Съёмка в солнечный день. Как фотографировать против солнца

Дата публикации: 10.08.2015

В предыдущей части урока мы изучили режимное время - вечернее и утреннее освещение. Мы выяснили, что в большинстве случаев оно наиболее выгодно для съёмки. Однако что же делать фотографу в остальные часы? Скучать ему не придётся: хороший свет можно найти не только утром или вечером, но и днём.

В этой статье мы рассмотрим различные условия освещения, которые вы можете встретить в дневное время. Какие из них наиболее выгодны для съёмки? Давайте узнаем!

Сразу определимся с понятиями. День у фотографа наступает приблизительно спустя два-три часа после рассвета - в этот момент Солнце уже достаточно высоко над горизонтом. Заканчивается день, соответственно, за 2–3 часа до заката.

Дневное освещение в ясную погоду

Ясной погодой мы называем такую, при которой солнечный диск не закрыт облаками.

Поскольку Солнце находится высоко над горизонтом, свет падает на предметы сверху. Такое освещение привычно человеческому глазу. Поэтому наше восприятие часто не замечает тёмных, контрастных теней, отбрасываемых предметами в ясный день. То же касается и ярких бликов, играющих на предметах. Зато на фото эти тени и блики будут достаточно заметны. Грубые тени пятнами могут лечь на лица людей. Такое освещение плохо подчёркивает объём и фактуру предметов. Поэтому дневной свет в ясную погоду - пожалуй, худшее освещение для фотосъёмки , в особенности для съёмки портретов.

Жёсткий, «плоский» свет, тёмные контрастные тени - со всем этим вам придётся иметь дело, фотографируя днём в солнечную погоду. Минус солнечной погоды при съёмке портрета - ваша модель будет щуриться от солнца. С этим фактом придётся постоянно считаться, выбирая ракурсы, комфортные для неё. Минус яркого солнечного освещения, касающийся техники - при нём изображение на дисплее камеры становится малоразличимым, блёклым. Особенно от этого будут страдать обладатели фотокамер без видоискателей (компактов, некоторых беззеркалок), где визировать изображение можно лишь по дисплею: им придётся снимать почти вслепую. В выгодном положении будут владельцы фотокамер с видоискателями, в которых в любую погоду видно яркое и чёткое изображение.

Плюс дневного освещения в ясную погоду - его интенсивность. При столь ярком свете вряд ли удастся получить на снимках «шевелёнку» , да и ISO завышать не потребуется - фотографии днём получаются хорошего технического качества (резкие, без цифрового шума) даже у новичков. Тогда как для эффективной съёмки вечером или утром порой нужно разбираться в параметрах съёмки.

Как же фотографировать в солнечный день? Дадим несколько советов.

  • Фотографируйте отдалённые от вас объекты. На них меньше будут заметны жёсткие тени и яркие блики. При этом вряд ли удастся получить на снимке такой же объём, как в случае съёмки в режимное время.

  • Снимайте в тени. Если вы хотите сфотографировать портрет в солнечный полдень, но на лице модели постоянно появляются то некрасивые тени, то блики, уведите её с солнца. Попробуйте снимать в тени деревьев, домов. Кстати, в тени модели не придётся щуриться, что значительно облегчит съёмку.

  • Пусть тени и блики работают на вас! Придумайте интересный сюжет с использованием имеющихся жёстких теней и бликов. Фотографируйте тени от прохожих, понаблюдайте, как они пересекаются с тенями от других предметов. Ищите их интересные сочетания! То же самое и с бликами: порой они могут красиво лечь на тот или иной объект.

  • Используйте отражатели и рассеиватели для портретной съёмки. Если вас всё же угораздило проводить портретную съёмку днём в солнечную погоду (допустим, на свадьбе), используйте простые приспособления для улучшения характера освещения. Рассеиватель поможет смягчить тени и блики на лице модели, достаточно расположить его между моделью и солнцем. Но чаще используются отражатели, они нужны для подсветки теней на лице модели. Вспомните, как в детстве вы пускали солнечных зайчиков в лицо друзьям. Принцип работы отражателя тот же. С помощью этих приспособлений фотограф получит тот минимум возможностей управления освещением, с которым уже можно работать. Разумеется, и отражатели, и рассеиватели используются только при съёмке объектов на небольших дистанциях - людей, предметов. Чем более общий план вы берёте, тем крупнее отражатель или рассеиватель вам, скорее всего, потребуются. Для съёмки пейзажей ни тот, ни другой не помогут совсем, так как все объекты съёмки в пейзаже слишком велики и далеки, чтобы как-то скорректировать свет, падающий на них.

