Должностные обязанности капитана судна. Должностная инструкция старшего помощника капитана судна



ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДНА


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры.

2. ОБЯЗАННОСТИ

Старший помощник капитана:

1. Составляет и корректирует судовые расписания.

2. Организовывает и проводит подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использованию спасательных средств и спасению людей, груза и судового имущества, контролирует подготовку аварийных партий и групп, непосредственно руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна.

3. Обеспечивает постоянную готовность спасательных средств к немедленному использованию, следит за их комплектностью.

4. Обеспечивает наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.

5. Контролирует и ведет учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, ее расход.

6. Совместно с начальниками служб размещает членов экипажа и временно прибывших на судно лиц по жилым помещениям.

7. Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.

8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.

9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

10. Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам.

11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе.

12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.

Перед началом и в ходе грузовых операций:

1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.

2. Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.

3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки.

Перед выходом в рейс:

1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут - о готовности судна к отходу.

1. Контролирует надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывает и ведет наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимает меры к их обеспечению; руководит подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.

2. При оставлении судна экипажем обеспечивает проверку помещений судна и следит за тем, чтобы на судне не осталось людей.

3. Несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. (На судах, где более трех помощников капитана, старший несет одну ходовую вахту в сутки с 4 до 8 часов и осуществляет контроль за вахтой четвертого помощника с 16 до 20 часов). В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.


Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 31.10.2008.

Составлена в ___ экз. Утверждаю
_______________________________
(инициалы, фамилия)
______________________________ _______________________________
______________________________ _______________________________
______________________________ _______________________________
(наименование работодателя, (руководитель или иное лицо,
его организационно-правовая уполномоченное утверждать
форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию)
электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП)
"___"_____________ ___ г. N _____ "___"_________________ ___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
капитана-механика водолазного (спасательного) судна
Разработчик: _________________
Cогласовано: _________________
______________________________
Идентификатор электронной копии документа.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Капитан-механик водолазного (спасательного) судна (далее - Работник) относится к руководителям.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "__________" (далее - Работодатель).
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ___________.
1.5. Требования к квалификации. Среднее профессиональное (судоводительское) образование без предъявления требований к стажу работы.
Для спасательного судна:
Среднее профессиональное (судоводительское) образование, действительный рабочий диплом на право занятия должности капитана-механика, допуски к обслуживанию судового спасательного, водолазного оборудования и систем высокого давления:
6-й разряд - без предъявления требований к стажу работы;
7-й разряд - стаж работы в должности капитана - механика не менее 2 лет.
1.6. Работник должен знать: постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы, касающиеся эксплуатации водолазного судна и безопасности плавания; устройство и правила технической эксплуатации водолазного судна, судовой и водолазной техники; порядок проведения спасательных работ и спусков с водолазного судна; лоцию и правила плавания на водоемах; основы трудового законодательства, организации труда и управления; правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; требования режима секретности, сохранности служебной, коммерческой и государственной тайны, неразглашения сведений конфиденциального характера.
Для спасательного судна: лоцию и правила плавания на водоемах; устройство и правила технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники, другие документы, регламентирующие обеспечение живучести судна и безопасность плавания; порядок проведения спасательных работ и водолазных спусков с судна; правила техники безопасности, пожарной безопасности и санитарные правила.
1.7. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ____________ (должность).
1.8. Состав подчиненных Работника: _____________.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Управляет водолазным судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию порядка на судне. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов. Руководит экипажем, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде. Проводит мероприятия по охране окружающей среды. Определяет объем ремонтных работ и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
Для спасательного судна:
Управляет судном и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию порядка на судне. Обеспечивает несение вахт, соблюдение требований нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники. Руководит экипажем, проводит его обучение и отработку действий по судовым тревогам. Руководит действиями экипажа по борьбе за живучесть судна и спасению людей на воде. Выполняет мероприятия по охране природной среды. Определяет объем ремонтных работ и обеспечивает их выполнение, обеспечивает своевременное предъявление судна, судовой и водолазной техники к освидетельствованию соответствующими органами надзора. Принимает меры по снабжению, приему, учету и хранению запасных частей, инвентаря, материалов и топлива. Ведет судовую, техническую документацию и отчетность.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
- руководство подчиненными;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- получение материалов и документов, относящихся к вопросам своей деятельности;
- взаимодействие со всеми подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;
- использование сотового телефона в служебных целях.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работник несет ответственность за:
4.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
4.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда.
Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
4.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.
5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).
Должностная инструкция разработана на основании _______________________
__________________________________________________________________________.
(наименование, номер и дата документа)
Руководитель структурного
подразделения
____________________________ _____________________

