Сценарий праздника "синичкин день" начальные классы. Сценарий праздника "Синичкин день" Синичкин день сценарий

СИНИЧКИН ДЕНЬ Цели занятия: экологическое просвещение школьников; воспитание ценностного отношения к природе. Задачи: – обсуждение образа жизни и рациона местных птиц – перелетных и зимующих; – обсуждение зимних проблем пернатых; – стихами, загадками и викториной пробудить у детей интерес к птицам, желание заботиться о них. План занятия. 1. Вступление педагога. 2. Проблемная беседа. 3. Декламация стихов. 4. Физпауза­минутка. 5. Викторина. 6. Загадки. 7. Игра. 8. Подведение итогов. 9. Напутствие педагога помочь птицам. Х о д з а н я т и я 1. Вступление педагога. – «Человек рожден для счастья, как птица для полета», – сказал великий русский писатель Алексей Максимович Горький. Из всех животных, живущих с нами на одной планете, эти удивительные существа – птицы – всегда особенно волновали людей. Они вызывали вдохновение у поэтов и восхищение у влюбленных, а у изобретателей – горячее желание смастерить техническое приспособление для полета. И, хотя человечество уже далеко продвинулось в этом направлении, – изобретены и самолет, и планер, и дельтаплан, – поиски продолжаются. Человеку хочется сделать полет таким же органичным – простым и естественным – как у птицы, парящей безмятежно и свободно без всяких технических приспособлений. Так кто же они такие – птицы? Очень разные, очень интересные и до сих пор малоизученные существа со множеством нераскрытых тайн!

Давайте обсудим тех из них, которые живут рядом с нами. 16 ноября называется Синичкиным днем, как вы думаете, почему? Чем это отличилась маленькая скромная птичка синичка? Кто знает, чем она питается? Правильно, в основном, гусеницами, червяками и мелкими насекомыми. Где же их легче всего найти – в городе или в поле, в лесу? Конечно же, за городом! Но это летом. А когда выпадет снег и ударит мороз? Вот тогда и перебирается сообразительная птичка поближе к людям – ведь возле них всегда есть чем поживиться! Ну а почему же вы­брана конкретная дата – именно 16 ноября? Оказывается, по многолетним наблюдениям синоптиков, именно в середине ноября, последнего месяца осени, наступают первые морозы, задувают ледяные ветры. Вот и устремляются птички, сумевшие приспособиться, сменить привычный рацион питания, в деревни и города. А каких еще мелких полевых птиц можно увидеть зимой в городе? Правильно, снегирей, щеглов, поползней и даже лесного доктора – дятла; особенно, если вы не поленились смастерить кормушку и регулярно добавляете туда корм. Птицы бывают перелетными – это те, кто улетает в дальние края: гуси, журавли, аисты, лебеди, ласточки, соловьи, скворцы и многие другие. Птицы бывают оседлыми – это те, кто постоянно живет рядом с людьми: воробьи, вороны, галки, сороки и голуби. А еще бывают птицы, откочевывающие не очень далеко. Вот к ним и относятся синицы. Еще принадлежат к этому разряду жаворонки, поползни, свиристели и некоторые другие. Послушаем же наших декламаторов – ведь в стихах можно сказать гораздо выразительней о птичьих проблемах и о том, чем можно помочь нашим друзьям – борцам с вредителями садов и огородов. Но прошу слушать внимательно, – пусть каждый из вас потом назовет наиболее понравившиеся строчки. 2. Декламация стихотворений. 3. Физпауза­минутка. 4. Викторина. 5. Загадки. 6. Игра. 7. Подведение итогов. 8. Заключительное напутствие педагога позаботиться о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЯ ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ Покормите птиц зимой! Пусть со всех сторон К вам слетятся, как домой, Стайки на балкон! Небогаты их корма – Горсть зерна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Разве можно забывать, – Улететь могли б, А остались зимовать Заодно с людьми! Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песни не пришлось Вам встречать весну! М. Петрова ВИКТОРИНА 1. Какие из местных птиц не летают? (Куры.) 2. Зачем птицы поют? (Привлекают партнера, обозначают гнездовую территорию.) 3. Назови городских птиц. (Сорока, синица, трясогузка, снегирь, голубь, скворец, ворона, воробей.) 4. Когда Синичкин день? Что означает? (16 ноября – самый холодный день осени; синицы прилетают с полей к людям, спасаясь от голода.) 5. Кто и когда объявляет в городе весну? (Синицы – громким пением в конце февраля.) 6. Кто прилетает весной первым? (Грачи.) 7. Кто улетает первым осенью? (Ласточки.) 8. Кто прилетает весной позже всех птиц? (Ласточки.) 9. Что кладут в кормушку? (Несоленое сало, ягоды рябины и шиповника, нежареные семечки, семена и крошки белого хлеба.) 10. Для каких птиц предназначают кормушку? (Только для мелких.) 11. Голуби и вороны входят в их число? (Нет, для них много помоек.) 12. Как уберечь от них кормушку? (Сделать маленькое отверстие.) 13. За одну или две нити подвешивать кормушку? (2 – иначе будет вращаться.) 14. Каковы 2 главных условия при установке кормушки? (Недоступность для кошек и регулярная подмена корма.)

