Общий алгоритм конспектирования. Революция романтическая (тезисный конспект) Конспект тезис

ТЕЗИСЫ – это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Для того, чтобы сделать тезисный конспект надо:

1) Прочесть целый абзац (еще лучше сначала просмотреть весь текст целиком). Выделить главную мысль (ключевые слова) в абзаце. Найти ключевые предложения. В них – ключевые слова.

2) отбросить в предложении детали, пояснения. Возможно, что главная мысль «разбросана» по двум или даже трем предложениям.

3) переформулировать выделенную мысль в более простой форме.

Пр: история про восп-е девочки-маугли (т.е. кратко указывается суть или название, если речь идет об известном эксперименте, научном или историческом факте)

Пример: фрагмент стенограммы телепередачи Гордона с Д. Леонтьевым и С. Братченко «Пунктирный человек»)

…Громадную ошибку допустил великий психолог Карл Роджерс который отождествил человеческий потенциал с тем, что в нас заложено от природы. Понятие "личностный рост", которое было введено в обиход Карлом Роджерсом, подразумевает, что все заложено, надо только поливать и все само прорастет. Но прорастает как раз не то, что делает человека человеком, прорастает то, что представляет собой лишь предпосылку. Наш природный потенциал не есть наш человеческий потенциал. Человеческий потенциал не внутри нас, он в наших отношениях с миром.

В человеке есть не только биологическое и социальное, но и собственно личностное, что не относится ни к тому и ни к другому. Очень красивая модель, описывающая это, была предложена американским психологом Сальваторе Мадди, автором очень оригинальной теории потребностей. Он выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации: то, что никто никогда к потребностям не относил. И далее Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь. Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает…

Тезисы:

Карл Роджерс ложно уравнял потенциал ч-ка наследственности. А личностный рост – самораскрытию способностей.

ДАЛ Заложенное в наследственности – это лишь предпосылка. Челов-ий потенциал заложен в отношениях, а не внутри ч-ка.

ДАЛ: Три аспекта «содержания» человека:

    биологическое,

    социальное

    собственно личностное

Аналогичная идея ам.психолога Сальваторе Мадди про 3 гр-ы потребностей (биол-ие, соц-е, личностные).

По Мадди есть 2 пути р-я:

1) конформистский: когда ч-к воспринимаем себя как воплощение биол-их нужд и соц. ролей.

2) когда доминируют психол-е потребности. Ч-к строит идеалы, проецирует себя в будущее. (= личностный путь по ДАЛ.)

Ч-к сам выбирает способ жизни

Тезисы и конспект, их отличие от плана (Занятие 4)

Умение законспектировать статью или лекцию, выделить и зафиксировать тезисы своего или чужого высказывания, как и умение составить план, относится к числу важнейших практических умений, которыми необходимо овладеть школьникам. И на занятиях по факультативному курсу, и на классных занятиях, и в практической деятельности после окончания школы учащимся не раз придется столкнуться с необходимостью глубоко и прочно усвоить содержание какой-либо статьи, книги, подготовить самостоятельное публичное выступление и т. д.

Во всех этих случаях умение законспектировать прочитанное или зафиксировать основные положения будущего высказывания в форме тезисов окажет им неоценимую помощь.

Учитывая, что на факультативных занятиях школьники будут выступать с сообщениями и докладами и им потребуются названные умения, мы включили знакомство с конспектированием и тезированием в план первых занятий по факультативному курсу.

Занятие 4

Цель занятия

Познакомить учащихся с тезисами и конспектом; раскрыть особенности тезисов и конспекта как разновидностей сжатого изложения; заложить основы для формирования у школьников навыков тезирования и конспектирования.

Основные этапы работы

Вступительное слово учителя. Известно, что прочитанное гораздо лучше усваивается и понимается, если процесс чтения сопровождается конспектированием (составлением конспекта, т. е. краткого, сжатого письменного изложения содержания читаемого) или тезированием (записью тезисов - основных положений книги, статьи). Беглое, поверхностное и невнимательное чтение не принесет пользы, не обогатит ваших знаний.

Чтение - это серьезный творческий труд. "Без известного самостоятельного труда, - писал В. И. Ленин, - ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину" (Поли. собр. соч., т. 23, с. 68).

Известно также, что даже крупнейшие ученые и прославленные ораторы детально разрабатывали план и тезисы своих публичных выступлений. Составление развернутого плана и тезисов освобождает от необходимости записывать свое выступление полностью, во всех деталях, чтобы затем, не отрывая глаз от написанного, читать текст. Продуманный план и тезисы обеспечивают живое общение с аудиторией, контакт со слушателями, а в этом - половина успеха оратора или лектора.

На занятии мы познакомимся с тезисами и конспектом, рассмотрим их отличие от плана и выполним некоторые практические упражнения.

Чтение учащимися раздела "Тезисы и конспект". Чтобы выяснить, как ученики усвоили содержание статьи, учитель предлагает им ответить на следующие вопросы:

1) Для чего нужно уметь составлять тезисы и конспектировать?

2) Что мы называем тезисами и чем отличаются тезисы от плана? 3) Что такое конспект? Чем отличается конспект от тезисов?

Практические упражнения. Упр. 16 (сопоставление плана, тезисов и конспекта начала статьи В. Г. Белинского "Письмо к Гоголю") выполняется коллективно под руководством учителя. Предварительно школьники знакомятся с краткой пояснительной статьей.

