данного
человека, что вам приятно и что вам неприятно.

14.

Способы взаимодействия,
характерные для
ненасильственного общения
- просьба,
- объяснение,
- призыв к сотрудничеству,
- похвала, доброе слово,
- поощрение,
- одобрение,
- личный пример,
- уговор,
- составление устного договора,
- взаимоуважение,
- общение на равных,
- создание творческой атмосферы,
- юмор (не ирония!),
- совместная деятельность,
- неформальная обстановка,
- материальное поощрение,
- предоставление свободы выбора,
- создание ситуации успеха,
- ласковое прикосновение,
- демонстрация положительных сторон
ребёнка
Способы взаимодействия,
характерные для
насильственного общения
- крик, угроза,
- приказ,
- принуждение, давление,
- неконструктивная критика,
- обвинение,
- навешивание ярлыков,
- сравнение,
- шантаж,
- физическое наказание,
- унижение,
- авторитарность,
- недоверие,
- высмеивание, ирония,
- игнорирование,
- домашний арест,
- материальное наказание,
- запрет,
- чрезмерные требования,
- оскорбление,
- обсуждение при всех

15. Психические формы насилия

неприятие, постоянная критика ребёнка,
угрозы в словесной форме,
замечания в оскорбительной форме,
преднамеренная физическая и социальная изоляция,
ложь, невыполнение взрослыми своих обещаний,
пренебрежение нуждами ребёнка (отсутствие ухода и
заботы о ребёнке).

16. Причины использования педагогами насильственных способов взаимодействия

эмоциональное выгорание,
эмоциональная неустойчивость,
педагогическая безграмотность, некомпетентность,
личная антипатия,
нежелание использовать ненасильственные способы общения,
нехватка времени,
повышенная конфликтность личности педагога,
гиперактивность педагога,
преднамеренное использование насильственных способов общения в
воспитательных целях,
стиль общения,
проблемы педагога (финансовые, в личной жизни),
повышенная конфликтность ребёнка,
гиперактивность ребёнка,
личные проблемы ребёнка,
ребёнок понимает только насильственные методы,
экстремальные ситуации,
действие защитных механизмов психики.

17. Защитные механизмы психики

Описание действия защитного механизма психики.
проекция
Человек свои отрицательные черты приписывает
проектирует (перекладывает) свои проблемы.
другому,
вытеснение
Психика вытесняет обиды, стыд, вину, отрицательные моменты.
Человек забывает то, что не нравится.
регрессия
Для регрессии характерен уход в регрессивное поведение, таким
образом психика защищает себя от перегрузки.
замещение
Замещение развивается тогда, когда человек сдерживает эмоцию
гнева на того, кто выше по статусу. В результате отсутствие
возможности ответить статусному обидчику приводит к срыву злости
на людях более незащищённых. Это может привести к тому, что
ребёнок, которого обижают и который это терпит, замещает это в
том, что он начинает бить и обижать младших, животных, а когда
вырастает, сам становится обидчиком.

18.

отрицание
компенсация
гиперкомпенсация
рационализация
Психика не воспринимает отрицательную, болезненную
информацию, защищая себя от сбоя.
Например, человек отрицает то, что он болен; не воспринимает
смерть близкого человека.
То, что отрицается, мешает стабильной работе психики человека.
Не путать с лукавством!
Для компенсации характерно замещение потерь, недостатка в
развитии одной сферы бурным развитием в другой, той, которая
более способна к заполнению.
Например, если у человека не получается в одной сфере добиться
успеха (в личной жизни), он активно развивается в другой сфере (к
примеру, в профессиональной).
Для гиперкомпенсации характерно замещение потерь, недостатков,
комплексов в стремлении бурного развития в сфере, которая
требует сильного напряжения сил, воли и мужества. Человек
работает над достижением успеха и добивается его в тех сферах,
которые ему тяжело даются.
Действие гиперкомпенсирующего механизма направлено на
достижение развития самоуважения, рост самооценки.
Например, инвалид без ног мастерски делает сложные трюки,
которые сложны и для здорового человека.
Для рационализации характерно логически чёткое выстраивание
объяснения свершившимся неудачам, потрясениям. Этим психика
защищает себя от сбоя.
К примеру, человек бессознательно находит оправдание своим
неудачам, рационализирует свершившееся.Поддержка – основа формирования уверенности в себе у
ваших воспитанников.
Под поддержкой понимают знак внимания, оказанный
человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен,
сделанный в форме прямого речевого высказывания и
касающийся той области, в которой у него в данный момент
затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо,
кроме себя самого.
Для оказания поддержки, таким образом, определяющим
становится безусловное принятие другого, причём неважным
становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота
и что-то ещё, за что мы обычно хвалим других людей.

