- ТРАНСПОРТ
- ПОСТАВЩИКИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
- ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
В статье рассматривается вариант применения экспертных методов принятия решений на примере предприятия нефтедобывающей отрасли.
- Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
- Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
- Современное состояние терминально-логистической технологии и ее развитие в Омской области
- Международные транспортные коридоры, их экология и безопасность и значение для России
- Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании
Автомобильный транспорт незаменим в любой отрасли, в том числе и нефтедобывающей. Он обеспечивает розничную торговлю, транспортное обеспечение производственной логистики, перевозки в труднодоступные для других видов транспорта районы, на малые и средние расстояния.
Если нефтедобывающая компания предпочитает в целях минимизации уровня транспортных издержек покупать транспортную услугу у специализированных организаций, то возникает вопрос выбора логистических посредников, работа с которыми обеспечит не только низкий уровень затрат, но и стабильный рост прибыли в долгосрочной перспективе.
Для обоснования таких управленческих решений существует множество методик, одним из наиболее простых и не затратных с точки зрения времени и финансов, является экспертный метод. В его основу положены оценки специалистов – экспертов для параметров, характеризующих посредников, описывает процедуру получения интегральных экспертных оценок или рейтингов. Один из вариантов экспертного подхода имеет такое достоинство как учет количественных и качественных показателей, и подразумевает выполнение расчетов интегральной балльной оценки с использованием шкалы желательности и весовых коэфициентов.
Рассмотрим применение данной методики на примере АО «Самотлорнефтегаз». Основными возможными поставщиками транспортных услуг являются ООО «Черногоравтотранс», ООО "Белозерное УТТ”, УТТ №1, ООО "СОБВИН", ООО «Коммунальник». Необходимо выбрать наиболее надежного поставщика с расчетом на долгосрочное сотрудничество и стратегические цели.
Информация для обоснования выбора логистического посредника может быть получена одним из достаточно простых и незатратных способов - путем анкетирования или опроса. Поскольку управленческие решения находятся в компетенции руководства предприятия, то в качестве экспертов могут быть выбраны члены совета директоров, начальники подразделений, специалисты отделов. Полученная первичная информация о предприятиях представлена в (таблице 1).
На этапе анализа первичной информации можно отказаться от услуг ООО «СОВБИН», поскольку у данного предприятия истекает срок свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов. Дальнейшие критерии могут изменяться в зависимости от ситуации, поэтому необходимо учитывать и мнения экспертов.
Таблица 1 - Характеристика поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
||||
ООО «Черногоравтотранс» (1) |
ООО “Белозерное УТТ” (2) |
УТТ №1 – г. Нижневартовск (3) |
ООО "СОБВИН" (4) |
ООО «Коммунальник» (5) |
|
Наличие разрешения на перевозку опасных грузов |
Истекает срок |
||||
Наличие необходимого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
|||||
Возможность выезда на месторождения |
Зависит от дальности |
||||
Экспедирование, документальное сопровождение |
Зависит от груза |
Зависит от груза |
Также экспертам предложено выбрать из множества критериев выбора поставщиков транспортных услуг наиболее важные для принятия управленческих решений и проранжировать их по степени важности. Согласованность мнений экспертов проверяется с помощью коэффициента конкордации Кендэла. Известно, что для принятия управленческих решений результаты опроса принимают к рассмотрению при значениях коэффициента более 0,7. По результатам ранжирования в данном случае коэффициент конкордации равен 0,936, что свидетельствует о согласованных мнениях экспертов и, следовательно, результаты опроса могут являться обоснованной базой для принятия управленческого решения о выборе поставщика транспортных услуг.
Далее экспертам предложено качественно оценить работу предприятий по выбранным критериям. Результаты представлены в таблице 2, также в таблицу внесены средние ранги и количественные значения, которые определены по данным наблюдений за работой предполагаемых поставщиков и непосредственно АО «Самотлорнефтегаз».
