Презентации развитие диалогической речи в начальной школе. Начальные классы

Атырауская область

Курмангазинский район

Средняя школа имени Абая

Методический материал учителя

английского языка

Тюякпаевой Данны Аскаровны

Тема работы:

«Основные компоненты процесса развития

диалогической речи, в условиях раннего обучения английскому языку»


Под диалогом понимается форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В основе любого диалога лежат различные высказывания, комбинирование которыми составляет его сущность. Многие преподаватели уже давно оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени и объективностью результатов. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. В этом и состоит актуальность исследуемой нами проблемы. Объектом исследования является процесс развития навыка диалогической речи. Предметом исследования было избрано диалогическое общение, а именно диалог-образец, обеспечивающий наивысшую эффективность развития навыка говорения, - то есть творческое использование диалогов-образцов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Цель работы - разработать систему упражнений по обучению диалогической речи на уроках иностранного языка и выявить условия ее эффективного функционирования на раннем этапе обучения. Задачи в работе с диалогической речью: 1. Определить научные основы и методы процесса обучения устной речи, умений и навыков; определить наиболее оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в изучении иностранного языка посредством диалогов; 2. Разработать наиболее эффективную систему речевых упражнений для обучения диалогической речи; 3. Опытно-экспериментальным путем проверить и оценить эффективность разработанных путей и средств обучения диалогической речи; 4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по совершенствованию процесса развития навыков диалогической речи. Гипотеза исследования: если диалоги-образцы будут отвечать требованиям программы по иностранным языкам и соответствовать возрастным особенностям детей, то будут обеспечены ожидаемые результаты использования диалогов для понимания иноязычной речи и умения общаться на иностранном языке.


Английский язык на раннем этапе изучения

Формирование и

развитие

языковой,

речевой и

социокультурной

компетенции

путем развития

диалогической

речи.

Формирование

навыков

чтения, письма и

говорения на

начальном

этапе обучения.

Развитие у школьников

способности

представлять

свою

страну и культуру в

условиях

иноязычного

межкультурного

общения.

Использование эффективных

форм работы

при изучении и закреплении лексического и грамматичекого

материала.

Формирование у

школьников

уважения

к другим народам

и культурам.

Развитие интеллектуальных

и творческих способностей

учащихся


1. Определить научные основы и методы процесса обучения

устной речи, умений и навыков; определить наиболее

оптимальные пути проведения тренировочных упражнений в

изучении иностранного языка посредством диалогов;

2. Разработать наиболее

эффективную систем речевых упражнений для

обучения диалогической речи;

3. Опытно-экспериментальным путем проверить и

оценить эффективность разработанных

путей и средств обучения диалогической речи;

4. Опираясь на результаты исследования,

разработать методические

процесса развития навыков диалогической речи.

  • Работа с развитием дилогической речи учащихся на начальном этапе обучения возможна с помощью применения двух, основных технологий:

1 . Игровая технология .

В процессе обучения иностранному языку нам приходится формировать программы с учетом интересов учащихся. За основу взята стандартная программа, которая дополняется тематическими диалогами, текстами, электронными презентациями. В работе по данной программе учащимся предоставляются для просмотра и прослушивания аудиосказки, музыкальные клипы, звуковые презентации, где непосредственно слышится речь носителя языка. Это является мощной мотивацией для изучения языка. В этом случае в группах широко могут применяться различные виды игровой технологии- кроссворды, ролевые игры. Этому предшествует тематическая подготовка учащихся, повторение лексики, разговорных формул, фразеологических оборотов.

Проигрывается диалог, который составляется учащимися самостоятельно. Кроме темы лексики широко включаются разговорные формулы, приветствия, благодарности, предложения, отказ. Для более прочного усвоения лексики учащиеся диалога меняются ролями. Оценивается уровень знаний, творческий подход.

2.Сценарно – контекстная технология .

Чтобы научить общению на иностранном языке, в частности, английском нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации, то есть то, что называется принципом аутентичности общения, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Она основана на принципах живого общения, в условиях приближенных к реальности.

В основе современных методов обучения диалогу на начальной стадии обучения английскому языку лежат такие категории общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация , как метод обучения диалогу, состоит из четырех факторов:

При обучении английскому языку на начальном этапе осуществляется и процесс интеграции, который проявляется прежде всего в том, что усвоение различных аспектов английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а интегрированно. Учащиеся схватывают и усваивают их в процессе выполнения речевых действий, реализация которых может требовать употребления слова, словоформ, словосочетания, сверхфразового единства и, наконец, текста, обусловленных ситуациями общения. Принимая во внимание данный специфический принцип обучения английскому языку на начальном этапе, можно сформулировать правила, соблюдение которых поможет учителю английского языка реализовать этот принцип.


Правило 4

Благоприятные условия для

общения на английском языке .