"__"_____________ ___ г.
Согласовано:
юридическая служба
____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)
"__"_____________ ___ г.
С инструкцией ознакомлен:
(или: инструкцию получил)
____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)
"__"_____________ ___ г.

Капитан судна обладает комплексом прав и обязанностей, связанных с руководством экипажем и осуществлением административных полномочий. Надлежащее управление судном и безопасное плавание его обеспечиваются путем должной организации работы всех служб судна, содержания судна и имеющегося на нем оборудования в исправном техническом состоянии, укомплектования судна квалифицированными специалистами и принятия капитаном правильных решений навигационного порядка.
При подготовке к плаванию капитан обязан проверить наличие на судне необходимых откорректированных навигационных карт и пособий для рейса, проработать со штурманским составом условия плавания по маршруту следования судна, а также назначить точное время готовности судна к отходу. Во время плавания капитан обязан осуществлять контроль за своевременным и качественным определением местонахождения судна вахтенными помощниками капитана. Назначение и изменение курса судна является правом только капитана. Он вправе давать распоряжения об отклонении от назначенного ранее маршрута всякий раз, когда это вызвано обстоятельствами плавания или необходимостью оказания помощи терпящим бедствие судам и людям.
При форс-мажорных ситуациях, когда возникает опасность для судна, людей и груза, вахтенный помощник капитана может изменить назначенный капитаном курс, однако он должен немедленно поставить капитана в известность об этом.
Обо всех авариях и аварийных происшествиях, а также о несчастных случаях на судне капитан обязан немедленно докладывать в установленном порядке судовладельцу и принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности людей, судна и груза. Вплоть до завершения рейса капитан обязан обеспечить сохранность и неприкосновенность морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, в которых отражено маневрирование судна. При аварии с судном такие документы должны сохраняться до ее расследования. В соответствии со ст. 66 КТМ Российской Федерации, в случае если судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасению судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.
Капитан обладает целым рядом прав и обязанностей, связанных с коммерческой эксплуатацией судна. Реализуя свои права и выполняя обязанности, капитан должен организовать коммерческую работу на судне таким образом, чтобы эксплуатация судна была не только рентабельной, но и приносила значительную прибыль. Он обязан обеспечить подготовку всех помещений судна, в которых перевозится груз, для его сохранной перевозки, проверить правильность его размещения. Перед приемкой груза капитан рассматривает предварительный грузовой план и утверждает его, если предложенный вариант загрузки обеспечивает безопасность плавания и сохранность груза. В соответствии со ст. 30 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации капитан имеет право отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка или перевозка противоречит правилам морской перевозки опасных грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности судна, людей, груза.
Осуществляя свои права и обязанности в части административных полномочий, капитан издает приказы по судну, утверждает должностные инструкции и судовые расписания, которые являются основой организации службы на судах, так как определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров. На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.
В силу Устава о дисциплине работников морского транспорта, а также Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота (уставы о дисциплине утверждаются Правительством Российской Федерации) капитан имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания на членов экипажа: замечание, выговор, строгий выговор и списание с судна с одновременным направлением судовладельцу представления о наложенном взыскании - и высказать свое мнение о дальнейшем использовании этого работника. Согласно п. 2 ст. 67 КТМ Российской Федерации капитан имеет право в случае необходимости отстранять от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа судна. В таком случае соответственно применяются правила, установленные ст. 58 Кодекса "Репатриация членов экипажа судна". Эти правила обязывают судовладельца обеспечить за свой счет доставку списанного с судна члена