Пасмурная погода

При пасмурной погоде солнечный свет рассеивается за счёт сплошного слоя облаков на небе. Как ни странно, пасмурная погода значительно выгоднее ясной для съёмки в дневное время. Благодаря рассеянному свету на объектах съёмки не образуются контрастные тени и яркие блики: свет мягкий и приятный глазу.

Пусть свет и не очень выразителен, зато он комфортен. Такое освещение особенно хорошо подходит для съёмки портретов. Для большей выразительности портретных снимков, сделанных в пасмурную погоду, можно использовать светосильную оптику. Это позволит сильно размыть на снимках фон, тем самым немного скрыв недостатки освещения в пасмурную погоду (излишняя равномерность, малая контрастность).

Для пейзажной съёмки освещение в пасмурную погоду может показаться скучноватым. Впрочем, и в пасмурную погоду вполне можно найти сюжеты для пейзажной съёмки: они могут быть основаны, например, на поиске и очертаний. Придумывайте пейзажи в духе Майкла Кенны, работайте с длинными выдержками!

Этот кадр мне позволил сделать влагозащищённый фотоаппарат Nikon D810: точка съёмки была настолько низкой, что ему пришлось немного искупаться в луже. Благодаря надёжной защите от влаги аппарат остался цел, и кадр вполне удался.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Переменная облачность

Порой по небу плывут отдельные облака, то закрывая солнце, то позволяя ему выглядывать. Выжидайте моменты подходящего света! Когда они наступают, не медлите: свет в такую погоду может меняться быстро.

Конечно, очевидный вариант - дожидаться моментов рассеянного света, когда солнце прикрыто облаками. Но тут всё зависит от вас: экспериментируйте и получайте оригинальные кадры!

Для пейзажной съёмки погода с переменной облачностью подходит хорошо. Тем не менее освещение всё ещё не такое интересное, как в режимное время.

Гроза, ливень

Одно из интереснейших состояний освещения - свет во время надвигающейся или уходящей грозы, сильных ливней, когда часть неба закрыта чёрными тучами, а другая открыта для солнечных лучей. Таким образом получается интересное боковое направление света. Такое освещение можно использовать и в портретной, и в пейзажной съемке. Оно, пожалуй, настолько же интересно, насколько и режимное время. Но случается, к сожалению, такой свет не по расписанию, а лишь по воле стихии.



Совет фотографировать исключительно во время золотого часа можно отнести к одному из самых вредных советов, который может получить начинающий фотограф.

Мягкое освещение, приглушенный свет и светлые тени. Сплошная мечта фотографа.

Многие воспринимают излишне прямо, отказываясь от фотосъемки в середине дня при ярком солнце.

Подобному отказу немало способствует обилие красочных фотографий любого жанра, снятых на восходе или закате.

Но так ли плохи фотографии, снятые на ярком солнце?

Разумеется, нет.

Вы можете снять замечательные дневные фотографии благодаря двум обстоятельствам:

  • Яркому свету
  • Жестким контрастным теням

Именно то, чего все избегают, предпочитая фотографировать в режимное время, способно подарить множество хороших кадров.

Достаточно просто не пытаться снять фотографию как при режимном освещении, а учесть характер дневного света.

Эта фотография сделана ясным июньским днем около двух часов дня. По тени на зданиях можно представить, под каким углом находилось солнце.

Плохая ли это фотография? Не думаю.

Разумеется, не обошлось без небольшой обработки. Но без хорошего исходника обрабатывать было бы нечего.

Два условия

Для съемки на солнце нужно соблюсти два условия:

  • Съемка ведется в RAW – формате
  • Снимаемая сцена экспонируется без провала теней и засветов

Снять ярким днем кадр, который бы уложился в динамический диапазон фотоаппарата и не обладал бы засветами, достаточно сложно.

