Любят ли читать ваши дети. Исследование "Любит ли ваш ребенок читать"? Родительское собрание «Семья и книга»

Проведенные научные исследования в области развития речевой практики детей младшего и дошкольного возраста доказали важность раннего чтения вслух для детей. Согласно выводам, сделанным учеными, дети, которым читали книги с младенческого возраста, гораздо легче и раньше начинали процесс обучения чтению. Дело в том, что процесс обучения устной речи будет идти параллельно со знакомством с письменной речью: дети будут видеть, а со временем и различать буквы, они узнают, что такое алфавит и какой буквой обозначается тот или иной звук, и как из букв составляются слова. Любопытство маленьких детей будет стимулировать их к познанию нового и в дальнейшем поможет понять, что можно узнать из текста и как его нужно читать.

Итак, с чего начать?

Просто читайте

Не беспокойтесь о том, готов ли ваш малыш прослушать всю историю про Красную Шапочку или всего лишь одну или две странички из сказки, читайте столько, сколько он может слушать. Вы можете прочесть ему две страницы перед прогулкой и еще три после сна. Даже самый маленький отрывок, прочтенный вашему ребенку, сыграет огромную роль для будущего развития. Вы увидите, чем старше будет становиться ваш малыш, тем с большим интересом он будет слушать более длинные и сложные тексты.

Выбирайте сказки, интересные вашему малышу

Совсем не обязательно, что ваша дочь будет обожать сказки о принцессах, так же, как вы любили их в детстве. Обязательно учитывайте, что интересно вашему ребенку, когда выбираете книгу для чтения. И не стоит беспокоиться, если ваша дочка просит вас почитать про грузовики, а сын требует историй про Золушку, видимо, именно это интересно им в данный момент. Не забывайте о том, что вы прививаете им любовь к чтению, не ограничивайте круг их интересов.

Обсуждайте то, что прочитали

Вместе с тем, как растет интерес вашего ребенка к чтению, растет и количество его вопросов о книгах и о содержании. Не стоит раздражаться по этому поводу. Понимать то, о чем написано в книге - это основное умение, которое нужно приобрести каждому читателю. Наоборот, нужно поддерживать этот интерес: отвечайте на все вопросы и задавайте свои! Уверяем вас, что каждый раз вы будет слышать новые и новые рассуждения своего малыша, и он не раз удивит вас!

Будьте терпеливы

Часто случается, что дети противятся чтению. Иногда им не хочется спокойно сидеть и слушать, им может быть не интересно то, о чем вы читаете или они постоянно вас перебивают и говорят о своем. Относитесь к этому спокойно и продолжайте читать. Ваше терпение и спокойствие передастся ребенку и со временем он научится любить время, когда вы ему читаете, и сам будет просить вас почитать.

Будьте оптимистичны

Даже если ваш ребенок не любит чтение, старайтесь всячески его увлечь. Энтузиазм заразителен! И если вы сами с нетерпением ждете, когда сможете почитать свою любимую книгу, вскоре и ваш ребенок будет с нетерпением ждать, когда вы почитаете и ему. (Можно прибегнуть и к небольшой хитрости: как правило, дети не любят, когда мы начинаем укладывать их в постель, поэтому после напоминания о том, что пора ложиться спать, можете предложить вашему ребенку немного почитать перед сном. Поверьте, дети соглашаются на все, лишь бы не спать).

А стоит ли?

Вам может казаться, что вы тратите массу времени и усилий, но ваш ребенок все равно с неохотой слушает сказки и тогда вы задаете себе вопрос: а стоит ли так мучиться? Эксперты и родители со стажем отвечают однозначно: стоит!

Начинайте читать детям как можно раньше. Для грудничков покупайте картонные книжки, с крупными рисунками и буквами, затем читайте небольшие сказки, а дошкольникам можно читать уже длинные рассказы и смешные истории. Также можно обратить внимание на , которые загружаются на различного рода гаджеты, но все же лучше отдавать предпочтение традиционной книге. Чтение - это еще и общение с ребенком, вы станете ближе, научитесь лучше понимать друг друга и привьете вашему малышу любовь к миру книг.

