Что относится к предмету трудового права. Трудовые отношения как предмет трудового права

Предмет отрасли права является ее важнейшим системообразующим признаком и представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

Предмет трудового права - это комплекс общественных отношений, связанных с применением несамостоятельного (зависимого) труда.

В соответствии со ст. 1 ТК к ним отнесены трудовые отношения, а также отношения:

по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Рассмотрим эти общественные отношения.

^ 1. Трудовое отношение выступает ядром предмета отрасли, основным общественным отношением, которое регулируется нормами трудового права. В связи с этим и в теории трудового права, и в Трудовом кодексе используется формула «трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения».

Надо обратить внимание на то, что в Трудовом кодексе употребляется термин «трудовые отношения». Это не совсем точно. О трудовых отношениях (во множественном числе) можно говорить лишь в том случае, когда происходит некоторое обобщение и в одну группу объединяются индивидуальное и коллективные трудовые отношения18. В строгом смысле слова существует одно трудовое отношение, возникающее между работником и работодателем. Это всегда подчеркивали специалисты в области трудового права19.

Трудовое отношение существует как трудовое правоотношение, поскольку урегулировано правом. В соответствии со ст. 15 ТК это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовое правоотношение носит сложный характер, его содержание не исчерпывается одной парой корреспондирующих друг другу прав и обязанностей работника и работодателя. По поводу выполнения работником трудовой функции возникает целый комплекс связанных друг с другом прав и обязанностей сторон трудового правоотношения.

Сложность указанного правоотношения проявляется и в том, что оно характеризуется наличием имущественного и организационного аспектов, элементами свободы и подчинения, своеобразным подходом к определению правового положения сторон.

Имущественный аспект трудового отношения проявляется главным образом в его возмездном характере: работа, которую работник выполняет, должна быть оплачена в соответствии с количеством и качеством труда (ст.

132 ТК) не ниже установленного минимального размера (ст. 133 ТК).

Организационный аспект характеризуется наличием в отношении между работником и работодателем элемента власти-подчинения. Работодатель обладает правом организовать трудовую деятельность работников по своему усмотрению, установить внутренний трудовой распорядок, а работник должен подчиняться требованиям работодателя и соблюдать действующий распорядок.

Правовое положение сторон трудового отношения отличается определенной двойственностью. Заключая трудовой договор, они выступают как равноправные субъекты. В дальнейшем работодателю предоставляются некоторые властные полномочия (наряду с указанными выше надо назвать право работодателя давать обязательные для исполнения указания, требовать соблюдения установленных правил выполнения работ, применять дисциплинарные санкции, в установленных законом случаях взыскивать с работника суммы в возмещение причиненного им ущерба), а на работника возлагается обязанность подчиняться установленному работодателем распорядку, его дисциплинарной власти. Однако в связи с подчиненным положением работника, его экономической зависимостью от работодателя, а также в связи с тем, что в процессе трудовой деятельности фактически потребляется его рабочая сила, для него устанавливается государственная защита. На законодательном уровне закрепляются трудовые права и их гарантии. Работодатель обязан обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом и соглашением сторон, а работник обладает правом требовать предоставления соответствующих гарантий. Ему гарантирована судебная защита трудовых прав, защита в порядке осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, самозащита и коллективная защита в рамках социального партнерства.

Наличие системы государственных гарантий трудовых прав работника существенно отличает его положение от правового статуса работодателя.

Трудовое отношение носит волевой характер: оно возникает в результате волеизъявления сторон. Основанием возникновения трудового отношения является трудовой договор (ст. 16 ТК). Внедо- говорное привлечение к труду запрещено (ст. 4 ТК). Таким образом, возникновение трудового отношения всегда связано с достижением соглашения сторон о выполнении конкретной трудовой функции, начале и продолжительности работы, условиях труда.

В процессе трудовой деятельности договорное определение содержания трудового правоотношения (например, изменение условий трудового договора по соглашению сторон, перевод на другую работу) сочетается с возможностью его одностороннего изменения или прекращения (изменение существенных условий трудового договора в случае изменения организационных или технологических условий труда, расторжение трудового договора по инициативе одной из сторон).

Трудовое отношение характеризуется личным выполнением работником определенной работы (трудовой функции). Он не может заключить договор о выполнении части своих трудовых обязанностей другим лицом или поручить их выполнение родственникам, друзьям, коллегам по работе и т.п. Нельзя вступить в трудовое правоотношение или выполнять свои трудовые обязанности через представителя. ?

