Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является Российская Федерация СН, содержащая общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к ней 23 мая 1990 г., поэтому ее положения в силу правопреемства являются обязательными для России. Венская конвенция 1980 г. Вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

«Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1998 гг.), Общими условиями поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР, Общими условиями поставок товаров между внешнеторговыми организациями Союза ССР и внешнеторговыми организациями Корейской Народно-Демократической Республики» . Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установ­лены иные прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» .

Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешне­экономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распрост­ранения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций. Данная конвенция носит универсальный и компромиссный характер, поскольку в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран в установлении нового международного экономического порядка. Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

Государства-участники Гаагских конвенций 1964 г. Должны объявить об их денонсации в случае присоединения к Венской конвенции 1980 г. (Ст.99, гл.3) или ее ратификации. В связи с предусмотренным в законодательстве России особым порядком подписания внешнеэкономических сделок, предусмотренным в Постановление Совета Министров СССР от 14.02.1978 г., Венская конвенция 1980 г. Действует на территории России с оговоркой о соблюдении письменной формы договоров международной купли-продажи товаров, если одна из сторон является российским предприятием.

Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы междуна­родных коммерческих контрактов» («Principles of International Commercial Contracts»), который также может быть использован при заключении контрактов.

«Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют между­народные обычаи. С тем, чтобы избежать проти­воречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» - в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факуль­тативный характер, что следует из указания п.22 Введения к редакции 1990 года о том, что коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями «Инкотермс» 1990 г.» .

Применение базисных условий упрощает составле­ние и согласование контрактов, помогает контра­гентам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий.

Основным коммерческим документом является коммерческий счет, или счет-фактура. Коммер­чес­кий счет выставляется на покупателя и содержит указание суммы, предъявляемой к платежу. В ком­мерческом счете содержится полное и точное наименование товара; в остальных документах описание товара может быть дано в общих выраже­ниях.

Транспортный документ является основанием для выписки коммерческого счета. К транспортным документам относятся: коносаменты (морские и речные), дающие их держателям право собствен­ности на товар; накладные (железнодорожные, авто- и авианакладные); приемосдаточные акты, а также почтовые квитанции, сохранные расписки и складские свидетельства.

Страховые полисы или страховые сертификаты свидетельствуют о наличии договора страхования груза.

К другим коммерческим документам относятся различного рода сертификаты (происхождения, качества, веса, габаритов, и т.д.).

В условиях контракта должно быть указано наименование представляемых документов и кем они должны быть выданы, а в случае, если требуется представление специфических документов, - их содержание.

Структура нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации представлена в таблице и включает четыре уровня:

  • - международные нормы;
  • - законодательные акты государства;
  • - подзаконные акты органов исполнительной власти;
  • - распорядительные документы организации.

Международные нормы. По общепринятому правилу международные нормы имеют приоритет над национальными законами. Данное утверждение в Российской Федерации закреплено в Конституции РФ (п. 4 ст. 15). Международные соглашения бывают двусторонними и многосторонними. Двусторонние соглашения - это договоры, содержащие взаимосогласованные права и обязанности двух равноправных участников (контрагентов) и, как правило, касаются порядка расчетов между странами, конкретных взаимных поставок товаров (в них могут определяться условия этих поставок), вопросов налогообложения (соглашения об избежании двойного налогообложения) и др.

Многосторонним соглашением признается договор, заключенный между более чем двумя сторонами. Примером такого договора служит Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11.04.1980), вступившая в силу с 01.01.1988, число участников которой приближается к 200. Россия - правопреемница СССР - ратифицировала эту Конвенцию в 1990 г., поэтому положения Венской конвенции стали частью права Российской Федерации, как и всех государств, подписавших ее.

Венская конвенция применяется только в отношении международных договоров купли-продажи. Она дает определение международного договора. Согласно Венской конвенции международный характер сделка приобретает в случае, если коммерческие предприятия сторон из договора международной купли-продажи находятся на территории различных государств - участников Конвенции и государственная принадлежность сторон не принимается во внимание. Это означает, что Венской конвенцией не признается международным договор купли-продажи, заключенный между организациями разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства. В то же время договор купли-продажи, заключенный между организациями одной государственной принадлежности, но находящимися в разных государствах, в силу положений Венской конвенции будет считаться международным. Анализ статей Венской конвенции показывает, что объектом договора международной купли-продажи, подпадающего под ее действие, является только движимое имущество, приобретаемое не для личного, семейного или домашнего пользования. Под понятие "международная купля-продажа" не подпадает продажа ценных бумаг - акций, фондовых и обеспечительных бумаг, а также электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке. Кроме того, имеются ограничения и в отношении видов продаж: из сферы применения Венской конвенции исключается продажа движимого имущества с аукциона, в порядке исполнительного производства либо осуществляемая любым иным образом в силу закона. Не распространяется действие Венской конвенции и на те договоры, предметом которых выступает выполнение работ или оказание услуг, даже если при этом имеет место поставка товара (например, продажа товаров, изготовленных из давальческого сырья).

Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, применяющихся в отношениях по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон находятся в разных государствах, обеспечивает одинаковое понимание сторонами контракта их прав и обязанностей, что необходимо для надлежащего исполнения ими взаимных обязательств. Положения Венской конвенции применяются вместо норм национального законодательства независимо от наличия ссылок в контрактах на ее условия, если государства, к которым принадлежат стороны договора купли-продажи товара, являются участниками Конвенции.

Это значительно облегчает внешнеторговые отношения коммерческих структур, так как в национальных законодательствах разных стран и в различных системах права имеются существенные расхождения при решении одних и тех же вопросов. Однако в силу упомянутых ранее ограничений в отношении применимости Венской конвенции стороны внешнеэкономической сделки могут регулировать свои отношения по контракту нормами права страны одного из участников сделки или нормами права третьей страны. Национальное право большинства стран мира предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности свободу в выборе применимого права. Однако сам выбор сопряжен с большими сложностями, так как требует глубокого знания иностранного права, регулирующего коммерческие отношения. Поэтому для российских экспортеров и импортеров в этом случае в качестве применимого права целесообразно избирать право Российской Федерации.

В определении типов и содержания контрактов большую роль играют Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС), являющиеся по своей юридической природе обычаями. Первая редакция ИНКОТЕРМС была принята в 1936 г., последняя, действующая сейчас, - в 2010 г. ИНКОТЕРМС являются источником международного частного права не сами по себе. Нормы, составляющие их содержание, представляют собой сложившиеся в международной коммерческой практике правила, приобретшие или приобретающие качество юридической обязательности. Стороны, желающие применить ИНКОТЕРМС, должны сделать специальную отсылку к ним в контракте.

ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. содержат детальную регламентацию типов контрактов, применяемых в международной практике. Тип контракта позволяет определить его базисные условия, отличающие его от другого контракта. Базисные условия включают в себя:

  • - перевозку товара;
  • - страхование товара;
  • - момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
  • - момент перехода риска случайной гибели и повреждения товара с продавца на покупателя;
  • - передачу товара продавцом покупателю.

Тип контракта указывает, каким образом определяется объем прав и обязанностей продавца и покупателя применительно к базисным условиям.

В ИНКОТЕРМС 2010 г. можно выделить четыре группы типов контрактов, связанных как с морскими, так и с комбинированными перевозками. В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение объема обязанностей продавца.

Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы:

Группа E - Место отправки (Departure);

Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);

Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);

Группа D - Доставка (Arrival).

Законодательные акты государства. При оформлении внешнеторговых сделок контрактом российские участники внешнеэкономической деятельности должны придерживаться национального законодательства в отношении его формы. В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) контракт должен заключаться в письменной форме. Законодательство России (ст. 434 ГК РФ) предусматривает разные способы заключения договора в письменной форме. Возможно составление одного документа и подписание его сторонами; допускается и обмен документами с использованием почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, если она позволяет установить, что документ исходит от стороны по договору (можно обменяться текстом единого контракта в целях его подписания; можно направить оферту и получить акцепт).

Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ договор также признается заключенным в письменной форме, если сторона, получившая письменную оферту, в течение срока, отведенного для ее акцепта, выполнит указанные в ней условия (например, отгрузит товар, перечислит в оплату денежные средства). Однако последний вариант российские субъекты не могут использовать применительно к внешнеэкономическим сделкам, так как в этом случае не представляется возможным выполнить требования таможенно-банковского валютного контроля.

Что касается заключения контракта путем обмена сообщениями с использованием разных видов связи, то к такому способу следует относиться с определенными предосторожностями. При обмене сообщениями по факсу бывают случаи, когда не совпадают по содержанию отправленный и полученный тексты. Поэтому при использовании этого вида связи необходимо дублировать письмом условия оферты и акцепта, а при оформлении контракта в виде единого документа направлять его почтой для подписания.

На условия внешнеэкономических контрактов, помимо положений ГК РФ, существенное влияние оказывают ограничения, наложенные таможенным и налоговым законодательством, Федеральными законами "Об экспортном контроле", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О международных договорах Российской Федерации" и др.

Внешнеэкономическая сделка (ВЭС) – двусторонние, многосторонние (договоры) или односторонние сделки между лицами разной национальной принадлежности, направленные на установление, изменение, прекращение отношений производственной кооперации, обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность), которые не носят бытовой характер.

ВЭС – это далеко не все сделки, регулируемые МЧП. Они представляют собой часть от целого понятия «сделка с иностранным элементом», к которому можно отнести любые сделки, включая бытовые, если стороны имеют разную национальность или место совершения сделки либо объект сделки находятся за границей. Необходимость выделения и исследования особого правового понятия «ВЭС» обусловлена спецификой национально-правового регулирования.

Национальное право России, стран СНГ, а также некоторых других государств, раннее входивших в социалистический лагерь, устанавливает определенные императивные предписания в отношении этих сделок. В качестве примера нормативных правовых актов РФ в этой области мы можем назвать: ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами». «Об экспортном контроле». «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»; Приказ ГТК РФ «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах РФ».