экипажа в порт, предусмотренный в трудовом договоре (контракте) или коллективном договоре, а при отсутствии таких указаний в договорах - в порт приема его на работу, с содержанием до прибытия к месту назначения. Однако п. 5 ст. 58 предусматривает, что если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по его вине при исполнении им служебных обязанностей, то судовладелец имеет право на возмещение расходов по репатриации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Капитан судна обладает соответствующими правами и обязанностями при осуществлении им функций, присущих органам государства. В частности, он имеет право задержать и изолировать до прихода в отечественный порт лицо (включая пассажира), действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества (п. 3 ст. 67 КТМ Российской Федерации). Иная ситуация складывается тогда, когда на судне, находящемся в море, совершено уголовно наказуемое деяние. В таком случае капитан имеет право и обязан произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям. В этой ситуации капитан выступает в качестве органа дознания и обязан на основании статьи 69 КТМ Российской Федерации руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Инструкцией о производстве дознания на судах, находящихся в плавании, утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно ст. 70 КТМ Российской Федерации капитан судна наделяется правами и обязанностями нотариуса, а именно: капитан вправе удостоверить завещание, сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. Удостоверение завещаний производится капитаном в соответствии с Инструкцией о порядке удостоверения завещаний капитанами морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации. В случае смерти на судне капитан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судового медицинского работника (врача или фельдшера), если такой имеется.
"В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна", - определено ст. 73 КТМ Российской Федерации. Статья 32 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации значительно шире трактует ситуацию, когда капитан не в состоянии исполнять свои служебные функции, а именно: "В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которое угрожает безопасности судна или находящихся на нем людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись".
Капитан судна несет все виды ответственности: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную.
Дисциплинарная ответственность. На капитана, нарушившего служебную (трудовую) дисциплину, т.е. не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего по своей вине возложенные на него служебные обязанности, может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное уставами о дисциплине. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, а если проступок был совершен во время плавания, то с момента возвращения судна в отечественный порт. Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев (для капитанов судов дальнего плавания - одного года) со дня совершения проступка.
Административная ответственность. В случае если меры дисциплинарного воздействия будут признаны недостаточными, то применяются меры административного взыскания, к которым следует отнести штраф и лишение морского диплома на срок от одного года до трех лет. Капитан может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил таможенного режима, правил безопасности судовождения, охраны труда, санитарных правил и правил охраны морской среды или водных ресурсов, если такие действия не являются уголовно наказуемыми. Штраф на капитана налагается компетентными органами (службами) в соответствии с административным законодательством Российской Федерации. Штраф в административном порядке запрещается налагать позднее одного месяца со дня совершения проступка.
Материальная ответственность. В соответствии с действующими нормативными актами капитан, по вине которого причинен ущерб судовладельцу, несет материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не более одной трети его месячного оклада. Однако в случаях, когда ущерб причинен действиями капитана, содержащими признаки уголовно наказуемых деяний, капитан несет полную материальную ответственность (по решению суда).
Уголовная ответственность. В установленных законом случаях капитан может быть привлечен к уголовной ответственности, в частности, в случаях:
неоказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана капитаном без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров;
