Правовое регулирование обеспечения качества товаров и услуг. Правовое регулирование качества продукции с учетом

Правовое обеспечение качества

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

В условиях рыночной экономики главным регулятором общественных отношений является сам рынок, который экономически, на основе спроса и предложения, определяет развитие производства, цену товара, его качество. Рынок воздействует на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство и качество товара, снижать затраты на производство и соответственно цены. Воздействие на экономику с помощью интереса является более существенным, нежели административные методы управления экономикой.

Либерализация рыночной экономики непосредственно затронула и такой ее аспект, как определение требований к качеству продукции, работ и услуг. Если раньше (в плановой экономике) эти требования определялись главным образом в административном порядке (в широком применении государственных стандартов, содержащих императивные требования, административной аттестации продукции и ее госприемке), то в настоящее время на первое место в определении требований к качеству продукции, работ и услуг вышел договор. Сфера определения требований к качеству в нормативно-правовом порядке резко сузилась.

Государственное регулирование качества продукции осуществляется через законодательство о качестве, призванное обеспечивать надлежащее качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, предоставляемых услуг, сооружаемых объектов строительства. Нормативные акты и нормы законодательства о качестве относятся к различным отраслям права: административному, гражданскому, трудовому, уголовному. В законодательстве закрепляются компетенция органов управления, предприятий в вопросах качества; показатели качества, обязательные в сфере товарооборота; виды нормативно-технической документации и требования к ней; права сторон по определению условий о качестве в договоре; формы правовой защиты прав потребителей, в том числе и ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ, услуг. В законодательстве о качестве можно выделить следующие его составные части: законодательство о стандартизации, о метрологии и о сертификации; законодательство о приемке продукции по качеству, об ответственности предприятий и их работников за ненадлежащее качество продукции, работ и услуг.



Центральное место в нем занимает законодательство о стандартизации и о сертификации продукции и услуг. Законодательство о стандартизации регулирует отношения в сфере разработки, утверждения, внедрения и соблюдения стандартов. Законодательство о сертификации регулирует отношения, связанные с деятельностью по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям к качеству. Указанные отношения регламентируются законами РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг»1. Особое место в регулировании стандартизации и сертификации занимают нормативные акты Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) - органа специально созданного для государственного управления стандартизацией и качеством. (В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. утверждено «Положение о Комитете»2. Нормативные акты о стандартизации определяют общие принципы стандартизации в стране; систему нормативных документов по стандартизации в России; систему органов, осуществляющих стандартизацию и их компетенцию; порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации, издания, распространения и изменения стандартов, учета, хранения и внедрения стандартов; систему надзора за соблюдением стандартов, а также меры ответственности за их нарушение. Важнейшим требованием законодательства о качестве является обеспечение при разработке и утверждении стандартов безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья потребителей, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, экономии всех видов ресурсов. Объектами стандартизации, т.е. тем, на что могут разрабатываться стандарты, являются продукция, работы, услуги, правила, обеспечивающие их разработку, производство и применение. Законодательство о сертификации определяет общие правила сертификации продукции и услуг на территории России, органы, осуществляющие сертификацию, и их компетенцию, систему надзора за соблюдением правил по сертификации, меры ответственности за их нарушение. Главная задача законодательства о сертификации - создание условий для предпринимательской деятельности на внутреннем и международном рынке, содействие потребителям в компетентном выборе продукции и услуг, предотвращение поступления на рынок товаров, услуг и работ, не безопасных для жизни и здоровья потребителей. Государственное, межотраслевое управление стандартизацией в России осуществляет Госстандарт России, который координирует деятельность государственных органов управления в этой сфере, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, а также с предприятиями, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и государственными органами управления; выполняет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории России. Иные органы отраслевого управления (министерства, комитеты и ведомства) разрабатывают и принимают стандарты и участвуют в работах по стандартизации в пределах своей компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности и общественные объединения могут разрабатывать и принимать стандарты, а также организовывать и проводить работы по стандартизации в пределах, установленных Законом «О стандартизации». Система сертификации состоит из центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Центральный орган системы сертификации организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им системе сертификации; рассматривает жалобы на действия органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров). Орган по сертификации сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов; предоставляет необходимую информацию. Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном соответствующей системой сертификации порядке, выполняют испытания конкретной продукции и выдают протоколы для целей сертификации.

2. Понятие и принципы технического регулирования.

Техническое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Техническое регулирование должно создавать основу для решения двух комплексов задач:
1. регулирование внутреннего рынка и
2. создание благоприятных условий для развития внешней торговли.