Государство осуществляет контроль за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)преимущественно в области таможенного и валютного регулирования. Для осуществления внешнеэкономических операций нетребуется получатьспециальное разрешение. Однако в России все-таки действуют определенные формальности в отношении статистической отчетности, паспортов сделок, лицензирования и квотирования, учета участников ВЭД, обеспечения соответствия стандартам, сертификации, безопасности товаров, ввозимых на территорию РФ.

Международно-правовое регулирование международных коммерческих сделок выражается в довольно широкой унификации, осуществляемой самыми разными способами. Выработка в каждодневной практике профессиональных участников международного коммерческого оборота единых правил привела к появлению источников регулирования разной правовой природы, отличающихся по юридической силе.Среди наиболее распространенных назовем: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г.; Инкотермс 2000; Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004; Унифицированные правила по документарным аккредитивам; Унифицированные правила по инкассо.



39. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.

Общей генеральной коллизионной привязкой практически всех внешнеэкономических сделок выступает автономия воли сторон. Принцип автономии воли сторон считается наиболее гибкой формулой прикрепления, и его применение в наибольшей степени соответствует общему принципу свободы договора. В праве большинства государств автономия воли в договорных отношениях понимается не только как формула прикрепления, но и как источник права. Такое понимание автономии воли можно вывести из толкования ст. 421 ГК.

Если спор по внешнеторговой сделке решается с применением коллизионного метода регулирования, то автономия воли понимается как право выбора применения к сделке какого-либо конкретного правопорядка. В основном законодательство предусматривает право неограниченного выбора применимого закона сторонами. Законы некоторых государств (ФРГ, США, Скандинавские страны) устанавливают «разумные» пределы автономии воли. Для ограничения пределов автономии воли используется доктрина «локализации» (это общее ограничение свободы выбора права). Оговорка о применимом праве (автономия воли) может быть прямо выражена или с необходимостью вытекать из условий контракта. Такое требование содержит п. 2 ст. 1210 ГК. В зарубежном праве есть понятие «подразумеваемая воля» сторон.

Если контракт не содержит оговорки о применимом праве, то в судах западных государств производится установление «гипотетической», «подразумеваемой» воли сторон. Для этого используются критерии «локализации», «справедливости», «доброго, заботливого хозяина», разумной связи выбора применимого права с конкретным фактическим составом. При установлении права, применимого к внешнеэкономической сделке, применяются теория статутов, теория существа правоотношения («разума») и теории презумпций: суда и арбитража (кто избрал суд, тот избрал и право); закона места нахождения учреждения, обслуживающего своих клиентов в массовом порядке; общего гражданства или общего домицилия.



Даже если оговорка о применимом праве прямо выражена в контракте, установление «первичных» статутов (личного и формального) правоотношения производится по объективным признакам независимо от воли сторон. Предусмотрено обязательное применение императивных норм законодательства того государства, с которым сделка имеет реальную связь (п. 5 ст. 1210 ГК). Это положение призвано предотвратить обход императивных норм национального права при помощи выбора права другого государства.

Общий принцип установления формального статута правоотношения – применение закона места совершения контракта. Однако в сделках между отсутствующими достаточно затруднительно определить место заключения сделки, так как в общем праве применяется теория «почтового ящика» (место заключения сделки – это место отправления акцепта), а в континентальном – доктрина «получения» (место заключения сделки – это место получения акцепта). Личный закон контрагентов применяется для установления личного статута правоотношения. Определение действительности договора по существу (вопросы «пороков воли» и т. п.) подчиняется обязательственному статуту и предполагает применение права, избранного контрагентами.

Российское право (ст. 1210 ГК) предусматривает возможность неограниченной автономии воли сторон. Соглашение о выборе права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдельных его частей. Выбор права сторонами, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта. Соглашение сторон о праве применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество.

В российском праве и практике отсутствует понятие «подразумеваемая воля» сторон. При отсутствии соглашения сторон о применимом праве к договору применяются субсидиарные коллизионные привязки, устанавливаемые на основе критерия наиболее тесной связи (п. 1 ст. 1211 ГК). Основной субсидиарной привязкой договорных обязательств является закон продавца как право центральной стороны сделки (закон перевозчика, закон подрядчика, закон хранителя и т. д.). Эта общая коллизионная привязка транформируется в специальные: закон места учреждения или обычного места деятельности продавца, закон места его торгового обзаведения.

Российский законодатель понимает под правом, с которым договор наиболее тесно связан, право страны места жительства или основного места деятельности той стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для договора (п. 2 ст. 1211 ГК). В п. 3 ст. 1211 ГК перечислены 19 специальных субсидиарных коллизионных привязок по основным видам внешнеэкономических сделок (договор дарения – закон дарителя, договор залога – закон залогодателя и т. п.).

В российском законодательстве подчеркивается специфика коллизионного регулирования некоторых внешнеторговых сделок. К договору строительного подряда и подряда на выполнение научных и изыскательских работ применяется право страны, где в основном достигнуты результаты соответствующей деятельности. Особые коллизионные правила регулируют сделки, заключенные на аукционе, на бирже, посредством конкурса, – применяется право страны места проведения конкурса или аукциона, места нахождения биржи (п. 4 ст. 1211 ГК). Договоры с участием потребителя регулируются правом страны места жительства потребителя. При этом даже при наличии соглашения сторон о праве предусмотрена особая охрана прав и интересов потребителя (ст. 1212 ГК). К договору простого товарищества применяется право страны места основной деятельности товарищества (п. 4 ст. 1211 ГК).