нарушения правил судовождения, вызвавших тяжелые последствия (гибель судна, людей или разрушение причальных коммуникаций);
повреждения морского телеграфного кабеля или трубопровода:
загрязнения морской среды веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря;
нарушения правил труда, выразившегося в действии или бездействии капитана, повлекших гибель людей;
злоупотребления властью или служебным положением, повлекшего большие негативные последствия.
К уголовной ответственности капитан может быть привлечен лишь по приговору суда.
Взаимоотношения капитана с властями иностранного государства. Во время пребывания судна в территориальном море, внутренних водах и портах иностранных государств капитан должен неукоснительно соблюдать законы, правила и обычаи прибрежного государства. Необходимую информацию о законодательстве государства пребывания судна капитан может получить от отечественного консула (консула государства флага судна), а при его отсутствии - от агента судовладельца. Это особенно важно при заходе судна в незнакомый порт, а тем более в порт, ранее не посещаемый, государства, флаг которого несет данное судно.
Согласно Консульскому уставу Российской Федерации капитан может обратиться за содействием и необходимой помощью к консулу порта, который входит в консульский округ, государства его аккредитации. В случае необходимости консул является посредником в сношениях капитана с портовыми и другими местными властями. Он содействует капитану в розыске пропавших или дезертировавших членов экипажа, а также в ситуации, когда необходимо оставлять тяжелобольного члена экипажа на излечение в государстве пребывания консула, и обеспечивает доставку его на родину.
Во время пребывания судна в водах иностранного государства члены экипажа и пассажиры судна подпадают в силу суверенитета прибрежного государства под действие его уголовных законов. В связи с этим компетентные власти прибрежного государства могут производить обыск, арестовывать лиц, совершивших преступление. Однако любые действия на борту судна должны производиться с ведома и в присутствии капитана и консульских (дипломатических) представителей государства, под флагом которого плавает судно. Современная международная практика идет по пути ограничения юрисдикции прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного судна, если только последствия преступления не затрагивают безопасность этого государства или интересы его граждан. При получении от консула сведений о неприменении прибрежным государством в определенных случаях своей юрисдикции в силу соглашений капитан вправе принимать решение об осуществлении функций органа дознания.
Однако при осуществлении этих функций капитан должен соблюдать определенные условия. Так, при необходимости выполнить отдельные неотложные действия за пределами судна (например, произвести в больнице опрос потерпевшего) капитан обязан получить разрешение на такие действия компетентных властей прибрежного государства. Их разрешение требуется также для производства опросов граждан этого государства и других действий с их участием, даже если они по каким-то причинам находятся на борту судна. Это правило не касается случаев приобщения к материалам дознания заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а также различных документов, имеющих отношение к дознанию. Капитан должен проводить дознание в правовом поле государства пребывания судна с учетом действующих международных соглашений.
В случае задержания капитаном лица, подозреваемого в совершении преступления, местные власти в любом случае вправе проверить законность такого задержания. Право на проверку законности произведенного капитаном задержания сохраняется за местными властями, даже если такое задержание имело место до захода судна в иностранный порт. При этом в одних странах обоснованность задержания подозреваемого проверяется на основании законодательства государства флага судна (например, в Великобритании, Нидерландах), в других - на основании законодательства государства пребывания судна (например, в Норвегии, Дании).
Капитанам судов следует иметь в виду, что в тех случаях, когда документы и акты составляются при участии иностранных властей или исходят от властей и граждан, они должны быть легализованы консулом округа, в котором такие документы оформлены.Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на этих документах и актах и соответствия их законам государства пребывания судна и консула. Без легализации такие документы считаются недействительными и правового значения не имеют.