Первая задача вызвана необходимостью выработать механизм формирования требований к продукции и к оценке ее соответствия в процессе создания и движения товара, который отвечал бы требованиям реформирования нашей экономики, придания ей социальной ориентации, повышения конкурентоспособности продукции и экономики в целом. Государство при этом устанавливает требования безопасности на базе оценки риска применения продукции с учетом реальных социально-экономических возможностей. Потребительские свойства формируются рынком. Задача же государства в этой области состоит в том, чтобы создать равные и благоприятные условия для всех участников рынка.
Вторая задача вызвана проблемами глобализации. Необходимо создать такой механизм технического регулирования, который, с одной стороны, позволял бы вести экономически выгодную для государства политику во внешней торговле, а с другой - был бы гармонизирован с правилами, установленными международным сообществом.

В соответствии с этими двумя задачами можно условно сформулировать две группы принципов.

Первая группа - это основные принципы технического регулирования для внутреннего рынка. Они предусматривают следующее:

соответствие системы технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы и научно-технического развития. Устанавливаемые в технических регламентах требования должны быть минимально необходимыми для достижения целей регулирования;

применение единых правил установления требований к продукции и процессам ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг;

единство и обязательность для исполнения на всей территории России требований технических регламентов;

применение национальных стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов;

формирование механизма технического регулирования на основе оценки риска применения продукции;

независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и потребителей;

наличие единой системы и правил аккредитации, недопустимость совмещения деятельности по аккредитации и сертификации и ограничения конкуренции при выполнении этих работ;

недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

установление в технических регламентах эксплуатационных характеристик.

Суть второй группы принципов сводится к тому, чтобы накладываемые на изготовителей и продавцов разных стран обязательные требования к продукции и связанным с ними процессам ее проектирования, производства, строительства и т.д. не перерастали в торговые барьеры. Страны должны стремиться создавать такие механизмы, которые позволили бы избежать препятствий в торговле при введении в действие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. Международная практика в этой области базируется на следующих основных положениях.

Устранение избыточных барьеров в торговле. Технические барьеры являются результатом принятия странами технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия. При этом из-за разницы в социально-экономическом развитии, климате, национальных традициях, вкусах и т.д. разных стран эти регламенты, стандарты и процедуры могут отличаться друг от друга. Государства имеют возможность принимать во внимание эти факторы в законодательстве на том уровне, который считают необходимым. Вместе с тем необходимо стремиться разрабатывать гибкие технические регламенты, которые в минимальной степени были бы ограничительными для торговли. Поэтому технические регламенты должны устанавливать эксплуатационные, а не конструкционные требования.

Если обстоятельств, заставивших принять повышенные требования, больше не существует или цели регулирования могут быть достигнуты другими, менее ограничительными мерами, такие меры должны быть применены. Подобные действия необходимо предпринять и в случае, если принятые условия регулирования не соответствуют риску недостижения целей. Обязательства по устранению технических барьеров в торговле относятся также к процедурам оценки соответствия и стандартам.

Недискриминационная основа. Этот принцип устанавливает, что требования технических регламентов для допуска в страну импортируемой продукции должны устанавливать не менее благоприятный режим, чем для допуска собственной продукции на свой рынок. Такой же режим распространяется и на процедуры оценки соответствия. Это, в частности, означает, что условия сертификации для импортируемой продукции должны применяться на недискриминационной основе, в том числе по срокам ее проведения и стоимости.

Гармонизация. Она предполагает использование международных стандартов в качестве основы для национальных технических регламентов в том случае, если они обеспечивают достижение целей технического регулирования. Международные стандарты должны применяться также в качестве основы для процедур оценки соответствия, если они не противоречат целям регулирования.

Эквивалентность. Разработка международных стандартов может оказаться длительной из-за необходимости достижения консенсуса по технически сложным вопросам. Поэтому наряду с принципом гармонизации предлагается принцип эквивалентности, смысл которого сводится к тому, что страны должны положительно воспринимать технические регламенты других стран как эквивалентные их собственным при условии достижения тех же целей технического регулирования. Характер конструктивных решений при этом не должен иметь значения.

Взаимное признание результатов оценки соответствия. Странам предлагается вести на постоянной основе переговоры о взаимном признании результатов оценки соответствия и достигать при этом положительных результатов. Необходимость этого вызвана тем, что процедуры оценки соответствия могут создавать технические барьеры в торговле, если продукция, поставляемая в другие страны, должна быть вторично подвергнута оценке соответствия вследствие различий в требованиях как к самой продукции, так и к процедурам оценки. Это может быть обусловлено чисто техническими причинами, но зачастую в основе этого лежит заинтересованность бизнеса или чиновников. Единых моделей взаимного признания не существует, но есть типовые подходы и элементы, которые могут рассматриваться на переговорах. Прежде всего это признание сертификатов и знаков соответствия, выданных аккредитованными органами за рубежом, в качестве эквивалентных. Кроме того, это перечень продукции, подпадающей под соглашение о взаимном признании, и способы ее идентификации. В этот перечень могут быть включены критерии признания компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий в каждой стране и их опубликованный список. И, наконец, соглашения о взаимном признании могут предусматривать разрешение противоречий на основе обмена информацией и совместного мониторинга.