Вначале читается формулировка 1-го пункта плана, затем в тексте статьи В. Г. Белинского выделяется часть, соответствующая данному пункту. Устанавливается, что формулировка плана: "Причина гневной оценки Белинским книги Гоголя" - только указывает на содержание соответствующей части "Письма", но не раскрывает его.

Сопоставление конспекта со статьей приводит учащихся к выводу, что в конспекте в сжатой (обобщенной) форме изложено основное содержание первого абзаца статьи, сохранена его основная мысль и использованы слова В. Г. Белинского. Это помогает передать особенности языка статьи. (Если учитель увидит, что школьники хорошо справляются с заданием, он может предложить дальнейший анализ выполнить самостоятельно.)

Упр. 17 (сопоставление плана и тезисов к сочинению "Характеристика Простаковой") выполняется учащимися самостоятельно. Они устанавливают, что тезисы более конкретно раскрывают общие положения, сформулированные в плане, и содержат некоторый фактический материал. Так, тезис к 1-му пункту плана конкретизирует его формулировку, тезисы к 2-му и 3-му пунктам содержат фактический материал, используя который можно более конкретно раскрыть эти пункты плана.

К упражнению с текстом статьи В. Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкина" (упр. 18) ученики подготовлены работой по анализу статьи "Письмо к Гоголю". Поэтому задание следует предложить для самостоятельного выполнения, разбив учащихся и а четыре группы.

Упр. 19 (составление тезисов устного выступления) выполняется учащимися к следующему занятию, на котором можно выслушать одно-два сообщения.

Революция социальная и революция романтическая

(тезисный конспект статьи А. В. Карельского)


ПОЯСНЕНИЕ:

Данная публикация представляет собой тезисный конспект научной статьи. Она является не научной, а учебной публикацией, предназначенной для предварительного ознакомления с содержанием указанной статьи. В некоторых случаях автор конспекта пересказывает содержание статьи своими словами, в других - прибегает к прямому цитированию. Ни в первом, ни во втором случае это не оговаривается. Следовательно, данная публикация не может быть использована для правомерного цитирования в научных работах и публикациях. Ее цель - изложить основные положения выдающейся по ясности и таланту статьи о романтизме. Желающих прочитать статью А.В. Карельского целиком отсылаем к самой публикации, выходные данные которой указаны в конце этого конспекта.

1. Романтизм был революционным переворотом в культуре Европы, решительным поворотом сознания, принципиально новой его ступенью. Суть этой «революции» − утверждение автономной субъективности, свободы личности от всякой внешней обусловленности. Прежде всего это касается области творчества (отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции), но также проявляется и в социально-политической, культурной, религиозной областях.

2. Романтизм возник как позднейшая (спустя 5-10 лет) реакция на Великую французскую революцию. Эта реакция − разочарование в сути, методах и последствиях революции. Это разочарование и кладет начало литературной биографии первых романтиков.

3. Восторженное отношение «старших» романтиков к революции психологически обусловлено их юным возрастом на момент революции (15-20 лет) и воспитанием (идеал «свободы» просветителей, повышенная восприимчивость к жизни чувства Руссо и сентименталистов). Отсюда радикализм и революционный энтузиазм будущих романтиков, их относительно спокойное отношение к кровавым методам революции.

4. Вся история романтического мироощущения сопровождается напряженной рефлексией по поводу революции, его породившей, − как непосредственно пережитого события (первое поколение романтиков), либо более умозрительно, через призму актуальных событий своего времени и с проецированием революции в будущее − в последующих поколениях. Для «младших» романтиков французская революция существовало уже только в форме идеи, а реальным опытом жизни стали социальные и культурные последствия ее.

5. Суть «разочарования» романтиков в революции − осознание, что искомая свобода, «вольность», не достижима на путях социальной революции, общественного (пере)устройства. Она − «суть достояние единичного человека, если он чист душой и горит любовью и поклонением Богу в Природе» (Кольридж, «Франция», комментарии). Залог свободы − в возвращении от «ков людских» (Вордсворт), от «персти человечьих дел» (Кольридж) к гармонии природы и через нее - к «тайникам души».

6. Это разочарование в «человечьих делах», к которому пришли на своем опыте первые романтики, стало доминантой романтического сознания. Именно здесь романтизм как мироощущение и художественная позиция сохранял во всех перипетиях развития свою «чистую» сущностную специфику; и именно здесь он стал революционным переворотом в европейском художественном сознании.

7. «Тайники души» - сугубо индивидуальная сфера романтической сублимации. Иенцы неспроста объявили о равновеликости поэтической души космосу, об их взаимопроникновении и взаимоналожении (Новалис). Романтический гениальный индивид («сверхобыкновенный человек») присваивал вселенную, размещая ее в расширенном пространстве души, строя параллельный мир в противовес реальному.

8. В самых общих чертах главную угрозу, устрашившую романтиков, можно, очевидно, определить как устанавливающийся в результате революции буржуазный порядок. Можно привести немало свидетельств того, что романтики очень скоро распознали и решительно отвергли такие его сущностные черты, как сугубый практицизм, оборачивавшийся эгоистической жаждой материального преуспевания, пренебрежение ценностями духа, превращение всего - и искусства в том числе - в предмет купли-продажи; короче говоря, пресловутый «буржуазный чистоган». «Повсюду мы находим теперь громадную массу пошлости, вполне сложившейся и оформленной, проникшей более или менее во все искусства и науки. Такова толпа; господствующий принцип человеческих дел в настоящее время, всем управляющий и все решающий, - это польза и барыш и опять-таки польза и барыш» (Ф.Шлегель, 1802).