Было время, когда граждане СССР принадлежали к самой читающей нацией в мире - и это не смотря на то, что многие хорошие издания были в большом дефиците, а иные и вовсе под запретом. Сегодня в сети за пару кликов можно найти всё, что душе угодно, однако читать молодёжь почти разучилась. Но что бы там не говорили, бумажная книга никогда не перестанет быть актуальной - это лучший друг и собеседник, советчик и учитель. Как же научить ребёнка любить чтение, чтобы в будущем он предпочитал книгу компьютеру и телевизору? Чтобы вместо типичного потребителя развлечений стал многогранной личностью с широким кругозором и кругом интересов?


Прививаем интерес к чтению

Знакомство с книгой начинается задолго до того, как ребёнок научится читать. Сначала необходимо показывать малышу красочные картинки в книжках для самых маленьких, и читать ему вслух подписи к ним - сказки, простые стишки, напевать песенки.

Необходимо подобрать подходящее время для чтения и сделайте общение с книгами ежедневной традицией. Уделить внимание чтению можно как в середине дня, так и перед сном. Главное - не заставлять ребёнка, если он в данный момент настроен пошалить. Иначе ребёнок возненавидит чтение и вообще обучение новому. И не стоит критиковать своего ребёнка в сравнении с другими детьми, даже с братьями и сёстрами: не важно, что другие читают больше, охотнее, быстрее - помните, это не соревнование!

Времяпрепровождение вместе с мамой и/или папой за книгой должно вызывать положительные эмоции у ребёнка - чтобы со временем эти минуты превратились в одно из приятных и уютных воспоминаний о детстве. Кроха растёт, и от небольших сказок или рассказов можно постепенно переходить к историям с продолжением.

Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное: что понравилось и запомнилось, одобряет ли он поступки персонажей, доволен ли он финалом истории - или, может быть, готов сочинить собственный хеппи-энд? Одним словом, помогите ребёнку научиться анализировать информацию - это важная составляющая культуры чтения.

Даже когда ребёнок уже вполне в состоянии читать книги самостоятельно (в 6-7 лет), не отказывайте ему в удовольствии послушать ваше выразительное (и потому такое увлекательное) чтение. Ведь даже старшеклассники зачарованно слушают, как любимый учитель читает отрывок из учебной программы! Юный читатель может самостоятельно изучать интересную ему литературу - пусть даже это будут комиксы или фэнтези, а взрослые могут познакомить его с теми книгами, которые считают полезными для развития и которые прочитали в детстве сами.

Расскажите малышу, почему читать книги не менее интересно, чем смотреть мультфильмы или фильмы: ведь самый фантастический кинозал находится в нашем воображении! И, конечно, если вы хотите увлечь дошкольника чтением, не забывайте: в этом возрасте дети во всём стараются копировать взрослых. Так что если вы сами регулярно уделяете время интересной вам литературе, с малышом проблем не возникнет. А вот если домочадцы привыкли проводить время у телевизора, ребёнок тоже потянется к экрану - противостоять которому трудно даже нам, взрослым.

Записываемся в библиотеку!

«Чегооо?..» - округлят глаза многие современные родители, - и напрасно! Библиотека - это место, где царит совершенно особая атмосфера - уют, тишина и порядок. Здесь маленький ребёнок сразу ощущает свою взрослость и значимость, и ещё - уважение к книгам. Сразу перечислим несколько причин, по которым всё же стоит записать малыша в детскую библиотеку:

Дошкольнику посещение библиотеки - не только возможность познакомиться с новыми книгами, но хороший «тренажёр» самостоятельности. Ведь на ребёнка заводится его собственный формуляр - вполне взрослый документ, где указаны его имя и фамилия. Малыш способен оценить значимость этого события и гордится оказанным ему доверием. Ему даже придётся ставить свою подпись (или каракульку) в формуляре за каждую книгу, которую маленький читатель, опять же, самостоятельно выберет!

