Как самому сделать стеклянные елочные игрушки. Как изготавливают новогодние игрушки на фабрике "бирюсинка"

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.

Уже почти год как работаю в стеклянной мастерской, оно же в интернет-магазин по продаже стекла и сопутствующих товаров. После смены можно остаться и сделать что-нибудь для души. Мои коллеги делают в основном бусинки и бусинищи, там со всякими пятнышками, точечками, цветочками, полосочками.

А я как-то нейтрально отношусь к украшениям, но зато люблю делать маленьких зверушек. Мои любимые зверушки это черепашки. Их я начала делать еще месяцев шесть назад и автоматизировала процесс донельзя. Сегодня я расскажу о том, как сделана та маленькая лупоглазая с красным панцирем.

Для начала нужно организовать рабочее пространство и выбрать из всего набора стекла именно то, с которым хочешь работать. Работать нужно в затемненных защитных очках, поэтому цвета лучше подобрать заранее. Красный нужен для панциря, желтый и оранжевый для простого узора, синий слева для лапок и головы, а белый, черный и синий справа для глазок.

На картинке слева на подставке с краю лежит мандрель. Это стальная палочка, на которую нанесен разделитель. На мандрель наносится расплавленное стекло, а разделитель не дает стеклу намертво прилепится к металлу. После того как работа закончена и стекло остынет, этот разделитель можно просто отшкрябать алмазной пилочкой.
Вот мандрель, вот горелка (смесь кислорода с пропаном), вот мандрель в огне горелки. Вся работа ведется под вытяжкой, так как у нас в мастерской восемь рабочих мест и без вытяжки было бы очень жарко и душно. А еще того требует техника безопасности.

Теперь мне нужно расплавить стекло. Обычно работают двумя руками. В одной руке мандрель, в другой руке стеклянные палочки (у левшей, соответственно, наоборот). Когда я хочу сфотографировать стекло, я ненадолго вынимаю мандрель из пламени, она от этого не умрет, просто потом нужно будет снова ее подогреть.
При нагревании разные сорта стекла ведут себя по-разному. Красное стекло чернеет. Желтое стекло краснеет. Белое стекло прозрачневеет. А если стекло нагревать дальше пока не расплавится, то оно светится якрким таким желтым светом, как ну не знаю как что, ищите сами сравнения, вот на третьей картинке видно:

Вот ту каплю надо намазать на мандрель. Снова расплавить кончик стеклянной палочки. Снова намазать, снова расплавать. Как именно происходит процесс намазывания и как отделить каплю от палочки - покажу как-нибудь в другой раз, когда вырастет третья рука, которая будет делать фотки. Когда стекла на мандрели достаточно много, оно сплавляется вокруг кончика мандрели и получается такая полубусина. Нужно достать ее из огня и следить, чтобы жидкое стекло не стекло. А если оно стекло? Ну стекло так стекло, это ведь стекло.

Черный горячий красный панцирь готов, я собираюсь украсить его так, чтобы на нем были концентрические круги желтого и оранжевого цвета. Я наношу четыре большие красные капли из желтого стекла и вплавляю их в панцирь. Кстати на подставке лежит желтая палочка с красным кончиком. Не стоит его трогать, он горячий. ОЧЕНЬ горячий.

Круги получаются так: капли вплавляются в объект. Капля (в пределе) круглая, соответственно форма вплавленной капли стремится к кругу. Концентрические круги это несколько вплавленных друг в друга капель. Вторая капля, нанесенная на первую, - оранжевая. И потом третья капля, нанесенная на вторую, - желтая:

Ну и как оно? А вот оно как:

Теперь ножки, хвостик, голова. Это голова? Это только будет головой. Стекла нужно брать с запасом.

Если не хватило, то добавим еще. Остается привести в порядок форму головы и шеи:

Потом глаза. Сначала белки, потом радужка, потом зрачок. Сначала белые капли, потом голубые, потом черные. Каждый раз занести в огонь и чуть-чуть подплавить. Глаза никогда не бывают одинаковыми. И они очень редко не раскосые. Величина глаза относительно тела определяет возраст черепашки - чем она лупоглазее, тем младше. Это очень забавно, но это так. У меня есть черепашки с очень маленькими глазками, они все очень по-взрослому выглядят.