Вопросы применимого права к внешнеэкономическим сделкам.

Обязательственный статут – это совокупность норм подлежащего применению права, регулирующих содержание сделки, ее действительность, порядок исполнения, последствия неисполнения, условия освобождения сторон от ответственности. Исходное коллизионное начало – подчинение основных вопросов обязательственного статута праву, избранному сторонами, а при отсутствии такого выбора – праву государства той стороны договора, обязательство которой составляют главное содержание, особенность конкретного вида договора. Основной вопрос обязательственного статута – права и обязанности сторон. Они должны определяться в соответствии с нормами правовой системы, свободно избранной самими контрагентами.

Термин «обязательственный статут» применяется и для обозначения сферы действия права, подлежащего применению к договору (ст. 1215 ГК). Эта норма российского законодательства устанавливает, что право, применимое к договору, определяет: толкование договора, права и обязанности сторон, исполнение договора, последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения, прекращение договора, последствия недействительности договора. Отечественный законодатель учитывает тенденцию сужения сферы применения вещ-но-правового статута по сделкам, связанным с вещными правами, и вытеснение его обязательственным (п. 1 ст. 1210 ГК). Повсеместно признано также, что правовое регулирование момента перехода риска случайной гибели и порчи вещи определяется по обязательственному статуту сделки.

В особом порядке рассматриваются вопросы акцессорных обязательств. Из обязательственного статута исключаются обеспечительные обязательства, сопутствующие внешнеэкономическим сделкам. Коллизионные привязки договоров поручительства и залога имеют самостоятельный характер. Объем ответственности поручителя, права и обязанности залогодателя подчиняются правопорядку, который устанавливается самостоятельно, вне зависимости от статута главного долга (подп. 17 и 18 п. 3 ст. 1211 ГК). Однако содержание главного долга влияет на обязательства поручителя и залогодателя. В данном случае имеет место расщепление коллизионной привязки: отношения по основному обязательству подчиняются одному правопорядку, а отношения по акцессорным обязательствам – другому. Отношения, связанные с уступкой требования, уплата процентов, задатка и неустойки подчиняются тому же закону, что и капитальная часть долга (ст. 1216 и 1218 ГК).

Из сферы действия обязательственного статута исключаются вопросы о требованиях, на которые не распространяется исковая давность (требования о возмещении вреда; требования, вытекающие из личных неимущественных прав, и т. п.). По общему правилу к ним должен применяться закон суда в соответствии с общей концепцией деликтных обязательств. В сферу действия обязательственного статута не могут входить и вопросы об общей право– и дееспособности сторон при совершении внешнеторговых сделок. Для решения этих проблем применяется сочетание личного закона контрагентов и материально-правового принципа национального режима для иностранцев в области гражданских прав.

Правовое регулирование внешнеэкономической и в особенности внешнеторговой деятельности достаточно длительный период времени осуществлялось на международном уровне при помощи обычных норм. Однако, начиная с XIX в., все большую роль в этом процессе начинают играть универсальные и региональные договоры. В настоящее время они в совокупности образуют достаточно обширный свод унифицированных правил поведения субъектов, который в значительной степени способствует преодолению различий, существующих в этой области в национальном законодательстве отдельных государств.

В числе наиболее значимых международно-правовых документов, принятых во второй половине XX в. в целях правового регулирования различных аспектов внешнеэкономической деятельности, можно назвать следующие акты: Гаагскую конвенцию о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г.; Гаагскую конвенцию о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Гаагскую конвенцию о единообразном законе о международной купле-продаже товаров 1964 г.; Нью-Йоркскую конвенцию ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Женевскую конвенцию о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., а также две подписанные в 1988 г. в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге. В 1988 г. была также завершена длительная работа над Конвенцией о международных переводных и простых векселях. Она призвана заменить Женевские конвенции о векселях и чеках, принятые соответственно в 1930 и 1931 гг.

Как видно из приведенного перечня, мировое сообщество уделяет достаточно большое внимание унификации правил о выборе применимого права при заключении и осуществлении договоров международной купли-продажи. Основная деятельность в этом направлении сосредоточена сегодня в рамках Гаагской конференции по международному частному праву, которая разработала и приняла большинство таких соглашений.

Первое из них - Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей 1955 г. - вступила в силу 1 сентября 1964 г. В настоящее время ее участниками являются около десяти (преимущественно западноевропейских) государств мира. Значение этого международно-правового документа состоит, прежде всего, в том, что в нем впервые был закреплен принцип автономии воли сторон при выборе применимого права. «Купля-продажа регулируется внутренним правом страны, указанной Договаривающимися Сторонами, - подчеркивается в ст. 2 Конвенции. - Такое указание должно быть прямо выражено или же недвусмысленно вытекать из положений договора. Условия, относящиеся к согласию сторон на право, объявленное применимым, определяются таким правом».



