философия психоанализ наука
Новое время сменяет эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса «религия-философия» занимает тандем «философия-наука». Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя.
В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. «В результате, -- как тонко подметил Ф. Ницше, -- умер Бог». «Но и человек не стал Богом», -- добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию.
В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. «Вторая природа» как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.
В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.
Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.
Философские школы деятельностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.
Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.
Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии.
Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.
Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.
Философский плюрализм XX в. свидетельствует о том, что человечество переживает затянувшийся кризис, что в системе «природа-общество-человек» актуализировались нестандартные проблемы, требующие нестандартных решений, и что решение этих проблем далеко выходит за рамки возможностей классической философии.
Иррационализм - это философское учение, отрицающее рационализм (т.е. противостояние классической философии).
Несокрушимой вере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественного прогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 - 1794 гг.), которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческих жертв. Это заставило многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению к рационализму, философские системы.
Критический переход новой философии сыграл положительную роль в развитии философского знания:
· давалась критическая оценка рационального познания;
· определялись его границы, пределы его возможностей;
· изучалось соотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств (воли, эмоции, чувства и т.д.);
· духовный мир рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, в психологических формах.
Новая философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой классической философской системой:
1. Идея изучения жизни отдельного человека и важности её анализа, примата изучения жизни индивида над исследованием больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов).
2. Движение от идеи свободного и разумного человека, способного переделать природу, общество и себя лично, к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что у человека есть не только разум и сознание, но и подсознание.
3. Сознание и разум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаются как независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляции со стороны различных сил - государства, партии, авторитетов.
4. Активно проводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания - научного и философского, имеющих своим продуктом научную истину, философскую правду.
Иррационализм проявился в таких течениях западной философии как:
· философия науки;
· экзистенциализм;
· психоанализ З. Фрейда;
· некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии;
· философский мистицизм.
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализму были сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей.
Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.
Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов.
Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.
Учебно-воспитательные задачи:
- Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.
- Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.
- Показать масштабы научно-технических достижений человечества.
Тип урока: изучение нового материала, урок-лекция.
Этапы урока:
- Схему лекции, состоящую из блоков и их частей, помещенных на лист формата А4, раздать ученикам. В ходе урока учащиеся смогут делать на ней пометки.
- Та же схема помещается и на доске. По ходу лекции к ней будем возвращаться, помечая, что уже пройдено.
- В ходе урока учащиеся знакомятся с ключевыми словами-терминами:
- Геоинформатика;
- Геоинформационные системы.
- Слушание лекции сопровождается составлением развернутого конспекта.
- В конце урока учащиеся формулируют краткие выводы.
Оборудование: учебники, настенная «Политическая карта мира», карты атласа, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Изучение нового материала.
Введение в тему. (Слайд 1)
Определение целей.
Сегодня мы с вами должны выяснить характерные черты и составные части НТР, показать, что НТР – это единая сложная система.
Эпиграф. (Слайд 2)
Знакомство учащихся с этапами урока и с заданием на урок. (Слайд 3)
План лекции: (Слайд 4)
- Научно-техническая революция
- Характерные черты НТР.
- Составные части НТР.
- Понятие о геоинформационных системах.
1. Работа с понятием НТР. (Слайды 5-6)
Учитель: При изучении данной темы нам предстоит обратиться к одному из наиболее значительных, глобальных процессов развития всего современного мира – к научно-технической революции.
Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с научно-техническим прогрессом. Но бывают периоды, когда происходят быстрые и глубокие изменения производительных сил человечества.
Таким был период промышленных переворотов в XVIII-XIX вв. в ряде стран мира, когда на смену ручному труду пришел машинный. В XIX веке в Англии был изобретен паровой двигатель, огромную роль в развитии промышленного производства сыграло изобретение конвейера. Впервые его применили в США при производстве автомобилей.
Паровой двигатель стал «первичной» клеточкой промышленной революции в позапрошлом веке, а «первичной» клеточкой современной НТР стала ЭВМ. Современная НТР началась в середине XX века. Во всех странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще далеко не завершена. Но в мире зреет уже новая промышленная революция. Какой она будет – покажет будущее.
