Самоходный зенитный ракетный комплекс «Тор. Зенитно-ракетный комплекс "тор" Чем отличается м15 от тор

Работы по созданию зенитного ракетного комплекса «Тор» (9К330) были начаты в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 04.02.1975 в кооперации, которая сложилась при разработке зенитного ракетного комплекса «Оса». Работы были закончены в 1983 году. Как и при разработке комплексов «Оса» и «Оса-М», параллельно с разработкой комплекса для Сухопутных войск развернули работы по корабельному комплексу «Кинжал», частично унифицированному с ним.

За полтора десятилетия, которые прошли от начала разработки ЗРК «Оса», изменились не только задачи, стоящие перед войсковыми зенитными ракетными комплексами, но и возможности их решения.

Кроме решения традиционной задачи по борьбе с пилотируемой авиацией, войсковые зенитные ракетные комплексы должны были обеспечить уничтожение авиационных средств поражения – планирующих авиабомб типа «Уоллай», ракет класса «воздух-земля», крылатых ракет типа ALCM и ASALM, ДПЛА (дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов) типа BGM-34. Для эффективного решения данных задач требовалась автоматизация всего процесса боевой работы, использования более совершенных РЛС.

Изменившиеся воззрения на характер вероятных боевых действий стали причиной того что требования по возможности преодоления войсковыми ЗРК водных преград вплавь были сняты, однако была определена потребность в обеспечении для всех составляющих данных зенитных ракетных комплексов одинаковой скорости и степени проходимости с БМП и танками прикрываемых частей. Учитывая данные требования и необходимость увеличения боекомплекта зенитных управляемых ракет, осуществлялся переход дивизионного комплекса с колесного шасси на более тяжелое гусеничное.

Схема вертикального запуска ракет отработанная при разработке ЗРС С-300 позволила реализовать аналогичное тех. решение в зенитном ракетном комплексе «Тор», вертикально разместив 8 управляемых ракет по оси башни БМ, защитив их от поражения осколками бомб и снарядов, а также неблагоприятных погодных воздействий.

Головным разработчиком зенитного ракетного комплекса «Тор» определили НИЭМИ МРП (ранее НИИ-20 ГКРЭ). Ефремов В.П. был назначен главным конструктором комплекса в целом, а Дризе И.М. – боевой машины 9А330 данного комплекса. Разработкой зенитной управляемой ракеты 9М330 для «Тор» занималось МКБ «Факел» МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ). Руководил данной работой Грушин П.Д. К разработке ЗУР и боевых машин, средств тех. обеспечения и обслуживания привлекались и другие организации промышленности.

В состав боевой машины 9А330 входили :
— станция обнаружения целей (СОЦ) с системами стабилизации основания антенны и опознавания государственной принадлежности;
— станция наведения (СН), с каналом координатора захвата зенитной управляемой ракеты, двумя ракетными каналами и одним целевым каналом;
— специальная ЭВМ;
— пусковое устройство, которое обеспечивает вертикальный поочередный старт 8 управляемых ракет, размещенных на боевой машине, и аппаратура различных систем (стартовой автоматики, топопривязки и навигации, документирования процесса боевой работы, функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания в которой использован газотурбинный электрогенератор).

Все указанные тех. средства размещались на самоходном гусеничном шасси имеющем высокую проходимость. Шасси было разработано Минским тракторным заводом ГМ-355, и было унифицированным с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска». Вес боевой машины, включая восемь управляемых ракет и боевой расчет из 4 человек, составлял 32 тонны.

Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве

Станция обнаружения целей (СОЦ) – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора сантиметрового диапазона, имеющая по углу места частотное управление лучом. Парциал (луч) шириной 1,5 градуса по азимуту и 4 градуса по углу места мог занимать в угломестной плоскости восемь положений, перекрывая таким образом сектор в 32 градуса. По углу места мог производиться одновременный обзор в трех парциалах.

Для установки очередности обзора по парциалам служила специальная программа ЭВМ. Основным режимом работы предусматривался темп обзора зоны обнаружения в течение 3 секунд, причем нижнюю часть зоны просматривали два раза. При необходимости мог обеспечиваться обзор пространства в трех парциалах со скоростью 1 секунда. Отметки с координатами 24-х обнаруженных целей были завязаны в трассы (до 10 трасс одновременно).

На индикатор командира выводились цели в виде точек с векторами, характеризующими направление и величину скорости ее движения. Около них отображались формуляры, которые содержали номер трассы, номер по степени опасности (определялась минимальным временем вхождения в зону поражения), № парциала, в котором находится цель, а также признак производимой в данный момент операции (поиск, сопровождение и так далее). Во время работы в сильных пассивных помехах для СОЦ предусматривалась возможность бланкирования сигналов из направления забитого помехами и участка расстояния до целей. При необходимости существовала возможность введения в ЭВМ координаты цели находящейся в секторе бланкирования для выработки целеуказания за счет ручной накладки маркера на цель прикрытую помехами и ручного «скалывания» отметки.

Разрешающая способность станции обнаружения по азимуту была не хуже 1,5-2 градуса, по углу места – 4 градуса и 200 м – по дальности. Максимальная ошибка определения координат цели составляла не более половины величин разрешающей способности.

Станция обнаружения целей при коэффициенте шума приемника 2-3 и мощности передатчика 1,5 кВт обеспечивала обнаружение летящих на высотах 30-6000 метров самолетов F-15, на дальностях до 27 км с вероятностью минимум 0,8. Беспилотные средства воздушного нападения на дальностях 9000-15000 м обнаруживались с вероятностью 0,7. Вертолет с вращавшимся винтом, находящийся на земле, обнаруживался на дальности 7 км с вероятностью от 0,4 до 0,7, зависавший в воздухе на дальности 13-20 километров с вероятностью от 0,6 до 0,8, а осуществлявший подскок на высоту 20 метров с земли на дальности в 12 тыс. м с вероятностью минимум 0,6.

Коэффициент подавления сигналов отраженных от местных предметов в аналоговых каналах приемной системы СОЦ 40 дБ, в цифровом канале – 44 дБ.

Защиту от противорадиолокационных ракет обеспечивало их обнаружение и поражение собственными зенитными управляемыми ракетами.

Станция наведения — когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с малоэлементной ФАР (фазированная антенная решетка), формировавшей по углу места и по азимуту луч шириной 1 градус и обеспечивавшей электронное сканирование в соответствующих плоскостях. Станцией обеспечивался поиск цели по азимуту в секторе 3 градуса и по углу места 7 градусов, автосопровождение по трем координатам одной цели моноимпульсным методом, запуск одной или двух зенитных управляемых ракет (с интервалом 4 секунды) и их наведение.

Передача на борт управляемой ракеты команд осуществлялась за счет единого передатчика станции через фазированную антенную решетку. Этой же антенной за счет электронного сканирования луча обеспечивалось одновременное измерение координат цели и 2 управляемых ракет наводимых на нее. Частота обращения луча к объектами – 40 Гц.

Разрешающая способность станции наведения по углу места и по азимуту не хуже — 1 градус, по дальности — 100 метров. Среднеквадратические ошибки автосопровождения истребителя по углу места и по азимуту составляли не более 0,3 д. у., по дальности – 7 м и по скорости – 30 м/с. Среднеквадратические ошибки сопровождения управляемых ракет по углу места и по азимуту были того же порядка, по дальности – од 2,5 метров.

Станция наведения при чувствительности приемника 4 x 10-13 Вт и средней мощности передатчика 0,6 кВт обеспечивала дальность перехода на автоматическое сопровождение истребителя, равную 20 километров с вероятностью 0,8 и 23 километрам с вероятностью 0,5.

