Таможенно тарифная политика в отношении импорта. Таможенно-тарифная политика

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

А. А. Васютин Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Данная статья посвящена рассмотрению основных направлений таможенно-тарифной политики в современных условиях. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как внешнеэкономическая деятельность играет важнейшую роль в экономике страны, а ее невозможно представить без регулирования таможенными органами.

В современных условиях таможенно-тарифное регулирование внешней торговли играет важную роль в торгово-политическом механизме, так как оно применяется для защиты национальной экономики, выполнения международных обязательств, поддержания стабильности международной торговой системы. Поэтому для проведения Россией эффективной политики необходим эффективный механизм таможенно-тарифного регулирования.

Таможенно-тарифная политика России должна подстраиваться под изменяющиеся внешние и внутренние условия, приобретая при этом более гибкий характер и приспосабливаясь к современной экономической ситуации.

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентости. В связи с этим можно выделить ряд ее особенностей в предстоящий период:

1) она должна способствовать технологической модернизации российской экономики путем доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию;

2) усиливается ее роль в формировании транснациональных компаний, развитии специализации и кооперации в высокотехнологичных отраслях;

3) таможенно-тарифная политика больше участвует в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности;

4) проведение единой таможенно-тарифной политики в рамках таможенных союзов и содействие интеграции на евразийском пространстве.

Для достижения этих задач необходимо работать по следующим направлениям:

1. Стимулирование переноса производств на территорию России.

Прежде всего, путем тарифной эскалации. Этому препятствуют такие факторы как:

Снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование;

Необходимость содействия удовлетворению потребительского спроса на высококачественные товары, аналоги которых не производятся в России;

Выполнение международных обязательств России по беспошлинному ввозу отдельных видов товаров;

Необходимость защиты наиболее конкурентоспособных отраслей российской экономики в сырьевом секторе и в производстве товаров низкого передела;

Временное открытие внутренних рынков для увеличения предложения и предотвращения роста цен.

Должна быть проведена работа по подготовке правил классификации товаров, ввозимых в разобранном виде, по той номенклатуре товаров, где ставки ввозных таможенных пошлин на готовые изделия ниже, чем на материалы и комплектующие (для таких отраслей как автомобилестроение, сельхозмашиностроение).

Необходимо внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации с целью установления порядка взимания таможенных пошлин в случае использования товаров в иных целях, чем это предусмотрено Таможенным тарифом для применения пониженной ставки таможенной пошлины.

2. Усиление регулирующей функции таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности и рациональная защита внутренних рынков.

Необходимо создавать защитные барьеры для доступа импорта в тех секторах экономики, где существует угроза вытеснения с внутреннего рынка отечественного товара импортным.

Обеспечивать сбалансированность импорта с учетом потребностей производителей и потребителей путем применения специфических тарифных инструментов (сезонные пошлины, тарифные квоты) и оперативно реагировать на рыночную ситуацию применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (в аграрном секторе).

Отказ от необоснованно завышенных ставок пошлин (прежде всего на товары промышленно-производственного и социального назначения не производимые в России).

1. Отказ от необоснованных ограничений российского экспорта за счет оптимизации применения вывозных таможенных пошлин.

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

2. Это связано с применением таможенных пошлин в качестве инструмента изъятия природной ренты, выполняют функцию ограничений (запретов) на экспорт ряда товаров, а также фискальную функцию.

3. Адаптация инструментов тарифно-таможенной политики к условиям таможенного союза и зон свободной торговли.

4. Россия должна обеспечить достижение договоренностей со Сторонами - партнерами по формированию таможенного союза о принципах и правилах таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе, отвечающих социально-экономической политике РФ.

5. Оптимизация национальной схемы тарифных преференций.

6. В среднесрочной перспективе будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами в части уточнения перечня стран - бенефициаров, перечня товаров, а также правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций.

7. Последовательное сокращение тарифных льгот, искажающих регулятивную функцию таможенных тарифов.

8. Ввиду значительных изменений в Таможенном тарифе в части снижения (вплоть до нуля) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое и иное оборудование, аналоги которого не производятся в России, будут отменены тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.

9. Обеспечение стабильности применения мер таможенно-тарифного регулирования.