Беседа с классом
Вопросы:
- Слово «революция» в различных словарях имеет следующее толкование. (Учащиеся цитируют определение «революция» из разных словарей)
- Что объединяет все эти определения?
- Какое бы определение вы дали НТР?
- В чем отличие понятий научно-технический прогресс и НТР?
Ответ:
Задание: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?
Ответ:
Современная наука стала индустрией открытий, мощным стимулятором развития техники.
2. Характерные черты НТР. (Слайд 7)
1) Универсальность, всеохватность. (Слайды 8–10)
НТР затронула все страны мира и все сферы географической оболочки, космическое пространство. НТР преобразует все отрасли производства, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символы НТР: ракета, телевизор, ЭВМ и т.д.
Всеохватность НТР можно характеризовать географически, т.к. благодаря НТР в нашем лексиконе появились слова спутник, атом, робот.
Вопрос: Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
2) Ускорение научно-технических преобразований. (Слайд 11)
Выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство. Моральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)
Работа с учебником
Задание:
- Найдите пример в дополнительном тексте (с.103), который бы подтверждал эту черту НТР.
- Проанализируйте таблицу, сделайте выводы.
3) Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. (Слайд 12)
Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.
В эпоху НТР востребованы работники с высшим образованием, увеличилась доля работников умственного труда. Это касается и вас. Закончив вуз, вы легче найдёте интересную и высокооплачиваемую работу.
4) Военно-техническая революция. (Слайд 13)
Она зародилась еще в годы Второй мировой войны. О ее началевозвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 г., после которого началась гонка вооружения между двумя мощными державами США и СССР. На протяжении всего периода «холодной войны» НТР была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Но после ввода первой АЭС и запуска первого искусственного спутника Земли многие страны делают всё для того, чтобы направить НТР на достижение мирных целей.
3. Составные части НТР. (Слайд 14)
НТР – единая сложная система, части которой тесно взаимодействуют друг с другом.
1) Наука и наукоемкость. (Слайды 15–17)
Наука в эпоху НТР превратилась в сложный комплекс знаний. Наука – одновременно комплекс знаний и особая сфера человеческой деятельности. Для многих стран развитие науки – это задача №1.
В мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии.
- В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы (в эту группу входит и Россия).
Особенно возрастает связь науки с производством, которое становится всё более наукоёмким (Наукоемкость измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции) .
Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики:
- Расходы на науку в развитых странах составляют 2-3% ВВП;
- В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.
2) Техника и технология. (Слайд 18)
Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия.
Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы.
По производству природоохранной техники и внедрению новейших природоохранных технологий выделяются ФРГ и США. Помимо того, что эти страны лидируют в производстве и использовании природоохранных технологий, ФРГ еще является главной страной-поставщиком их на мировой рынок.
Два пути развития техники технологии в условиях современной НТР:
- Эволюционный путь
- Революционный путь
(Слайд 19)
a) Эволюционный путь (Дальнейшее совершенствование техники и технологии)
(Слайд 20)
Вопрос к классу: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии.
Ответ:
Совершенствование техники, которая производилась в начале XX века – автомобили, самолеты, станки, доменные печи, суда.
Например, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал до 50 тыс. тонн нефти, в 60-е годы – 100, 200, 300 тыс. тонн, в 70-х гг. появились суда танкеры грузоподъемностью свыше 500 тыс. тонн. Крупнейшие из морских танкеров построены в Японии и во Франции.
Однако подобная гигантомания не всегда себя оправдывает, так как не все морские порты могут принять и обслужить столь крупный транспорт. Ведь длина судна достигает 480 м, ширина – около 63 м, осадку с грузом такой танкер имеет до 30 метров. Гребной винт равен высоте трехэтажного дома, палуба занимает – 2,5 га)
b) Революционный путь (Переход к принципиально новой техники и технологии).
Наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Если раньше говорили о» веке текстиля», «веке автомобиля», то сейчас говорят о «веке электроники».
Огромное значение имеет и прорыв к новым технологиям. «Вторую волну» НТР, которая проявилась в 70-х гг. называют микроэлектронной революцией, т.к. изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить с изобретением колеса, паровой машины или электричества. (Слайды 21–26)
Задание: Проанализировать текст учебника на стр. 94, а также дополнительный материал на с.115.
Вывод (ученики делают самостоятельно) : Революционный путь – главный путь в развитии техники и технологии в эпоху НТР.
3) Производство: шесть главных направлений развития. (Слайды 27–29)
Вопрос : Назовите основные направления развития производства. (У учащихся есть раздаточный материал, по которому можно ответить на поставленный учителем вопрос)
a) Электронизация означает насыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТ. Электронная промышленность – детище НТР.
Например:
- в образовании – компьютеризация школ, подключение их к Интернет;
- в медицине – УЗИ, компьютерная томография, развитие микрохирургии, компьютерная рентгенография;
- в связи – сотовые телефоны.
Электронная промышленность – в полном смысле детище НТР. Она во многом определят весь ход НТР.
Наибольшего развития эта отрасль получила в США, Японии, ФРГ, НИС Азии.
b) Комплексная автоматизация. (Слайды 30–34)
Началась в 50-е годы в связи с появлением ЭВМ. Новый виток развития пришелся на 70-егоды XX века, и связан он с появлением микропроцессоров и микроЭВМ. Бурно развивается робототехника, особых успехов в этой области достигла Япония. В стране на каждые 10 тысяч рабочих, занятых в автомобильной промышленности, приходится 800 роботов, тогда как в США – 300. Сфера применения роботов в наше время – безгранична.
c) Перестройка энергетического хозяйства. (Слайды 35–37)
Перестройка энергетического хозяйства связана с постоянно растущими потребностями стран мира в электроэнергии. Существующие традиционные электростанции уже не справляются с нагрузкой. Поэтому наибольшее внимание в мире уделяется строительству атомных электростанций.
В мире к началу XXI века было задействовано более 450 ядерных энергоблоков. Страны лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина. Однако в последние годы, в связи со сложностями использования АЭС, многие страны опасаются экологических последствий, а развитые страны мира обратили внимание на альтернативную энергетику.
d) Производство новых материалов. (Слайды 38, 39)
Требования современного производства к черной и цветной металлургии, а также к химической промышленности, которая выпускает синтетические полимеры, неуклонно возрастают. Но оно вызвало к жизни принципиально новые композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы. В химической промышленности осваивается выпуск оптического волокна.
Особая роль в производстве новых материалов отводится «металлам XX века»: бериллию, литию, титану. Титан а настоящее время является металлом №1 для аэрокосмической промышленности, атомного судостроения, так как это легкий и тугоплавкий металл.
e) Ускоренное развитие биотехнологий. (Слайды 40–42)
Направление возникло в 70-е годы и развивается опережающими темпами. Биотехнология применяет традиционные знания и современную технологию для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.
Биотехнология вносит существенный вклад в улучшение здравоохранения, увеличение производства продуктов питания, восстановление лесов, повышение производительности в промышленности, обеззараживания воды, очистки опасных отходов.
Результаты биотехнологий можно видеть уже сейчас. Это и создание клонов, и модифицированных продуктов. Все чаще мы слышим об открытиях ученых-медиков в сфере генной инженерии.
Огромное значение имеют биотехнологические программы, которые используются при добыче минеральных ресурсов. Особенно успешно развиваются биотехнологии в США, Японии, ФРГ, Франции.
f) Космизация. (Слайд 43)
Развитие космонавтики привело к возникновению еще одной новейшей наукоемкой отрасли – аэрокосмической промышленности. Использование космоса только в военных целях закончилось с «холодной войной».
Космос все больше становиться местом, где страны мира сотрудничают. Он используется для исследования Земли, в рыболовстве, в сельском хозяйстве, для получения новых материалов в условиях вакуума.
