В сфере обращения субъекта. Чувашская энциклопедия

1) лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности;

2) федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;

3) выборочный контроль качества лекарственных средств.

2. Лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств и в сфере фармацевтической деятельности осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

3. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

4. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к доклиническим исследованиям лекарственных средств, клиническим исследованиям лекарственных препаратов, хранению, перевозке, ввозу в Российскую Федерацию, отпуску, реализации лекарственных средств, применению лекарственных препаратов, уничтожению лекарственных средств, а также соблюдения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методики установления предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - обязательные требования);

2) организацию и проведение проверок соответствия лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, установленным требованиям к их качеству;

2.1) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

2.2) проведение контрольных закупок в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

4) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений, в том числе принятие решения о нахождении лекарственных средств в обращении, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

5. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предварительное согласование с органами прокуратуры сроков проведения внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств, а также предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения этой проверки не требуется. Органы прокуратуры извещаются о проведении внеплановой проверки субъектов обращения лекарственных средств посредством направления соответствующих документов в течение трех рабочих дней с момента окончания проведения указанной внеплановой проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) получать на основании мотивированных письменных запросов от субъектов обращения лекарственных средств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления документы и информацию по вопросам обращения лекарственных средств;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами обращения лекарственных средств, при осуществлении своей деятельности территории, здания, помещения и сооружения в целях проведения мероприятий по контролю;

3) проводить отбор образцов лекарственных средств, предназначенных для реализации и реализуемых субъектами обращения лекарственных средств, для проверки их качества, проведения исследований, испытаний в соответствии с правилами отбора образцов, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3.1) проводить контрольные закупки лекарственных препаратов для медицинского применения в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

3.2) проводить контрольные закупки лекарственных препаратов для ветеринарного применения в целях проверки соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, осуществляющими розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для ветеринарного применения и (или) запрета продажи фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств;

2) отбор образцов лекарственных средств у субъектов обращения лекарственных средств в целях проведения испытаний на их соответствие требованиям нормативной документации или нормативных документов;

3) принятие по результатам проведенных испытаний решения о дальнейшем гражданском обороте соответствующего лекарственного средства;

4) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о переводе лекарственного средства на посерийный выборочный контроль качества лекарственных средств в случае повторного выявления несоответствия качества лекарственного средства установленным требованиям и (при необходимости) о проверке субъекта обращения лекарственных средств. Расходы, связанные с проведением посерийного выборочного контроля качества лекарственных средств, оплачиваются производителем лекарственного средства либо держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата.

Необходимость товарного обращения объективно обусловлена существованием товарного производства и денег. Для выяснения сущности товарного обращения необходимо четко различать следующие понятия: обмен, товарное обращение, торговля.

В условиях общественного разделения труда всегда существует объективная необходимость обмена деятельностью между людьми в форме обмена произведенными продуктами труда. Первоначально обмен и происходит именно в этой форме, поэтому его можно обозначить как П – П.

Обмен является особой фазой процесса воспроизводства. Во взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления обмен выступает как связующее звено между производством и потреблением (производительным и личным). При этом распределение есть момент, отправляющийся от общества, а обмен – от индивида.

По мере роста общественного разделения труда обмен товарами превратился в регулярный общественный процесс. Возникло производство специально для обмена – товарное производство. С его возникновением появляется и соответствующая форма обмена – товарный обмен. Непосредственный товарный обмен может быть обозначен так: Т – Т.

Обмен товарами при развитом общественном разделении труда осуществляется при помощи денег. Наивысшего развития он достиг при капитализме. А это уже есть не что иное, как товарное обращение, формула которого такова: Т – Д – Т.

Товарное обращение – это осуществляемый при посредстве денег товарный обмен. Оно представляет процесс смены форм собственности, связывающий производство (распределение) с потреблением. Товарное обращение складывается из множества самостоятельных актов купли и продажи, посредством которых осуществляется превращение товаров в деньги и денег в товар.

Товарное обращение означает, что вместо обмена товаров как одноактного процесса продажи и купли (Т – Т) при товарном обращении происходит двухактный процесс продажи и купли, опосредствуемый деньгами (Т – Д – Т). Следовательно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает развитую денежную форму стоимости, развитые функции денег. В этом смысле товарное обращение – это особая форма обмена.

С возникновением денежной формы стоимости товарное обращение приобрело функциональную самостоятельность. На начальных этапах оно ограничивалось рамками местных рынков. С углублением общественного разделения труда и расширением сферы товарно-денежных отношений сформировались единые внутренние рынки и мировой рынок.

На основе товарного обращения развилось денежное обращение. Оно относительно обособилось и стало регулироваться возникшими законами денежного обращения. В дальнейшем развитие товарного обращения привело к развитию кредитного обращения и обращения ценных бумаг.