При отсутствии подобного соглашения купля-продажа товаров в соответствии с Конвенцией должна регулироваться внутренним правом страны, «являющейся местом постоянного проживания продавца в момент получения им заказа; если заказ получен предприятием продавца, то продажа регулируется внутренним правом страны, в котором находится его предприятие» (ч. 1 ст. 3).

Кроме того, в Конвенции содержатся коллизионные критерии выбора применимого права при заключении договора купли-продажи на аукционе или бирже, а также при осуществлении осмотра и инспектирования товаров. В ст. 6 Конвенции содержится правило о возможности исключения применения права, определенного в соответствии с ней, по мотивам публичного порядка.

Конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при купле-продаже движимых материальных вещей 1958 г. была принята с целью дополнить Гаагскую конвенцию 1955 г. в части определения права, регулирующего переход права собственности на проданный товар. В силу до сих пор не вступила. Основная причина этого заключается, по-видимому, в наличии значительных противоречий при урегулировании вопросов перехода права собственности в законодательстве различных государств и возникающими в связи с этим проблемами определения реального статуса имущества и банкротства.



В числе других документов, имеющих целью определение применимого права при осуществлении внешнеэкономических операций, можно назвать Гаагскую конвенцию о праве, применимом к агентским договорам 1978 г. (вступила в силу с 1 мая 1992 г.). В ее ст. 1 указывается, что Конвенция устанавливает применимое право к отношениям, носящим международный характер и возникающим в случае, когда одно лицо (агент) обладает полномочиями действовать, действует или имеет своей целью действовать от имени другого лица (принципала) в отношениях с третьей стороной. Действие этой конвенции распространяется также на случаи, когда в обязанности агента входит получение и передача предложений о заключении контракта или проведение переговоров от имени других лиц. Конвенция применяется независимо от того, действует ли агент от своего имени или от имени принципала, а также носят ли его действия регулярный или эпизодический характер.

В соответствии со ст. 5 Конвенции отношения между агентом и принципалом регулируются нормами избранного ими национального права. При этом выбор права должен быть ясно выраженным либо явно следовать из условий соглашения сторон или обстоятельств дела.

Если стороны не договорятся о подлежащем применению праве, то их отношения будут регулироваться национальным правом того государства, на территории которого в момент заключения агентского соглашения агент имел свое коммерческое предприятие или, при отсутствии такового, свое обычное место жительства (ч. 1 ст. 6). Вместе с тем к отношениям между агентом и принципалом будет применяться национальное право государства, в котором осуществляется основная деятельность агента, в том случае, если принципал имеет коммерческое предприятие в этом государстве или, при отсутствии такового, проживает в этом государстве (ч. 2 ст. 6).

Более широкий характер по сравнению с Конвенцией 1978 г. имеет Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (вступила в силу 1 апреля 1991 г.). Она применяется к большинству договорных отношений, в рамках которых возникает проблема выбора между правом различных государств. Заключенная в рамках Европейского Союза конвенция не ограничивает сферу своего действия договорами субъектов, принадлежащих к ее государствам-членам. Универсальный характер этого международно-правового документа проявляется в том, что право, определяемое в соответствии с ним, подлежит применению независимо от того, является ли оно правом договаривающегося государства.

В 1985 г. чрезвычайная сессия ГКМЧП разработала проект новой универсальной Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров , который был принят в 1986 г. на специальной дипломатической конференции. Ее нормы, с одной стороны, были призваны заменить положения Гаагской конвенции 1955 г., а с другой, дополнить материально-правовые нормы Венской конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. необходимыми коллизионными правилами. На сегодняшний день Конвенция 1986 г. еще не вступила в законную силу.

Основные принципы, закрепленные в этом международном договоре, во многом повторяют принципы Гаагской конвенции 1955 г. Так, п. 1 ст. 7 Конвенции 1986 г. определяет, что договор купли-продажи регулируется правом, выбираемым сторонами. Если применимое право не было определено соглашением сторон, то в соответствии с п. 1 ст. 8 Конвенции договор будет регулироваться правом государства, в котором продавец на момент заключения соглашения имел свое коммерческое предприятие.

Вместе с тем совершенно новым в Конвенции является правило о том, что «стороны могут в любое время договориться о подчинении договора в целом или его части какому-либо иному праву, помимо права, которым он регулировался ранее, независимо от того, что право, ранее регулировавшее договор, было выбрано сторонами. Любое изменение сторонами применимого права после заключения договора не наносит ущерба формальной действительности договора или правам третьих лиц» (п. 2 ст. 7).

Конвенция устанавливает изъятия из принципа применения права продавца в пользу права страны покупателя в тех случаях, когда: 1) переговоры велись, и договор был заключен сторонами, находящимися в этом государстве; 2) договор прямо предусматривает, что продавец должен исполнить свое обязательство по поставке товаров в стране покупателя; 3) договор был заключен в результате объявления покупателем торгов (п. 2 ст. 8). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 8 Конвенции в ряде случаев в качестве применимого может быть определено другое право (той страны), с которым договор имеет наиболее тесную связь.