Частые изменения ставок таможенных пошлин создают неопределенность и риски для предприни-

мателей. Будет создан механизм принятия решений, обеспечивающий стабильность условий в сфере таможенно-тарифного регулирования в течение одного финансового года.

Для того чтобы должным образом реализовать инструменты таможенно-тарифного регулирования необходимо улучшить качество таможенного администрирования.

Будет разработана методика сравнения статистических данных о внешней торговле России и торгующих с ней стран, для выявления незаконного ввоза.

Будут введены упрощенные технологии таможенного оформления для производителей, использующие импортное материалы и сырье, для уменьшения затрат на хранение и логистику.

Будет упрощена система учета, основанная на использовании сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий товаров, предназначенных для промышленной переработки и сборки, и операций с ними для таможенных целей.

Также претерпит упрощение система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, таможенное оформление которых приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

В среднесрочной перспективе намеченные приоритеты будут реализованы для содействия решения стратегических задач социально-экономической политики государства направленных на переход к инновационному пути развития экономики и для укрепления конкурентоспособных позиций российского рынка в мировой экономике.

© Васютин А. А., Полежаева Н. В., 2010

А. Е. Гришпитенко Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЯВЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

Данная статья посвящена актуальным вопросам правонарушений в сфере заявления страны происхождения товаров в грузовой таможенной декларации. Смоделированы и описаны ситуации, наиболее ярко описывающие проблемы данных правонарушений с использованием реальных данных о товарах и странах за последние годы; обозначена сущность данных правонарушений, показаны причинно-следственные связи. Более того, обозначены основные методы борьбы с данными правонарушениями таможенными органами, основанные на системе управления рисками; а также, использован нестандартный анализ данных правонарушений с включением промежуточных и общим выводами.

Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории. Это в свою очередь влияет на поступление в Федеральный Бюджет денежных средств, на поведение участников внешнеэкономических отношений, так как Россия применяет дифференцирован-

ный подход в отношениях с другими странами. Таким образом, актуальность подчеркивается широким кругом лиц, заинтересованных в той или иной записи о стране происхождении товара в ГТД.

Важно отметить, что числовые данные о количестве упомянутых правонарушениях носят лишь опосредованный характер и ограничивают анализ данной проблемы. Для более широкого ее понимания и

В 2014–2016 годах реализация таможенно-тарифной политики будет тесно увязана с решением приоритетных задач в сфере диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности отечественных производств, что необходимо для успешной работы на глобальном рынке. Меры таможенно-тарифной политики нацелены на решение задач модернизации и повышения эффективности российских отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства, которые в перспективе могли бы увеличить экспортный потенциал экономики (нанотехнологии, ядерная энергетика, машиностроение и микро- и оптоэлектроника, электроника, биотехнологии, медицинская техника и фармацевтика и прочие), а также укрепить продовольственную безопасность страны.Определяющее влияние на уровень ставок ввозных таможенных пошлин будет оказывать выполнение обязательств России в ВТО. До 2016 года средний уровень пошлин снизится с 8,5 до 6% по промышленным товарам и с 11,2 до 8,7 – по продовольственным.

Несмотря на общее снижение тарифной защиты, изменение уровня для различных категорий товаров будет осуществляться в разные сроки, что создаст предпосылки для постепенной адаптации отраслей российской экономики к новым условиям.

Одной из важнейших задач таможенной политики на предстоящий период является повышение эффективности таможенного администрирования. Сохраняет актуальность задача совершенствования правоприменительной практики, решение которой осложняется необходимостью одновременно проводить унификацию регулирования с государствами – членами Таможенного союза.

Для решения данной задачи распоряжением Правительства утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование таможенного администрирования», выполнение которого позволит, в частности, сократить сроки и количество документов, требуемых для совершения таможенных операций, а также перейти на межведомственное электронное взаимодействие и ускорить выдачу разрешительных документов.

Важное направление таможенно-тарифной политики Таможенного союза на среднесрочную перспективу – более активное позиционирование Таможенного союза в международной торговой системе для получения преимуществ от расширения торговли и улучшения доступа на внешние рынки.

Расширение зоны преференциальной торговли путём заключения соглашений о свободной торговле становится ключевой задачей торговой политики Таможенного союза. Соглашения о свободной торговле должны заключаться прежде всего для достижения значимого экономического эффекта для отечественных компаний и страны в целом через расширение доступа на зарубежные рынки, привлечение передовых технологий.