Таким образом, в ходе длительной исторической эволюции товарного производства и обмена формируется сложная совокупность общественных отношений, которая отражает процесс движения совокупного общественного продукта.

В современных условиях развивается товарное производство, совершенствуется присущая ему форма обмена – товарное обращение. В современной экономике оно имеет следующие черты:

1) основная масса товаров, поступающих в обмен, создается на предприятиях с коллективными и общественными формами собственности (государственные, кооперативные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны, корпорации). В силу этого существует экономическая база для развития, прежде всего крупных коммерческих структур в сфере товарного обмена;

2) товарное обращение имеет регулируемый характер. Объем товарооборота, уровень цен, развитие торговой сети, распределение товарных запасов регулируются государством и местными органами власти;

3) товарному обращению присущи конкуренция, кризисы сбыта, спекуляция. Эти явления не всегда связаны с ростом товарооборота и емкости рынка;

4) сфера товарного обращения может быть ограничена государством. Например, из нее могут быть выведены определенные земельные территории, некоторые предприятия.

Товарное обращение выполняет две основные функции:

1) оно подчинено удовлетворению платежеспособного спроса предприятий в средствах производства и населения в товарах народного потребления. Это его главная функция. Товарное обращение обеспечивает поступление материальных благ, необходимых для возмещения потребленных средств производства, расширения производства и роста народного потребления;

2) оно возмещает в деньгах стоимость произведенных и доставленных на рынок товаров. В результате продажи продукции предприятия, которые ее произвели, возмещают издержки, реализуют прибавочный продукт, необходимый для расширения производства.

Как видим, первая функция товарного обращения связана с реализацией товара как потребительной стоимости, вторая – с реализацией его как стоимости. Первая функция выражает интересы потребителей, вторая – производителей. При внутреннем единстве функций товарного обращения между ними существует противоречие (нарушение номенклатуры товарного производства, увеличение выпуска дорогостоящих товаров, недостаток отдельных видов продукции, затоваривание).

На основе общественного разделения труда товарное обращение обособляется в отдельную отрасль макроэкономики – в торговлю. Какова объективная целесообразность этого процесса?

Торговля осуществляет реализацию товаров, доводит их от производства к потребителям, а также выполняет ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (сортировка, расфасовка, упаковка, хранение товаров). В результате доработки в сфере обращения товарам придается та форма, в которой они реализуются и поступают в потребление.

Выделение товарного обращения в самостоятельную отрасль создает значительные экономические выгоды для всего общества. Действительно, в торговле:

1) лучше удовлетворяются запросы потребителей, так как в торговле организуется их изучение,

2) более эффективно используются кадры торговых работников и материально-техническая база торговли (торговая сеть, склады, базы, холодильники, транспорт),

3) сокращаются издержки, и укрепляется процесс обращения, а производство избавляется от несвойственных ему функций по реализации товаров,

4) относительно уменьшаются средства, вкладываемые на развитие сферы обращения, и относительно увеличиваются средства, непосредственно авансируемые на развитие производства.

Особенности товарного обращения средств производства и предметов потребления приводят к тому, что товарное обращение выступает в нескольких формах.

В современной экономике существуют три формы внутреннего товарного обращения: 1) материально-техническое снабжение (логистика), 2) закупки сельскохозяйственной продукции, 3) торговля товарами народного потребления.

Обратимся последовательно к их анализу и изложению.

Материально-техническое снабжение (логистика) – это система экономических отношений, направленных на обеспечение средствами производства всех хозяйствующих субъектов общества.

Целью материально-технического снабжения является эффективное распределение между предприятиями машин, станков, оборудования, топлива, металла для обеспечения бесперебойного воспроизводства. Материально-техническое снабжение как процесс охватывает распределение средств производства в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, на транспорте и в других отраслях макроэкономики.

Рассмотрим вторую форму товарного обращения, которая широко распространена в нашей стране.

Закупки сельскохозяйственной продукции – это одна из товарных форм связи промышленности и сельского хозяйства, обеспечивающая снабжение народного хозяйства сельскохозяйственной продукцией. С экономической точки зрения закупки должны дать обществу такое количество продукции сельского хозяйства, которое необходимо для: 1) обеспечения легкой и пищевой промышленности сырьем; 2) обеспечения населения продовольствием; 3) образования государственных резервов; 4) образования внешнеторговых фондов.

Закупки сельскохозяйственной продукции осуществляются в двух формах:

1) в форме централизованных закупок. Они производятся государственными организациями и предприятиями и имеют важное экономическое значение. Обеспечивают устойчивые доходы сельскохозяйственных предприятий, достижение правильной пропорциональности развития сельского хозяйства;

2) в форме децентрализованных закупок. Они осуществляются кооперативными, акционерными и частными предприятиями.