Почти что все. Теперь ее нужно хорошенько нагреть и поместить в вермикулит. Это такой изоляционный материал, который не дает стеклу быстро остыть. Стекло должно равномерно остывать, то есть верхний слой и маленькие внешние детали не должны остывать быстрее внутренностей, иначе стекло лопается. Черепашка будет остывать там в течение нескольких часов, и на следующий день я могу забрать ее домой.

Вот такая она получилась.

Кстати, что у нее там на лапке блестит, я не знаю. Я еще только новичок в этом деле и не разбираюсь в очень уж тонких тонкостях. Вполне возможно, что в стекле была какая-то особая примесь, и получился такой эффект. Из меня хороший вышел бы детектив. Я обычно ориентируюсь на цвет, а не на состав. У этой черепашки на пузе есть пупок, куда можно вставить магнит (если он влезет, я все время путаю диаметры магнитиков и мандрели) и тогда это будет магнитик на холодильник. Он выдерживает вес нескольких листков, то есть он не на соплях держится, черепашка не очень тяжелая. Я раздариваю такие магниты всем друзьям, а у себя дома я украшаю зверьем горшки с цветами.

Как делают елочные игрушки? - статья

Как делают елочные игрушки?

Возьмите в руки стеклянный шарик, сделанный на предприятии "Ёлочка", присмотритесь к нему и почувствуйте, ЧТО вы держите в руках. Почувствуйте душу, которую в него вложили русские женщины, часто инвалиды, которые вот уже много-много лет работают на заводе елочных игрушек, принося праздник в каждый дом. Эти люди сделали этот шарик ВРУЧНУЮ. Целиком вручную.

Вы знаете, как делают настоящие шарики?

Думаю, будет хорошо, если вы об этом узнаете и расскажете своим друзьям, и мы все вместе поддержим отечественного производителя.

Вот в этом здании в Клинском районе Московской области круглый год делают сказку. Круглый год, за исключением одного летнего месяца (период профилактических работ) здесь кипит работа. Производят стеклянные шарики, наконечники для елок, фигурные игрушки и еще много-много всякой красоты.


К концу советского периода на фабрику было завезено автоматическое оборудование, но налажено не было, и в период упадка экономики в 1990-х годах пришло в негодность. Завод окунает в атмосферу «первых пятилеток», а возможно и конца 19 века. Новогодние украшения рождаются в тяжелейших условиях. В душных помещениях, в раскаленном воздухе маленьких комнатушек, где выдувают стеклянные формы, невозможно пробыть и пятнадцати минут, а там целый день работают люди.

Первый цех фабрики - горячий цех. Здесь в полумраке, шуме и жаре за 6-8 тысяч в месяц трудятся 50 женщин-стеклодувов, выдувающих с помощью газовой горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. Рабочий день длится 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200-250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки.

Сложность заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюден с точностью до 1-2 миллиметров. Если получилось чуть криво, шарик выбрасывают. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течении 6 месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве.

Далее заготовки шариков попадают в специальный цех, где на них под большим давлением наносится алюминиевое покрытие. А проще говоря, технология такова, что на шарик просто наматывается под давлением слой обыкновенной фольги. Если шарик после этого сразу не покрыть краской, фольга отвалится.

Сохнут шары вот в таких печах (см. фото ниже). Видите: просто песочек, шарики надевают на палочки. Каждый отдельный шарик. Потом каждый отдельный шарик снимают и отправляют в следующий цех.

Здесь все игрушки разрисовывают настоящие мастера. Вручную. Порой на шарик может уходить несколько часов, а то и целый день, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватает. Такому ремеслу научиться непросто.

Например, чтобы разрисовать такой шарик, художнику потребуется несколько часов.

А эти шарики - ручной работы, фактически ведь каждый из них уникален! Эксклюзив, продающийся по сто рублей. Иностранцы вывозят эти шарики с завода (когда приходят на экскурсии) сумками - в Европе такое чудо обойдется в разы, а то и десятки раз дороже.

В 1992 году в Нижнем Новгороде открылась фабрика елочных игрушек «Ариель». Они занимаются изготовлением новогодних шаров, подсвечников, медальонов и даже пасхальных яиц. Фабрика является участником многих международных выставок и конкурсов. Им удалось почти сразу обратить на себя внимание на западном рынке, поэтому сейчас нижегородская фабрика - одно из двух предприятий в России, экспортирующих свою продукцию в другие страны, среди которых Германия, Франция, Англия, Америка, Италия, Швейцария, Дания.