Трудовое отношение носит длящийся характер, оно не прекращается исполнением какого-либо обязательства работником, выполнением определенного круга или объема работ. Специфика прав и обязанностей в трудовом отношении заключается в том, что работник регулярно должен выполнять обусловленную трудовым договором работу, а работодатель - выплачивать заработную плату и обеспечивать необходимые условия труда.

Длящийся характер трудового отношения проявляется и в том, что предметом трудового договора выступает выполнение трудовой функции (регулярной работы), а не достижение конкретного результата труда. ?

Под трудовой функцией понимается работа по определенной должности, специальности, профессии с указанием квалификации либо другая обусловленная соглашением сторон определенная работа, носящая регулярный характер.

Тот факт, что предметом соглашения сторон при вступлении в трудовое отношение выступает трудовая функция, подчеркивает особый характер труда: он является несамостоятельным и осуществляется, как правило, в коллективе.

Трудовая функция с позиций экономического разделения труда представляет собой выполнение определенной операции в рамках конкретной кооперации труда.

Деятельность организации обеспечивает коллектив работников, каждый из которых выполняет обусловленную соглашением с работодателем работу. Именно коллектив в целом добивается решения поставленных производственных задач - выпускает готовую продукцию, оказывает комплекс каких-либо услуг и т. д. Работник, состоящий в трудовом отношении, выполняет лишь небольшую часть работы по достижению конечного результата деятельности организации. В процессе своей трудовой деятельности он вынужден координировать свою работу с работой других сотрудников организации.

Это предопределяет его организационную несамостоятельность: он должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, соблюдать технологические требования и инструкции по охране труда, следовать указаниям работодателя.

Специфической особенностью трудового отношения является его базовый характер: само его существование выступает предпосылкой возникновения других общественных отношений, входящих в состав предмета трудового права.

Трудовое право: понятие, предмет, метод и функции

Согласно общей теории права самостоятельность отрасли права определяется наличием особых предмета, метода и прин­ципов правового регулирования.

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отно­шения между людьми в сфере труда. Оно является одной из важ­нейших и ведущих отраслей права, которая образовалась из гражданского права.

Предмет трудового права определен в ст. 1 Трудового кодек­са РФ (далее - ТК РФ). Это общественные отношения:

1) работника с работодателем (юридическим или физиче­ским лицом), основанные на трудовом договоре;

2)по организации труда и yпpaвлению трудом;

2) обеспечению занятости и трудоустройству у данного ра­ботодателя;

3) профессиональной подготовке, переподготовке и повы­шению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

4) Социальному партнерству, ведению коллективных пере­говоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5) участию работников и профессиональных союзов в обес­печении условий труда и применении трудового законодатель­ства в предусмотренных законом случаях;

6) материальной ответственности работодателей и работни­ков в сфере труда;

7) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за со­блюдением трудового законодательства, включая законодатель­ство об охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8) разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;

10) обязательному социальному страхованию в случаях, пред­усмотренных федеральными законами.

В науке трудового права и ст. 15 ТК РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении меж­ду работником и работодателем о личном выполнении работ­ником за плату трудовой функции (работы по должности в соот­ветствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой ра­ботнику работы), подчинении работника правилам внутрен­него трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашени­ями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Основные признаки трудовых отношений:

Они возникают между двумя сторонами: работником и работодателем;

Основанием трудовых отношений чаще всего выступает трудовой договор. В ряде случаев они возникают и в дру­гих формах (допуска, судебного решения, назначения и т.п.);

Работник в трудовом отношении выполняет определен­ную трудовую функцию личным трудом по определен­ной специальности, должности, квалификации;

Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда. Трудовое право регулирует процесс труда в рамках любых организаций различных организацион­но-правовых форм и форм собственности. Соблюдение его норм работодателем гарантирует пенсионное стра­хование, страхование на случай болезни.

В предмет трудового права включаются отношения, непо­ средственно связанные с трудовыми. Они могут им предше­ствовать (отношения по обеспечению занятости); сопутство­вать (отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, профессиональной подготовке ра­ботников у данного работодателя), а также следовать за тру­довыми (отношения потрудовым спорам об увольнении). В на­уке трудового права выделяют такие разновидности отношений в сфере труда, как организационно-управленческие (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направ­лены на обеспечение соблюдения трудового законодательства). Индивидуальная трудовая деятельность не порождает тру­довых отношений, поскольку в данном случае отсутствует вто­рая сторона (первый признак трудовых отношений). Кроме того, не регулируются нормами трудового права экономиче­ ская и техническая стороны труда, за некоторым исключени­ем (например, нормами трудового законодательства урегули­рованы нормы расходования сырья и т.п.).