Ракеты в ПУ боевой машины находились без транспортных контейнеров и запускались при помощи пороховых катапульт вертикально. Конструктивно антенное и пусковое устройства боевой машины объединялись в антенно-пусковое устройство, которое вращалось относительно вертикальной оси.

Твердотопливная зенитная управляемая ракета 9М330 выполнялась по схеме «утка» и оснащалась устройством, которое обеспечивало газодинамическое склонение. В ЗУР применялись складные крылья, раскрывающиеся и фиксирующиеся в полетные положения после запуска ракеты. В транспортном положении правые и левые консоли были сложены навстречу друг другу. 9М330 оборудовалась активным радиовзрывателем, радиоблоком, автопилотом с приводами рулей, осколочно-фугасной боевой частью с предохранительно-исполнительным механизмом, имела систему электропитания, систему газодинамических рулей на стартовом участке и газопитания рулевых приводов на маршевом участке полета. На внешней поверхности ракетного корпуса размещались антенны радиоблока и радиовзрывателя, а также монтировалось пороховое катапультирующее устройство. В боевую машину ракеты загружались при помощи транспортно-заряжающей машины ЗРК.

Ракета при старте выбрасывалась со скоростью 25 м/с катапультой вертикально. Склонение управляемой ракеты на заданный угол, направление и величина которого вводилась со станции наведения в автопилот перед стартом, осуществлялось до пуска ракетного двигателя в результате истечения продуктов сгорания спец. газогенератора через 4 двухсопловых блока газораспределителя, смонтированного у основания аэродинамического руля. В зависимости от углов поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам направленным противоположно. Объединение газораспределителя и аэродинамического руля в единый блок дало возможность исключить использование спец. привода для системы склонения. Газодинамическим устройством ракета заклоняется в нужном направлении, а потом приостанавливает ее поворот перед включением твердотопливного двигателя.

Запуск двигателя управляемой ракеты осуществлялся на высоте от 16 до 21 метра (или по истечении заданной задержки в одну секунду от старта, или по достижении 50 градусов угла отклонения ракеты от вертикали). Таким образом, весь импульс твердотопливного ракетного двигателя расходуется на придание ЗРУ скорости в направлении цели. Набор скорости ракеты начинался после запуска. На дальности 1500 м скорость составляла 700-800 метров в секунду. С дальности 250 метров начинался процесс командного наведения.

В связи с широким разбросом параметров движения целей (по высоте – 10-6000 м и по скорости – 0-700 м/с) и линейных размеров (от 3 до 30 метров) для оптимального накрытия осколками боевой части высоколетящих целей на борт управляемой ракеты со станции наведения выдавались параметры задержки срабатывания радиовзрывателя, которые зависят от скорости сближения ракеты и цели. На малых высотах обеспечивалась селекция подстилающей поверхности, а также срабатывание радиоврывателя исключительно от цели.



Стартовый вес зенитной управляемой ракеты 9М330 – 165 кг (включая массу боевой части – 14,8 кг), диаметр корпуса -235 мм, длина ракеты — 2898 мм, размах крыла — 650 мм.

Разработка комплекса несколько задержалась в связи с трудностями в разработке гусеничного шасси. Совместные испытания зенитного ракетного комплекса «Тор» проходили на Эмбенском полигоне (руководитель Унучко В.Р.) в период с декабря 1983 по декабрь 1984 года под руководством комиссии, возглавляемой Асадулиным Р.С. ЗРК приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19.03.1986.

Комплекс «Кинжал» частично унифицированный с комплексом «Тор» поступил на вооружение спустя еще 3 года. К этому времени на протяжении почти десяти лет в море корабли, для которых был предназначен данный комплекс, выходили практически безоружными.

Серийное производство БМ 9А330 организовали на Ижевском электромеханическом заводе МРП, зенитной управляемой ракеты 9М330 — на Кировском машзаводе им. XX съезда партии МАП, гусеничных шасси – на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплексом обеспечивалось поражение цели, летящей на высотах 0,01-6 км, со скоростью 300 метров в секунду, в диапазоне дальностей 1,5..12 километров при параметре до 6000 м. Максимальная дальность поражения при скорости цели 700 м/с уменьшалась до 5000 м, диапазон высот поражения сужался 0,05-4 км, а параметр до 4000 м. Эффективность поражения самолетов одной зенитной управляемой ракетой составляла 0,3-0,77, вертолетов — 0,5-0,88, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Время перевода из походного в боеготовое положение – 3 минуты, реакции комплекса составляло от 8 до 12 с, заряжания боевой машины при помощи транспортно-заряжающей машины – до 18 минут.

Организационно зенитные ракетные комплексы «Тор» сводили в зенитные ракетные полки дивизий. В состав полков входили командный пункт полка, четыре зенитных ракетных батарей (состоящих из 4 боевых машины 9А330, батарейного командирского пункта), подразделений обслуживания и обеспечения.

Батарейным командирским пунктом временно служили пункты управления ПУ-12М, в качестве командного пункта полка – ПУ-12М или машина боевого управления МП22 и машина сбора и обработки информации МП25 разработанные в составе средств АСУВ (автоматизированная система управления войсками) фронта и также входившие в комплект средств автоматизированного ПУ начальника противовоздушной обороны дивизии. С командным аунктом полка сопрягалась радиолокационная станция обнаружения П-19 или 9С18 («Купол») входящая в состав радиолокационной роты полка.

Основной вид боевой работы зенитного ракетного комплекса «Тор» – автономная работа батарей, однако не исключалось централизованное или смешанное управление данными батареями командиром зенитно-ракетного полка и начальником ПВО дивизии.

Одновременно с принятием зенитного ракетного комплекса «Тор» на вооружение начались работы по модернизации ЗРК.



Доработкой существовавших и разработкой новых средств зенитного ракетного комплекса, получившего инд. «Тор-М1» (9К331) занимались:
— Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома (ведущее предприятие научно-производственного объединения «Антей») — головной по зенитному ракетному комплексу «Тор-М1» в целом (Ефремов В.П. – главный конструктор) и боевой машине 9А331 (мод. 9А330) – зам. главного конструктора комплекса и главный конструктор БМ 9А331 – Дризе И.М.;
— ПО «Ижевский электромеханический завод» Минрадиопрома — по конструктивной доработке БМ;
— Кировское машиностроительное ПО им. XX съезда партии Минавиапрома – по проектированию четырехракетного модуля 9М334, используемого в БМ 9А331 (Жарый О.Н. – главный конструктор модуля);
— НИИ средств автоматизации Минрадиопрома (ведущие предприятие научно-производственного объединения «Агат») — по разработке в рамках отдельной опытно-конструкторской работы унифицированного батарейного КП «Ранжир» 9С737 (Шершнев А.В. – главный конструктор), а также МКБ «Факел» Минавиапрома и другие организации.

В результате модернизации в зенитный ракетный комплекс ввели второй целевой канал, в зенитной управляемой ракете использована боевая часть из материала, имеющего повышенные поражающие характеристики, реализовано модульное сопряжение зенитной управляемой ракеты с БМ, увеличение вероятности и зоны поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение БМ с унифицированным батарейным КП «Ранжир» для обеспечения управления входящими в состав батареи боевыми машинами.

Боевые средства зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» :
— боевая машина 9А331;
— батарейный командирский пункт 9С737;
— ракетный модуль 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М331 (в боевой машине два модуля).

В состав средств тех. обеспечения и обслуживания данного зенитного ракетного комплекса входили средства, используемые в ЗРК «Тор», с доработкой транспортной машины 9Т245 и транспортно-заряжающей машины 9Т231 в связи с применением в комплексе «Тор-М1» ракетного модуля 9М334.

