Формирование положительного имиджа органов муниципальной власти. Механизмы формирования положительного имиджа органов государственной власти

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ИМИДЖЕВОЙ СРЕДЫ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендованный список диссертаций

  • Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект 2009 год, кандидат политических наук Андрианова, Надежда Александровна

  • Формирование имиджа региона: теоретические аспекты и перспективы применения: На примере Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей 2006 год, кандидат политических наук Шабунин, Александр Станиславович

  • Формирование положительного имиджа силовых структур в СМИ: технологии и обратная связь 2011 год, кандидат филологических наук Окс, Светлана Игоревна

  • Имидж политической власти как ресурс регионального управления в России 2009 год, кандидат политических наук Кулаковский, Роман Константинович

  • Имидж федерального органа исполнительной власти как управленческий ресурс 2007 год, кандидат социологических наук Касаткин, Игорь Геннадиевич

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

  • Коммуникативные технологии формирования и продвижения имиджа муниципальной власти: Политологический анализ 2002 год, кандидат политических наук Бударина, Ольга Алексеевна

  • Имиджевые технологии на выборах регионального уровня в современной России 2006 год, кандидат политических наук Вилков, Сергей Владимирович

  • Конструирование имиджа территории в Пермской периодике: 1996-2006 гг. 2008 год, кандидат филологических наук Печищев, Иван Михайлович

  • Имидж региона как информационно-политический ресурс 2005 год, кандидат политических наук Шабалин, Илья Александрович

  • Формирование имиджа органов местного самоуправления 2011 год, кандидат социологических наук Старых, Наталья Петровна

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Маслов, Игорь Владимирович

Заключение

В последние годы реформа системы власти стала одной из самых интенсивно обновляемых сфер в обществе. Большое количество вызовов, перед которыми оказались и органы исполнительной власти регионов, требует не только изменений в управлении и координации текущей деятельности, но и серьезной разнонаправленной поддержки со стороны населения.

Имидж власти характеризуется представлениями, идеями и впечатлениями населения, что в значительной степени определяет их установки и действия. В зависимости от того, насколько высок и полноценен имидж органов исполнительной власти, настолько и будут поддержаны населением принимаемые властью решения, что, в конечном счете, позволяет сопоставлять между собой имидж и социальную эффективность власти.

Эти задачи актуальны как для федерального, так и для регионального уровня организации исполнительной власти. Однако, несмотря на наличие потребности в формировании положительного имиджа на региональном уровне, приходится констатировать, что его современное состояние не соответствует параметрам, объективно заданным целями системы управления. Это обусловлено комплексом причин, к числу которых относятся: сохранение традиционного для системы управления недоверия к науке, доминирующая до настоящего времени установка в практике управлении на здравый смысл и жизненный опыт руководителя; трудности организации взаимодействия с населением. Все отмеченные обстоятельства актуализируют проблему научного обоснования развития имиджа органов исполнительной власти региона. На ее решение и было ориентировано проведенное диссертационное исследование. Оно позволяет прийти к следующим выводам теоретического, эмпирического и практического характера.

Теоретико-методологическая сложность исследования имиджа органов власти связана с множественностью интерпретаций понятия. Проведенный анализ теоретических основ имиджа с позиции психоанализа, интерсубъектного взаимодействия, акмеологии позволили обозначить авторское понимание. Социологическая концепция трактует имидж как важную «составляющую» социального управления, под воздействием которого происходит целенаправленное формирование нужного впечатления, побуждение к определенному социальному поведению. Содержание имиджа состоит из представлений о позиционируемом образе, его оценке и, как следствие, определенном образце поведения по отношению к нему.

В работе проводится разграничение категорий «имидж», «образ», «репутация». В основе образа находится беглое восприятие, в основе имиджа - долгосрочная эмоциональная оценка воспринятого, в основе репутации -рациональная оценка воспринятого. По достижению определенного времени имидж может перерасти в репутацию при условии соответствия деятельности.

Проведенный анализ специфики органов исполнительной власти позволил в качестве рабочего определения сформулировать следующее. Имидж органов исполнительной власти - мнение субъектов имиджевой среды о данном органе власти на основе рациональных и эмоциональных образов, возникших вследствие непосредственного взаимодействия в процессе участия, контроля или использования результатов его деятельности, либо полученной о нем имиджеформирующей информации.

Имидж, образ власти являются на сегодня не просто научными категориями, но вполне практическими категориями, в которые вкладываются определенные средства, и на повышение эффективности, значимости, которых направлена деятельность многочисленных информационно-аналитических и консалтинговых служб, как в России, так и в других странах. Вышедшие, в основном, из сферы деятельности бизнес-структур, эти понятия на сегодня весьма активно используются и в политическом пространстве. При их помощи властвующие субъекты поддерживают равновесие в обществе, целенаправленно воздействуют на общественное мнение, демонстрируют консолидированность режима, его готовность действовать в условиях жесткой международной конкуренции.

Имидж формируется в общественном и индивидуальном сознании как образ, направленный на позитивное восприятие власти посредством эффективно проводимой политики в регионе и, соответственно, вызывающий в поведении населения активность определенного направления.

Обоснованный в диссертационном исследовании концептуально-теоретический подход на основе интеграции системного и структурно-функционального подходов, потребовал уделить особое внимание изучению позиций субъектов и каналов коммуникации между ними. В соответствии с ним процесс формирования имиджа органов исполнительной власти является многофакторным итерационным взаимодействием пяти субъектов: непосредственно органа исполнительной власти, населения, бизнес-сообщества, общественных организаций и СМИ.

Каждый из рассматриваемых субъектов системы является её активным элементом. Субъекты системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в виде информационного обмена, эмоционально-оценочных реакций, непосредственного взаимодействия. В качестве объекта выступает сам имидж, формирование которого осуществляют все пять субъектов.

В соответствии с заявленным концептом формирования имиджа органов исполнительной власти были выделены две составляющие циклического взаимодействия субъектов: прямая и обратная. Для создания положительного имиджа органов государственной власти необходима комплексная и системная работа, в том числе совместно с населением, призванная выполнять миссию органов власти - улучшение качества жизни в регионе.

При переходе от теоретического уровня к эмпирическому, была разработана методология и методика социологического исследования формирования имиджа органов исполнительной власти Белгородской области. Проведенный факторный анализ позволил утверждать, что во взаимоотношениях органов исполнительной власти и населения существуют проблемы коммуникативного характера, и как следствие, проявляется отчужденность власти от населения, низкий уровень доверия к органам власти, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. Такие общественные настроения приводят к тому, что властные инициативы не находят должной поддержки у населения. В результате наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов исполнительной власти.

Опираясь на мнения экспертов и данные социологических исследований, можно констатировать, что формирование имиджа органов исполнительной власти еще недостаточно эффективно и направлено, прежде всего, на персональный имидж руководителей области, а не на имидж власти в целом.

Оценка существующего имиджа позволила выявить неиспользуемый ресурс в региональном управлении - наличие готовности населения к участию в решении региональных проблем. Это позволяет строить оптимистические прогнозы относительно того, что жители региона могут выступать не. только в качестве потребителей государственных услуг, но и субъектом оценки работы органов исполнительной власти, а также активными участниками региональных проектов, в том числе РЯ-проектов. В настоящий момент крайне актуальной задачей является разработка форм и способов включения населения в процесс сотрудничества с представителями власти.

Указанные факторы свидетельствуют о необходимости формирования положительного имиджа органов исполнительной власти, построения эффективной системы их взаимодействия с населением, при этом само население считает необходимым формировать имидж власти.

Отмечено, что позиции всех субъектов в вопросах формирования имиджа активны и присутствует желание участвовать в этом процессе, но наличие диспозиций не позволяет его организовать. Отсутствие ориентации на совместные действия субъектов не позволяет эффективно учитывать мнения жителей региона в проектах развития территории, поддерживать равновесие в обществе, обозначить направления выхода из кризисных ситуаций.

Исходя из полученных материалов следует, что существует недопонимание между населением и руководителями исполнительной власти в регионе. Этой точки зрения придерживаются обе стороны, и население и представители власти. Опрошенные отмечают факт отсутствия взаимопонимания. С нашей точки зрения, такая ситуация, когда обе стороны лояльны и терпимы по отношению друг к другу, но считают, что их не понимают, связана с отсутствием информации о деятельности каждой из сторон. Существующих информационных каналов о деятельности органов исполнительной власти в регионе недостаточно, а значительный ресурс доверия со стороны населения остается мало востребованным. Скорее всего, сегодня в регионе назрела необходимость дополнения действующих информационных механизмов формирования имиджа исполнительной власти новыми механизмами, основанными, прежде всего, на принципе «живого контакта».