Метод трудового права призван отражать порядок возник­новения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общее правовое положение участников, способы регулирова­ния трудовых отношений, способы защиты трудовых прав и т.д. В соответствии с этими требованиями можно выделить следу­ющие признаки метода трудового права:

Равенство сторон при договорном характере возникно­вения трудовых отношений;

Подчинение работников в процессе труда работодателю;

Участие работников в управлении организацией (ст. 52, 53ТКРФ);

Централизованное и локальное регулирование отноше­ний в сфере труда: централизованное регулирование осуществляется при помощи нормативных актов, ло­кальное - при помощи нормативных актов организа­ции (ст. 8 ТК РФ);

Сочетание нормативного (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорного (ст. 9 ТК РФ) регулирования отношений в сфере труда;

Специфические способы защиты трудовых прав и обес­печения обязанностей.

Из указанных признаков вытекают и правовые способы ре­гулирования труда. Одним из способов регулирования являет­ся сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В современных условиях наблюда­ется усиление договорного (коллективно-договорного, инди­видуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование призвано ус­танавливать минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), ставку первого разряда еди­ной тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Вместе с тем эти два способа регулирования неразрыв­ны между собой! Так, минимальный уровень гарантий трудо­вых прав работников не может быть снижен путем договорно­го регулирования. Дисциплина труда, охрана труда- правовые институты, в которых предпочтение отдается централизован­ному регулированию.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Благодаря этому гарантируется минимум прав и обеспечивается выпол­нение обязанностей участников трудовых правоотношений.

В условиях перехода к рыночной экономике возросло зна­чение договорного регулирования отношений в сфере труда, однако государство все же не может абсолютно не вмешивать­ся в данный процесс. Подобное вмешательство происходит путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредствен­но связанных с ними отношений в договорном порядке» зак­репляет, что это регулирование осуществляется путем заклю­чения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Последние при этом не должны содержать условий, ограничи­вающих права и снижающих уровень гарантий работников, установленный федеральным законодательством (принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравне­нию с нормативным актом большей юридической силы).

Следующим правовым способом регулирования труда выс­тупает равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка дан­ ной организации. В трудовом праве положение субъектов тру­дового правоотношения носит двоякий характер. В частности, оно сочетает равенство сторон в момент заключения трудово­го договора с признаком властности - подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.

Еще одним способом регулирования труда является учас­ тие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, а именно их участие в установ­лении и применении норм трудового законодательства, конт­роле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии со ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, работодатель имеет право с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Работодатель согласует свое мнение с мнением профсоюза при привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); при установлении различных стимулирующих выплат (ст. 144 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка также утвер­ждаются с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). Если работодатель не соблюдает данного требования, то акты, при­нятые им, являются недействительными.

Специфичный способ защиты трудовых прав также может рассматриваться в качестве способа правового регулирования отношений. В ТК РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ), в качестве паритетного орга­на выступает примирительная комиссия, а в качестве третей­ского органа - трудовой арбитраж или посредник (ст. 401 ТК РФ). В случае, когда примирительные процедуры не дали ре­зультата, работники могут использовать свое право на забас­товку.

Статья 352 ТК РФ указывает следующие способы защиты трудовых прав работников:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

Самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.

Статья 1 ТК РФ определяет основные цели и задачи трудо­вого права, закрепляет его самостоятельность как отрасли пра­ва. Трудовое право выполняет три основные функции: защитную, производственную и социального партнерства. Защитная фун кция проявляется в защите интересов работников, производ­ ственная - в защите интересов работодателя. Функция социальн ого партнерства выражается в согласовании интересов работников и работодателей при содействии государства. В целом, каждая функция представляет собой направление правового регулирования в сфере труда, воздействует на участников отно­шений в сфере труда и закрепляется в нормах права.

1.2. Система трудового права

Систему трудового права условно можно разделить на две части: общую и особенную.

Общая часть содержит нормы, распространяющиеся на все общественные отношения: посредством них определяются принципы и задачи правового регулирования, основные тру­довые права и обязанности работников, разграничиваются пол­номочия между федеральными органами государственной вла­сти и органами государственной власти субъектов РФ.

Особенная часть структурируется по институтам как сово­купности однородных групп правовых норм, а именно:

Трудоустройство (объединяет нормы, регулирующие от­ношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает особенную часть от­расли;

Трудовой договор (здесь сгруппированы нормы о поня­тии, видах трудового договора, порядке приема на рабо­ту, переводах, увольнениях). Институт трудового дого­вора является центральным институтом отрасли;

Рабочее время, время отдыха;

Оплата труда, гарантийные, компенсационные выплаты;

Дисциплина труда;

Материальная ответственность сторон трудового дого­вора;

Охрана труда.