Таблица 2 - Качественные и количественные критерии оценки поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
Средний ранг |
|||
Средний тариф на аренду цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, тыс. руб. / авт-час |
|||||
Частота сервиса |
|||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||
Очень хорошо |
Для выбора поставщика транспортных услуг в данном случает при наличии количественных и качественных оценок приемлемо использовать шкалу желательности. Расчеты удобно представить в виде таблицы 3.
Следующим шагом является анализ качественных оценок и перевод их в количественные (таблица 4). Значения a ij представляют собой исходные данные.
Таблица 3 - Расчет по количественным характеристикам
Критерий |
Эталонное значение |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Вероятность доставки точно в срок |
||||||||
Средний тариф на аренду наиболее часто используемого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
||||||||
Возможные отклонения от плана, % от общего времени доставки |
||||||||
Финансовая стабильность (условная балльная оценка) |
||||||||
Суммарная оценка по количественным критериям |
Таблица 4 - Расчет по качественным характеристикам
Критерий |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Частота сервиса |
Очень хорошо |
||||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||||
Готовность к переговорам об изменении тарифов или условий договора |
Очень хорошо |
||||||
Суммарная оценка по качественным критериям |
|||||||
Итоговая оценка по количественным и качественным критериям |
В данном случае a ij равны средним значениям по шкале желательности. Выбор поставщика осуществляется по максимальному значению рассчитанного интегрального рейтинга. Результаты расчетов позволяют сделать выбор в пользу ООО “Белозерное УТТ”, количественные и качественные оценки которого отвечают требованиям руководства АО «Самотлорнефтегаз» к партнерам по бизнесу и дает возможность заключать долгосрочный договор.
Список литературы
- Логистика в примерах и задачах: учеб. пособие / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная и др. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 288 с.
- Нефть России, аналитический журнал, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://neftrossii.ru/content/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2016)
- Палий И. А. Прикладная статистика: учеб. пособие / И. А. Палий. – М.: Дашков и К, 2008. – 224 с.
Предметом транспортно-распределительной логистики является комплекс задач, связанных с перемещением грузов транспортом общего назначения, совместным планированием транспортного складского и производственного процесса, обеспечением технологического единства.
Задачи транспортной логистики:
Определение вида транспорта;
Определение типа транспортного средства;
Выбор поставщика транспортных услуг;
Совместное планирование транспортного и складского процессов;
Согласование транспортных и погрузочных работ;
Совместное планирование перевозки грузов разными видами транспорта;
Определение рациональных маршрутов доставки грузов;
Определение суммарных расходов доставки груза.
Существуют два основных подхода к организации транспортного процесса:
1) традиционный;
2) логистический с участием оператора мультимодальной перевозки.
К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:
Создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
Определение рационального маршрута доставки груза;
Выбор типа и вида транспортного средства и др.
К задачам распределения товаров относятся:
Складирование готовых к отправке продуктов;
Транспортировка готовых товаров в определенные пункты доставки.
Под транспортировкой понимается изменение местонахождения товаров с помощью транспортных средств.
Каждая транспортная система состоит из следующих компонентов:
Транспортных грузов;
Средств транспорта;
Процесса транспортировки.
Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. Внутрипроизводственные транспортировки включают транспортные процедуры на складах и процесс транспортировки внутрипроизводственных подразделений. К внешней транспортировке относятся транспортировка от поставщика к потребителю и транспортировка между различными заводами или складами.