Именно космические снимки подтвердили теорию Вегенера «О движении литосферных плит». Результаты космических исследований оказывают огромное влияние на развитие фундаментальных наук.
4) Управление: на пути к высокой информационной культуре. (Слайд 44)
Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению современным производством. Оно невероятно усложнилось и требует специальной подготовки.
Например: при осуществлении космических программ, таких как высадка лунохода на Луну, исследование и посадка спускаемых аппаратов на планеты Солнечной системы, высадка человека на Луну, бывает завязано по несколько десятков тысяч различных фирм, которые должны работать в согласованном режиме.
Руководить такими программами могут только люди, в совершенстве владеющие наукой управления. В конце XX века возникает особая наука об управлении – кибернетика . Одновременно это наука об информации.
Информационный поток растет с каждым днем. Вот поэтому так важен переход от бумажной информации к машинной. Появились новые специальности, ранее не существующие: программист, оператор ЭВМ и другие.
Мы живем в эпоху «информационного взрыва». В наши дни уже существует мировое информационное пространство. Большая роль в его создании отводится Интернет.
Это настоящая телекоммуникационная «паутина», которая окутала весь мир. Применение Интернет полным ходом идет в образовании. Не обошла она стороной и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика .
4. Геоинформатика способствовала созданию геоинформационных систем.
(ГИС – представляет собпой комплекс всаиомосвязанных средств получения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации.)
Геоинформатика – одно из главных направлений соединения географической науки с достижениями современного этапа НТР.
III . Итоги урока:
1) Проверка схемоконспекта.
2) Закрепление:
Задание по теме НТР: Определите место перечисленных ниже положений в таблице:
- Производство новых материалов.
- Комплексная автоматизация.
- Перестройка энергетического хозяйства.
- Ускоренное развитие биотехнологии.
- Ускорение научно-технических преобразований.
- Космизация.
- Повышение требований к уровню квалификации.
- Зарождение НТР как военно-технической революции.
- Универсальность и всеохватность.
- Электронизация.
В конце лекции должно остаться время для вопросов. Вопросы, получаемые на лекции, нужно записывать, собирать, систематизировать и изучать.
IV . Домашнее задание
- Тема 4, §1 в учебнике В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»
- Подготовить презентации по темам:
- «Использование достижений НТР в географии»,
- «Развитие биотехнологий в современном мире», «Космос и НТР»
Интересные факты
В первой половине XX века объем научной информации удваивался каждые 50 лет, в середине века – 10 лет, в 70–80 годы – 5–7 лет, в XXI веке – 3–5 лет.
В 1900 году издавалось во всем мире 10 тысяч журналов, а вначале XXI века – более 1 миллиона.
Только по географии в наши дни издается 700 журналов и публикуется 10 тысяч наименований книг в год.
А всего в мире ежегодно издается 800 тысяч названий книг и брошюр общим тиражом более16 млрд. экземпляров.
Современная научно-техническая революция повлекла за собой коренные изменения в человеческом обществе, в производстве, во взаимодействии общества с окружающей средой.
Однако надо отметить, что наиболее успешно развивается НТР в развитых странах мира, тогда как большинство стран Африки, Океании, некоторые страны Азии и Латинской Америки еще далеки от развития в своей стране достижений НТР.
Литература
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.:Просвещение, 2006.
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.:Просвещение, 2001.
- Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира» – М.: Просвещение, 2006.
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999
Научно-технический прогресс – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Культура есть способ деятельности общественного человека и результат этой деятельности, характеризующие качественное состояние определенной ступени общественного прогресса.
Идея конфликта технического и культурного прогресса высказывалась и высказывается многими философами. Есть точка зрения, что под воздействием технического прогресса наступит смерть культуры, она покорится технике и свернется, умрёт. Что технический прогресс породил культурный регресс: живопись заменена фотографий, в моде вакханалия, многоженство, пояса, браслеты и ожерелья заменили одежду, полное падение всех искусств и поэзии, вместо музыки - волны бессмысленных тонов и звуков без страсти и выражения, мелодии исчезли, а все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе, презирается. Другие основную причину социальных бедствий современного общества видят во все возрастающей диспропорции между уровнем развития техники и нравственности.