О том, как делают елочные игрушки.

Процесс изготовления елочных украшений начинается с выдувания. Для этого используется медицинское стекло:

Из каждой такой стеклянной трубы получается 2-3 заготовки:

Сначала она нагревается посередине, чтобы разделить на две части:



Получив нужный кусочек, каждую трубу прогревают изнутри, чтобы мастера смогли приступить к выдуванию:

Выдувается елочное украшение за один выдох. Поэтому, когда вы видите огромный шар, знайте, что он сделан другой техникой. С помощью двух усиков мастер придает форму:

В зависимости от того, какое украшение должно получиться, выбирается формочка. В данном случае стеклодув изготавливает «домик»:

Один усик закручивается в маленькую петельку (преимущественно для западного рынка), либо оставляют для дальнейшего отрезания, а второй удаляется, оставляя на донышке шара уникальный след:

Для изготовления украшения, похожего на сову используется специальный инструмент, которым продавливается стекло шара. Таким способом получаются характерные ей глаза:

За 6 часов стеклодувы выдувают по 250-300 шаров. Обучиться этому негде, поэтому все стеклодувы, как в старине, передают свои знания напрямую следующему поколению:

Сейчас на фабрике работает всего 4 стеклодува. Рабочее место одного из них:

После выдувки заготовки попадают в покрасочную. Здесь наносят слой лака, но тогда украшение будет немного прозрачным (для подсвечника, например), либо перед этим наносится еще слой алюминия. Алюминий полностью убирает прозрачность и добавляет больше блеска:

Тут же отрезается второй усик:

За покрасочными работами следует художественная, самая сложная, на мой взгляд:

Заказы у фабрики бывают разные: от президентских подарков до шаров со станциями метро. Почти все рисунки выполняются в несколько этапов (минимум 3-4). К концу работ на этих шарах появится :

Для рисования используют кисточки, перья, губки и баночки от сметаны

Мастеров-художников примерно в 4 раза больше, чем стеклодувов. Те, кто дольше работает на фабрике, выполняют более сложную работу, а новенькие полегче. Но художественное образование является обязательным:

Наглядная демонстрация поэтапности. Должен получиться снегирь:

Финальные декоративные штрихи:

Большую часть времени украшения сохнут:

Игрушка из последней коллекции:

Так выглядит рабочее место закончившего мастера-художника:

Также на фабрику водят экскурсии. Такой вид услуги даже пользуется большим спросом! Сейчас все экскурсионное время расписано до конца января:

Завершением такой экскурсии является мастер-класс по разрисовке шаров и фигурок:

Конечно же, результат можно забрать домой, чтобы похвалиться перед родителями своей работой:

Так делают елочные игрушки.

На красноярской фабрике елочных игрушек «Бирюсинка» начинается горячая пора — приближается Новый год, а соответственно, растет спрос на продукцию фабрики. На «Бирюсинке» игрушки делают практически вручную — выдувают, обжигают, расписывают. Качеством украшений фабрики, основанной в 1942 году, довольны и в Кремле — вот уже много лет главную елку страны украшают именно бирюсинские игрушки.

Фабрика «Бирюсинка» появилась в Красноярске в 1942 году. В настоящее время - это одно из ведущих предприятий в отрасли, на котором выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков.

Фабрика была создана на базе Промкомбината Сталинского района в 1942 году и первоначально называлась «Детская игрушка», затем «Сибирская игрушка». В 1989 году фабрика стала Закрытым акционерным обществом «Красноярская фирма Бирюсинка». За Уралом это единственная фабрика ёлочных игрушек.

Но давайте отвлечемся от истории и посмотрим, как же делают стеклянные новогодние русские игрушки.

Стеклянные елочные игрушки на фабрике делаются вручную. Это очень трудоемкая и тяжелая работа, но в то же время необычайно увлекательная. Даже в создание простенького новогоднего шарика или фигурки нужно вложить много сил. Но обо всем по порядку.