Политика, формы и методы закупок сельскохозяйственной продукции устанавливаются в соответствии с конкретными условиями и объективными потребностями каждого этапа экономического развития.

В настоящее время государство по фиксированным ценам также осуществляет закупки сельскохозяйственной продукции, но без постоянных плановых заданий. Большое количество продукции реализуется сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими хозяйствами свободно по существующим рыночным ценам. Объем государственных закупок сельскохозяйственной продукции в России приведен в таблице 8.1.

Таблица 8.1. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции в России (млн. т)

Вид продукции

В среднем за год

Сахарная свекла

Картофель

Семена масличных культур

Скот и птица (живой вес)

Яйца, млрд. шт.

Проанализируем еще одну форму внутреннего товарного обращения – торговлю товарами народного потребления. Торговля товарами народного потребления является связующим звеном между производством и личным потреблением. Она выполняет следующие функции в общественном воспроизводстве:

1) осуществляет реализацию денежных доходов населения в определенной массе товаров,

2) посредством ее товары, покидая сферу производства и обращения, поступают в сферу личного потребления,

3) от ее динамики зависит повышение или снижение жизненного уровня населения страны.

Наличие различных форм собственности обусловливает существование различных форм торговли товарами народного потребления: государственной, кооперативной, частной.

Вся сумма реализованных потребительских товаров населению через государственную (муниципальную), кооперативную и частную торговлю представляет собой розничный товарооборот.

Розничный товарооборот – это важнейший показатель развития торговли и роста жизненного уровня народа. Объем и структура розничного товарооборота в России характеризуется данными табл. 8.2.

Таблица 8.2. Розничный товарооборот России по формам собственности

Весь объем

В том числе по видам торговли

государственная и муниципальная собственность

частная собственность

другие формы собственности

в миллиардах рублей

в процентах

Закономерным в изменении структуры внутреннего рынка России становится уменьшение доли государственной и кооперативной торговли при соответствующем росте доли частной торговли. Это объясняется уменьшением производства потребительских товаров в государственном секторе экономики, а также развитием частных производственных и коммерческих структур, где создаются и реализуются товары народного потребления.

СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления, а также обусловленное товарообменными процессами денежное обращение, управляе-мое законами денежного обращения. С.о. включает в себя:

1) товародвижение в форме прямых отправок товаров предприятиями-изготовителями потребителям (или прямой сбыт готовой продукции, или прямая форма между предприятиями-поставщиками и потребителями). В статистике данный показатель определяется как объём отгружен. товаров собствен. производства, к-рые произведены юридич. лицом и фактически отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридич. и физич. лицам) в отчёт. периоде, независимо от того, поступили деньги на счёт продавца или нет;

2) обращение товаров, осуществляемое предприятиями и организациями ;

3) деятельность снабженческо-сбытовых сельскохозяйствен. потребител. кооперативов, к-рые производят и закупают у населения и у крестьян. (фермер.) хозяйств сельскохозяйствен. продукцию и осуществляют её реализацию, а также закупают минерал. удобрения, автомобил. бензин, дизел. топливо и продают их гражданам, ведущим личное подсоб. хозяйство, и крестьян. (фермер.) хозяйствам. В Чуваш. Респ. в 2013 паевый фонд кооперативов составил 14,5 млн руб. В состав пайщиков данных коопе-ративов вошли 1615 членов, в т.ч. 1235 граждан, ведущих личное подсоб. хозяйство, 11 индивидуал. предпринимателей, 2 главы крестьян. (фермер.) хозяйств, 7 крестьян. (фермер.) хозяйств и 21 юридич. лицо, из к-рых 9 осуществляли сельскохозяйствен. деятельность, и 3 сельскохозяйствен. потребител. кооператива. Сбытом продукции в 2013 занимались 12 кооперативов, ими продано продукции на сумму 118,2 млн руб. Снабженч. деятельностью занимался 1 кооператив (см. также );

4) государствен. закупоч. деятельность, осуществляемая глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования в целях материально-технич. обеспечения государствен. и муниципал. нужд (потребностей государствен. и муниципал. заказчиков, в качестве к-рых выступают государствен. органы, в т.ч. органы государствен. власти, органы управления государствен. внебюджет. фондами, органы мест. самоуправления, а также бюджет. учреждения, иные получатели средств федерал. бюджета, бюджета Чуваш. Респ. или мест. бюджетов). В 2013 глав. распорядителями средств республикан. бюджета и внебюджет. источников финансирования было проведено 69797 торгов и др. способов размещения заказов, в т.ч. 91 открытый конкурс, 16698 аукционов в электрон. форме, 7174 закупки путём запроса ценовых котировок, 2445 закупок у единствен. поставщика без проведения торгов, в результате чего количество заключён. контрактов и сделок составило 69418 единиц на сумму 10657,7 млн руб., из них 805 контрактов на 734,7 млн руб. – с субъектами малого предпринимательства.