Глава 2. Методы реализации таможенной политики в современной россии

2.1. Методы реализации таможенной политики

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд особенностей таможенной политики в предстоящий период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения доступа российских компаний к передовым технологиям и оборудованию.

Таможенная политика должна создавать стимулы и условия для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенной политики в формировании трансграничных производственно-технологических связей, развитии специализации и кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенной политики в регулировании внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском пространстве.

По итогам 2012 года средневзвешенная ставка импортного тарифа,

рассчитанная исходя из объема налогооблагаемого импорта из стран дальнего зарубежья (под процедурой выпуска для внутреннего потребления), составила 9,14 процента. В дальнейшем она будет постепенно снижаться с учетом выполнения обязательств в связи с присоединением к ВТО: на 0,91 процентного пункта в 2013 году (в среднем до 8,23%), на 0,63 процентного

пункта в 2014 году (в среднем до 7,60%), на 0,54 процентного пункта в 2015

году (в среднем 7,06%) и на 0,44 процентного пункта в 2016 году (в среднем

Ставки таможенных пошлин на промышленные товары уменьшились на 5-10 процентных пунктов с уровней, размер которых составлял 20-25 процентов. В ряде случаев для целей соответствия обязательствам в ВТО было решено отказаться от специфической составляющей без изменения адвалорной части таможенной пошлины. Это затронуло группу химической продукции (сульфиды натрия, декстрины, химические отходы, пластиковые колпачки, шины) – с 15-20% до 5-10% и отказом от специфической части, продукции легкой промышленности (сумки, меховые шкуры, ковры, колготки и чулки) – с 20 до 10% и снижение специфической части, продукции лесобумажной промышленности (деревянных паллет, некоторых видов бумаги и картона, пакетов) - с 15-20% до 5-10%, металлургическую продукцию (прутки, уголки, отдельные виды проката, трубы) – с 10-20% до 5-15%, металлическое сырье (свинец, олово, цинк) с 5 до 3%, запчасти для электронной аппаратуры – с 10 до 5%, автомобильную технику (автобусы, автомобили) - с 20-35% до 10-25% с уменьшенной специфической частью.

По 400 тарифным линиям были установлены эквивалентные ставки пошлин разных типов. В основном это коснулось продовольственной продукции и промышленной продукции, которая производится на территории страны.

Так, например, в группе 0207 (мясо и пищевые субпродукты домашней

птицы) ставки ввозных таможенных пошлин были скорректированы на птицу, ввозимую в рамках тарифной квоты с 25 до 25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг, вне квоты с 80 до 80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг. На отдельные виды риса ставки ввозных таможенных пошлин были скорректированы с 15%, но не менее 80,045 евро за 1 кг, до 0,12 евро за 1 кг. На сахар-сырец тростниковый ставки пошлин были скорректированы на 140-270 долл. США за 1 тонну (вместо диапазона 50-250 долл. США за 1 тонну), которые будут действовать в течение всего года. На отдельные виды жиров и масел растительных и животных и их фракций в упакованном виде ставки ввозных таможенных пошлин были скорректированы с 18 – 35% до 15%, но не менее 0,12 евро за 1 кг.

В 2012 году продлены на дополнительный срок ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные части высокотехнологичного оборудования, а также на непроизводимые в Российской Федерации пассажирские вагоны для обновления железнодорожного парка. В целях выравнивания конкурентных условий на единой таможенной территории Таможенного союза в 2012 году приняты решения также по повышению ставок ввозных таможенных пошлин. Так, для увеличения загрузки производственных мощностей производителей грузовой автомобильной техники повышены с 0 до 10% ввозные таможенные пошлины на гусеничные бульдозеры мощностью более 250 л.с. и с 0 до 5% - на трубоукладчики и гусеничные бульдозеры мощностью 400 л.с. для использования в условиях Крайнего Севера.