Для формирования положительного имиджа органов исполнительной власти в регионе необходима разработка новых механизмов информирования населения об их деятельности.

Результаты социологических исследований показывают, что непосредственная коммуникация с органами исполнительной власти приобретает для населения большее значение в сельских поселениях, нежели в городах и районах. Объяснение тому - «приближенность» местной власти поселения к гражданам, когда отсутствие (или наличие крайне малого количества) СМИ восполняется контактами жителей с представителями органов власти на местах. Возможно, именно поэтому сельское население проецирует опыт взаимодействия с муниципальными властями на форму взаимодействия с органами исполнительной власти региона. Требования к работе местной власти, возникающие при непосредственном контакте, а именно: внимание к проблемам людей в целом и к личности каждого жителя в отдельности, предопределяет налаживание эффективной обратной связи и с органами региональной власти.

Практика построения имиджа органов исполнительной власти в том виде, в котором она сегодня существует в регионе, требует доработки. Дальнейшее развитие имиджа и интеграция заинтересованных ее участников зависит от разработки специальных управленческих решений, результатом действия которых станет формирование положительного имиджа как показателя урегулирования интересов государства, населения и СМИ.

При этом важно отметить, что с целью оптимизации и эффективности развития имиджа органов исполнительной власти в регионе необходимо проводить конкретные мероприятия по преобразованию существующих стереотипов восприятия и установок субъектов взаимоотношений, которые оцениваются в соответствии с конкретной ситуацией.

В диссертации рассматривается ряд особенностей, усложняющих формирование имиджа органов исполнительной власти. К ним относятся: полисубъектность формирования имиджа; отсутствие специализированных структур, осуществляющих системное регулирование имиджа органов исполнительной власти региона; малая численность специалистов, способных на профессиональном уровне осуществлять формирование имиджа; отсутствие программно-целевого подхода к формированию имиджа органов власти региона.

Выявленные особенности требуют стратегии регулирования и, фактически, формирования нового механизма ее реализации. Необходимыми характеристиками предлагаемой стратегии должны стать: ценностно-смысловое единство, обеспечивающееся существованием общего замысла, единой стратегической цели, формированием благоприятной социокультурной среды; максимально целенаправленность, ориентация на сознательность действий участников; планомерность; расчлененность и дифференцированность в отношении процедур регулирования.

В ходе диссертационного исследования разработана и предложена социально-технологическая модель, которая может быть использована как практическое руководство с целью оптимизации процесса формирования позитивного имиджа органов исполнительной власти. Модель имеет системный характер и включает пять подсистем: структурную, деятельностно-целевую, функциональную, нормативную и инструментальную.

Структурная подсистема отражает коммуникативное взаимодействие субъектов имиджевой среды, непосредственно участвующих в формировании имиджа органов исполнительной власти региона; деятельностно-целевая подсистема включает терминальные цели, связанные непосредственно с видами деятельности, обладающими эмерджентностью, синергичностью и мультипликативностью, и инструментальные цели, связанные с коммуникативными качествами, присущими участникам формирования положительного имиджа органа исполнительной власти; функциональная подсистема - условия, необходимые для формирования и развития положительного имиджа органов исполнительной власти, множество функций осуществляемой деятельности, их социальные и латентные проявления; нормативная подсистема - требования и правила деятельности; инструментальная подсистема - средства и способы формирующих действий, коммуникативные стратегии и тактики самопрезентации.

При создании положительного имиджа и его поддержания в обществе органы исполнительной власти направляют свои усилия на улучшение функционирования прямой связи с населением в процессе реализации государственных функций. Последние несколько лет повышение качества и доступности государственных услуг было одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти региона, среди которых развитие системы многофункциональных центров, единого портала государственных и муниципальных услуг, системы межведомственного электронного взаимодействия. Одним из направлений новых видов взаимодействия власти и населения является создание центров телефонного обслуживания граждан.

В качестве эффективной формы обратной связи в работе были отмечены встречи руководителей органов власти с населением, трудовыми коллективами, организация «прямых линий», встречи с населением по месту жительства. Использование органами исполнительной власти форм прямой коммуникации с населением обеспечивает лучшее понимание ценностей, ориентаций, установок и ожиданий населения, различных его групп, дает возможность уловить зарождение новых тенденций и явлений в общественном сознании людей, формировать своевременную и адекватную реакцию на них.

Актуализация проблем формирования имиджа направлена, в первую очередь на организацию общественного участия. Для этого необходимо создание определенных условий, при которых возможна политическая идентификация, применение компетенции участников, использование опыта сотрудничества из других сфер. К ним были отнесены: предоставление методической помощи в организации общественных групп; предоставление грантов на решение актуальных проблем региона, предоставление информационно-аналитического материала для разработки концепций решения региональных проблем, размещение социального заказа для общественных организаций, предоставление возможности для участия активных членов общественных движений в образовательных программах и др. Другими формами взаимодействия с общественными организациями и населением являются использование интернет-ресурсов, организация обратной связи с использованием электронной почты, а также организация пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».

Формирование положительного имиджа должно строиться на систематическом или часто встречающемся положительном образе. Поэтому, большую работу по формированию имиджа должны обеспечивать сами органы исполнительной власти.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес региональных органов исполнительной власти:

Необходимо активизировать участие органов исполнительной власти в формировании своего положительного имиджа. Для этого требуется разработать и утвердить постановлением Правительства области Концепцию формирования имиджа исполнительных органов власти региона, на основе которой в дальнейшем должна быть разработана комплексная программа;

Необходимо усилить санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение госуслуг, что будет способствовать повышению качества, а также повышению роли и значимости исполнительных органов власти в решении конфликтных вопросов;

Необходимо усилить в структуре регионального правительства информационно-аналитическое направление деятельности с целью мониторинга состояния имиджа органов власти и последующей коррекции механизмов формирования;

Целесообразно повышать квалификацию кадров для государственной службы исполнительных органов власти, направленной на обучение служащих навыкам выступления в СМИ;

Необходимо развивать гарантированные права на адекватную информацию. Для этого функционирование органов исполнительной власти должно обстоятельно быть отражено в средствах массовой информации, достигая таким образом информированность общественности, ее вовлеченность и потенциальное участие в региональных вопросах;

Следует оказывать поддержку развитию форм самоорганизации населения в виде предоставления грантов НКО, приглашения к участию в конфликтных комиссиях, координационных советах, предоставления методической помощи;

В регионе целесообразно провести научно-практическую конференцию, посвященную разработке и апробации современных технологий формирования имиджа органов власти.

Несмотря на то, что поставленные в диссертационном исследовании задачи в целом решены, остается ряд проблем, требующих дополнительного исследования. В частности, необходимо:

Провести коррекцию инструментария диагностики имиджа органов власти;

Разработать методику прогнозирования взаимодействия органов исполнительной власти, СМИ и населения;

Изучить проблему включения институтов гражданского общества в процесс соучастия в региональном управлении.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Все чаще мы сталкиваемся с противоречием, когда образ чиновника, создаваемый в массовом сознании средствами массовой информации, в частности печатными органами, не совпадает с его реальными характеристиками и способностью эффективно решать поставленные перед ним задачи. Налицо явные манипуляции с сознанием масс, снижение порога рационального осмысления политических процессов.

Образ органов государственной власти, внедряемый в сознание массы, предстает как сложный социально-психологический феномен, в котором отражен набор его реальных личностных качеств, сформированных его деятельностью, средствами массовой информации, политической рекламой на фоне соответствующих стереотипов массового сознания.

Компоненты образа противоречивы, поскольку отражают несовпадение между личностными качествами органов управления и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом с учетом социально-политической и экономической обстановки, между реальным имиджем и «эталонным образом», уже сформированным в общественном сознании. Поэтому актуальным становится изучение механизмов и современных тенденций формирования образа органов государственной власти.

Позитивное восприятие государственной власти и ее представителей, сформированное в обществе, упрощает продвижение государственной идеологии и способствует более быстрой реализации государственных решений.

Понятие «имидж» возникло на Западе в 1950-х гг. и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 1960-х гг., этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

Управление имиджем – это отражение события направленное на улучшения имиджа, интенсивное владение информацией с прогнозируемой реакцией на нее. Для того чтобы привлечь внимание к образу, нужно показать его с новой, никогда не виданной стороны, убедить аудиторию, удержать внимание публики.