Общая характеристика правового регулирования качества. Качество - совокупность полезных свойств изготовленной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Оно является одним из важнейших показателей успешной деятельности любого предприятия в современных условиях. От качества товаров зависит многое в экономической и социальной жизни страны и жизни любого потребителя. Переход России к новой экономической политике заставляет по-новому взглянуть на проблему качества, учитывать, что в дальнейшем только качественные товары гарантируют конкурентоспособность производителя.

Сегодня во всем мире качество стало главным фактором, обеспечивающим преимущество на товарных рынках. Оно превратилось в источник роста национального богатства.

С 1989 г. по инициативе Европейской организации по качеству при поддержке Организации Объединенных Наций (ООН) ежегодно во второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. Следует подчеркнуть, что XXI век объявлен мировым экономическим сообществом Веком качества.

В России разработана Государственная программа по управлению качеством продукции. В ней отражена государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей в выпуске продукции необходимого ассортимента и соответствующего качества, а также отвечающей задачам социально-экономического развития России. Решение проблемы качества связано с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.

Законодательство РФ содержит специальные нормативные правовые акты, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Большая роль в этом отводится Закону РФ «О защите прав потребителей», федеральным законам от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений». Правоотношения, связанные с качеством товаров и услуг, регулируются целым рядом подзаконных нормативных актов, в том числе постановлениями и приказами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в чьи полномочия включены указанные вопросы.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» государство оставляет за собой только одну важнейшую функцию - обеспечение безопасности продукции. Поэтому главным документом становится технический регламент , который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность, пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании»). Технические регламенты должны были быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона (1 июля 2003 г.) по всем продуктам, работам и услугам. Регламенты - это новый вид законодательства, которое устанавливает минимально необходимые требования к безопасности продукции и связанным с ней процессам. Каждый технический регламент должен иметь статус федерального закона. Государство оставляет за собой контроль безопасности, а потребительские свойства товара будут на совести производителя.

В то же время и ГОСТы не уходят в прошлое. Правда, они будут делом добровольным. Однако производителям продукции, работ и услуг будет выгодно работать по ГОСТам, которые жестче технического регламента и являются доказательной базой последнего. Если на упаковке товара имеется атрибутика ГОСТа, то это означает, что товар не только безопасен, но и обладает высокими потребительскими качествами и конкурентоспособен.

Следовательно, требования бывают либо обязательные, либо добровольные. Обязательные содержатся в технических регламентах, добровольные - в стандартах.

Силами одной лишь исполнительной власти такие грандиозные реформы не делаются. Они невозможны без опоры на общество. Поэтому положения Указа Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» направлены на перераспределение функций между государством и обществом, а не только между федеральными органами исполнительной власти. В развитие этого Указа Президента РФ постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 образована Правительственная комиссия по проведению административной реформы. К ее работе в качестве независимых экспертов привлечены представители научной общественности. В июле 2004 г. по инициативе Центра стратегических разработок, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Института экономики переходного периода и других организаций был создан Национальный институт технического регулирования, который как раз и представляет собой интеллектуальное ядро научного и экспертного сообщества, мозговой центр реформы.

Реформа технического регулирования состоит в пересмотре всей нормативной базы, всей совокупности требований, содержащихся сейчас в более чем 60 тыс. документов - норм, правил, инструкций , системы допуска товаров и услуг на рынок, в обновлении принципов государственного контроля и надзора. Несмотря на то что страна вошла в рынок, система технического регулирования оставалась по инструментарию советской, нацеленной на поддержку только государственной коммерции. Это, естественно, обрекало экономику страны на отставание от мирового уровня, инвестиционный голод и снижение валового внутреннего продукта .

Понятие и правовые основы стандартизации. Стандарт (англ, standard - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Это установление в государственном масштабе, а также в рамках международных организаций единых норм и требований, предъявляемых к минеральному сырью, полуфабрикатам, материалам, производственным процессам, готовым изделиям и т. д.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, экологической безопасности, содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости; сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Стандарты представляют собой документы, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Например, с 1 января 2005 г. вступил в действие ГОСТ на маркировку продукции. Производитель обязан писать на этикетке, есть ли в продукте пищевые добавки, какие и сколько. Обязан сообщать о наличии в предлагаемом товаре биологически активных добавок, генетически модифицированных организмов. На этикетке обязательно должно быть указано, каковы суточная норма потребления продукта и противопоказания. Кроме того, должен быть знак соответствия и указано название организации, которая этот знак дала.

