Что означает слово памфлет. Памфлет: что такое, описание, история


ПАМФЛЕТ - представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача П. состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. П., создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность - бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать еще сильнее удар по политической линии, им представляемой.
Это стремление показать определенную человеческую фигуру приближает памфлет в известной мере к художественной литературе, работу памфлетиста - к работе писателя, создающего «типический характер», причем в отличие от художественного обобщения П. имеет в виду именно определенное, конкретное лицо, конкретные факты (т. е. прежде всего устраняет элемент художественного вымысла).
Естественно, что П. определенного класса характеризуется теми литературно-художественными особенностями индивидуализации персонажа, к-рые присущи художественно-литературному стилю этого класса. Негативная направленность, которая характеризует памфлет, - его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, - роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: П. ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется еще и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.
Так. обр. П. является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т.п.) литературы, к-рый в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т. e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Так. обр. отношение П. и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о П. является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях (см. Публицистика).
Классический П. создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров П. был Эразм Роттердамский (1466-1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515-1517) - памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488-1523) сверх того принадлежат памфлеты: «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).
П. был широко использован в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они были скорее придворными торговыми бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых П. и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона (1608-1674) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, 1614-1657) наводнила страну боевыми П. против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта (1667-1745) как автора П. «Письма суконщика» (Drapier Letters, 1724) и «Сказка бочки» (Tale of a Tub, 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в П. «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (The shortest Way with the Dissenters, 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. П. пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк (E. Burk, 1729-1797) прославился яркими П. В П. «Письма о цареубийственном мире» (Letters on a Regicide Peace, 1796) он требовал продолжения войны с Францией.
Новый вид П. создается в политической литературе французской революции XVIII в. и занимает в ней большое место. Он получил богатое развитие еще в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой литературы. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?...» (Qu’est-ce que le tiers etat?.., 1789) - с историческими словами «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» - обессмертил автора больше, чем вся его политическая деятельность.
Собранием П. по существу были первые политические газеты, рожденные Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Revolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла Дюмулена была лишь продолжением его П. «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789-1792) Марата.
Политическая газета родилась из П., но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. П. как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид П. Овладев газетой и сделав ее орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает П. в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет диференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.
Современем П. делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX в. создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье (1772-1825), де Корменен (1788-1868), Рошфор (1830-1913), в Германии - Бёрне («Менцель-французоед» - «Menzel der Franzosenfresser», 1836), Гейне (1797-1856). В Англии П. получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с «законом о бедных» (1828-1834), «хлебными законами» (1841-1848), Крымской войной, восстаниями в Индии и Ирландии и пр. В России П. не получил широкого развития. Его придушила царская цензура, освобождавшая от предварительного просмотра и разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. «Письмом к Гоголю» - ярким политическим П. - Белинский прорвал цензурно-критическую преграду. П. по сути своей было «философское письмо» Чаадаева.
Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать - в журналы революционной буржуазной демократии.
Русский П. был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом.
П. является острым литературным оружием и революционного пролетариата. Молодой Энгельс избрал П. для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название «Шеллинг - философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную» (Schelling der Philosoph in Christo..., 1842). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический П. эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против «левых гегельянцев» направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса «Святое семейство, или критика критической критики» (Die heilige Familie..., 1845). Из позднейших памфлетов Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» (Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte, 1852) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго «Маленький Наполеон» (Napoleon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную литературу. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ.
Соединение глубокого классового анализа с блестящей полемической формой дает памфлет В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский». Характер П. носят некоторые литературные выступления М. Горького против реакционной капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город желтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных П. дает книга К. Радека - «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).
Так. обр. каждый класс на том или ином этапе своего развития создает свой П., насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда - конкретно-историческое классовое качество П. как одного из средств идеологической борьбы класса. Библиография:
Davies M., Icon libellorum or a critical History of Pamphlets, L., 1715; Oldys W., History of tne Origin of Pamphlets, в кн.: Morgan J., Phoenix Britannicus, L., 1732; Blakey R., History of political Literature from the earliest Times, 2 vv., L., 1855; Waugh A., The Pamphlet Library, 4 vv., L., 1897-1898; Hunt R. N. C., Some Pamphlets of the Revolt of the Netherlands against Spain, «English historical Review», 1929, July; Aimeras H., d’, Les pamphlets sous la regence de Marie de Medicis, «Revue politique et litteraire», 1930, I/III.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Памфле́т