Детская библиотека поможет развивать коммуникативные навыки ребёнка: доброжелательная атмосфера и тишина настраивают на неторопливое общение ребёнка со взрослыми. Внимательный библиотекарь поговорит с малышом о его предпочтениях и на первых порах поможет выбрать подходящую книгу. Кроме того, ребёнок сможет делиться впечатлениями о прочитанном с домочадцами и сверстниками, заодно тренируя необходимый для школы навык пересказывания.

Посещая библиотеку, малыш научится бережному обращению с книгами и аккуратности - ведь книги принадлежат не ему, а являются собственностью библиотеки. Дети постарше во время визитов в библиотеку обучатся пунктуальности: необходимо вовремя возвращать прочитанные книжки и выбирать для этого подходящее время в своём распорядке.

Каждый ребёнок в душе собственник, и большинству родителей знакома ситуация, когда малыш слёзно просит купить ему понравившуюся игрушку или красочный журнал-однодневку, а через день теряет к приобретению всякий интерес. Далеко не каждая современная семья может позволить себе потакать капризам малыша, особенно учитывая, что он сам толком не понимает, что ему нужно. Так что посещение детской библиотеки может стать дополнительной возможностью сэкономить семейный бюджет: здесь кроха от души наиграется макулатурой и постепенно научится отличать её от хороших книг. При этом прочитанные книги без сожаления возвращаются на свои полки, избавляя ваше жилище от склада дорогостоящей, но бесполезной целлюлозы.

Записаться в библиотеку совсем не сложно: пока ребёнку не исполнилось 14 лет, взрослому необходимо предъявить удостоверяющий личность документ, а так же ознакомить малыша с правилами пользования библиотекой. При выборе библиотеки рассчитывайте на то, чтобы ребёнок в будущем смог посещать её самостоятельно - поэтому чем ближе к дому, тем проще. Познакомьте ребёнка с библиотекарем, который поможет ему ориентироваться в библиотечных фондах. А если ребёнок уже учится в школе, ему будет интереснее посещать библиотеку вместе с другом-единомышленником или в компании нескольких одноклассников.

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети ведь во все времена дети, а ваш ребенок — это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная — адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в "казаки-разбойники", нынешние дети предпочитают бегать пассивно — сидя за компьютером. И с не меньшим увлечением играют в "Дум", "Сталкер" и т.д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало!

Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет — самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: "Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!"

А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

1. Самое первое и очень важное правило — никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.

2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не-друзей — это только укрепит в нем сопротивление!

3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой "Сталкер" (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры.

Нет, нет, нет — не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов и далеко не самый худший.

4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги — это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов.

На вопрос "Чё эт ты вдруг "Сталкера" читаешь?" можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло "быть в теме".

Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: "А в игре тоже есть такой персонаж?", "А что такое артефакт "душа"?". Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях!

Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: "Ну, естественно — в игру ж невозможно поместить все. Игра — это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить". И снова погрузитесь в чтение.

5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте — пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!

6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание — это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.

7. Пример со "Сталкером", скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как "Гарри Поттер", "Властелин колец".

Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме — это побудит желание узнать остальные пропущенные события.

8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне — чем удачнее перевод, тем интереснее читать.

9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется — это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно — поможет наладить ваши отношения.

Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.

10. Помните, что предложенные книги — это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.

11. Когда первые робкие шаги уже сделаны и ваш ребенок больше не шарахается от вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.

12. Читаете "правильную" книгу, привлеките внимание ребенка — зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача — заинтересовать.

14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните — капля камень точит.

15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.

16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, пить шампанское, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим!

Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные!

Удачи вам, терпения, самообладания!

P.S. Все эти рекомендации — не просто набор слов и предложений. Все это было применено лично мною на практике и дало свои результаты. Когда моему сыну было лет 11, меня серьезно обеспокоила его абсолютная нелюбовь к чтению, в то время как я сама выросла в читающей семье.

Шаг за шагом я прошла через все то, что изложила выше. Сейчас моему сыну 19 лет, он читает много серьезных книг и получает лингвистическое образование. Многие книги он читает по моей рекомендации, что позволяет нам делиться впечатлениями и мнениями о прочитанном. Теперь он сам зачитывает мне особенно понравившиеся отрывки из книг и дает им свою оценку.