20. Слушание – это не молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого каким-то образом устанавливаются невидимые связи между людь

Слушание – это не молчание, а
процесс более сложный,
активный, в ходе которого
каким-то образом
устанавливаются невидимые
связи между людьми, возникает
то ощущение взаимопонимания,
которое делает эффективным
любое общение.

21. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Активное слушание предполагает: - Заин

Вид слушания, в котором на первый план выступает
отражение информации, называют
активным слушанием.
Активное слушание предполагает:
- Заинтересованное отношение к собеседнику.
- Уточняющие вопросы.
- Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что…?»
(со знаком вопроса в конце фразы).
- Получение ответа на свой вопрос (это может быть:
«Да», «Нет, неправильно», «Не совсем, я имею в
виду…»).

22. Правила эмпатического слушания

Необходимо настроиться на слушание
Своей реакцией на слова партнёра Вы должны в точности
отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его
высказыванием
Необходимо держать паузу
Необходимо помнить, что эмпатическое слушание – не
интерпретация скрытых от собеседника, тайных мотивов его
поведения
В тех случаях, когда подросток возбуждён, достаточно просто
поддерживать подростка междометиями, короткими фразами
типа «Да-да», «Угу», кивать головой или же повторять его
последние слова («эхо-реакция»)
Методику эмпатического слушания имеет смысл применять
только в том случае, когда подросток сам хочет поделиться
какими-то переживаниями

23. В напряжённой ситуации, когда Вы испытываете сильные чувства, но они не нравятся Вам и у Вас есть сложности с тем, чтобы выразить их, самый п

В напряжённой ситуации, когда Вы
испытываете сильные чувства, но они
не нравятся Вам и у Вас есть
сложности с тем, чтобы выразить их,
самый простой способ решить эту
проблему – осознать свои чувства и
назвать их партнёру. Именно этот
способ самовыражения и называется
Я-высказыванием.

24. Я-высказывание – это:

Способ вербального выражения чувств,
возникающих в напряжённых ситуациях.
Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию,
которое традиционно используется в конфликтах
через выражение негативной оценки в адрес
другого, при этом ответственность за ситуацию
перекладывается на этого другого.
Способ обозначения проблемы для себя и при этом
осознания своей собственной ответственности за её
решение.

25. Схема Я-высказывания

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
Когда я вижу, что ты…
Когда это происходит…
Когда я сталкиваюсь с тем, что…
2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:
Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль,
недоумение и т.д.).
Я не знаю, как реагировать…
У меня возникает проблема…
3. Называние причин:
Потому что…
В связи с тем, что…

Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие - это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь - зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:
- субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);
- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель - вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие . Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны . состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
6. и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», « », «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Общение выполняет разнообразные функции: личностно формирующую (общение является необходимым условием для человека: «с кем поведешься - от того и наберешься»);
- коммуникативную (передача информации);
- инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
- экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
- психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
- интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
- социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
- функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);
Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

Стратегии общения: 1) открытое - закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из ) - личностное (общение «по душам»).

Открытое общение - желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Выделяют следующие виды общения :
1) «Контакт масок» - формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные , отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2) Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Кодекс делового общения: а) принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; б) принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; в) принцип качества информации - «не ври»; г) принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; д) «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»; е) «умей слушать и понять нужную мысль»; ж) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) «будь доброжелателен, приветлив».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

6) Духовное, межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
7) направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
8) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • 1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
  • 2) интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
  • 3) перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

В общении как в коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией между людьми, в результате чего достигается не просто взаимное информирование, а понимание информации, вырабатывается общий смысл. "Коммуникация" в переводе с латыни обозначает "общее, разделяемое со всеми". Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов: коммуникатор – сообщение (текст) – канал передачи информации – аудитория (слушатель, реципиент) – обратная связь. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор – "говорящий" сначала имеет определенный замысел (интенцию), свое понимание, свою мысль (смысл), которые он словесно оформляет во внутренней речи, а затем переводит из внутренней речи во внешнюю речь, высказывает, воплощает смысл в систему знаков, слов, в текст, т.е. в процессе говорения кодирует информацию – это передача информации, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию, раскрывает ее смысл, происходит понимание информации , но уже на своем уровне. На каждом этапе происходят потери информации , ее искажения (рис. 5.1). Сам коммуникатор не всегда может полно и точно воплотить свою мысль в словесные формы, о чем образно сказал русский поэт Ф. Тютчев: "Мысль изреченная есть ложь".

Рис. 5.1.

Слушатель часто может искаженно попять высказывания коммуникатора. В любом высказывании существует два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. Если слушатель не способен расшифровать все стороны сообщения, или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют именно на него. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. Обратная связь тоже может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего.

Обмен информацией возможен лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, "говорят на одном языке". Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка: если я говорю "стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, "субъективный" смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят.

  • 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  • 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  • 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – "хм-хм", "э-э-э" и др. К тому же интонация, эмоциональная выразительность способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Поэтому, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, эмоциональные, возрастные особенности могут быть тому причиной.