15. Объясни пословицу «Срубил кусты – прощайте, птицы!». (С высоких деревьев птенцы, падая, могут разбиться, поэтому для гнездования большинство мелких птиц предпочитает кустарник.) ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ 1. Воробей, снегирь, щегол! Мы для вас накрыли стол! Как он называется? (Кормушка.) 2. У каменного у дворца Нет ни входа, ни крыльца! (Яйцо.) 3. Бела, как лен, зелена, как лук, Сидит, как султан, Кричит, как шайтан. (Сорока.) 4. Колокольчик в поднебесье Зазвенел над полем: здесь я! (Жаворонок.) 5. На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой! (Снегири.) 6. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто это? (Ворона.) 7. Ты с модницей этой, конечно, знаком: Вертушке на месте никак не сидится – Все хвастает синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится! (Синица.) 8. От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. (Снегирь.) 9. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь, Раскрасавец красногрудый, Житель севера – … (снегирь). 10. Днем спит, а ночью летает, 11. Эта птица – осоед! Ос и пчел ест на обед! (Щурка золотистая.) 12. Избушка нова – жильцов нет, Жилец появится – изба развалится! (Яйцо.) 13. Врач лесного царства – Лечит без лекарства. (Дятел.) 14. Черный, проворный, Кричит «крак», Он вредителям полей – Самый первый враг! (Грач.) 15. Птичка­невеличка ножки имеет, А ходить не умеет: Хочет сделать шажок – Получается прыжок! (Воробей.) 16. Озорной мальчишка В сером пиджачишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей.) 17. Белые щечки, желтая грудка, Черненький галстук у ней, Вредных личинок Она уничтожит И сохранит урожай для людей! (Синица.) 18. Здесь, на ветке, чей­то дом, – Ни дверей в нем, ни окон, Но жильцам в нем жить тепло. Называется … (гнездо). 19. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик над окном

Бесшумно летает, прохожих пугает. (Сова.) Из травы и глины. (Ласточка.) ЗАЧЕМ НАМ ПТИЦЫ? (игра) Да зачем нам эти птицы? И без них неплохо нам! Воробьи, скворцы, синицы – Да от них лишь шум и гам! Знать о птицах очень важно Из уроков или книг… Вот ребята нам подскажут, Что за польза нам от них! Жить нам станет веселее, Лучше настроение, Если рядом зазвучит Звонко птичье… (пение). Даже маленький птенец И его родители, Защищают урожай И едят… (вредителей). Расплодились короеды! Но не все потеряно! Дятел склюнул короеда – Сохранил нам… (дерево). Птицы нам спасут деревья, – Понимает весь народ. А деревья выделяют В атмосферу… (кислород). ПТИЧЬЯ ЭСТАФЕТА (игра) Каждая команда по очереди называет птиц – без запинки, кто больше. Если кто­то затрудняется в течение 10 секунд – пропускает ход. Я ЗАПОМНИЛ МНОГИХ ПТИЦ! (игра по типу «Снежный ком») Первая команда называет птицу, вторая повторяет ее название и добавляет свое, первая – повторяет предыдущие и добавляет новое и т. д. Например, первая говорит – голубь, вторая – голубь, ворона; первая – голубь, ворона, синица… И т. д.