Старайтесь не снимать с солнцем, попадающим прямо в объектив. Я предпочитаю снимать с солнцем за моей спиной или сбоку.

Для предотвращения появления бликов и «зайцев» используйте бленду на объективе.

Правильно проэкспонированный кадр , снятый в формате Raw, предоставит широчайшие возможности для последующего редактирования. Когда можно смягчить жесткие тени, не опасаясь понижения контраста.

Про портреты

Мне доводилось сталкиваться с утверждением, что съемка пейзажей или архитектуры при ярком солнце это одно. Съемка же портретов невозможна в принципе.

Мои попытки разъяснить, что дело не в жанре фотографии, а в понимании света, к успеху обычно не приводили.

Поэтому я обращался к работам Караваджо (вики) , оспорить авторитет которого никто не решался.


Смотрите, какие жесткие тени и высокий контраст у картины "Святой Иероним" Караваджо. Как меняется насыщенность цвета от светлых участков к темным.

Тени подсказывают, что свет падает сверху под большим углом к горизонту. Косвенно это подтверждает легенда, что Караваджо писал, используя свет из круглого окна в крыше своей мастерской.

Нужно признать тот печальный факт, что многие фотографы просто не умеют работать с освещением, если оно отличается от пары-тройки распространенных схем постановки света.

Для успешной съемки на ярком солнце нужно осознать то, что дневной свет не может быть плохим.

Он просто другой.

Это самое главное, что вы должны понять из этой статьи.

Фотографируя напротив солнца мы часто получаем снимки с чересчур высоким контрастом, бликами в объективе, перенасыщенными цветами. Но при правильном подходе можно получить интересные и качественные фотографии. Читайте далее 10 советов как это сделать.

1. Отойдите в тень. Самое простое – это отойти в тень с объектом съемки (конечно, если это возможно, например, если это человек, портрет которого вы хотите сделать).

2. Создайте тень сами. Если объект съемки невозможно переместить в тень, создайте тень сами, например, при макросъемке, если вы фотографируете цветок или еще какой-либо мелкий предмет. Или же используйте подручные средства, с помощью которых можно создать тень, например зонт.

3. Используйте вспышку . Многие из нас знают, что фотографировать нужно находясь спиной к солнцу, в данном случае объект съемки будет хорошо освещен. Но иногда снимки сделанные напротив солнца могут быть просто великолепны и интересны, главное в этом случае использовать вспышку, которая поможет осветить все предметы, которые из-за яркого солнца будут выглядеть темными без использования вспышки.

4. Используйте отражатель. Еще один способ осветить тени, вызванные ярким солнечным светом – это использование рефлектора. Кроме того, что он осветит все затененные участки на снимке, он еще и поможет фотографировать напротив солнца.

5. Меняйте перспективу.
Предмет съемки не всегда можно переместить, но можно самому перемещаться вокруг него. Можно сделать снимок сверху или снизу, это поможет изменить угол падения солнечных лучей как на объект съемки так и на фотокамеру.

6. Используйте бленду. Если в комплекте с фотоаппаратом была бленда, используйте ее, если же ее не было, можно использовать все что есть под рукой, что может создать тень над объективом, в том числе и саму руку, и используя ее как козырек для объектива. Главное убедитесь, чтобы импровизированная бленда не попала в кадр и не испортила его.

7. Фильтры. Фильтр также полезен при фотосъемке в яркий солнечный день. Можно использовать поляризационный фильтр, который поможет сократить количество бликов, и поможет сократить количество света, попадающего в объектив, чтобы можно было использовать маленькую скорость затвора или маленькую выдержку. Также с помощью поляризационного фильтра можно контролировать цвета на будущем снимке.

8. Играйте с балансом белого. Большинство камер дает возможность менять баланс белого. Даже если вы сможете позже отрегулировать его в фотошопе уже на готовом кадре (в частности, если делаете снимки в RAW), все же поэкспериментируйте с ручными настройками, возможно у вас получаться снимки, которые не потребуют никакой корректировки в каких-либо программах.