Боевая машина 9А331 по сравнению с 9А330 имела следующие отличия :
— использовалась новая двухпроцессорная вычислительная система, имеющая повышенную производительность, реализующая защиту от ложных трасс, двухканальную работу, расширенный функциональный контроль;

— в станцию обнаружения целей ввели: трехканальную цифровую систему обработки сигналов, обеспечивающую улучшенное подавление пассивных помех без дополнительного анализа помеховой обстановки; во входных устройствах приемника избирательный фильтр, переключаемый автоматически, обеспечивавший более эффективные помехозащищенность и электромагнитную совместимость станции за счет частотной селекции парциала; усилитель для повышения чувствительности заменен во входных устройствах приемника; введена автоматическая регулировка мощности, поступавшей при работе станции в каждый парциал; изменен порядок обзора, что уменьшало время завязки трасс целей; ввели алгоритм защиты от ложных отметок;

— в станцию наведения ввели новый тип зондирующего сигнала, который обеспечивает обнаружение и автоматическое сопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптический визир введен автомат сопровождения по углу места (повышает точность ее сопровождения), ввели улучшенный индикатор командира, ввели аппаратуру сопряжения с унифицированным батарейным КП «Ранжир» (аппаратура передачи данных и радиостанции).

Впервые в практике создания зенитного ракетного комплекса вместо пусковой установки использован четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для управляемых ракет 9М331 (9М330) с корпусом который изготавливался из алюминиевых сплавов. Транспортно-пусковой контейнер в совокупности с данными управляемыми ракетами составил ракетный модуль 9М334.

Вес модуля с 4 управляемыми ракетами с катапультами и транспортно-пусковыми контейнерами составлял 936 кг. Корпус транспортно-пускового контейнера разделялся на четыре полости диафрагмами. Под передней крышкой (снималась перед загрузкой в БМ) размещалось четыре пенопластовых защитных крышки, герметизировавших каждую полость транспортно-пускового контейнера и разрушавшихся ходом ракеты во время ее старта. В нижней части корпуса устанавливались механизмы электроразъемов служащих для соединения электроцепей ТПК и ЗУР.

Транспортно-пусковой контейнер с электроцепями боевой машины соединялся через бортовые электрические разъемы, расположенные с каждой стороны контейнера. Рядом с крышками данных разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров управляемых ракет при их установке на БМ. Ракетные модули для хранения и транспортировки собирались в пакеты при помощи балок – в пакете до шести модулей.

Транспортная машина 9Т244 могла перевозить два пакета состоящих из четырех модулей, ТЗМ – два пакета состоящая из двух модулей.

Зенитная управляемая ракета 9М331 была полностью унифицирована с ракетами 9М330 (кроме материала поражающих элементов боевой части) и могла использоваться в зенитных ракетных комплексах «Тор», «Тор-М1», а также в корабельном комплексе «Кинжал».

Значительным отличием зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» от «Тор» было наличие унифицированного батарейного КП «Ранжир» в составе его боевых средств. В частности «Ранжир» предназначался для автоматизированного управления боевыми действиями зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» в составе ракетного полка, вооруженного данным комплексом. В состав зенитного ракетного полка входили пункт боевого управления (командный пункт), четыре зенитных ракетных батарей (в каждой по унифицированному батарейному КП и четыре боевых машины 9А331), подразделения обеспечения и обслуживания.

Основным предназначением унифицированного батарейного КП «Ранжир» применительно к зенитному комплексу «Тор-М1» являлось управление автономными боевыми действиями батарей (с постановкой, контролем выполнения боевым машинами боевых задач, целераспределением, выдачей целеуказаний). Централизованное управление осуществлялся через унифицированный батарейный командирский пункт батареями с командного пункта полка.

Предполагалось, что на командном пункте полка будет использоваться командно-штабная машина МП22-Р и специальная машина МП25-Р, разработанные в составе автоматизированной системы управления войсками фронта. С командного пункта полка в свою очередь должен был сопрягаться вышестоящий КП – пункт управления начальника противовоздушной обороны дивизии, состоящий из указанных машин. С этим командным пунктом сопрягались радиолокационная станция обнаружения «Каста-2-2» или «Купол».

На индикаторе унифицированного батарейного КП 9С737 отображалось до 24 целей по информации от вышестоящего КП (командного пункта полка или пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии), а также до 16 целей по информации от БМ своей батареи. Также отображалось минимум 15 наземных объектов, с которыми КП вел обмен данными. Темп обмена составлял 1 секунда с вероятностью доведения донесений и команд не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного КП по одной цели в полуавтоматическом режиме составляло менее 5 секунд. На пункте обеспечивалась возможность работ с топографической картой и неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки.

Информация, которая принималась от БМ и других источников, выводилась на индикатор в масштабе 12-100 километров в виде точек и формуляров целей. В состав формуляров целей входили признак гос. принадлежности цели и ее номер. Также на экран индикатора выводилось положение реперной точки, вышестоящего командного пункта, радиолокационной станции и зоны поражения БМ.

Унифицированный батарейный КП осуществлял целераспределение между БМ, выдачу целеуказаний им и при необходимости команд запрета открытия огня. Время развертывания и подготовки батарейного командирского пункта к работе составляло менее 6 минут. Вся аппаратура (и источник питания) устанавливалась на шасси легкого гусеничного бронированного многоцелевого плавающего тягача МТ-ЛБу. Расчет командного пункта состоял из 4 человек.

Гос. испытания зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» проводились в марте-декабре 1989 года на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.). Зенитный ракетный комплекс приняли на вооружение в 1991 г.

По сравнению с зенитным ракетным комплексом «Тор» вероятность поражения типовых целей с помощью одной управляемой ракеты была увеличена и составляла: при стрельбе по крылатым ракетам ALCM – 0,56-0,99 (в ЗРК «Тор» 0,45-0,95); по дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам типа BGM – 0,93-0,97 (0,86-0,95); по самолетам типа F-15 – 0,45-0,80 (0,26-0,75); по вертолетам типа «Хью Кобра» – 0,62-0,75 (0,50-0,98).

Зона поражения ракетного комплекса «Тор-М1» при одновременной стрельбе по двум целям оставалась практически такой же, как у ЗРК «Тор» при стрельбе по одной цели. Это обеспечивалось благодаря сокращению времени реакции «Тор-М1» при стрельбе с позиции до 7,4 секунд (с 8,7) и при стрельбе с коротких остановок до 9,7 секунд (с 10,7).

Время заряжания БМ 9А331 двумя ракетными модулями – 25 минут. Это превышало время раздельного заряжания БМ 9А330 боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет.

Серийное производство технических и боевых средств зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» организовали на предприятиях, производящих средства комплекса «Тор». Новые средства – унифицированный батарейный КП 9С737 и четырехместный ТПК для управляемых ракет 9А331 производились соответственно на Пензенском радиозаводе Минрадиопрома и в Производственном объединении «Кировский машиностроительный завод им. XX съезда партии» Минавиапрома.

Зенитные ракетные комплексы «Тор» и «Тор-М1», не имеющие в мире аналогов и способные поражать воздушные объекты высокоточного оружия, множество раз демонстрировали свои высокие боевые возможности на войсковых учениях, учебно-боевых стрельбах и выставках современного оружия в различных странах. На мировом рынке вооружений данные комплексы обладали отличной конкурентоспособностью.

Комплексы и сегодня продолжают совершенствоваться. Например, проводятся работы по замене гусеничных шасси ГМ-355 на шасси ГМ-5955, разработанное в подмосковных Мытищах.

Также проводятся работы по вариантам ЗРК с размещением элементов на колесной базе – в самоходном варианте «Тор-М1ТА» с размещением на автомобиле «Урал-5323» аппаратной кабины, а на прицепе ЧМЗАП8335 – антенно-пускового поста, и в буксируемом варианте «Тор-М1Б» (с размещением на двух прицепах). Благодаря отказу от проходимости по бездорожью и увеличению времени свертывания/ развертывания до 8-15 минут достигается уменьшение стоимости комплекса. Кроме того ведутся работы по стационарному варианту ЗРК – комплексу «Тор-М1ТС».