В результате страха разума перед самим собой, человек имеет около десятка психологических защит, и все они так или иначе связаны с имиджем. Имидж позволяет скрыть свои недостатки, сформировав у других людей соответствующую систему впечатлений.



Формирование имиджа идет двумя путями: «стихийным» и «искусственным» (классификация Егоровой Е.В.). «Искусственный» путь подразумевает такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредованно, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области PR (Паблик Рилейшинз) или самим человеком (который хочет целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе). «Стихийный» путь подразумевает «бессознательное» формирование имиджа личности «в голове» у воспринимающего субъекта, с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия. Конечный «образ» будет всегда результатом работы второго пути формирования, так как первый путь задает только направление работы, второй наполняет содержанием, образами и красками.

Существует несколько подходов к рассмотрению структуры имиджа. Е.В. Егорова, анализируя имидж политического лидера, выделяет следующие составляющие:

1) персональные характеристики: физические, психофизические особенности, характер, тип личности и индивидуальный стиль принятия решений;



2) социальные характеристики: а) статус, включающий в себя статус, связанный не только с занимаемой официальной позицией, но и с происхождением и богатством; б) связь с различными социальными группами: с теми, чьи интересы он представляет, с теми, кто поддерживает его и является союзником, и с теми, кто является его оппонентами и врагами; в) нормы и ценности личности;

3) символические характеристики: некий постоянный набор качеств и черт, которые должен демонстрироваться человеком, чтобы актуализировать «нужные» архетипы в сознании людей.

Г.Г. Почепцов отмечает следующие компоненты персонального имиджа: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. По мнению Г.Г. Почепцова, заполнение этих компонентов очень важно, так как делает «имидж» более живым и приближает его к «населению». Если же, как отмечает автор, они не будут заполнены, то они заполнятся массовым сознанием произвольно, и тогда будет труднее внедрить в массовое сознание новую информацию – придется преодолевать барьер уже существующей установки.

Специфика деятельности государственных органов власти заключается в постоянном общении с людьми. Поэтому одна из важнейших задач – научиться оставлять о себе хорошее впечатление, научиться формировать собственный имидж.

Средства массовой информации напрямую причастны к формированию имиджа. Они служат проводниками наиболее устойчивых представлений, укореняющихся как внутри страны, так и за рубежом. Язык отечественных СМИ подчас изобилует двусмысленными речевыми оборотами, порождающими сомнения, скажем, в целостности и стабильности российского политического пространства.

В отличие от образов имидж – это цель и, одновременно, инструмент управления общественным настроением. Такое управление осуществляется путем подбрасывания в публичную дискуссию определенного набора представлений о том или ином субъекте политического процесса.

При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают различные компоненты. Выделяют три следующих комплекса:

1) природные качества: коммуникабельность; эмпатичность (способность к сопереживанию); рефлексивность (способность понять другого); красноречивость (способность воздействовать словом);

2) качества, привитые образованием и воспитанием: нравственные ценности; психологическое здоровье; набор технологий общения;

3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

Формирование эффективного имиджа органа государственной власти следует начинать с приведения его в соответствие общим требованиям:

а. в политическом имидже должны обязательно присутствовать «черты победителя», «черты лидера» (достижения личности в профессиональной деятельности) и «черты отца». З. Фрейд: «Он не даст в обиду. Он строг, может наказать, но защитит»;

б. открытость, «видимая доступность». Люди склонны доверять тому, кто, по их мнению, способен решить их проблемы, а для этого он должен быть доступен, то есть к нему можно обратиться, написать, рассказать о своих проблемах;

в. эффективные коммуникации. Имидж транслирует в процессе многочисленных коммуникаций, в ситуациях различного делового и межличностного общения. Опытные лидеры-управленцы в большинстве случаев придерживаются этого правила и выигрывают. Пренебрежение им формирует негативное отношение, злобность и агрессивность что в процессе общения не прощается;

г. окружение. Если рядом с руководителем или лидером находятся достойные, хорошо известные и узнаваемые личности положительное отношение к ним переносится и на самого лидера. Срабатывает психологический феномен межличностных отношений, который сводится к крылатому выражению: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»;

д. личное обаяние. Необходимо развивать психологические составляющие обаяния: чувство юмора; внимательное и доброжелательное отношение к окружающим; эмоциональную заразительность; психологическую защищенность; коммуникативные способности; совершенствование «внешнего имиджа» (неординарность внешности, запоминаемость).

Способности человека производить хорошее впечатление придают большое значение. С человеком, не умеющим выражать свои мысли, непонятно одетым, никто не заинтересуется и не станет вести дела. Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Правила этикета просто необходимо знать и соблюдать.

Для создания положительного имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика человека, внешний вид и одежда. Одежда в деловом общении также играет значительную роль, так как несет многомерную информацию о своем обладателе: о его экономических возможностях, об эстетическом вкусе, о принадлежности к определенной социальной группе, профессии, об отношении к окружающим людям.

В условиях социальной напряженности образы и категории, их составляющие, становятся еще более отчётливыми, устойчивыми и враждебными. Известно, что в большинстве случаев первоначальное впечатление о человеке складывается по его внешнему виду. В отношении деловой одежды также существуют свои нормы и правила делового этикета.

Деловой мир во внешнем облике скорее придерживается не моды, а определенного уровня – одеваться таким образом, чтобы не подмочить репутацию. В этом смысле экстравагантность и неряшливость воспринимаются отрицательно. Чистая и аккуратная одежда и обувь – важный атрибут к успеху.

Мужчина должен выглядеть солидным и уверенным в себе, деловым и привлекательным, внушающим доверие, не без претензии на изящество и элегантность. А деловая женщина не должна позволять индустрии мод целиком определять выбор своей одежды и позволять своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться.

Для имиджа большое значение имеет нравственная оценка личности. Безупречный имидж – это достояние нравственных людей, не отступающих от морального, корпоративного и правового кодекса поведения.

Имидж становится реальным средством воздействия на массовое сознание. Работа с массовым сознанием отличается тем, что мы не можем передать весь объем информации. Невозможно представить абсолютно полное сообщение о бизнесмене или политике. И это заставляет делать следующие шаги:

1. трансформировать его в соответствии с требованиями канала передачи (для ТВ - это одни возможности, для радио - другие, для газеты - третьи);

2. выбрать характеристики для передачи, ограничиваясь только малой их частью, поскольку весь объем характеристик передать невозможно. Используются только те характеристики, которые заранее «обречены на успех»;

3. обеспечить совпадение (гармонизацию) характеристик с требованиями канала передачи. Идеален в этом плане тот политик, чьи естественные характеристики совпадают с нормами канала.

Имидж – субъективный образ личности, воспринимаемый окружающими. Во-первых, имидж должен быть правдоподобным, достоверным, чтобы целевые аудитории могли доверять имиджу органов управления. Во-вторых, образ должен быть ярким и конкретным. Он лучше срабатывает, быстро воспринимается, когда сосредоточивается на определенных чертах и ярко высвечивает один или несколько характерных признаков. В-третьих, образ должен быть простым. Наиболее эффективен имидж простой и быстро запоминающийся.

Имидж вовсе не дает полное строгое аналитическое представление органов государственной власти, имидж должен стать отдельной ценностью и использоваться при всяком удобном случае. Имидж – это впечатление, производимое органом государственной власти.

Формирование и изменение имиджа возможно в результате изменений и комбинаций следующих компонентов:

1. Объективные внешние данные личности (физиогномика, мимика, моторика, тембр голоса);

2. Поведенческие особенности (манера и стиль речи, стиль одежды, походка);

3. Социальные и профессиональные характеристики (образование, социальный статус, профессия);

4. Самовосприятие (как личность воспринимает себя в контексте окружения);

5. Восприятие референтными группами, то есть группами, с которыми личность взаимодействует без посредников (в качестве посредников выступают масс-медиа - СМИ);

6. Публичный образ, созданный с помощью посредников - средств массовой коммуникации. Публичный образ обычно ориентирован на целевые группы, с которыми личность не вступает в непосредственное взаимодействие.

Суммируя сказанное, можно предложить следующее определение понятия «имидж органов государственной власти» – это образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект, в качестве которого выступают органы государственного управления свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и так далее), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ.