9. Отсюда романтический комплекс «антифилистерства», боязни толпы. Это не просто проявление элитарного высокомерия: романтики разглядели тут реальную опасность для самой сферы духовности, многократно усилившуюся именно с началом буржуазной эпохи. Революция принесла с собой распространение «просвещенности» на широкие массы третьего сословия. Это влекло за собой и подчинение искусства рыночным законам, открытость его всякому, в том числе и оскорбительно-профанскому суждению, усиление зависимости от требований публики, соблазн и опасность деформации художнического намерения в угоду этим требованиям.

10. Поэтому романтическая духовная революция начала с того, что свергла и изгнала третье сословие, заклеймив его раз и навсегда именем «филистерства», и там, где не решилась ограничиться только обществом «сверхобыкновенных человеков», поэтов-демиургов, распахнула двери для сословия четвертого, для «простого народа». Это было сделано во избежание греха эгоцентризма, сразу осознанного.

11. Романтики, обратившиеся к проблеме народа изначально, надо полагать, по мировоззренческим и этическим причинам, увидели в фольклорной простоте еще и весомую легитимацию для своих эстетических устремлений. То был в известном смысле тактический союз принципа глубоко субъективного самовыражения с принципом «общезначимости».

12. Ментальность и психология простонародья воспринималась романтиками почти как часть Природы, − как маргинальная сфера, удаленная от современной жизни с ее буржуазно-цивилизационным прогрессом и ей противопоставляемая. В романтическом «народничестве» находила свое выражение «центробежность» романтического мировоззрения.

13. Составив поначалу великую этическую поправку к радикальному романтическому гениоцентризму, попытку дополнить его альтруистическим измерением, народничество главной и самой больной проблемы романтизма не решило и не сняло. Романтикам легко было мыслить себе идеальное человечество будущего и любить его, благодетельствовать ему, но среда, повседневно их окружавшая, снова и снова разбивала этот образ. Идеал всякий раз оборачивался новой иллюзией: романтическая, возвышенная идея свободы всякий раз, пытаясь соотнестись с реальностью, с землей, не находила почвы и опоры - вернее, всякий раз обнаруживала ускользающую почву, проваливающуюся опору.

14. Само понятие «народ» в употреблении романтиков есть некая расплывчатая отвлеченность, «идеологема». Как всякая идеологема, оно имеет оценочную окраску. В романтической идеологии эта окраска изначально положительна, но в принципе это столь же стилизованное понятие, как и «толпа», и «чернь», и «филистеры», только с противоположным знаком. Понятие с ускользающим содержанием. И этого не могли не почувствовать романтики, жаждавшие опоры. Вообще традиционное романтическое и все последующие неоромантические отождествления народа с крестьянством, с тем, что у земли, у «почвы», превращали народ - и чем ближе к нашему времени, тем очевиднее - в меньшинство нации.

15. Попытка более или менее определенной социологической привязки («независимое крестьянство», «простой народ») придает понятию народа по крайней мере некий осязаемый смысл и еще может в художественной сфере вдохновить на такие шедевры, как баллады и поэмы в народном духе Вордсворта, как «Старый мореход» Кольриджа, как фольклорные поэтические стилизации Арнима и Брентано, как «Повесть о честном Каспере и пригожей Аннерль» Брентано. Но она и сужает, конечно, русло творческих возможностей, тем более для романтиков с их изначально всеохватным устремлением, с их планами нового мирового, даже космического переустройства. Точно так же ограничивает эти возможности и узконациональная идея - родная сестра народничества в системе раннего немецкого романтизма. На этом посту «высокий» романтизм долго не продержался. Позднее творчество Кольриджа, да и Вордсворта после «Лирических баллад» уже весьма далеко от демонстративной ориентации на «простой народ», фольклор и почву.

16. Кого брать в царство свободы, кем там управлять? Историческая основа у таких размышлений как будто всякий раз иная: непосредственно французская революция у Вордсворта и Кольриджа, освободительная борьба греков в конце XVIII века у Гёльдерлина, политическая атмосфера европейской Реставрации у Байрона и Пушкина. Но во всех случаях речь идет о показательной и болезненной переоценке понятия «народ», а если быть совсем точным - о его девальвации, вызванной в конечном счете осмыслением того же революционного опыта.