В части экспорта углеводородов, в частности, нефти и нефтепродуктов, таможенно-тарифное регулирование базировалось на параметрах налогового режима «60-66», основной целью которого является стимулирование добычи нефти в старых нефтеносных районах, снижение экспорта продуктов первичной переработки нефти, в том числе мазута, а также увеличение инвестиционной привлекательности вторичной переработки и выпуск нефтепродуктов глубокого передела (бензин, дизельное топливо). В соответствии с параметрами режима, установленными в постановлении Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" (вместе с "Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую", "Методикой расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти"), в 2013 году были приняты 12 постановлений Правительства Российской Федерации, корректирующих размер ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. При этом в течение всего года ставка вывозной пошлины на бензины сохранялась в размере 90% от ставки пошлины на нефть. Продолжилась реализация дифференцированного налогового режима при экспорте нефти, добытой на труднодоступных участках недр. Так, для ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия сохранялась пониженная ставка вывозной таможенной пошлины, уровень которой не превышал 35% от уровня ставки вывозной пошлины на нефть. Правительством 16 Российской Федерации были приняты решения, направленные на создание благоприятных инвестиционных условий по разработке шельфовых месторождений Арктической зоны Российской Федерации, а также по добыче сверхвязкой нефти в размере 10% от действующей ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на период до 10 лет. Для повышения транспарентности тарифного регулирования при экспорте углеводородов в 2012 году осуществлялась разработка единой методики предоставления льгот по вывозным таможенным пошлинам на нефть, добываемую на новых месторождениях углеводородов. Начало

функционирования указанной методики предполагается в середине 2013 года. Были также внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также подготовлен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих четкие процедуры и критерии, на основании которых Правительством Российской Федерации будут приниматься решения по стимулированию новых инвестиционных проектов в добыче неф

2.2.Меры по совершенствованию таможенной политики

Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифного регулирования будет улучшено качество таможенного администрирования за счет осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками, внедрения предварительного информирования, широкого распространения переноса осуществления контроля на этап после выпуска товаров на основе метода минимальной достаточности.

Будет разработана методика сопоставления данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров в целях выявления объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию с нарушениями установленных правил.

Будут упрощены технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

Будет упрощена система учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском учете или обычном коммерческом учете предприятий.

Будет упрощена система таможенного оформления и контроля в отношении запасных частей к воздушным судам, оборудованию, другим товарам, в отношении которых длительное таможенное оформление приводит к неоправданным издержкам в коммерческой деятельности.

Будет принят нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий порядок подтверждения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти использования товаров в определенных целях, если это влияет на размер ставки ввозной таможенной пошлины или тарифную классификацию товара.

Реализация намеченных приоритетов таможенной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

Основные направления таможенной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 г. N 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» 4 .

Принципиальный подход к формированию Основных направлений обусловлен качественным изменением ее роли в реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики в рассматриваемый период вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный 4 перелив финансовых средств, "перетекание" внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками). Корчажкина Н.П. Тенденции развития таможенно-тарифного регулирования в связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию // Российское предпринимательство. - № 11. - 2010.

Важнейшим направлением, снижающим риски переориентации внешнеторговых потоков на рынки других стран таможенного союза, должно стать создание в России конкурентоспособного механизма таможенного администрирования, позволяющего участникам внешнеэкономической деятельности оперативно и экономически комфортно осуществлять весь комплекс действий, связанных с помещением товаров под таможенные процедуры.

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в 5 целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов

Главные направления Таможенно-Тарифной политики были подготовлены во исполнение постановления правительства РФ. От 29.12.2007 «О порядке составления Ф.Б. гос. Внебюджетных фондов РФ». Особый интерес к формированию направлений вовлечен развитием структуризации стратегических целей экономического развития страны в целом. Направление в таможенной политике достаточно большой и неотъемлемой задачей для решения вопросов связанных с отечественным рынком. Необходимо развитие Российской экономики, чтобы страна встала в путь инновационного развития, диверсификации и повышения конкурентоспособности в мировом масштабе.

Необходимая задача - увеличить роль технических средств таможенного контроля для экономики РФ за счет доступа отечественных организаций к инновационным технологиям. Таможенная политика должна привлекать основные стимулы для привлечения капитала в производство. Необходимо использование таможенных режимов более активно.