Необходимо также отметить, что невозможно создать положительный имидж без грамотно выстроенной коммуникации. Коммуникация – это основа общества и общественных отношений, являющихся полем взаимодействия различных групп интересов. Отсюда возникает стремление и практика превращения коммуникационных процессов в институт социального контроля с использованием разветвленной системы масс-медиа для эффективного коммуникативного воздействия на аудиторию. Властные структуры в условиях информационного общества должны максимально использовать весь ресурсный потенциал средств массовой коммуникации в процессе формирования как своего позитивного имиджа, так и реутации.

Массовые коммуникации (МК) становятся неотъемлемой составной частью политической сферы в постиндустриальном обществе, где власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и непосредственного государственного принуждения. Как отмечают PR-специалисты, политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Это обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество. Все это обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и требует использования специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами; специальных средств передачи информации (СМИ, СМК, масс-медиа), обеспечивающих единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей.

Тем самым МК, в первую очередь, для органов государственной власти, становятся механизмом социализации и социального управления массовым сознанием, общественным мнением и его поведенческим проявлением.

Средства массовой коммуникации являются основой и при формировании репутации и позитивного имиджа органов государственной власти, без наличия которых в демократическом обществе невозможны высокий уровень доверия населения к власти, свободное одобрение гражданами государственной политики, поддержка властных структур конкретными действиями граждан.

В свете вышеизложенного представляется необходимым рассмотрение механизма формирования позитивного имиджа и репутации органов государственной власти в процессе массовой коммуникации.

Отправной точкой осуществления данного механизма является реализация содержательно-смысловой стороны МК, заключающейся в предоставлении населению информации ее источником, которым преимущественно являются пресс-службы, подразделения по связям с общественностью органов государственной власти. При этом содержание коммуникации и его трансляция через СМК строятся с учетом ориентации на различные социальные слои населения.

Следует в данной связи обозначить проблему отсутствия в России единого субъекта государственных PR наряду с тем, что сегодня вообще вряд ли можно говорить о некой целостной информационной политике государства, когда властные структуры различного уровня делают «свой маленький PR», который не всегда соответствует публичным действиям других участников политического процесса и государственным интересам в целом.

Изменение в коммуникации, вызываемое целенаправленно предоставляемой информацией, ориентировано на изменение в восприятии и интерпретации населением политики власти (реализация перцептивной стороны МК). Именно на данном этапе осуществления массовой коммуникации, на мой взгляд, и проявляется специфика в процессах формирования имиджа и репутации органов государственной власти средствами МК. Она связана с сущностным разведением самих понятий «имидж» и «репутация». Не останавливаясь подробно на их сопоставлении, укажем только на главную суть различия. В большинстве исследований имидж характеризуется как манипулятивный психический образ, призванный влиять не на рациональную, а на эмоциональную сферу и уровень бессознательного; это сложившийся в массовом или индивидуальном сознании эмоционально окрашенный, чаще поверхностный образ чего-либо или кого-либо. Репутация – это категория рациональная, представляет собой более устойчивое мнение, складывающееся на основе осознанного, разумного выбора и содержащее больше рациональных моментов, системных оценок.

Таким образом, средствами МК (при этом преимущественно через использование механизмов внушения, действующих на эмоциональную сферу восприятия) возможно формирование позитивного имиджа власти в глазах населения, которое способствует необходимым для власти изменениям в его поведении.

При этом в процессе организации взаимодействия (реализация интерактивной стороны МК) происходит непосредственная поддержка населением проводимой государственной властью политики. Однако следует отметить, что подобное поведение граждан, в силу самих особенностей имиджа (таких, как, например, достаточно поверхностный, кратковременный характер), является довольно неустойчивым, что представляет собой серьезную опасность для власти, прежде всего, в период кризисных явлений в обществе.

Если говорить о репутации органов государственной власти, то ее формирование средствами МК (преимущественно через убеждение) можно определить как необходимое, но недостаточное условие.

Главным инструментом, на мой взгляд, действительно способным создать у населения положительную репутацию властных структур, является так называемая «политика реальных дел», то есть эффективная деятельность самих государственных органов, полноценное выполнение ими своих властных функций в интересах всего российского населения. Именно такая репутация ведет к достаточно устойчивому, высокому уровню доверия и соответствующим действиям поддержки гражданами власти, что, в определенной степени, способно быть залогом стабильности системы государственного управления и в кризисные периоды общественного развития.

Необходимым элементом реализации механизма формирования позитивных имиджа и репутации органов государственной власти в процессе массовой коммуникации является обратная связь власти и населения, постоянный мониторинг ситуации и корректировка их взаимодействия.

Итак, в условиях информационного общества властные структуры должны максимально использовать весь ресурсный потенциал средств массовой коммуникации в процессе формирования как своего позитивного имиджа, так и репутации. Однако, на мой взгляд, современная политика власти требует сегодня гораздо большего задействования инструментов репутационного менеджмента, максимизации количества рациональных рычагов воздействия на россиян для осознанного, свободного одобрения ими государственной политики взамен имиджевых, манипулятивных, ориентированных на формирование социальных иллюзий и внушенных установок.

Таким образом, имидж органов государственной власти, умение регулировать, контролировать и моделировать собственную жизнедеятельность и профессиональное поведение оказывают большое влияние на формирование доверия к ним как субъектам деятельности. Основными технологиями формирования имиджа являются: PR (связь с общественностью), СМИ, общественное мнение, приемные в органах власти.


Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2010.

Психология. Словарь/ Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 2003.

Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка // С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова. М., 2000.

Попов В.Д. Социология и психология власти. В кн.: Драма обновления/ Под ред. М.И.Мелкумяна. – М., 2009.

Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. – М., 2006.

Социально-информациологический подход мы применяем, основываясь на работах: Информационная политика. Учебник/ Под ред. В.Д. Попова. – М., 2003; Попов В.Д. Информациология и информационная политика. – М., 2003; Попов В.Д. Журналистика как политическая наука. – М., 2003, и др.

Бориснев С.В. Социология коммуникации. – М., 2010. С.6.

Коновченко С.В. Общество – средства массовой информации – власть. – Ростов-н/Д., 2011. С.8.

Нисневич Ю.А. Информация и власть. – М., 2000. С.10.

Нисневич Ю.А. Информация и власть. – М., 2000. С.9.

Луман Н. Власть/Перевод с немецкого А.Антоновского. – М., 2011.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля /www. http://dic.academic.ru

«Основы теории коммуникации» /Под ред. профессора М.А.Василюка.– М., 2003. С.17.

Мирошниченко О.Н., Михайлова М.В.Формирование позитивного образа государственного гражданского служащего: отечественный и зарубежный опыт// Вестник Чувашского университета. 2013.– № 4.– С. 147-149.

Панасюк А.Ю. Формирование имиджа /А.Ю. Панасюк – М.:Омега-Л, 2008. – 281 с.

Васищева А.В. Имидж: определение центрального понятия имиджеологии// Социально-гуманитарные знания. 2009. № 4. С. 277–278.

Имидж лидера: психол. пособие для политиков / Е.В. Егорова-Гантман, Е.Б. Абашкина и

др.; отв. ред. Е.В. Егорова-Гатман. М.: Знание, 2004.

Имидж политического лидера http://www.privately.ru

Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев: Рекламное агентство Губерникова, 2005. С. 135–150.

Энциклопедический словарь крылатых фраз и выражений http://www.bibliotekar.ru

Лебедева Н. Введение в психологию. М.: КЛЮЧ-С, 2009.С. 174

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Имидж делового человека/ http://eva.ru

Гуревич П. С. Приключения имиджа: технология создания телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М.: Искусство, 2008. – 148 с.

Алямкина К. А. Формирование имиджа органов государственной власти// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 66-69.

Люлько А. Н. Имидж и факторы, влияющие на его формирование//Власть 2013 № 8. С. 71-73

Розанова Н.Н Механизм формирования имиджа и репутации органов государственного управления в массовом коммуникационном процессе// Век качества 2009. – № 6 . – С. 30-31

Катлип М. Скотт, Сентер Х. Аллен, Брум М. Глен. Паблик рилейшенз. Теория и практика. 8-е изд.. – М.: Издательский дом Вильямс, 2003. – 624 с.

Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2012.

Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера. М,2009.

Механизмы формирования позитивного имиджа

Итак, после того, как организация захватила определенную нишу на рынке и утвердилась в ней, необходимо действовать дальше. Теперь она может позволить себе увеличить расходы на паблисити и на имидж, который наконец-то начинает определяться отчетливо.