Дерзайте, и у вас все получится!

Комментировать статью "Ваш ребенок не любит читать? Я знаю, что делать!"

Мне кажется предложение в статье правильное. Но оно направлено больше не на привитие любви к чтению, а на нахождение общего языка со своим чадом, а без этого нет никакого общения. Это касается не только чтения, но и моды, поведения, отношения к учебе и т.д.. Ведь чтобы ребенок брал с Вас пример, нужно быть таким примером. У Жан-Поля Сартра (он по мимо всего прочего именитый педагог) спрашивали, как привить ребенку любовь к чтению, самое первое, что он сказал: - "...создать ребенку "книжную" атмосферу..." В доме все должны читать и с трепетом относиться к книгам. [ссылка-1]

2011-12-08 08.12.2011 21:28:23,

Это вообще не для кого рекомендация, ни для какого возраста не подходит. Пока ребенок не будет читать почти без запинок, уверенно и не робко, до тех пор ждать, что он вдруг проникнется чтением бесполезно. Это давно известно, т.к. невозможно следить за сюжетом интересной книги, если спотыкаешься на каждом слове и читаешь неуверенно. Ребенок перстает понимать, что читает и его усилия на чтение оказываются во сто крат сильнее, чем желание узнать продолжение.

2011-12-05 05.12.2011 16:16:23,

А мне что делать?? У нас все читают, в любую свободную минутку не телек включается, а книга берется (электронная, бумажная- не важно). Дочка сама почти научилась (к сентябрю явно будет почти бегло читать), младший (2 года) изображает, что читает. А старший-первоклассник НЕ ЧИТАЕТ категорически:(. Ничего. Ему НЕ ИНТЕРЕСНО. Сам так сказал. :(. И не слушает толком:(. Посидит-посидит и побредет в середине повествования. И всегда так было,сколько помню наш опыт чтения:(

2012-04-07 07.04.2012 02:34:15,

Цель: ознакомление родителей с методами и приемами развития у детей читательского интереса.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с динамикой развития техники чтения;
  2. Показать роль книг и чтения в развитии ребенка;
  3. Ознакомить с причинами возникающих проблем в чтении и привитии читательского интереса.

Материалы для подготовки и проведения родительского собрания:

  1. Проверка техники чтения (всех параметров) и сравнительный анализ техники чтения за период 1-3 класс.

Ход собрания

  1. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.
  2. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей (Анкеты в подготовительном этапе).
  3. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).
  4. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).
  5. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.
  6. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Подведение итогов родительского собрания.

I. Знакомство с проблемой “Почему ребенок не любит читать”.

1. В наше современное время высоких технологий и компьютеризации человек не может обойтись без такого источника информации как книга. Однако у учащихся к 4 классу интерес к чтению начинает падать. Соответственно, падает и техника чтения, не пополняется словарный запас, пропадает любовь к книге. Всё это рано или поздно сказывается на результатах обучения. Ведь умение читать бегло, понимать прочитанное необходимо при изучении как гуманитарных, так и точных наук. Замедление процесса чтения, падение интереса к нему приводит и к замедлению развития интеллекта.

Желание читать, стойкий интерес к чтению закладывается в семье. Если дома чтение, обсуждение прочитанного, совместные походы в книжные магазины стали привычными с самого детства, это станет для ребёнка нормой повседневной жизни. Однако уже в начальной школе многие родители сталкиваются со следующими проблемами, связанными с чтением:

  1. Школьник читает медленно, с большим количеством ошибок.
  2. Ребёнок читает бегло и правильно, но категорически отказывается прочитать больше того, что задал учитель.
  3. Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, что читает. В итоге, читая задачу, он не понимает её сути, и приходится перечитывать по несколько раз.

Каковы же причины возникающих проблем? Как их преодолеть?

2. Навык чтения состоит из нескольких параметров:

- Способ чтения : по слогам, целыми словами, группами слов. (В нашем классе дети читают в основном целыми словами, но есть и группа детей, использующая слоговое чтение вместе с целыми словами.)