Выбор вида транспорта, выбор перевозчика, принятие решения о создании собственного парка транспортных средств, а также решение других оптимизационных задач транспортной логистики
Основные функции транспортного отдела:
1) аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа (основные претензии грузоотправителя к перевозчику можно разделить на три категории: претензии к сохранности груза, претензии по срокам доставки, претензии по оплате);
2) составление графиков выпуска на линию подвижного состава (помимо составления графиков, нужно также обеспечивать работоспособность погрузочно-разгрузочного оборудования, парка транспортных средств, в случае привлечения сторонних перевозчиков - предварительное согласование условий перевозок);
3) переговоры о величине тарифных ставок (в рамках заданных условий сроки, объемы перевозок и т. д. Транспортный отдел должен путем оптимизации маршрута доставки, выбора транспортных средств, перевозчика и т. п. минимизировать издержки, не забывая, что транспортные издержки - лишь составляющая общих логистических издержек);
4) исследование и анализ рынка (с точки зрения надежности поставщиков, транспортных тарифов, предлагаемых дополнительных услуг, возможности установления более тесных партнерских связей). Возможности, на которые следует обратить внимание, представлены ниже:
Интеграция перевозчика - это практика включения новых транспортных услуг и технологий в логические операции предприятия (например, маркировка продукции);
Интеграция транспортных служб (поиск совместных с перевозчиком возможностей для снижения стоимости перевозки);
5) отслеживание и экспедирование доставки - мониторинг перевозок, -отслеживание местонахождения и состояния грузов, экспедирование осуществляется в случае необходимости индивидуального подхода к отправке.
Одной из важнейших задач, возникающих в деятельности транспортного отдела, является выбор видов и типов транспортных средств, осуществляющих перевозку.
На выбор транспортных средств влияют:
Характер груза (вес, объем, консистенция);
Количество и частота отправляемых партий;
Климатические, сезонные характеристики;
Расстояние, на которое перевозится груз;
Близость расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, автомагистрали, реке или морю, аэропорту;
Сохранность груза;
Риск невыполнения поставок для груза.
Таблица 7.6
Факторы, влияющие на выбор вида транспортных средств
Виды транспорта | ||||||
время доставки |
частота отправления грузов |
надежность соблюдения |
способность доставки пе- |
способность доставить |
стоимость перевозки |
|
ревозить разнооб- |
товар в любую | |||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Для начала заказчик должен выяснить, какие именно транспортные услуги ему требуются, и внести сведения о них в план-график. Дело в том, что некоторые их виды включены в , утв. . Сюда относятся, например, услуги следующего транспорта (коды ОКПД2):
- сухопутный и трубопроводный (49);
- водный (50);
- вспомогательный (52.2).
При этом в перечне есть и ряд исключений. Так, в него не входят услуги по перевозкам пассажиров:
- между городами автотранспортом по расписанию (49.39.11);
- железнодорожным транспортом в междугородном, международном сообщении (49.1);
- по регулярным внутригородским и пригородным маршрутам автотранспортом (49.31.21).
Также не включены коды, относящиеся к трубопроводному транспорту (49.5, 52.21.3), и услуги по предоставлению информации на железнодорожных вокзалах (52.21.19.114).
В зависимости от вида закупаемых перевозок выбирают способ определения поставщика.
Выбираем способ определения поставщика
Согласно ч. 2 ст. 59 № 44-ФЗ, заказчики обязаны приобретать блага из перечня через электронный аукцион либо путем проведения запросов предложений, котировок, заключения контракта с единственным поставщиком. При этом для запросов и неконкурентных закупок должны быть выполнены условия, прописанные в № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83, п. 20, 21, 26, 50 ч. 1 ст. 93). Получается, что в данном случае запрещено проводить только конкурсные процедуры.
Если же речь идет о закупке транспортных услуг, не включенных в перечень либо исключенных из него, то здесь вполне будет уместен и открытый конкурс.
Неправильный выбор способа определения поставщика влечет за собой штраф для заказчика в размере 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ).
Формируем НМЦК
Правила расчета цены контракта, предметом которого являются регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом, прописаны в Распоряжении Минтранса № НА-229-р от 15.12.2017. Данная методика определяет:
- Когда должна быть рассчитана НМЦК.
- Как ее правильно посчитать.
- Какие дополнительные расходы учесть при расчетах.
- Примерный список источников исходных данных.
Стоит учитывать, что определить конечный объем перевозок не всегда возможно. В таких случаях в извещении о процедуре заказчик должен указать цену за единицу услуги. А регулярные перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом можно оплачивать, исходя из их фактически оказанного объема. Главное, чтобы этот объем не был больше, чем изначально планировался в контракте, а итоговая цена не превышала НМЦК (п. 2 ст. 42). В извещении и закупочной документации необходимо прописать вышеуказанные положения об оплате.