Основные характеристики зенитного ракетного комплекса типа «Тор» :
Наименование – «Тор»/»Top-M1»
1. Зона поражения:
— по дальности – от 1,5 до 12 км;
— по высоте – от 0,01 до 6 км;
— по параметру – 6 км;
2. Вероятность поражения истребителя с использованием одной управляемой ракетой – 0,26..0,75/0,45..0,8;
3. Максимальная скорость поражаемых целей – 700 м/с;
4. Время реакции
— с позиции – 8,7 с/7,4 с;
— с короткой остановки – 10,7 с/9,7 с;
5. Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 700..800 м/с;
6. Масса ракеты – 165 кг;
7. Масса боевой части – 14,5 кг;
8. Время развертывания (свертывания) – 3 минут;
9. Число целевых каналов – 1/2;
10. Число управляемых ракет на боевой машине – 8;
11. Год принятия на вооружение – 1986/1991.

Российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» во вторник, 22 сентября, рассказал о проведении успешных испытаний зенитно-ракетного комплекса малой дальности действия «Тор-М2У» при стрельбе в движении. Испытательные стрельбы с гусеничной машины 9А331МУ из состава ЗРК «Тор-М2У» проводились в Астраханской области. Сообщается, что машины комплекса двигались со скоростью 25 км/ч по степной проселочной дороге. Не останавливаясь, ЗРК «Тор-М2У» смог обнаружить ракету-мишень «Саман», взял ее на автосопровождение, после чего сбил ракету-мишень на удалении более 8 км.

Проведенные в Астраханской области испытания доказали возможность стрельбы с комплекса, находящегося в движении. В итоге это должно дать ЗРК очень важное с точки зрения тактики преимущество, которое в итоге позволит ЗРК «Тор-М2У», сопровождающим военные колонны, отражать воздушные налеты противника в движении. До недавнего времени прикрытие находящихся на марше войск данным комплексом было возможным лишь с короткой остановки, об этом журналистам рассказал Павел Созинов, занимающий пост генерального конструктора концерна.

ЗРК «Тор» (по натовской кодификации SA-15 Gauntlet «Латная рукавица») - это советский и российский всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, основное предназначение которого - решение задач противовоздушной и противоракетной обороны войск и объектов на уровне дивизионного звена. Комплексы ПВО «Тор» в различных модификациях находятся на вооружении зенитных подразделений ПВО Сухопутных войск с середины 1980-х годов. При этом за минувшие 30 лет данные комплексы неоднократно подвергались модификациям. Комплексы «Тор-М2У» предназначены для организации противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в районах их сосредоточения, во время ведения боевых действий и на марше, защиты узлов связи и командных пунктов, мостов, аэродромов, радиотехнических средств и т.д. от самолетов, вертолетов, радиоуправляемых ракет, корректируемых и планирующих авиационных бомб, БЛА и других элементов современного высокоточного .

Чтобы ЗРК «Тор» не отставали от прикрываемых ими подразделений сухопутных войск, они изначально монтировались на гусеничное шасси, что обеспечивало ЗРК возможность следовать за прикрываемыми частями практически по любому бездорожью. Но вот стрелять на ходу до недавнего времени российские «Торы» не могли. Если существовала опасность воздушного удара противника по колонне войск, совершающей марш, то ЗРК должны были остановиться и ждать, чтобы без проблем провести ракетные стрельбы по обнаруженным целям. В это время сопровождаемая ими колонна могла отойти достаточно далеко, а эффективность ее прикрытия при этом снижалась.

«Научить» ЗРК вести стрельбу в движении оказалось делом далеко не самым простым. Во всяком случае, ни один современный зенитно-ракетный комплекс в мире этого делать не умеет. Поэтому конструкторы концерна «Алмаз-Антей» смогли разрешить, казалось бы, нерешаемую ранее задачу. Благодаря их усилиям «Тор-М2У» в состоянии, не останавливаясь, прикрывать армейские части и подразделения на всем пути их следования к обозначенному местам развертывания и дислокации. При проведении испытаний на полигоне Капустин Яр были задействованы средства и силы самого полигона, а также учебного центра Ижевского электромеханического завода (ИЭМЗ) «Купол», где и изготавливаются сегодня ЗРК «Тор».

Ян Новиков, генеральный директор концерна «Алмаз-Антей», в состав которого входит ИЭМЗ «Купол», отметил, что в рамках проведенных испытаний удалось на практике подтвердить: возможность обнаружения и взятия цели на автоматическое сопровождение в движении; точность и качество сопровождения воздушных целей в движении; безударность выхода зенитной ракеты из контейнера и целый ряд иных технических параметров. По словам генерального конструктора Павла Созинова, специалистам концерна удалось вывести комплекс «Тор» на качественно новый технический уровень своего развития.

Все комплексы ПВО семейства «Тор» используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая была разработана специалистами МКБ «Факел». Данная ЗУР специально создавалась для эффективного перехвата малоразмерных и активно маневрирующих в полете воздушных объектов. Помимо базового варианта размещения боевых средств зенитно-ракетного комплекса «Тор-М2У» на гусеничном шасси, на рынке предлагаются и другие варианты размещения. В частности на авиасалонах МАКС неоднократно, начиная с 2007 года, демонстрировался вариант комплекса с размещением на колесном шасси повышенной проходимости, базой в этом случае выступало колесное шасси МЗКТ-6922. Использование данного шасси позволяет улучшить условия обитаемости расчета, а также повысить эксплуатационные характеристики комплекса на дорогах с твердым покрытием. Помимо этого, был представлен и вариант комплекса в модульном исполнении, который получил обозначение «Тор-М2КМ».

Разработанный концерном ПВО «Алмаз-Антей» комплекс «Тор-М2У» относится к комплексам противовоздушной обороны малой дальности нового поколения. Комплекс может использоваться для организации ПВО танковых и мотострелковых войск на марше, важных военных и государственных объектов от воздушного нападения противника в пределах своей зоны поражения, в любое время суток днем и ночью, а также в сложной помеховой и метеорологической обстановке. ЗРК «Тор-М2У» был принят на вооружение российской армии в 2012 году. Комплекс в состоянии одновременно поражать 4 воздушных цели, находящихся на высоте до 10 километров, 4 зенитными ракетами.

ЗРК «Тор-М2У» в состоянии эффективно бороться на малой дальности со всеми существующими типами современных средств воздушного нападения, в том числе интенсивно маневрирующими, малоразмерными, низколетящими, а также выполненными с использованием технологии «стелс». Комплекс не имеет аналогов среди российских и иностранных ЗРК в данном классе. Высокая степень автоматизации работы позволяет комплексу обнаруживать и ранжировать по степени представляемой опасности 48 воздушных целей. По сравнению с предыдущей версией ЗРК «Тор-М1», количество управляемых ракет, одновременно обстреливающих воздушные цели, удалось увеличить с двух до четырех. Помимо этого более чем на четверть удалось поднять дальность обнаружения воздушных целей (с 25 км до 32 км), а также дальность их поражения (с 12 до 15 км).

Благодаря практически полной автоматизации этот современный ЗРК малой дальности очень эффективен. Боевому расчету комплекса остается только принять решение по уничтожению наиболее опасных объектов воздушного нападения, среди обнаруженных комплексом целей, которые по различным критериям отбираются самой боевой машиной. Такая возможность была реализована с помощью применения современной вычислительной системы. К одним из главных преимуществ комплекса перед иностранными аналогами относят также минимальное время реакции ЗРК, его развертывания, а также возможность уйти из-под возможной атаки со стороны противника. Благодаря достаточно высокой мобильности удается минимизировать риски, как для самого комплекса, так и для его экипажа. Помимо этого, ЗРК «Тор» довольно легко интегрируются в существующие сегодня системы противовоздушной обороны, сохраняя при этом возможность самостоятельного, полностью автономного применения данного зенитно-ракетного комплекса.