На данный момент, таможенно-тарифная политика, является ключевым элементом в РФ. Выступает, как главный фактор, как внутренней, так и внешней политики страны. Благодаря этому фактору, таможенно-тарифная политика является системой политико-правовых, экономических, организационных организаций, вектор развития направлен на реализацию и защиту внутри и внешне - экономических интересов страны. В целом, таможенную политику можно охарактеризовать и как систему государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.

Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с импортом и экспортом товаров .

Таможенно-тарифная политика - это основной элемент внешне экономической политики .

Инструмент таможенно-тарифного регулирования - таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеторговый оборот.

Насчитывается 2 вида таможенно-тарифной политики: протекционизм и фритредерство . Основу таможенной политики составляют именно эти два тарифа, так как влияют на экономическую стабильность страны.

Протекционизм - это мера, направленная на защиту отечественного товара, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Такая политика устанавливает высокое таможенное обложение товаров, ввозимых на территорию страны. Благодаря этому иностранные товары вовлечены в невыгодную сторону.

Фритредерство - это политика свободной торговли. Эта политика нацелена на всемерное поощрение импорта путем ликвидации ввозных таможенных пошлин, устранения нетарифных преград на торговых путях. Это приводит к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда.

Однозначно, необходимо развитие таможенно-тарифной политики РФ. Вот несколько задач: На данный момент экономического развития оценивается не только в стране, так же на нее влияет положение на мировой арене. С помощью дипломатии, ставится задача создания благоприятных условий для отечественных производителей, скреплению внешнеэкономических связей. Благодаря этим задачам, на ряду с работой с внешнеэкономической политикой страны, выявляются следующие факторы:

  • - Состояние в ВТО, тенденция мировой экономики
  • - Социально - экономическое развитие в стране
  • - Привлечение трудового населения для увеличения сельского хозяйства, разделение международного труда с ВТО.

Принципы таможенной политики: Соблюдение поставленных задач для достижения целей - Защита интересов РФ, интересов стран независимых государств и мирового сообщества в целом, - Сочетание интересов государства, отдельных участников внешнеэкономической деятельности, - защита границ таможенной территории ЕАЭС продовольственной, технологической, валютно-финансовой и экологической, - Улучшение импорта и экспорта товаров, - контроль над незаконным перемещением капитала.

Основные направления таможенно-тарифной политики
на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления) подготовлены во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

Приоритеты таможенно-тарифной политики на среднесрочный период в целом были определены Основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. Вместе с тем, мировой финансовый и экономический кризис, углубляющаяся рецессия в большинстве стран и значительное сужение совокупного мирового спроса, перенос кризисных явлений в экономику России и связанная с этим необходимость разработки эффективных антикризисных мер, создание таможенного союза, состояние переговорного процесса по присоединению к ВТО обуславливают потребность в их корректировке, прежде всего на 2009 и 2010 годы.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.


I этап – до конца 2010 года, характеризующийся, по предварительной оценке, постепенным переходом острой фазы кризиса к стадии смягчения кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики. При этом инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировано защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

Важнейшими задачами являются:

§ защита внутреннего рынка и содействие развитию импортозамещающих производств при одновременном поддержании эффективной конкурентной среды;

§ поддержка и стимулирование экспорта;

§ усиление фискального эффекта таможенно-тарифного регулирования с использованием мер и инструментов, не обременительных для потребителей и не ведущих к росту инфляции, при одновременном снижении фискальной нагрузки на социально-значимые товары.

Антикризисная таможенно-тарифная политика должна учитывать новые экономические реалии, обусловливающие ее осуществление, а именно:

Среди наиболее чувствительных в отношении импортозависимости для Российской Федерации следует выделить рынки автомобильной техники, черных металлов, мясной и молочной продукции и ряд других. Доля импорта на таких рынках в 2году составляла: легковые автомобили - 59,8% (57,9%), грузовые автомобили – 41,2% (35,8%), автобусы – 14,5% (15,8%), трубы из черных металлов – 14% (17,7%), прокат черных металлов – 17,6% (18,8%), цемент – 14% (4,9%), мясная продукция – 32,2% (33,7%), молоко – 16,7% (14,9%), сыры -38,7% (36,9%), сливочное масло – 32,1% (29,9%), растительное масло – 4,1% (2,4%).