Конвенция также определяет пределы действия применимого права и устанавливает правила о его выборе при заключении договоров на аукционе или бирже. В силу ст. 22 Конвенция не должна применяться к договорам купли-продажи между сторонами, принадлежащими государствам - участникам других международных соглашений, устанавливающих правила выбора применимого права.

Параллельно с разработкой конвенций, определяющих процедуру выбора применимого права при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в рамках ГКМЧП велась работа по унификации правил заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров . Ее итогом стало принятие на сессии Гаагской конференции в 1964 г. Конвенции о единообразном законе о заключении договоров о международной купле-продаже товаров и Конвенции о единообразном законе о международной купле-продаже товаров . Их нормы предполагалось ввести в действие как часть национального законодательства стран-участниц. Однако многие положения конвенций не были достаточно четко сформулированы и не носили в полной мере универсальный характер. Поэтому, хотя оба эти документа вступили в силу, они не получили широкой поддержки и серьезно не повлияли на правовое регулирование международных торговых операций.

Гораздо больших успехов в этом направлении достигла ЮНСИТРАЛ, разработавшая проект Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров , который был одобрен на дипломатической конференции в Вене в 1980 г. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. и в настоящее время ее участниками являются 70 государств мира, включая Россию.

Венская конвенция ООН 1980 г. представляет собой совокупность международно-правовых норм, главной целью которых является создание единого правового режима сделок международной купли-продажи товаров. Она носит универсальный и компромиссный характер, так как в ней учтены принципы и институты различных правовых систем, а также приняты во внимание интересы развивающихся стран по установлению нового международного экономического порядка. В преамбуле Конвенции отмечается, что принятие единообразных норм, регулирующих договоры международной купли-продажи товаров и учитывающих различие общественных, экономических и правовых систем, будет способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле и содействовать ее развитию.

Конвенция распространяется на договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, в тех случаях, когда: а) эти страны являются договаривающимися государствами; б) согласно нормам МЧП применяется право договаривающегося государства (п. 1 ст. 1). Вместе с тем в соответствии со ст. 6 стороны вправе исключить применение Конвенции в отношениях друг с другом, отступить от любого из ее положений (кроме ст. 12) или изменить его действие.

Регулируя процедуру заключения внешнеторговых сделок, а также права и обязанности сторон, которые вытекают из контракта, Конвенция не применяется к продаже товаров для личного пользования; с аукциона; в порядке исполнительного производства; фондовых и обеспечительных бумаг, акций, оборотных документов и денег; судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке; электроэнергии (ст. 2). Кроме того, она не затрагивает вопросов действительности самого договора или каких-либо его положений и последствий, которые может иметь договор в отношении права собственности на проданный товар (ст. 4).

Во второй части Венской конвенции 1980 г. (ст. 14-24) рассматривается порядок заключения соглашения о международной купле-продаже товаров. Здесь приводится перечень необходимых условий действительности предложения о заключении договора, адресованного одному или нескольким конкретным лицам (оферты ), определяются его содержание и виды. В соответствии с Конвенцией оферта считается достаточно определенной, если в ней обозначен товар, прямо или косвенно устанавливается его количество и цена либо предусматривается порядок их определения.

Оферта вступает в силу с момента получения ее адресатом и может быть отзывной и безотзывной . Нельзя отозвать оферту, если в ней указывается определенный срок для выражения согласия на заключение договора (акцепт ) или адресат оферты рассматривает ее как безотзывную. После изучения предложения о заключении контракта адресат оферты может ее акцептировать, сделав определенное заявление, или совершить другие действия, свидетельствующие о согласии с офертой (отправить товар или его часть, уплатить деньги за товар и т. д.). Молчание или бездействие сами по себе акцептом не являются.

Акцепт должен содержать согласие с офертой и не вносить каких-либо предложений, существенно меняющих ее условия. В противном случае речь должна идти об отклонении акцептантом первоначального предложения и выдвижении им встречной оферты. Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом или с момента совершения адресатом оферты действий, свидетельствующих о его согласии с условиями оферты.

Третья часть Конвенции непосредственно посвящена регулированию отношений сторон по договору международной купли-продажи товаров. Впервые в международных нормативных документах такого рода в ней вводится понятие существенного нарушения договора (ст. 25).

В соответствии с Конвенцией при наличии существенного нарушения договора покупатель может требовать замены поставленного товара или заявить о расторжении контракта. Конвенция предоставляет сторонам право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения контракта станет ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона также вправе заявить о расторжении контракта.

Помимо этого в третьей части Конвенции определяются обязательства продавца, касающиеся, в частности, поставки товара, обеспечения его соответствия определенным количественным и качественным характеристикам, а также передачи необходимых документов. В свою очередь, в качестве основных обязательств покупателя здесь называются уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора и положениями Конвенции. В этой части Конвенции перечисляются и средства правовой защиты, которые могут быть использованы одной стороной договора в случае его нарушения другой стороной, а кроме того, определяются момент и условия перехода рисков с продавца на покупателя.