- Скорость чтения (к концу 4 класса ребёнок должен читать не менее 120 слов в минуту).

В 3 классе норма 80-90 слов (для 2 полугодия). Выше нормы читают 7 человек, в норму укладываются 7 человек, ниже нормы – 8 человек. В сравнении со 2 четвертью стали больше читать слов 5 человек, остальные уменьшили количество слов. Сравнение скорости чтения в 3 классе со скоростью чтения в сентябре 1 класса показало следующее: количество слов за 1 минуту увеличилось с 37 до 87 слов.

- Правильность, беглость чтения . С ошибками в нашем классе читают 8 человек.

- Понимание прочитанного . По результатам самостоятельной работы понимание прочитанного на высоком уровне у 9 человек, у 8 человек на уровне выше среднего, у 1 – на среднем, у 2 на низком. Проверка читательских дневников показывает следующее: ведут читательские дневники 21 человек, записываются только книги заданные для внеклассного чтения, не всегда записи выполнены аккуратно, имеются орфографические ошибки, не у всех есть рисунки к произведениям. Лучшие в оформлении читательские дневники у 5 человек.

3. Беглым и выразительным чтение ребёнка становится к 5 классу. Но некоторые дети, несмотря на усилия родителей и учителей, продолжают читать медленно, по слогам, не понимают прочитанное. Причиной таких отклонений могут быть индивидуальные особенности ребёнка. От психологов и логопедов можно услышать такой диагноз: дислексия или дисграфия. При дислексии задержка развития навыка чтения может быть связана с работой мозга – некоторым повреждением нормального процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга. Нарушению чтения очень часто сопутствует нарушение письма – дисграфия. Симптомы этого диагноза следующие: замена гласных при письме, пропуск их, пропуск целых слогов, не обозначение мягкости согласных и т. п. И ребёнку требуется квалифицированная помощь психологов, логопедов.

Но далеко не всегда нарушения чтения связаны с предрасположенностью к дислексии. Рассмотрим проблемы связанные с воспитанием интереса к чтению. Некоторые дети, не испытывающие проблем с техникой чтения, воспринимают чтение как повинность. Причины этого могут быть в семейном воспитании.

1) Если родители, обучая ребёнка читать, часто прерывали эти занятия интересными играми, прогулками, просмотром телевизора, то чтение превращается в нелюбимый урок, который нужно быстрее закончить. Естественно ребёнок не захочет читать сверх того, что ему задали. При такой организации он плохо понимает и запоминает прочитанное.

2) Если родители сами предпочитают чтению другие занятия: просмотр телевизора, встречи с друзьями и т. п., если сын или дочь не видят родителей с книжкой, они также воспринимают процесс чтения как временное явление, школьную повинность. Ребёнок рассуждает так: “Вот вырасту, тоже буду отдыхать, как захочется, а читать не буду”.

3) Нелюбовь к чтению связана ещё и с тем, что детям просто неинтересно читать. Для многих из них прочитанное остаётся набором событий, имён, названий, непонятных, не пережитых ими. К сожалению, прогресс негативно сказывается на привитии любви к чтению. Зачастую дети сначала знакомятся с мультипликационной или киноверсией произведения. Поэтому у современных детей недостаточно развито образное мышление. В таком случае новые книги представляются скучными, так как ребёнок не способен представить характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Совсем другое дело – мультики или компьютерные игры. Вот тут ощущается действие, развитие сюжета, острота ощущений, уже есть образы героев, нарисована окружающая обстановка. Получается, современным детям не хватает воображения: их с рождения окружает слишком много наглядных развлекающих стимулов, поэтому нет необходимости что-то представлять, додумывать.