Соответственно к институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с трудовыми, можно отнести:

Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;

Институт рассмотрения трудовых споров;

Институт надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.

В соответствии с таким разделением норм построен и ТК РФ, хотя есть и некоторые отступления. Так, нормы, регулиру­ющие труд женщин и несовершеннолетних, выделены в отдель­ные главы (гл. 41,42 ТК РФ), однако сами по себе они не могут выступать самостоятельными институтами, так как для их при­менения необходимо учитывать ряд общих норм.

В юридической литературе существует мнение о том, что в особенной части трудового права в условиях рыночных отно­шений следует различать два основных блока норм:

1) нормы, в которых закрепляются государственные стан­дарты правового регулирования наемного труда;

2) договорные нормы (договорное трудовое право).

Система трудового права динамична, она изменяется и со­вершенствуется с развитием общества, трудовых отношений. Об этом свидетельствует формирование новых институтов: обеспечения занятости, социального партнерства.

Не следует отождествлять понятия системы отрасли трудо­вого права, системы трудового законодательства и системы науки, в том числе учебного курса. Система трудового права представляет собой систематизированную совокупность юри­дических норм и институтов, а трудовое законодательство - это внешняя форма права, выступающая как единый комплекс нормативных правовых актов и служащая источником трудо­вого права. Предметом и целью учебного курса является изу­чение норм трудового права, трудовых правоотношений, их развития. Предмет науки не ограничивается законодательством о труде, поскольку наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регули­рование труда. Наука вырабатывает систему взглядов, выводов и представлений по проблемам правового регулирования об­щественных отношений в сфере труда, которые учитываются впоследствии в нормотворчестве.

2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА.

2.1. Понятие принципов трудового права

Принципы трудового права - это основополагающие руко­водящие начала, выражающие сущность норм трудового пра­ва и главные направления политики государства в области пра­вового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организа­цией наемного труда. Они закреплены в ст. 2 ТК РФ.

По сфере действия принципы подразделяют:

На общеправовые, которые положены в основу правовой системы в целом. К их числу относят принципы гума­низма, равноправия, социальной справедливости и др.;

Межотраслевые, являющиеся общими для нескольких отраслей права, в числе которых выделяют принципы свободы договора, охраны собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

Отраслевые, выражающие общие свойства норм конкрет­ной отрасли права и проявляющиеся в отдельных инсти­тутах и нормах;

Отдельных институтов отрасли.

Например, институт социального партнерства характеризу­ется наличием таких принципов, как равноправие сторон, ува­жение и учет интересов сторон, и иных принципов, закреплен­ных в положениях ст. 24 ТК РФ.

Принципы правового регулирования труда регламентиру­ются международно-правовыми нормами, в частности Всеоб­щей декларацией прав и свобод человека и гражданина (при­нята и провозглашена резолюцией 217 А (III ) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) и Международным пак­том об экономических, социальных и культурных правах (при­нят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.).

2.2. Общая характеристика принципов трудового права

Статья 2 ТК РФ устанавливает 19 принципов трудового права:

1) свобода труда, включая право на труд;

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие тре­бованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачивае­мого ежегодного отпуска;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудя­щегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда;

7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, пе­реподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников и работодателей на объе­динение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

10) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном ре­гулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

11) обязательность возмещения вреда, причиненного работ­нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

12) обеспечение права на обязательное социальное страхо­вание работников;

13) сочетание государственного и договорного регулирова­ния трудовых отношений;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

15) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государствен­ного надзора и контроля за их соблюдением;

16) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18) обеспечение права работников на защиту своего досто­инства в период трудовой деятельности;

19) обязанность сторон трудового договора соблюдать усло­вия заключенного договора, включая право работодателя тре­бовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право ра­ботников требовать от работодателя соблюдения его обязанно­стей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Каждый принцип реализуется через иные нормы ТК РФ, поэтому нарушение норм ведет к нарушению принципов. Вме­сте с тем принципы предопределяют содержание будущих норм права, регулирующих трудовые отношения.

3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1. Источники трудового права: понятие и виды

В собственно юридическом смысле под источниками права принято понимать формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. С помощью источников объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвест­ность, общеобязательность и т.д.

ТК РФ говорит о двух способах регулирования отношений в сфере труда: нормативном (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорном (ст. 2 ТК РФ). Нормативное регулирование осуществляется с помо­щью норм права, в частности законов и иных нормативных правовых актов (Конституции РФ, федеральных законов, поста­новлений Правительства РФ, актов органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.). Договорное регулиро­вание осуществляется посредством коллективных договоров между работниками и работодателе, а также при помощи тру­довых договоров, заключаемых с отдельным работником.