Первый цех фабрики — горячий цех. Здесь в шуме и жаре трудятся женщины-стеклодувы, выдувающие с помощью горелки и своего рта из стеклянных трубок заготовки игрушек. В результате работы стеклодувов получаются прозрачные елочные фигурки, которые смешно называются - гольё. Рабочий день стеклодува - 8 часов. За это время каждая работница должна изготовить 200—250 заготовок в зависимости от формы будущей игрушки. Работницы-стеклодувы получают немного - 10-15 тысяч рублей в месяц. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.



Сложность работы стеклодува заключается в точности изготовления: диаметр шара, например, должен быть соблюден с точностью до 1—2 миллиметров. Если получилось чуть криво, шарик выбрасывают. Чтобы стать хорошим стеклодувом, надо обучаться в течение шести месяцев и не менее 2-х лет отработать на производстве.



Из горячего цеха заготовки поступают в цех металлизации. Металлизация - это единственный автоматизированный процесс на всем производстве. В этом цеху стеклянные шарики помещаются в большие резервуары. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков. Процесс занимает около минуты. Стеклянные формы приобретают зеркальный блеск. Игрушки, покрытые слоем алюминия, попадают в цех покраски. Здесь каждую игрушку сотрудница окунает в бак с краской.



После ванн с краской игрушки кладут сохнуть.



После того, как игрушки подсохнут их собирают в ящики и отправляют в отдел раскраски.



В цехе раскраски художники разукрашивают игрушки. Вручную. В качестве орудий они используют кисточки, которые макают в краску.



Порой на шарик может уходить несколько часов, а то и целый день, в зависимости от сложности рисунка. Мастеров крайне не хватает. Такому ремеслу научиться непросто.



На столах художников можно встретить гуашь, акриловые краски, мелкие бусинки, серебряную и золотистую пудру.



Готовые, разукрашенные игрушки упаковываются и отправляются на склады, а затем в магазины, где их приобретают российские и иностранные покупатели.

2. В этом цехе делают игрушки из поливинилхлоридного пластизоля.

3. Раствор находится в таких вот резервуарах.

4. Из него изготавливаются части будущих игрушек. Потом части расставляются для сушки.

5. Легендарные весы "Тюмень". Вообще обстановка тут весьма совковая.

6. Затем готовые части раскрашиваются вручную специальной краской.

8. Части тел будущих кукол раскладываются отдельно друг от друга, а затем уже другой человек собирает все вместе и упаковывает.

9. Экскурсовод рассказывает о том, что когда-то на фабрике трудилось около тысячи человек, а сейчас осталось менее ста. Все из-за того, что на игрушки нет спроса. Рынок занял дешевый китайский ширпотреб.

10. А здесь готовится ткань уже для мягких игрушек.

11. Из этой же ткани делаются карнавальные костюмы.

12. Цех мягко-набивной игрушки.

13. Здесь делают даже вот таких больших львов.

16. Оказывается, до сих пор существует такая профессия - стеклодув. Никакой автоматизации - все вручную. Кроме этой фабрики вакансий стеклодувов нет ни в Красноярске, ни в одном дугом ближайшем городе. Получают они немного - 10-15 тысяч рублей. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.

17. За смену стеклодувы успевают сделать около 250 игрушек.

18. Горелки работают на керосине, температура больше тысячи градусов. Работает это все далеко не бесшумно.

19. Для того, чтобы выдуть шарик требуется около 7 секунд. Если работник не успевает, то получается брак - стекло быстро становится твердым.

20. Несмотря на профессионализм, брак случается все-таки нередко.

22. Работают здесь кстати почему-то только женщины.

25. Застывшие изделия складываются вот в такие ящики.

26. Эти ящики переносятся в цех металлизации елочных украшений.

27. Стеклянные шарики помещаются в большие резервуары.

28. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков.

29. Процесс занимает около минуты.

32. На некоторые игрушки вместо алюминия наносится краска.

33. Раскрашивается все тоже вручную.

34. Перед Новым годом на фабрике постоянно проводятся экскурсии, и все фотографируют. Естественно работникам это порядком надоедает..

37. Делают и совсем эксклюзивные рисунки - например с красноярской символикой.

38. Выполняется много корпоративных заказов - например от Флампа:)

40. Игрушки можно купить на самой фабрике, чем участники экскурсии с удовольствием воспользовались.

41. Кроме того, за дополнительные 10 рублей можно попросить написать что-нибудь на своей игрушке.