В настоящее время ЗРК «Тор» пользуются устойчивым спросом на международном рынке и находятся на вооружении многих армий на планете. В частности Греция, Китай, Египет, Венесуэла и Иран имеют на вооружении данные комплексы ПВО. А то, что комплекс получил возможность поражать воздушные цели, находясь в движении, в перспективе только добавить ему популярности на международной арене. Поставляются обновленные комплексы и в российскую армию. Так уже 23 сентября 2015 года появилась информация о том, что подразделения противовоздушной обороны Восточного военного округа, размещенные на островах Курильской гряды, заступили на боевое дежурство на новых ЗРК «Тор-М2У». Об этом сообщает агентство «Интерфакс» со ссылкой на штаб Восточного военного округа. «В настоящее время дежурство по противовоздушной обороне организовано в составе двух батарей зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2У». Всего в составе российских вооруженных сил находится более 120 комплексов «Тор».

Источники информации:
http://www.rg.ru/2015/09/23/raketi.html
http://army-news.ru/2014/08/tor
http://www.interfax.ru/russia/468606
http://www.arms-expo.ru/news/vooruzhenie_i_voennaya_tekhnika/tor_m2u_nauchili_otrazhat_avianalety_v_dvizhenii_ne_delaya_ostanovok
http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/novosti_vpk/oao_izhevskij_ehlektromekhanicheskij_zavod_kupol_primet_uchastie_v_mezhdunarodnoj_vystavke_kadex_2014/2-1-0-1396

Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Тор-М2Э" предназначен для противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск в ходе боевых действий и в районах сосредоточения, защиты командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов и т.д. от управляемых ракет, авиабомб, самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов и других элементов высокоточного оружия.

ЗРК "Тор-М2Э" представляет собой дальнейшее развитие известного комплекса 9К331 "Тор-M1" . По сравнению с предшественником "Тор-М2Э" отличается повышенной эффективностью отражения массированных налетов современных средств воздушного нападения в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Канальность комплекса "Тор-М2Э" по целям увеличена до 4 (2 у "Тор-M1"), границы области поражения по высоте и параметру повышены до 10 и 8 км, соответственно.

Комплекс разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом (г.Москва), производится Ижевским Электромеханическим заводом "Купол". Все комплексы семейства "Тор" используют единую зенитную управляемую ракету (ЗУР), которая создана в МКБ "Факел".

Помимо базового варианта размещения боевых средств ЗРК "Тор-М2Э" на гусеничном шасси, предлагаются несколько альтернативных вариантов этого комплекса. На авиасалонах МАКС-2007, МАКС-2009, МАКС-2011 демонстрировался вариант комплекса на колесном шасси МЗКТ-6922, обеспечивающий повышенные эксплуатационные характеристии на дорогах с твердым покрытием и улучшенные условия обитаемости расчета. ЗРК в модульном исполнении получил обозначение .

Состав

В состав ЗРК "Тор-М2Э" входят:

  • Боевые средства:
    • боевая машина (БМ) 9А331МК (на колесном шасси (см. фото1 , фото2 , фото3 ) или БМ 9А331МУ (на гусеничном шасси);
    • зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 с четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9М331 (см.описание ).
  • Технические средства:
    • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т244;
    • транспортная машина 9Т245;
    • машина технического обслуживания (батарейная МТО) 9В887М2К;
    • машина технического обслуживания (полковая МТО) 9В887-1М2К;
    • машина группового комплекта ЗИП 9Ф399-1М2К;
    • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
    • тренажер операторов боевых машин;
    • мастерская технического обслуживания МТО-АГ3М1.

Дополнительно с комплексом может поставляться подвижный унифицированный батарейный командный пункт (БКП) 9С737МК. БКП 9С737МК осуществляет управление групповыми действиями батареи БМ, связь с высшими и средними эшелонами ПВО.

БМ 9А331МК/9А331МУ представляет собой автономную боевую единицу, которая обеспечивает круговой обзор пространства в заданном секторе по углу места, обнаружение и опознавание воздушных целей, анализ воздушной обстановки, автоматический выбор наиболее опасных для обстрела целей, захват, автосопровождение целей, определение момента вхождения в зону поражения, пуск ракет, их автоматическое наведение на цели по радиокомандам.

Принциальным отличием "Тор-М2Э" от своего предшественника - комплекса "Тор-М1" является модернизированная станция обнаружения целей (СОЦ). СОЦ "Тор-М2Э" оснащается новой антенной на базе щелевой ФАР, доработанным программным обеспечением и позволяет станции обнаруживать цели с малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР), созданные с применением технологии "стелс". При этом обеспечивается значительно более высокий уровень помехозащищенности в условиях боевой работы, в т.ч. от современных специальных помех самоприкрытия. Новая вычислительная система позволила расширить возможности обработки информации. На боевой машине "Тор-М2Э" установлена новая всесуточная электронно-оптическая система обнаружения (см. фото ).

Поиск, обнаружение и опознавание воздушных целей может вестись при движении БМ или на месте, переход к сопровождению целей и пуск ракет осуществляется с короткой остановки. Боевая машина способна осуществлять боевую работу в т.н. конвейерном режиме. В этом режиме освободившийся после завершения наведения ракеты на цель стрельбовой канал может быть немедленно задействован для наведения следующей ракеты из боекомплекта БМ. Наличие конвейерного режима повышает эффективность комплекса в условиях массированного налета средств воздушного нападения противника.

В ЗРК реализована возможность обмена радиолокационной информацией между двумя БМ, что дает возможность их использования в режиме "звено" на одном объекте прикрытия. РЛС обнаружения БМ, работающих в режиме "звено", сканируют пространство в своей угломестной зоне, предоставляя информацию соседней машине, таким образом зона обнаружения существенно расширяется. При этом БМ может поражать цели в зоне ответственности любого радара. В этом случае повышается эффективность отражения налетов, а также возможность обнаружения и поражения низколетящих целей. Режим "звено" может быть также эффективен и в случае выхода из строя СОЦ любой БМ - машина может продолжать боевую работу пользуясь информацией соседней БМ.

Зенитный ракетный модуль (ЗРМ) 9М334 (см. фото ) предназначен для размещения зенитных управляемых ракет 9М331 при их хранении, транспортировании и боевом применении.

В состав ЗРМ 9М334 входят:

  • до 4 зенитных управляемых ракет 9М331 (см.описание ) или 9М331Д;
  • герметичный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 (см. описание );
  • 2 балки для сборки модулей в пакет, транспортировки и хранения.

ЗРМ 9М334 представляет собой единую конструкцию, состоящую из четырех транспортно-пусковых контейнеров с установленными в них ЗУР. В процессе эксплуатации в модуле могут находиться четыре, три, две или одна ракета. Масса модуля с четырьмя ракетами и балками - 1053кг. Габариты контейнера без балок 444х1223х3005 мм. Условия транспортировки - всеми видами транспорта в пакетах.

ЗРК «Тор-М2Э» может функционировать в единой системе ПВО, состоящей из трех уровней: систем большой, средней и малой дальности, а также автономно. В комплексе обеспечивается практически полная автоматизация боевой работы, экипаж сокращен до трех человек.

Зенитная ракетная батарея, как правило, имеет в своем составе БКП, четыре БМ, две ТЗМ, боекомплект ЗУР, МТО.