Составной частью системы источников трудового права нашего государства являются также локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права. Работодатель при­нимает такие акты в пределах установленной компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современ­ной науке трудового права основное внимание уделяется ана­лизу федеральных норм. Однако не стоит недооценивать зна­чение локальных нормативных актов. За ними признается функция конкретизации федеральных норм трудового права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и пря­мое действие, в связи с чем признается источником права во всех отраслях. Суды вправе отказаться применять закон, со­славшись на его несоответствие Конституции РФ, и отдать предпочтение последней как акту прямого действия. Что каса­ется норм трудового права, то в ст. 37 Конституции РФ закреп­лены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда, запрещение принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на трудовые споры, включая право н^ забастовку. Кроме того, Конституция РФ устанавливает положение, в соответ­ствии с которым трудовое законодательство находится в совме­стном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Конкретизируя положения ст. 72 Конституции, ТК РФ по­свящает отдельную статью вопросам разграничения полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере тру­довых отношений (ст. 6). Здесь указывается, что законы и нор­мативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным фе­деральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федераль­ных органов исполнительной власти.

ТК РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он является чет­вертым по счету кодифицированным источником трудового права. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в декабре 1918 г. Благодаря ему образовалась самостоятельная отрасль трудового права. В нем впервые провозглашалось пра­во граждан РСФСР на труд. Однако первый российский КЗоТ содержал нормы, которые серьезно ограничивали трудовые права граждан. В частности, это касалось трудовой повинно­сти, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. был принят второй российский КЗоТ, который сыграл большую роль в развитии трудового права республик бывшего СССР. На этом этапе тру­довая повинность устанавливалась лишь в исключительных случаях, а на первое место выдвигался трудовой договор. В 1971 г. в РСФСР был принят третий КЗоТ, в котором закреплялось дальнейшее развитие права советских граждан на труд. Несмот­ря на изменения и дополнения, внесенные в КЗоТ, в условиях перехода к рыночным отношениям он не регулировал многие вопросы. Оставалось неясным, что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодате­лем - физическим лицом. Принятие в декабре 2001 г. ТК РФ стало серьезным шагом в формировании правовой базы соци­ально-трудовой сферы на современном этапе.

Конституция РФ и ТК РФ устанавливают правило, соглас­но которому общепризнанные нормы и принципы междуна­родного права выступают как составная часть национального законодательства. Поэтому не стоит забывать о приоритетно­сти норм международного права. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового ре­гулирования труда. Основные нормы в данной сфере обще­ственных отношений закреплены в актах ООН, МОТ, согла­шениях государств.

В науке трудового права по вопросам о природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ от­сутствует единое мнение. Большинство ученых считают кон­ венции МОТ и международные договоры источниками россий­ского трудового права. Данная позиция обосновывается тем, что они обязательны для использования в практике националь­ного законотворчества и правоприменительной деятельности. Однако некоторые исследователи, признавая, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, ут­верждают, что в буквальном смысле они источниками права не являются, поскольку национальное законодательство не вос­производит их содержания.

Выступая в качестве источников трудового права, конвен­ции МОТ устанавливают правило, в соответствии с которым при рассмотрении трудового спора в суде работники могут ссы­латься на них для защиты своего права. В этом случае суд обязан принять их во внимание.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ обобщают пра­воприменительную практику судов, дают толкование конкрет­ным нормам права, что позволяет определить, как единообраз­но и правильно применять нормы трудового законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда дают возможность восполнить имеющиеся пробелы и устранить неясности в тру­довом законодательстве.

Конституционному Суду РФ также приходится решать воп­росы, связанные с нормами трудового права, в частности уста­навливать их конституционность или неконституционность. В случае, когда Конституционный Суд РФ придет к выводу о несовершенстве закона, он в порядке законодательной иници­ативы вправе обратиться в Государственную Думу РФ с пред­ложением о внесении в закон изменений илк дополнений.

3.2. Действие нормативных актов о труде для отдельных категорий работников.

В структуре ТК РФ прослеживается определенное разделе­ние норм на те, которые распространяются на всех работни­ков, и те, которые характерны только для отдельных их катего­рий (раздел XII). В связи с этим в науке стали выделять две группы норм в сфере труда:

1) общие, распространяющиеся на всех работников наем­ного труда;

2) специальные, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, работ­ников бюджетной сферы, лиц, занятых на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.).