Правило 1

Отбор ситуаций.

Правило 2

Правило 5

Коммуникативность заданий.

Многократность и новизна.

Правило 3

Участие каждого в общении

на английском языке.

  • Принцип дифференциации и интеграции Правило 1. Учет специфики каждого вида речевой деятельности. Правило 2. Использование речи учителя и звукозаписи для аудирования. Правило 3. Обучение монологической речи, исходя из особенностей каждой формы.Правило 4. Обучение чтению вслух на английском языке и про себя с учетом особенностей каждой формы. Правило 5. Отработка аспектов английского языка в речевых единицах. Правило 6. Использование полупечатного шрифта в обучении письму. Поскольку у младших школьников еще невелик опыт коллективного общения и он учится не только общению на английском языке, но и общению вообще, предусматривается опора на осознание учащимися образцов общения на родном языке, осознание коммуникативной функции той или иной языковой единицы. Реализация этого принципа осуществляется через систему познавательных задач, решая которые, дети "открывают" законы родного языка. На основе этого осознания происходит ознакомление детей с формой и функциями соответствующих единиц английского языка. Исходя из этого, можно наметить некоторые правила - следование которым позволяет реализовать этот принцип в учебно-воспитательном процессе. Принцип опоры на родной язык: Правило 1. Показ общности в русском и английском языках. Правило 2. Формирование общих учебных умений. Правило 3. Использование сходства и различий в графике. Правило 4. Использование сходства и различий в произношении русского и английского языков. Правило 5. Использования переноса и избежание интерференции в обучении английской лексике и грамматике.
  • Установлено, что для каждого вида речевой деятельности характерен свой "набор" действий и даже свое лексико-грамматическое оформление. Это позволило сформулировать методический принцип дифференцированного подхода в обучении английскому языку . При этом дифференциация осуществляется как бы на разных уровнях обобщения - проводится четкое разграничение в обучении английскому языку: устной и письменной речи; в обучении говорению и аудированию, монологической и диалогической речи; в обучении чтению вслух и про себя на английском языке ; в обучении графике и орфографии. Исходя из высшее указанного, на своих уроках в на начальном этапе, выявили самые приемлемые формы развития диалогической речи – это: диалогическая беседа и ролевая игра. Любая диалогическая речь должна быть построена согласно следующей последовательности:
  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Правило 5.

Отработка аспектов

английского

языка в речевых единицах.

Правило 1.

Учет специфики

каждого вида

речевой деятельности.

Правило 2.

Использование

речи учителя

и звукозаписи для

аудирования.

Правило 4.

Обучение чтению вслух

на английском языке и про себя с

учетом особенностей каждой формы.

Правило 3.

Обучение монологической речи,

исходя из особенностей каждой формы.


Правило 5.

Использования переноса и

избежание интерференции в обучении

английской лексике и грамматике.

Правило 1.

Показ общности в русском

и английском языках.

Правило 2.

Формирование общих

учебных умений.

Правило 4.

Использование сходства и различий

в произношении русского

и английского языков.

Правило 3.

Использование сходства

и различий в графике.

  • Цели преследуемые при составлении диалога:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника, сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.

Наиболее эффективными являются составление полноценных диалогов по темам: Greeting, Month of the year and birthday, Pets, Seasons, My address, My family, My hobby, и тд. Также прослушивание аудиосказок и просмотр мультфильмов с отрывками диалогов, прослушивание и просмотр живой речи носителя эффективно для развития диалогической речи.

Ролевые игры могут быть построены по данной последовательности:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающими возможностями ролевой игры являются:

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно -побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

На уроках и воспитательных мероприятиях по данным темам можно применять ролевые игры и театральные мини постановки: Animals , Numbers , Name of the objects – School , My family , Happy birthday , Description of animal , Country , Colours и тд.

Процесс применения диалогической речи на раннем этапе обучения английскому языку учитывает следующие ожидаемые результаты:

  • Совершенствование языкового уровня;
  • Повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;
  • Свободное составление последовательного диалога с учетом возрастных особенностей ребенка
  • Пополнение лексических знаний

Построение беседы:

  • Ознакомление с ситуацией
  • Постановка задач
  • Инсценировка
  • Подведение итогов

Обучающие возможности

ролевой игры

  • Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана
  • Ролевая игра предполагает усилия личной сопричастности ко всему происходящему
  • Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства
  • Ролевая игра способствует расширению сферы общения

Построение беседы:

  • Вступление (зачин),
  • Развитие темы разговора,
  • Концовка.

Цель беседы:

1) Научить детей беседовать - выслушивать собеседника,

сдерживать себя, ждать, когда можно будет высказаться;

2) Развитие диалогической речи.


– Do you like to play badminton? – Yes, I do. – Can you play it well? – Yes, I can. – Did you play it in summer? – Yes, I did. – Is it difficult to play it? – No it isn"t. – Will you teach me to play it? – Yes, it"s my pleasure.