Тактико-технические характеристики

Максимальная горизонтальная дальность поражения, км 12 (15 для 9М331Д)
Минимальная горизонтальная дальность поражения, м:
- на высоте 10м
- на высоте более 100м

1500
не более 1000
Количество одновременно обрабатываемых целей 48
Количество одновременно сопровождаемых трасс целей с их ранжированием по степени опасности 10
Количество одновременно обстреливаемых целей 4
Количество одновременно наводимых ракет 8
Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c 700
Перегрузка маневра цели 10g
Боекомплект ЗУР на БМ, шт. 8 в двух ЗРМ
Время заряжания БМ, мин. 18
Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. 3
Скорость движения БМ, км/ч:
- по шоссейным дорогам
- по грунтовым дорогам

до 80
до 30
Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) 500
Максимальная масса БМ, т 30
Расчет БМ, чел. 3
Климатические условия эксплуатации:
- температура, °С
- влажность при температуре +35°С, %
- высота над уровнем моря, м
- скорость ветра, м/с

±50
98
до 3000
до 30

Зона поражения ЗРК "Тор-М2Э"

«ТОР» - это всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для прикрытия важных военных, экономических и административных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов крылатых и противорадиолокационных ракет, дистанционно пилотируемых воздушных аппаратов, планирующих авиабомб, вертолетов и самолетов.

История создания 9К330 «Тор»

Зимой 1975 года Совет Министров издал постановление, в котором шла речь о разработке первого самоходного ЗРК в СССР – 9К330 «Тор». После создания первых моделей прошло много лет, и семейство пополнилось разными модернизированными вариантами автономных ракетных комплексов. Но как бы там ни было, они несли единую задачу – защита стратегически важных объектов и обеспечения защиты и сопровождения передвигающихся войск. Помимо сухопутных комплексов, был разработан зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», основное предназначение которого состояло в защите военных кораблей.

После того, как постановление Совета Министров было принято, оборонная промышленность СССР приступила к активным работам над созданием ЗРК. За разработку ЗРК «Тор» нес ответственность НИЭМИ Минрадиопрома. За разработку разных частей комплекса отвечали следующие советские предприятия и конструкторы:

  • В.П. Ефремов – главный конструктор, контролирующий разработку комплекса.
  • И.М. Дризе – отвечал за разработку боевой машины (Ижевский электромеханический завод).
  • МКБ «Факел» разрабатывал ракету.

К тому же, в процессе разработки участвовало огромное количество радиоэлектронных и оборонных предприятий.

Поскольку новые глобальные войны предполагали совершенно другой план, чем предыдущие, понадобится новый ЗРК, который бы соответствовал характеру возможных военных конфликтов. Новое ПВО СССР должно было не просто уничтожать вражеские вертолеты и самолеты.

Основные цели, которые должен поражать ЗРК «Тор»:

  • вертолеты и самолеты;
  • крылатые ракеты;
  • разные управляемые бомбы и другое вооружение, которое могло быть у противника.

Чтобы характеристики нового зенитно-ракетного комплекса соответствовали всем требованиям, необходимо было разработать абсолютно новую радиоэлектронную систему, которая способа отслеживать широкую линейку объектов противника.

Поскольку задача мобильного комплекса «Тор» - сопровождение боевых частей армии (в основном БМП и танковые взводы), решили его установку на гусеничное шасси. Такая мера понадобилась еще и в результате большого веса ЗРК. В связи с использованием гусеничного шасси, пришлось отказаться от задумки сделать комплекс плавающим.

Только в 1983 году появился первый зенитно-ракетный комплекс «Тор» 9К330. В текущем году боевую машину отправили на испытательный полигон. Испытания длились около года, в результате оказалось, что тактико-технические характеристики комплекса не совершенны и его отправили на доработку. Работы по доработке продолжились около трех лет, и только в 1985 году ЗРК 9К330 «Тор» приняли на вооружение.

Несмотря на то, что серийным выпуском «Тор» занимались на Ижевском электромеханическом заводе, узлы для этой техники поставлялись следующими предприятиями:

  • платформа или гусеничные шасси – Минский тракторный завод;
  • управляемые ракеты – Кировский машиностроительный завод;
  • радиоэлектронные и оборонные предприятия отвечали за производство более мелких узлов.

Все комплексы «Тор» направили в зенитные полки. Причем в каждом полку было четыре батареи, каждая из которых имела по четыре машины 9К330 «Тор». Поначалу «Торы» использовались совместно с пунктами управления ПУ-12М. Все комплексы «Тор» должны были обеспечить защиту стратегических объектов и войск на марше, несмотря на то что ЗРК «Тор» могли управляться и с командного пункта полка.

Что входит в состав ЗРК «Тор»

  • станция наведения (СН);
  • боевая машина 9А330;
  • СОЦ – станция обнаружения цели;
  • зенитные управляемые ракеты 9М330.

ЗРК «Тор» для обнаружения воздушных целей применяют когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, которая работает в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, находящаяся на крыше пускового устройства предоставляет возможность одновременного обзора сектора 4 градуса по углу места и шириной 1,5 градуса по азимуту. Увеличение сектора обзора было достигнуто благодаря использованию 8 положений луча по углу места, в результате чего можно было перекрыть сектор шириной в 32 градуса. Очередность обзора сектора определяется программой бортовой ЭВМ.

В передней части башни комплекса находятся фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В задачи этой систем входит сопровождение обнаруженной цели, а также наведение управляемых ракет. Обнаружение и сопровождение цели обеспечивает антенна СН. Она работает в секторе 7 градусов по углу места и шириной 3 градуса по азимуту. При этом сопровождение цели осуществляется по 3 координатам и пуск 1-2 ракет с дальнейшим их наведением на цель. Также антенна станции наведения имеет передатчик команд для ракет.

Станция обнаружения целей и автоматика, связанная с ней, позволяет засекать самолеты по типу F-15 на дальностях до 25-27 км и высотах 30-6000 метров (показатель вероятности обнаружения – не меньше 0,8). Для управляемых бомб и ракет дальность обнаружения не больше 10-15 километров. Есть возможность обнаружения вертолетов на земле (до 6-7 км на дальности) и в воздухе (до 12 км).

При боевой работе время реакции комплекса – 8,7 секунд, при пуске ракеты с короткой обстановки и сопровождении войск такой показатель увеличивается на 2 секунды. На перевод боевой машины из походного режима в боевой и обратно уходит около 3 минут. Загрузка ракет в пусковую установку занимает около 18 мин. Загрузка боекомплекта производится с помощью транспортно-заряжающей машины 9Т231.

Ракета 9М330 со скоростью 25 метров в секунду выстреливается из пусковой установки с помощью порохового заряда. Дальше вертикально стартовавшая ракета осуществляет доворот в сторону цели, производит запуск маршевого двигателя, после чего направляется в заданном направлении. Чтобы склонить ракету на предварительно установленный угол (все данные вводятся в систему управления перед самим запуском) применяется газогенератор с набором сопел. Газовый двигатель задействует такие же приводы, что и аэродинамические рули. При отклонении на 50 градусов от вертикали или через 1 секунду после старта ракета запускает маршевый двигатель. На отдаленности полтора километра от пусковой установки 9М330 развивает скорость до 800 метров в секунду.

Обнаружение цели и уничтожение боевой части проходит с помощью активного радиозврывателя. По причине необходимости эффективной работы на невысокой высоте радиовзрыватель способен определить цель на форе подстилающей поверхности. Уничтожение цели осуществляется многочисленными осколками боевой части. Показатель вероятности поражения самолетов 1 ракетой – 0,3-0,77, для вертолетов вероятность поражения – 0,5-0,88, а для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов этот показатель составляет 0,85-0,955.