Таким образом, законодатель закрепляет действие трудово­го законодательства по кругу лиц . Так, по общему правилу нор­мативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников - лиц, заключивших трудовой договор. Однако существуют некоторые исключения, обусловленные объективными причинами. В отдельных слу­чаях нормы ТК РФ также применяются к лицам, еще не состо­ящим в трудовых отношениях. (например, ст. 64, 381 ТК РФ). Кроме того, действие российских нормативных правовых ак­тов о труде распространяется на трудовые отношения иност­ранных граждан, лиц без гражданства, организаций, создан­ных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или меж­дународным договором РФ. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые устанавливаются для всех работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ).

В ст. 11 ТК РФ выделяются некоторые категории лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ и иных норма­тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодате­лей или их представителей. К их числу законодатель относит:

Военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;

Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с дан­ной организацией трудовой договор);

Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

Других лиц, если это установлено федеральным законом.

Трудовое законодательство не распространяется на сотруд­ников Федеральной службы безопасности. К отношениям, свя­занным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации». Регу­лирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ), в котором конкретизируются конституционные нормы с уче­том их особого правового положения (например, УИК РФ зак­репляет принцип обязательности труда осужденных).

Труд - деятельность человека, реализация умственных и физических способностей личности для получения каких-либо духовных или материальных благ. Труд возможен как индивидуальный, так и общественный, но нормы права регулируют исключительно деятельность в общественной кооперации.

Предмет, метод и система трудового права

Трудовое право - правовая отрасль, регулирующая отношения работников и работодателя, а также другие трудовые взаимоотношения, непосредственно связанные с ними. Данная отрасль устанавливает права и обязанности всех без исключения субъектов, имеющих отношение к трудовому праву, а также ответственность за невыполнение обязанностей или нарушение каких-либо прав, сочетая между собой интересы субъектов, общества и государства.

Предмет трудового права - это связанные с деятельностью на производстве. В частности это отношения по трудоустройству и содействию занятости у работодателя, взаимодействия между рабочим и его руководителем по условиям договора, по по взаимной ответственности (материальной) работодателя и подчиненного, по разрешению споров, участию в профессиональных союзах и т. д.

Предмет трудового права характеризуется тем, что отношения однородны, они имеют социально-экономическую общность и другие признаки. Каждая из отраслей права обладает предметом, который и предопределяет специфику методов регулирования, а также принципов и функций. Все основные принципы, методы, предмет трудового права определяются и его нормами.

Называют совокупность различных специфичных в какой-либо отрасли способов регулирования поведения людей с тем, чтобы изменить его в направлении, удобном для государства и общества. Черты метода: правосубъектность участников; порядок возникновения, прекращения и изменения правоотношений; характер обязанностей и прав, и средства, которые обеспечивают их исполнение.

Сфера действия трудового права направлена на реализацию методов его действия. Скажем, сочетание типов регулирования труда; договорной характер отношений работника и работодателя; равноправие сторон договора, взаимное подчинение их определенным правилам внутреннего порядка; участие работников в регулировании труда (например, через и профессиональные союзы); защита прав трудящихся юридическим документом. Существуют и другие способы реализации методов, но они не имеют всеобщего распространения.

Системой является классификация норм по отраслям в однородные группы, их расположение внутри структур. Различные правовые нормы, контролирующие отношения в сфере труда, подразделяются на несколько групп. Первая определяет основные общие вопросы в сфере регулирования отношений по трудовому праву, а вторая регламентирует частные стороны этих отношений. К особенной части в трудовом праве можно отнести такие институты, как институт трудоустройства; рабочего времени; повышения квалификации; контракта; охраны труда и т.д.

Предмет трудового права и его источники

Источники трудового права - результаты деятельности государственных органов в сфере урегулирования Регулирование осуществляется Трудовым кодексом РФ, Основным законом РФ (Конституцией), другими федеральными законами, указами и постановлениями, актами органов самоуправления на местах и прочими нормативно-правовыми актами. Но Трудовой Кодекс и иные правовые акты не распространяются на военнослужащих; лиц, которые работают по гражданско-правовым договорам; членов советов директоров организаций; иных лиц.

Трудовое право

Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права, предмет которого представляет собой совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Предметом регулирования трудового права России являются отношения между людьми в процессе их трудовой деятельности, которые именуются трудовыми отношениями. Но следует отметить, что в предмет регулирования трудового законодательства также включается целый ряд отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы но должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Метод трудового права – совокупность специфичных для данной отрасли права способов (приемов) правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метод трудового права реализуется через нормы трудового законодательства и отражает их.