Это самый распространенный вопрос, если речь заходит об этой технике. Очень важно использовать именно ручной режим, чтобы добиться желаемого эффекта. Многие люди говорят, что снимают на ручном режиме (Manual mode), но на самом деле, это не совсем так, потому что они все равно пользуются экспонометром для установки настроек. Скорее всего, в вашем фотоаппарате он работает просто замечательно, но все равно не всегда точен, особенно если вы снимает против солнца. В этой ситуации датчик считает, что изображение будет переэкспонировано, поэтому если вы выставляете настройки, опираясь на эти данные, то ваше изображение выйдет недоэкспонированным. Забудьте о том, что говорит датчик и выставляйте экспозицию по коже объекта съемки, с помощью гистограммы, привью на дисплее, не забывайте включить индикатор пересвеченных областей – убедитесь, что область, в которой находится лицо, не мигает. В такой ситуации совершенно нормально, если весь фон абсолютно переэкспонирован, на самом деле, это как раз то, что придает романтичную таинственность, которой вы добиваетесь.

К этому уроку почти все фото сделаны мной, но есть одно но: за окном который день пасмурная погода. Если бы было яркое солнце – разница была бы заметней. Как только солнышко выглянет – я пересниму материал для этого урока.

Самый распространенный совет для фотолюбителей — «Никогда не фотографируйте против солнца!». Тем не менее, кадры, сделанные против света, нередко получаются очень выразительными. Порой случается так, что нужно сфотографировать объект против света. И нет никакой возможности переместиться так, чтобы солнце светило вам в спину. Что же делать в этом случае? Если вы хотите сделать портрет человека, лицо которого станет основной сюжетной линией, показать все полутона и детали, то съемка против света противопоказана. Для создания загадочного силуэта можно поработать со встречным светом. Самым распространенным его источником является солнце, гораздо реже — искусственное освещение.

  • Отойдите в тень. Самый простой способ — отойти вместе с объектом съемки в тень (если это возможно). Например, когда это человек, портрет которого вам предстоит сделать.
  • Сделайте тень сами. Если снимаемый объект невозможно переместить в тень, создавайте тень сами. К примеру, при макросъемке, если фотографируете цветы или какой-либо мелкий предмет. Также для создания тени можно использовать подручные средства – зонт, лист бумаги и пр.

  • Используйте вспышку. Многие знают, что фотографировать нужно, располагаясь спиной к солнцу — тогда объект будет хорошо освещен. Используйте вспышку, которая поможет осветить предметы, которые без ее использования будут выглядеть темными из-за яркого солнца.

Используйте отражатель. Другой способ осветить тени — использовать рефлектор. Он не только освещает все затененные участки на фотографии, но и помогает фотографировать против света.

  • Меняйте перспективу. Объект съемки можно переместить не всегда, но всегда можно перемещаться вокруг него самому. Сделайте снимок снизу или сверху. Это поможет менять угол падения солнечных лучей на объект съемки и на камеру.
  • Используйте бленду. Если бленды у вас еще нет — можно использовать любые подручные средства, которые могут создать тень над объективом. Даже рука может стать козырьком для объектива. Главное — убедитесь, что импровизированная бленда не попадает в кадр и не портит его.

  • Фильтры . Светофильтр также полезен при съемке в солнечный яркий день. Поляризационный Фильтр помогает сократить количество бликов и количество света, которое попадает в объектив, чтоб можно было использовать маленькие скорость затвора или выдержку. С его помощью контролируют цвета на снимке.

  • Экспериментируйте с балансом белого . Большинство фотокамер дает возможность изменять баланс белого. Конечно, вы сможете отрегулировать его в фотошопе на готовом кадре, но все же воспользуйтесь ручными настройками. И у вас получатся фотографии, которые не потребуют корректировки.
  • Выберите правильное время для съемки. Например, рассвет или закат — когда солнечные лучи не настолько яркие. как днем, и можно делать великолепные фотокадры.
  • Фотографируйте силуэты. Хороший способ извлечь выгоду из солнечных лучей -фотографировать силуэты.
  • Соблюдайте меры безопасности. Не пытайтесь сфокусироваться на прямые лучи солнца и не применяйте сильное увеличение. Так можно испортить матрицу и, если смотреть через видоискатель, ослепить глаза.