  • - Hello. My name"s Pete. What"s yours?
  • - Ann.
  • - Nice name. I like it very much.
  • - Thank you. You name"s good, too.
  • - It was nice meeting you.
  • - Thanks. It was nice meeting you.

  • S1. Olga, have you got a brother?
  • S2. Yes, I have.
  • S1. And has Sveta got a brother?
  • S2. I am sorry, I don’t know, let me ask her.
  • S1. Ask, please.
  • S2. Have you got a brother, Sveta?
  • S3. No, I haven’t, but I have got a sister.
  • На начальном этапе обучения английскому языку имеются определенные успехи в освоении знаний предмета, в форме мониторинга успеха по принципу пятиконечной звезды.(«Звездочка» любимая оценка учащихся начальных классов, которую стремятся получить.)
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур; Налажено чтение простейших предложений и слов. На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов. Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише. Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Учащиеся могут последовательно составить диалоги на пройденные темы, с применением простейших речевых структур;
  • Налажено чтение простейших предложений и слов.
  • На данный момент в словарном запасе учащихся уже имеется 68 слов.
  • Свободно могут воспроизводить 16 разговорных клише.
  • Наизусть читают определенное количество детских стихов и песен.
  • Таким образом, нетрадиционные методы обучения диалогической речи дают сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего этапов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобрети чувство языка. Такие занятия дают дополнительную возможность для развития навыков аудирования: ребята воспринимают на слух речь учеников других классов, позволяют школьникам знакомиться с литературой страны изучаемого языка; способствуют эстетическому воспитанию учащихся, приобщению их к культуре страны изучаемого языка.

Ожидаемые результаты

Пополнение

лексических

знаний

Свободное

составление

последовательного

диалога

с учетом возрастных

особенностей

ребенка

Повышение

мотивации

учащихся и их

интереса к

предмету;

Совершенствование

языкового

уровня;



  • Ариян М. А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 2.
  • Борзова Е. В. Диалогическая речь как цель и средство обучения английскому языку в 5-6 классах// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 2.
  • Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3.
  • Гез Н. И., Ляховицкий М. В. , Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982.
  • Горская Л. Н. Начальный этап обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1984. - № 2.
  • Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. –

МБДОУ № 2 « Детский сад « Ласточка»

Презентацию подготовила воспитатель Манджиева Г.З.


Связная речь - смысловое развернутое высказывание(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.


Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.


Диалогическая речь (диалог)

процесс непосредственного речевого общения,

характеризующийся поочередно сменяющими одна

другую репликами двух или более лиц.

  • Собственно речевые умения
  • Умения речевого этикета .
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы .
  • Невербальные (неречевые) умения .

Монологическая речь (монолог) – процесс

непосредственного общения, характеризующийся

речью одного лица, обращенной к слушателям

или к самому себе

  • Логически последовательное высказывание
  • Выражает мысль одного человека
  • Полная формулировка и развернутость.
  • Литературная лексика .
  • Длительное и предварительное обдумывание.
  • Стимулируется внутренними мотивами

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания






« Котенок »

У Кати жил котенок.

Катя

любила котенка.

Она поила котенка

молоком.

Котенок любил играть

с Катей.

« Рыбалка »

Илюша собрался на рыбалку.

Он накопал червей и

пошел к реке. Сел Илюша на

берегу и закинул удочку.

Скоро ему попался лещ,

а потом – окунь. Мама

сварила

Илюше вкусную уху.



Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна

Сюжетно-дидактические игры

Игры с предметами

Игры-инсценировки

Словесные игры


Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы

В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др.


Игры с помощью которых

формируют умение выделять

существенные признаки предметов,

явлений: «Отгадай-ка?», «Да – нет»

Игры с помощью которых

развивается умение обобщать

и классифицировать

предметы по различным

признакам: «Кому что нужно?»,

«Назови три предмета?»,

«Назови одним словом»

Игры, используемые для

развития у детей умения

сравнивать, сопоставлять,

делать правильные

умозаключения: «Похож – не похож»,

«Кто больше заметит небылиц?»

Игры на развитие

внимания, сообразительности,

быстроты мышления,

выдержки, чувства юмора:

«Испорченный телефон»,

«Краски», «Летает – не летает»


Подбор картинок по общему признаку .

В игре "Что растет в саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?" дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.

Подбор картинок по парам . – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.




Вспомни случай

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному .


Бюро путешествий

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.


Мой репортаж

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.


Рассказы по картинкам

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом .


Чем закончилось?

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!


Критерии определения уровня развития связной речи:

Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.

Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.

Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.

Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.

Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).


Правила речи воспитателя:

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);

Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);

Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Развитие диалогической речи в практике работы МАДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Е.К. Сумина


Известный русский лингвист Л. П. Якубинский: « Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения».