В С.о. осуществляется совокупность операций, обеспечивающих товародвижение: транспортировка, складирование, хранение, погрузочно-разгрузоч. операции, управление запасами товарно-материал. ценностей в пути и в местах их хранения. Затраты С.о. занимают значител. удельный вес в конеч. стоимости потребляемого товара. Задачи оптимизации совокупных издержек в сфере товародвижения, снижение затрат товародвижения в конеч. стоимости товаров, а также затрат участников товародвижения и максимизации конеч. финансово-хозяйствен. результатов их деятельности решает логистика.

В сфере производства функционирует промышленный и аграрный капитал, в сфере обращения – ссудный и торговый капитал.

Обращение - это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно не­обходимыми являются два:

Возможность получения прибавочного продукта;

Определенная степень развития разделения труда.

Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.

Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представ­ляют собой рыночные отношения.

Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движе­ния продукта от производителя к потребителю присуще мате­риальное (вещественное) и экономическое содержание, то су­ществуют 2 основных условия рыночного обмена:

Объекты обмена должны удовлетворять различные потреб­ности, т.е. быть качественно различными;

Объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.

Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.

На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги - всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньгами, происходят движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая тео­рия связывает это развитие с двумя основными процессами:


Превращение в объекты рыночного обмена факторов производства - земли, капитала, труда;

Качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функциони­рование денежной системы.

Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи со­зданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.

В современной экономике между производителем и потребителем существует огромная сфера обращения – рынок, со своими специальными законами и учреждениями. Чем обширнее рынок, чем больше в нем специальных учреждений, тем ближе к друг другу становится покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т. е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей. Совокупность специальных рыночных учреждений или институтов обозначаются понятием рыночная инфраструктура.

Существует следующие институты или элементы рыночной инфраструктуры:

В сфере товарного обращения:

От розничной товарной сети до товарных бирж;

Аукционы;

Ярмарки;

Торговые центры.

На рынке труда:

Биржи труда;

Бюро трудоустройств;

Центры по переподготовки кадров.

В сфере обращения капиталом:

Биржи (фондовые, валютные);

В сфере консультативного предпринимательства:

Маркетинг;

Информационные услуги;

Консалтинговые услуги.

Таможни;

Страховые компании;

Юридические конторы.

Рыночная инфраструктура предоставляет услуги связанные с реализацией следующих целей:

1. Снижение степени рыночного риска благодаря аудиторской деятельности, страхованию, консалтингу.

2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств, за счет брокерских и дилерских услуг.

3. Качественный и быстрый подбор работников.

Производственная инфраструктура отрасли – непроизводственные товары, но обязывающие услуги их движения (транспорт, связь, хранилища, склады). Масштаб реализации инфраструктуры определяется ее вкладом в совокупную эффективность производства. Если затраты на рынке специальных посреднических институтов меньше, чем приносимая ими выгода, то их существование и труд экономически оправдан. Главный инструмент рыночной инфраструктуры – коммерческие банки и фондовые биржи.

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В ст. 33 Конституции РФ речь идет о возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой для такого вывода служат ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Текущее законодательство также позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре.

Субъектами права на обращение являются организации. Под ними понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе некоммерческие организации, а также общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица, включая религиозные группы.

Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления. Субъектами рассмотрения обращений граждан должны быть признаны также структурные единицы, осуществляющие определенные государственные функции. К ним могут быть отнесены, в частности, саморегулируемые организации - профессиональные (отраслевые) сообщества, на которые предполагается возложить многие контрольные функции государства, а также функции регулирования того или иного рынка, возможно, лицензирование. Любые организации, осуществляющие определенные властные полномочия, обязаны рассматривать обращения граждан на основе той же нормативной модели, что и органы публичной власти.

Немало обращений граждане направляют в коммерческие организации, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, которых нельзя обязать рассматривать эти обращения в соответствии с процедурой, установленной для реализации права на обращение в органы публичной власти. Думается, что в этом случае было бы разумным рекомендовать коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и общественным объединениям учитывать в своей деятельности типовую инструкцию о рассмотрении обращений граждан и ведении делопроизводства, которая могла бы быть разработана Федеральной архивной службой.

Предмет обращения - это просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным. На основе анализа просьб, желаний, потребностей заявителей можно условно классифицировать массив исследованных обращений по предмету следующим образом:

Предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, по принятию соответствующих нормативных правовых актов и индивидуальных актов в сфере деятельности министерства в интересах граждан и организации;

Просьба разъяснить действующее законодательство в сфере деятельности министерства;