Соответствует требованиям документа - "СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел "Морской транспорт" (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год", который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа - "действующий" .

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Капитан" относится к категории "Руководители".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист, бакалавр или младший специалист). Последипломное образование в области управления. Стаж работы по профессии помощника капитана для получения диплома капитана судов: валовой вместимостью 3000 и более (по образовательно-квалификационному уровню - магистр или специалист) или валовой вместимостью от 500 до 3000 и менее 500 при плавании в открытом море (по образовательно-квалификационному уровню - бакалавр) - не менее 3 лет или не менее 2 лет с учетом в том числе 1 года в должности старшего помощника капитана; валовой вместимостью менее 500 в прибрежном плавании (по образовательно-квалификационному уровню - младший специалист) - не менее 1 года. Экзаменационные испытания по требованиям к компетентности согласно Кодексу о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностном квалификацию и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- постановления, распоряжения, приказы, инструкции, нормативные документы по вопросам безопасности плавания, судовождения, технического состояния судов, организации общесудовой службы, правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, осуществляющего технический надзор за судном;
- Кодекс торгового мореплавания Украина;
- положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждения столкновений судов (МППСС), охраны жизни человека на море (СОЛАС), по международному авиационному и морскому поиску и датировка (МАМПС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) и т.п.;
- действующие нормативные документы по охране окружающей среды;
- правила пользования Глобальной морской системе связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
- средства автоматического радиолокационного проведения (САРП);
- Отраслевые соглашения между Минтрансом Украины и профсоюзом, правила и инструкции судовладельца;
- условия Коллективного договора относительно своего судна и экипажа, условия договоров морской перевозки груза, пассажиров и морского круиза;
- экономику;
- морское право;
- аварийно-спасательную дело, английский язык (морскую специфику);
- организацию труда и управления;
- основы трудового законодательства.

1.4. Капитан назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Капитан подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Капитан руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Капитан во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Осуществляет руководство судном.

2.2. Принимает меры по обеспечению безопасности плавания, поддержанию порядка на судне, предотвращению нанесения любого вреда судну, людям и грузу, находящихся на нем, а также загрязнению окружающей среды.

2.3. Обеспечивает защиту интересов судовладельца и грузовладельца в отношении судна, груза или рейса плавания.

2.4. Контролирует порядок ведения судовой документации финансово-хозяйственной деятельности суда.

2.5. Обеспечивает организацию общесудовых служб.

2.6. Контролирует наличие необходимых для рейса навигационных карт, лоций и других пособий для плавания, осуществляет обработку пути будущего плавания.

2.7. Контролирует несение ходовой и стояночной вахт во время рейса.

2.8. Требует от своих помощников осуществления плавания путем, который был определен предыдущим прокладкой с учетом факторов, влияющих на продвижение судна, контролируя его местонахождение с необходимой частотой и точностью, при любых условиях и всеми возможными средствами.

2.9. Лично руководит судном, когда судно заходит в порт или выходит из порта, расходится с другими судами в узких местах, районах интенсивного движения, в случае ограниченной видимости и в других сложных условиях плавания.

2.10. Контролирует получение навигационной и гидрометеорологической информации, а также информации о перемещении других судов.

2.11. Анализирует погодные и океанографические условия.

2.12. Контролирует соблюдение правил во время буксировки и плавания в ледовых условиях.

2.13. Использует радиолокационную лоцманскую проводку и информацию служб регулирования движения согласно портовыми правилами, рекомендациями лоцмана и навигационным пособиям.

2.14. Контролирует подготовку грузовых трюмов к принятию груза, рассматривает и утверждает грузовой план.

2.15. Осуществляет контроль расчетов загрузки.

2.16. Обеспечивает безопасную погрузку, заключения, закрепления и уход за грузом в течение рейса, безопасную выгрузку.

2.17. Осуществляет контроль обеспечения судна горючим, водой, продуктами питания, материально-техническим снабжением.

2.18. Осуществляет организацию и контроль технического обучения командного состава и судовой команды, общее руководство плавательной практикой практикантов, которых направили на судно.

2.19. Контролирует наличие и сроки действия судовых документов, дипломов, сертификатов и удостоверений членов экипажа.

2.20. Предъявляет судно, его оборудование и снабжение для осмотра и проверки в соответствии со сроками.

2.21. Обеспечивает организацию и контроль подготовки экипажа по обеспечению живучести судна, борьбы с пожаром на судне и поведения в экстремальных условиях и в случае оставления судна.

2.22. Принимает меры по документальному оформлению аварийных событий с судном, а также событий в случае порчи, повреждения и утраты груза или багажа, который перевозится, причинения травм людям и других случаев в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2.23. Проводит предварительное расследование аварийного события независимо от его классификации.

2.24. Обеспечивает разработку планов действий в чрезвычайных ситуациях и схем борьбы за плавучесть.

2.25. Контролирует осадку, остойчивость и продольную прочность судна.