II. Анализ читательской активности и читательских интересов детей и родителей по результатам анкетирования.

Анкета для ученика

  1. Любишь ли ты читать книги?
  2. Сколько времени обычно проводишь за книгой?
  3. Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?
  4. Какие книги ты предпочитаешь?
  5. Какие журналы тебе нравятся?
  6. Кто советует тебе в выборе книги?
  7. Дарят ли тебе родители книги?
  8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанное?
  9. Читают ли твои родители книги?
  10. Ходишь ли ты с родителями в книжный магазин или библиотеку? В какую? В какой магазин?
  11. Есть ли у вас домашняя библиотека?
  12. Какую книгу ты прочитал сейчас?
  13. А какой журнал?
  14. Какую книгу (из прочитанных тобой) можешь порекомендовать друзьям и одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилась эта книга? Нарисуй её обложку.

Анкета для родителей

  1. Любит ли ваш ребенок читать книги?
  2. Сколько времени он обычно проводит за книгой?
  3. Вы заставляете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги и журналы он предпочитает?
  5. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  6. Читаете ли вместе с ребенком книги и журналы?
  7. Обсуждаете ли со своим ребенком прочитанное?
  8. Считаете ли вы себя активным читателем?
  9. Как вы думаете, являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?
  10. Ходите ли вы с ребенком в библиотеку или вам хватает домашней?
  11. Какую книгу (из прочитанных вами в детстве) можете порекомендовать ребенку для чтения? Почему? Чем вам дорога эта книга? Пожалуйста, укажите автора и название произведения?

На последний вопрос анкеты (№11) просим ответить всех членов семьи (мама, папа, по возможности бабушка и дедушка)

Анализ читательских интересов оформляется в виде сравнительных таблиц.

Список составляется в виде таблицы, где графы обозначены как:

III. Выступление школьного психолога (Результаты тестирования на развитие образного мышления у детей и рекомендации родителям “Упражнения для развития образного мышления”).

IV. Сотрудничество с библиотекой. Выступление библиотекаря о сотрудничестве с библиотекой. (Оформление стенгазеты с фотографиями и отзывами детей о сотрудничестве с библиотекой).

V. Взаимосвязь с родителями – это один из путей решения проблемы. Видеоигра “Пойми меня”.

Подготовка и проведение видеоигры “Пойми меня”. Детям было предложено подготовить для родителей рассказ о любимом литературном герое не называя его имени. Родители угадывают персонаж по описанию ребенка.

VI. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение? Работа родителей в группах с целью составления памятки для родителей.

Памятка для родителей.

  1. Помните, что самый главный пример для сына или дочки – вы сами. Сложно убедить ребенка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что домашние предпочитают книге телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры.
  2. Заведите дома ритуал совместного чтения. Читайте веселые, интересные книги сверх школьной программы. Обсуждайте прочитанное.
  3. Пусть как можно раньше одним из постоянных подарков ребенку станет книга, соответствующая его возрасту.
  4. Не спешите отвечать на вопросы ребенка сразу. Посоветуйте ему искать ответы в книгах самостоятельно. Для этого собирайте дома различные словари: энциклопедические, толковые, орфографические, фразеологические и т.д.
  5. Сделайте поход в книжный магазин с сыном или дочкой приятным событием. Пусть ребенок спокойно походит между стеллажами, обратите его внимание на новинки, посоветуйтесь с ним, что из книг вы могли бы подарить кому-то из семьи, его другу.
  6. Когда ребенок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения).
  7. Проявляйте интерес к тому, что читают сын или дочка.
  8. Отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежный), тогда он будет стараться порадовать вас своими успехами.
  9. Не сравнивайте достижения ребенка с успехами других детей (особенно его братьев и сестер) ; постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребенка, закрепляет у него неприязнь к более успешным ребятам.

VII. Подведение итогов родительского собрания.

Помните, что это – не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи.

Возможное решение родительского собрания.

  1. Обсудить дома с остальными членами семьи тексты памяток.
  2. Классному руководителю составить график консультации родителей по вопросу техники чтения.
  3. В воспитании читательского интереса у детей продолжить с воспитателем сотрудничество с детской библиотекой.
  4. Сделать обязательными посещения библиотеки вместе с родителями, научить ребенка выбирать книги.

Литература:

  1. Родительские собрания 4 класс.: Москва – 2008г – с.58.
  2. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.: Харьков – 1997г.