Стандарты бывают двух видов: международный стандарт , принятый международной организацией; национальный стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

национальные стандарты;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций.

Национальным органом Российской Федерации по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294, Агентство осуществляет следующие полномочия: утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение и др.

Национальный орган в соответствии с законодательством РФ также обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В России действует 26 тыс. различных промышленных, строительных, финансовых и прочих отраслевых национальных стандартов, и только 25-30% из них приведены в соответствие с современным законодательством . Однако с их актуализацией ситуация обстоит гораздо хуже. Средний срок обновления стандарта в нашей стране составляет 12 лет, а в некоторых отраслях и больше. Для сравнения: в США стандарты обновляются в среднем каждые пять, в Германии и Японии - раз в четыре года . В итоге все упирается в деньги, ведь разработка одного стандарта обходится как минимум в 250 тыс. руб.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Российские предприниматели заинтересованы в создании как национальных, так и международных стандартов и намерены вносить деньги на их разработку. Ведь стандарты повышают производительность труда, сокращают издержки как на конкретных предприятиях, так и в целом по стране, способствуют продвижению передовых технологий. Кстати, в большинстве стран с развитой экономикой - в Германии, США, Великобритании стандартизация лежит на плечах промышленных союзов и ассоциаций. Например, немецкая промышленность при участии ее специалистов вкладывает ежегодно 720 млн евро в развитие национальной системы стандартизации. Зато ежегодный прирост ВВП от применения стандартов в стране оценивается в 16 млрд евро .

Уведомление о разработке национального стандарта направляется в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Агентству принадлежит исключительное право официального опубликования вновь вводимых в действие и переиздаваемых национальных стандартов и общероссийских классификаторов техникоэкономической и социальной информации. В ежегодно выпускаемых указателях «Национальные стандарты Российской Федерации» публикуется информация о принятых, замененных, об отмененных национальных стандартах и общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации и их перечни.

Понятие и правовые основы подтверждения соответствия. Правовые основы подтверждения соответствия установлены Федеральным законом «О техническом регулировании». Оно осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. Подтверждение соответствия создает благоприятные условия для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

На территории РФ формы подтверждения соответствия могут носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Орган по сертификации:

осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;

приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения работ и порядок их оплаты. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в течение пяти дней с момента представления документов. Отказ в регистрации допускается только в случае непредставления документов или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименованием ранее зарегистрированной системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации. Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Первой формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия. Оно осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием органов по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать наименование и местонахождение заявителя, а также изготовителя продукции; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия. Кроме того, в декларации должны содержаться заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и о принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях и измерениях, сертификате системы качества; срок действия декларации о соответствии; иные сведения.

Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы и документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Второй формой обязательного подтверждения соответствия была обязательная сертификация, которая с 2009 г. уступила место декларированию производителем соответствия качеству . В стране приняты два варианта подтверждения качества и вообще возможности попадания товара на рынок. Это обязательная сертификация и декларирование соответствия. Как известно, процесс сертификации заключается в установлении того, что тот или иной товар соответствует утвержденным и регулируемым государством нормам. Однако, чтобы товар сертифицировать, его необходимо отправлять на государственную проверку, которая отнимает достаточно много времени. И если в случае с производством продуктов питания, авиаприборов и других «стратегических» товаров, от которых напрямую зависит здоровье людей, сертификация обязательна, то существующий способ декларирования соответствия производят сами предприниматели. Оно дешевле и быстрее.

Так, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии из объектов обязательной сертификации, куда входило более 2,5 тыс. позиций, из которых 75% подлежали сертификации, перевело в объекты декларирования соответствия только 69 позиций. К ним относятся силовые трансформаторы, специализированные контейнеры для перевозки скоропортящихся грузов и др. В ноябре 2009 г. Правительство РФ сократило перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, с 78 до 54%. От этой дорогостоящей процедуры освобождены производители массовых товаров, например бытовой химии, парфюмерии.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Организационную структуру обязательной сертификации образуют:

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

центральные органы систем сертификации однородной продукции (работ, услуг). Центральными органами могут быть структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, иные компетентные организации;

органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры). Они должны иметь статус юридического лица и быть аккредитованы в системе аккредитации, образованной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, или иной системе, признанной им.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в надлежащем порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в надлежащем порядке, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Сертификация включает следующие четыре основных этапа:

первый - подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель;

второй - рассмотрение и принятие решения по заявке. Орган по сертификации рассматривает заявки и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке, содержащее основные условия сертификации;

третий - оценка соответствия продукции, работ и услуг установленным требованиям. На этом этапе осуществляется проверка по определенной схеме образцов продукции, выполнения работ и оказания услуг. Испытание образцов проводят в испытательных лабораториях;

четвертый - принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата. Результаты и ход испытаний документируются в форме протоколов и представляются заявителю и в орган по сертификации. После анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества, анализа других документов о соответствии продукции орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражаются в заключении эксперта.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции выдается решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил обязательной сертификации, в том числе за реализацию сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, за реализацию такой продукции без сертификата или без знака соответствия, а также за необоснованную выдачу сертификата соответствия. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ).

Предусмотрена и уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров, которые подлежат обязательной маркировке знаками соответствия (ст. 171 1 УК РФ).

  • См.: Российская газета. 2008. 11 апр. С. 5.
  • Там же.
  • См. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия».
  • См.: Российская газета. 2009. 29 апр. С. 5.
  • Введение

    1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

    1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

    1.2 Переход от стандартизации к техническому регулированию

    1.3 Виды технических регламентов. Общий и особый порядок разработки и принятия технических регламентов

    1.4 Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

    Заключение

    Список литературы


    Введение

    Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов.

    Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

    Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

    Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

    Актуальность темы – изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на регулирование качества продукции, работ и услуг.

    Введение новых правил требует глубокого осмысления и на теоретическом уровне, и в правоприменительной деятельности.

    Целью данной работы является изучение правового регулирования качества продукции, работ и услуг.

    Среди основных задач, можно выделить следующие:

    Определить понятие качества продукции и его правовое значение.

    Рассмотреть переход от стандартизации к техническому регулированию.

    Проанализировать правовое регулирование сертификации продукции и услуг.

    В качестве теоретической базы были использованы работы Зинченко С.А., Колесника Г. И. и других авторов.


    1. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

    1.1 Понятие качества продукции и его правовое значение

    Одной из основных задач общественного производства является не только обеспечение конечного потребителя необходимым количеством продукции, товаров, работ и услуг, но и предоставление их с соответствующим качеством. Это требование, представляющееся вполне естественным, сталкивается на практике с тем, что нет и в принципе не может быть единого и пригодного на все случаи определения понятия качества.

    С точки зрения философии, качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. Свойство же - это способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Или, другими словами, свойство предмета состоит в том, чтобы производить в другом предмете то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. При этом способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качества или состояния последнего . Данное определение имеет, однако, предельно общий характер, и для практических целей требует конкретизации.

    По определению Немецкого общества качества, качество есть совокупность свойств и признаков изделий или процессов, которые обусловливают степень их пригодности для использования по назначению.

    Международный стандарт ISO 9000-1994 определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

    Строго говоря, определение качества относится как к товарам и услугам, так и к процессам производства товаров и оказания услуг. Любая продукция, услуга должна соответствовать определенным требованиям потребителей. Качество товара характеризует соответствие товара этим требованиям. Свойства товара, характеризующие их пригодность к выполнению определенных требований, называются признаками, характеристиками качества .

    Конечно, более всех в производстве и получении высококачественных товаров по вполне понятным причинам заинтересованы потребитель и производитель (исполнитель). Заключая договор купли-продажи, поставки, подряда, каждый из них реализует свой собственный интерес: покупатель рассчитывает на то, что качество товара отвечает его действительной потребности, а изготовитель ожидает, что товар будет принят покупателем без претензий к качеству и оплачен в соответствии с условиями договора. Но, в то же время, обеспечение надлежащего качества продукции, товаров, работ, услуг, не может быть частным делом только производителя и потребителя. Это еще и одна из основных задач государства. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся стандарты, эталоны, метрическая система, являющиеся важнейшими инструментами регулирования качества.

    Глубокое реформирование социально-экономической основы и политического строя современного российского государства, построение системы рыночного хозяйствования обусловили принципиально важные изменения в методах государственного регулирования качества. Чисто управленческие, административные способы влияния на качество, хотя и сохранятся в настоящее время и в обозримом будущем, но сфера их применения постепенно сужается. Все более заметную роль в определении качества продукции играет договор. Этот процесс имеет свое легальное основание в норме ГК РФ, согласно которой продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469). Договорное определение качества продукции вытекает также из положений п. 4 ст. 421 ГК РФ, откуда следует, что условия договора (в том числе, и о качестве) определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Учитывая, что в реальных взаимоотношениях могут отсутствовать как императивные предписания закона, так и свободно сформированные сторонами условия договора о качестве, предусмотрено, что при отсутствии в договоре купли - продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (п. 2 ст. 469 ГК РФ) .