Паблисити -- это позитивная известность и признание организации, её персонала и её деятельности во внешней среде организации.

Паблисити формируется основной деятельностью организации, отзывами клиентов и партнеров, а также средствами PR. Нередко термины «паблисити» и «имидж» используются как синонимы. Однако, паблисити -- это в большей степени известность внешняя, для широкой публики, формируемая с широким использованием СМИ. А имидж может иметь меньшую аудиторию известности и в меньшей степени опираться на СМИ.

Формирование паблисити или поддержка имиджа средствами PR несколько отличается от рекламы. Реклама обладает следующими особенностями: платность; подконтрольность того, что, где, как, кому и как часто сообщается. Средства PR -- ньюз-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции в меньшей степени подконтрольны самой организации. Редактор новостей, выпускающий редактор решают -- использовать ли всю или часть истории или не использовать вообще. Тем не менее, средства PR имеют преимущества перед рекламой: они имеют значительно меньшую цену за подготовку и размещение, а также пользуются большим доверием, т.к. воспринимаются как объективные новости, а не самопродвижение на рынке. Паблисити имеет особое значение для организации в следующих случаях:

1. Усиление, улучшение репутации организации. Осуществление, например, филантропической акции ошибочно освещать с помощью рекламы.

2. При объявлении нового продукта или услуги формирование позитивной известности посредством PR должно предшествовать рекламе. Продукт может служить предметом пресс-релиза пока он -- новость, а после выхода рекламы продукт уже перестает быть новостью и не является предметом пресс-релиза.

3. Если продукт уже присутствует на рынке какое-то время, к нему становится труднее привлечь внимание потребителя. Тогда средства формирования паблисити -- специальные события, спонсорство могут возобновить интерес рынка к нему.

4. Объяснение сложного продукта или услуги может требовать времени и места, недоступного в рекламе. Статья может располагать большим пространством для изложения истории.

5. Ограниченность бюджета на продвижение может не позволить затраты на рекламу, но позволить поместить статью.

6. Реакция в кризисной ситуации. В кризисной ситуации средства PR по поддержке позитивной известности организации -- наиболее быстрое и надежное средство. Лишь после разрешения кризиса уместна реклама.

Имидж -- это образ организации в представлении групп общественности.

Имидж может быть несколько различным для различных групп общественности, поскольку желаемое поведение этих групп в отношении организации может различаться. Для широкой общественности может быть предпочтительной гражданская позиция компании. Для партнеров -- высокая конкурентность позиции компании. Кроме того, существует внутренний имидж организации -- как представление занятых о своей организации. Поэтому работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами. Имидж -- инструмент достижения стратегических целей организации, т.е. затрагивающих основные стороны её деятельности, и ориентированных на перспективу. Позитивный имидж повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке, привлекает потребителей и партнеров, ускоряет продажи и увеличивает их объем, облегчает доступ организации к ресурсам (финансовым, информационным, человеческим, материальным) и ведение операций. Позитивный имидж, как и паблисити, создаётся основной деятельностью компании, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Для крупных организаций работа с СМИ особенно важна при поддержке имиджа. Широкий масштаб операций требует соответствующей широкой известности, достижимой, прежде всего, с помощью масс-медиа. Создание имиджа в рыночной среде ведется с помощью маркетинговых коммуникаций, одним из элементов которых является PR.

Рис. 3.

Имидж можно создавать заново (для новой организации), изменять. Имидж -- это основная цель менеджмента организационной (корпоративной) идентичности. Корпоративная идентичность -- это система названий, символов, знаков, лого, цветов, мифов, ритуалов, проецирующих «личность», или «индивидуальность» компании. Корпоративная идентичность должна отражать миссию, структуру, бизнес и притязания компании. Работа над корпоративной идентичностью столь важна, что нередко ведет к структурным изменениям, или репозиционированию организации, стремящейся обслуживать другие рынки. Т.е., меняется сама «личность», или «индивидуальность» организации (рис. 3.).

Успешный процесс формирования имиджа требует управления (планирования, организации, контроля). Деятельность по формированию имиджа оценивается качественно (цели, структура, содержание, исполнители, технологии) и количественно (затраты, сроки, результаты, экономическая эффективность). Имидж имеет свою структуру, описывается параметрически и моделируется (например, с помощью профиля восприятия и метода семантического дифференциала), также как и процесс его формирования. Характеристиками имиджа являются:

· группа восприятия,

· набор воспринимаемых и измеримых свойств организации, веса и значения оценок свойств,

· длительность существования и устойчивость имиджа,

· уровень позитивности/негативности,

· оптимальность,

· направления деятельности,

· затраты по созданию и поддержанию имиджа.

На сегодняшний день имиджелогия располагает обширным арсеналом средств формирования имиджа. Вот некоторые из них:

1) Позиционирование. Данная технология является наиболее значимой для имиджирования и представляет собой помещение объекта в благоприятную информационную среду.

2) Манипулирование. Достаточно распространённый способ коммуникативного воздействия, выполняющий функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения.

3) Мифологизация. Связана с построением двойного сообщения, которое воздействует на уровне сознания и подсознания. В каждом человеке на глубинном уровне присутствуют мифы и архетипы, и задача имиджмейкера заключается в том, чтобы активизировать эту символику в выгодном для себя направлении.

4) Эмоционализация. Данный метод связан с переводом какой-либо информации с рационального языка на язык эмоциональный.

5) Формат. Под ним понимают процессы создания заданных для формирования необходимого имиджа контекстов.

6) Вербализация. Данный приём основан на умении имиджмейкера общаться на языке аудитории, направлять вербализацию в нужную сторону, когда необходимо скрыть реальное положение вещей.

7) Детализация. Данный приём повышает уровень воздействия информации, поскольку детали, являясь опорными сигналами, дольше сохраняются в памяти.

8) Дистанцирование. Данный метод связан с искусственным снятием всего негативного, отрицательного, что разрушает позитивный имидж, снижает его рейтинг.

9) Визуализация. Данный приём подразумевает воздействие на аудиторию сразу по нескольким каналам восприятия.

Технология создания имиджа предполагает активно использование двух направлений: 1. Описательное (или информационное), представляющее образ; 2. Оценочное, существующее как побуждающее оценки и эмоции, вызываемые информацией, различной интенсивности, несущей определенную эмоционально-психологическую реакцию.

Оценка имиджа происходит при использовании опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм, принципов. Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь.

В силу объективных условий, имидж может быть позитивным, негативным, и нечетким. Целью структуры является создание позитивного имиджа, повышающего конкурентоспособность, привлекающего внимание общества, ускоряющего процесс приятия и увеличивающего объем сторонников, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы. Концепция формирования имиджа предполагает следующие этапы развития для успешного движения: а) планирование; б) организация; в) контроль. К основным средствам формирования имиджа можно отнести:

1) Фирменный стиль - основа имиджа, главное средство его формирования.

2) Визуальные средства - дизайнерские приемы формирования имиджа. 3) Вербальные (словесные) средства (с применением NLP)- специально подобранная стилистика, ориентированная на нужды потребителя, успешно применяется для трансляции рекламы по радио. Рекламные средства - использованные в каждом конкретном случае рекламные средства, способствующие формированию благоприятного отношения.

4) Представительство в интернет - создание сайта в едином стиле организации, на котором будет представлена вся необходимая информация. Информация на сайте должна быть всегда актуальной. Также необходимо чтобы ваш сайт моги найти потенциальные клиенты, не знающие о существовании вашей фирмы. Создание, поддержка и продвижение сайта дело ответственное, поэтому лучше доверить эту работу профессионалам в этой области.

5) PR-мероприятия - продуманные, спланированные, постоянные усилия по установлению и укреплению взаимопонимания между предприятием и общественностью. Это выставки, презентации, пресс-конференции, спонсорские мероприятия. Немаловажно отношение целевых групп к проводимым PR-акциям, масштаб аудитории спонсируемой акции.

а. Организация специальных событий

Специальные события -- это мероприятия, проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании, её деятельности и продуктам. Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни в самой компании и окружающей её среде, стать событием для целевых групп общественности.

Успешное спецсобытие требует подготовки более серьезной, чем это обычно предполагается зрителями, участниками и приглашенными. Важно четко определить цель спецсобытия, согласовать её со всеми заинтересованными сторонами и довести до сведения всех участников подготовки мероприятия. Это помогает избежать разнонаправленности действий и достичь принципиальной скоординированности усилий. Подготовка спецсобытия предполагает определение круга участников и их ролей, состава приглашенных, разработку детальной программы и сценария, расписанного по минутам. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать, -- их следует оставить только для публики.