Также возникает утверждение о существовании двух культур между которыми нет понимания, понимаю технику как элемент культуры и их разделяет стена непонимания.
Против разделения единой человеческой культуры на два сегмента выступает ряд ученых. Объясняя это тем, что ученые в своей деятельности исходят не только из своих научных принципов, но и из ценностей гуманизма. Гуманитарии в свою очередь с удовольствием пользуются техникой.
Многие западные философы техники считают, что культура по своему существу едина и в основе этого единства лежит творческая материальная и духовная деятельность. Какова же связь техники с культурой? Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Современный культурный человек должен уметь пользоваться многими техническими средствами.
В этом своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением.
Связь искусства с техникой реализуется и через технику самого искусства. Воздействие техники на искусство органически сопровождается воздействием искусства на проектирование, конструирование и функционирование техники. Взаимосвязь конструкторского решения и эстетических свойств технического объекта существовала и раньше по разному проявляясь в различных видах техники и формах искусства. Так, в архитектуре излишний материал всегда вызывал впечатление чрезмерной тяжести, а недостаточность материала ассоциировалась с неустойчивостью, ненадежностью и вызывала отрицательные эмоции. здесь воедино связывались конструкторские, эстетические и функциональные качества.
В условиях современного научно-технического прогресса связь утилитарно-конструкторских и эстетических качеств создаваемой техники необычайно усиливается и реализуется в дизайне который оформился в самостоятельную форму творческой деятельности и включает в себя как теоретическую часть - производственную (или техническую) эстетику, так и практическую - художественное конструирование. Вполне естественно, что создание технических средств удовлетворяющих основному требованию дизайна - взаимосвязи функции, конструкции и содержательной формы продуктов - в принципе несовместимо с несовершенной технологией, требует высокой культуры производства и способствует повышению качества выпускаемой продукции. Так дизайн выступает в роли стимулятора технического прогресса, возникает обратная связь искусства с техникой.
Научно-технический прогресс (НТП) стал возможным благодаря научно-технической революции (НТР), произошедшей в 40-50-х гг. ХХ века. НТП повлиял на все сферы жизни общества. Основным достижениям НТП посвящён данный урок.
Предыстория
Главная характеристика научно-технической революции (НТР) второй половины XX в. - превращение науки в главный фактор социально-экономического развития. Таким образом, НТР способствовала трансформации индустриального общества в постиндустриальное.
Постиндустриальное общество - общество, в котором наука становится фактором производства, а преобладающим типом труда - занятость в сфере услуг (в отличие от индустриального общества, в котором доминирует работа на заводах, и доиндустриального, в котором преобладал сельскохозяйственный труд).
Такие изменения были возможны только благодаря техническому развитию, которое позволило заменить человека на заводах машиной (автоматизированное, управляемое компьютерами производство).
События
1942 г. - создан первый атомный реактор в США.
1953 г. - изучена молекулярная структура ДНК , в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии .
1957 г. - запуск в космос первого спутника (СССР).
1961 г. - первый полет человека в космос (СССР).
1965 г. - первый выход человека в открытый космос (СССР).
1969 г. - полет человека на Луну (США).
1953 г. - расшифровано строение молекулы ДНК.
1976 г. - появился персональный компьютер.
В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация . Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия - телевизоры, приёмники и т.д.
Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров - к переносным гаджетам.
Рис. 2. Мобильные телефоны за последние 40 лет ()
Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии , новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.
Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество - это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).
Рис. 3. Информационное общество ()
Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.
С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».
Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.
1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.
2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.
3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.
1. Охарактеризуйте информационное общество.
2. Чем НТР отличается от НТП? Приведите примеры.
3. Почему интеллект стал главным капиталовложением в постиндустриальном обществе?