2.26. Обеспечивает оказание помощи людям, терпящим бедствие в море, помощь другому судну, его пассажирам и экипажу после столкновения, насколько возможно сделать это без серьезной угрозы для своих пассажиров, экипажа и своего судна.

2.27. Организовывает оказание неотложной медицинской помощи.

2.28. Принимает все уставные и инициативные меры по спасению людей и недопущения захвата судна, документов, груза и другого имущества в случае военной опасности, пиратских действий, опасности захвата судна.

2.29. Дает разрешение покинуть судно экипажу в случае угрозы неминуемой гибели судна.

2.30. Оставляет судно последним после принятия всех возможных мер по спасению судового радио-и машинного журналов, карт данного рейса, документов, ценностей.

2.31. Выполняет свои обязанности по отношению к экипажу независимо от местонахождения в случае гибели судна.

2.32. Поддерживает порядок на судне согласно действующему законодательству Украины о труде.

2.33. Дает согласие на прием на работу членов экипажа.

2.34. Выполняет функции органов дознания, руководствуясь при этом действующим уголовно-процессуальным законодательством Украины.

2.35. Принимает решение на проведение ревизии количества продовольствия и груза, находящихся на судне, и которые могут быть использованы для питания в случае недостатка продовольствия.

2.36. Принимает меры для получения средств на продолжение плавания, ремонта судна или содержания экипажа в случае возникновения неотложной потребности в средствах.

2.37. Удостоверяет факты рождения ребенка и заключение брака, а также факт смерти и завещание.

2.38. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.39. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Капитан имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Капитан имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Капитан имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Капитан имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Капитан имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Капитан имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Капитан имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Капитан имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Капитан имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Капитан несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Капитан несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Капитан несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Капитан несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Капитан несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Капитан несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Капитан несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА СУДНА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников. Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование судном. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в портовых водах, вызывая при необходимости лоцмана и портовые буксиры. 2. ОБЯЗАННОСТИ Старший помощник капитана: 1. Составляет и корректирует судовые расписания. 2.

Должностная инструкция капитана плавучего судна

Распределяет матросов по службам общесудовой, добычи и обработки, практикантов по судовым службам. 11. Обеспечивает своевременное получение, хранение, расходование и учет аварийно-спасательного, противопожарного и специального имущества и инвентаря, снабжения и расходных материалов по общесудовой службе. 12. Ведет документацию по учету технического состояния своего заведования, готовит ремонтные ведомости; составляет планы проведения занятий, учений, осмотров, проверок и обеспечивает их выполнение; ведет судовую книгу приказов.
Перед началом и в ходе грузовых операций: 1. Обеспечивает подготовку грузовых устройств и помещений к приему груза; проверяет их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части. 2.

Ошибка 404 страница не существует

Общие положение: 1. Требование к механику-шкиперу: высшее или средне — техническое образование, стаж работы на водном транспорте не менее 3 лет, наличие организаторских способностей, мобильность, добросовестность, порядочность. 2. Механик-шкипер принимается на работу и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно занимаемой должности на него распространяются все льготы, права и обязанности согласно Устава предприятия и действующего законодательства РФ в полном объеме.
3. Механик-шкипер непосредственно подчиняется капитану, механику-наставнику и директору. 4. В своей деятельности руководствуется законодательством РФ, уставом службы на судах речного флота, Правилами приема и хранения нефтепродуктов, должностной инструкцией и другими нормативно-правовыми документами. 5.

Должностная инструкция капитана-механика (водолазного судна)


10.

Утверждаю

Своевременное предъявление судна к осмотрам и освидетельствованиям органам надзора. 2.1.8. Выполнение утвержденных графиков и расписаний движения судна. 2.2. Капитан плавучего судна обязан: 2.2.1. Сообщить соответствующим органам, судовладельцу о случившемся транспортном происшествии с судном, повреждении судном других судов или сооружений, порчи или утраты груза, багажа, несчастных случаев с людьми и принять меры по ликвидации последствий и причин происшествия, обеспечить своевременное оформление документов в установленном порядке, а также в соответствии с указаниями судовладельца.
2.2.2. Задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или населенном пункте, а также незамедлительно информировать об этом компетентные органы. 2.2.3.