Мероприятия, имеющие значение для общественности более широкой, чем сами участники, предполагается освещать в СМИ. Важно подготовить необходимые условия для работы журналистов: стулья, розетки для аппаратуры, средства связи -- иногда пресс-офисы с телефоном, факсом, компьютером, напитки и закуски. Отсутствие условий для своей работы на объекте журналисты воспринимают как пренебрежение конкретным СМИ, общественным мнением и потому освещение события может получить негативный оттенок.

Основными спецсобытиями, организация которых относится к компетенции PR, являются: церемонии открытия, приёмы, презентации, конференции, дни открытых дверей, круглые столы, выставки.

б. Приемы

Прием -- одна из форм «внешне- и внутриполитической» деятельности организации. Это, как правило, организованное и заранее подготовленное хозяевами, совместное проведение времени представителей организации-хозяина и гостей.

Прием проводится:

а) по случаю торжественной даты -- юбилея, годовщины основания фирмы, или создания организации,

б) по случаю посещения организации известного и почетного гостя, делегации фирмы-партнера,

в) в порядке повседневной деятельности фирмы на регулярной основе. Целью проведения приема может быть расширение и углубление контактов в сфере деятельности компании, получение необходимой информации, формирование имиджа организации во внешней деловой среде.

Приемы могут быть: дневные и вечерние, с рассадкой (заранее распределёнными местами участников) и без рассадки, формальные и неформальные.

Подготовка приема включает следующие этапы:

· постановка цели приема,

· выбор формы приема,

· определение состава участников,

· составление сценария приема,

· составление плана рассадки за столом (если она предусмотрена),

· составление меню,

· сервировка стола и обслуживание гостей,

· подготовка тостов и речей.

в. Презентации

Презентация -- самостоятельная акция, которая может сочетаться с приёмом. Презентация -- это представление фирмы, лица, продукта аудитории. Так, презентация фирмы может проводиться

1. по случаю открытия или создания фирмы,

2. ежегодно, например, презентация, демонстрирующая новые достижения и результаты работы компании, её новое лицо,

3. при выходе на новые рынки, например, презентация фирмы в стране создания филиала, подразделения или представительства.

Проведение презентации включает этапы:

1. Определение цели (или целей и их приоритетов): привлечение новых клиентов; формирование имиджа в деловой среде; привлечение новых партнеров, -- поставщиков, потребителей, инвесторов, рекрутирование новых занятых, улучшение отношений с местной общественностью и/или администрацией.

2. Генерирование идеи (основного замысла) презентации и её концептуализация; определение места и сроков проведения, состава участников -- хозяев и приглашенных; примерного бюджета.

3. Разработка сценария (программы).

г. Конференции

Конференции предоставляют возможность продвижения своих идей, продуктов организациям, чьи представители делают доклады на заседаниях. Конференции могут быть внутренними -- т.е. для собственных занятых компании, или внешними -- ориентированными на внешнюю аудиторию. Конференция может быть научной, практической, политической или синтезировать два и более аспекта. Назначение, тематическая направленность и название конференции обычно определяют характер проведения и содержание обсуждаемых проблем.

Ядром конференции являются выступления авторитетов в сфере интересов собравшихся. Это могут быть достаточно известные ученые, топ-менеджеры ведущих в отрасли компаний, известные руководители госаппарата. Кроме того, с докладами выступают и другие участники -- менее известные, но имеющие материалы, интересные для собравшихся.

По материалам конференции, имеющей интерес более широкой аудитории, издаются сборники текстов тезисов докладов, сведения об участниках.

Конференции, представляющие интерес для общественности, нередко освещаются в СМИ. Важно помнить, что журналист может быть абсолютно не знаком с организацией, проводящей конференцию, с тематическим профилем и составом участников и при этом должен быстро подготовить материал в печать, передать сообщение по телефону. Поэтому организаторам следует заранее подготовить и вручить журналистам медиа-кит, содержащий:

1) бэкграундер, или общую информацию об организации (точное название, профиль деятельности, краткая история, структура, список должностных лиц, фотографии фасада и пр.),

2) программу конференции,

3) список участников с и их краткой характеристикой,

4) тезисы наиболее важных и интересных докладов,

5) текст пресс-релиза.

6) организация связи (возможно, мини-пресс-офиса), питания и прочих условий для журналиста -- элементарная вежливость организаторов в отношении к его работе. На крупных конференциях журналистам необходимы специальные комнаты со средствами связи, где можно брать интервью, желательно с телевизором, показывающим ход заседаний в нескольких залах. Журналиста следует не только пригласить заранее и встретить, но и ориентировать его, сопровождать, показывая, где развиваются наиболее интересные события.

Конференции, -- это средство поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, корпоративных, академических, деловых и политических сообществах. Крупные организации проводят конференции регулярно. В небольших компаниях собрания могут проводиться в начале или конце рабочего дня. В крупных глобальных компаниях и академических сообществах традиционные конференции дополняются теле- и видео-конференциями, конференциями в Интернет.

д. Дни открытых дверей

Дни открытых дверей могут быть открытыми для разного типа публики: для широкой публики и родственников занятых, для визита группы важных персон, сопровождаемых СМИ.

Широкая публика, как правило, -- это, прежде всего, местная общественность, посещает организацию из любознательности, а сама организация стремится улучшить к себе отношение с её стороны. Приглашение родственников занятых в организацию на дни открытых дверей направлено на ознакомление членов семей с рабочей средой. Это знакомство снижает напряженность в семейных отношениях, когда работа требует много времени и усилий.

Подготовка дня открытых дверей предполагает разработку программы и сценария проведения этого мероприятия, назначения ведущих для общих и отдельных собраний публики по интересам.

День открытых дверей -- своего рода внутренняя экспозиция организации, что предполагает подготовку стендов, указателей.

е. «Круглые столы»

«Круглый стол» -- одна из форм генерирования и обсуждения идей, значимых для различных групп общественности. Так, например, обсуждение актуальных социально-значимых проблем может быть организовано в форме «круглого стола», участниками которого являются авторитетные представители академического сообщества, делового мира, госаппарата, общественных организаций, СМИ. Участие в «круглом столе» высших руководителей компании, спонсорство такого мероприятия и освещение его в СМИ способно расширить известность компании.

Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее и участников знакомят с ними до начала заседания. Это дает возможность участникам подготовить аргументы, материалы для демонстрации, цифры и факты, что делает заседание более интересным. Число участников может составлять 6--14 человек. Таблички-идентификаторы имен и организаций облегчают процесс общения. Работу «стола» организует ведущий. Перед началом обсуждения и выступлений все участники должны коротко представиться всем присутствующим. Удобно, если очередность представления задана порядком сидящих -- например, по часовой стрелке. Ведущий предлагает порядок хода обсуждения и регламент участникам, объявляет вопросы для обсуждения и корректирует ход дискуссии.

В современных условиях проблема формирования позитивного имиджа актуализируется для всех без исключения элементов современного российского общества – от отдельного человека, вне зависимости от рода его деятельности, до органов управления всех уровней власти. Для органов местного самоуправления, в лице муниципальной администрации, задача целенаправленного формирования собственного позитивного имиджа представляется особенно актуальной. Успешное решение такой задачи позволяет обеспечить муниципальной власти необходимый уровень доверия со стороны населения, поддержку проводимой на территории муниципального образования социально-экономической политики. В то же время на практике целенаправленное формирование собственного имиджа муниципальной администрацией является скорее исключением, нежели правилом. В результате современные исследователи все чаще констатируют отсутствие готовности у местного сообщества к участию в осуществлении местного самоуправления, в том числе вследствие закрепления в сознании негативного восприятия местной бюрократии.

Отчасти, отсутствие практических действий по формированию имиджа муниципальной власти связано с дефицитом научных работ по данному направлению. В современной научной литературе существует большое количество трактовок понятия «имидж». В самом общем виде его можно определить как сложившийся в массовом сознании, эмоционально окрашенный образ предмета или явления, носящий характер стереотипа. В свою очередь, категория «имидж органов местного самоуправления» в современных научных работах встречается не так часто. Е.В. Мартынова определяет его как «образ, создаваемый по заданной схеме, с целью вызвать в массовой аудитории желательное восприятие его объекта и, соответственно, ту или иную активность в поведении населения» . С учетом специфики механизма формирования имиджа муниципалитета, данное определение может быть расширено. В таком случае, под имиджем муниципальной администрации следует понимать обладающий характером стереотипа образ, сложившийся под влиянием местных управленческих традиций, практики личного взаимодействия представителей исполнительно-распорядительного органа власти с гражданами, а также информационной политики, проводимой средствами массовой информации.