17. Вырисовывающаяся во всех этих мучительных раздумьях проблема романтического мироощущения - это именно ускользание однозначно положительного, идеального образа народа, невозможность четко отделить его от реальной и действенной массы обыкновенных современников - массы, которая предстает растерянным романтическим взорам то кровожадной толпой в дни революции, то покорным стадом в дни Реставрации, то косной и вязкой массой обывательской бездуховности в остальные, мирно текущие дни. «Буржуа заполонили все и вся...» (Брентано, 1798)

18. Романтическая мысль изначально ориентирована на абсолют; признание относительности, постепенности дается ей с трудом - если вообще дается. Она хочет всего и сразу. Романтики не просто не хотят ждать - они хотят влиять, хотят иметь дело с современниками отзывчивыми и податливыми, «такими, какими они должны быть», какими они хотят их видеть. Всякое реальное расхождение, малейшее взаимное непонимание ввергает их в отчаяние (самый яркий и трагический символ - Клейст). В этом смысле весь романтизм - жажда и поиск собеседника, единомышленника, мечта о нескончаемости - «неразделимости и вечности» - однажды сплотившего их юношеского союза, о распространении этого союза на всех. Но эти «все» снова и снова отпугивают их своим несоответствием максималистским романтическим требованиям - служением лишь «пользе и барышу» (Ф. Шлегель), и главное - «пошлостью». Отсюда один из сквозных и самых кровных мотивов романтической литературы - мотив «любви, растраченной в пустыне», любви невостребованной. Предмет любви − в данном случае, «простой народ» − обманул ожидания.

19. Чего романтики не хотят - или к чему приходят ценою немалых усилий (а, по сути, ценою самоотречения, прощания с романтизмом) - это увидеть других людей непредвзято, безотносительно к себе самим, «такими, какие они есть», и тем более - признать, что и у этих других могут быть свои бытийные резоны и своя правота. Над этой проблемой («другие» - не «толпа», не «чернь» и не «филистеры», а прежде всего люди) бьется мысль Гёльдерлина в «Смерти Эмпедокла».

20. Последующая история европейской лирической поэзии свидетельствует о том, что в главном ее русле перенята и развита была все-таки не народная образность и тематика, а интимная доверительность тона, естественность и спонтанность лирического выражения - черты, свойственные романтической ментальности вообще, творчеству именно заостренно-индивидуальному.

21. «Меня все возвращает к себе самому», - обмолвился Новалис в «Учениках в Саисе». Это сказано как будто в сугубо натурфилософском контексте, о тождестве познания природы и самопознания. Но это, по сути, и формула всего романтического мироощущения в его последовательном выражении. Его выходы в социальную сферу кончались именно возвращением «к себе самому». Так было и с великолепным простонародным приключением романтизма: оттуда вынесен был прекрасный поэтический опыт. Но не будем обманываться: при всей ориентации на «простоту» и «народность», романтики оставались элитарными поэтами, мастерами виртуозной стилизации. Романтический гений все-таки остался «сам свой высший суд».

22. Романтический культ личности - гениальной и исключительной - возник не из внезапно обуявшего поэтов зазнайства; он был почти рефлекторной реакцией самозащиты против устанавливающегося торжества массовости, против угрозы духовного угнетения. В истории европейской литературы романтики затем не раз поднимались и против угнетения социального и национального; но для понимания сути и сердца романтизма надо четко осознавать, что все прочие его восстания были производными от этого главного - восстания Личности, бунта против всякого посягновения и притязания на ее абсолютную суверенность. И в этом суть той «параллельной» революции, которую они противопоставили революции буржуазной; в этом суть романтического переворота в духовной истории Европы - переворота, имевшего для этой истории не менее значимые последствия, нежели последствия буржуазной революции для истории социальной.

23. В романтизме возникла радикально новая концепция человека и его жизненного пути. Доромантический индивид всегда так или иначе соотносил себя с внеположным миром, с установлениями человеческими или Божескими. Просветительская литература - ближайший круг чтения романтиков в пору их возмужания - культивировала жанр «воспитательного романа», показывая, как человек, вступая в жизнь, учится жить, учится соответствовать законам внешнего мира. Романтическая литература ставит проблему совершенно иначе: в ней молодой человек, вступивший в жизнь, должен не столько «вырасти», сколько сохранить по возможности свое «детское сознание», уберечь его от натиска внешнего мира, от давящей тяжести «тюрьмы». Отсюда апология детского сознания в романтической литературе - именно как сознания наивного, невинного, еще, так сказать, «не воспитанного», не подогнанного под общий ранжир и потому более открытого истине бытия, нежели сознание взрослого, уже отмеченное печатью внешнего мира и потому лишенное индивидуальности, непредвзятости. Согласно романтической бытийной философии и гносеологии, ребенок мудрее взрослого. На этой линии мысли и могла возникнуть знаменитая парадоксальная формула Вордсворта: «Ребенок - взрослому отец!». Это желание сохранить навек детство и юность − знамение поистине радикального перелома и переворота: зачеркнуть все прежнее и начать с tabula rasa, с монады индивидуальности.

24. Точно так же романтические походы против классицистических «правил», против просветительского дидактизма, против рационалистического морализаторства были не просто признаком очередной «смены направлений»; то был в тенденции тоже радикальный пересмотр самого статуса творческой деятельности. Доромантический художник все-таки сообразовывался с установлениями некоего внеположного ему порядка - от эстетических до этических. Романтическая революция открыла путь к легитимации даже и самомалейшего изъявления субъективной творческой воли, не признающей никаких кодексов.

25. Логика заложенного романтиками принципа вела к тому, что произведение искусства могло становиться чисто индивидуальным, единичным самовыражением, не соотносимым ни с какими внеположными критериями верификации. Для его восприятия и понимания, собственно, недостаточно даже и знания «манифестов», законоположений соответствующего «изма», если они высказывались. Тут менялся сам вековой кодекс взаимоотношений между «творцом» и «публикой»: писатель освобождался от обязанности пользоваться каким-либо общепринятым языком, будь то язык эстетических законов или язык повседневного речевого общения, зато «публике» вменялось в обязанность знать сугубо единичный образный, символический язык данного единичного творца. Не выучит, не поймет - ее забота; произведение искусства от этого не убудет - оно покоится в себе самом. На этом пути искусство логически может прийти - и не раз приходило! - к крайнему герметизму. Тогда встает вопрос: это ли и есть конечный смысл осуществленной романтиками духовной революции? И соотносимо ли с этим результатом их изначальное притязание на корректировку результатов революции социальной, на свершение лучшей, истинной революции?