Должностная инструкция капитана-механика патрульного судна

В случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа и направить его в распоряжение органа, принявшего на работу. 3.4. Объявлять авральные и аварийные работы, требующие участия всего экипажа или значительной части его; никто из находящихся на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или заканчивать их ранее установленного срока. 3.5. Изолировать до прихода в первый российский порт лицо, действия которого угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей и имущества.


3.6. В случае явной опасности для судна, людей, груза, оказании помощи другому судну или людям устанавливать повышенный, против норм, режим работы главной силовой установки или других технических средств, принимая на себя ответственность за последствия. Об отданных распоряжениях делается запись в судовом журнале. 3.7.

Обеспечивает правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпуса, палуб, надстроек, судовых помещений и отсеков, питьевых танков, помещений коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты. 8. Совместно с главным (старшим) механиком проверяет состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна. 9. Планирует и осуществляет контроль за проведением судовых работ; следит за качеством приготовления пищи.

Должностная инструкция сменного капитана речного судна

Поставить перед командным составом конкретные задачи по подготовке судна к рейсу, ознакомить с особенностями предстоящего рейса, получить информацию и проработать с судоводителями путевые и навигационно-гидрометеорологические условия рейса. 2.6.5. Перед погрузкой проверить грузовой план и утвердить его. 2.6.6. Перед отправлением судна в рейс принять от старшего помощника капитана, старшего механика и лица, ответственного за радиосвязь, доклад о готовности судна, наличии на борту членов экипажа и отсутствии посторонних лиц. 2.7. Капитан плавучего судна в период плавания обязан: 2.7.1. Обеспечить надлежащую организацию и несение вахт. 2.7.2.

Лично руководит погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза. 3. Лично руководит подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивает выполнение правил их перевозки. Перед выходом в рейс: 1. Обеспечивает подготовку судна по-походному, принимает меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.

2. Проверяет готовность рулевого, якорного, швартовного, шлюпочного устройств, сигнально-отличительных огней, средств световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следит за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, тамбучин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов. 3. За 2 часа до выхода докладывает капитану о готовности службы к рейсу и за 15 минут — о готовности судна к отходу. В рейсе: 1.
Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лицами. 1.7. Во время отсутствия капитана плавучего судна его служебные обязанности возлагаются на старшего помощника капитана судна до получения распоряжения судовладельца. 1.8. Капитан плавучего судна должен знать: — законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации; — соответствующие нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; — устав службы на судах внутреннего водного транспорта, утвержденный в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области транспорта; — трудовое законодательство Российской Федерации; — устав о дисциплине, утвержденный Правительством Российской Федерации.
2. Должностные обязанности 2.1. Капитан плавучего судна обязан обеспечивать: 2.1.1.

Важно

В случае нападения на судно с целью совершения противоправных деяний действовать в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Федеральными органами исполнительной власти в области государственной безопасности и в области внутренних дел. 2.2.4. Составить акт о каждом случае рождения или смерти на судне при участии двух свидетелей и медицинского работника (если он имеется на судне) и сделать запись в судовом журнале. 2.2.5. Уведомить судовладельца о случае смерти на судне и принять меры к сохранению тела умершего, которое передать родственникам или администрации ближайшего порта.


2.2.6. Обеспечить составление описи и сохранность на судне имущества умершего до передачи этого имущества согласно описи родственникам умершего или администрации ближайшего порта. 2.2.7.

Внимание

Утверждаю [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иногодолжностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию] [число, месяц, год] М. П. Должностная инструкция капитана плавучего судна [наименование организации] Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2005 г. N 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.


1. Общие положения 1.1. Капитан плавучего судна возглавляет экипаж судна, является его руководителем на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. 1.2.