(англ. pamphlet), публицистический жанр, произведение, содержащее резкое и язвительное обличение явлений и лиц. В отличие от пасквиля , памфлет не содержит клеветнических нападок на оппонента. Памфлет – жанр сатирический, в котором нередко присутствуют ирония и сарказм . В античной литературе к числу памфлетов можно отнести направленные против Филиппа Македонского «Филиппики» Демосфена (4 в. до н. э.). Большое распространение памфлет получил в творчестве авторов периода Высокого Возрождения («Корабль дураков» (1494) С. Бранта и «Похвала глупости» (1509) Эразма Роттердамского ) и в литературе английского Просвещения , где он становится центральным жанром («Сказка о бочке» (1704), «Письма суконщика» (1724), «Скромное предложение» (1729) Дж. Свифта ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Памфлет

ПАМФЛЕТ - (от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего личного характера. Предмет П. - нападение на тот или иной политический или общественный строй, на того или другого их представителя. П. рассчитан не на избранных читателей, а на широкие массы, потому изложение в нем кратко и сжато, настроение боевое и горячее, больше обращения к здравому смыслу и чувствам. читателя, чем фактического, объективного материала. П. сыграл огромную роль в истории человечества. Достаточно напомнить, что к числу П. относятся такие произведения, как „Epistolae obscurorum virorum“ Эразма Роттердамского, „Lettres provinciales“ Паскаля, что к П. прибегали Петрарка, Джусти и Леопарди в Италии, Гуттен, Меланхтон, Лютер в Германии, Мильтон, Свифт, Даниэль Дефо в Англии, во Франции - Рабле, Мирабо, Вольтер, Поль-Луи-Курье и др. (см. Публицистика).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925


Синонимы :

диатриба, книга

ПАМФЛЕТ

Памфлет (англ. рamphlet) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое об...

Словарь Ефремовой

Памфлет

м.
Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко
полемического - характера, направленное против какого-л. политического или
общественного явления или отдельного лица.

Словарь Ожегова

ПАМФЛЕ Т, а, м. Злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного, политического характера.

| прил. памфлетный, ая, ое.

Культурология. Словарь-справочник

Памфлет

(англ. рamphlet ) – злободневное сатирическое произведение, цель которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами.

Словарь Ушакова

Памфлет

памфле т , памфлета, муж. (франц. pamphlet). Произведение (статья, брошюра и т.п. ) злободневного характера, направленное против какого-нибудь лица, общественного или политического явления и т.п.

Энциклопедический словарь

Памфлет

(англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Словарь лингвистических терминов

Памфлет

(англ. pamphlet) Один из жанров публицистического стиля, активно вбирающий в себя элементы художественного стиля: на стыке стилей появляются смешанные жанры, например: роман-П.;

злободневное публицистическое произведение, высмеивающее в резкой, обличительной форме известное в обществе лицо или явление общественной жизни.

Политическая наука: Словарь-справочник

Памфлет

(англ. pamphlet )

злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого - конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Памфлет

(англ. pamphlet) - злободневное, преимущественно публицистического характера произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданственное, социально-политическое обличение.

Рб: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Эст: сатирическое

Асс: фельетон

Перс: Эразм Роттердамский, А. Радищев, Д. Свифт, А. Герцен, Вольтер, М. Салтыков-Щедрин, Марк Твен, М. Горький, А. Франс, И. Эренбург, О. Генри

* "Памфлет бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных, чаще всего влиятельных представителей. В качестве главных изобразительных средств в памфлете используется ирония, сарказм" (А.С. Сулейманов). *

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Памфлет

(англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) - термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающей небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический или общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире, П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется художественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальные факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным практическим взглядом на политическую жизнь страны. Ввиду того, что П. рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель - общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства. Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей политической борьбы, П. чаще всего чужд соображению беспристрастия и умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля (см.) как своей основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица, а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолько характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettres provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений, как Петрарка, Поджио и Валла в Италии, Вимпфелинг, Пиркгеймер, Гуттен, Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается особенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт, Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся политическая история Франции находит себе яркое выражение в богатейшей литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения, "Менипповой сатиры" (см.), во время лиги, "мазаринад" во время фронды до "короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева СПб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber, "Les Pamphlets de Fran çois I à Louis XIV" (Л., 1834). Классическая страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета, долго тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы подпольных П. XVIII в. см. в ст. П. П. Лыжина, "Два П. времен Анны Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. акд. наук", 1858, VII).