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно». Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности;

в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки ».


Диалогические умения

I группа - Собственные речевые умения:

  • вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
  • поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
  • говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога

II группа - Умения речевого этикета :

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.

III группа - Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.

IV группа - Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.

V группа - Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.


Методические приёмы обучения детей диалогической речи в практике МАДОУ

  • разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог)
  • беседы с детьми (подготовленные разговоры)
  • приём словесных поручений
  • чтение литературных произведений
  • чтение стихов по ролям – один из приёмов
  • специально организованные речевые ситуации
  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации)

Современные методические приемы и технологии

тризовские игры

проблемно-диалогическая

технология


Спасибо за внимание!

Творческих Вам успехов!

Слайд 1

Развитие речи младших школьников (из опыта работы)

Слайд 2

Воронцова Надежда Семёновна Учитель начальных классов МБОУ «Нынеккая СОШ»

Слайд 3

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной». М.Пришвин

Слайд 4

Заповеди учителя
Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников. Любить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь. Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Творчество в организации внеклассной работы. Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Слайд 5

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Слайд 6

Место развития речи в системе обучения русского языка

Слайд 7

Задачи по развитию речи:
обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами предупреждение и преодоление ошибок в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений формирование навыков связной речи (устной и письменной)

Слайд 8

Основные правила развития языковой способности
Третье правило - логичность
Второе правило - систематичность
Первое правило - наглядность

Слайд 9

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет.
«Заговори, чтобы я тебя увидел» Сократ

Слайд 10

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять три направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), при этом словосочетание нужно рассматривать как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому; работа над связной речью.

Слайд 11

В обучении детей связной речи необходимо использовать материал разных источников:
-собственный опыт жизни школьников; - наблюдения школьников; - материал, почерпнутый из книг; - из рассказов учителя; - различные картины, кинофильмы и др.; - разные жанры: повествование, описание, рассуждение.

Слайд 12

Слайд 13

Из школьных сочинений:
«Какой сегодня прекрасный сентябрьский день. Мы идём в поход! У меня душа радуется от того, что есть мы, есть природа». Никита
«Что принесёт нам Новый год? Мне –радость! Ведь я ещё маленькая и как каждый ребёнок жду какого-то чуда. И оно придёт! Ирина
«Снежинки бывают разные: в виде цветка, звезды, утенка и шарика. Они переливаются разными цветами: фиолетовым, белым и розовым. Моя снежинка была в виде звезды». Настя

Слайд 14

«Маленькие хитрости"
Необычное начало каждого урока. Разговорные пятиминутки. Словарная и орфографическая подготовка. Фонетическая зарядка. Еженедельное «Свободное сочинительство». Применение игровых приемов, заданий. Игра - ради дела. Упражнения по речевому этикету.

Слайд 15

Дидактическая игра с фразеологизмами

Слайд 16

Слайд 17

Работа над предложением и текстом
Работа над предложением является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям.

Слайд 18

Виды работы над предложением
ответы на вопросы (только полные ответы); постановка учащимися вопросов к предложению; распространение предложения по вопросам и без вопросов; составление предложений на ту или иную тему(чаще всего связанную с самостоятельными наблюдениями в природе); составление предложений по картинке, по прочитанному тексту; составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время); соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное; переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими; восстановление деформированного предложения, текста.

Слайд 19

Виды работы над текстом
деление сплошного текста на отдельные предложения; составление связного текста по вопросам; составление связного текста из данных предложений; составление связного текста по опорным словам; составление связного текста из деформированных предложений; составление рассказа по данному началу; составление рассказа по его концу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Лингвистическая и психологическая характеристики диалога. Анализ подходов к определению роли и места диалога в обучении иностранному языку. Дедуктивный и индуктивный методы преподавания языка. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Анализ особенностей обучения диалогической речи в 5-6 классах на уроках французского языка. Уровни овладения учащимися знаниями и умениями в говорении. Типология диалогической речи. Трудности овладения диалогической речью и возможные пути их преодоления.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2017

    Говорение как вид речевой деятельности. Характеристика диалогической речи, ее цели и содержание на основном этапе общего образования. Пути обучения диалогической речи, используемые приемы и упражнения, критерии оценки эффективности данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2014

    Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Психологическая характеристика диалогической речи. Использование стимулирующих реплик. Обучающие возможности игр, применение печатного текста и картинок на занятиях. Единицы обучения диалогической речи, характеристика основных приемов и методов.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Характеристика связной диалогической речи и ее особенности, особенности диалогической речи детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении слуха. Опыт инклюзивного обучения и коррекционной работы по формированию диалогической речи детей.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Методы развития диалогической речи у старшего дошкольника. Анализ воспитательно-образовательных программ. Диагностика особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявление уровня развития навыков диалогического общения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014