Основными каналами формирования имиджа являются местные средства массовой информации, пресс-службы, прямые контакты муниципальных служащих с населением. А, следовательно, каждое отдельное взаимодействие ее представителей с населением, другими органами власти, профессиональными и общественными объединениями определяет содержание образа муниципальной администрации в сознании местного сообщества. В связи с этим, в работе органа исполнительной власти муниципалитета одинаково важны как профессионализм муниципальных служащих при взаимодействии с представителями местного сообщества, так и профессиональные навыки руководителя администрации при осуществлении контактов с органами государственной власти региона, профессиональными и общественными союзами.

А, следовательно, структура имиджа муниципальной администрации, может быть конкретизирована следующими составными элементами:

Имидж профессиональных функций и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией. Он подразумевает представление о роли и значении местной администрации в качестве функциональной единицы в структуре органов местного самоуправления, о качестве предоставляемых ее специалистами услуг, сложившееся в среде местного сообщества;

Внутренний имидж: характеризует представления, сложившиеся в среде муниципальной бюрократии, о назначении и роли института местного самоуправления, целях и направлениях его развития;

Имидж руководителя местной администрации, ее структурных подразделений, а также отдельных функциональных единиц – муниципальных служащих;

Социальный имидж: целостное представление местного сообщества об институте местного самоуправления и муниципальной администрации, как его отдельном элементе;

Деловой имидж: представление хозяйствующих субъектов, представителей деловых кругов о предпринимательских возможностях, предпринимательской активности, а также о деловой культуре муниципальной администрации в лице ее представителей. На основании данных оценок строиться представление об общей инвестиционной привлекательности муниципального образования .

Конечная цель формирования имиджа местной администрации – это закрепление в сознании жителей муниципалитета, муниципальных служащих, других субъектов взаимодействия положительного образа исполнительной структуры власти. Так, для жителей администрация муниципального образования должна представляться информационно-открытой, социально-ответственной структурой. Для муниципальных служащих достижение цели формирования имиджа муниципальной администрации предполагает переосмысление самого понятия «муниципальная служба» – с «построения карьеры» до «служения народу». Цель формирования имиджа администрации по отношению к предпринимательскому сектору – это закрепление роли исполнительной структуры, как равноправного партнера в деловых отношениях. Таким образом, определенные представления об администрации муниципального образования в совокупности должны дать единый, целостный позитивный облик исполнительного органа местного самоуправления.

Достижение главной цели формирования позитивного имиджа муниципальной администрации возможно посредством решения ключевых задач, предполагающих целенаправленное формирование ее положительного восприятия в сознании жителей. Такими задачами, на наш взгляд, следует считать:

Повышение эффективности деятельности по взаимодействию местной администрации с общественностью (расширение представления о проблемах, волнующих жителей; формирование представления о доступности представителей власти для простых людей);

Обеспечение роста доверия к администрации муниципального образования со стороны населения;

Обеспечение поддержки деятельности местной администрации со стороны населения муниципалитета;

Обеспечение информационных каналов для формирования либо внесения изменений в массовое представление о муниципальной администрации;

Повышение престижа администрации муниципального образования в восприятии населения.

Формирование позитивного имиджа администрации муниципального образования – это актуальная задача, на решение которой должен быть направлен целый комплекс последовательных мер. В основе формирования позитивного имиджа должен лежать ряд принципов, среди которых следует отметить принципы повторения, принцип непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова».

Принцип повторения предполагает учет в деятельности по формированию позитивного имиджа администрации свойств человеческой памяти – запоминается только та информация, которая неоднократно дублируется. Кроме того, следует учитывать фактор времени – чтобы информация из декламируемой из вне переросла во внутреннее убеждение человека, необходимо определенное количество времени.

Еще одним, немаловажным принципом является принцип непрерывного усиления воздействия, предполагающий последовательное, дозированное наращивание аргументированного и эмоционального посыла к местному сообществу. Особое значение данный принцип приобретает на начальной стадии целенаправленного формирования имиджа местной администрации.

Принцип «двойного вызова», наряду с вышеперечисленными, учитывает особенности психологического восприятия личности. В соответствии с данным принципом информационное воздействие должно быть направлено не только на сознательный уровень восприятия, но и на уровень подсознания .

Учет данных принципов в работе по целенаправленному формированию позитивного имиджа будет способствовать повышению эффективности данной деятельности.

Ряд авторов, в том числе В.А. Лобанова, отмечают необходимость структурных преобразований в муниципальной администрации, направленных на проведение регулярной целенаправленной работы по формированию имиджа органа исполнительной власти муниципалитета. Специализированная служба по связям с общественностью, по мнению данных авторов, призвана решить проблему позиционирования властных структур в среде местного сообщества. Как отмечается в публикациях по данной тематике, служба общественных связей, в настоящее время, должна стать неотъемлемой частью структуры муниципальной администрации. Следует подчеркнуть, что формальное наименование службы по связям с общественностью не имеет принципиального значения. Важно отметить, что все службы по связям с общественностью должны использовать в качестве механизма своей деятельности учет и согласование интересов (диалого-паритетный тип связей с общественностью) и не должны быть средством одностороннего воздействия на целевую аудиторию (пропагандистский тип связей с общественностью) .

В современных условиях, по мнению исследователей, процесс формирования имиджа муниципальной администрации осложнен рядом обстоятельств.

Во-первых, речь идет о феномене ассоциативного имиджа. Речь идет о явлении переноса в общественном мнении устоявшихся оценок, имиджевых представлений с тех или иных типичных или привычных действующих субъектов в обществе на других субъектов, чаще всего деятельностно с ними связанных. Этот феномен особенно ярко проявляется в автоматическом переносе населением на органы местного самоуправления своих социальных ожиданий, причем неразрешенность этих ожиданий по объективным социально-политическим причинам естественно работает на формирование негативного имиджа местной администрации. Это положение требует понимания и профессионального реагирования исполнительного органа муниципальной власти в целях формирования положительной противодействующей составляющей имиджа.

Другим проявлением этого феномена является перенос в общественном мнении негативных проявлений в поведении отдельных представителей властных структур (коррупция, злоупотребление властью, хамство), охотно тиражируемых в СМИ, на всех носителей властных полномочий, в т.ч. и местных функционеров. Противодействием здесь являются не только открытость и гласность в работе местной администрации и исключение любых случаев укрывательства нарушений, но и целенаправленное формирование положительного имиджа местных муниципалов на достойных примерах.

Во-вторых, требует внимания проявление феномена «отсутствия при наличии», проявляющееся в практическом отсутствии PR-предъявления обществу местной администрации в центральных СМИ. Являясь «рабочим» институтом социально-экономического развития муниципальных образований, муниципальная администрация не представляет «острого» интереса для СМИ, тем более – центральных, за исключением сенсационных случаев. Наличие немногочисленных, но достаточно профессиональных специализированных изданий по теории и практике местного самоуправления картины не меняет, поскольку предпослано ограниченному кругу муниципальных функционеров. Выход из данной ситуации видится в значительном усилении целенаправленной PR-активности по формированию позитивного имиджа местной администрации на всех уровнях профессионального муниципального сообщества.

В-третьих, речь идет о феномене профессиональной автаркии – ненайденном пока в деятельности местной администрации и их объединений оптимальном соотношении неизбежной и естественной профессиональной автаркии (замкнутости, корпоративности) и реализации публичной миссии по формированию гражданских характеристик местных сообществ .

Успешность имджмейкинга местной администрации может быть оценена по наличию либо отсутствию в образе, сформированном в сознании большинства жителей муниципального образования, таких характеристик местной администрации как доступность, информационная открытость, компетентность, законность, честность, доверие, отзывчивость, социальная ответственность.

Доступность, как элемент имиджа администрации муниципального образования, подразумевает наличие ряда условий, обеспечивающих наибольшую приближенность муниципальных служащих к населению. Во-первых, следует говорить о том, что администрация, ее сотрудники, оказываемые ими муниципальные услуги одинаково доступны всем жителям муниципалитета вне зависимости от пола, возраста, материального положения и иных критериев. Во-вторых, доступность местной администрации предполагает осознание ее большинством жителей и самими муниципальными служащими не в качестве обособленно стоящего привилегированного сословия, а как части единого местного сообщества, представляющей интересы всех жителей муниципалитета.