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка – Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день , т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Си-нич-ка

Си-нич-ка

(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие. А не объявить ли мне конкурс на лучший рисунок Синички.

(хозяева рисунков защищают свои произведения).

Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но мне особо понравились вот эти (показывает самые хорошие и награждает ребят)

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)

1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо)

Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает плакат, где нарисованы разные виды синиц) :

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая

На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

Послушайте стихи про зимующих птиц.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Голуби

Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?

Снегири

Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)

В старину по приметам определяли погоду.

  1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
  3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  5. Ворона кричит зимой – у метели.
  6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
  9. Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
  10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
  11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

М.П. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.

Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.

М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

М. П. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).

А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)

М. П. Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

(Пока дети развешивают кормушки, педагог с дерева снимает письмо от Деда Мороза).

Это письмо мы прочитаем на следующем занятии. До встречи!

Валентина Деревянченко
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель мероприятия : формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи :

Познакомить детей с зимующими птицами ;

Расширить представления детей о всероссийских праздниках;

развивать эмоциональную сферу , толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Вовлечь детей в творческую и практическую деятельность

по охране и защите зимующих птиц;

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день » ? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица» Раньше в старину на нее гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невеличка птичка синичка , а свой праздник знает» .

Воспитатель : А как хорошо вы знаете птиц, мы сейчас проверим

Игра «Птицы»

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Что неправильно?

Дети. Мухи!

А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вы правы. Ну что, продолжим :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы .

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Дети топают.

Начинаем снова :

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Страусы, чижи …

Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Сорока мы тебе сейчас все объясним.

Игра : “Птичий бунт” .

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название или картинку птицы : кому перелётной, кому зимующий. Например : цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю к снежинке, а перелётные – в другую к солнышку. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Сорока : Теперь все понятно. Только птичья стая пролетала. Пёрышки свои потеряла.

Воспитатель : А ребята помогут тебе понять чьи эти пёрышки. Верно ребята?

Игра «Перышки» .

Воспитатель : Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей.)

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Не улетает никуда.

Когда приходят холода,

А ребята старшей группы знают песню про воробья.

Следующее перышко.

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

А кто знает стишок про эту птицу?

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «Кар-кар-кар»

Кто присел на толстый сук и стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ? (Дятел.)

Дятел дерево : тук-тук,

А по лесу : стук-стук-стук…

Славный доктор Айболит,

Он на дереве сидит.

Красно-черный, черно-красный,

Доктор из него прекрасный!

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Прилетела к нам сорока

Белогруда, Белобока,

Потрещала, поскакала,

Грудку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом перышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Клест всегда был дружен с елкой,

Так и скачет по иголкам.

Шишки ловко потрошит,

Семенами их шуршит.

Что за праздничный наряд!

Перышки огнем горят.

Клесты сели на иголки-

Будто кто украсил елки!

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Видно, все-таки не зря

Так назвали Снегиря :

Только выпадет снежок-

Тут как тут и наш дружок.

Нет на яблоне листочков,

Только алые комочки,

Будто яблочки, сидят,

Мы сорвать их захотели-

А они вдруг улетели!

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош весенний день . (Синица .)

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица .

Влетают синички .

Танец девочек «Синички »

Синичка : Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Выставка кормушек.

(Выходят дети с кормушками) .

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели .

А во вторник - снегири

Ярче утренней зари,

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог,

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма :

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима.