«Тор-М1» оснащен зенитной управляемой ракетой 9М331. Ракеты 9М330 и 9М33 отличались лишь характеристиками боевой части. Новая ракета оснащена доработанной боевой частью с повышенными характеристиками. Все остальные агрегаты 2 ракет были унифицированы. Ракеты 2 типов могли применяться как новыми зенитно-ракетными комплексами «Тор-М1», так и уже существующими «Тор». Кроме того обеспечивалась совместимость этих ракет с корабельным комплексом «Кинжал».

Перечислим модификации ЗРК «Тор»

  • ЗК95 «Кинжал»
  • 9К331 «Тор-М1»
  • «Тор-М1ТА» - разновидность комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Антенно-пусковой пост находится на полуприцепе, а аппаратная кабина - на автомобиле Урал-5323.
  • «Тор-М1Б» - Буксируемая разновидность комплекса 9К331. Всё оборудование находится на колёсных полуприцепах
  • «Тор-М1ТС» - Стационарная разновидность комплекса 9К331
  • «Тор-М1-2У»
  • 9К332 «Тор-М2»
  • «Тор-М2Э» - ЗРК с боевой машиной на гусеничном шасси. В состав комплекса входят: боевая машина 9А331МЭ, зенитный ракетный модуль 9М334 с 4 зенитными ракетами 9М9331
  • «Тор-М2К - ЗРК с боевой машиной на колесном шасси. В состав комплекса входят: боевая машина 9А331МК, зенитный ракетный модуль 9М334 с 8 зенитными управляемыми ракетами 9М9331 управляемых по 4 каналам
  • «Тор-М2ДТ» - арктическая модификация зенитного ракетного комплекса с боевой машиной на базе двухзвенного гусеничного транспортёра ДТ-30
  • «Тор-М2КМ» - ЗРК в модульном исполнении, для размещения на разных видах шасси. В состав входит: зенитный ракетный модуль 9М334 с 4 зенитными управляемыми ракетами 9М9331 и автономный боевой модуль 9А331МК-1.

Подробнее о новейших ЗРК «Тор-М2У» и «Тор-М2Э»

«Тор-М2У» - это дальнейшие виток развития зенитно-ракетных систем «Тор». Эти боевые машины выпускаются на 2 типах шасси:

    на гусеничном шасси – 9А331МУ;

    на колесном шасси – 9А331МК.

В системе обнаружения целей сейчас применяется новейшая высокоточная оптико-электронная система. Современные процессоры могут одновременно отследить 48 воздушных целей, распределив их по опасности. Комплекс может атаковать одновременно до четырех целей, применяя для этого до восьми ракет. Несмотря на то, что ракеты на «Тор-М2» используются такие же, что и на «Тор-М1», благодаря наличию новейшей электроники, инженеры смогли увеличить дальность поражения целей.

На сегодняшний день идет активная замена систем «Тор» старого поколения на новые «Тор-М2». Помимо этого, в таких системах заинтересованы зарубежные государства, которые активно их скупают. Поскольку ЗРК «Тор» нового поколения являются новыми разработками в своем классе, их производство продолжаться в течение нескольких последующих десятилетий.

Технико-тактические характеристики ЗРК «Тор»

Зона поражения:

  • по дальности: от 1 до 16 км
  • по высоте: от 0,01 до 10 км
  • Время реакции, сек.: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 1000 м/с
  • Количество одновременно обстреливаемых целей: 4
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полёта ЗУР: 1000 м/с
  • Минимальная ЭПР цели: 0,05 м²
  • Система наведения: помехозащищённая радиокомандная
  • Число целевых каналов: 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине: 16 ракет 9М338К
  • Год разработки: 2008
  • Экипаж: 3 чел.
  • Запас хода 500 км

Предназначена для эффективного прикрытия войск, войсковых и административно-промышленных объектов от современных и перспективных средств воздушного нападения, прежде всего от высокоточного оружия (ВТО), а также самолетов, вертолетов, крылатых ракет, управляемых авиабомб и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Мобильная всепогодная система ближнего действия "Тор" осуществляет противовоздушную оборону войск в подвижных формах боя и на марше, а также в районах сосредоточения, защиту наиболее ответственных войсковых объектов (командных пунктов, узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов).
Основным элементом ЗРС "Тор" является боевая машина (БМ), в состав которой входят:

Трехкоординатная радиолокационная станция обнаружения целей (СОЦ) совместно с наземным радиолокационным запросчиком;

Радиолокационная станция сопровождения целей и наведения с фазированной антенной решеткой и системой электронного управления лучом;

Дублирующий телевизионно-оптический визир (ТОВ), обеспечивающий автосопровождение цели по угловым координатам;

Быстродействующая мультиплексная цифровая вычислительная система;

Аппаратура отображения информации о воздушной обстановке и цикле боевой работы, а также индикации функционирования систем и средств боевой машины, рабочие пульты (пульт управления) командира боевой машины и операторов;

Система телекодовой и оперативно-командной радиосвязи;

Аппаратура навигации, топопривязки и ориентирования (АНТО);

Зенитные управляемые ракеты в групповых транспортно-пусковых контейнерах (два контейнера по четыре ЗУР в каждом);

Источник первичного энергопитания с приводом электрогенератора от газотурбинного двигателя или от ходового двигателя самоходного шасси;

Аппаратура жизнеобеспечения экипажа;

Вспомогательная аппаратура.

ЗРС "Тор" размещается на одном гусеничном шасси и представляет собой компактную, функционально завершенную и технически совершенную тактическую единицу - боевую машину, способную автоном-но или в составе системы ПВО выполнять боевую задачу на всем протяжении современного боя без дополнительной заправки и заряжания и при этом обеспечить круглосуточное (при дозаправке топливом) всепогодное боевое дежурство и сопровождение войск в бою или на марше.
Транспортируется всеми видами транспорта, включая воздушный.

РЛС обнаружения обеспечивает многопарциональный, трехкоординатный обзор пространства с высоким темпом. Предусмотрены повышение энергии сигнала за счет применения длительного импульса с внутриимпульсной частотной модуляцией, а также режим концентрации всей энергии излучения в одном парциале.

Применение цифровой обработки сигнала позволяет обеспечить надежную работу в сложных условиях пассивных (естественных и преднамеренных) помех, а также обнаружение как скоростных, так и малоподвижных (до 10 м/с) целей без "слепых скоростей" при непосредственном влиянии подстилающей поверхности.

Обработка сигналов осуществляется спецвычислителями и центральным компьютером, вычислительные и алгоритмические возможности которого позволяют решать задачи анализа воздушной обстановки, принятия боевых решений и другие интеллектуальные задачи управления боевыми операциями.

РЛС обнаружения сопряжена с системой опознавания государственной принадлежности цели и автоматически блокирует (с высокой вероятностью) возможность поражения "своих" летательных средств.

РЛС сопровождения импульсно-доплеровского типа для обеспечения устойчивого перехода на автосопровождение целей, в том числе скоростных и малоразмерных, снабжена малоэлементной фазированной антенной решеткой. Такое построение антенной системы позволяет обеспечить практически мгновенный (0,6 - 0,8 с) переход на автосопровождение, а также одновременное сопровождение и обстрел целей в секторе ФАР.

Система обработки сигнала РЛС сопровождения - цифровая моноимпульсная со сжатием импульсов и быстрым преобразованием Фурье обеспечивает не только высокие показатели точности и помехозащиты, но и распознавание класса цели для оптимизации режимов работы системы наведения оружия и боевого снаряжения ракеты.

Ракета (ЗУР) комплекса "Тор" твердотопливная с максимальной скоростью 850 м/с и маневренностью до 300 м/с2 .

Старт ракеты - вертикальный. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР на высоту 15 - 20 м, затем происходит склонение ракеты в сторону цели, после чего запускается маршевый двигатель. На ПУ в постоянной готовности находятся восемь ракет.