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное регулирование труда устанавливает лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться договорным и локальным способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей (администрации), в общих положениях ТК РФ и нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда для отдельных категорий работников.

2. Источники трудового права: понятие источника, виды источников.

Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда - актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

Конституция РФ;

федеральные конституционные законы РФ;

международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;

федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;

законы субъектов РФ по вопросам их ведения;

Указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия - отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Федеральные законы Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс РФ. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).

Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

Постановления Правительства РФ Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).

В последние годы появился качественно новый источник трудового права - Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны - работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.

Локальные нормативные акты В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретают локальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Другие классификации источников носят общепринятый характер.

1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания - коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ - федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ - содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.

Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т. е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.

Специальные нормы могут предоставлять дополнительные гарантии работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться особенности регулирования груда для работников отдельных категорий (нормы-приспособления), а могут ограничивать отдельные права, изымая правомочия работников из общепринятого списка (нормы-изъятия).

Собственно, дифференциация и приводит к необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательства о труде. Первое распространяется на всех работников, независимо от их условий труда и организационно-правовой формы предприятий, на которых они работают, второе обусловлено наличием особых условий или субъективными особенностями работника, предполагающими необходимость в законодательстве специальных норм.

В рамках изучения источников трудового права, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть роль актов высших судебных органов.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами эти решения, постановления не являются источниками российского права в полном понимании этого слова. Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают свои разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

Суды руководствуются в своей практике в первую очередь положениями Конституции и федеральных законов. В постановлениях Пленума Верховного Суда часто можно найти разъяснения применения тех или иных норм, и это оказывает влияние на принятие решений работодателями, так как в случае судебного обжалования их действий суды прислушаются к мнению вышестоящей инстанции, и это дает уверенность в признании действий законными, если они соответствуют разъяснениям.

Результат труда передается из поколения в поколение, происходит прогресс в науке, регулярно открываются новые технологии.

Благодаря труду общество не стоит на месте, а развивается, именно он определил название правовой отрасли — трудовое право, она стала самостоятельной еще с 1918 года.

Общая информация

По данному праву, однородные нормы в своей совокупности регулируют отношения, начинающиеся и развивающиеся дальше, и связаны они с человеческим трудом.

В данном праве устанавливается режим человеческого труда, правила, устанавливаемые, чтобы охранять труд человека, рассмотрение споров в связи с осуществлением рабочей деятельности.

Т.е. закон регулирует отношения в обществе, имеющие отношение к работе людей на производстве.

У каждой отрасли права есть свой предмет . В данном случае им являются отношения, связанные с человеческим трудом, которые появляются, когда человек работает на производстве, а также общественные отношения, имеющие взаимосвязь с базовыми трудовыми. Они связывают участников во время рабочего процесса. Право регламентируются кодексом РФ о труде .

Сами же основные рабочие отношения (трудовые) возникают, когда работник заключает договор со своим работодателем.

Виды отношений

Правовая отрасль говорит сама за себя, т.е. имеет прямое отношение людей к человеческому труду .

Базовые отношения и производные общественные составляют правовой предмет. Производные отношения:

Все группы отношений в предмете указаны в ТК, однако, не каждые отношения, даже если и относящиеся к человеческому труду, могут регулироваться законом.

Например, если человек работает на своем огороде, убирается в доме, стирает, ученик обучается в школе или служит в армии. Все это будет являться только полезным трудом, трудовые отношения здесь не возникают, поэтому нормы закона здесь не применяются.

Закон регулирует только те отношения, которые возникают на самой работе, связанной с производством. Совместная работа людей должна быть хорошо организована, контролироваться и управляться кем-то.

Трудовая организация может быть общественной и технической:

  1. Техническая – здесь работник пользуется всеми трудовыми орудиями, техникой, оборудованием, материалами. Человек взаимосвязан с природой, воздействует на нее и использует в своих рабочих целях. Закон здесь не применяется, только техинструкции и правила. Техническая организация труда — есть не что иное, как организация управления техникой, производства продукции.
  2. Социальная – люди взаимосвязаны между собой во время их совместной работы на производстве. Нормы закона регулируют отношения, связанные с собственностью продукта труда, который в итоге получается.

Обе стороны взаимосвязаны друг с другом и оказывают взаимное влияние. Социальная сторона трудовой организации переплетается с основами общества (экономическими и политическими).

Трудовые же отношения – это отношения исполнителей и управляющих на производстве во время рабочего процесса.

Что входит в предмет трудового права

Предметом трудового права являются отношения, имеющие связь с человеческим трудом на каком-либо производстве. Они являются общественными (всего 9 групп).