Памфлет это жанр публицистики, для которого характерно резкое и экспрессивное обличение, направленное не против отдельных фактов, а против целой политической, государственной, философской или эстетической системы, либо конкретных влиятельных в обществе деятелей (политиков, социологов, ученых, литераторов). Как правило, памфлет преследует агитационную цель, поэтому он всегда тенденциозен, общедоступен, рассчитан на непосредственную реакцию широкой публики. Образцы публицистического памфлета: «Ареопатика» (1644) Дж.Милтона, «Сказка бочки» (1704) Дж.Свифта, «Трактат о веротерпимости» (1763) Вольтера, «Что такое третье сословие?» (1789) Э.Ж.Сьейеса, «Не могу молчать» (1908) Л.Н.Толстого, «Город желтого дьявола» (1906) М.Горького, «Ненависть» (1933) Г.Манна. Когда памфлет содержит заведомо ложное обвинение, он называется пасквилем . Наряду с чисто публицистическими памфлетом существуют остро-сатирические литературные произведения, которые тоже принято считать памфлетом: в них сильна публицистичность и историческая конкретность обличения, а построение характеров и сюжета мотивируется не их собственной логикой, а авторской идеей-замыслом. Образцы таких сатирических произведений: «Путешествие Гулливера» (1726) Дж.Свифта, «Багровый остров» (1928) М.Булгакова, «Карьера Артуро Уи» (1941) Б.Брехта, «Гимн судье» В.Маяковского (1915).

Обличения сатирического и публицистического характера были известны еще в античности. До нас дошли речи и сатиры Плутарха, Тацита, Варрона, Демосфена, однако классический памфлет, возродивший традиции античной сатиры, был создан в эпоху Возрождения. Гуманисты выработали некоторые характерные особенности памфлета этого периода: обращение к условно-панегирической («Похвала Глупости», 1509, Эразма Роттердамского) или автопортретной («Письма темных людей», 1515-17) манере; развернутая картина окружающей действительности; заданность моральных критериев; пародирование схоластической риторики. На протяжении дальнейшей истории развития памфлет выступал средством политической или литературной борьбы , являясь, как правило, оружием прогрессивных сил. В период буржуазных революций в странах Европы памфлет принял более политически заостренные, но менее дидактичные и нравоучительные формы. Таковы были в английской литературе «Чистокровный англичанин» (1701), «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702) Д.Дефо, «Письма суконщика» (1723-24) Свифта; во французской литературе «Русский в Париже» (1760) Вольтера, «Жакфаталист» (1773) Д.Дидро. В 19 веке памфлет создавали B.Гюго («Наполеон Малый», 1852), Э.Золя («Я обвиняю», 1898). Примерами русского публицистического памфлета могут служить «Философическое письмо» (1836) П.Я.Чаадаева, «Письмо к Гоголю» (1847) В.Г.Белинского. В советской литературе памфлет писали М.Кольцов, В.Катаев, И.Эренбург, Л.Леонов.

Слово памфлет произошло от английского pamphlet, что в переводе означает - листок, который держат в руках, и от греческого имени собственного из латинского названия комедии 12 века «Pamphilius seu de amore».

Памфлет (англ. pamphlet), публицистическое произведение, непосредственная цель и пафос которого - конкретное, гражданское, преимущественно социально-политическое обличение; обычно небольшое по объёму. Как жанр публицистики П.- «эпиграмматическое произведение» (Ф. Энгельс) - обнажённо тенденциозен и предназначен для прямого воздействия на общественное мнение; его стиль отличается броской афористичностью, ораторскими интонациями, образностью характеристик, экспрессией (ему присущи как ирония , сгущенная до сарказма , так и патетика). Нарочито оскорбительный, карикатурно искажающий П. принято называть пасквилем .

П. как таковой появился в пору Позднего Возрождения, в эпоху Реформации (хотя близкие П. публицистические произведения создавались ещё в эпоху античности, например «Лжец...» Лукиана); широкий резонанс имели памфлеты М. Лютера , Эразма Роттердамского , Т. Мурнера . По мере усиления политической направленности религиозных коллизий П. насыщался социальным содержанием; таковы многочисленные образцы П. времён Английской революции 17 в. (Дж. Мильтон , Дж. Лилберн , Дж. Уинстэнли ), а позже - памфлеты Д. Дефо и Дж. Свифта . В эпоху Просвещения П. (в первую очередь у Вольтера) стал сильным политическим оружием энциклопедистов , а затем деятелей Великой французской революции (знаменитый П. «Что такое третье сословие» Сьейеса). Среди многочисленных образцов П. 19-20 вв.(века) можно назвать «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье, «Менцель-французоед» (1837) Л. Берне, «Современные памфлеты» (1850) Т. Карлейля, «Наполеон Малый» (1852) В. Гюго, «Я обвиняю» (1898) Э. Золя, антифашистские памфлеты Г. Манна и Э. Э. Киша, «Левацкий шик» (1971) Т. Уолфа и др.

В России авторами П. выступили А. Н. Радищев (отдельные главы «Путешествия из Петербурга в Москву», 1790), В. Г. Белинский («Письмо к Н. В. Гоголю», 1847), А. И. Герцен, Д. И. Писарев, народники, Л. Н. Толстой («Не могу молчать»). Образцы П., обличающих противников социалистической идеологии, создали К. Маркс («Господин Фогт»), В. И. Ленин («Памяти графа Гейдена»), П. Лафарг, А. В. Луначарский и М. Горький.