Составляем ТЗ
Техническое задание при рассматриваемых закупках составляют на общих основаниях в соответствии со ст. 33.
Для того чтобы поставщики смогли верно рассчитать предлагаемые цены, заказчик должен подробно изложить в ТЗ описание услуг и требования к ним, а именно:
- состав;
- цель оказания;
- описание транспортных средств;
- соответствие стандартам;
- наличие водительского удостоверения;
- описание приема заявок на перевозку диспетчером;
- срок оказания.
Особого внимания заслуживает закупка организованной перевозки детей автобусами. В этом случае к транспорту должны применяться следующие требования (согласно Правилам, утв. ПП РФ № 1177 от 17.12.2013):
- С момента выпуска прошло не более 10 лет.
- Назначение и конструкция соответствуют техническим требованиям к пассажирским перевозкам.
- Допущен к участию в дорожном движении в установленном порядке.
- Имеет официально установленный тахограф.
- Имеет спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
Первый пункт вступает в силу только для Санкт-Петербурга, Москвы и областей этих городов с 01.07.2018. Для остальных маршрутов это правило начнет действовать с 01.04.2019.
Многие показатели нельзя указывать конкретно, т. к. это может повлечь за собой ограничение конкуренции. Поэтому, например, количество мест в автобусах лучше указать в диапазоне значений.
Образец технического задания
Устанавливаем требования в документации
В сфере перевозок существует ряд стандартов и правил, которые должен соблюдать исполнитель. К ним относятся:
- Правила перевозки пассажиров (утв. ПП № 112 от 14.02.2009).
- Правила дорожного движения.
В документации целесообразно предъявить поставщикам требования об их соответствии этим актам и указать ответственность за нарушение условий сделки.
- ТРАНСПОРТ
- ПОСТАВЩИКИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
- ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ
В статье рассматривается вариант применения экспертных методов принятия решений на примере предприятия нефтедобывающей отрасли.
- Анализ транспортной логистики и её традиционного метода в управлении цепями поставок
- Пути возмещения ущерба, нанесенного транспортными средствами дорогам в России и в мире
- Современное состояние терминально-логистической технологии и ее развитие в Омской области
- Международные транспортные коридоры, их экология и безопасность и значение для России
- Применение логистического менеджмента для повышения эффективности транспортной компании
Автомобильный транспорт незаменим в любой отрасли, в том числе и нефтедобывающей. Он обеспечивает розничную торговлю, транспортное обеспечение производственной логистики, перевозки в труднодоступные для других видов транспорта районы, на малые и средние расстояния.
Если нефтедобывающая компания предпочитает в целях минимизации уровня транспортных издержек покупать транспортную услугу у специализированных организаций, то возникает вопрос выбора логистических посредников, работа с которыми обеспечит не только низкий уровень затрат, но и стабильный рост прибыли в долгосрочной перспективе.
Для обоснования таких управленческих решений существует множество методик, одним из наиболее простых и не затратных с точки зрения времени и финансов, является экспертный метод. В его основу положены оценки специалистов – экспертов для параметров, характеризующих посредников, описывает процедуру получения интегральных экспертных оценок или рейтингов. Один из вариантов экспертного подхода имеет такое достоинство как учет количественных и качественных показателей, и подразумевает выполнение расчетов интегральной балльной оценки с использованием шкалы желательности и весовых коэфициентов.
Рассмотрим применение данной методики на примере АО «Самотлорнефтегаз». Основными возможными поставщиками транспортных услуг являются ООО «Черногоравтотранс», ООО "Белозерное УТТ”, УТТ №1, ООО "СОБВИН", ООО «Коммунальник». Необходимо выбрать наиболее надежного поставщика с расчетом на долгосрочное сотрудничество и стратегические цели.
Информация для обоснования выбора логистического посредника может быть получена одним из достаточно простых и незатратных способов - путем анкетирования или опроса. Поскольку управленческие решения находятся в компетенции руководства предприятия, то в качестве экспертов могут быть выбраны члены совета директоров, начальники подразделений, специалисты отделов. Полученная первичная информация о предприятиях представлена в (таблице 1).