26. Конечно же, цель первых романтиков была гораздо более общезначимой, чем самоудовлетворение художнического инстинкта игры. Предлагая начинать с перестройки сознания, они надеялись этим путем прийти и к переустройству мира. Их художник-гений не только сам себе закон, но и воплощение идеала человеческого существования; он мыслился как неотразимый и заразительный пример гармонии, способный увлечь за собой и других, поднять их из пошлой рутины недолжного быта в поэтический рай должного бытия. Свобода самовыражения индивида - как субъекта новой революции - была лишь средством для достижения возвышенной и гуманной цели всеобщей свободы.

27. Но такой путь к другим оказался на поверку тоже весьма долог, и романтическая революция снова и снова избывала себя лишь в сфере художественного сознания; рай превращался в Парнас, а потом и в башню - то из слоновой кости, то из черного дерева.

28. И все же не по крайностям герметизма и нарциссизма следует судить о результатах романтической революции. Она имела более значительные и плодотворные последствия. Одно из самых важных касается художественного языка. Зримое присутствие воли творческого субъекта в каждой монаде художественного мира стало практически обязательным элементом языка и структуры всего высокого искусства XX века, в том числе и того, которое отнюдь не исключает традиционных, объективных возможностей верификации. Реципиентам искусства в XX веке волей-неволей пришлось привыкать к тому, что для понимания большинства художественных произведений этого века, в том числе и давно уже ставших классическими, надо не только искать соответствий их образам в объектном мире, но и смотреть на них сквозь призму вот этого единичного - авторского - сознания.

29. В свою очередь это повлияло и на читательское сознание в XX веке вообще, чрезвычайно его активизировав, обострив его восприимчивость не только к тайнам поэтического языка, но и к тайникам человеческой души. Мы не всегда даже и осознаем, сколь властны в нас рецептивные стимулы, внушенные именно романтиками. Так, английский исследователь не без оснований говорит о «нашей постромантической (или все еще романтической) манере чтения», в силу которой мы теперь склонны воспринимать, «прочитывать» любой образ мировой литературы, будь то гомеровский Ахилл или шекспировский Гамлет, так, как его восприняли и прочли именно романтики.

30. Кто в конце концов населил романтическую литературу после совершенной ими своей революции? Странники, изгои, бунтари, насмешники, печальники - странные люди, лишние люди; да, гении, да, энтузиасты, да, сплошь и рядом «честные люди с чистым сердцем» - но всё «маргиналы». Все их эйфории и все эскапады, воспарения и отпадения, их форсированный энтузиазм и их двусмысленная ирония - это все конвульсивные реакции индивидуальности, ощутившей себя в тесном и все сжимающемся кольце пошлости, нормы, Массы. Их мир, наверное, и впрямь «компенсационная мифология», по выражению другого исследователя. Но их революция не прошла бесследно, и романтический художник, долго обороняясь от правил и законов, навязываемых ему публикой, все-таки взял реванш: он вынудил публику смотреть на мир его глазами.

ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ: Карельский А.В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. М., 1992. N 2. С. 187-226.

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат - то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

и как их писать

Неопытные студенты полагают, всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи - простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.

Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в "Ворде". Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной - максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод - это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей новизна, или это - всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, тезисы. Самая распространенная - это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» - это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат - ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем - все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь - ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

Научные исследования проводятся с целью получения научного результата. Научный результат - новое знание, добытое во время научных деятельности и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научного труда, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательскую работу, монографического исследования, научного открытия и тому подобное.

План, тезисы, конспект как средство организации умственного труда

Любое научное исследование опирается на работу с литературными источниками, что требует владения методами фиксации и сохранения научной информации.

План - это краткий перечень проблем, исследуемых в научном тексте; "порядок размещения частей какого-нибудь изложения, его композиция" 71 .

При помощи плана обобщают и "закрывают" информацию научного источника, за ним раскрывают, о чем написано, какова основная мысль, каким образом доказана ее истинность, к какому выводу приходит автор текста.

Формулировки пунктов плана имеет лаконичную и четкую структуру, первый и последний пункты логично начинают и завершают изложение основных вопросов текста. Необходимо уметь выделять в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этом основании членить текст, подбирать заголовки к разделам.

Ценность плана заключается в том, что он помогает осознать прочитанное и кратко воспроизвести в памяти содержание научного источника, сосредоточивая внимание на найсуттєвішій информации.

По структуре план может быть простым и сложным.

Простой, если в нем указаны лишь основные вопросы, в пунктах простого плана перечисляются основные микротема текста.

Сложный, если рядом с основным есть дополнительные вопросы, пункты сложного плана разбивают на подпункты.

Вопросительный план составляют при помощи вопросительных предложений, которые раскрывают проблематику текста в логической последовательности; каждому информативному центру соответствует один вопрос, а каждое последующее связано с предыдущим.