В свою очередь, под информационной открытостью следует понимать наличие в открытом доступе информации об администрации, ее сотрудниках, основных направлениях работы. Жители муниципалитета должны иметь представления о тех способах взаимодействия с муниципальными служащими, которые предусмотрены администрацией, а также о том, каким образом ими можно воспользоваться. Представляемая информация должна быть полезной и достаточной формирования целостного представления о роли местной администрации в процессе управления социально-экономическим развитием территории.

Компетентность муниципальных служащих – это не только составляющая позитивного имиджа местной администрации, но и необходимое условие поступления на муниципальную службу, предъявляемое законодательством как федерального, так и регионального уровней. Компетентный специалист – это, прежде всего, человек, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей на требуемо высоком уровне. Компетентный чиновник – это профессионал, который обладает всей необходимой для полноценного выполнения функциональных обязанностей информацией, умеет ее анализировать и принимать на ее основе управленческие решения. Компетентность – как элемент позитивного имиджа администрации – важнейшее условие, обеспечивающие доверие граждан, желание сотрудничать с властью.

Законность, применительно к имиджу местной администрации, следует определять как соответствие деятельности администрации, ее сотрудников, принимаемых управленческих решений требованиям законодательства. Отсутствие коррупции, бюрократизма среди местного чиновничества – основное содержание законности власти.

Честность в деятельности местной администрации, представляет собой достижение намеченных целей развития муниципалитета и выполнение данных жителям муниципального образования обещаний. Если местные чиновники стремятся к достижению декларируемых целей, то и сами местные жители стремятся помочь власти. Честная власть – это власть,

Доверие к власти со стороны местных жителей неразрывно связано с честностью властных структур по отношению к ним. Доверие местного сообщества к муниципальной администрации отражается на всей жизни муниципального образования: начиная от налоговой политики и заканчивая благоустройством территории. В связи с этим, тот факт пользуется ли власть доверием населения или нет, во многом определяет позитивный или негативный имидж сложился у нее в восприятии местного сообщества.

Обращаясь в местную администрацию, жители надеяться получить помощь: материального, организационного, юридического, а, иногда, и просто информативного толка. Чаще всего люди, обращаясь к представителям власти, заранее настроены агрессивно, что во многом объясняется теми стереотипами и тем стихийно сформированным имиджем, который сложился в восприятии жителей муниципалитета по отношению к местной власти. В связи с этим элемент отзывчивости в деятельности администрации и ее сотрудников чрезвычайно важен. А образ местной администрации, стремящейся прийти на помощь своим гражданам, – необходимый элемент позитивного имиджа данной структуры.

Социальная ответственность власти является обязательным условием поступательного развития всего муниципального образования, становления гражданского общества. Только социально ответственная власть может рассчитывать на поддержку со стороны местного сообщества и сотрудничество с гражданами при принятии общественно значимых решений. Под социальной ответственностью, как элементом позитивного имиджа муниципальной администрации, следует понимать осознание местной администрацией в лице ее чиновников собственной роли в социально-экономическом развитии муниципального образования, повышении качества жизни его граждан. Собственно говоря, низкий уровень социальной ответственности местной власти порождает традиционные стереотипные суждения в обществе, отождествляющие властные структуры всех уровней, в том числе и местной администрации, с преступными, коррумпированными организациями, заинтересованными лишь в собственной выгоде. В связи с этим, процесс формирования позитивного имиджа администрации неразрывно связан с закреплением за ней образа социально ответственной властной структуры.

Как уже упоминалось, наличие либо отсутствие перечисленных характеристик, либо некоторых из них, позволит сформировать общее представление о том, каков имидж местной администрации в настоящее время, и каких корректировок он требует в будущем.

Таким образом, в настоящее время жители муниципального образования выступают не только в роли потребителей муниципальных услуг, но и являются субъектом оценки работы местных органов власти. Однако объективному выполнению данной роли препятствует ряд факторов, среди которых: низкий уровень правовой грамотности населения; отсутствие гражданской инициативы; укоренившийся негативный имидж муниципальных органов власти как партнера в решении вопросов управления поселением, округом, районом. В связи с этим, проведение целенаправленной работы по формированию позитивного имиджа органов местного самоуправления, в частности, муниципальной администрации, приобретает большое значение для успешного развития муниципального образования и повышения качества жизни его жителей.

Http://web.snauka.ru/issues/2011/06/666 (дата обращения: 01.08.2014).

  • Виноградов В. Формирование корпоративного имиджа местного самоуправления: Электронный журнал для профессионалов местного самоуправления «Городское управление». URL: http://emsu.ru/um/default.asp?c=ishtm.asp&god=2001&nom=8 (дата обращения: 02.09.2014).

  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Выполняем все виды студенческих работ

    Дипломная

    По случаю посещения организации известного и почетного гостя, делегации фирмы-партнера,. В порядке повседневной деятельности фирмы на регулярной основе. Целью проведения приема может быть расширение и углубление контактов в сфере деятельности компании, получение необходимой информации, формирование имиджа организации во внешней деловой среде. Приемы могут быть: дневные и вечерние, с рассадкой...

    Деятельность органов государственной власти по формированию имиджа органов государственной власти на примере Государственной Думы Федерального Собрания Рос (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Другие работы

    Курсовая

    Косвенный умысел? если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично). В число обязательных признаков субъективной стороны некоторых преступлений входят мотив и цель. Субъектом анализируемых преступлений выступает...

    Дипломная

    В специальной литературе справедливо подчеркивается правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер государственной регистрации правомочий собственности, а также отождествление данной регистрации с юридическим фактом, с которым закон связывает определенные юридические последствия. На наш взгляд, правоотношения регистрации правомочий собственности на отдельные виды недвижимого имущества...

    Курсовая

    В настоящее время нормативно-правовая база государственной гражданской службы закреплена в Конституции Р Ф, федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», федеральном законе от 27.07.2004 № 58-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Указах Президента Р Ф по вопросам государственной гражданской службы. Конституция РФ закрепляет исходные для государственной...

    Курсовая

    Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме толкования в правоведении. В современной правовой системе часто возникают так называемые коллизии, когда некоторые нормы права вступают в противоречие друг с другом. Это ведет к непониманию законов, снижению эффективности их применения и другим нежелательным последствиям. Также очень часто правовые нормы сформулированы законодателем недостаточно...

    Курсовая

    Организационные методы управления представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения точных целей. К ним идет отнести организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы воздействия. Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия методом создания явных экономических критерий для исполнения поставленных...

    Курсовая

    Для передачи арбитражного дела на рассмотрение в порядке упрощенного производства арбитражный судья должен учитывать следующие условия, установленные процессуальным законодательством. Если требования истца носят бесспорный характер. Бесспорный характер требований истца не означает отсутствие спора о праве в заявленных истцом требованиях. Подавая исковое заявление, истец добивается от арбитражного...

    Дипломная

    Цели и предмет деятельности. Министерство создано для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера в целях; Положения, министерство осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики порядке следующие основные виды деятельности: Отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности; Финансы и имущества. Имущество...

    Курсовая

    Нередки случаи, когда отбывание наказания в колониях-поселениях назначается гражданам, ранее отбывавшим наказание в местах лишения свободы, больным туберкулезом, лицам с наркозависимостью, инвалидам. Значительная часть из них до осуждения ведет антиобщественный образ жизни, не имеет постоянного места жительства, многие отказываются трудиться (в колонии-поселении осужденные находятся...

    Курсовая

    Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения. Решения...

    Совместной собственностью супругов согласно п. 1 ст. 34 СК является имущество, нажитое супругами во время брака, заключенного в установленном законном порядке. Важно, что совместная собственность супругов - это собственность бездолевая. Доли супругов в совместной собственности определяются только при её разделе, который влечёт за собой прекращение совместной собственности. Каждый из супругов...

    Курсовая

    По способу (характеру) формирования доказательства делятся на первоначальные и производные. Первоначальные (непосредственные) доказательства указывают на устанавливаемый факт из первоисточника (подлинник договора, очевидец события). Между таким доказательством и фактом, о котором оно свидетельствует, нет другого доказательства (промежуточного звена). Производные (опосредованные) доказательства...