В отдельную главу части третьей Венской конвенции 1980 г. выделены положения, общие для обязательств продавца и покупателя. В ней содержатся установления, касающиеся предвидимого нарушения договора и договоров на поставку товаров отдельными партиями, взыскания убытков, процентов с просроченных сумм, освобождения от ответственности, последствий расторжения договора и сохранения товара.

В последней, четвертой части Конвенции, помимо прочих вопросов процедурного характера, определяется порядок ее действия на территории государства, имеющего две и более территориальные единицы с самостоятельными системами права по вопросам, являющимся предметом регулирования этого международно-правового документа.

Важно также отметить, что в соответствии со ст. 90 Венской конвенции 1980 г. она не затрагивает действие любого международного соглашения, которое уже заключено или может быть заключено и содержит положения, подобные положениям данной Конвенции. Тем не менее в ст. 99 содержится требование о необходимости денонсации Гаагских конвенций 1964 г. их государствами-участниками при ратификации ими Венской конвенции 1980 г. Это правило направлено на максимальное расширение сферы действия ее положений.

Как было показано выше, Венская конвенция ООН 1980 г. не предназначена для регулирования всего комплекса отношений, возникающих в связи с международной куплей-продажей товаров. Поэтому в п. 2 ст. 7 содержится специальное правило о том, что «вопросы, относящиеся к предмету регулирования настоящей Конвенции, которые прямо в ней не решены, подлежат рассмотрению в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а при отсутствии таких принципов - в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права». В последнем случае, на наш взгляд, речь должна идти о праве, определяемом соглашением сторон или на основании коллизионных норм, содержащихся в международных договорах или национальном законодательстве соответствующего государства.

Другим известным международным документом, разработанным ЮНСИТРАЛ в сфере правового регулирования внешнеторговой деятельности, является Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г. (27 государств-участников). В 1980 г. был принят Протокол об изменении ее положений в целях приведения их в соответствие с нормами Венской конвенции о международной купле-продаже товаров.

Конвенцией 1974 г. устанавливается единый для всех внешнеторговых сделок срок исковой давности, равный четырем годам (в то время как в национальном законодательстве различных стран он колеблется от шести месяцев до 30 лет). Конвенция предусматривает, что четырехлетний срок исковой давности по требованию, вытекающему из нарушения договора, начинается со дня, когда имело место такое нарушение, а по требованию, вытекающему из дефекта или иного несоответствия товара условиям договора, - со дня фактической передачи товара покупателю или его отказа от принятия товара.

Этим документом установлены также правила о перерыве или продлении срока исковой давности, его изменении и порядке исчисления; наряду с ними вводится общее ограничение срока исковой давности (10 лет) и предусматриваются последствия его истечения. В соответствии с Конвенцией истечение срока исковой давности принимается во внимание при рассмотрении спора только по заявлению стороны, участвующей в процессе. При наличии такого заявления право требования не подлежит признанию и принудительному осуществлению, если рассмотрение спора начато после истечения срока исковой давности.

Еще одним направлением международно-правового сотрудничества в области внешнеторговой деятельности является разработка универсальных конвенций о конкретных видах сделок . Здесь в качестве примера можно назвать подготовленные под эгидой УНИДРУА и принятые в 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве конвенции о международном факторинге и международном финансовом лизинге . Эти документы вступили в силу 1 мая 1995 г. и действуют в настоящее время в отношениях между такими, в частности, государствами, как Франция, Италия, Нигерия и др. (Россия присоединилась к конвенции о международном финансовом лизинге 8 февраля 1998 г.). Первая из указанных конвенций регулирует права и обязанности поставщиков товаров или услуг и их финансовых агентов в рамках контрактов об уступке денежных требований. Основная цель второй заключается в формулировании единообразных правил в отношении гражданских и коммерческих правовых аспектов международного финансового лизинга. В соответствии с конвенциями участники факторинговых и лизинговых сделок могут исключить применение указанных международно-правовых соглашений в отношениях между собой на основе специального соглашения или оговорки в контракте.

Особенности заключения и исполнения внешнеторговых контрактов российскими фирмами и организациями с предприятиями некоторых зарубежных стран регулируются на основе специальных двусторонних соглашений, получивших наименование общие условия поставок товаров . Среди них наибольшую практическую значимость имеют договоры, заключенные с Китаем, КНДР, а также в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и СНГ.

ОУП СССР - КНР в редакции 1990 г. и ОУП СССР - КНДР в редакции 1981 г. представляют собой международные межведомственные договоры.

Нормы ОУП СССР - КНР носят, в целом, диспозитивный и факультативный характер. Более того, целый ряд их положений имеет не нормативное, а инструктивное содержание и лишь ориентирует стороны на целесообразность решить в контракте тот или иной вопрос. Однако наличие таких положений в рассматриваемом документе не означает, что стороны сделки не могут по своему усмотрению решить в контракте и другие вопросы, по которым в ОУП не содержится соответствующих инструкций или рекомендаций.