А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" отмечает, что, как показывают исследования, в ежедневном акте коммуникации передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых интонаций – на 38%, а за счет невербальных взаимодействий – на 55%.

Невербальные средства общения: мимика, поза, взгляд, жесты собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. В литературе отмечается более 20 тыс. описаний выражения лица. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. При этом легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на шесть групп.

  • 1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели ("указующий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы – движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  • 2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят: улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  • 3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой – "до свидания".
  • 4. Жесты-аданторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:
    • а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;
    • б) касания, пошлепывания партнера;
    • в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
  • 5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • – жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
  • – жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;
  • – жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание но столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
  • – жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
  • – жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • – жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • – жесты-расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • – жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • – жесты неискренности – жест "прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • а) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.; т.е. возникает семантическое, стилистическое, логическое непонимание; фонетическое непонимание из-за невыразительной речи, нечеткой дикции;
  • б) барьеры социально-культурного различия: культурные, религиозные, политические, профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов, понятий, используемых в процессе коммуникации;
  • в) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  • г) "предвзятые представления" – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно ("Мы верим тому, чему хотим верить"). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
  • д) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
  • е) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  • ж) пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы- заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
  • з) неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

  • 1) открытое – закрытое общение;
  • 2) монологическое – диалогическое;
  • 3) ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").

Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

  • 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";
  • 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). "Одностороннее выспрашивание" – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. "Истерическое предъявление проблемы" – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

1. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (информационная функция).

2. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника (регулятивная функция ).

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения ).

Выделяют следующие виды общения :

    «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, участливости), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

2. Примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное общение – межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов. Друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение . Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

Кодекс делового общения:

    Принцип кооперативности – вклад партнера должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора.

    Принцип достаточности информации – говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент.

    Принцип качества информации – не ври.

    Принцип целесообразности – не отклоняйся от темы, сумей найти решение.

    Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника

    Умей слушать и понять нужную мысль

    Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.

Правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело .

Р.С. Немов определяет общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности .

Предметом общения может быть все, что окруж

ает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения.

Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения.

Важность условий общения также не вызывает сомнений. К условиям общения А.В. Губин относит все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения .

В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях - могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п.

Условия общения можно разделить на три группы :

1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные.

Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня .

Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе.

Как показывает практика, в ряде случаев, целесообразно заранее создать необходимые условия для общения людей. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными. Подготовленные условия заранее создают благоприятную для общения обстановку. Подготовленными для совещаний, деловых и личных бесед являются обычно кабинеты руководителей различных рангов в учреждениях, на предприятиях, в организациях. В условиях обыденного общения люди иногда заранее готовят обстановку (вспомним поведение хозяев, готовящихся к приему гостей) или выбирают эту обстановку в соответствии с определенными технико-санитарными нормами, а также содержанием беседы и личностью партнера по общению (не начинают разговор, пока не уменьшатся помехи, ищут удобное место для беседы)

Планировать и вести процесс беседы можно только с учетом реальной обстановки, выбрав или даже заранее подготовив благоприятные для партнеров условия общения, которые стимулировали бы само общение.

Безусловно, общение не существует без средств общения, являющихся материальными носителями мыслей, чувств, воли, специально предназначенных или ситуативно используемых для передачи информации. Без использования этих особых средств общение состояться не может, поскольку «в чистом виде» явления психической деятельности - мысли, чувства, намерения - не существуют.

Средства общения, организованные в чистый языковый смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, о намерениях участников любой деятельности и преобразовывать эти сообщения из одной формы в другую.

Г.М. Андреева подразделяет средства общения на языковые и неязыковые. К языковым относятся: лексические, синтаксические, ритмико-мелодические средства языка, в основном используемые в речи общающихся людей. К неязыковым относятся: жесты, мимика, пантомима, сигнальные действия .

Преимущественно используются те средства общения, в основе которых лежит языковая форма, как социально закрепленная, исторически сложившаяся система звуков, а также отражающая любые явления природной области общения, являющаяся основной в данной среде.

В.А. Носков предлагает более детализированную классификацию средств общения :

1) языковые;

2) жестовые (жесты, мимика, пантомима);

3) посредством действий;

4) предметные;

5) кодовые.

Эта классификация позволяет нам рассматривать предметное общение как широко распространенный в современном обществе вид общения, так необходимый в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

И.В. Пономарева выделяет четыре взаимосвязанных процесса общения :

1) связь или коммуникацию;

2) познание людьми друг друга;

3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга;

4) взаимоотношения сторон общения.

Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, "чтения" внешности другого человека и оценки его действий.

Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, кинтеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку .

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы преподаватель мог обучить чему-либо студентов, он должен вступить с ними в общение.