В номінативному (именительном) плане пользуются називними предложениями, в которых главный член (подлежащее) выражен существительным или субстантивованою частью речи (прилагательным, дієприкметником) только в форме именительного падежа.

Тезисный план - сформулированное основное положение абзаца, его микротема.

Образец плана:

Вопросительный план

1. Что такое языковая норма?

2. К каким источникам следует обращаться, чтобы проверить правильность написания того или иного слова?

3. Какая связь между "Правописание" и словарями?

Номинативный план

1. Слово светское и сакральное в культурном процессе.

2. Религия как символическая форма: рациональные и иррациональные аспекты.

2.1. Слово в христианском культе.

2.2. Светское и сакральное постижение слова Библии.

2.3. Функциональность библейской символики в современном обществе.

3. Слово в искусстве изящной словесности.

3.1. Социальный статус поэта (писателя).

3.2. Образовательный потенциал произведений художественной литературы.

Тезисный план

1. Конституция в современном мире является неотъемлемым атрибутом дер-ства, признаком ее сувер енності.

2. Под конституцией в материальном смысле понимают в основном совокупность юридических норм, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.

3. Конституция в формальном смысле именуют единый акт или несколько актов, имеют высшее юридическую силу относительно других нормативных актов.

4. Как Основной Закон, Конституция составляет ядро национальной правовой системы, является юридической базой для развития всего украинского законодательства.

Тезис - "положение, высказанное в книге, доклада, статьи и т. п, истинность которого надо доказать. // Положения, кратко и четко формулирует основную идею чего-либо или ведущее задача, что стоит перед кем-то. // перев. мн. Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, статьи и т. п" 72 . Тезис в широком смысле - любое утверждение, которое кратко излагает идею, в узком смысле - некоторый текст, формулирует сущность, обосновывает доказательство.

Согласно цели тезисы бывают:

^ вторичные;

^ оригинальные.

Вторичные тезисы служат для выделения основной информации в том или ином источнике (например, учебнике, монографии, статьи) во время чтения, реферирования, их назначение - создать модель содержания текста, которую можно было бы осмысливать дальше, а объем тезисов соответствует количеству информационных центров текста, обычно их составляют на языке автора.

Требования к составлению тезисов

o формулировка мыслей должно быть четким и кратким, но с сохранением самобытности формы;

o если текст большой по объему, то в конце каждого тезиса указывают номер страницы источника.

Оригинальные тезисы создают как первичный текст. Они могут быть: _

Ключевыми элементами будущей научной разведки (планом, наброском основных положений);

Сжатой форме презентации результатов научных исследований во время выступления на научной конференции.

Оригинальные тезисы - предметно-логическое целое, объединенное общей мыслью, отраженной в заголовке, назначение которого - сориентировать читателя в содержании научного текста. В отличие от развернутого плана, который только называет вопросы, тезисы раскрывают решение этих вопросов. Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие примеров, цитат. Общую норму жанра тезисов - высокую насыщенность высказывания предметно-логическим содержанием - реализовано в оптимальном сочетании сложности мысли с ясностью и доступностью изложения.

Тезисы имеют четко регламентированную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяют такие составляющие:

1. Преамбула (1 -2 тезисы);

2. Основной тезисный изложение (3-6 тезисов);

3. Висновкова тезис/тезисы (1-2).

В преамбуле кратко формулируют проблему исследования и обосновывают актуальность темы с точки зрения современного состояния науки и практики. Основной тезисный изложение предполагает решение следующих задач:

o сформулировать цель исследования, охарактеризовать объект и материал исследования;

o описать ход исследования;

o определить критерии оценки и технологию обработки результатов.

Висновкова тезис презентует результаты и общий вывод, перспективы дальнейшего исследования.

Печатают тезисы в специальных сборниках, материалах конференций и тому подобное.

Оформление тезис виде публикации предусматривает соблюдение требований такт:

o в правом верхнем углу листа указывают фамилию и имя автора и необходимые сведения о нем;

o формулировка каждого тезиса начинают с новой строки, акцентируют внимание на актуальности проблемы, состояние ее разработки в науке, положениях, выводах исследования;

o объем тезисов составляет 2-3 страницы печатного текста через 1,5-2 интервала.

Татьяна Капканець

Криворожский государственный педагогический университет, г. Кривой Рог

Украинская фразеология как средство выражения национального менталитета

Общепризнанным источником национальной ментальности издавна считают фразеологию, в которой люди отражали свой быт, обычаи, традиции, верования, пристрастия.

Актуальность темы видим в том, что в условиях етносоціальної ситуации, в условиях возрождения национальной духовности народа оживляется интерес людей к традиционной свадебной обрядности. Понимание некоторых устоявшихся конструкций будет способствовать постижению свадебного обряда как целостной системы и адекватному установлению связей между внутренней формой обрядовых фразем и явлениями етносоціальної действительности.

Цель - подтвердить тезис о неразрывной связи фразеологии с этническим жизнью народа.

Материалом исследования стал ряд украинских фразеологических единиц, возникших на основе брачной обрядности.

Отмеченное выше дает возможность сделать определенные обобщения: украинская фразеология является чистым отражением мировоззрения нашего народа, а вследствие этого и связанных с ним традиций, обычаев, обрядов. Мы рассмотрели лишь йоту того массива фразеологических единиц, которые представляют нашу национальную ментальность, однако и эти достижения позволяют окунуться в мир природной, первобытной жизни наших предков, найти в нем свои корни, объяснить самому себе особенности собственного мировоззрения и почувствовать себя полноценным представителем украинской нации.