Объем экспорта товаров в 2008 году составил 468,1 млрд. долларов США против 352 млрд. долл. США в 2007 году (рост 133,0%). В том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд. долларов США (прирост 33,1%), в страны-участники СНГ – 69,9 млрд. долларов США (прирост 32,7%). Индекс физического объема экспорта во все страны составил 96,8%, индекс средних контрактных цен -137,4%.

Доля экспорта в ВВП в 2008 году составила 28,1 % против 27,1% в 2007 году.

Объем поступлений в федеральный бюджет от взимания вывозных таможенных пошлин составил 2859,3 млрд. руб. по сравнению с 1834,9 млрд. руб. в 2007 году (прирост – 55,8 %).

Объем тарифных льгот за 2008 год составил при импорте - 33,3 млрд. руб. (5,4% объема поступлений платежей от ввозных таможенных пошлин), при экспорте – 123,4 млрд. руб. (4,3 % объема поступлений платежей от вывозных таможенных пошлин). При этом объемы тарифных льгот в 2008 году возросли по сравнению с 2007 годом при импорте товаров на 9,7 %, при экспорте товаров – на 30,2%. Рост объемов тарифных льгот в импорте был вызван увеличением на 17,4% льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции, на 10% - льгот по товарам, ввозимым в Особую экономическую зону Калининградской области , на 31,4% - льгот по товарам, ввозимым по международным договорам. Рост объема льгот по вывозным пошлинам был вызван увеличением на 42,6% льгот по товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации в рамках соглашений о разделе продукции.

Среди наиболее экспортоориентированных следует выделить производства нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов необработанных, металлургической продукции, удобрений, автомобилей, зерна и ряд других. Доля экспорта в их производстве в 2году составляла: нефть сырая – 49,9% (52,7%), нефтепродукты – 49,9% (49%), прокат – 37,6% (38,6%), сталь – 26,3% (22,1%), трубы из черных металлов – 18% (16%), газ природный – 29,5% (29,4%), уголь каменный – 68,3% (72,2%), лесоматериалы необработанные – 46,2% (54,4%), азотные удобрения – 53% (52,5%), калийные удобрения – 87,9% (83,3%), автомобили легковые – 9% (10,2%), автомобили грузовые – 17,5% (19,3%), зерно – 8,9% (13%).

Принимаемые меры в области таможенно-тарифного регулирования реализовывались на базе Основных направлений таможенной политики на годы, одобренных Правительством Российской Федерации 2 марта 2007 г., с учетом антикризисных мер в рамках реализации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 6 ноября 2008 г. № 000п-П13.

1. В целях удовлетворения внутреннего спроса и расширения производства отечественной готовой продукции :

‑ снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на продукцию металлургической (лом и отходы чёрных металлов, алюминий , отдельные виды холоднокатаного проката), нефтехимической (полимеры этилена, полиэфирные нити, полистирол вспенивающийся) и электронной (цифровые камеры, видеоприставки, микросхемы, аккумуляторы, коаксиальные кабели) отраслей промышленности, сельскохозяйственную продукцию (инкубированное яйцо и племенной молодняк, черенки и отводки винограда), некоторые виды машин и оборудования (металлообрабатывающее и медицинское оборудование , самолеты, вагоны для высокоскоростных поездов), комплектующие для «промышленной сборки» моторных транспортных средств;

‑ введены или повышены ставки вывозных таможенных пошлин на продукцию химической (минеральные удобрения и сырье для их производства), лесной (необработанная древесина) отраслей промышленности и сельского хозяйства (зерно);

‑ в аграрном секторе были применены нетарифные меры в виде запрета экспорта зерна (в начале 2008 года) и специфические тарифные инструменты (сезонные пошлины на сахар-сырец, тарифные квоты на импорт мясной продукции).

2. В целях повышения эффективности и гибкости таможенно-тарифного регулирования в структуре таможенного тарифа в процессе его детализации появилось 200 новых товарных позиций (запчасти и оборудование для авиации , самолеты, комплектующие для «промышленной сборки» моторных транспортных средств, спиртосодержащая продукция, соки для детского питания , пластиковые карты для банкоматов).

3. В целях обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей:

– проводится мониторинг антикризисных мер, принимаемых другими государствами, с размещением его результатов на официальном сайте Минэкономразвития России.