    В то же время, свобода договора не может быть безграничной. Как установлено в п. 1 ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Этот баланс императивных требований закона и диспозитивного усмотрения сторон договора, особенно важный для регулирования качества, постепенно смещается в сторону последнего.

    Тем не менее, существуют общественные отношения, в которых законодатель обозначает «слабую сторону» и сознательно ограничивает свободу договора в интересах этой стороны. Это, прежде всего отношения с участием граждан-потребителей. Таковы, например, положения о публичном договоре. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

    Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

    Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

    Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, Правительство может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

    Наиболее полно и последовательно идея защиты интересов «слабой стороны» реализована в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом Законе, хотя и не содержится положений о качестве, которые существенно отличались бы от формулировок ГК РФ, тем не менее, определены условия признания товара (работы, услуги) некачественным:

    недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

    ^ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

    1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг

    Объективной основой государственного регулирования безопасности това-ров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и окру-жающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

    Усилению государственного регулирования безопасности товаров и услуг способствует современная социально-экономическая обстановка: насыщение спроса, интенсивная конкуренция товаропроизводителей в области качества предлагаемой продукции и услуг, активная деятельность общественных орга-низаций, защищающих права потребителей, и т.д.

    Элементами системы регулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачи лицензий (разрешений) на право ведения ка-кой-либо деятельности, нормативы безопасности и качества, метрология и ис-пытание изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия изделия установленным нормам.

    В настоящее время действует Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом ре-гулировании» регулирует отношения, возникающие при:

    Разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требова-ний к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевоз-ки, реализации и утилизации;

    Разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

    Оценке соответствия.

    Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в об-ласти установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реа-лизации и утилизации, а также в области установления и применения на добро-вольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуата-ции, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соот-ветствия.

    Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принци-пами:

    Применения единых правил установления требований к продукции, про-цессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути-лизации, выполнению работ или оказанию услуг;

    Соответствия технического регулирования уровню развития националь-ной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню на-учно-технического развития;

    Независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от из-готовителей, продавцов,исполнителей и приобретателей;

    Единой системы и правил аккредитации;

    Единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

    Единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

    Недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредита-ции и сертификации;

    Недопустимости совмещения полномочий органа государственного кон-троля (надзора) и органа по сертификации;

    Недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредита-цию и сертификацию;

    Недопустимости внебюджетного финансирования государственного конт-роля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Законо-дательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из указанного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним феде-ральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ука-занным Федеральным законом, применяются правила международного догово-ра, а в случаях, если из международного договора следует, что для его приме-

    Нения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Рос-сийской Федерации.

    2. Стандартизация

    Стандартизация - деятельность по установлению правил и характери-стик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продук-ции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг; Стандартизация осуществляется в целях:

    Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального иму-щества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья живот-ных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости;

    Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, техни-ческих и экономико-статистических данных; взаимозаменяемости продукции. Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами: добровольного применения стандартов;

    Максимального учета при разработке стандартов законных интересов за-интересованных лиц;

    Применения международного стандарта как основы разработки нацио-нального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стан-дартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

    Недопустимости создания препятствий производству и обращению продук-ции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это мини-мально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 Федерально-го закона;

    Недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат

    Техническим регламентам;

    Обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

    К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

    Национальные стандарты;

    Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

    3. Сертификация

    Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламен-тов, положениям стандартов или условиям договоров.

    Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

    Удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуа-тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

    Содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

    Повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на россий-ском и международном рынках;

    Создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международ-ного экономического, научно-технического сотрудничества, и международной торговли.

    Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

    Доступности информации о порядке осуществления подтверждения соот-ветствия заинтересованным лицам;

    Недопустимости применения обязательного подтверждения соответст-вия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

    Установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соот-ветствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

    Уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соот-ветствия и затрат заявителя;

    Недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверж-дения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной серти-фикации;

    Защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерче-ской тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверж-дения соответствия;

    Недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

    Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, ви-дов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

    Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации мо-жет носить добровольный или обязательный характер.

    Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

    Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

    Обязательной сертификации.

    Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициа-тиве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по серти-фикации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам орга-низаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

    Объектами добровольного подтверждения соответствия являются про-дукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-ции и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

    Орган по сертификации:

    Осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

    Выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доброволь-ную сертификацию;

    Предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, ес-ли применение знака соответствия предусмотрено соответствующей систе-мой добровольной сертификации;

    Приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

    Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридиче-скими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.

    Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав-ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, пра-вила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертифи-кации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

    Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована фе-деральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

    Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы с указанием ос-нований для отказа.

    Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

    Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулирова-нию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертифи-кации, содержащий сведения о юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о прави-лах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответ-ствия и порядке их применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

    Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы доброволь-ной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия уста-навливается правилами соответствующей системы добровольной сертифи-кации.

    Применение знака соответствия национальному стандарту осуществля-ется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя спо-собом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

    Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установлен-ном Федеральным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия.

    Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случа-ях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключи-тельно на соответствие требованиям технического регламента.

    Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.

    Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

    Заявитель вправе:


    • выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотрен-ные для определенных видов продукции соответствующим техническим рег-ламентом;

    • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

    • обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабора-торий (центров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Заявитель обязан:

    Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических рег-ламентов;


    • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному под-тверждению соответствия, только после осуществления такого подтвержде-ния соответствия;

    • указывать в сопроводительной технической документации и при мар-кировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

    • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблю-дением требований технических регламентов, а также заинтересованным ли-цам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертифи-кат соответствия или их копии);

    • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек ли-бо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

    • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техниче-скую документацию или технологические процессы производства сертифици-рованной продукции;

    • приостанавливать производство продукции, которая прошла подтвер-ждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламен-тов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
    Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

    1. подтверждения компетентности органов по сертификации и испыта-тельных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению со-ответствия;

    2. обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

    3. создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
    Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществ-ляется на основе принципов:

    • добровольности;

    • открытости и доступности правил аккредитации;

    • компетентности и независимости органов, осуществляющих аккреди-тацию;

    • недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испыта-тельных лабораторий (центров);

    • обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение ак-кредитации;

    • недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверж-дение соответствия;
    - недопустимости установления пределов действия документов об ак-кредитации на отдельных территориях.

    Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществ-ляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    ^ ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

    Актуальной проблемой современной экономической жизни России явля-ется приватизация государственного и муниципального имущества.

    Правовой основой приватизации в России является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муници-пального имущества» (с изм. от 27 февраля 2003 г.).

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества пони-мается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее-федеральное имущество), субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Приватизация государственного и муниципального имущества основыва-ется на признании равенства покупателей государственного и муниципально-го имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собствен-ность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной осно-ве (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал ко-торых вносится государственное или муниципальное имущество).

    Приватизация муниципального имущества осуществляется органами ме-стного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Феде-ральным законом.

    Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государствен-ных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муници-пальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципаль-ных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона.

    Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

    Представляет Президенту Российской Федерации для утверждения пред-ложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционер-ных обществ, включающего в себя:

    Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравст-венности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; открытые акционерные общества, акции которых находятся в федераль-ной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

    Представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесе-нии в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

    Состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в открытые акционерные общества);

    Необходимости и степени участия Российской Федерации в открытых ак-ционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации феде-рального имущества на соответствующий год;

    Представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Россий-ской Федерации отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

    Издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации; руководит работой федеральных органов исполнительной власти по во-просам приватизации федерального имущества;

    Принимает решения об условиях приватизации федерального имущества; осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества; осуществляет иные предусмотренные указанным Федеральным законом полномочия.

    Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.

    По специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.

    ^ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

    1. Понятие института несостоятельности (банкротства)

    Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эф-фективно функционировать, когда предприятие неспособно удовлетворить требования своих кредиторов, в том числе обеспечить своевременные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Возникает необходи-мость официального признания такого предприятия несостоятельным долж-ником.

    В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Феде-ральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкрот-стве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреж-дению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения про-цедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

    Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом не-способность должника в полном объеме удовлетворить требования кредито-ров по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

    ^ Признаки банкротства . Гражданин считается неспособным удовлетво-рить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обяза-тельства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств пре-вышает стоимость принадлежащего ему имущества.

    Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они долж-ны были быть исполнены.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей опре-деляются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, воз-никших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявле-ния и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процеду-ры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответст-вующего обязательства.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, воз-никших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о при-знании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, опреде-ляются на дату открытия конкурсного производства.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, вы-раженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установ-ленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока испол-нения соответствующего обязательства.

    Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

    Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за пе-реданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с уче-том процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возник-шей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, воз-никшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответствен-ность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате вы-ходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

    Размер обязательных платежей без учета установленных законодатель-ством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

    Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполне-ние обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполне-ние обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при опре-делении наличия признаков банкротства должника.

    Размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Феде-ральным законом.