Выписки - это цитаты (дословное воспроизведение мыслей автора книги), либо краткое, близкое к дословному, изложение содержания нужного отрывка текста. Выписывать из книги теоретические положения, статистические, хронологические данные можно как во время чтения, так и после него.

Цитату обязательно заключать в кавычки, а на каждую выписку давать ссылки на источник. Для облегчения последующей систематизации выписок их лучше делать на отдельных листах, каталожных карточках.

Залам "я тайте!

Цитата (предложения или несколько предложений) берется в кавычки (*"); в конце цитаты в конспекте указывают в скобках источник - страницу (С. 157); если выпускают слова или предложения, то на месте пропуска ставпять точки (...) или многоточие в угловых скобках <...>; воспроизводят авторские выделения в тексте: напівтовстий шрифт - прямой линией () . курсив - волнистой (~~), разреженный - пунктиром (-).

В работе с текстами довольно часто прибегают к конспектированию, которое акцентирует внимание на коротком, но точном отображении текста.

Конспект (от лат. conspectus - обзор) - краткое писан изложение содержания чего-либо 73 , состоит из плана и тезисов, дополненных фактическим материалом, что в совокупности является коротким письменным изложением содержания книги, статьи, лекции и тому подобное.

Конспект - особый вид текста, который создан в результате анал ітико-синтетического обработки информации первоисточника, то есть сокращенная запись определенной информации, что позволяет его автору сразу или через некоторое время с необходимой полнотой восстановить информацию. Обязательно подробно фиксируют наиболее существенные мысли автора с указанием страниц в тексте-оригинале. Конспект служит для сохранения основного содержания работы. В нем представлены лишь мысли автора работы, которую конспектируют, цель его - глубоко осмыслить информацию и подать ее адекватно, кратко и в удобной для дальнейшего использования форме. Составление конспекта мобилизует внимание, помогает выделить главное в тексте. Когда человек намерен что-то записать, он читает более внимательно, тем более, что чередование чтения с записью повышает работоспособность и уменьшает усталость. Конспектирование - это в определенной степени контроль восприятия материала: не понимая прочитанного, услышанного, трудно выделить и записать основную мысль. Записи облегчают запоминание, так как записан учебный материал лучше фиксируется в памяти.

Во время прочтения и прослушивания текста (речи, доклады, выступления) для конспектирования обращается внимание на опорные (ключевые) слова, те информационные центры, которые несут наибольшую смысловую нагрузку (так называемые "узелки на память"). Выбор ключевых моментов зависит от цели и задач конспектирования, собственных знаний в этой области, личных интересов, возможностей памяти. Содержание первоисточника передают:

o своими словами;

o цитатами из первоисточника;

o своими словами и цитатами.

К конспекту ставят такие требования:

o оставляют определенную часть страницы (это может быть половина листа или широкий берег) для записи собственных мыслей, оценки законспекто рованного;

o цитируя, указывают соответствующую страницу первоисточника. Текст конспекта оформляют произвольно, в отличие от тезисов, кроме

основных положений, конспект содержит и фактический материал.

Для конспектирования, как и реферирование, используются такие способы изложения материала: описание, повествование, рассуждение. По своему объему конспект не превышает 1/3 всего первичного текста.

Способы фиксации сведений могут быть различными: региональных (выделение ключевых слов, фраз, полный детальный запись), позаказным (план, схема, таблица, выделение ключевых понятий подчеркиванием или другим цветом).

Краткий конспект передает в обобщенном виде самое существенное информацию текста, а подробный (развернутый) - содержит также сведения, которые конкретизируют, мотивируют, детализирующие основные положения текста в виде доказательств, объяснений, аргументов, иллюстраций.

Не любая короткая запись является конспектом, потому что конспект - это системное, логическое, связное объединение плана, выписок, тезисов. Без изменений сохраняют авторские конструкции, цитаты. Аналитический запись прочитанного предусматривает переработку первоначального текста путем трансформации больших языковых единиц в меньшие: смысл словосочетания передают словом, смысл предложения - отдельным словосочетанием, сложное предложение заменяют на простое и т. др. Используют перевод, другие формулировки, мысли следует излагать кратко, своими словами, выписывая только самое главное и существенное, не допускать повторений. Для скорости и удобства в конспекте могут подаваться сокращенные слова, аббревиатуры. Не следует злоупотреблять сокращением слов, а если сокращать их, то по общим правилам, например: гг. - годы, р - год, . - страница табл. - таблица,/ ///. др. - и все такое прочее. Повторяющиеся в конспекте сроки рекомендуют обозначать первой большой буквой слов, входящих в их состав, например: Г - предложение, ДС - деловое общение, К - конспект и тому подобное.

Особенно важные мысли в конспекте подчеркивать. Желательно оставлять берег для дополнительных записей.