Памфлетность выступает характерной чертой тех остросатирических, разоблачительных художественных произведений, которые обнажают и выдвигают на первый план идейно-политические установки автора, непосредственно подчиняющие пародийно-обличительному заданию всю образную структуру произведения (в таких случаях приняты обозначения «роман-П.», «пьеса-П.», «П.-очерк» и т. д.). Таковы многие утопические (начиная с «Утопии» Т. Мора) и антиутопические романы (в том числе «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Прекрасный новый мир» О. Л. Хаксли), «Помпадуры и помпадурши» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта, «Трест Д. Е.» И. Г. Эренбурга, очерки В. В. Маяковского «Моё открытие Америки» и его стихи о «советских помпадурах», роман «У нас это невозможно» (1935) С. Льюиса.

Лит.: Озмитель Е., Советская сатира. Семинарий, М.- Л., 1964; Бурлак Л., Публицистический роман, Саратов, 1970; Waugh A., The pamphlet library, v. 1-4, L., 1897-98.

В. А. Калашников.

Сегодня мы поговорим о слове "памфлет". Значение его будет подробно описано далее. Речь идет о разновидности художественно-публицистического произведения. Обычно он направлен против действующего политического строя либо отдельных его сторон.

Специфика

Памфлет - жанр, который часто противопоставлен определенной общественной группе, партии, правительству. Подобные произведения зачастую разоблачают отдельных представителей общества. Памфлет имеет схожее значение с художественной литературой, а его автор во многих случаях мало чем отличается от писателя. Первый пытается показать отдельную человеческую фигуру, а второй стремится разработать характер. Негативная направленность, характеризующая этот жанр, его установка в сторону отрицания, разоблачения, осмеяния, роднит его с сатирическими видами литературы. Здесь встречается полемика, а также ирония.

Отражение действительности

Чтобы в полной мере понять, что такое памфлет, следует помнить, что он имеет в виду конкретное лицо и определенные факты. В нем исключен вымысел. Художественная манера автора подобного произведения усложняется особенностями сатиры, а также различными видами гиперболизации и даже иронии. Итак, давайте еще раз попробуем наиболее полно и при этом в рамках одного определения ответить на вопрос, что такое памфлет. Речь идет о виде политически насыщенной, главным образом публицистической литературы, который близок по ряду признаков к сатире.

Памфлетность может присутствовать также в художественной литературе. В данном случае речь идет о введении в вымышленный сюжет произведения персонажа, который представляет портретную характеристику определенного лица, точное описание поведения или внешности. Отношение памфлета и литературы многоразлично. Определяется оно историческими условиями. Таким образом, памфлет обеспечивает взаимоотношения художественной литературы и публицистики. Их взаимопереходы происходят в определённых исторических условиях.

История

Если говорить о том, что такое памфлет, следует отметить, что это слово возникло в XIV в. Первоначально так называли непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр это явление сложилось во времена Реформации. Присущие памфлету черты - полемическая направленность, злободневность, тенденциозность - сложились ещё в древние времена в речах, диатрибах и инвективах. Поговорим об этих явлениях немного подробнее.

Диатриба - это жанр который был создан философами-киниками в III в. до н. э. Речь идет о беседе на философские, в основном моральные темы. Она включала уничтожающую полемику, которая велась с воображаемым противником, и резкие нападки личного характера. Жанр диатрибы лёг впоследствии в основу будущей христианской проповеди.

Основа

Творчество киников, которые отрицали основные устои и ценности сообщества, имело выраженный сатирический подтекст. Своеобразную литературу создал киник по имени Менипп из Годары. Философско-сатирические диалоги этого автора обрамлены в фантастическое повествование. Такой подход позволял едко и остроумно высмеивать человеческие слабости и философские школы. Произведения Мениппа до наших дней не сохранились. Однако подражания и ссылки на эти труды многочисленны. Мениппову сатиру создавали писатели Марк Теренций Варрон и Лукиана.

Литературная сатира породила и памфлетно-публицистическое ответвление. В Риме обличительное начало проявилось в инвективе - поношении лица. Литературные формы этого явления многообразны: полемические речи и статьи, эпиграммы. Политическая составляющая в инвективе имеет характер очернительства определенного лица. Таково сочинение «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» авторства Саллюстия. Эта работа старается уничтожить указанного там человека морально, как семьянина, политического деятеля, продажного защитника, ведущего незаконную деятельность в суде.

Цицерон ответил не менее оскорбительной и резкой инвективой. Такой жанр стал распространённой формой политической борьбы на территории Рима. Цицерон выпустил инвективу против Клодия. Она и подобные творения также стали фундаментом появления описываемого нами жанра.

Теперь вы знаете, что такое памфлет. Надеемся, эти знания вам пригодятся.