На этапе анализа первичной информации можно отказаться от услуг ООО «СОВБИН», поскольку у данного предприятия истекает срок свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов. Дальнейшие критерии могут изменяться в зависимости от ситуации, поэтому необходимо учитывать и мнения экспертов.
Таблица 1 - Характеристика поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
||||
ООО «Черногоравтотранс» (1) |
ООО “Белозерное УТТ” (2) |
УТТ №1 – г. Нижневартовск (3) |
ООО "СОБВИН" (4) |
ООО «Коммунальник» (5) |
|
Наличие разрешения на перевозку опасных грузов |
Истекает срок |
||||
Наличие необходимого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
|||||
Возможность выезда на месторождения |
Зависит от дальности |
||||
Экспедирование, документальное сопровождение |
Зависит от груза |
Зависит от груза |
Также экспертам предложено выбрать из множества критериев выбора поставщиков транспортных услуг наиболее важные для принятия управленческих решений и проранжировать их по степени важности. Согласованность мнений экспертов проверяется с помощью коэффициента конкордации Кендэла. Известно, что для принятия управленческих решений результаты опроса принимают к рассмотрению при значениях коэффициента более 0,7. По результатам ранжирования в данном случае коэффициент конкордации равен 0,936, что свидетельствует о согласованных мнениях экспертов и, следовательно, результаты опроса могут являться обоснованной базой для принятия управленческого решения о выборе поставщика транспортных услуг.
Далее экспертам предложено качественно оценить работу предприятий по выбранным критериям. Результаты представлены в таблице 2, также в таблицу внесены средние ранги и количественные значения, которые определены по данным наблюдений за работой предполагаемых поставщиков и непосредственно АО «Самотлорнефтегаз».
Таблица 2 - Качественные и количественные критерии оценки поставщиков транспортных услуг
Показатель |
Наименование предприятия |
Средний ранг |
|||
Средний тариф на аренду цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов, тыс. руб. / авт-час |
|||||
Частота сервиса |
|||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||
Очень хорошо |
Для выбора поставщика транспортных услуг в данном случает при наличии количественных и качественных оценок приемлемо использовать шкалу желательности. Расчеты удобно представить в виде таблицы 3.
Следующим шагом является анализ качественных оценок и перевод их в количественные (таблица 4). Значения a ij представляют собой исходные данные.
Таблица 3 - Расчет по количественным характеристикам
Критерий |
Эталонное значение |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Вероятность доставки точно в срок |
||||||||
Средний тариф на аренду наиболее часто используемого подвижного состава (цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов) |
||||||||
Возможные отклонения от плана, % от общего времени доставки |
||||||||
Финансовая стабильность (условная балльная оценка) |
||||||||
Суммарная оценка по количественным критериям |
Таблица 4 - Расчет по качественным характеристикам
Критерий |
Показатель |
Наименование предприятия |
|||||
Частота сервиса |
Очень хорошо |
||||||
Сохранность груза |
Очень хорошо |
||||||
Квалификация персонала |
Очень хорошо |
||||||
Готовность к переговорам об изменении тарифов или условий договора |
Очень хорошо |
||||||
Суммарная оценка по качественным критериям |
|||||||
Итоговая оценка по количественным и качественным критериям |
В данном случае a ij равны средним значениям по шкале желательности. Выбор поставщика осуществляется по максимальному значению рассчитанного интегрального рейтинга. Результаты расчетов позволяют сделать выбор в пользу ООО “Белозерное УТТ”, количественные и качественные оценки которого отвечают требованиям руководства АО «Самотлорнефтегаз» к партнерам по бизнесу и дает возможность заключать долгосрочный договор.
Список литературы
- Логистика в примерах и задачах: учеб. пособие / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная и др. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 288 с.
- Нефть России, аналитический журнал, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://neftrossii.ru/content/, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2016)
- Палий И. А. Прикладная статистика: учеб. пособие / И. А. Палий. – М.: Дашков и К, 2008. – 224 с.