Специалисты по вопросам культуры 74 научного вещания советуют во время конспектирования печатного источника научной информации придерживаться таких алгоритмических предписаний (использовать приемы концентрации содержания и языковых средств текста):

^ определите и разграничьте в выбранный образ ту информацию, которую передавать дослівними формулировками из текста, и ту, что трансформируете в сокращенный вариант; ^ объединяйте простые предложения в сложные; ^ корректно упростите сложные (длинные) конструкции; ^ исключите из предложений дієприкметникові и деепричастные обороты, удалите предложение с избыточной информацией, а также беглые высказывания и рассуждения; ^ передайте информацию (где это целесообразно и возможно) в виде таблиц, схем и тому подобное.

Конспектирования научной информации, что воспринимается на слух Процесс конспектирования является сложнее предыдущего и состоит из трех взаимообусловленных и параллельных мисленнєво-речевых действий: ^ аудирование (понимание информации, воспринимаемой на слух); ^ мисленнєвого обработки услышанного (определение главной и вспомогательной информации, переформулирование); ^ письменной фиксации информации.

Во время аудирования лекции (доклады, сообщения и т. д) необходимо постоянно осознавать и перерабатывать содержание услышанного, максимально лаконізуючи информацию, но без потери главного и ценного в ней. Для этого нужно:

Рему (новое) записывать точно и полно;

Те части предложений, которые составляют тему (известное), записывать сокращенно;

слушая, обязательно сохранять актуально значимое в каждом блоке информации;

Избегать фраз, которые дублируются;

Переконструйовувати лишь возможные предложения 75 .

Требования к конспекту

1. Всю главную информацию в соответствии с темой отразить в конспекте.

2. Не нарушать логическую связь во время сокращенного записи информации.

3. Использованы символы и аббревиатуры должны быть абсолютно точными соответствиями слов и словосочетаний.

4. Сохранять точность информации при условии переконструированию предложений.

5. Не допускать орфографических, лексических, грамматических ошибок во время записи.

Конспекты переділяють на плановый, текстуальное, свободный, тематический, опорный.

Плановый конспект заключается по предварительно составленному плану статьи, книги, лекции. Каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта, но если пункт понятен, то детально не раскрывается. Качество такого конспекта целиком зависит от качества составленного плана. Он лаконичный, простой по своей форме, но по ним не всегда легко удается воспроизвести прочитанное, услышанное.

Текстуальное конспект - это конспект, созданный в основном из цитат, это источник дословных высказываний автора. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой рядом логических переходов, сопровождаться планом и включать отдельные тезисы в изложении лица, что конспектирует. Этот конспект целесообразно использовать во время обработки научный трудов.

Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов. Он требует умения самостоятельно четко и лаконично формулировать основные положения, для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов, умение использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки, цитаты и тому подобное.

Тематический конспект заключается на одну тему, но по нескольким источникам. Специфика такого конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду трудов, он может не отображать содержание каждого из них в целом. Тематическое конспектирование позволяет всесторонне рассмотреть и проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Под опорным конспектом понимается система опорных сигналов, имеющих структурную связь, это наглядная конструкция, которая замещает систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Творческим опорным конспектом называют такой конспект, который составляется самим студентом во время изучения определенной темы. Его разработку облегчает использование технологий MS Power Point, основой для конспекта может быть электронный конспект, электронный учебник или электронное учебное пособие как вида учебного электронного издания.

происхождение конспекты подразделяются на; / конспекты устных ответов; ^ конспекты печатных трудов; ^ конспекты электронных источников. Реквизиты конспекта устного выступления:

1. Дата составления.

3. Название.

Кукал Александр Владимирович Сущность и значение общения в профессиональной деятельности

Пункт плана Тезис

необходимым условием ее деятельности. С - совокупность связей и взаимодействий индивидов, групп, сообществ, во время которых происходит обмен информацией, опытом, умениями, навыками и результатами деятельности. Во время общения всегда происходит обмен информацией - коммуникация (далее К). Однако С и К не тождественны по своему содержанию.

2. Стиле союз - В процессе С каждый человек вырабатывает собственный ния. стиль, то есть совокупность наиболее типичных черт поведения в этом процессе. Выделяют такие стили С:

o ритуальный;

o манипулятивный;

_ o гуманистический. _

Конспектирование печатной труда во многом подобно конспектирования лекции, но есть существенное отличие при конспектирования статьи, монографии есть возможность вернуться к прочитанному, осмыслить его, писать не спеша, делать меньше сокращений.

Реквизиты конспекта печатной труда:

1. Дата составления.

2. Библиографические данные первоисточника.

Образец конспекта:

Мосенкінс Ю. Украинский молодежный сленг: Состояние и перспективы исследований//Дивослово.-2007.-№ 12.-С. 32-35.

Пункт плана Цитата

И. Дифференциация "Жаргон - это полуоткрытая лексико-фразео-терминов сленг и логическая подсистема, используемая в той или жаргон в монограмм - иной социальной группой, чтобы обособиться фии Л. Ставицкой от остальной части языкового сообщества... Сленг - языковая среда устного общения большого количества людей, отличное от нормы, собственно разновидность разговорного языка. Термин сленг адекватный срочные общий жаргон" (С. 33).

Процесс конспектирования источники в электронной форме упрощается и одновременно усложняется текст уже существует в файловой структуре, поэтому возможны следующие режимы работы как копирование, вырезание, вставки объектов и тому подобное.

Независимо от того, какой вид, тип или форму конспектирования выбран, следует помнить: конспект нужен для того, чтобы научиться обрабатывать любую информацию, определять самое необходимое, упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами, накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи, курсовой работы и тому подобное.