У нас такой обычай :

Как выпадет снежок,

Удобную кормушку

Повесить на сучок.

Традиционно в «Синичкин день » вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Стоит учесть, что влетев в форточку, синицы начнут проводить основательную «ревизию» всех мест, где может быть съестное. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой.

Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, чечеток или щеглов, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо , часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе.

Игра на внимание «Синицы » .

Кружки (или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы . Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него , тот проиграл.

Синичка : Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.

А сейчас мы проверим.

Игра : «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку) .

Воспитатель : Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.

Подкорми птиц зимой, они тебе отплатят летом

Ведущий : Вы много знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь. А мы пойдём развешивать кормушки .

"СИНИЧКИН ДЕНЬ"
набросок сценария мероприятия для детей

для закрепления знаний по теме занятия о синицах

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

«набросок» СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Действующие лица :

1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.

2. Синичка.

3 Старичок-лесовичок

4. Воробей.

5. Сова.

6. Дятел,

7. Клест,

Необходимые материалы :

1. Силовые кнопки.

2. Маркеры.

3. Картонные карманы для жетонов.

4. Жетоны.

5. Коробки.

6. Стенды для рисунков.

7. Стенды дня портретов зимующих птиц.

8. Столы для кормушек.

9. Таблички к поделкам.

10. Таблички с указанием птицы и подкормки зимой.

11. Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или КОСТЮМЫ.

12. Музыка.

14. Карточки с названиями птиц перелётных и зимующих.

15. Загадки о зимующих птицах.

16. Крупные «портреты» зимующих птиц.

17. Карточки е текстом действующим лицам.

18. Игра Лесовичка (?).

19. Призы за рисунки.

20. Призы за поделки-кормушки.

21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.

22. Корзинка.

23. Рисунки детей с изображением синичек (с надписью автора на лицевой стороне).

24. Поделки кормушек с табличками.

На сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.

Вбегает вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»

(Возмущённо) «Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое блестящее оперение! А чем примечательна синичка?

Вы, небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)

СОРОКА: Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд. Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.

Но вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! .... Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь) Ой, ну ладно, убедили.

(Задумчиво) Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т.д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяет.

СОРОКА: О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет» птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)

1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ

2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает. СОВА

3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже травы. СОРОКА

4. Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ

5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ

6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со свистом. КЛЁСТ

7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не улетит. ГОЛУБЬ

8. Спутник верный снегиря, с хохолком на голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ

9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА

10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА

11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.

В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.

СОРОКА: птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: У меня спроси. Я знаю. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих птиц . Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали, если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

ВОРОБЕЙ: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.

ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

СОРОКА: Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!

СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК: Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам более подходящий корм нужен.

Ребята, что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после "Птицы" могут показывать карточки с «меню», чтобы дети могли запомнить зрительно)

СНЕГИРЮ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;

СИНИЧКЕ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;

СВИРИСТЕЛИ... мякоть ягод рябины;

СОЙКЕ... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды, конского щавеля;

ГОЛУБЮ.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;

КЛЕСТУ...- шишки сосны и ели;...

Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с кормушками..

СИНИЦА: (обращаясь к «птицам") Посмотрите (показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.

Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!

СОРОКА: Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)

Например:

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его си­дит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в се­ редину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого большого.

А, гуси, вы. гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра повторяет­ ся, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси вста­ ют в хоровод. Волка выбирают.

Правила: 1. Хоровод гусей и гусенят идут по кругу в раз­ ные стороны. 2. Проговаривать текст должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Гуси - лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хо­ зяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки по­ щипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка меж­ ду хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га - га - га .

Есть хотите?
—Да, да, да.

Гуси-лебеди!Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пой­ маны. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быст­ рый, становится волком.

Правила: 1. Гуси должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

ЛЕСОВИЧОК: Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1 жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).

"Птички" снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести игру с залом, например:

«Покупки бабушки»

(Слова ведущего выделены)

Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка себе курочку.

Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).