6. В целях стимулирования развития производственно-технологической кооперации путем применения экономических таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления подготовлены проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающие возможность продления сроков переработки товаров свыше двух лет в отношении вооружений и военной техники, а также об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления для производства узлов и агрегатов моторных транспортных средств.

Упрощен порядок таможенного оформления воздушных судов, сроки операций по ремонту которых не превышают 30 календарных дней, а также запасных частей и оборудования, необходимых для проведения ремонта воздушных судов.

7. В целях определения реальных объемов и номенклатуры товаров, ввезенных в Россию, разработаны методические рекомендации по проведению сопоставительного анализа данных внешнеторговой статистики России и ее торговых партнеров.

Проведена значительная работа по формированию основ договорно-правовой базы таможенного союза, создаваемого Российской Федерацией, Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан: приняты и ратифицированы ключевые документы, определяющие его институциональную структуру, компетенцию органов управления в области регулирования торговли с третьими странами, принципов применения инструментов внешнеторговой политики .

Следующим этапом является разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, решение вопросов международной право субъектности таможенного союза.

2 . Основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год.

В целях оперативной, эффективной и гибкой защиты экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в 2010 году сохранится антикризисный акцент таможенно-тарифной политики , при этом реализация антикризисного потенциала таможенно-тарифного регулирования будет обеспечиваться по следующим основным направлениям:

– оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей, за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары;

– поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов;

– применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей;

– гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей.

Антикризисные меры таможенно-тарифного регулирования могут дать максимальный эффект в сочетании с нетарифными мерами защиты внутреннего рынка, среди которых первоочередное значение имеют:

‑ активизация политики защиты от недобросовестного и возросшего импорта, в том числе в части эффективной правоприменительной практики при реализации Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в частности, по применению статьи 8 «Введение предварительной специальной пошлины»);

– возможное введение мер по ограничению внешней торговли товарами, услугами в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в соответствии с законодательством и нормами ВТО (реализация Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

По мере выхода из кризиса приоритеты таможенно-тарифной политики переносятся на реализацию следующих задач:

§ содействие преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса для отечественных производителей и внутреннего рынка, внешнеэкономических связей России;

§ формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития, содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий, повышение ее инвестиционной привлекательности и привлечению зарубежных капиталов в высокотехнологичные сектора;

§ стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию;

§ повышение конкурентности российских рынков товаров и услуг, защите развивающихся рынков и потенциально конкурентоспособных производств, уязвимых для импорта;

§ последовательная, с использованием таможенно-тарифных и иных инструментов поддержка экспорта и принятие мер по усилению глобальной конкурентоспособности отечественных обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

В этих целях необходимо:

1. Оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики в сочетании с нетарифными мер по защите внутреннего рынка и отечественных производителей, что создает возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов.

2. Совершенствование структуры таможенного тарифа и усиление его регулирующей роли при сохранении в определенной степени его фискальной функции с учетом дефицита федерального бюджета.

3. Мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка.

4. Активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения кризисных колебаний цен, в том числе, сезонного характера.

5. Повышение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, аналоги которого производятся отечественными предприятиями:

– утверждение долгосрочных графиков изменения пошлин в целях стимулирования создания на территории России производства новой продукции, прежде всего с высокой степенью обработки;

– применение льгот таможенно-тарифного характера для инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, по аналогии с промышленной сборкой.

6. Совершенствование системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа.

7. Совершенствование механизмов использования экономических таможенных режимов (переработка на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления). В целях оптимизации применения таких таможенных режимов будет подготовлена необходимая нормативная правовая база.

8. Совершенствование схемы национальных преференций, включая введение более жестких критериев для определения страны происхождения товара, пересмотр системы тарифных преференций для развивающихся и наименее развитых стран с учетом конкретного уровня развития стран-бенефициаров, пересмотр перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых на территорию Российской Федерации предоставляются тарифные преференции.

9. Переход к комплексной системе поддержки экспорта, в том числе:

Использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественных производств как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей;

Во исполнение этих документов предстоит сконцентрировать усилия на создании:

§ единой системы регулирования внешней торговли;

§ единого таможенного администрирования;

§ органов управления таможенного союза;

§ единого торгового режима с третьими странами.