    В случаях, если должник оспаривает требования кредиторов, размер де-нежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитраж-ным судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

    Требования кредиторов по обязательствам, не являющимся денежными, могут быть предъявлены в суд и рассматриваются судом, арбитражным судом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

    Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

    Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

    Должник;

    Арбитражный управляющий;

    Конкурсные кредиторы;

    Уполномоченные органы;

    Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации и органы местного само-управления по месту нахождения должника;

    Лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздо-ровления.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

    Представитель работников должника;

    Представитель собственника имущества должника - унитарного пред-приятия;

    Представитель учредителей (участников) должника;

    Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредито-ров.

    Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признаний должника банкротом в арбитражный суд.

    По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд при-нимает один из следующих судебных актов:

    Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Решение об отказе в признании должника банкротом;

    Определение о введении финансового оздоровления;

    Определение о введении внешнего управления;

    Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    Определение об утверждении мирового соглашения.

    Сведения о вынесении определения о введении наблюдения, введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или осво-бождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов публикуются в порядке, установ-ленном статьей 28 указанного Федерального закона.

    Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае:

    Отсутствия признаков банкротства;

    Установления фиктивного банкротства; . в иных предусмотренных указанным Федеральным законом случаях.

    Принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных указанным Федеральным законом и являющихся последст-виями принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в слу-чае:


    1. восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2. восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3. заключения мирового соглашения;

    4. признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших ос-нованием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсут-ствии заявленных и признанных в порядке, установленном указанным
      Федеральным законом, иных соответствующих положениям статьи 6 Феде-рального закона требований кредиторов;

    5. отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заяв-ленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6. удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

    7. завершения конкурсного производства;
    8)в иных предусмотренных указанным Федеральным законом случаях.

    Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по хо-датайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

    Обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 Федерально-го закона;

    Обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);

    В иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Рос-сийской Федерации случаях.

    требований и интересов государства и потребителей

    Гражданский кодекс РФ позволяет создать предприятие (организацию) - субъект хозяйственного права. Вступая в сферу экономического оборота, организация самостоятельно и свободно планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития. Хозяйственная деятельность организации должна регулироваться государством различными нормами права с учетом интересов общества и потребителей.

    Правовое обеспечение управления качеством продукции, предполагающее использование различных средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции, направлено на решение следующих основных задач:

    · правовое регулирование отношений, складывающихся на всех уровнях управления качеством продукции;

    · создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование для эффективной реализации функций управления качеством продукции;

    · защита прав и интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

    Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила. Нормы и правила, имеющие юридическую силу, воздействуют на объект, занимающийся производством (реализацией) продукции.

    Норма права (правовая норма) - это установленное или санкционированное поведение, регулирующее общественные отношения. Норма права представляет участникам отношения определенные права и накладывает на них определенные юридические обязанности. Таким образом, норма права - это правило поведения общего характера, которое устанавливается и охраняется государством и имеет обязательную силу (ее исполнение и соблюдение охраняется государственным принуждением). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного законодательства.

    Нормативный акт как самостоятельная форма права представляет собой издаваемый компетентным и уполномоченным на то государственным органом акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ представлена на рисунке 7.

    Верхнюю ступень в иерархии занимает закон, т.е. нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой.

    Рис. 7. Схема нормативных актов РФ

    Все иные нормативные акты называются подзаконными, которые принимаются уполномоченными на то органами власти и управления:

    · указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции;

    · акты (постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями);

    · акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации), которые в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории - региона, области, города, района;

    · ведомственные акты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов, имеющие в основном внутриведомственное юридическое значение и распространяющиеся на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения данного ведомства.

    Осуществляя контроль качества продукции, организация обязана выполнять основные требования ведения производственных процессов и обеспечения соответствующего качества продукции, которое может определяться различными способами: по образцу, по спецификации, на основе стандарта, по предварительному осмотру и др.

    Образцом называется экземпляр, служащий эталоном качества для продаваемой продукции. Использование эталона (несколько экземпляров продукции) в сфере бизнеса является важным условием при разрешении между сторонами споров о качестве.

    Наиболее распространенный способ определения качества продукции - это отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

    Государственные стандарты являются обязательными правилами для производителей, так как государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Они касаются безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов:

    § путем сертификации,

    § путем маркировки продукции и услуг знакам соответствия государственным стандартам.

    Практика показывает, что основным инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям Госстандартов, является сертификация.

    Маркировка любой продукции регламентируется соответствующим Госстандартом или техническими условиями (ТУ). Нормативные требования в этой области дифференцируются в зависимости от того, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) - производственная, торговая, транспортная, специальная и т.д. Среди общих требований к маркировке продукции в первую очередь следует назвать достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.