Боевое снаряжение ракеты состоит из адаптируемого к условиям боевого применения радиовзрывателя и боевой части осколочно-фугасного типа.

Управление ракетой - радиокомандное. Оно начинается с входом ЗУР в луч ФАР и заканчивается в момент встречи с целью.

Сочетание высокой точности наведения и могущества боевой части позволяют с высокой эффективностью поражать широкий класс целей, в том числе маневрирующих с перегрузкой до 10 ед. и малоуязвимых.

ЗРС "Тор" обеспечивает высокую эффективность отражения массированных (в том числе "звездных") налетов противника при высокой степени устойчивости системы ПВО.

Транспортировка, хранение и старт из ПУ боевой машины обеспечиваются транспортно-пусковым модулем (ТПМ) многоразового применения.

В состав комплекса входят боевые средства - боевая машина 9А331 и зенитная ракета 9М330.

Технические средства включают:

Транспортно-заряжающую машину 9Т244;

Транспортную машину 9Т245;

Машины технического обслуживания 9В887;

Комплект такелажного оборудования 9Ф116;

Машину группового комплекта ЗИП 9Ф339;

Автономный электронный тренажер операторов боевой машины 9Ф678.

Кроме того, на базах и арсеналах имеются комплект технологического оборудования 9Ф117 и контрольно-испытательная станция 9В98.

Боевая работа ЗРС "Тор" осуществляется по схеме, обычной для зенитных ракетных комплексов с радиокомандной системой наведения ЗУР Станция обнаружения целей в движении или на месте осуществляет круговой обзор пространства, обнаруживает и опознает цель. Вычислительные средства боевой машины проводят анализ воздушной обстановки, выбирают наиболее опасные цели для обстрела и вырабатывают данные целеуказания для станции наведения. На месте или на короткой остановке станция наведения производит захват цели на ав-тосопровождение, определяет момент запуска ЗУР, выдает команду на ее запуск, захватывает ракету на автосопровождение и автоматически по радиокомандам наводит ее на цель. Для эффективного поражения цели станция наведения осуществляет и управление боевым снаряжением ракеты. Она выдает на радиовзрыватель ракеты команды задержки его срабаты-вания в зависимости от скорости сближения ракеты с целью и таким образом обеспечивает оптимальное накрытие воздушной цели осколками боевой части. В случае промаха происходит самоликвидация ракеты.

ЗРС "Тор-М1" является модернизированной ЗРС "Тор", обеспечивающей поражение одновременно двух целей, повышение эксплуатационных характеристик за счет размещения ракет в четырехместном транспортно-пусковом контейнере и повышение общей надежности боевой машины, а также совершенствование программного обеспечения и модернизации отдельных систем боевой машины, введение сопряжения с батарейным командным пунктом 9С737М «Ранжир-М1».

ЗРС Тор-М1" имеет ряд преимуществ по сравнению с предшествующими аналогами. Так, в отличие от ЗРС Тор", входящая в состав ЗРС "Тор-М1" боевая машина 9А331 имеет новую двухпроцессорную вычислительную систему. В станции обнаружения целей использована современная трехканальная система обработки сигналов.

Существенно усовершенствована станция наведения. Система ведет стрельбу как ракетой 9М331, так и ЗУР 9М330. Пуск ракет производится из двух алюминиевых четырехместных транспортно-пусковых модулей. Вес каждого модуля 936 кг. Транспортирование модулей осуществляется транспортными и транспортно-заряжающими машинами. Транспортная машина перевозит два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая - два пакета из двух модулей и имеет крановое оборудование для загрузки модулей в боевую машину.

Шасси ГМ-355 Минского тракторного завода на БМ 9А331 заменено на шасси ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода.

Зона поражения ЗРС "Тор-М1" примерно такая же, как и у ЗРС "Тор", однако каждая БМ ЗРС Тор-М1" может вести одновременно стрельбу по двум целям.

Для защиты малоподвижных войсковых, а также гражданских и промышленных объектов разработаны конструктивные модификации боевых средств ЗРК - контейнерный, буксируемый и колесный варианты.

Эти модификации ЗРС обладают теми же тактико-техническими характеристиками, исключая мобильность, но несколько дешевле самоходной базовой.

Средства ЗРС "Тор-М1" могут использоваться не только при ведении боевых действий. Многие важные промышленные, особенно экологически опасные объекты (например, АЭС, нефтеносные поля и др.) целесообразно защищать от угрозы терроризма и в мирное время.

ЗРС "Тор-М1" экспортируется в ряд зарубежных стран, где она получила заслуженное признание.

Автономный тренажер операторов боевой машины ЗРК "Тор-М1" (9Ф678) обеспечивает:

Обучение личного состава БМ эксплуатации боевых средств в условиях, максимально приближенных к боевым, в том числе в помехах;

Поддержание постоянной боевой готовности расчетов без применения БМ и авиации;

Объективный контроль функционального состояния операторов.

В тренажере эргономика рабочего места расчета воспроизведена полностью.

Основными средствами тренажера являются:

Датчик воздушной обстановки;

Имитационная аппаратура;

Заимствованная аппаратура БМ 9А331-1 без высокочастотной части с рабочими местами для номеров расчета.

Радиотехническая аппаратура размещается в кузове К4-4320. В передней части расположен главный пульт заимствованной аппаратуры боевой машины с рабочими местами тренируемого расчета.

Тренажер позволяет имитировать разнообразную сложную воздушную
обстановку:

Массированные налеты;

Применение любых современных и перспективных средств воздушного нападения;

Радиоэлектронное противодействие;

Сложные метеоусловия.

Количество имитируемых одиночных целей составляет от 0 до 15, групповых - от 3 до 5 (с числом целей в группе 3 - 5).

Возможны различные варианты тактического построения имитируемых целей и виды их маневра.

Задание воздушной обстановки в тренажере производится программно (набор стандартных учебных ситуаций) или вручную в диалоговом режиме. Предусмотрена возможность оперативного изменения воздушной обстановки в процессе тренировки, что позволяет создать дуэльный режим имитации боя.

Оценка работы операторов боевых машин ЗРК "Top-M1" автоматизированная.

Для отработки операций алгоритмов работы механиков-водителей ГМ 355, ГМ 355А2 создан тренажер 2У453. В его состав входят рабочее место механика-водителя, стойка аппаратурная, табло индикации операций и «подсказки», комплекты кабелей и ЗИП. Тренажер обеспечивает отработку шести алгоритмов работы механика-водителя в реальном и ускоренном в 10 раз масштабах времени, имитацию 11 неисправностей и других операций.

Основные характеристики:

Количество одновременно обрабатываемых обнаруженных целей, шт.

Количество одновременно завязанных трасс (цель + помеховое направление)

Дальность обнаружения целей СОЦ, км

Дальность сопровождения целей, СН, км

Темп обзора пространства СОЦ с периодом, с

Зона поражения, км:

по дальности

по параметру

Вероятность поражения одной ЗУР

Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

Среднее время реакции при стрельбе, с:

с позиции (на стоянке)

с короткой остановки

Минимальное время реакции, с

Средняя скорость полета ЗУР, м/с

Способ наведения

радиокомандный

радиокомандный

Аэродинамическая схема ЗУР

Масса ракеты, кг

Масса боевой части, кг

Канальность по цели

Канальность по ЗУР

Время развертывания (свертывания), мин.

Способ заряжания боевой машины

одиночными ЗУР

модулями по 4 ЗУР

Время заряжания ракет, мин.

Боекомплект ЗУР на боевой машине, шт.

Максимальная скорость движения, км/ч

Сопрягается с БКП

Боевой расчет, чел.

Год принятия на вооружение