К 2010 г. будет завершена подготовка правовой базы таможенного союза Белоруссии – Казахстана – России, сформирован аппарат Комиссии таможенного союза, являющейся его регулирующим органом.

В 2010 году будут введены в действие инструменты регулирования торговли с третьими странами, и в первую очередь, Единый таможенный тариф и система мер нетарифного регулирования таможенного союза.

Комиссии таможенного союза будут переданы полномочия в области регулирования внешней торговли, такие как изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования, проведение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и принятие решений о введении соответствующих мер.

Единство правил применения и контроля всеми государствами таможенного союза мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли будет обеспечено за счет разработки и введения в действие единого Таможенного кодекса, применения единых принципов и правил таможенного администрирования, обеспечения эффективного взаимодействия таможенных служб.

Таким образом, задачи таможенно-тарифной политики Российской Федерации в 2010 и последующих годах должны реализовываться через решения органов управления таможенным союзом. В этих целях необходимо выработать новые механизмы взаимодействия как на национальном уровне, так и с партнерами по интеграции, обеспечивающие эффективность проведения интересов России при принятии и реализации решений по таможенно-тарифному регулированию в таможенном союзе.

3. Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период годов

В годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование должно восстановить свою регулирующую функцию, существенно снизить фискальную составляющую, способствовать созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В годах необходимо перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

В части вывозных таможенных пошлин будет осуществлен постепенный переход к:

– отказу от применения вывозных таможенных пошлин, за исключением товаров энергетической группы, необработанного леса, металлолома и некоторых других видов сырьевых товаров, а также случаев их временного использования для недопущения дефицита сырья на внутреннем рынке;

– использованию нетарифных мер ограничения экспорта в случаях, установленных Федеральным законом от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», вместо применения запретительных вывозных таможенных пошлин.

Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа. Основными целями таможенно-тарифной политики Российской Федерации в нефтяной отрасли будут являться:

· стимулирование развития нефтеперерабатывающих мощностей, глубины переработки нефти;

· развитие конкуренции на рынке нефтепродуктов;

· диверсификация направлений транспортировки и обеспечение развития инфраструктуры;

· обеспечение технологического развития отрасли и эффективности разработки месторождений.

· наполнение бюджета;

Приоритетной задачей периода годов должно стать дальнейшее совершенствование механизма комплексной поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Применение инструментов таможенно-тарифной политики будет осуществляться с учетом следующих принципиальных моментов:

– совершенствование условий функционирования режима свободной торговли в рамках СНГ, включая продолжение работы по заключению нового многостороннего соглашения о свободной торговле стран СНГ, в максимальной степени обеспечивающего интересы Российской Федерации;

– создание таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России до присоединения Российской Федерации к ВТО влечет необходимость инициирования в годах переговоров по присоединению таможенного союза к ВТО, в ходе которых должны быть достигнуты договоренности о распространении на таможенный союз в целом условий, ранее согласованных Российской Федерацией.

4. Меры по совершенствованию таможенного администрирования для реализации приоритетов таможенно-тарифной политики

Для эффективной реализации инструментов таможенно-тарифной политики, обеспечения транспарентности работы таможенных органов, как в кризисный период, так и в среднесрочной перспективе, в том числе в условиях формирования и, в дальнейшем, функционирования Таможенного союза, а также недопущения нарушений таможенного законодательства в целях минимизации размера таможенных платежей необходима реализация следующих мер таможенного администрирования.

1. Улучшение качества таможенного администрирования за счет:

– осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей);

– внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах;

– осуществления полного или максимально возможного перехода на электронное декларирование и на электронный документооборот при таможенном оформлении.

2. Упрощение технологии таможенного оформления для производителей, использующих иностранные сырье и материалы, а также для экспортеров готовой продукции с целью сокращения издержек на логистику и хранение товаров.

3. Упрощение системы учета товаров, используемых для промышленной сборки и переработки, и операций с ними для таможенных целей на основе использования сведений, содержащихся в бухгалтерском или налоговом учете предприятий.

4. Стимулирование применения экономических таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

5. Совершенствование процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат.

6. Разработка нормативной правовой базы в области таможенного дела в условиях функционирования таможенного союза, на основе норм международного права.

Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению тактических и стратегических задач социально-экономической политики государства в активной фазе кризиса и в посткризисный период, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.