ОУП СССР - КНДР регламентируют тот же, что и в ОУП СССР - КНР, круг вопросов, но составлены более подробно и обязательны для заключивших договор сторон. Тем не менее при специфике товара или условий его поставки возможно отступление от положений этих ОУП в заключаемом договоре. В ОУП СССР - КНДР в отличие от ОУП СССР - КНР имеется коллизионная норма, предусматривающая, что по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в ОУП и в контрактах, к отношениям сторон применяется право страны продавца.

В период существования Совета Экономической Взаимопомощи государствами - членами этой международной организации в 1968 г. были разработаны Общие условия поставок товаров между организациями стран - членов СЭВ . В настоящее время они действуют в редакции 1988 г. По своему содержанию ОУП СЭВ охватывают широкий круг вопросов регулирования внешнеторговой деятельности. В их состав входят нормы, посвященные, в частности, процедуре заключения, изменения и прекращения контракта; определению базиса и срока поставки; вопросам количества и качества товара; упаковке и маркировке, технической документации, порядку осуществления платежей; некоторым общим положениям об ответственности, санкциям, порядку и срокам предъявления претензий; арбитражу и установлению сроков исковой давности.

ОУП СЭВ подлежали обязательному применению к внешнеторговым поставкам между организациями стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, независимо от того, были ли на них сделаны ссылки в контрактах. После прекращения деятельности СЭВ как международной организации ситуация изменилась. Однако своего значения ОУП СЭВ не потеряли и (-) подлежат применению в случае прямой отсылки к ним в контракте.

Задачам обеспечения формирования и развития общего экономического пространства, а также сохранению и упрочению связей между хозяйствующими субъектами из различных стран Содружества Независимых Государств призвано служить Соглашение об общих условиях поставок между организациями государств - участников СНГ от 20 марта 1992 г. (ОУП СНГ, 1992 г.). Оно вступило в силу 1 июля 1992 г. Участниками ОУП СНГ являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина.

В соответствии со ст. 1 Соглашения оно распространяется на отношения между субъектами хозяйствования (независимо от форм собственности) государств - участников СНГ по межгосударственным экономическим связям. Предприятия свободны в выборе предметов договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, за исключением случаев поставки товаров по межгосударственным соглашениям. ОУП СНГ унифицируют правила о заключении, изменении и расторжении соответствующих внешнеторговых контрактов и оговаривают его существенные условия.


Конспект лекций. Таганрог: Издательство НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010.

1. Структура и сущность предмета «Международные расчеты и финансирование»

1.2. Правовое регулирование внешнеэкономических сделок и расчетов по ним

Для начала, следует отметить, что в российском праве не существует четкого определения термина «внешнеэкономическая сделка ». Поэтому под внешнеэкономическими сделками следует понимать операции, обладающие следующими двумя признаками:

1. в сделке должны участвовать субъекты различной национальной принадлежности,

2. должен быть четко очерчен круг отношений, в сфере которых заключаются такого рода сделки (операции по экспорту-импорту товаров, услуг и др.).

Согласно данного определения, к внешнеэкономическим сделкам можно относить договора подряда, мены, договора на предоставление различных услуг по оказанию технического содействия в сооружении промышленных объектов, а также договор внешнеторговой купли-продажи товара.

В правовом регулировании внешнеэкономических сделок большую роль играют международные договоры регионального и универсального характера. Особое значение при заключении внешнеэкономических контрактов имеет Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей которой (как правопреемник СССР) является и Российская Федерация. Конвенция содержит общие условия и порядок осуществления платежей. СССР присоединился к конвенции 23 мая 1990 г., а вступила в силу на территории России с 1 сентября 1994 г.

В Конвенции предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену за товар, установлены место и срок платежа, последствия неуплаты за товар, включая начисление процентов за просрочку платежа, возмещение убытков и т.д.

Порядок платежей по внешнеэкономическим контрактам предусмотрен и другими международными соглашениями, в частности Общими условиями поставок товаров между организациями стран - участников соглашения, Общими условиями поставок товаров из РФ в Китай и обратно , и т.д.

Следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством международные договоры (конвенции), в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть национальной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обязательный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепившей правило, что: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Существует также ряд международных соглашений универсального уровня по регулированию внешнеэкономических сделок. Это, прежде всего, Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе о порядке заключения договоров о международной купле-продаже товаров». В силу ограниченного числа стран, подписавших эти конвенции, они не получили широкого распространения. СССР (и, следовательно, Россия) не является участником этих конвенций, однако, Гаагские конвенции 1964 г. по сути дела включены в Венскую конвенцию 1980 г.

Условия о платежах по внешнеторговым контрактам включены также и в принятый в 1994 году Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) документ «Принципы международных коммерческих контрактов» («Principles of International Commercial Contracts»), который также может быть использован при заключении контрактов.

Важное значение при заключении и исполнении внешнеэкономических сделок, а особенно договоров международной купли-продажи, играют международные обычаи . С тем, чтобы избежать противоречий между торговыми партнерами в понимании торговых обычаев, Международная торговая палата разработала и выпустила сборники их толкований - «Инкотермс» - в 1953 г. Со временем «Инкотермс» несколько раз переиздавали, внося дополнения и изменения. С правовой точки зрения «Инкотермс» представляет собой свод правил, имеющих факультативный характер