Доскональное понимание процесса съемки против света приходит с опытом, поэтому берите в руки фотоаппарат, экспериментируйте и набирайтесь опыта! Советую снимать в формате RAW/CR2 — он позволит скорректировать фотографию в графическом редакторе более детально нежели при съемке в JPEG.

Как фотографировать силуэт

Силуэт — это прекрасный способ передать наблюдателю драматичность, эмоции, настроение и магию фотографий: он всегда выделяется в альбоме благодаря комбинации глубокой истории и простоты, которую выражает. Его любят за то, что он оставляет место для размышлений и не раскрывает всей картины для наблюдателя.

Главная идея, которой стоит придерживаться — располагать объект фотографирования, который хотите видеть затемненным, непосредственно перед источником света.

Главная задача — заставить фотокамеру установить экспозицию, фокусируясь не на главном объекте, а на наиболее светлой части фотографии (заднем плане). Если получится это сделать, объект в кадре не будет экспонирован (соответственно, окажется очень темным или черным). В сущности, нужно заставить камеру думать, что часть фотографии, которая представляет наибольший интерес, светлая.

Итак, представляю вашему вниманию 8 шагов, как сделать силуэт

1. Выберите четкий объект. Сделать силуэт можно практически из каждого объекта. Снимайте что-нибудь с легко узнаваемой формой, то, что приковывает взгляд и интересно смотрится в двухмерном изображении. Чтобы сделать силуэт привлекательным, нельзя использовать цвет, текстуру или оттенки — поэтому образ должен быть максимально четким.

2. Выключите вспышку. Когда камера работает в автоматическом режиме, скорее всего, она использует вспышку, которая уничтожит силуэт. Вам необходимо, чтоб передняя часть предмета была минимально освещена, потому вспышку следует отключить.

З. Правильно выстройте свет. Вместо того, чтобы направлять освещение прямо на объект, вы должны убедиться, что наиболее сильный источник света расположен на заднем плане фотографии. Другими словами, вам необходимо, чтобы задняя часть объекта была подсвечена сильней, чем передняя. Наилучший вариант — поместить объект против восхода или заката.

4. Выстройте композицию. Постройте будущий кадр так, чтобы снимаемый объект находился на простом, приятном, но ярком фоне. Как правило, лучшим задним фоном есть светлое, закатное, безоблачное небо. Вам необходимо поместить за объектом самый яркий источник света.

5. Сделайте силуэт лаконичным и четким . Если вы хотите сфотографировать силуэт более одного объекта — разместите их друг от друга на расстоянии. Например, если снимаете силуэт дерева и человека, не помещайте перед деревом человека — так как они сольются, и будет сложно понять чей силуэт на кадре. Кроме этого, при построении композиции, лучше запечатлеть силуэты людей не в анфас, а в профиль. Тогда черты человека (глаза, нос, рот) будут лучше прорисованы.

6. В автоматическом режиме. Наведите фотокамеру на самую яркую часть композиции. нажмите кнопку спуска наполовину, не отпускайте ее. Затем передвиньте фотоаппарат назад, выстройте кадр так, как хотите, и сделайте снимок. В результате на большинстве цифровых камер получится фото-силуэт. Таким образом, вы обманываете камеру, заставляете ее считать яркой ту часть изображения, на которой средний тон яркости.

7. Ручной режим. Когда вышеописанный способ не работает, можно попробовать установить собственные настройки. Самый легкий способ использовать ручной. Если в авто-режиме объект стишком светлый — понизьте выдержку и посмотрите, что получилось.

8. Фокусировка. Безусловно, вы захотите, чтобы силуэт был в фокусе и выходил четко. Однако может случиться, что фотоаппарат сфокусируется на заднем плане. Этого можно избежать двумя способами. Если у фотокамеры есть режим ручной фокусировки, воспользуйтесь им. Сфокусируйте кадр перед тем, как измерять экспозицию. Второй способ заключен в использовании диафрагмы. Немного закройте диафрагму. Таким образом, передний и задний планы будут иметь четкие очертания.

Напоследок совет — не забывайте про частичные силуэты. Порой изменение света делает их более объемными.

Домашнее задание для участников