Трудовые отношения
– базовые, основные среди них. Все остальные — производные и не могут существовать отдельно от основных, тоже входят в предмет.

Данные отношения возникают на добровольной основе по соглашению между людьми (работником и лицом, предлагающим рабочее место).

Работник по найму соглашается работать, соблюдать все правила и условия работы, распорядок дня и т.д., а работодатель должен исправно оплачивать работу и предоставить нормальные условия, чтобы люди могли комфортно работать.

Эти условия прописаны в Законе, договоре, соглашении. Они возникают после того, как будет подписан договор.

Предмет регулирования

Нормы правовой отрасти в своем сочетании создают отдельную правовую систему, точнее часть от нее, которая в свою очередь занимается регулированием однородных отношений, носящих общественный тип.

Любая правовая отрасль имеет свою группу отношений (видов), которые она призвана регулировать.

Трудовое право находится в тесной взаимосвязи с человеческим трудом, который оплачивается. У каждой отрасли есть правовой предмет регулирования, носящий характер права. По нему определяются виды отношений в области труда, которые регулируются правовыми нормами.

Здесь сам социальный процесс выступает предметом, который надо регулировать с правовой стороны. Если отношения являются правовыми, то все участники имеют права и обязательства, и должны их неукоснительно соблюдать.

Так, предмет регулирования – есть общественная сторона, имеющая отношение к труду, связанная с его организацией, видами отношений в обществе, которые появляются у людей во время работы на каком-либо производстве.

Виды трудовых отношений

Предмет трудового права составляют виды отношений. Основная группа, включает:

  • основное место работы;
  • совмещение с другим местом осуществления труда;
  • работа, носящая временный характер (срок до 2-х месяцев);
  • работа по сезонам;
  • работа на индивидуального предпринимателя;
  • работа, выполняющаяся дома;
  • работа на госслужбе;
  • работа лиц, занимающихся спортом или работающих в представительствах России за рубежом.

В понятие и предмет трудового права включены производные отношения от трудовых, их насчитывается 9 групп. Они могут быть предшественниками трудовых, сопутствовать им, либо последовать за ними, их существование невозможно без базовых.

В праве имеются несколько видов отношений:

  • те, которые занимаются организацией и управлением труда — выступают как сопутствующие;
  • те, которые направлены на охрану, соблюдение закона.

Группы отношений производного типа:


По устройству на работу —
закон регулирует устройство на работу через службу, которая помогает найти работу (занятости).

Регулируются отношения этой службы и лица, предлагающего работу по предоставлению вакантных мест, между службой и людьми, кто хочет устроиться работать, а также отношения между людьми и их руководителями, людей при этом направляет данная служба.

По профподготовке, повышению уровня знаний и профессионализма — обучение, освоение новой профессии.

Отношения между лицом, обучающимся и лицом, предлагающим работу, они появляются во время обучения, принятия экзаменов, работы на новом месте.

По соцпартнерству, переговорам, подписанию соглашений или договоров — здесь отношения регулируются законом после подписания договора либо соглашения.

Соцпартнерство – это отношения, появляющиеся у представителей лица, осуществляющего трудовую функцию и лица предлагающего работу.

По принятию участия работающих лиц и органов профсоюза во время определения трудовых условий – отношения двух сторон производства в организации хороших условий, чтобы люди могли работать.


По управленческой деятельности труда, его организации —
работодатель сам занимается организацией труда свои подчиненных, принятием на работу, при этом он обязан соблюдать Закон, права рабочих лиц не должны быть нарушены.

По возникновению ответственности материального плана у любой из сторон – сторона, нанесшая вред во время своей работы, будет по закону признана виновной и понесет наказание в виде ответственности.

Контроль и надзор за тем, чтобы закон соблюдался точно — этим занимаются госорганы (трудовая инспекция, прокуратура, Роспотребнадзор, Ростехнадзор).

По разбирательству споров, возникающих во время рабочего процесса – они могут появляться у любой стороны и связаны с трудом. (индивидуальный и коллективный вид спора).

По соцстрахованию – обязательно производится, когда человек устраивается работать.

Так, регулируют трудовые отношения, появляющиеся в процессе выполнения . В нем указаны все права и обязательства сторон, меры наказания в виде ответственности, если их кто-либо нарушает.

А предмет российского трудового права представляет собой трудовые отношения и производные от них, появляющиеся у людей во время непосредственного рабочего процесса.

Трудовые отношения – самые главные в праве и его предмете, а на них уже базируются производные, их 9 групп.